Научная статья на тему 'Применение блог-технологий на уроке иностранного языка как средство развития речевой компетенции учащихся'

Применение блог-технологий на уроке иностранного языка как средство развития речевой компетенции учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1210
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ГОВОРЕНИЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ / СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ / BLOG TECHNOLOGY / FOREIGN LANGUAGE / SPEAKING FOREIGN LANGUAGE / GENERAL SECONDARY SCHOOL / TEACHING METHODS OF SPEAKING / INFORMATION AND COMMUNICATION SPACE OF SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киракосян Виолетта Альбертовна

В статье раскрывается специфика применения блог-технологий для обучения иностранному языку на этапе средней общеобразовательной школы. Предприняты попытки раскрыть историю развития вопроса, особенности обучающих блог-технологий. Статья представляет обзор передовых научных трудов в выделенной тематике и оснащена конкретным методическим материалом, который может быть использован при обучении учащихся говорению на иностранном языке посредством применения блог-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF BLOG TECHNOLOGIES DURING THE FOREIGN LANGUAGE LESSON AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF PUPILS' SPEECH COMPETENCE

In the article the specificity of the use of blog technologies for teaching a foreign language at the stage of the general secondary school is revealed. The attempts to reveal the history of the development of the issue and the peculiarities of blog technologies teaching are made. The author presents the overview of the advanced scientific papers on this subject and the specific methodological material that can be used to teach pupils to speak a foreign language through the use of blog technologies.

Текст научной работы на тему «Применение блог-технологий на уроке иностранного языка как средство развития речевой компетенции учащихся»

Киракосян Виолетта Альбертовна

ПРИМЕНЕНИЕ БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

В статье раскрывается специфика применения блог-технологий для обучения иностранному языку на этапе средней общеобразовательной школы. Предприняты попытки раскрыть историю развития вопроса, особенности обучающих блог-технологий. Статья представляет обзор передовых научных трудов в выделенной тематике и оснащена конкретным методическим материалом, который может быть использован при обучении учащихся говорению на иностранном языке посредством применения блог-технологий. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/8-1/55.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 8(74): в 2-х ч. Ч. 1. C. 181-184. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/8-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

THE USE OF INTERACTIVE TRAINING AIDS IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF LANGUAGE COMPETENCE DURING THE ENGLISH LANGUAGE LESSONS AT SCHOOL

Ivanova Ol'ga Vasil'evna, Ph. D. in Pedagogy Akhmetshina Yuliya Ivanovna

Mari State University, Yoshkar-Ola olgaivanoval977@mail. ru; yuliaah@mail. ru

The article is devoted to the issues of the use of interactive English teaching aids in the process of development of schoolchil-dren's language competence. The components of language competence are considered, special attention is paid to the formation of schoolchildren's lexical competence. The possibilities of the interactive service Quizlet in the foreign language teaching are studied, and its advantages in comparison with traditional teaching aids are revealed.

Key words and phrases: competence; foreign-language communicative competence; development of language competence; lexical competence; interactive teaching aids; service Web 2.0.

УДК 372.881.111.1

В статье раскрывается специфика применения блог-технологий для обучения иностранному языку на этапе средней общеобразовательной школы. Предприняты попытки раскрыть историю развития вопроса, особенности обучающих блог-технологий. Статья представляет обзор передовых научных трудов в выделенной тематике и оснащена конкретным методическим материалом, который может быть использован при обучении учащихся говорению на иностранном языке посредством применения блог-технологий.

Ключевые слова и фразы: блог-технология; иностранный язык; говорение на иностранном языке; средняя общеобразовательная школа; методика обучения говорению; информационно-коммуникационное пространство школы.

Киракосян Виолетта Альбертовна

Московский государственный областной университет kira-violetta@yandex. гы

ПРИМЕНЕНИЕ БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Информационная образовательная среда средней общеобразовательной школы выделяется в контексте Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) в виде определенного набора информационных, коммуникативных и образовательных элементов, находящих свое выражение в определенном подходе к использованию компьютерных информационных технических средств (далее - ИКТ). Следовательно, метод блог-технологий с использованием информационно-коммуникационных технологий является одним из средств достижения ключевых задач, поставленных в контексте современного российского образования.

В информационно-образовательную среду также входит система актуальных для современной образовательной реальности педагогических технологий (в частности, и использование блог-технологий), которые позволяют разработать комплекс образовательных и дидактических занятий по обучению иностранному языку в соответствии с умениями и знаниями школьников, как пишет об этом Г. И. Кирилова [5, а 24].

Необходимыми условиями для создания информационной образовательной среды средней школы являются две стороны образовательного педагогического процесса, как выделяет их Ю. С. Борцов:

- необходимый уровень обновленного программного обеспечения для ИКТ-средств, расположенных на базе начальной школы;

- соответствующая квалификация педагогических сотрудников, имеющих непосредственный контакт с техническими средствами обучения [2, с. 33].

