Научная статья на тему 'Методика обучения сочинению-рассуждению на материале французского языка'

Методика обучения сочинению-рассуждению на материале французского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
915
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЯ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ДИСКУРСИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АРГУМЕНТАЦИЯ / СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ / ПИСЬМЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО / LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY / WRITTEN LANGUAGE / DISCURSIVE COMPETENCE / ARGUMENTATION / COMPOSITION WITH THE ELEMENTS OF REASONING / WRITTEN ARGUMENTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баранова Е. А.

В настоящей статье рассматриваются вопросы обучения порождению аргу-ментативного письменного высказывания, среди которых наиболее актуальной представляется задача создания оптимальной методики, предлагающей пути решения проблемы написания сочинения-рассуждения. Целенаправленное формирование умения доказательно излагать аргументированные суждения и идеи по заданной тематике, проблеме или ситуации способствует развитию дискурсивной компетенции на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING METHOLOGY OFACOMPOSITION WITH THE ELEMENTS OF REASONING ON THE BASE OF THE FRENCH LANGUAGE

In the article we examine the questions of teaching how to produce a well-reasoned written statement. Among them the most actual task is to create the effective methodology that offers the ways of solving the problem of writing a composition with the elements of reasoning. The purposeful forming of skills to set forth well-reasoned judgments and the ideas on given subject, question or situation and prove them promote the development of discursive competence in a foreign language.

Текст научной работы на тему «Методика обучения сочинению-рассуждению на материале французского языка»

ФИЛОЛОГИЯ

Е.А. БАРАНОВА, аспирант кафедры французского языка ОГУ, преподаватель французского языка Мезенского педагогического колледжа Тел. 8 920 083 86 99; [email protected]

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

В настоящей статье рассматриваются вопросы обучения порождению аргу-ментативного письменного высказывания, среди которых наиболее актуальной представляется задача создания оптимальной методики, предлагающей пути решения проблемы написания сочинения-рассуждения. Целенаправленное формирование умения доказательно излагать аргументированные суждения и идеи по заданной тематике, проблеме или ситуации способствует развитию дискурсивной компетенции на иностранном языке.

Ключевые слова: методика обучения ИЯ, письменная речь, дискурсивная компетенция, аргументация, сочинение-рассуждение, письменное доказательство.

Одной из основных целей обучения ИЯ является формирование коммуникативной компетенции, в рамках которой выделяют несколько составляющих: лингвистическая, социальная, социолингвистическая, социокультурная, компенсаторная, дискурсивная. Последняя обозначает способность порождать текст адекватно ситуации его создания в продуктивных видах речевой деятельности [Гужова, 2002:72; Елухина, 2002:8] и, соответственно, играет значительную роль в развитии иноязычной речи.

Обучение продуцированию высказывания на ИЯ происходит одновременно в устной и письменной речи, т.к. общение людей посредством языка в любой форме характеризуется наличием общего предмета, набора выразительных средств, соответствующих содержанию сообщения и его идее, способов накопления, отбора и расположения материала [Баринова, 1974:158; Ладыженская, 1974:29; Крундышев, 1987:6; Богданова, 1999:364]. Следовательно, устные и письменные упражнения должны использоваться параллельно практически в равном объеме. Однако достаточно долгое время письменная речь играла подчиненную роль, применялись лишь письменные упражнения как средство усвоения лексико-грамматического материала по тематическим текстам, что было связано с непризнанием письма как самостоятельного, независимого от устной речи вида речевой деятельности, которому нужно учить специально.

Современная методика ставит задачу воспитания разносторонне развитой личности, способной общаться на иностранном языке, из чего следует, что в настоящее время письмо является неотъемлемой частью процесса обучения ИЯ, о чем свидетельствует появление специального курса по практике письменной речи, где работы принято классифицировать по типам речи: описание, повествование, рассуждение [Багдасарян 1990; Бадянова 1998; Гавриленко 1998; Жаркова 1998; Ломизова 1998; Мусницкая 2000; Александровская 2001; Васильева 2005; Очерет 2006]. Причем пер© Е.А. Баранова

ФИЛОЛОГИЯ

вые два типа уже достаточно изучены, и методика обучения предусматривает разнообразные задания (понимание и порождение различных видов письменных документов, описание путешествия на основе рассказа, рабочего дня в деталях, кратко, в форме письма и т.д.). Однако организация работы над рассуждением ограничивается устными дискуссиями по пройденной теме, использованием лишь некоторых элементов письменной аргументации. Например, вводится краткий теоретический материал, связанный с основными понятиями доказательства (тезис, аргумент, пример), и предлагается некоторое количество подготовительных упражнений [Ломизова 1998; Александровская 2001], в то время как специальная система упражнений, направленная на обучение письменному рассуждению на французском языке, отсутствует, что не позволяет полностью реализовывать цель обучения письму как виду речевой деятельности.

