ПЕДАГОГИКА
УДК 378
Д. В. Дмитриев, А. С. Мещеряков
ПОДКАСТЫ КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Аннотация.
Актуальность и цели. На современном этапе педагогическая наука и практика решают проблему совершенствования методов и форм обучения иностранному языку, направленных на решение задач модернизации образования, повышения качества и эффективности иноязычной профессиональной подготовки. В статье рассматриваются возможности использования одного из инновационных средств обучения английскому языку - подкастов. Цель исследования - теоретически выявить и экспериментально проверить дидактические возможности подкастов в обучении английскому языку.
Материалы и методы. Поставленные исследовательские задачи были решены при изучении, анализе и синтезе научной литературы по проблеме исследования. Различные аспекты использования информационных технологий рассматривались М. А. Акоповой, М. А. Бовтенко, Е. И. Дмитриевой,
О. П. Крюковой, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Н. Ф. Талызиной и др. Теоретические основы внедрения подкастов в учебный процесс и практические аспекты их использования в обучении английскому языку исследовали Ж. С. Аникина, Т. И. Краснова, Е. Ю. Малушко, А. Г. Соломатина, П. В. Сысоев, P. Edirsingha, A. Fox, G. Stanley и др. В статье представлено собственное исследование авторов, в процессе которого использовались следующие методы: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.
Результаты. Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил дать определение термину «подкаст»; выделить факторы, обуславливающие популярность подкастов; выявить дидактический потенциал подкастов: аутентичность, многофункциональность, медиакомпетентность, многоканальное восприятие, интерактивность, мотивация, соответствие индивидуальным особенностям. В результате проведения эксперимента была выявлена эффективность использования подкастов в обучении английскому языку: в экспериментальной группе стало больше студентов с высоким уровнем обученности и меньше студентов с низким уровнем обученности.
Выводы. Подкасты действительно являются инновационным средством обучения английскому языку в вузе, так как формируют языковые навыки и речевые умения в различных видах речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение), обогащают лексический запас, совершенствуют грамматические навыки, усиливают мотивацию к изучению английского языка, позволяют индивидуализировать обучение, способствуют дифференциации деятельности студентов, а также интенсифицируют самостоятельную работу.
Ключевые слова: подкасты, инновация, английский язык, высшее учебное заведение, информационные технологии, мотивация.
192
University proceedings. Volga region
№ 3 (31), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
D. V. Dmitriev, A. S. Meshcheryakov
PODCASTS AS INNOVATIVE MEANS OF TEACHING ENGLISH IN HIGH SCHOOL
Abstract.
Background. At the present stage the pedagogical science and practice solve a problem of improvement of methods and forms of teaching a foreign language directed to the solution of problems of modernization of education, improvement of the quality and efficiency of foreign-language vocational training. This article discusses the possibility of using one of the innovative means of teaching English -podcasts. The purpose of the research is to identify theoretically and verify experimentally the didactic possibilities of podcasts in teaching English.
Materials and methods. The set research tasks were solved during the study, analysis and synthesis of scientific literature on the research problem. Various aspects of information technologies usage were considered by M. A. Akopova,
M. A. Bovtenko, E. I. Dmitriyeva, O. P. Kryukova, E. S. Polat, I. V. Robert, N. F. Ta-lyzina and others. Theoretical bases of introduction of podcasts into the educational process and practical aspects of their use in teaching English were investigated by Zh. S. Anikina, T. I. Krasnova, E. Yu. Malushko, A. G. Solomatina, P. V. Sysoyev,
P. Edirsingha, A. Fox, G. Stanley and others. This article describes authors’ own research in the course of which the following methods were used: observation, testing, pedagogical experiment.
Results. The carried-out analysis of scientific literature on the research problem allowed to define the term “podcast”; to identify factors that contribute to the popularity of podcasts; to reveal the didactic potential of podcasts: authenticity, multitasking functionality, media competence, multi-perception, interactivity, motivation, matching individual characteristics. Efficiency of the use of podcasts in teaching English was revealed as a result of carrying out the experiment: in experimental group there were more students with high academic levels and fewer students with low academic levels.
Conclusions. Podcasts, indeed, are innovative means of teaching English in the high school, because they form language and speaking skills in various types of speech activity (listening, reading, writing, speaking), enrich vocabulary, improve grammar skills, increase motivation to learn English, allow to individualize training, promote differentiation activity for students and intensify their independent work.
Key words: podcasts, innovation, English, high school, information technologies, motivation.
В настоящее время идет активное внедрение инновационных мультимедиатехнологий в процесс обучения иностранным языкам. Основной упор делается на оснащение высших учебных заведений компьютерами с последующим подключением к сети Интернет. С каждым годом этот процесс становится все более стремительным, так как российским правительством была поставлена задача реформирования системы образования с целью повышения эффективности обучения. В связи с этим в обучении иностранным языкам все чаще используются мультимедиатехнологии, спектр которых заметно расширился: от создания обучающих программ до разработки новых средств обучения, таких как подкасты.
