https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2019.1.6
Мусина Айгуль Альбертовна, Шкилев Роман Евгеньевич
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДКАСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
В данной статье выявлены и проанализированы учебные подкасты как наиболее эффективное средство по овладению навыками говорения на английском языке обучающимися старших классов. В работе приводится определение понятия "подкаст", краткий обзор подкастов по типу контента, способы и преимущества использования подкастов для улучшения навыков говорения старшеклассников на английском языке. Для получения результатов авторами был использован дескриптивный метод по определению и объяснению применения учебных подкастов для улучшения разговорной речи на английском языке. Сравнительный анализ подкастов позволил выявить положительные стороны их применения в учебной деятельности.
Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^М^СИЭЛ/б.^т!
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 1. C. 29-32. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 37 Дата поступления рукописи: 25.12.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.L6
В данной статье выявлены и проанализированы учебные подкасты как наиболее эффективное средство по овладению навыками говорения на английском языке обучающимися старших классов. В работе приводится определение понятия «подкаст», краткий обзор подкастов по типу контента, способы и преимущества использования подкастов для улучшения навыков говорения старшеклассников на английском языке. Для получения результатов авторами был использован дескриптивный метод по определению и объяснению применения учебных подкастов для улучшения разговорной речи на английском языке. Сравнительный анализ подкастов позволил выявить положительные стороны их применения в учебной деятельности.
Ключевые слова и фразы: подкасты; английский язык; методы обучения английскому языку; обучающиеся; учебный процесс.
Мусина Айгуль Альбертовна Шкилев Роман Евгеньевич, к. филол. н.
Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета aigulmusi1996@gmail. com; schkilef@gmail. com
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДКАСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
На сегодняшний день важным аспектом в процессе изучения иностранного языка является достижение взаимопонимания между обучающимся и учителем, в результате которого у ребенка повышается желание к приобретению нового опыта в изучении английского языка и получению полезных знаний о языке как средстве коммуникации. Преобладающее значение в преподавании языка отдается аутентичному общению, языку в культурном контексте и созданию на уроке среды взаимодействия. Инновации и креативные технологии образования привлекают как учителей, так и обучающихся, в особенности в процессе изучения английского языка они являются основными способами развития самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, связанными, прежде всего, с развитием таких мыслительных операций школьников, как анализ, синтез и абстрагирование, обобщение и сравнение, семантика предсказания [14]. Благодаря развитию Интернета его активным пользователям были предоставлены такие новые технологии, как подкасты, а также открылись новые перспективы изучения иностранного языка.
Подкастинг - это не только один из новейших мультимедиа-контентов, но и процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов в стиле радио- и телепередач в Интернете [7], что является передовой технологией в обучении. Так, в учебной деятельности подкастинг используется для прослушивания информации и просмотра видеозаписи с целью развития навыков аудирования и умения работать с полученной информацией [11]. Слово «подкаст» представляет собой комбинацию из двух слов "iPod" (название бренда портативного медиаплеера) и "broadcast" (трансляция). Подкаст (podcast) - это аудио- или видеозапись, сделанная любым человеком и доступная для прослушивания или просмотра во всемирной Сети. В отличие от телевидения или радио, подкаст позволяет прослушивать аудиофайлы и просматривать видеопередачи не только в прямом эфире, но и в любое удобное для пользователя время. Инструментами интерактивной связи, предоставляемыми Интернетом, являются синхронная связь (связь в режиме реального времени), например видеоконференции, и асинхронная связь (связь с задержкой по времени), включающая в себя аудиоблоги и подкасты, голосовую почту и голосовые форумы, цифровую запись трансляций или подобные программы, которые доступны в Интернете для загрузки в личный кабинет. Благодаря онлайн-дистрибуции цифровой формат открывает неограниченные возможности, например пользователи могут подписаться на подкасты и получать обновления определенных ресурсов [2]. Пользователь также имеет возможность просмотреть выбранный подкаст в сети или скачать его на свой компьютер. Интернет предлагает множество подкастов по профессиональным и общим темам. Можно встретить как аутентичные подкасты, созданные для носителей языка (например, новости BBC), так и учебные (для учебных целей) [9, с. 189]. Подобно обычным радио- и телевизионным станциям, подкасты предлагаются онлайн-газетами, учреждениями, университетами, учебными центрами. В последнее время, поскольку когнитивная модель обучения наряду с развитием языковых навыков и коммуникативной компетенции занимает центральное место в преподавании языка, так называемое «понимание языка», в котором описываются процессы обучения, ориентированные на метакогнитивное размышление о языковом обучении, находится в центре нашего внимания. Использование подкастов в рамках конструктивистской парадигмы поощряет научное построение знаний, поскольку учащимся предоставляется возможность критически относиться к содержанию обучения.