Совершенствование письменной речи приобретает несомненную значимость на настоящем этапе развития «диалога культур», одна из задач которого — приближение результатов отечественной системы обучения к европейским стандартам при определении уровня коммуникативной компетенции в целом.

Целенаправленное формирование навыков рассуждения начинается, на наш взгляд, на III курсе языкового факультета, что соотносится с уровнем В2, владение которым предполагает продуцирование текстов на различные темы, в том числе эссе или доклады, где учащиеся отстаивают точку зрения «за» или «против». Переход на следующий уровень С1, на котором создается аргумен-тативный текст, сложный по содержанию и структуре, стилистически адаптированный для реципиента, позволяет организовать руководимое преподавателем обучение содержательным, композиционным и языковым особенностям письменного доказательства.

Цель предлагаемой методики — научить студентов рассуждать в письменной речи, продуктом которой может быть сочинение-рассуждение — самостоятельная творческая работа, призванная решить проблему, заключенную в заданной теме, путем раскрытия внутренних закономерностей, взаимосвязи предметов и явлений действительности, проникновения в их сущность [Захаренко-ва, 1975:4]. Выражение всего этого средствами ИЯ в совокупности способствует развитию логического мышления, умения доказать истинность или опровергнуть справедливость суждения.

Текст сочинения-рассуждения должен являть

собой единство смыслового содержания и языковой формы, а также включать понятийные и эмоциональные элементы. Структуру аргументативно-го текста составляют введение, обозначающее проблему, основная часть, где представлены доводы, подтверждающие или опровергающие тезис, подобраны примеры для их иллюстрации, и заключение, подводящее итог вышесказанному.

Весь материал предъявляется дозированно, в определенной последовательности по блокам (формулирование темы сочинения, основные понятия аргументации, построение плана, написание аргументативного абзаца, способы рассуждения, оформление введения и заключения, обобщение пройденного), в каждом из которых поэтапно формируются умения, необходимые для построения доказательства:

— выявлять внутренние связи предметов, явлений и оценивать их в ходе анализа темы, обосновывать свою точку зрения на поставленную проблему;

— строить высказывание доказательного характера: формулировать тезис, находить соответствующие аргументы и иллюстрирующие их примеры;

— создавать аргументативный план, логически обоснованно выстраивать разделы текста, связывая элементы рассуждения между собой и подчиняя их изложение основной идее задуманного сообщения;

— выбирать способ рассуждения для написания абзаца, связывая все элементы сообщения соответствующими языковыми средствами;

— формулировать введение и заключение согласно правилам их построения;

— лексически и синтаксически правильно оформлять сочинение-рассуждение (выбор языковых средств контакта, введение цитат в текст, отбор соответствующей лексики, употребление стилистических приемов и т.д.).

Развитие вышеобозначенных навыков предусматривает привлечение достаточного количества как устных, так и письменных упражнений, в ходе выполнения которых учащиеся размышляют над разнообразными проблемами: культура, прогресс человечества, существование зоопарков, реклама, смертная казнь, жестокость в современном обществе и т.д.

Каждый блок включает подготовительный и речевой этапы.

Подготовительный этап предполагает усвоение теоретических сведений, анализ текста-образца, выполнение условно-речевых упражнений.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

Для овладения базовыми теоретическими аспектами приводится краткая информация, касающаяся сути изучаемых терминов (границы темы, ее семантический анализ, структура доказательства, создание аргументативного плана, построение абзаца в зависимости от способа рассуждения, композиционное, лексическое и синтаксическое оформление сочинения-рассуждения). Так, в первом блоке, где вводятся понятия «аргумент», «тезис», «пример», даны их определения, описаны характеристики и требования к ним. В разделе, посвященном разработке плана, представлены сведения о различных его видах и о возможных способах их использования для построения аргументации. При изучении блока о написании введения и заключения сочинения сообщаются правила их составления. Т.о., теоретический материал позволяет осуществить первичное знакомство, т.е. выделить свойства и особенности явления, что впоследствии помогает точнее распознавать и употреблять его при выполнении подготовительных и речевых упражнений.

Особое место в процессе обучения занимает анализ готового текста-образца, проводимый в ракурсе изучаемого понятия, причем предлагаться могут как удачные, композиционно и стилистически правильные рассуждения, так и неудачные сочинения, обладающие массой недостатков, с целью их выявления, осознания и предупреждения.

