Научная статья на тему 'Блог-технология как условие и средство развития умений иноязычного говорения в средней школе'

Блог-технология как условие и средство развития умений иноязычного говорения в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СРЕДНИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ / ПЕРЕДОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОЛЬ УЧИТЕЛЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / BLOG TECHNOLOGY / METHODS OF TEACHING FOREIGN-LANGUAGE SPEECH / FOREIGN LANGUAGE / INTERMEDIATE GRADE / ADVANCED PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ROLE OF TEACHER / INFORMATIONAL COMMUNICATION ENVIRONMENT OF SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киракосян Виолетта Альбертовна

В статье рассматриваются возможности блог-технологий при обучении иноязычному говорению учащихся средней школы. Целью исследования является обоснование эффективности использования блог-технологий при обучении иноязычному говорению на среднем этапе обучения. Обозначены основные трудности при обучении иноязычному говорению, намечены пути к преодолению этих трудностей, изучена роль учителя при организации устного общения школьников. Научная новизна исследования заключается в определении метода блог-технологий как одного из эффективных инструментов обучения иностранным языкам в контексте информационно-образовательной среды школы. Дана характеристика блог-технологий. Проанализированы несколько способов использования блог-технологий при обучении активной устной речи. Полученные результаты показали, что использование блог-технологий может выступать эффективным средством для развития коммуникативной компетентности учащихся, обучать их выражению собственного мнения, участию в дискуссиях.The article examines the potential of blog technologies when teaching foreign-language speech to secondary school pupils. The research objective is to justify efficiency of blog technologies when teaching foreign-language speech to middle-grade pupils of secondary educational institutions. The author identifies the basic difficulties in teaching foreign-language speech, proposes ways to overcome them, analyses the role of a teacher when organizing learners’ oral communication. Scientific originality of the study lies in the fact that blog technologies are considered as one of efficient foreign language teaching techniques in informational educational environment of a secondary educational institution. Blog technologies are described. Ways of using blog technologies when forming foreign-language speech skills are considered. The conclusions are made that blog technologies are an efficient means to develop learners’ communicative competence, foreign-language discussion skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Блог-технология как условие и средство развития умений иноязычного говорения в средней школе»

î rpamÔTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

RU

Блог-технология как условие и средство развития умений иноязычного говорения в средней школе

Киракосян В. А.1

1 Московский государственный областной университет

Аннотация. В статье рассматриваются возможности блог-технологий при обучении иноязычному говорению учащихся средней школы. Целью исследования является обоснование эффективности использования блог-технологий при обучении иноязычному говорению на среднем этапе обучения. Обозначены основные трудности при обучении иноязычному говорению, намечены пути к преодолению этих трудностей, изучена роль учителя при организации устного общения школьников. Научная новизна исследования заключается в определении метода блог-технологий как одного из эффективных инструментов обучения иностранным языкам в контексте информационно-образовательной среды школы. Дана характеристика блог-технологий. Проанализированы несколько способов использования блог-технологий при обучении активной устной речи. Полученные результаты показали, что использование блог-технологий может выступать эффективным средством для развития коммуникативной компетентности учащихся, обучать их выражению собственного мнения, участию в дискуссиях. Ключевые слова и фразы: блог-технология; методика обучения иноязычному говорению; иностранный язык; средний этап обучения; передовые педагогические технологии; роль учителя; информационно-коммуникационная среда школы.

EN

Blog Technology as a Means to Develop

Secondary School Pupils' Foreign-Language Speech Skills

Kirakosyan V. A.1

1 Moscow Region State University

Abstract. The article examines the potential of blog technologies when teaching foreign-language speech to secondary school pupils. The research objective is to justify efficiency of blog technologies when teaching foreign-language speech to middle-grade pupils of secondary educational institutions. The author identifies the basic difficulties in teaching foreign-language speech, proposes ways to overcome them, analyses the role of a teacher when organizing learners' oral communication. Scientific originality of the study lies in the fact that blog technologies are considered as one of efficient foreign language teaching techniques in informational educational environment of a secondary educational institution. Blog technologies are described. Ways of using blog technologies when forming foreign-language speech skills are considered. The conclusions are made that blog technologies are an efficient means to develop learners' communicative competence, foreign-language discussion skills.