Согласно определению Е. Г. Азимова и А. Н. Щукина, овладение языком - процесс формирования иноязычных навыков и умений, обеспечивающих возможность пользоваться языком в различных ситуациях общения [1, с. 173]. Поэтому для того, чтобы общение на английском языке было максимально естественным и спонтанным, у обучающегося должно быть сформировано мышление на изучаемом языке. Так, рассматривая движущие силы развития ребенка, наблюдаются изменения таких познавательных процессов, как запоминание от непроизвольного к произвольному, мышление от наглядно-образного к абстрактно-логическому [6, с. 53]. Регулярное прослушивание текста, адаптированного к способностям учащегося на английском языке, оказывает системное влияние на все его другие навыки, включая общую грамотность и их способность не только понимать, но и говорить на целевом языке [12, с. 182]. В процессе овладения коммуникативными навыками ученик многократно осуществляет выполнение речевых действий на английском
языке, которые должны быть автоматизированы во всех видах речевой деятельности - в говорении, аудировании, чтении и письме, а также связаны с изучением новой лексики и грамматики английского языка.
С методологической точки зрения подкасты способствуют формированию устных языковых навыков, то есть позволяют учителям предоставить новые учебные материалы обучающимся и способствуют увеличению словарного запаса, чтобы расширить семантическое поле обучающихся, практиковать английский язык и создать коммуникативную компетенцию. Преимуществом использования подкастинга в образовании является его подлинность: с одной стороны, обучающиеся знакомы с их всемирно популярным контентом, поделенным на такие категории, как образование, технологии, здоровье и музыка; затрагивает интересы молодежи, например интервью с известными людьми, выступления на конференциях TED с русскими субтитрами для русскоязычных подписчиков, рассказы экспертов - кандидатов и докторов филологических наук - о ликвидации безграмотности, еженедельные аудирования от BBC Radio и т.д.; с другой стороны, обучающиеся получают междисциплинарные навыки, необходимые для использования английского языка в реальной жизни. Кроме того, ученики становятся мотивированными в большей степени из-за творческой ценности предлагаемых материалов, которая заключается в сборе необходимой информации, в его оформлении и представлении другим ученикам, а также в получении возможности создавать собственные подкасты на определенную тему.
Таким образом, подкастинг как новая технология имеет огромный потенциал в улучшении навыков говорения у обучающихся. В сочетании с легкостью создания МРЗ-файлов, наличием бесплатного программного обеспечения для записи и редактирования, такого как Audacity, и тем фактом, что МРЗ-плееры, iPod или ПК имеются у большинства подростков, подкасты могут быть легко созданы и использованы. Такие программы, как QuickTime, Windows Media, SoundCloud и даже Google Drive, позволяют воспроизводить подкасты в виде МРЗ файла. Их способность достигать больших аудиторий в разных частях мира является огромным стимулом для обучающихся по созданию собственных подкастов. Используя свою фантазию, преподаватели смогут наилучшим образом внедрить данную новую технологию для развития навыков говорения и аудирования у обучающихся.
