5. Проект Федерального закона N 90060840-3 «Об экологической культуре». - М. 2000 - URL: https://www.lawmix.ru/lawprojects/64844 (дата обращения: 25.02.2016).
6. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд, стер. - М.: Академия, 2007. - 336 с.
7. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - Москва: Академия, 2002. - 576 с.
8. Экологическое образование школьников / под ред. И.Д.Зверева, И.Т. Суравегиной. - М.: Педагогика, 1983. -160с.
Н.И. Мирошниченко
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОГО БЛОГА В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Аннотация. В статье говорится о развития у учащихся старшей ступени обучения умений аргументированной письменной речи посредством учебного блога в образовательном процессе по иностранным языкам, рассматриваются возможности использования учебного блога в обучении старшеклассников письменной речи, классификация, функции блогов, а также процесс реализации конкретных задач каждой из функций, организованный в соответствии с этапами работы над созданием иноязычного письменного высказывания.
Ключевые слова: аргументированная письменная речь, блог, сетевой этикет, веб-страница, онлайн-портфолио, гипертекстовая навигация, комментирование, интернет-опрос, обратная связь.
N.I. Miroshnichenko
THE CAPACITIES OF USING A STUDENTS' BLOG IN TEACHING A FOREIGN WRITINGLANGAGE IN HIGH SCHOOL
Abstract. The article deals with the development of senior school students' reasoned writing skills by means of a training blog in teaching a foreign language. It shows the capacities of using a students' blog in teaching writing in high school. It also presents classifications and functions of blogs, including the implementation of concrete functions organized in accordance with work stages on creating a written statement in a foreign language.
Keywords: reasoned writing, blog, netiquette, web page, online portfolio, hypertext navigation, commenting, online survey, feedback.
Согласно государственному образовательному стандарту общего образования (2004), примерным программам по иностранному языку ученикам старшего школьного возраста необходимо уметь устно «рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы» [7,45], в связи с этим задание «С2» Единого государственного экзамена по иностранному языку предполагает написание учениками письменного высказывания с элементами рассуждения.
Данное требование к выпускникам средних общеобразовательных школ обусловлено потребностями современного общества в воспитании человека, умеющего грамотно формулировать собственную точку зрения, аргументированно излагать ее как устно, так и письменно. Однако анализ отечественной методической литературы и современных учебно-методических комплектов по немецкому языку для старшей школы показал, что методика обучения старшеклассников письменной аргументированной речи представлена лишь фрагментарно (Е.А. Андрющенкова, Е.Е. Ба-бушис и др.). Исследователи в основном предоставляют в распоряжение учителя лишь практические рекомендации по обучению школьников письменному высказыванию на иностранном языке.
Вследствие этого старшеклассники испытывают трудности в выражении собственного мнения, формулировании аргументов, решении речевой задачи в полном объеме. Следует заметить, что у старшеклассников подобные умения слабо развиты и на родном языке.
Опыт показывает, что основными причинами неразвитости вышеуказанных умений являются (помимо отсутствия специальных упражнений): недостаток аудиторного времени, отсутствие мотивации у старшеклассников, возникающая, в частности, из-за отсутствия адресата, осуществление фрагментарного контроля, нерегулярность использования метода обучения в сотрудничестве в классной аудитории.
В связи с этим остро встает вопрос поиска средств, способствующих наиболее эффективному развитию умений аргументированной письменной речи на старшем этапе. Использование информационно-коммуникационных технологий помогло бы избавить образовательный процесс по иностранному языку от вышеназванных недостатков, особенно с появлением Интернета второго поколения. Технология Веб 2.0, составившая основу современной концепции развития сети
Интернет, позволяет перенести акцент с инноваций в области компьютерных технологий на общение и сотрудничество, осуществляемое с помощью различных социальных сервисов, использующихся в учебных целях. К таким социальным сервисам относятся: блог, вики, подкаст, Твит-тер, ЮТьюб, закладки.