Key words and phrases: blog technology; methods of teaching foreign-language speech; foreign language; intermediate grade; advanced pedagogical technologies; role of teacher; informational communication environment of secondary educational institution.

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что на базе информативности и передовых компьютерных технологий развиваются и совершенствуются как общественные отношения, так и психологические изменения в сознании современного человека; эти изменения затрагивают большинство аспектов современной жизни, отражаясь в культурной жизнедеятельности общества, экономических отношениях, в профессиональной жизнедеятельности человека, а также и в его образовании. Исходя из этого, изменения, происходящие на сегодняшний момент в российском образовании и включающие в себя массовые процессы компьютеризации передовых педагогических образовательных технологий, являются наиболее актуальными для достижения тех целей и задач, которые диктует современное информационное общество.

E-mail: 1 kira-violetta@yandex.ru

Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 16.04.2020; опубликовано онлайн (published online): 30.06.2020 https://doi.Org/10.30853/pedagogy.2020.3.5

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 3. С. 303-309 / 2020. Volume 5. Issue 3. P. 303-309

Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Конечным продуктом компьютеризации образования является приобретение информативности всеми социальными аспектами жизнедеятельности личности в рамках образовательной организации. Одним из наиболее эффективных инструментов для создания информационно-коммуникационной среды в школе выступает, несомненно, компьютер, который обеспечивает формирование компьютерной грамотности и информативной культуры учащихся. Следовательно, логичным будет предположить, что использование на уроках иностранного языка блог-технологий - такой подход, который полностью оправдан необходимостью модернизации отечественного образования.

В соответствии с указанной целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Описать информатизацию процесса обучения иностранному языку в школе.

2. Представить характеристику метода блог-технологий.

3. Раскрыть возможности использования блог-технологий в формировании ключевых языковых компетенций.

4. Охарактеризовать блог-технологию как инновационный подход к организации изучения иностранного языка в современной школе.

5. Рассмотреть возможности формирования умения иноязычного говорения в соответствии с типами блогов.

К методам исследования в соответствии с выдвинутой целью и задачами исследования относятся следующие общетеоретические и эмпирические методы: моделирование педагогического процесса через привлечение к урокам иностранного языка в средней школе блог-технологий, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, классификация, педагогическое планирование, изучение передового педагогического опыта.

Теоретическую основу составляет база в вопросах целеполагания и организации процесса обучения иностранному языку в средней школе. В данном аспекте наиболее ценными представляются подходы в структуре педагогического процесса, предложенные О. И. Михеевой, А. Н. Щукиным, П. В. Сысоевым, П. Б. Храмцо-вым, Н. Н. Тарасовой.

Практическая значимость исследования определена следующими положениями:

- разработана методика создания и применения дидактического блога преподавателя, системы личных блогов учащихся для освоения основной общеобразовательной программы по дисциплине «Иностранный язык» на средней ступени общего образования;

- перечислены дидактические принципы, условия, показатели эффективности работы учащихся при взаимодействии с блог-технологиями.

Основная часть

Обучение школьников иноязычному говорению часто представляет собой достаточно сложную педагогическую задачу, при решении которой педагог сталкивается с различными трудностями. Среди множества трудностей при обучении иноязычному говорению особо можно выделить следующие:

1. Отсутствие речевой мотивации. В стандартном формате урока у ученика присутствует внешняя мотивация к речевой деятельности - ученик, как правило, заинтересован в том, чтобы выполнить задание учителя и получить за это хорошую оценку. Но он не заинтересован в высказывании как таковом. Он высказывается, потому что это нужно учителю, но не самому ученику. При наличии хорошо освоенных и применимых в конкретной ситуации речевых образцов ученик, как правило, их воспроизводит. Однако в нестандартной ситуации, когда готовые образцы для воспроизводства отсутствуют, мы получаем ученика, молчащего у доски.