В данном исследовании мы также хотели бы привести краткий обзор подкастов по следующим типам контента:
1. Всесторонние подкасты (www.englishteacherjohn.com/podcast/, www.bbc.co.uk, www.worldlanguages podcasting.com) - эти подкасты охватывают широкий спектр типов контента, таких как традиционное аудирование на понимание, интервью, новости, музыкальные произведения, реальные разговоры между людьми, и нацелены на детальное изучение конкретных слов и выражений.
2. Учебные подкасты (http://www.breakingnewsenglish.com/, https://lingualeo.com, https://list-english.ru/ audio.html) - это целые уроки, основанные на подкасте, включающие план с сопроводительными материалами рабочих листов, тренировочные задания, игры, языковые курсы и интересные материалы. Создаются все больше платформ для размещения и прослушивания образовательных подкастов, например в социальной сети «ВКонтакте» можно найти такие подкасты, как «Свежее proЧтение», «BeardyCast: проект об IT, науке и спорте», «Курсач», «TED на русском языке», а в медиаплеере iTunes существуют подкасты, посвященные именно улучшению навыков англоязычной речи, например "TED Talks", "6 Minute English", а подкаст "The English We Speak" познакомит с английским сленгом. Записывание и размещение подкастов учителями служит простым способом распространения информации. Под руководством преподавателя ученики также могут использовать подкасты вместо «традиционных» заданий. Например, вместо того чтобы предоставить обучающимся возможность высказывать свои мнения о книге, нужно позволить им записывать подкасты на заданную тему. При выполнении групповых заданий обучающиеся могут брать интервью с помощью под-кастов. Следовательно, подкасты идеально подходят для того, чтобы обучающиеся могли практиковать свои навыки говорения на английском языке, не занимая время в классе пересказами и презентациями.
Существуют разные типы подкастов по преодолению трудностей понимания английской речи:
• основанные на действиях по пониманию на слух основной сути;
• основанные на идиоматических выражениях;
• содержащие разговоры между носителями языка;
• основанные на детальном прослушивании;
• сопровождающиеся текстом;
• содержащие вокабуляр с правильным произношением;
• основанные на рассказах [9].
Следует отметить, что любая деятельность, способствующая развитию навыков говорения, может использоваться для создания учебных подкастов, а именно: чтение вслух; выражение своих мыслей по теме, назначенной преподавателем; устный пересказ; групповые презентации; устный отчет о книге; дебаты; драматические монологи; радиопостановка; обучающий рэп. Поэтому наиболее популярными способами использования подкастов для улучшения навыков говорения на английском языке в старших классах являются:
1) аудиотуры: обучающиеся записывают школьные туры, выступая в качестве гида;
2) текущие события/новости: обучающиеся записывают еженедельные или ежемесячные подкасты по интересным текущим событиям;
3) дискуссии и дебаты;
4) интервью;
5) публикация презентаций в качестве подкаста, используя только голос для сообщения своих идей;
6) Radio Show: обучающиеся делают короткие радиопередачи [3, с. 135], которые обеспечивают новое качество обучения английскому языку в старшей школе и мотивируют обучающихся быть инициативными, тем самым повышая эффективность учебного процесса и создавая условия для формирования навыков, необходимых для коммуникации [15, p. 70].
В образовательном процессе подкаст может выступать в качестве лекции, презентации, анонса, аудиок-ниги или любого дополнительного материала, облегчающего образовательные цели учителя и учеников. Основные жанры подкастов включают аудиоблоги или онлайн-дневник, музыкальные подкасты, комедийные подкасты, аудиокниги, образовательные подкасты, интервью, новости, политику, радиопостановки, радиопередачи, игры и спорт [12]. Главной целью подкастов является мотивация обучающихся к изучению новых слов и выражений, которые обычно используются в общении. Они предоставляют обучающимся ценные возможности для развития навыков разговорной речи в улучшенной среде, которая способствует совместному и автономному обучению [15, р. 70].
Все больше и больше учителей предпочитают использовать подкастинг в процессе преподавания, поскольку это стимулирует обучение с помощью креативных технологий и открытых линий коммуникации. В связи с этим выявлены следующие преимущества подкастинга.