В квалификацию сотрудников входит не только умение приводить техническое средство в действие, но также умение разрабатывать с использованием информационных и мультимедийных ресурсов развивающие и обучающие методы обучения иностранному языку, соблюдать во время урока технику безопасности и иметь представление о нормированное™ взаимодействия ребенка с компьютером.

В условиях ФГОС СОО информационная образовательная среда во многом превосходит традиционную систему уроков иностранного языка, которая уже стала привычной для учителей и утратила актуальность для учащихся. Выделяются следующие положительные черты использования ИКТ в контексте обучения иностранному языку для создания информационной образовательной среды в школе:

182

^БЫ 1997-2911. № 8 (74) 2017. Ч. 1

- учебный процесс располагает увеличенным ассортиментом средств и форм обучения, которые во многом соответствуют социокультурной среде современных школьников и благоприятно сказываются на уровне мотивационной заинтересованности всех участников образовательного процесса;

- через использование ИКТ учитель всегда имеет доступ к новейшим материалам и наиболее актуальной информации в сфере методики преподавания иностранного языка. Отсюда следует вывод, что методы обучения иностранному языку постоянно совершенствуются, происходят накопление и реализация педагогического опыта на уровне городских и областных школ, осуществляется обмен педагогическими технологиями. Все это делает процесс изучения иностранного языка максимально увлекательным и неординарным;

- открытыми становятся такие инновационные формы работы с учебным материалом как участие детей в виртуальных концертах и конференциях, присутствие на трансляциях детских конкурсов иностранного языка и литературы, принятие участия в развивающих играх онлайн, а также выполнение домашнего задания и его демонстрация с использованием тех гаджетов, к которым они привыкли (планшетные компьютеры, телефоны, ноутбуки) [3, с. 48].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что информационная образовательная среда в средней школе положительно сказывается на повышении мотивации учащихся в образовательном процессе. Использование на уроке иностранного языка ИКТ насыщает занятие разнообразными наглядными средствами обучения, позволяет обеспечить межпредметные связи, представить учебный материал в интерактивной форме и осуществить его закрепление, отработку и контроль. Кроме этого, разнообразные задания, подающиеся учителем на дом, также затрагивают компьютеризованный процесс обучения, что позволяет учащимся заниматься самообразованием с радостью и интересом, развивать критичность и объективность мышления через знакомство со множеством решений одной задачи.

Блог-технология является одним из примеров внедрения информационно-коммуникационной образовательной среды школы в деятельность непосредственно учителя. Согласно определению П. В. Сысоева, блог-технология - «одна из технологий сервиса Веб 2.0, которая позволяет заводить личную страничку или блог, который может быть представлен в виде дневника или журнала, открывать возможность для записи и транслирования устных выступлений, комментирования посетителей блога» [7, с. 115].

Как правило, блог управляется тем человеком, который его создал. Возможности блога достаточно обширны: здесь можно размещать любой мультимедийный материал (видео, аудиозаписи, иллюстрации), выкладывать электронный текст, а также использовать внешние ссылки на необходимые средства сети Интернет. Блоги открыты для комментирования, и гости личного профиля могут оставлять свои впечатления о деятельности и успехах владельца странички.

Блоги организованы в соответствии с линейной структурой, как пишет об этом С. В. Титова [8]. Они структурированы по времени создания и публикации в сети. На современном этапе блоги являются одними из наиболее популярных социальных сервисов, так как позволяют посетителям сайта вступать в непосредственную виртуальную коммуникацию друг с другом, объединяться в группы по интересам, находить между собой нечто общее.

Логичным будет предположить, что блог-технологию достаточно эффективно можно использовать и в дидактических целях. Выделяя основные достоинства блог-технологии в процессе обучения иностранному языку, Т. Ю. Павельева характеризует следующие дидактические характеристики блогов:

- открытость блога для комментирования и посещения всеми участниками;

- возможность вносить непосредственные изменения в содержание и структуру блога;

- возможность выражать собственное авторское видение, личную оценку или мнение о происходящих событиях в пространстве блога;

- возможность наполнения блога необходимым мультимедийным контентом, который будет оказывать положительное влияние на совершенствование языковой компетенции через текст, иллюстрацию, видео-или аудиозапись [6, с. 10].

Наиболее подробно специфику и эффективность использования блог-технологии в методике преподавания иностранного языка раскрывает в своем исследовании П. В. Сысоев. В соответствии с данным автором, возможно представить следующую характеристику технологии в методике преподавания иностранного языка в средней школе [7, с. 118-121]:

1. Блог-технология публична.

