УДК 372.881.1
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОДКАСТОВ
© Анна Геннадьевна СОЛОМАТИНА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и деловой международной коммуникации Воронежский государственный аграрный университет 394087, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1 E-mail: [email protected]
Изучена проблема обучения иностранному языку студентов аграрных вузов. В настоящий момент выпускник вуза должен иметь не только профессиональные навыки, быть высококвалифицированным в конкретной области, но и быть носителем профессиональной культуры. Современному обществу необходимы специалисты широкого профиля. Рассмотрены важность и преимущества изучения иностранных языков студентами аграрных вузов. Описаны основные проблемы обучения иностранному языку студентов аграрных вузов: малое количество аудиторных часов, низкая мотивация, неорганизованность самостоятельных видов деятельности студентов, низкая языковая подготовка, недостаточное учебно-методическое обеспечение. Даны определения учебного подкаста и подкаста преподавателя, основные условия использования данной технологии, этапы создания и размещения. К основным преимуществам подкаста можно отнести: возможность использования как в аудиторной, так и во внеаудиторной (самостоятельной) работе по изучению иностранного языка, активизация и развитие устной и письменной речевой деятельности, развитие навыка чтения и правильного произношения (при прослушивании аутентичного подкаста). В качестве заключения раскрыты пути решения основных проблем обучения иностранному языку студентов аграрных вузов посредством учебных подкастов.
Ключевые слова: выпускник аграрного вуза; иностранный язык; подкаст; учебный подкаст; ИКТ-компетентность
DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-3(167)-5 7-62
Современное высшее образование в России находится в постоянном инновационном поиске, совершенствовании, развитии. Проблема качественного совершенствования образования очень актуальна для современных вузов. Большое количество вузов и «демографическая яма», в которой оказалась Россия в 90-е гг. XX века, создали конкурентную борьбу за абитуриентов. Однако основная цель вуза не должна быть ограничена подготовкой конкурентоспособного работника с высоким уровнем профессиональной компетенции. Выпускник вуза должен быть не только высококвалифицирован в определенной области знаний, но и развит всесторонне. Важной составляющей современного образования является знание иностранного языка, обеспечивающее эффективность межкультурной коммуникации и формирование поликультурной личности. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, согласно федеральным государственным стандартам высшего образования последнего поколения, должен обладать «способностью к коммуни-
кации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5)». Иностранный язык обязателен в учебном плане любой специальности как дневного, так и заочного отделения. Предмет «Иностранный язык» входит в программу обучения магистров и аспирантов. Однако стоит учесть, что иностранный язык для обучающихся в аграрных вузах имеет особое значение. Социально-экономическая обстановка в нашей стране создала реальные условия для получения образования и работы за рубежом, для представления российской продукции и услуг на мировой рынок. Современная политика государства (особенно в аграрном секторе) привлекает большой процент зарубежных инвесторов, которые готовы работать на наших сельскохозяйственных землях. Они требуют высококвалифицированных работников аграрных специальностей, владеющих иностранным языком. Стоит признать, что таких работников оказывается малый процент из числа вы-
пускников. Следствием этого стало повышение значимости учебной дисциплины «Иностранный язык» и появление новых подходов к решению ряда организационных и методических проблем в системе отечественного языкового образования. В связи с этим в аграрном вузе обучение иностранному языку должно быть нацелено на практическое освоение получаемых знаний в ходе аудиторных занятий, их анализ и дальнейшее использование.
В соответствии с методикой преподавания иностранного языка практическая деятельность студента аграрного вуза на иностранном языке предполагает владение языковым материалом в сфере сельского хозяйства, владение навыками и умениями использовать полученный материал во всех видах практической деятельности: говорении, чтении, письме, аудировании.
На результат освоения иностранного языка студентами аграрных вузов оказывают влияние различные факторы. Существует ряд причин, не позволяющих или замедляющих делать это эффективно.
