Научная статья на тему 'Комплекс упражнений в обучении старшеклассников сочинению -рассуждению посредством учебного блога'

Комплекс упражнений в обучении старшеклассников сочинению -рассуждению посредством учебного блога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
836
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / СОЧИНЕНИЕРАССУЖДЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ БЛОГ / ВЕРБАЛЬНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И СМЫСЛОВЫЕ ОПОРЫ / SET OF EXERCISES / ESSAY / EDUCATIONAL BLOG / VERBAL SUBSTANTIAL AND SEMANTIC SUPPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полетаев Александр Александрович

Рассматривается проблема обучения старшеклассников написанию сочинения-рассуждения посредством упражнений, выполняемых в классной аудитории и самостоятельно в учебном блоге под дистанционным руководством учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the issue of teaching senior pupils to write an essay by means of exercises done in a classroom and independently in an educational blog, under distant guidance of a teacher.

Текст научной работы на тему «Комплекс упражнений в обучении старшеклассников сочинению -рассуждению посредством учебного блога»

А.А. ПОЛЕТАЕВ (Волгоград)

комплекс упражнений в обучении старшеклассников сочинению-рассуждению посредством учебного блога

Рассматривается проблема обучения старшеклассников написанию сочинения-рассуждения посредством упражнений, выполняемых в классной аудитории и самостоятельно в учебном блоге под дистанционным руководством учителя.

Ключевые слова: комплекс упражнений, сочинение-рассуждение, учебный блог, вербальные содержательные и смысловые опоры.

Вполне очевидно, что информационнокоммуникационные технологии становятся неотъемлемым средством общения для все большего количества людей. По образному выражению, инфокоммуникационные технологии сегодня «везде», при этом сама трактовка слова везде в данном контексте постоянно расширяется и открывает перспективу использования виртуальных возможностей Интернета в контексте обучения иностранному языку.

По мнению исследователей П.В. Сысоева и М.Н. Евстигнеева, в дидактическом плане сеть Интернет включает два основных компонента: информационные ресурсы и формы телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством интернет-технологий), к которым относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео- и веб-конференции, а также недавно появившиеся, но уже ставшие достаточно популярными социальные сервисы Веб 2.0: блоги, странички вики, серверы подкастов и закладок и др. [7, с. 12]. Несмотря на огромный репертуар технологий Веб 2.0, большинство исследователей фокусирует свое внимание на рассмотрении методического потенциала блогов в обучении иностранным языкам в целом и письменной речи в частности. Так, уже достаточно хорошо изучены вопросы, связанные с определением места учебного блога в этапах обучения письменной речи [3; 6; 7], а также с использованием функции комментирования итогового продукта [3; 8; 9]. Одна-

ко зачастую блог рассматривается в качестве средства размещения продуктов письменной речи, в то время как обучение их созданию не претерпевает существенных изменений, что вызывает справедливые нарекания. Мы полагаем, что учебный блог призван расширить традиционную архитектуру учебного взаимодействия и естественно сочетать занятия в классной комнате с учебной работой в Сети. В связи с этим мы предприняли попытку описать комплекс упражнений по обучению старшеклассников написанию сочинения-рассуждения и представить их рациональную последовательность, выполняемую учениками как в классной аудитории, так и в учебном блоге.

Однако прежде чем перейти к рассмотрению комплекса упражнений, необходимо обратить внимание на два релевантных для нашей работы понятия. Первое из них -это часть текста, под которой мы понимаем содержательно-логическое членение текста. Традиционно выделяются три части текста независимо от его размера (макро- или микротекст): введение, основная часть и заключение. Наш случай не станет исключением. Второе понятие - это компонент текста, который мы определяем в качестве его структурного элемента, характерного признака. Именно компонентный состав отличает один текст от другого. так, компонентный набор сочинения-рассуждения представлен проблемой (во введении); тезисом, аргументами и их демонстрацией (в основной части) и выводом (в заключении). определив, таким образом, компонентный состав, которым ученику необходимо овладеть для создания сочинения-рассуждения, целесообразно перейти к непосредственному рассмотрению комплекса упражнений.

В соответствии с определением исследователя С.Ф. Шатилова под комплексом упражнений следует понимать последовательность упражнений для обучения частным умениям в рамках одного вида речевой деятельности [10, с. 59]. Поскольку целью данной статьи является описание комплекса упражнений, мы не будем останавливаться на представлении частных умений, необходимых ученикам для создания сочинения-рассуждения, и отсылаем читателей к нашему исследованию, в котором эти умения представлены достаточно подробно [5]. Не умаляя значение комплекса упраж-

© Полетаев А.А., 2012

нений в общей иерархии упражнений, мы полагаем, что репертуар входящих в него упражнений целесообразно представить в соответствии с определенными критериями в ранге типов и видов.

Согласно мнению Д.И. Изаренкова, критерием для выделения типов упражнений является «[...] доминирующее операционное содержание деятельности» [1, с. 80], иными словами, действия, которые ученикам необходимо произвести с соответствующим языковым или речевым материалом. В соответствии с данным критерием мы отобрали пять типов упражнений из аппарата упражнений д.И. Изаренкова.