Благодаря открытости интернет-ресурса, пользователи и гости блога могут установить контакт и войти в иноязычную коммуникацию как в условиях класса на уроке непосредственно, так и во внеучебной деятельности, например, выполняя домашнее задание. В зависимости от представляемого посредством блога языкового материала, возможно развитие лексических и грамматических компетенций, всех видов речевой деятельности, а также формирование компьютерной, социокультурной и межкультурной грамотности у учащихся.

2. Линейность блог-технологии.

Уже было отмечено выше, что блог-технология организуется в соответствии с линейной структурой. Изменения в запись блога, который был закрыт, вносить нельзя. Тем не менее в методике преподавания это скорее плюс, нежели минус: по выполнении группового задания на страничке учителя учащиеся демонстрируют индивидуальное развитие и не могут возвратиться к нему позднее из дома для того, чтобы внести изменения, например, и исказить собственный текущий прогресс.

3. Подчиненность содержания блога автору.

Развитие индивидуально-ориентированных методов обучения на данный момент высоко оценивается в российской педагогике. Учащиеся смогут выражать собственное мнение, оформлять свои блоги в соответствии со своим вкусом и интересами, создавать объединенные ресурсы по своим увлечениям и общаться при этом на иностранном языке. Это обеспечит формирование социокультурной компетенции при общении учащихся между собой на иностранном языке, а возможность посещения также блогов носителей языка станет основанием для развития межкультурной коммуникативной компетенции.

Таким образом, мы видим, что данные дидактические свойства блог-технологии позволяют на ее основе развивать такие виды речевой деятельности как письмо и чтение, а при организации функции онлайн-соединения в реальном времени - также и умение говорения. Необходимо заметить, что из всех широко используемых технологий Веб 2.0 в обучении иностранному языку блог-технология является наиболее описанной и обсуждаемой в научной методической литературе.

Блог-сообщения варьируются в соответствии с контентом или наполнением, которое содержится в том или ином сообщении, как пишет об этом А. В. Филатова [9, с. 9]. Представим классификацию видов блог-сообщений в авторстве данного исследователя:

1. Текстовое сообщение блога.

Текстовые сообщения опираются, в первую очередь, на текстовую информацию. Тексты, как правило, более краткие по своему объему, поддаются интерактивному взаимодействию (их можно выделить и скопировать в буфер обмена, перенести в текстовый редактор без изменений). Кроме этого, в текстовом сообщении также могут содержаться интерактивные ссылки на внешние интернет-ресурсы. К текстовым формам также относится поисковое поле по сайту, календарь, в соответствии с которым возможно отследить периодичность появления записей блога.

2. Подкаст.

Подкаст - это своеобразное сообщение, которое содержит в себе аудиофайлы и мультимедийные ресурсы. К подкастам относятся, например, интерактивные поля для логина и пароля, ряд видео- и аудиоматериа-лов, сгруппированных по единым признакам, интерактивные проигрыватели и окна для осуществления виртуальной коммуникации, для загрузки и воспроизведения видеозаписей.

3. Фото-сообщение.

Иллюстрации и фотографии являются одними из наиболее распространенных ресурсов, которые присутствуют в рамках блога. Фотографии сопровождаются краткими комментариями и описаниями и группируются в соответствии с датой их загрузки в сеть.

4. Видео-сообщение.

Видеозаписи также часто используются в структуре блога. Как правило, видео-сообщения могут представлять от 1 до 4-5 видеозаписей, а также предполагать наличие письменной инструкции. Видео-сообщения эффективно развивают навык аудирования при сопровождении письменных заданий к просматриваемому видеофайлу.

5. Мультимедийное сообщение.

Мультимедийное сообщение представляет собой комплекс тех или иных сообщений в одном. Как правило, они могут содержать текст, иллюстрации, видеозапись, с которыми необходимо ознакомиться для выполнения заданий. Мультимедийные сообщения могут использоваться в качестве комплексной подготовки к тесту, контрольной работе.

Таким образом, мы определили ключевые особенности блог-технологии для обучения иностранному языку в средней школе. Блог-технология соединяет в себе черты социальной сети, так как дает возможность создавать личные профили и вступать в виртуальную коммуникацию посредством разнообразных ресурсов, а также позволяет включить средства педагогического сценария, разместив на ресурсе необходимые образовательные материалы и программы. Кроме этого, блог-технология также остается доступной для учащихся в условиях удаленного доступа, и они могут зайти на сайт и ознакомиться с материалами не только в контексте непосредственно урока, но также и вечером, для выполнения домашнего задания.