1. Ограниченное количество аудиторных часов. Обучающиеся многих факультетов имеют предмет «Иностранный язык» всего год или два обучения. Это совершенно недостаточное количество часов с учетом того, что первый год обучения для многих является адаптационным. Поступая на дальнейшее обучение в магистратуру или аспирантуру, студенты аграрных вузов сталкиваются с серьезной проблемой по овладению иностранным языком.
2. Недостаточная языковая подготовка студентов. Не секрет, что даже современная сельская школа имеет проблемы с квалификацией работников образования. Так как студенты аграрных вузов - это студенты, приехавшие из области, очень часто бывает, что иностранный язык в сельской школе преподавался на очень низком уровне или отсутствовал вообще. Проводя ежегодное входное тестирование, убеждаемся в том, что в среднем 3-5 студентов первого курса не имели уроков иностранного языка в школе.
3. Будучи неосновным учебным предметом, владение иностранным языком не является основополагающим фактором при делении групп. Обычной практикой считается группы с различной языковой подготовкой.
Уровни владения иностранным языком могут варьироваться от отсутствия уровня до достаточно высокого уровня выпускника языковой школы. В данном случае будет затруднительным организация групповой работы, чтобы все студенты были вовлечены в работу в равной степени.
4. Отсутствие различного учебного материала по выбранной специальности, неразработанные узкоспециальные учебные и учебно-методические пособия. Одна из основных проблем современного преподавателя иностранного языка аграрного вуза - создать максимально адаптированный узкоспециализированный учебник или учебное пособие для обучающихся. Данное учебное пособие должно содержать как развивающие тексты общего и страноведческого характера, грамматику иностранного языка, так и узконаправленную лексику, необходимую для дальнейшего использования на рабочем месте. Например, студенты автомобильного профиля агроинженерного факультета должны изучать строение автомобиля, основные его части, работу двигателя автомобиля и т. д. Студенты экономических специальностей в ходе курса иностранного языка должны познакомиться с экономическими терминами, основными экономическими моделями и великими учеными на иностранном языке. Овладев необходимым лексическим минимумом, обучающиеся смогут высказываться на темы, переводить профессионально-ориентированные тексты.
5. Низкая мотивация студентов аграрного вуза к изучению иностранного языка. Стоит признать, что большой процент обучающихся (особенно заочной формы обучения) вообще не видят смысла изучения иностранного языка. Главная задача преподавателя - объяснить, «зачем» это надо делать. Достаточно высокий процент студентов видят необходимость в изучении иностранного языка. В результате проводенного анкетирования среди студентов аграрных специальностей было выявлено, что обусловленность изучения иностранных языков связана с: глобализацией и расширением мирового рынка и международного сотрудничества; желанием повышения собственной профессиональной квалификации; приобщением к мировой культуре. Важным остается факт, что студент с устойчивой мотивацией на
дальнейшее применение иностранного языка на практике будет серьезнее подходить к образовательному процессу.
6. Отсутствие систематического подхода к самостоятельной работе в изучении иностранного языка, позволяющей обучающимся вырабатывать собственные возможности овладения им. Современный учебный план все больше ориентирует нас на самостоятельное обучение. Огромное количество бывших аудиторных часов было отдано на часы самостоятельной работы. При этом единого подхода к ее организации создано не было. Первым делом преподаватель должен разобраться с целями и задачами самостоятельной работы, четко сформулировать задания, которые могут быть отданы на домашнее выполнение, четко оформить теоретический материал, необходимый для выполнения данных заданий.
Учитывая данные проблемы, следует подчеркнуть, что положительный результат обучения иностранным языкам в аграрном вузе возможен за счет создания необходимых благоприятных условий для самореализации, саморазвития конкретной личности, раскрытия интеллектуального, творческого потенциала конкретной личности.