Образец служит формальной опорой, позволяющей сделать акцент на усвоении знаний о тексте (структура, лексика, грамматика, средства связи), а также на развитии умения планировать и развивать мысли будущего высказывания [Деми-денко, 1973:52; Колкер, 1975:56; Ладыженская, 1992:174; Бабушис, 2000:57]. Например, при формировании навыков построения аргументации необходимо научить студентов находить в тексте «тезис», «аргумент» и «пример», для чего предлагается текст, где наглядно показаны все три элемента.

«La vé ritable signification de l’acte de travail apparaît dè s qu’on examine son rapport avec l’ensemble des actes humains, dès qu’on regarde l’homme de travail au milieu de la nation. Et je dis que le travail est une nécessité sociale, un devoir envers la patrie. Le métier, la profession, c’est l’occupation habituelle d’un homme à l’effet d’être utile aux autres hommes. Labourer son champ, c’est préparer du pain pour la nourriture de tous; extraire du charbon, c’est préparer du feu pour le foyer de tous; étudier le passé, c’est préparer des vérités pour l’enseignement de tous» [Карамышева, 2001:191].

В ходе анализа выясняется, что в данном случае тезис не представлен одной фразой, его необходимо сформулировать на основе первых двух предложений: «La véritable signification de l’acte de travail est une nécessité sociale». Аргумент (выделено курсивом) характеризуется большей абстрактностью, чем примеры (отмечены жирным шрифтом), которые его иллюстрируют.

Предъявление определенного количества текстов с разной структурой, выполнение заданий, направленных на поиск, различение и расположение в логическом порядке элементов аргументации в предложенных высказываниях, способствуют усвоению материала, что, в свою очередь, приводит к осознанию структуры доказательства и позволяет научиться находить тезис, отличать аргумент от примера, правильно соединять доводы и соответствующие им иллюстрации.

Разнообразные подготовительные условно-речевые упражнения направлены на развитие вышеназванных умений и предполагают конструирование фрагментов текста из данных элементов с учетом указанных условий, редактирование высказываний, создание небольших собственных сообщений по определенной проблеме и т.д. Например, возможны следующие виды заданий:

— уточнить тематику аргументативных текстов, выявить тезис и количество аргументов и проиллюстрировать их примерами;

— найти в представленных текстах доводы «за» и «против» и определить критерий их расположения;

— изучить серию фраз и

а) отделить аргументы от примеров,

б) выделить среди них доводы «за» и «против»,

в) связать каждый аргумент с подтверждающим

его примером;

— найти самостоятельно по 5 доводов «за» и «против» для каждой из обозначенных тем, составить диалог и т.д.

На протяжении подготовительного этапа письменная форма работы чередуется с предварительным устным обсуждением проблемы, что увеличивает количество времени для проникновения в тему, помогает осознать цель и суть задания, создает благоприятные условия для понимания того, какой материал следует собрать, уточнить объем предстоящего сочинения.

Речевой этап содержит упражнения, которые носят творческий характер и предназначены для формирования умения порождать собственное связное высказывание на основе сведений того или иного блока. Так, в блоке, посвященном изучению структуры аргументации, в качестве творческого задания предлагается найти аргументы

«за» и «против», составить диалог на их основе, а также организовать коммуникативную игру-дискуссию (например: «La montre c’est un objet ou un être vivant?»), где всё внимание говорящих направлено на содержание высказывания, а не на языковую форму.

На речевом этапе построения плана готовится краткое выступление (в течение 2-3 минут), цель которого — убедить слушателей в правильности суждения, воздействовать на их чувства: вызвать одобрение, сочувствие или, наоборот, неодобрение, негодование. Для реализации данной задачи следует выдвинуть одну главную идею, отстоять ее или опровергнуть, расположив доказательства в нужной последовательности. Контраргументы противника, возникающие в ходе обсуждения, внимательно выслушиваются, возражения анализируются и критикуются с привлечением новой серии возражений. Формулирование антитезиса, последовательное его доказательство на основе конкретных доводов осуществляются в письменной форме.

Умение логического оформления сочинения-рассуждения развивается с помощью творческих заданий, таких как:

— постройте доказательство одной и той же фразы индуктивным и дедуктивным способами;

— закончите начатый абзац;

— составьте аргументативный абзац против обсуждаемого явления, ознакомившись с текстом «за».

Речевой этап завершается написанием части сочинения по ориентирам на данную проблему, для чего учащиеся самостоятельно выстраивают замысел, устанавливают последовательность мыслей, пытаются максимально скомбинировать известные языковые единицы. Т.о., посредством управляемой речевой деятельности осуществляется не только промежуточный контроль уровня усвоенных знаний и сформированности определенных навыков, но и выход в речь, как в устную, так и в письменную.