Для нашего исследования мы выбрали один из ключевых сервисов в сетевом пространстве, а именно, блог или веблог. Однако, несмотря на существующие исследования, посвященные вопросу развития умений иноязычной письменной речи посредством социального сервиса «блог» (научная лаборатория под руководством проф. П.В. Сысоева, исследования С.В. Титовой, Л.К. Раицкой, A.B. Филатовой и др.), ученые констатируют наличие ряда проблем, связанных с внедрением учебного блога в учебно-воспитательный процесс, а именно: слабая адаптация учебного блога для образовательных целей в рамках школьного обучения; недостаточно эффективное использование функций учебного блога; отсутствие у учеников необходимых пользовательских навыков и др.
Поэтому основной целью настоящего исследования является поиск возможностей эффективного применения блога в учебном процессе по иностранным языкам, а именно, в развитии умений иноязычной письменной речи, с учетом выше перечисленных проблем.
Под этим словом скрывается сервис, позволяющий вести личную страничку в виде журнала. По аналогии с личными дневниками блоги называют сетевыми дневниками. Пользователь Интернета имеет возможность особым образом организовывать веб-страницу, на которой публикуются сведения о себе, ссылки на полезные источники в сети, картинки и другая информация, представленная в обратной хронологической последовательности, т.е. на первый план выдвигается самое последнее сообщение. Ведущий дневник (блоггер) самостоятельно осуществляет управление доступом к своим записям, т. е. он может открыть их всем желающим, определенному кругу пользователей или оставить совсем приватными. Кроме того, авторы могут объединяться в сообщества и совместно создавать записи.
Дизайн и оформление блогов могут быть разными, но общим остается архитектура. Структурно он состоит из основного текста, т.е. сообщений онлайн-автора, которые называются «постом» и комментариев на этот пост.
Используя шаблоны и оболочки сервисов, учителя и ученики могут сами создать блог, позволяющий им «...публиковать, хранить, обрабатывать, классифицировать различную по виду и содержанию информацию...» [9, 210]. Поскольку блог является личным пространством его создателя, онлайн-автор может сам определить свой круг общения и администрировать процесс коммуникации. Блог может также стать дополнительным стимулом или инструментом мотивации в овладении иностранным языком [10, 38]. Другой предпосылкой для поддержания высокого уровня мотивации обучающихся является доступ к постоянно меняющимся и пополняющимся источникам информации, а наличие потенциальной читательской аудитории по всему миру привлекает учеников любого уровня владения иностранным языком.
В связи с этим, учителям необходимо уделять внимание сетевому этикету, хотя обязательные нормы поведения в сетевом пространстве пока не разработаны.
Составленный исследователем А.А. Полетаевым перечень правил достаточно полно, на наш взгляд, отражает специфику письменного общения в блоге:
1) соблюдение правил, установленных владельцами социального сервиса, с которыми пользователь может ознакомиться при авторизации;
2) размещение сообщений рекламного, коммерческого или агитационного характера является недопустимым;
3) наложение запрета на рассылку писем и сообщений, содержащих грубые и оскорбительные выражения и предложения;
4) бережное отношение к конфиденциальности собственных идентификационных реквизитов, которые могут позволить использование тех или иных ресурсов третьими лицами от имени данного пользователя;
5) создание записи в блоге должно производиться от первого лица;
6) сообщение источника при заимствовании материала в целях исключения нарушения авторских прав;
7) уместное и рациональное использование визуального ряда сопровождающего текст [5, 50].
Особое внимание в рассмотренном перечне следует уделить, на наш взгляд, последнему правилу, так как трудности, которые возникают у старшеклассников при аргументированном оценивании работ своих товарищей, могут быть частично сняты интеграцией смайловых структур. Это позволит учащимся не только выразить свое эмоциональное отношение к письменному высказыванию, но и оценить его.
К обсуждению в блоге можно привлечь максимальный состав участников, т.е. товарищей по учебной работе из разных учебных подгрупп или учащихся из разных классов или школ, а также учителей иностранного языка или внешних экспертов. Это будет иметь большое значение как для повышения мотивации общения на иностранном языке, так и для ознакомления с мнениями других с целью совершенствования собственного мастерства.