При выборе методов и технологии обучения студентов надо учесть общие пожелания студентов, современные тенденции образования. Студенты нашего времени - это активные пользователи сети Интернет. Они пользуются им и в личных целях, и для подготовки к семинарским и практическим заданиям. В связи с этим становится понятным, что наилучшим способом создания благоприятной среды для обучения иностранному языку в аграрном вузе - это использование сети Интернет в образовательных целях. В современной литературе по методике преподавания иностранных языков описано большое количество интернет-технологий, используемых в обучении: это и социальные сети, вики-технология, блог-технология, подкасты, различные виды лингвистического корпуса и т. д. [1-5]. В данной статье мы кратко остановимся на использовании учебных подкастов в обучении иностранному языку студентов аграрных вузов. Личный опыт показал, что это один из эффективных способов достижения положительного результата.
Подкастинг - это название, данное изданию аудио или видео через Интернет, предназначенное для загрузки и прослушивания на портативном плеере любого типа или на персональном компьютере. Существуют различные виды подкастов в зависимости от цели их создания. Подкасты особенно интересны для изучающих английский, поскольку они предоставляют студентам возможность получить доступ к «аутентичным» источникам прослушивания практически по любому предмету, который им может быть интересен. Многие сайты предлагают готовые подкасты. В сети вы можете найти всевозможные подкасты из бесплатных ежедневных подкастов на английском языке с текстом для практики прослушивания и произношения ESL, подкастами, ориентирующимися на грамматику и письмо, на уроки делового английского языка и еженедельный подкаст о международных деловых новостях. Но если вас не устраивает то, что уже доступно, вы всегда можете создавать свои собственные подкасты [6].
С точки зрения образовательных нужд обратим внимание на учебный подкаст, который может быть создан из оригинальных материалов как студентами, так и преподавателями.
Студенческие подкасты - это аудио- или видеозаписи, произведенные обучающимися часто с помощью преподавателей в качестве выполнения какой-то определенной образовательной задачи.
Подкасты преподавателей - это подкас-ты, выпускаемые преподавателями часто для их собственных классов, обычно нацелены на то, чтобы помочь обучающим создать их контент для прослушивания. Создание под-каста позволяет обучающим делиться опытом обучения. Он также предоставляет им всемирную аудиторию, которая делает изучение значимым и оценку подлинным.
Учебный подкаст имеет ряд требований: он должен быть записан на иностранном языке, иметь ограниченную продолжительность и соответствовать тематическому содержанию курса. Преподаватели могут использовать подкасты в качестве основы для упражнений на восприятие речи в качестве средства генерации разговора на основе реакции обучающихся на подкасты и в качестве способа предоставления каждому слуша-
телю разнообразных материалов для прослушивания. В то же время преподаватели могут использовать эту технологию, чтобы предоставить студентам дополнительные материалы для загрузки и просмотра в любое удобное время.
Одним из преимуществ записи показа и загрузки подкаста в Интернет является то, что студенты, вероятно, будут более внимательно относиться к подготовке подкаста, зная, что его потенциально могут слушать люди во всем мире. Отличным мотивирующим фактором работы с подкастами является то, что обучающиеся могут использовать свои персональные медиаплееры или известные мобильные телефоны, которые являются частью их повседневной жизни. В свою очередь, преподаватели могут использовать эти мобильные устройства для интеграции новых технологий в преподавание и обучение, что позволяет достичь обучающихся через среду, которая является частью их повседневной жизни. Подкаст - это образовательный инструмент, который одновременно прост и дешев в использовании. Среди остальных преимуществ можно выделить следующие.
1. Подкасты - отличная современная технология, особенно для тех обучающихся, которые воспринимают информацию на слух, что развивает навык аудирования на иностранном языке.
2. Активизирует устную и письменную речь на иностранном языке. Создавая собственный подкаст, подбирая лексику, проверяя грамматическое соответствие текста подкас-та, обучающийся развивает все виды речевой деятельности. Письменный речь активизируется в полной мере в момент, когда студенты комментируют подкасты своих одногрупп-ников.