1. При выполнении опознавательных упражнений посредством операций сличения и отождествления протекает процесс опознания единиц обучения. Данный тип упражнений предъявляется на начальном этапе обучения после проведения такого приема, как анализ образцового текста. Целью данного типа упражнений является выбор учениками из ряда предложенных текстов на основе ранее изученных параметров текста, принадлежащего к определенному функционально-смысловому типу речи. таким образом, выделение данного типа упражнений гармонирует с мнением большинства исследователей, полагающих, что цепочку упражнений необходимо начинать с рецепции [2, с. 204].

2. Моделирующие упражнения предписывают обучающимся действия по составлению образцов или моделей компонентов единицы обучения. Целесообразность выделения данного типа упражнений заключается в необходимости составления учениками отдельных компонентов текста-рассуждения (тезис, аргументы, контраргументы, проблема и т.д.). При проведении упражнений данного типа внимание учеников обращается на использование соответствующих логических коннекторов и средств межфразо-вой связи как внутри, так и между предложениями.

Стоит, однако, отметить, что моделирующие упражнения не ориентированы на развитие умения учеников формулировать вывод, поскольку делать вывод возможно только с опорой на цельный текст, т.е. текст, представленный заключением и основной частью. Следовательно, формулирование вывода на данном этапе невозможно и будет осуществлено позднее.

3. Выполняя конструктивно-распростра-няющие упражнения, ученики конструируют учебные единицы на основе имеющегося исходного материала. При выполнении упражнений данного типа обучающимся необходимо дополнить, т.е. расширить, часть текста в зависимости от отсутствующего структурного компонента. так же, как и в моделирующих упражнениях ученики имеют дело с отдельными структурными компонентами текста, однако уровень данных операций несколько выше, поскольку обучающиеся оперируют частью контекста.

4. При выполнении реконструктивных упражнений обучающиеся совершают действия по восстановлению исходных единиц, представленных в неполной форме. Ученикам необходимо дополнить речевую единицу, определив ее функциональное назначение. В данном случае они оперируют не отдельными компонентами текста-рассуждения (тезисом или аргументами), а частями структуры текста (введение, аргу-ментативный абзац и т.д.). Иными словами, ученикам следует составить отсутствующую часть текста на основе уже имеющихся. Уровень данных упражнений по сравнению с предыдущими снова повышается. Кроме того, поскольку ученики уже оперируют цельным текстом, считаем целесообразным осуществить становление умений формулирования заключения на основе представленного контекста.

5. основу конструктивных упражнений составляют действия по конструированию единиц обучения. Данный тип упражнений предполагает составление учениками собственного письменного высказывания или его части без наличия контекста.

В рамках каждого (кроме опознавательного) типа упражнения мы считаем уместным выделить определенные виды упражнений. критерием выделения видов упражнений, с точки зрения исследователя Е.И. Пас-сова, является «мера его оречевленности», которая в свою очередь может быть определена по четырем параметрам: речевая задача, степень ситуативной отнесенности, обусловленность речевой деятельности и наличие опор [4, с. 120]. В соответствии с данными параметрами выделяются условноречевые упражнения первого и второго видов (УРУ1, УРУ2) и речевые упражнения первого и второго видов (РУ1, РУ2). Поскольку обучение происходит на старшей ступени,

Виды упражнений Основные параметры

Речевая задача Ситуативность Обусловленность высказывания Наличие опор

УРУ1 Обусловлена Условная По форме и содержанию Вербальные (зрительные)

УРУ2 Обусловлена Реальная Частично Слуховые вербальные

РУ1 Частично Реальная Частично по содержанию Частично вербальные иллюстративные

РУ2 Не обусловлена Реальная Ни по форме, ни по содержанию Отсутствуют

мы не считаем целесообразным использовать УРУ1, а УРУ2 нами применяются фрагментарно, в зависимости от уровня обученности целевой аудитории. Более детально соотношение обозначенных параметров по видам упражнений демонстрирует таблица (см. выше).

Использование УРУ2, нацеленных на формирование и совершенствование речевых навыков, обусловлено существующими стадиями развития речевого умения, с опорой на которые УРУ2 соответствуют начальной (на уровне одного предложения) и основной (на уровне двух и более предложений) стадиям развития речевого умения. Кроме того, по мере продвижения по ступеням обучения будет отпадать необходимость в выполнении УРУ2, а по мере повышения уровня развития речевого умения - необходимость в РУ1, тогда как постоянным видом упражнения являются только РУ2.