Интеграция блога в процесс обучения позволила совершенно по-иному посмотреть на накопление и хранение ученических работ. Данная технология, по мнению исследователей, идеально подходит для создания в них онлайн-портфолио, содержащего коллекцию материалов, демонстрирующих личные достижения обучающихся за определенный промежуток времени. Так называемое online-portfolio предоставляет учителю возможность на качественно ином уровне произвести мониторинг и оценивание текстов школьников, что в конечном итоге позволит оценить не только учебную деятельность ученика, но и профессиональное мастерство учителя.
Представленные в специальной литературе классификации блогов очень разнообразны. Однако большой интерес для нашего исследования представляет классификация так называемых академических блогов или блогов, которые могут быть использованы в учебном процессе [8], например:
• Блог учителя.
• Личные блоги учащихся.
• Блог учебной группы.
Блог учителя создается и управляется учителем иностранного языка. В этом случае он может послужить примером для создания учениками собственных личных блогов. На своей страничке учитель может публиковать домашнее задание для обучающихся, дополнительные материалы для внеаудиторной работы. Кроме того, учитель может предложить ученикам создать персональные Интернет-страницы, позволить им объединиться в мини-группы и завести блог учебной группы или завести один блог для всех учебных групп, организовав его в виде открытого или закрытого сообщества.
Рассмотрев широкие возможности применения блогов в обучении иностранному языку, перейдем к вопросу использования учебного блога непосредственно в обучении иноязычной письменной речи.
Обозначенный диапазон рассматриваемого вопроса следует ограничить перечислением наиболее важных функций, которые выполняет учебный блог в процессе обучения иноязычной письменной речи, а также задач, реализуемых каждой из них. Так, например, исследователь А.А. Полетаев [5, 58] полагает, что назначение учебного блога в свете обучения иноязычной письменной речи может быть представлено его следующими основными функциями:
1) получение отзыва на письменное высказывание до его публикации;
2) использование гипертекстовой навигации;
3) комментирование прочитанного сообщения;
4) создание Интернет-опроса.
При этом автор предлагает рассматривать репертуар обозначенных функций как звенья одной цепи. Их логическое расположение заключается в последовательном использовании учеником данных функций при размещении сообщения в учебном блоге: до, вовремя и после его публикации. Тем не менее, отдельный компонент представленной последовательности может отсутствовать, если выполняемые им задачи не актуальны в конкретных условиях обучения иноязычной письменной речи. Рассмотрим подробнее процесс реализации конкретных задач каждой из функций, в соответствии с указанными этапами.
Что касается первой функции - получение отзыва на письменное сообщение перед его публикацией - то, действительно, упреждение создания поста в виртуальном пространстве предоставляет ученику дополнительную возможность предварительно ознакомиться с критическими замечаниями экспертов в данной области. А грамотно указанная «зона ошибки» поможет обучающемуся и самостоятельно исправить недочеты, что избавит учителя от полноценного редактирования ученических работ после их публикации, а для школьников станет дополнительным стимулом получения более высокой отметки. Кроме того, указание ученику на его ошибки в форме подсказки является методически более оправданным, нежели полное редактирование работы со стороны рецензента после публикации сообщения в учебном блоге.
Предполагается, что использование данной функции позволит также по-иному посмотреть на организацию процесса обучения иноязычной письменной речи в классной аудитории. Наличие данной функции предоставляет учителю возможность со временем исключить этап написания учащимися даже первоначальных самостоятельных текстов в рамках аудиторного времени. Тогда создание текстов обучающимися происходит вовне учебного времени в качестве домашнего задания. А методическая поддержка учеников, имеющая место в классном кабинете, осуществляется преподавателем дистанционно. Кроме того, функция получения отзыва на письменное сооб-
щение перед его публикацией позволяет сделать обучение адресным и индивидуализированным, т.е. в полной мере реализовать идею дидактического принципа индивидуального подхода.