В последнее время в российской и зарубежной научной литературе стали появляться работы, посвященные исследованию теоретических основ вне-
Humanities. Pedagogy
193
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
дрения подкастов в учебный процесс и практических аспектов их использования в обучении английскому языку (Ж. С. Аникина, М. Н. Евстигнеев, Т. И. Краснова, Е. Ю. Малушко, Б. С. Салин, А. Г. Соломатина, П. В. Сысоев,
P. Edirsingha, A. Fox, W. Fryer, G. Salmon, G. Stanley и др.).
Впервые термин «подкаст» появился в 2005 г. Слово «подкаст» (podcast) происходит от слов «iPod» (mp3-плеер фирмы Apple) и «broadcast» (повсеместное широкоформатное вещание). Таким образом, термин «подкаст» в 2005 г. означал аудио- или видеофайл, доступный для скачивания в Интернете и прослушивания (просмотра) на портативном мультимедийном плеере.
В настоящее время под подкастом понимается аудио- или видеозапись, созданная на иностранном языке в соответствии с языковым и тематическим содержанием учебной программы и размещенная на сервере подкастов для дальнейшего использования в учебном процессе [1, c. 40].
Несмотря на то, что подкасты появились менее 10 лет назад, сегодня они очень популярны среди абсолютно различных групп пользователей: от людей, использующих их для развлечения (просмотр новостей, сериалов, создание дневников), до ведущих университетов, интегрирующих подкасты в образовательный процесс, особенно в систему дистанционного образования.
Выделим несколько факторов, обуславливающих популярность подкастов:
- возможность бесплатно скачать подкаст на планшетный компьютер, мультимедийный плеер, мобильный телефон и т.п. с последующим его про-смотром/прослушиванием в удобное время и в удобном месте;
- наличие универсальных форматов аудио- и видеофайлов, что позволяет их воспроизводить на большинстве портативных устройств;
- периодичность, или серийность, создания новых подкастов;
- возможность подписки, что означает автоматическое информирование пользователя о новых подкастах по мере их появления;
- аутентичность аудио- и видеоматериалов;
- наличие текста (скрипта) для аудиофайла или субтитров для видеофайла.
Проведя анализ научной литературы по проблеме исследования, отметим дидактический потенциал подкастов:
1. Аутентичность. Большинство подкастов созданы носителями языка в странах изучаемого языка, следовательно, они не только представляют социокультурную реальность страны изучаемого языка и демонстрируют сочетание вербального и невербального кодов иноязычного общения, но и содержат информацию, связанную с профессиональной деятельностью будущих специалистов, и показывают функционирование языка как средства профессиональной коммуникации в естественном окружении [2, с. 152-153].
2. Многофункциональность. Подкасты являются многофункциональными, так как с их помощью при обучении иностранному языку можно развивать несколько видов речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. Кроме того, подкасты сообщают знания о культуре изучаемого языка, тем самым формируя его социокультурную компетенцию. Знание иностранного языка, культуры, традиций, обычаев, страны изучаемого языка, бесспорно, дает большие преимущества будущему специалисту: легче трудо-
194
University proceedings. Volga region
№ 3 (31), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
устроиться, больше шансов интегрироваться в общество с рыночной экономикой, осознанно и полноценно познать культуру других народов, глубже понимать мировые проблемы [3, с. 255].
3. Компетентность в области медиа (медиакомпетентность). Чтобы работать с подкастами, должны быть сформированы базовые умения и навыки работы с компьютером: умение скачивать файлы из Интернета, передавать их на мобильные устройства, при необходимости редактировать и перекодировать. Все это возможно при условии формирования медиакомпетентности, т.е. знаний, умений, навыков, мотивов, способствующих медиаобразовательной деятельности в процессе преподавания английского языка [4].
4. Актуальность. Сервис подкастов позволяет подписаться на получение новых подкастов и регулярно пополнять свой архив новыми аудио- и видеоматериалами. Таким образом, мы каждый день можем скачивать новые аудио- и видеофайлы с информацией об актуальных событиях в различных сферах жизни, которые могут быть использованы на занятиях по английскому языку [5, с. 76].
5. Многоканальное восприятие основано на одновременном восприятии зрительной и слуховой информации. Прием информации осуществляется по зрительному и слуховому каналам. Зрительный канал служит для восприятия предметов, действий, способствуя тем самым осмысливанию последовательности звуков, улавливаемых слуховым каналом. Одновременное восприятие зрительных и совпадающих с ними по времени и смыслу звуковых образов выражается в так называемом зрительно-слуховом синтезе, дающем возможность судить о сказанном полнее, чем при раздельном поступлении сообщений.