3. Предоставляет возможность внеаудиторного обучения иностранному языку. Обучающиеся могут просматривать и комментировать подкасты везде.
4. Прослушивая и просматривая уже готовые аутентичные подкастты, обучающиеся развивают навык правильного произношения иностранных слов.
5. Создание собственного учебного под-каста может заставить студентов искать другие языковые учебные площадки и возможности.
Одним из условий использования учебных подкастов в обучении иностранных языков является сформированность ИКТ-компе-тентности. ИКТ-компетентность студента -это набор технологических стандартов, которые определяют уровень владения компьютерными технологиями обучающихся. Компетенции состоят из умений, связанных с компьютером, сгруппированных в три общие области:
1) операции с основными технологиями;
2) личные и профессиональные использования технических средств;
3) социальные, этические и человеческие вопросы.
Кроме того, проблематика подкаста должна строго соответствовать темам учебной программы. Это должны быть социально значимые темы, доступные для восприятия студентов, темы, где обучающиеся могли бы показать свой личный опыт. Поэтому одной из образовательных целей подкаста является организация социального взаимодействия между обучающимися.
В создании подкаста можно выделить три основных этапа.
1. Запись. Вам понадобится микрофон и программное обеспечение для записи вашего звукового файла.
2. Издательский. Как только Вы создали свой аудиофайл и сохранили его, обычно в формате тр3, Вам нужно загрузить его на веб-сервер. Многие сайты в Интернете, включая Blogger, предлагают бесплатные услуги хостинга подкастов.
3. Публикация. Создав свой подкаст и загрузив его, чтобы сделать его доступным для потенциальных пользователей, Вы должны предоставить пользователям возможность доступа к вашим файлам. Это может быть так же просто, как предоставление ссылки с существующей веб-страницы, или более сложно, например, создание документа RSS-ленты, который позволит пользователям подписываться на Ваш подкаст. Самый простой способ создания собственных подкастов - использовать автоматическую программу создания подкастов. Podomatic, Qickaster и Odeo - это все программы, которые позволяют Вам бесплатно записывать и загружать подкасты в одном месте.
Учебные подкасты наиболее эффективны среди студентов аграрных вузов, так как
они помогают решить проблемы, изложенные выше.
1. В связи с малым количеством аудиторных часов иностранного языка подкасты записываются и обсуждаются студентами в домашних условиях. Это активирует понятие «самостоятельная работа студентов». Студенты продолжают работать в сети Интернет, следят за ведением микроблога, при этом развивают различные навыки владения иностранным языком.
2. Использование подкастов повышает мотивацию студентов аграрных вузов к обучению иностранному языку. Студенты сами являются участниками обучения, они самостоятельно составляют текст, который в дальнейшем будет размещен на сервере, участвуют в обсуждении, корректируют подкас-ты своих одногруппников, делятся своим мнением по проблеме подкаста.
3. Использование подкастов в обучении иностранному языку позволяет студентам вырабатывать собственные стратегии овладения иностранным языком.
4. Использование подкастов на занятиях по иностранному языку возможно в группах с различной языковой подготовкой. Студенты с более низким владением языка будут также создавать подкасты, но, возможно, меньшего объема и с некоторыми грамматическими и лексическими ошибками, но также будут участвовать в обсуждении.
Список литературы
1. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практики. М.: МГУ, 2009.
2. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4 (20). С. 115-127.
3. Евстигнеева И.А. Развитие дискурсивных умений обучающихся средствами современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. № 2. С. 17-21.
4. Соломатина А.Г. Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных подкас-тов // Иностранные языки в школе. 2012. № 9. С. 71-74.
5. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом об-
разовании. М.: Книжный дом «Либроком», 2015. 264 с.
6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва: Глосса-Пресс, Ростов на-Дону: Феникс, 2010. 182 с.