Для осуществления данной возможности ученику необходимо ввести свой письменный текст в диалоговое окно для добавления новой записи, а затем попросить на него отзыв, нажав на соответствующий значок учебного блога. После осуществления данной операции эксперт получит по электронной почте письменное высказывание ученика и сможет отправить его обратно адресанту после рецензирования работы. И если помощь со стороны учителя очевидна и обычна, то ученик может при таком обучении выступить в нетипичной для себя роли. Поэтому в качестве экспертов целесообразно привлекать более сильных учеников школы для осуществления взаимного обмена школьными работами. Не исключена также возможность использования в качестве редакторов учителей из других школ.
Интеграция гипертекстовой навигации, т.е. «особой формы организации письменного текста, [...] характеризующейся процессом нелинейного письма [...]» [2,106] в процесс создания письменного сообщения с помощью учебного блога, несомненно, обогатит уроки иностранного языка. Учебный блог позволяет применить «гипертекстовую организацию информации» [10, 17], которая соединит электронные тексты и их фрагменты с помощью системы гиперссылок, при этом под гиперссылкой понимают «указание в гипертекстовом документе на другой документ в Интернете, позволяющее переходить к нему» [6, 129]. Так, например, в качестве иллюстрации одного из средств демонстрации аргументов - статистических данных, ученик может прибегнуть к использованию функции ассоциативной гиперссылки, позволяющей при нажатии на выделенное слово, осуществить непосредственный переход к цитируемому. Необходимо отметить, что использование гипертекстовой навигации в качестве основного инструмента обоснования истинности письменного высказывания характерно только для фактологических средств демонстрации аргументов, поскольку ценностные способы ориентированы в основном на субъективное мнение автора. Использование системы гиперссылок позволит не только контролировать подлинность приведенных учеником аргументов, но и расширить его кругозор за счет ознакомления с представленной на Интернет-странице информацией.
Кроме того, применение гипертекстовой навигации позволяет организовать все ученические работы по способу «общей виртуальной тетради». Под данным термином понимают наличие в свободном доступе всех письменных работ учеников, связанных друг с другом посредством системы гиперссылок. Среди явных плюсов общей виртуальной тетради мы видим наличие возможности для учеников обратиться к сообщению своего товарища в любое удобное для него время. Однако такая возможность не предполагает копирования письменных высказываний учеников. Напротив, она открывает перспективу ознакомления обучающихся с содержанием, лексическим и грамматическим наполнением текста, с его структурой. Мы полагаем, что особую роль данная функция играет для менее подготовленных учеников, которые испытывают те или иные трудности при создании собственного иноязычного текста.
Большой интерес для нашего исследования представляет функция комментирования сообщений в учебном блоге. Она позволяет учителю осуществлять обратную связь со своими учениками, обеспечивает возможность оперативного исправления ошибок, а также предоставляет ученикам «...возможность обмена информацией друг с другом для само- и взаимообучения» [10, 93].
Кроме того, многие исследователи (Л. К. Раицкая, С. В. Титова, А. А. Филатова и др.) указывают на тот факт, что именно в процессе неформального общения через функцию комментирования происходит развитие критического мышления, являющегося предпосылкой для реализации успешной аргументации и развития рефлексивного анализа [1, 12]. Комментирование постов создает уникальные условия для использования необходимых языковых и речевых средств для выражения мнения в некатегоричной и неагрессивной форме, проявляя уважение к взглядам других.
На основе выше обозначенных задач функции комментирования следует, что ее применение особо актуально на этапе редактирования письменных сообщений школьников. В этой связи исправление возможных недочетов текста посредством функции комментария становится обязательным заданием для каждого ученика, который «...постепенно становится экспертом через практическое участие в решении проблем внутри конкретной области знаний» [3, 8]. В этой связи возможна коррекция письменного иноязычного сообщения ученика как на предмет организации текста, т.е. наличия его необходимых частей и компонентного состава, а также использования средств межфразовой связи между предложениями и между абзацами текста-рассуждения, так и на предмет его содержательной стороны. Стоит, однако, отметить, что оценки не объявляются в присутствии аудитории ученической блогосферы, разбираются только типичные ошибки. Е.С. Полат, полагает, что «это следует делать не путем «исправления ошибок», а в процессе обсуждения, обмена мнениями равно уважаемых партнеров» [4, 244].