2. Стеснительность. Как правило, ученики понимают, что их уровень владения иностранным языком далёк от идеала. Эта проблема особенно актуальна для учеников со средним уровнем успеваемости, которые, с одной стороны, имеют достаточно выраженную мотивацию к учебной деятельности в целом, а с другой стороны -видят, что они очень сильно отстают от некоторых одноклассников. В каждом классе, как правило, находится один или несколько учеников, чьё знание языка заметно отличается от общего уровня класса в лучшую сторону. Это дети, у которых изначально были более благоприятные возможности для изучения языка: проживавшие за границей, обучавшиеся в языковых лагерях, на курсах. На фоне этих учеников остальные могут почувствовать себя неуспешными.

3. Проблема интерференции. Ребёнок может достаточно хорошо знать лексику и грамматику иностранного языка, но при этом в активной речи он будет пытаться воспроизводить речевые образцы по аналогии с родным языком. Особенно ярко данная проблема проявляется в том случае, когда родной и изучаемый языки относятся к различным типам. Русский язык относят к синтетическим языкам флективного типа, в которых связь слов в высказывании осуществляется за счёт добавления флексий. Для таких языков характерно большое количество аффиксов, имеющих различные значения, наличие систем склонений и спряжений. Английский язык относится к языкам аналитического типа, в которых грамматические, а в ряде случаев и лексические (например, get (получить), get out (убираться вон)) отношения передаются через многообразие служебных слов - предлогов, модальных глаголов и др. Ребёнку крайне сложно даётся переход от одной языковой системы к языковой системе другого типа.

Роль учителя при обучении иноязычному говорению заключается в том, чтобы научить ребёнка преодолевать эти трудности.

Отечественные и зарубежные специалисты в области лингводидактики сходятся на том, что трудности при обучении иноязычному говорению преодолеваются при применении коммуникативных подходов. В конце 90-х годов прошлого века Советом Европы был разработан проект «Изучение языков для европейского гражданства», в качестве составляющей части данного проекта в 2001 году были созданы Общеевропейские компетенции владения иностранным языком (CEFR). В качестве критериев владения иностранными языками рассматривались уровни компетенции в четырёх видах речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Однако современный вариант CEFR, разработанный в 2016 году, опирается на коммуникативные подходы, а в качестве критериев служит уровень освоения коммуникативных умений - речевой рецепции, продукции, интеракции и медиации. Роль учителя в рамках данного подхода можно рассматривать как роль медиатора - посредника между обучающимися и изучаемым языковым материалом и источниками его получения. CEFR рассматривает 3 группы медиативных умений - устноречевая медиация, медиация текста, медиация идей и концептов [5].

В российской школе в рамках психолингвистического направления возникла концепция управления общением (А. А. Леонтьев, Е. И. Пассов и др.). С точки зрения данной концепции, основой для обучения иноязычному говорению является коммуникативная ситуация. Организация коммуникативной ситуации - один из видов медиации, который может применяться учителем. В рамках коммуникативной ситуации ученик получает речемыслительную задачу. Речемыслительная задача представляет собой особый вид задач. Она отличается от речевой задачи, где требуется составить высказывание по определённым правилам, как и от мыслительной задачи, решение которой мало связано с речевой деятельностью. Как правило, речемыслительная задача заключается в том, чтобы объяснить что-либо, высказать своё мнение, выразить отношение к чему-либо на изучаемом языке [4].

При грамотном создании коммуникативной ситуации решается проблема отсутствия мотивации к общению. Возникает ситуация, когда высказаться нужно ученику, а не учителю. Решается и проблема стеснительности, поскольку мотивация высказаться оказывается сильнее.

Инструментами управления иноязычным общением являются установки и опоры.

Установка - это инструкция учителя, при помощи которой он создаёт коммуникативную ситуацию и разъясняет правила поведения в этой ситуации.