6. Интерактивность, т.е. диалоговый режим работы пользователя с мобильным устройством, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию, скорость и последовательность ее передачи.
7. Мотивация. Удовлетворение познавательных мотивов при изучении иностранного языка формирует устойчивую мотивацию постоянной работы с ним: знание иностранного языка облегчает доступ к научной и практической информации, помогает налаживанию международных научных и личных контактов, расширяет возможности будущей профессиональной деятельности студентов [6, с. 154].
В связи с этим при организации обучения иностранному языку с использованием подкастов нельзя не учитывать такую важную функцию подкаста, как создание мотивационной основы обучения. Подкаст, являющийся мощным мотивационным средством, оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на обучающихся благодаря эффекту соучастия. Соединение познавательного и эмоционального вызывает повышенный интерес к изучению иностранного языка, оказывает положительное влияние на запоминание учебного материала, компенсирует недостатки внимания, повышает воспитывающий аспект обучения.
8. Соответствие индивидуальным особенностям. Мобильность используемого технического средства (планшетного компьютера, мультимедийного плеера и т.п.) позволяет обращаться к подкастам в любое время, в том числе и за пределами учебного заведения. Доступ к такому средству обучения, как подкаст, за пределами учебных занятий предоставляет шанс изучать иностранный язык в свободное время и возможность работать в соответствии с индивидуальным особенностям восприятия информации.
Humanities. Pedagogy
195
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Учебные подкасты, посвященные изучению иностранных языков, позволяют решить целый ряд методических задач, среди которых формирование аудитивных навыков и умений понимания иноязычной речи на слух, формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков, расширение и обогащение лексического словаря, формирование и совершенствование грамматических навыков, развитие умений говорения и письменной речи [7, с. 92].
Значительные дидактические возможности подкастов и их эффективность в обучении английскому языку были выявлены при проведении экспериментальной работы в условиях ПГУ. Педагогический эксперимент проходил в течение семестра, всего было задействовано 42 студента 4-го курса, обучающихся по специальности «Иностранный язык». Отметим, что количество студентов в экспериментальной и контрольной группах получилось одинаковым, все учащиеся были примерно одного возраста, в каждой из групп были студенты как с высоким уровнем обученности, так и со средним и низким уровнями обученности. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что удалось создать идентичные условия для проведения эксперимента в обеих группах.
Педагогический эксперимент заключался в том, что в процессе преподавания английского языка в экспериментальной группе использовался не только стандартный комплект учебников, но и серия подкастов. В контрольной группе никаких дополнительных средств обучения не применялось.
При отборе подкастов для экспериментальной группы мы учитывали следующие принципы:
- принцип соответствия содержанию профессионального образования;
- принцип аутентичности (подкасты озвучены носителями языка, отражают не только особенности языка и науки по специальности студента, но также быта, жизни, истории, культуры страны изучаемого языка);
- принцип соответствия языкового содержания подкаста уровню языковой подготовки студентов;
- принцип соответствия содержания подкаста интересам студентов;
- принцип актуальности и новизны;
- принцип качественности звукового и художественного оформления.
При организации обучения английскому языку в экспериментальной
группе были соблюдены следующие этапы работы с подкастами: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный.
Преддемонстрационный этап работы с подкастом начинался с создания установки, характер которой зависит от цели показа. Варианты установки -сообщение о цели просмотра, указание на главные особенности подкаста, определение вопросов для обобщения. Форма создания установки также различна: запись вопросов, выделение цели, предварительное указание на главные особенности подкаста, на характер последующей работы. Правильная установка в значительной степени предопределяет устойчивость внимания и конечный педагогический эффект в виде получения новых знаний.
При просмотре подкаста (демонстрационный этап) возможно привлечение внимания студентов к наиболее важным эпизодам и кадрам, но недопустимо отвлекать студентов от просмотра, по ходу показа дополнять содержание подкаста или давать указания по дальнейшей работе. При необходимо-
196
University proceedings. Volga region
№ 3 (31), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
сти дополнения или указания на дальнейшую работу следует воспользоваться паузой.
После просмотра подкаста (последемонстрационный этап) нужна небольшая (1-2 минуты) пауза, чтобы впечатления от полученной информации несколько улеглись, определились. На данном этапе студентам были предложены следующие варианты работы: беседа по содержанию подкаста (по вопросам, заданиям на этапе установки), заполнение таблицы или составление плана по содержанию подкаста, написание эссе, рецензии, отзыва на подкаст и т.п.
Результаты педагогического эксперимента были известны в конце семестра после проведения итоговой контрольной работы. Контрольная работа была одинакова для экспериментальной и контрольной групп, содержала задания на проверку усвоения новых лексических единиц, грамматических правил, лингвострановедческой информации за последний семестр. Наглядно результат контрольной работы показан на рис. 1.