Задача общего, итогового оценивания текстов учеников лежит на следующей функции учебного блога. После публикации сообщения в учебном блоге ученик может создать Интернет-опрос на своей странице, который, с одной стороны, является дополнительным стимулом для создания текстов учеником, а с другой - одним из основных инструментов оценивания его работы. Для организации данного опроса необходимо, во-первых, выбрать его оформление, во-вторых, задать вопрос в верхней строке диалогового окна, а затем написать три возможных варианта ответа на запрашиваемый вопрос. Кроме того, создание опроса предусматривает наличие пустой строки для свободного ответа респондентов. Применение данной функции, основанной на выяснении мнения разных людей, целесообразно использовать для оценивания в целом текста-рассуждения учеников, т.е. на предмет его содержания и организации. Наличие свободной графы позволит ученикам-экспертам оценить представленный текст в соответствии с допущенными недочетами и вписать необходимый балл.
Исходя из выше изложенного, мы считаем, что грамотно организованная работа педагога с функциями комментирования и Интернет-опроса может иметь большое значение для учеников, которые в силу психологических причин неохотно высказывают свое мнение в классной аудитории. Использование виртуальной среды снимает психологический зажим, дает им возможность почувствовать себя активными соучастниками обсуждаемой проблемы на иностранном языке. Более слабые ученики также получат возможность выполнять задание с индивидуальной скоростью.
Представленные функции учебного блога и их методическая адаптация в свете обучения иноязычной письменной речи предполагают, с одной стороны, грамотную организацию работы учителя с функциями учебного блога, а с другой стороны наличие активной позиции учеников. Использование практически каждой функции предполагает наличие обратной связи, как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся. Таким образом, использование учебного блога делегирует обучающемуся роль субъекта обучения. В рамках классного обучения он приобретает определенную сумму знаний, а также сформированные на их основе навыки. Однако развитие умений иноязычной письменной речи практически полностью зависит от самого ученика и выполняемых им упражнений для самостоятельной работы в учебном блоге. Тем не менее, школьник получает дистанционную методическую поддержку со стороны преподавателя посредством функций учебного блога.
В заключение рассмотрения вопроса об использовании учебного блога в обучении иноязычной письменной речи хотелось бы отметить, что, несмотря на многофункциональность рассматриваемого социального сервиса, который исследователи предлагают использовать в качестве обучения всем видам речевой деятельности и каждому аспекту языка, мы полагаем, что обучение письменной речи посредством учебного блога имеет в силу ряда причин некоторые преимущества. Во-первых, блог изначально создавался как социальная платформа, предназначенная для публикации письменных сообщений. Во-вторых, действия в блоге «...лишены необратимости, что позволяет человеку не бояться их совершать» [6, 25]. В-третьих, использование блога в качестве онлайн-портфолио предоставляет возможность ученикам обратиться к любой работе своих одноклассников. Кроме того, блог позволяет организовать образовательное пространство каждого ученика, т.е. имеет ярко выраженную персональную направленность, что в свою очередь, необходимо для создания текста каждым учеником. И, наконец, блог интегрирует и раскрывает методический потенциал своих функций преимущественно в свете обучения письменной речи.
Инкорпорирование функций учебного блога в процесс обучения иноязычной письменной речи позволяет создать оптимальные условия для разумного сочетания аудиторной и самостоятельной работы старшеклассников.
При этом следует учитывать, что главной предпосылкой успешной организации процесса обучения иноязычной письменной речи в старших классах является достаточный уровень сфор-мированности лексико-грамматических и необходимых пользовательских навыков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврилова, А.Н. Формирование письменноречевой аргументативной компетенции у студентов гуманитарных специальностей: Автореферат ...канд. пед. наук. / А.Н. Гаврилова - СПб, 2011. - 25 с.
2. Косарева, М.А. Гипертекстуальность блогов: медиасреда как посредник // Вестник Омского университета. -2010. - № 3. - С. 105-108.