Опора представляет собой, в широком понимании этого слова, помощь, которую предоставляет педагог при изучении иностранного языка. В узком понимании слова - это методические средства, которые обеспечивают усвоение речевых образцов [1]. Формы опор могут быть самыми разнообразными. Опора может быть представлена в виде текста, схемы, таблицы, устноречевых образцов, рисунков, комиксов, ментальных карт, вербальных и графических метафор и в других формах. Роль учителя как медиатора в этом случае заключается в создании, подборе и адаптации материалов, которые могут послужить опорами.

Процесс цифровизации сегодня охватывает все сферы обучения, в том числе - изучение иностранных языков. Информационные технологии значительно упрощают работу с любыми видами информации за счёт возможностей дистанционной передачи, хранения и доступа к информации различного вида (текстовой, аудио, видео).

Согласно мнению И. О. Ивановой и И. М. Осмоловской [2, с. 94], в структуре информационно-образовательной среды урока выделяются следующие уровни работы над материалом:

1. Словесный уровень работы на уроке.

Сюда относятся следующие виды учебной деятельности: осуществление основ контент-анализа устных выступлений одноклассников при передаче сущности того или иного материала, при совместной групповой работе над определенными проектами. Также организуется самостоятельная работа с электронным учебником либо с электронными образовательными ресурсами: посещение виртуальной библиотеки, обращение к виртуальным словарям, выполнение упражнений в классе и дома через использование внутренней информационной базы школы. Разработка концепции презентации в соответствии с учебной задачей и последующая защита проекта в классе также относятся к словесным видам деятельности на уроке.

2. Образный уровень работы на уроке.

Сложность данного уровня может стать недостижимой для тех классов, которые были выпущены из информационно-образовательной среды русского языка на начальной ступени образования.

Среди информационных технологий в обучении заслуживает особого внимания блог-технология.

Для работы с блог-технологиями учителю требуется целый ряд умений, связанных с организацией работы в режиме блога, и эти навыки следует формировать при подготовке учителя иностранного языка.

Прежде всего, от учителя, работающего с блог-технологиями, требуется достаточно высокий уровень ИКТ-компетенции: умение ориентироваться в сети Интернет, регистрироваться и создавать блоги на различных платформах, редактировать сообщения, размещать контент [6, с. 130].

Также можно выделить ряд специфических умений, связанных с подготовкой и проведением обучения иностранным языкам с использованием блог-технологий:

1. Умения поиска и подбора оригинального иноязычного контента для обучения. Для этого учителю требуется знание наиболее известных интернет-ресурсов, содержащих обучающий контент, умение пользоваться поисковыми системами, формировать запрос на иностранном языке, анализировать результаты поиска, оценивать найденный контент с точки зрения его применения в обучающих целях.

2. Умения, связанные с адаптацией найденного контента для учебных целей, - редактирование текста, составление «помогающих» вопросов, размещение визуальных опор - схем, картинок, фотографий, нарезка аудио- и видеофайлов.

3. Умения, связанные с созданием собственного иноязычного контента - в текстовых, графических, аудио- и видеоредакторах.

4. Умения, связанные с генерацией интересных идей для проведения дискуссий в блоге на изучаемом языке - выдвижение интересных тем, приглашение интересных гостей, которые могли бы сделать сообщение по интересующей учеников тематике. При этом желательно, чтобы тематика общения несла в себе социокультурную информацию о странах изучаемого языка [10, с. 66].

5. Умения модерирования обсуждений на иностранном языке. Функция модератора в сети, как правило, сводится к удалению нежелательных сообщений. Однако при использовании блог-технологий для обучения иностранному языку потребуется значительно более широкий набор функций модератора - модератор отвечает за поддержание комфортной атмосферы, поддерживает интерес к дискуссии. В особенности функции модератора важны при обсуждении творческой продукции учеников. В этих случаях требуется творческая, поддерживающая атмосфера. Продукты творчества учеников могут подвергаться критике со стороны других участников обсуждения. В то же время, чтобы у ученика сохранялась мотивация к дальнейшей деятельности, эта критика должна быть конструктивной и деликатной.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что большинство перечисленных умений относятся к умениям медиации - учитель выступает в роли языкового посредника между учеником и информационным пространством, учеником и учебным материалом, между одними и другими учениками, носителями языка и т.д.