Реализация данного комплекса упражнений начинается очно с устной основы обучения, что обусловлено ведущей ролью речемоторного и слухового анализаторов. Кроме того, устное выполнение каждого вида упражнений в рамках того или иного типа, кроме РУ2, лучше ориентирует учеников в речевых действиях, которые им необходимо произвести с речевым материалом. Последующее выполнение упражнений каждого вида с целью становления речевого умнения осуществляется в письменной форме в классной аудитории, в то время как РУ2 прорабатываются учениками в учебном блоге. Перенос выполнения РУ2 в учебный блог обоснован достаточным количеством упражнений (УРУ2 и РУ1), сделанных обучающимися на занятиях для становления речевого умения. Непосредственное же раз-

витие речевого умения осуществляется учениками в учебном блоге посредством РУ2 под дистанционным руководством учителя, что соответствует завершающей стадии развития речевого умения. К тому же выполнение РУ2, несомненно, проще, поскольку деятельностный и организационный компоненты установки упражнения отсутствуют.

В качестве иллюстрации теоретического материала мы считаем необходимым представить следующие примеры упражнений на русском языке:

Тип упражнения - моделирующий, вид упражнения - УРУ2

Сейчас вам уже 17 лет, и в скором времени многие из вас обзаведутся собственными семьями. В трагедии Уильяма Шекспира Ромео и Джульетта вообще хотели обвенчаться в 13 лет. В столь юном возрасте они уже задумались о браке. Но их опыт оказался неудачным. Так, может быть, лучше жить одному? Аргументируйте собственную позицию, используя в своих ответах таблицу (внизу). Подумайте 2 - 3 минуты. Будьте готовы изложить свое мнение одноклассникам.

С опорой на рассмотренный пример стоит отметить, что установка к данному упраж-

Изложение мнения Изложение причин Изложение примеров

• Я думаю... • Лично я. • Потому, что... • Поскольку. • Например. • Такие как.

нению полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляются к УРУ2. Речевая задача, представленная в контексте ситуации, ограничена определенными условиями (жить одному или в семье). Речевая дея-

тельность учеников также обусловлена, что находит отражение в вербальных содержательных опорах. Исходя из типа упражнения, ученикам необходимо сформулировать, составить лишь один из компонентов текста-рассуждения (аргументы).

Тип упражнения - конструктивно-распространяющий, вид упражнения -

уру2

Представь, что ты опоздал на лекцию, которую очень хотел послушать. Когда ты вошел в лекционный зал, лекция уже была в самом разгаре. Тем не менее ты успел ознакомиться с некоторыми аргументами, которые выдвинул лектор. Прочти эти аргументы и дополни их собственными. Выполни упражнение письменно, используя таблицу с соответствующими клише для оформления высказывания.

Во-первых, молодоженам следует больше времени проводить вместе до свадьбы. В этом случае они узнают друг друга лучше, и некоторые привычки второй половины не станут для них откровением. Во-вторых, большую роль в сохранении брака играет разделение домашних обязанностей. Так, мои знакомые договорились друг с другом о своих домашних обязанностях и никогда больше не ссорились по этому поводу.

Коннекторы для ввода нового элемента перечисления Изложение причин Изложение примеров

В-третьих... Потому, что... Например.

Рассмотренный в качестве иллюстрации пример демонстрирует расширение учеником одной из частей текста посредством аргументов на основе вербальных содержательных опор.

В заключение стоит отметить, что представленный комплекс упражнений для обучения старшеклассников написанию сочинения-рассуждения разумно сочетает как классную, так и самостоятельную работу учеников в учебном блоге под руководством учителя. Таким образом, учебный блог рассматривается нами не только как «виртуальная тетрадь», предназначенная для публикации итоговых продуктов обучающихся, но и как предваряющая площадка для выполнения РУ2, способствующих развитию речевого умения.

Литература

1. Изаренков Д.И. Аппарат упражнений в системном описании // Рус. яз. за рубежом. 1994. № 1. С. 77-85.

2. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролю-бова. Обнинск : Титул, 2010.

3. Павельева Т.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов средствами учебного интернет-блога : дис. ... канд. пед. наук. тамбов, 2010.

4. Пассов Е.И. Сорок лет спустя, или Сто и одна методическая идея. М. : Глосса-Пресс, 2006.

5. Полетаев А.А. Номенклатура умений письменного высказывания аргументационного типа // теория и практика обучения иностранным языкам и культурам в контексте реалий Болонского процесса : материалы Междунар. науч.-метод. симпозиума «Лемпертовские чтения -XIII». Пятигорск : Изд-во ПГЛУ, 2011. С. 194 -196.

6. Раицкая Л.К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0 в высшем профессиональном образовании. - М. : МГОУ, 2011.

7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Ростов н/Д.: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010.

8. титова С.В. Интеграция социальных сетей и сервисов Интернета 2.0 в процесс преподавания иностранных языков: необходимость или блажь? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3. С. 208 - 213.

9. Филатова А.В. оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей вузов : дис. . канд. пед. наук. М., 2009.

10. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М. : Просвещение, 1986.

Set of exercises aimed at teaching senior pupils to write an essay by means of an educational blog

There is considered the issue of teaching senior pupils to write an essay by means of exercises done in a classroom and independently in an educational blog, under distant guidance of a teacher.

Key words: set of exercises, essay, educational blog, verbal substantial and semantic supports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.