УДК 811.161.1
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ, РАЗВИВАЕМЫЕ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА БЛОГОВ
©Т.Ю. Павельева
Статья посвящена исследованию социального сервиса блогов и его методического потенциала в области обучения иностранному языку, в частности, развитию умений письменной речи посредством блогов. Целью статьи является изучение и обобщение исследований зарубежных и отечественных методистов, исследующих роль блогов в обучении иностранным языкам, а также выделение умений письменной речи, которые можно развивать с помощью этого социального сервиса.
Ключевые слова: блоги; обучение иностранным языкам; умения письменной речи; социальный сервис; критическое мышление; контроль грамматики.
Использование современных информационных технологий в образовании имеет сравнительно небольшую историю. Открытие сети Интернет для гражданского пользования создало новое поле для исследований по использованию новых Интернет-технологий в обучении различным дисциплинам, включая иностранный язык.
Блог является одной из новых Интернет-технологий, потенциал которой сразу же привлек внимание новых исследований. Блог (от англ. blog или weblog) - личная страничка пользователя в виде дневника или журнала. Блог обычно создается одним человеком, который по желанию может размещать на своей страничке как текстовый материал, так и фотографии, аудио- и видеозаписи, ссылки на другие ресурсы сети Интернет. Любой же посетитель блога, ознакомившись с содержанием сайта, может как-то отреагировать на опубликованный текст или просмотренные фотографии, разместив на блоге свои комментарии. Блоги имеют линейную структуру. Это значит, что все сообщения располагаются в хронологическом порядке. Блоги считаются одним из социальных сервисов Интернета, т. к. создают условия для общения между людьми, объединенными общими интересами, но разделенными пространством [1, 2]. По сложившимся объективным причинам в период с 1990-х гг. по настоящее время подавляющее большинство исследований по использованию блогов в обучении иностранному языку было проведено в США и странах Западной Европы.
Рассмотрим более подробно наиболее яркие исследования по развитию умений письменной речи средствами блогов. К. Кеннеди определяет блог как «часть вебсайта,
часть журнала, часть свободного пространства для письма и грамотности и предлагающий уникальную стилизованную форму выражения» [3]. В отличие от большинства вебсайтов, которые обычно соединяют в себе статичные и динамичные черты, блог создается активным писателем, который создает в вебпространстве свою личность, индивидуальность, а самое главное, точку зрения. В своей статье «Writing with Weblogs» Kennedy описывает эксперимент, который проводился в Hunderton Central Regional High School, N. J. Одним из предметов был журналистика, а другой - курс Американской литературы. В курсе журналистики публиковали свои статьи исключительно на классном блоге. Работая коллективно, студенты выбирали темы в онлайн-газетах, затем публиковали свои работы. После эксперимента был сделан вывод о том, что онлайн взаимодействие позволило студентам четко и ясно выражать их идеи. В курсе Американской литературы студенты публиковали свои впечатления от прочитанной в классе книги. Классный блог включал в себя комментарии, критику, художественную интерпретацию ключевых отрывков и литературных героев книги. Кроме того, студенты задавали автору свои вопросы онлайн. Эксперимент позволил сделать вывод, что студенты стали более критичными к своему письму, выбору необходимых языковых средств и стилей.
Таким образом, мы приходим к выводу, что для развития умений письменной речи посредством блогов необходимо предлагать задания, направленные на выражение личности обучающихся, их точки зрения.
Канадский ученый Stephen Downes дает следующее определение блогам: блог - это
виртуальное расширение классной аудитории. Это виртуальное пространство состоит из трех компонентов:
- классное вебпространство, где размещаются объявления, домашнее задание и т. д.;
- публичная зона коммуникации, где студенты публикуют результаты их работы;
- личное пространство, отведенное для мыслей и размышлений ученика, а также для указаний учителя [4].
Как отмечает Downes, блоги часто характеризуются и критикуются как набор персональных комментариев и наблюдений. Но история блогов показывает, что это не так. Rebecca Blood указывает на то, что первоначально блоги были сайтом-ссылкой. Каждый из них был набором ссылок, комментариев, личных мыслей и размышлений, новостей и событий. Несомненно, те устаревшие блоги были несовершенными, но они развивались быстрее, чем кто-либо мог предположить [5].