Блог - это технология, которая позволяет каждому участнику создать свою личную страничку. Блог имеет свои дидактические свойства, которые охарактеризовал П. В. Сысоев [7]:

1. Публичность и дистанционный доступ. Страничка доступна в любой момент времени каждому из участников проекта, которые могут находиться на расстоянии друг от друга.

2. Линейность. Публикации в блоге размещаются хронологически, что позволяет педагогу выстроить последовательность обучения.

3. Возможности авторства и модерации - есть возможность размещать свои собственные материалы и самостоятельно модерировать свою страничку.

4. Мультимедийность - возможность пользоваться материалами любого вида.

Блог-технологии позволяют использовать материалы разного формата (текстового, графического, фото-, видео-, аудиоматериала). Эта возможность может быть использована для обогащения языкового и социокультурного материала при написании эссе, рецензий, обзоров, отзывов на основе блог-технологий [8, с. 111].

Несмотря на то, что блог-технологии воздействуют преимущественно на пассивные речевые компетенции: чтение и письмо, - они также достаточно легко могут быть адаптированы к активным языковым навыкам, в особенности к иноязычному говорению при организации возможности онлайн-сообщений в виде конференции. П. Б. Храмцов, С. А. Брик, А. М. Русак, А. И. Сурин предлагают использовать три вида блогов для целей обучения иноязычному говорению:

- классное веб-пространство, где размещаются объявления, домашнее задание и т.д.;

- публичная зона коммуникации, где учащиеся демонстрируют результаты своей работы;

- личное пространство, отведенное для размышлений ученика, а также для указаний учителя [9, с. 57].

Используя блог-технологии, учитель имеет возможность последовательно выстроить обучающий курс,

выкладывать материалы в общий доступ в определённые сроки, публиковать материалы как с других ресурсов, так и собственного авторства либо авторства учеников, определять и модерировать участников, использовать дидактические материалы различных видов. Иными словами, блог-технология позволяет создавать и размещать во всеобщем доступе различные виды опор, используемых в дидактическом процессе.

В дидактическом процессе можно использовать следующие виды блогов [3, с. 184]:

1. Личный блог преподавателя.

Этот вид блога создается и управляется преподавателем иностранного языка. Блог может содержать информацию личного характера об интересах, хобби, путешествиях, проведенном отпуске, семье учителя. В этом случае блог будет служить обучающимся примером для создания собственных личных блогов. Также в блоге преподаватель может размещать информацию о курсе или предмете:

- программу курса (на неделю, месяц, четверть);

- домашнее задание;

- информацию о пройденном на конкретном занятии материале;

- рекомендуемые источники на иностранном языке для дополнительного изучения (чтения и аудирования);

- ссылки на информационно-справочные интернет-ресурсы;

- ссылки на учебные интернет-ресурсы по изучаемым темам (тренаж, веб-квесты);

- ссылки на сетевые тесты по осваиваемым темам для факультативной самостоятельной работы (например, после изучения конкретной лексической темы учитель создает портал для онлайн-конференции и распределяет время среди учащихся. Ученики заходят на портал в соответствии с расписанием и беседуют с учителем на заданную тему, тем самым демонстрируя собственный прогресс).

Подобный контент блога преподавателя будет полезен обучающимся для уточнения домашнего задания и получения ссылок на дополнительные источники для внеаудиторной и внеклассной работы. Обучающиеся

при работе с блогом преподавателя будут развивать умения чтения и иноязычного говорения. Тогда блог будет выступать в качестве функционального типа текста, на основе которого обучающиеся могут развивать следующие умения чтения:

- выделять необходимые факты/сведения посредством иноязычной коммуникации;

- извлекать необходимую/интересующую информацию посредством живого общения с преподавателем;

- оценивать важность информации, опираясь на сведения, сообщаемые преподавателем.