References
1. Titova S.V. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v gumanitarnom obrazovanii: te-oriya i praktiki [Information and Communications Technologies in Humanities: Theory and Practice]. Moscow, Moscow State University Publ., 2009. (In Russian).
2. Sysoyev P.V. Blog-tekhnologiya v obuchenii inostrannomu yazyku [Blog-technology in foreign language teaching]. Yazyk i kul'tura - Language and Culture, 2012, no. 4 (20), pp. 115127. (In Russian).
3. Evstigneeva I.A. Razvitie diskursivnykh umeniy obuchayushchikhsya sredstvami sovremennykh informatsionnykh i kommunikatsionnykh tech-nologiy [Development of discourse skills of students by means of modern information and communication technologies]. Inostrannye yazyki v shkole - Foreign Language for Schools, 2014, no. 2, pp. 17-21. (In Russian).
4. Solomatina A.G. Razvitie umeniy govoreniya i audirovaniya posredstvom uchebnykh podkastov [Development of speaking and listening skills using educational podcasts]. Inostrannye yazyki v shkole - Foreign Language for Schools, 2012, no. 9, pp. 71-74. (In Russian).
5. Sysoyev P.V. Informatsionnye i kommunika-tsionnye tekhnologii v lingvisticheskom obra-zovanii [Information and Communication Technologies in Linguistic Education]. Moscow, Book House "Librokom", 2015, 264 p. (In Russian).
6. Sysoyev P.V., Evstigneev M.N. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku s ispol-zovaniem novykh informatsionno-kommu-nikatsionnykh internet-tekhnologiy [Methods of Foreign Language Teaching Using New Information and Communication Internet-Technologies]. Moscow, Glossa-Press Publ., Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2010, 182 p. (In Russian).
Поступила в редакцию 03.02.2017 г. Received 3 February 2017
UDC 372.881.1
THE BASIC PROBLEMS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF AGRARIAN INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION AND WAYS OF THEIR DECISION BY MEANS OF PODCASTS
Anna Gennadevna SOLOMATINA
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Foreign Languages and International Business Communication Department
Voronezh State Agricultural University named after Emperor Peter the Great
1 Michurin St., Voronezh, Russian Federation, 394087
E-mail: [email protected]
The problem of foreign language teaching of students of agricultural universities is considered. Currently, the graduate should not only have professional skills, be highly qualified in a specific area, but also to be a bearer of media professional culture. Modern society needs specialists in many fields. The importance and advantages of learning foreign languages by students of agricultural universities are discussed. The main problems of foreign language teaching of students of agricultural schools: a small number of classroom hours, low motivation, lack of organization of independent activities of students, the low language training, lack of training and methodological support are described. The definition of educational podcast, and a podcast of the teacher, the principal terms of the use of this technology, the main advantages and disadvantages, stages of creation and placement are presented. As a conclusion the ways of solving the main problems of foreign language teaching of students of agricultural universities through educational podcasts are revealed. The main advantages of the podcast include: the possibility of using both in classroom and in extracurricular (independent) work on the study of a foreign language, the activation and development of oral and written speech activity, the development of reading skills and proper pronunciation (when listening to an authentic podcast) As a conclusion the ways of basic problems of foreign language teaching decision of agrarian institutes of higher education by means of educational podcasts.
Key words: students of the agricultural institute; foreign language; podcast; training podcast; information and communication technologies competence
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-57-62
Информация для цитирования:
Соломатина А.Г. Основные проблемы обучения иностранному языку студентов аграрных вузов и пути их решения посредством подкастов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 3 (167). С. 57-62. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-57-62.
Solomatina A.G. Osnovnye problemy obucheniya inostrannomu yazyku studentov agrarnykh vuzov i puti ikh resheniya posredstvom podkastov [The basic problems of foreign language teaching of agrarian institutes of higher education and ways of their decision by means of podcasts]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 3 (167), pp. 57-62. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-57-62. (In Russian)