1. Доступность
Подкасты позволяют обучающимся получать доступ к информации в любое время. Можно загружать информацию на устройство по своему выбору и слушать/смотреть, когда есть время. Для поколения, хорошо разбирающегося в современных технологиях, загрузка подкастов требует только базовых технических знаний и навыков.
2. Архив уроков
Преподаватель может записывать свои уроки и загружать их онлайн, создавая архив уроков. Это позволяет обучающимся получить доступ к предыдущим урокам для получения информации и разъяснений по предмету или стимулирования их изучения. Это также может быть полезно для школьников, которые пропустили урок, поскольку они могут напрямую обратиться к архиву, независимо от других участников учебной деятельности. Точно так же, если учитель пропускает занятие, он может опубликовать урок онлайн и сделать его доступным для обучающихся.
3. Обновления
Обучающиеся, подписавшиеся на конкретный подкаст, будут уведомлены, если есть обновление. Основным преимуществом подкастинга является то, что учащийся, который подписался, будет постоянно получать информацию, в отличие от виртуальной учебной среды, в которой ученики должны быть заинтересованы в посещении сайта. Таким образом, подкастинг позволяет легко передавать информацию всем своим участникам.
4. Непрерывное изучение
Поскольку каждый урок может быть загружен на iPod или МР3-плеер, ученики могут следить за ним, даже если они находятся вне учебной среды.
5. Творческое обучение
В отличие от традиционных педагогических стратегий, подкастинг сменяется различными формами, такими как гостевые лекции, интервью, видеодемонстрации и т.д., и поощряет учеников к разработке собственных подкастов, улучшению их навыков аудирования и расширению обучения, ориентируясь на интересы каждого ребенка [4]. Он дает возможность повысить результативность обучения английскому языку посредством самоинтенсификации работы, т.к. имеет четкую последовательность действий учителя и учеников: предварительный план и задачу, процесс восприятия и интерпретации информационного подкаста и контроль работы с учетом уровня знаний английского языка обучающихся [5]. Кроме того, подкасты могут применяться в обучении для развития навыков чтения, говорения, письма и аудирования; получения информации; изучения интерактивных способов передачи знаний в реальную аудиторию; развития позитивной академической самооценки; поощрения активного участия обучающегося; развития многокультурной осведомленности.
Таким образом, подкасты являются эффективным средством формирования коммуникативной компетенции у обучающихся, изучающих английский язык, а взаимодействие между участниками образовательной деятельности может быть синхронным и асинхронным, при этом материалы доступны в любое время и могут использоваться как в классе, так и в самообучении. Кроме того, подкасты могут применяться в качестве учебных ресурсов для адаптированного обучения говорению учеников старших классов, а их ценность применения в обучении английскому языку заключается в обеспечении эффективного развития устной речи обучающихся, позволяя экономить время, и в расширении образовательного пространства процесса обучения, что способствует индивидуализации учебной деятельности.
В заключение можно добавить, что подкаст может быть одним из инновационных компьютерных обучающих инструментов, который нацелен на улучшение разговорной речи обучающихся. Другими словами, технология подкастов является многофункциональной и одним из наиболее эффективных средств обучения речи, так как она стимулирует не только изучение английского языка, но и способствует одновременному развитию нескольких видов языковых навыков. Наряду с развитием навыков аудирования в ходе работы с подкастами, которые включают в себя видеоматериал с текстовым сопровождением на английском языке, совершенствуются также навыки устной и письменной речи, более того, подкасты предоставляют знания о разнообразии культуры целевого языка в удобной для слушателя среде.
Список источников
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Белая А. Л., Шульга О. Н. О роли средств интерактивной коммуникации в обучении иностранному языку // Женщина. Общество. Образование: материалы 13-й Международной науч.-практ. конф. (г. Минск, 17 декабря 2010 г.).
Мн.: Женский институт Энвила, 2011. С. 284-286.
3. Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению: подход и модель. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2012. 260 с.
4. Глушатова О. С. Дидактический потенциал подкастов и методика их использования при обучении английскому языку [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.eom/file/d/1qGfpmMKbbwdwe0fffVsjWwKhzfy9uC5l/view (дата обращения: 06.02.2019).
5. Ковалёва Т. А. Дидактический потенциал подкастов и методика их использования в дистанционной форме обучения иностранному языку // Иностранные языки в дистанционном обучении: мат-лы III Международной науч.-практ. конф.: в 2-х т. / Пермский государственный технический университет. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. Т. 2. С. 48-55.
6. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. Мн.: Тетра Системс, 2003. 176 с.
7. Подкастинг [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Подкастинг (дата обращения: 06.02.2019).
8. Синина А. И. Подкастинг в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 19. С. 51-53. URL: https://e-koncept.ru/2017/770404.htm (дата обращения: 06.02.2019).
9. Сысоев П. В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2 (26). С. 189-201.
10. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов. Ростов н/Д - М.: Феникс; Глосса-Пресс, 2010. 182 с.
11. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.
12. Хайкин В. Л. Активность (характеристика и развитие). М. - Воронеж: Московский психолого-социальный институт; Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 448 с.
13. Fose L., Mehl M. Plugging into Students' Digital DNA: Five Myths Prohibiting Proper Podcasting Pedagogy in the New Classroom Domain // MERLOT Journal of Online Learning and Teaching. 2015. Vol. 3. № 3. P. 277-287.
14. Salmon G., Edirisingha P. Podcasting for Learning in Universities. Maidenhead, England: Open University Press, 2009. 248 р.
15. Warlick D. Podcasting // Technology & Learning. 2014. Vol. 2. № 26.
ADVANTAGES OF USING PODCASTS IN TEACHING ENGLISH TO SENIOR PUPILS
Musina Aigul' Al'bertovna Shkilev Roman Evgen'evich, Ph. D. in Philology Elabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University [email protected]; [email protected]
The article identifies and analyses educational podcasts as the most efficient means to develop English speaking skills among senior pupils. The paper proposes a definition of the notion "podcast", provides a brief classification of podcasts according to their content, describes the ways and advantages of using podcasts to improve senior pupils' English speaking skills. The descriptive method was applied when studying the use of educational podcasts to improve English speaking skills. The comparative analysis of podcasts allowed identifying positive aspects of their usage in educational activity.
Key words and phrases: podcasts; English language; methods of teaching English; learners; educational process.
УДК 37.016:811.111.1 Дата поступления рукописи: 28.01.2019
https://doi.Org/10.30853/pedagogy.2019.1.7
The article describes in detail the process of crosscultural competence formation in the context of the dialogue of cultures and the comparative analysis of languages and cultures. The author examines various didactic means for crosscultural competence formation, explores both traditional and high-tech innovative means of teaching a foreign language and comes to the conclusion that it is the combination of these means in foreign language classes that gives positive results in crosscultural competence formation.
Key words and phrases: crosscultural communication; crosscultural competence; dialogue of cultures; authentic materials; variety of didactic means.
Mutovkina Ol'ga Mikhailovna, Ph. D. in Pedagogy
Moscow Region State University olgamutovkina@yandex. ru
CROSSCULTURAL COMPETENCE FORMATION IN THE CONTEXT OF THE DIALOGUE OF CULTURES
The topicality of the problem of crosscultural competence development is conditioned by the growth of international relations and crosscultural contacts in various spheres of life.
Knowledge of a foreign language in the modern society becomes necessary, as we live in the multicultural and multilingual world. The range of crosscultural educational relations has changed. In the framework of the Bologna process, student exchanges have intensified, and possibilities for continuing education abroad have expanded. Students participate in interregional and common-European projects organized with the help of new telecommunication technologies, communicate in a foreign language with their peers over the Internet, and foreign trips are connected for them today with cultural and educational exchange, study abroad and just with tourism [6, с. 124].