2. Личные блоги учеников.

Преподаватель может предложить учащимся создать личные блоги. В этом случае блог преподавателя будет служить моделью построения обучающимися личных блогов. В своих блогах на изучаемом иностранном языке ученики могут в устной форме (в виде видеозаписи) представить информацию о дате и месте рождения, семье, увлечениях, интересах, друзьях, достижениях в учебе или спорте, ссылки на любимые сайты сети Интернет, фотографии и видеоролики.

В связи с тем, что языковая подготовка обучающихся различна, материалы блога также должны быть выверены преподавателем, прежде чем будут размещены в сети. Обучающимся может быть предложено еженедельно добавлять новую информацию (сначала о своих интересах и увлечениях, затем о прошедших каникулах и т.п.), а также знакомиться с блогами своих одноклассников и комментировать информацию, размещенную в них. На старшей ступени общего среднего образования (базовом и профильном уровнях), а также в языковом вузе личные блоги учащихся могут выступать в качестве электронных портфолио, содержащих коллекцию материалов (сочинений, фотографий), демонстрирующих личные достижения за определенный промежуток времени.

При работе с личными блогами обучающиеся развивают следующие языковые умения в области иноязычного говорения:

- использовать необходимые языковые средства для представления в устной форме личной информации о себе (автор блога);

- использовать необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну (населенный пункт, школу) и культуру в иноязычной среде (автор блога);

- использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия/несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме.

3. Коллективный блог учебного сообщества.

В отличие от личных блогов обучающихся, каждый из которых расположен на отдельной странице, в бло-ге учебного сообщества комментарии учащихся/студентов размещаются на одной странице последовательно. Это значительно облегчает знакомство с мнениями друг друга и стимулирует обсуждение. Обсуждение происходит в виде коллективной видеоконференции, к которой подключаются учащиеся.

При работе с блогом учебного сообщества обучающиеся развивают следующие умения в области иноязычного говорения:

- излагать содержание прочитанного/прослушанного иноязычного текста в виде кратких высказываний;

- использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия/несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проводить аналогии, сравнения, сопоставления доступными языковыми средствами;

- аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства;

- поддерживать разговор, беседу на основе ключевых норм этикета и правил межкультурной коммуникации при организации видеоконференции.

Во время работы над составлением содержания блога по развитию умений иноязычного говорения учителю необходимо обращать внимание на несколько ключевых аспектов:

- эффективность отобранного стимульного материала;

- доступность и посильность данного вида работы для учащихся определенного возраста и ступени обучения;

- уровень общей активности и заинтересованности учащихся на всех этапах выполнения материала в блоге;

- типичные затруднения и сложности, которые возникали за время использования сервиса как у учащихся, так и у учителя при работе с коллективом, а также с компьютерным оснащением;

- степень и качество достигнутых учебных задач по итогам выполнения материалов и заданий, размещенных в блоге.

Замечания вносятся учителем в заметки для того, чтобы впоследствии использоваться в качестве основания для разработки методических рекомендаций.

Продемонстрируем некоторые примеры реализации блог-технологий с целью развития умения иноязычного говорения в 7 классе. Алгоритм работы остается единым: учащиеся заходят в преподавательский блог и знакомятся со структурой работы, которая представлена последовательностью шагов. Выполняя каждый шаг («степ»), ученики знакомятся с представленным материалом, просматривают необходимые источники, а затем публикуют собственное устное выступление, опираясь на вопросы, представленные на страничке преподавателя. Рассмотрим предлагаемые алгоритмы.

А. Тема: "Parade"

Степ 1. Зайти на сайт World-english.org по ссылке (http://global.cbeebies.com/activities/sarah-and-duck-watch-fairground) и запустить мультфильм "Fairground". По итогам первого прослушивания выписать в словарь новые слова и найти их перевод в онлайн-словаре.