3. Патаракин, Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0./ Е.Д. Патаракин. - М: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. - 176 с.
4. Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. - М: Академия, 2006. - 400 с.
5. Полетаев, А.А. Обучение письменной аргументированной речи посредством учебного блога (немецкий язык, старшие классы общеобразовательной школы): дис. ... канд. пед. наук./ А.А. Полетаев. - Волгоград, 2012. - 189 с.
6. Раицкая, Л.К. Интернет ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования./ Л.К. Раицкая - М: МГИМО (У) МИД России, 2007. - 190 с.
7. Сборник нормативных документов. Иностранный язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2009. - 287 с.
8. Сысоев, П.В., Евстигнеев, М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. -182 с.
9. Титова, С.В. Интеграция социальных сетей и сервисов Интернета 2.0 в процесс преподавания иностранных языков: необходимость или блажь? // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2008. - № 3.- С. 208 -213.
10. Филатова, A.B. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей вузов: дис. ...канд. пед. наук./А.В. Филатова.- М., 2009. - 197 с.
Т.П. Мышева
ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЯ МУЗЕЙНОГО КРУЖКА
Аннотация. В статье дается анализ подготовки руководителя музейного кружка, определяются основные требования к системе знаний, касающихся спецкурса «Музееведение и музейная педагогик», рассматривается содержание дисциплин профильной подготовки.
Ключевые слова: музей, музейное образование, музейное искусство, музееведение, музейная педагогика, социокультурная деятельность.
T. P. Mysheva LEADERSHIP TRAINING OF MUSEUM CICRLE
Abstract. The article analyzes the training manager of the museum circle defines the basic requirements for the system of knowledge concerning the special course "Museology and museum pedagogy", examines the content of disciplines profile preparation.
Keywords: museum, museum education, art museum, museology, museum pedagogy, socio-cultural activities.
На протяжении длительного времени руководители органов народного образования относятся критично к музейному образованию. Причиной являются: неправильно составленные школьные программы, небольшое количество учебников и учебных пособий, недооценка роли музея в школе. Отсутствует заинтересованность родителей и учащихся в предмете «Музееведение и музейная педагогика».
Все эти отрицательные моменты влияют на уровень развития музейно-образовательной компетентности учащихся.
Подготовка учителя-руководителя школьного музейного кружка является важной задачей сегодня, так как именно он должен заинтересовать учащихся музейной деятельностью.
Поэтому растут требования, предъявляемые к учителю. Сегодня учитель должен быть интеллектуальной личностью, нравственно и физически развит. Учитель должен хорошо знать детей, быть профессионалом в своей деятельности, творческим, активным человеком, уметь общаться с детьми. Главными чертами учителя должна быть доброта, сочетающаяся с требовательностью, любовь к детям.
Подготовка такого учителя является задачей высших педагогических учебных заведений.
Одним из важнейших качеств, определяющих успех работы учителя, является владение аудиторией, и именно музейное искусство способно помочь учителю в этом.
Известно, что педагогические факультеты не готовят музейных педагогов. Однако, руководитель музейного кружка должен владеть умением общения со зрительской аудиторией, с музейным искусством и культурой.
Как правило, чем значительнее личность учителя, тем больше положительного влияния он может оказать на рост своего воспитанника. Это играет большую роль для учителя, занимающегося воспитанием средствами музейного искусства.
В последнее время опубликовано большое количество статей о музейном педагоге. Их авторы основное внимание уделяли музейной подготовке педагога. Однако педагог должен сочетать знания специального предмета и научных основ профессиональной деятельности с ее практическим овладением, с формированием практических умений и навыков.
Подготовка учителя-профессионала тесно связана с формированием его духовной культуры. У будущего педагога должны быть сформированы основы педагогических умений и навыков. Суть их состоит в том, чтобы творчески использовать знания из области психологии, философии, истории музейного искусства, различных видов и жанров художественного искусства, истории культуры, краеведения для успешного осуществления эстетического воспитания учащихся.
В работе «Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики» Т.Н. Панкратова и