12
отлично хорошо удовлетв. неудовлетв.
□ Контрольная группа ^Экспериментальная группа
Рис. 1. Сравнение результатов контрольной работы в экспериментальной и контрольной группах
После анализа результатов эксперимента было отмечено, что в экспериментальной группе стало больше студентов с высоким уровнем обученности и меньше студентов с низким уровнем обученности. Студенты, занимающиеся на «отлично», конечно же, справились с контрольной работой, нескольким студентам-«ударникам» также удалось получить «пятерки», часть студентов, обычно занимающихся на «удовлетворительно», смогла показать хорошие результаты. В контрольной группе ситуация стабильная, результаты контрольной работы в целом соответствуют типичным результатам студентов, значительных изменений в успеваемости замечено не было.
Проведенный эксперимент показал, что подкасты обеспечивают большую информативную емкость языкового материала, повышение познавательной активности студентов, усиление мотивации за счет эмоционального представления учебной информации, высокую степень наглядности учебного материала, позволяют индивидуализировать обучение, способствуют дифференциации деятельности студентов, учету их личных особенностей и темпов учения, а также интенсификации самостоятельной работы. Процесс обучения
Humanities. Pedagogy
197
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
английскому языку становится интересным, а вследствие этого - результативным. Подкасты придают стимул для изучения английского языка не только в рамках аудиторного занятия, но и во внеаудиторное время. Вследствие этого можно без преувеличения утверждать, что подкасты являются незаменимым инновационным средством обучения, которое необходимо включать в процесс обучения английскому языку в вузе.
Список литературы
1. Соломатина, А. Г. Методика развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Соломатина А. Г. - Тамбов, 2011. - 158 с.
2. Dudeney, G. How to teach English with technology / G. Dudeney, N. Hockly. -
N. Y. : Pearson Longman, 2007. - 192 p.
3. Телегина, А. Т. Иноязычная коммуникативная деятельность - процесс активного взаимодействия на уровне межкультурной коммуникации, нацеленный на саморазвитие личности в профессиональной деятельности / А. Т. Телегина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2013. - № 4. - С. 253-263.
4. Дмитриев, Д. В. Формирование медиакомпетентности будущих учителей английского языка в процессе профессиональной подготовки / Д. В. Дмитриев, А. С. Мещеряков // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. -URL: http://www.science-education.ru/116-12842.
5. Fried-Booth, D. L. Modelling of teaching practice for future teachers of the English language / D. L. Fried-Booth // Journal of linguistic studies. - 2009. - № 2 (2). -P. 75-83.
6. Варіїикова, О. В. Формирование эмоционально-ценностного отношения к профессии средствами иностранного языка / О. В. Варникова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 3. -С. 153-161.
7. Салин, Б. С. Некоторые аспекты использования подкастов в обучении английскому языку / Б. С. Салин // Современные проблемы науки и образования. - 2010. -№ 4. - С. 91-93.
References
1. Solomatina A. G. Metodika razvitiya umeniy govoreniya i audirovaniya uchashchikhsya posredstvom uchebnykh podkastov: dis. kand. ped. nauk: 13.00.02 [Methods of pupils’ speaking and auding skills development using education podcasts: dissertation to apply for the degree of the candidate of pedagogical sciences]. Tambov, 2011, 158 p.
2. Dudeney G., Hockly N. How to teach English with technology. New York: Pearson Longman, 2007, 192 p.
3. Telegina A. T. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumani-tarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2013, no. 4, pp. 253-263.
4. Dmitriev D. V., Meshcheryakov A. S. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2014, no. 2. Available at: http://www. science-education.ru/116-12842.
5. Fried-Booth D. L. Journal of linguistic studies. 2009, no. 2 (2), pp. 75-83.
6. Varnikova O. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumani-tarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2011, no. 3, pp. 153-161.
7. Salin B. S. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2010, no. 4, pp. 91-93.
198
University proceedings. Volga region
№ 3 (31), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
Дмитриев Дмитрий Вячеславович
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра английского языка и методики преподавания английского языка, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Мещеряков Анатолий Семенович доктор педагогических наук, профессор, кафедра сварочного, литейного производства и материаловедения, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Dmitriev Dmitry Vyacheslavovich Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of English language and English language teaching technique, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Meshcheryakov Anatoly Semenovich Doctor of pedagogical sciences, professor, sub-department of welding, casting production and materials science,
Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 378 Дмитриев, Д. В.
Подкасты как инновационное средство обучения английскому языку в вузе / Д. В. Дмитриев, А. С. Мещеряков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - № 3 (31). -С. 192-199.
Humanities. Pedagogy
199