Степ 2. Ознакомиться с заданием: "What round objects did the main characters find? Write them down". Запустить мультфильм вторично, осуществляя выбор необходимой информации из текста.

Степ 3. Ответить на вопросы после текста:

1. Who are main characters? Write their names.

2. Why did they look for something round?

3. What was Mr Moon going to do at the carousel?

4. What did they find at last? What colour was it?

Степ 4. Составить аналогичный рассказ о собственном посещении парка развлечений. Прорепетировать иноязычную речь. Записать и отправить сообщение преподавателю.

Степ 5 (после проверки индивидуальных сообщений). Зайти в коллективный блог группы. Ознакомиться с расписанием онлайн-диалогов. Пройти по ссылке рядом со своей фамилией в блог сверстника или учителя. Организовать иноязычное общение с использованием составленного монолога.

Б. Тема: "I love my family"

Степ 1. Зайти на сайт Onestopenglish.com по ссылке (http://www.onestopenglish.com/children/stories-and-poems/a-selection-of-stories-and-poems-for-children/selections-level-2-off-to-work/157530.artide) и нажать на кнопку "Off to work". Прослушать текст. Выписать 10 новых слов и найти к ним перевод в онлайн-словаре.

Степ 2. Выполнить задания в раздаточном материале после текста. Activity 1: соотнести наименования профессий членов семьи с иллюстрациями. Затем найти данные профессии среди приведенных букв. Activity 2: соотнести членов семьи и соседей с их профессиями, опираясь на информацию в тексте. Activity 3: соотнести наименование профессии с ее содержанием.

Степ 3. Написать эссе на тему "Work at my family", используя в качестве образца содержание услышанного текста.

Степ 4. Составить аналогичный рассказ о профессиях родителей в своей семье. Подобрать иллюстративный материал и оформить электронную презентацию, разместить ее в своем блоге. Прорепетировать иноязычную речь. Записать и отправить сообщение преподавателю.

Степ 5 (после проверки индивидуальных сообщений). Зайти в коллективный блог группы. Ознакомиться с расписанием онлайн-диалогов. Пройти по ссылке рядом со своей фамилией в блог сверстника или учителя. Организовать иноязычное общение с использованием составленного монолога.

Как видно из представленного выше перечня заданий, работа с блогом включает в себя следующие этапы: посещение блога преподавателя и знакомство с алгоритмом работы - выполнение заданий из алгоритма -создание собственного текста, эссе, презентации - отработка навыка чтения и отправка текста на проверку -на основании внесенных корректировок отработка умений иноязычного говорения и участие в онлайн-коммуникации.

Как правило, блог-технологии рассматриваются в контексте обучения чтению и письму. Это обусловлено тем, что в блогосфере происходит письменное общение пользователей, в блогах удобно размещать текстовую информацию, но при этом возможностей непосредственного устноречевого общения блог не предоставляет. Тем не менее блог-технология содержит множество возможностей для развития и устной речи, в частности - иноязычного говорения.

Рассмотрим некоторые из этих возможностей.

1. Организация интернет-дискуссий. Педагог размещает в блоге информационный повод, который используется для организации дискуссий. Несмотря на то, что дискуссии в блоге ведутся письменно, эта форма очень близка к устной речи и обладает целым рядом характеристик, которые ранее психолингвисты относили исключительно к устной речи.

Во-первых, вид речи - диалог или полилог. Диалогическая или полилогическая письменная речь стала возможной только благодаря появлению интернет-технологий и возможности общения в блогах и форумах.

Во-вторых, разговорный характер речи, использование специфических разговорных оборотов, которые не присутствуют в классическом варианте письменной речи.

В-третьих, активное использование невербальных средств общения. В устной речи это интонации и мимика, в интернет-общении их заменяют различными обозначениями (смайлики - для обозначения настроения, печать заглавными буквами - обозначение повышения интонации, различные вербальные обозначения).