Downes выделяет пять основных способов использования блогов в обучении:
- учителя используют блоги вместо стандартной классной вебстраницы, на которой они размещают расписание курса, домашнее задание, тексты / статьи для изучения и упражнения;
- преподаватели размещают на классном блоге адреса сайтов в Интернете, которые могут использоваться учениками для глубокой и эффективной подготовки по изучаемой теме;
- блоги используются для организации внутриклассовой дискуссии, что позволяет студентам и преподавателям лучше узнать друг друга, мнения остальных, выявить сходства и различия;
- преподаватели используют блоги для организации классных семинаров и изложения прочитанного;
- студентам предлагается создать собственные блоги, в которых они отчитываются о проделанной работе, т. е. выполняют упражнения, пишут эссе, статьи по предложенным вопросам.
Среди отечественных исследований, посвященных использованию Интернет-технологий в обучении иностранным языкам наиболее яркими представляются работы П.В. Сысоева [1, 2, 6].
П.В. Сысоев выделяет следующие виды блогов:
- блог учителя;
- личные блоги учащихся;
- блог учебной группы (П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев).
Рассмотрим подробнее содержание и методический потенциал каждого из трех видов блогов.
1. Блог учителя. Этот вид блога создается и управляется учителем иностранного языка. Блог может содержать информацию личного характера об интересах, хобби, путешествиях, проведенном отпуске, семье учителя. В этом случае блог будет служить ученикам примером для создания собственных личных блогов. Также на блоге учителя может располагаться информация о курсе или предмете:
- программа курса (на неделю, месяц, четверть);
- домашнее задание;
- информация об изученном на конкретном занятии материале;
- рекомендуемые источники на иностранном языке для дополнительного изучения (чтения и аудирования);
- ссылки на информационно-справочные Интернет ресурсы;
- ссылки на учебные Интернет-ресурсы по изучаемым темам (трэжа ханты, веб кве-
сты) [1, 2];
- ссылки на сетевые тесты по изучаемым темам для факультативной самостоятельной работы (например, после изучения конкретного грамматического времени учащиеся могут проверить себя, выполнив тест онлайн). Подобный контент блога учителя будет полезен учащимся для уточнения домашнего задания и получения ссылок на дополнительные источники для внеаудиторной и внеклассной работы.
2. Личные блоги учащихся. Учитель может предложить ученикам создать собственные блоги. В этом случае блог учителя будет служить моделью построения учащимися личных блогов. В своих блогах на изучаемом иностранном языке ученики могут представить информацию о дате и месте рождения, семье, увлечениях и хобби, интересах, друзьях, достижениях в учебе или спорте, ссылки на любимые сайты сети Интернет, фотографии и видеоролики.
При работе с личными блогами учащие -ся развивают следующие умения письменной речи:
- использовать необходимые языковые средства для представления в письменной форме личной информации о себе (автор блога);
- использовать необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну (населенный пункт, школу) и культуру в иноязычной среде (автор блога);
- использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия / несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме (при комментировании блога одноклассника или мнений других учеников);
- аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства (при комментировании блога одноклассника) [1, 2].
3. Блог учебной группы. Этот вид блога разработан специально для организации внеаудиторного обсуждения изучаемого вопроса (просмотренного фильма, прочитанной книги и т. п.) всей учебной группой или классом. Начинаться блог может с вопроса для обсуждения или текстового (аудио-, видеоматериала), за которым будут следовать комментарии учащихся.
В отличие от личных блогов учащихся, каждый из которых расположен на отдельной странице, в блоге учебной группы комментарии учащихся размещаются на одной
странице одно за другим. Это значительно облегчает знакомство с мнениями других и стимулирует обсуждение.
При работе с блогом учебной группы учащиеся развивают следующие умения письменной речи:
- излагать содержание прочитанного / прослушанного иноязычного текста в тезисах или кратких сообщениях;
- использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия / несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме;
- проводить аналогии, сравнения, сопоставления доступными языковыми средствами;
- аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства.