Несмотря на то, что блог-технологии воздействуют, преимущественно, на пассивные речевые компетенции: чтение и письмо, - они также достаточно легко могут быть адаптированы к активным языковым навыкам, в особенности - к говорению при организации возможности онлайн-сообщений в виде конференции. Исследователи предлагают использовать три вида блогов для целей обучения говорению на уроке иностранного языка:

а) классное веб-пространство с размещением объявлений, домашних заданий, дополнительных к уроку фрагментов, расширяющих лингвострановедческие знания учащихся;

б) объединенная зона виртуальной коммуникации для непосредственного представления прогресса учащихся в дисциплине;

в) личный блог для выполнения индивидуальных заданий и организации собственной страницы на иностранном языке [10, с. 36].

Таким образом, различные типы блогов могут одинаково положительно воздействовать на формирование у учащихся языковой компетенции, ориентируясь, в первую очередь, на коммуникационную составляющую. Рассмотрим возможности формирования навыка говорения в соответствии с типами блогов, указанными выше.

184

ISSN 1997-2911. № 8 (74) 2017. Ч. 1

1. Блог преподавателя.

Данный вид блога является личным пространством учителя, который может разрабатывать и предлагать дидактические материалы для посетителей своего профиля - учеников. Здесь могут быть представлены учебный план, текущее домашнее задание, дополнительная учебная информация, источники, которые учитель рекомендует для выполнения задания, ссылки на необходимые ресурсы для отработки учебных навыков.

Кроме этого, здесь также может размещаться кнопка звонка по скайпу для установления немедленной связи с преподавателем посредством блога. При возникновении каких-либо трудностей или для уточнения материала ученики могут установить видеоконференцию с учителем и, общаясь посредством только иностранного языка, одновременно повысить свою языковую компетентность, а также узнать необходимый для них материал.

2. Личные блоги учащихся.

Создание и ведение личных блогов учащихся - еще один эффективный способ для повышения языковой компетенции школьников. При создании собственного блога ученики ориентируются на блог преподавателя как основную модель. В рамках своего блога учащиеся могут загружать созданные ими видеозаписи в рамках домашнего задания, составлять и выкладывать тексты, раскрывающие особенности их жизнедеятельности, успехов в обучении, интересов и увлечений на иностранном языке. Используя интерактивные кнопки для организации веб-конференции, учащиеся могут связываться по сети для выполнения групповых заданий, для внеучебной работы по предмету с учителем на иностранном языке, а также вступать в коммуникацию с приглашенными учителем гостями из-за границы.

3. Блог учебной группы.

Блог учебной группы представляет собой сообщество, объединяющее учеников одного класса, в котором учитель может устраивать групповые обсуждения на иностранном языке, курировать выполнение учебных проектов, организовывать и проводить видеоконференции с участием самих учеников.

Таким образом, мы определили, что обучение учащихся говорению на иностранном языке с использованием блог-технологий может осуществляться посредством различного типа блогов, в особенности через создание и работу блога учителя, личных блогов учащихся, а также общего блога учебной группы. Ориентация на коммуникацию, а также использование языковых средств иностранного языка для разрешения необходимых вопросов формируют у учащихся представление о важности изучения иностранного языка как средства непосредственной межличностной коммуникации.

Список источников

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Юрайт, 2014. 284 с.

2. Борцов Ю. С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М.: Педагогика, 2007. 126 с.

3. Воронина Т. П., Кашиции В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Просвещение, 2016. 322 с.

4. Гураль С. К., Лазарева А. С. Обеспечение качества обучения устной иноязычной речи средствами информационно-коммуникационных технологий: учеб. пособие. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2009. 134 с.

5. Кирилова Г. И. Информационные технологии и компьютерные средства в образовании // Educational Technology and Society. 2010. № 4. С. 23-29.

6. Павельева Т. Ю. Методика развития умений письменной речи средствами социального сервиса блогов: автореф. дисс. ... к. пед. н. Красноярск, 2013. 25 с.

7. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 4. С. 115-127.

8. Титова С. В. Как оБЛОГородить учебный процесс: сервисы Web 2.0 в преподавании иностранных языков [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/archive/25763 (дата обращения: 02.06.2017).

9. Филатова А. В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий (для студентов языковых специальностей вузов): автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2009. 23 с.

10. Храмцов П. Б., Брик С. А., Русак А. М., Сурии А. И. Основы web-технологий: курс лекций. М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2013. 93 с.

THE USE OF BLOG TECHNOLOGIES DURING THE FOREIGN LANGUAGE LESSON AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF PUPILS' SPEECH COMPETENCE

Kirakosyan Violetta Al'bertovna

Moscow Region State University kira-violetta@yandex. ru

In the article the specificity of the use of blog technologies for teaching a foreign language at the stage of the general secondary school is revealed. The attempts to reveal the history of the development of the issue and the peculiarities of blog technologies teaching are made. The author presents the overview of the advanced scientific papers on this subject and the specific methodological material that can be used to teach pupils to speak a foreign language through the use of blog technologies.

Key words and phrases: blog technology; foreign language; speaking foreign language; general secondary school; teaching methods of speaking; information and communication space of school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.