Помимо блога учителя, учащиеся могут участвовать в дискуссиях в различных сетевых сообществах, в том числе - зарубежных.

2. Размещение зрительных опор для создания коммуникативной ситуации и подготовки монологов и диалогов. Для мотивации используются комиксы, видеосюжеты, аутентичные зрительные материалы (например, при изучении продуктов питания - это может быть фотография витрины магазина с ценниками). Непосредственно для подготовки устных сообщений могут быть использованы аудиофайлы, набор ключевых фраз для построения текста либо схема построения предложений определённого типа, по которой обучающийся может построить диалог или монолог.

3. Представление речевого творчества учеников. Например, ученик или группа учеников делают сюжет о посещении интересного мероприятия на иностранном языке. Такой формат привлекателен для учеников, во-первых, потому что предоставляет широкий выбор тем для освещения. Традиционный урок предполагает, что ученик произносит подготовленный им устный текст у доски, под взглядами учителя и одноклассников,

что вызывает проблемы у стеснительных учеников. При использовании блог-технологии ученик готовит сюжет самостоятельно либо с друзьями, он может отредактировать, перезаписать или исключить неудачный момент, построить сообщение удобным для себя образом, использовать видео- и аудиоряд для иллюстрации сюжета, чтобы «показать товар лицом». Учитель может, если это необходимо, указать на ошибки не публично, перед всем классом, а в личном сообщении.

Заключение

Итак, проведённая работа позволяет сделать выводы о том, что обучение учащихся иноязычному говорению с использованием блог-технологий может осуществляться посредством различного типа блогов, в особенности через создание и работу блога преподавателя, личных блогов учеников, а также коллективного блога учебного сообщества. Ориентация на коммуникацию, а также использование языковых средств иностранного языка для разрешения необходимых вопросов формируют у учащихся представление о важности изучения иностранного языка как средства непосредственной межличностной коммуникации. В методику работы с блог-технологией по развитию умений иноязычного говорения входит алгоритм работы учителя с собственным блогом, а также алгоритм работы учителя с коллективом учащихся по ознакомлению, созданию и использованию сервиса. Работа с блогом включает в себя следующие этапы: посещение блога преподавателя и знакомство с алгоритмом работы - выполнение заданий из алгоритма - создание собственного текста, эссе, презентации - отработка навыка чтения и отправка текста на проверку - на основании внесенных корректировок отработка умений иноязычного говорения и участие в онлайн-коммуникации.

Список источников

1. Барбакова Е. В. Методическое понятие опоры в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/metodicheskoe-ponyatie-opory-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 12.05.2020).

2. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2014. 190 с.

3. Киракосян В. А. Применение блог-технологий на уроке иностранного языка как средство развития речевой компетенции учащихся // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 8 (74). Ч. 1. С. 181-184.

4. Курчатова Н. Ю. Педагогическая система активизации речемыслительной деятельности старших школьников [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-sistema-aktivizatsii-rechemyslitelnoy-deyatelnosti-starshih-shkolnikov (дата обращения: 12.05.2020).

5. Ланкина О. Ю. Содержание понятия «медиация» в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/soderzhanie-ponyatiya-mediatsiya-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 12.05.2020).

6. Михеева О. И. Использование блог-технологий в обучении иностранным языкам // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2010. № 3: в 2-х ч. Ч. 1. С. 126-130.

7. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/blog-tehnologiya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 12.05.2020).

8. Тарасова Н. Н. Возможность новых информационных технологий в организации процесса обучения дисциплинам гуманитарного цикла // Менеджмент в образовании. 2013. № 3. С. 111-114.

9. Храмцов П. Б., Брик С. А., Русак А. М., Сурин А. И. Основы Web-технологий: курс лекций. Специальность «Интернет-технологии». М.: Интернет-университет информационных технологий, 2013. 93 с.

10. Щукин А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: Икар, 2017. 454 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.