В приведенной ниже табл. 1 представлено сопоставление зарубежных и отечественных исследований на предмет развития умений письменной речи при использовании блогов в обучении иностранным языкам.
Как показывает табл. 1, разные исследователи рассматривают блоги как средство обучения письменной речи по-разному. Все они сходятся во мнении, что блоги в обучении иностранному языку, в частности в обучении письменной речи, постепенно становятся неотъемлемой частью учебного процесса. На это есть ряд причин:
- студенты могут знакомиться с мнением других людей и выражать свое собственное мнение, комментировать высказывания;
Таблица 1
Умения письменной речи, развиваемые на основе блогов
Умения письменной речи, развиваемые при использовании блогов В1осИ I, 2003 Бо%,пе8 Б., 2006 Сысоев П.В., 2008
Аргументированно выражать собственное мнение, комментарии + + +
Адекватный выбор языковых средств, в зависимости от цели высказывания + + +
Проектная деятельность - + -
Использование необходимых языковых средств для представления информации о своей стране и культуре +
Использование необходимых языковых средств для представления информации о себе + + +
Проведение дискуссии, семинаров - + -
Креативность мышления + + +
Написание эссе, статей по предложенным проблемам + + +
Контроль грамматики, синтаксиса, орфографии - - -
Таблица 2
Развитие умений письменной речи средствами блогов в языковом вузе
Умения письменной речи Возможность развития умений письменной речи в блогах
Написание личного письма +
Составление развернутых планов прослушанных или прочитанных текстов +
Написание проектной / курсовой работы +
Составление письменной оценки доклада, проектной/курсовой работы +
Написание рецензии на просмотренный фильм, доклад, проектную / курсовую работу +
Написание официального письма (письмо-жалоба, письмо о приеме на работу) +
Написание изложения (развернутого, сжатого, свободного) +
Реферирование и аннотирование +
Написание сочинения (сочинение описательного характера, сочинение - повествование, сочинение -рассуждение) +
- блоги дают возможность каждому студенту высказаться по изучаемой проблеме или вопросу;
- студенты становятся более ответственными за качество написанного, т. к. все их высказывания доступны широкой аудитории;
- в блоге можно создавать портфолио работ студентов, что позволяет более объективно оценить их прогресс в течение курса.
Тщательный анализ вышеуказанных исследований позволяет нам предположить, что умения письменной речи можно развивать на основе блогов в высшем профессиональном образовании (табл. 2).
Приведенный выше анализ работ свидетельствует о том, что развитие умений письменной речи средствами блогов является не аксиоматичным явлением, а находится в прямой зависимости от ряда педагогических условий. К таким условиям можно отнести следующее:
- наличие технологии (пошагового алгоритма) развития умений письменной речи;
- наличие заданий на анализ, обсуждение, интерпретацию получаемой информации;
- наличие заданий на выражение собственной точки зрения обучающихся и их индивидуальности;
- социальное взаимодействие обучающихся;
- задания должны быть разнообразны по своей цели для обеспечения адекватного подбора языковых средств.
1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Блоги в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4.
2. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательной среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3.
3. Kennedy K. Writing with Web Logs // Technology & Learning. 2003. № 2.
4. Downes S. Educational Blogging // EDUCAUSE Review. 2000. № 5.
5. Blood R. Weblogs: A History and Perspective. N. Y., 2000.
6. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: Теория и практика: монография. М., 2008.
Поступила в редакцию 23.06.2009 г.
Pavelyeva T.U. Communicative writing skills developing through the social service of weblogs. This article is devoted to the exploration of the social service of blogs and its methodological potential in the sphere of the foreign language teaching, in particular, to the development of writing skills via blogs. This article is aimed at the analysis and generalization of researches performed by foreign and Russian methodologists of investigating the role of blogs in the foreign languages teaching. Besides, the set of writing skill which can be developed via blogs is defined.
Key words: blogs; foreign language teaching; writing skills; social service; critical thinking; interaction; control of grammar.