Итак, предлагаемая методика направлена на развитие умений порождения сочинения-рассуждения. На основе усвоенных теоретических сведений, необходимых для построения доказательства, опоры на аргументативный образец и выполненных подготовительных и речевых упражнений, моделирующих предметно-языковое содержание иноязычного рассуждения по проблеме, оформляется текст в соответствии с законами его построения, нормами французского языка и структурно-функциональными особенностями.

Представленная методика призвана заложить прочную основу для совершенствования навыков рассуждения, чему способствует последовательная целенаправленная комплексная работа.

Библиографический список

1. Александровская Е.Б. Expression logique: Учебное пособие по французскому языку для старших курсов [Текст] / Е.Б. Александровская. — М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2001. — 204 с.

2. Бабушис Е.Е. Обучение письменной речи как творческой деятельности в форме описания, повествования и аргументации на старшем этапе в школах с углубленным изучением английского языка [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. — Тамбов, 2000.

3. Багдасарян М.А. Французский язык: Учебник для II курса институтов и факультетов иностранных языков [Текст]/ М.А. Багдасарян, М.Л. Папко, А.Н. Тарасова. — М.: Высш. шк., 1990. — 352 с.

4. Бадянова С.А. Французский язык для студентов институтов и факультетов иностранных языков [Текст]. III курс: учебник/ С.А. Бадянова. — Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 1998. — 331 с.

5. Баринова Е.А. Методика русского языка. Учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов. Под общ. ред. Е.А. Бариновой. — М.: Просвещение, 1974. — 368 с.

6. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы [Текст]: Учебник для студентов пед. вузов/ О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; под ред. О.Ю. Богдановой. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

— 400 с.

7. Васильева В.Н. Le franзais moderne [Текст]: Учебное пособие по французскому языку. — Казань: КГПУ, 2005. — 207 с.

8. Гавриленко Н.Н. Учебник по французскому языку (перевод и реферирование) [Текст]. — М.: Изд-во РУДН, 1998. — 291 с.

9. Гужова Н.В. Методика обучения иностранных граждан продуктивной письменной речи на начальном этапе обучения. (На материале сочинения с элементами рассуждения) [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.02. / Н.В. Гужова; Нижегор. гос. пед. ун-т. — Н. Новгород, 2002. — 23 с.

10. Демиденко Г.Ф. Методика обучения письменной речи на начальном этапе в языковом вузе. (На материале французского языка) [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. — Киев, 1973. — 201 л.

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

11. Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции [Текст]: ИЯШ, № 3, 2002. — С. 9-13.

12. Жаркова Т.И. Etudions le fran3ais ensemble ! Учебное пособие по французскому языку для студентов Института дополнительных творческих педагогических профессий (ИДТПП). Челябинский государственный педагогический университет (ЧГПУ). — Челябинск: Изд-во «Факел», 1998. — 219 с.

13. Захаренкова М.Н. Обучение сочинению-рассуждению студентов III курса языкового вуза [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. — М., 1975. — 260 с.

14. Карамышева Т.В., Драницына Е.С. Практика устной и письменной речи на французском языке [Текст]: — СПб.: Каро, 2001. — 272 с.

15. Колкер Я.М. Теоретическое обоснование последовательности письменного выражения мыслей на иностранном языке (английский язык, языковой вуз) [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. — М., 1975. — 242 л.

16. Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы [Текст]: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений. — М.: Высш. шк., 1987. — 112 с.

17. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст]. — М.: Педагогика, 1974. — 256 с.

18. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка [Текст]: 5 кл.: Кн. для учителя.

— М.: Просвещение, 1992. —288 с.

19. Ломизова Т.И. Французский язык для студентов институтов и факультетов иностранных языков [Текст]. V курс: Учебник / Т.И. Ломизова. — Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 1998. — 394 с.

20. Мусницкая Е.В., Озерова М.В. Учебник по французскому языку. — М.: Гардарики, 2000. — 756 с.

21. Очерет Ю.В. Французский язык [Текст]: Учебник / Изд. 2-е. — М. ГИС, 2006. — 400 с.

TEACHING METHOLOGY OFACOMPOSITION WITH THE ELEMENTS OF REASONING ON THE BASE

OF THE FRENCH LANGUAGE

In the article we examine the questions of teaching how to produce a well-reasoned written statement. Among them the most actual task is to create the effective methodology that offers the ways of solving the problem of writing a composition with the elements of reasoning. The purposeful forming of skills to set forth well-reasoned judgments and the ideas on given subject, question or situation and prove them promote the development of discursive competence in a foreign language.

Key words: Language teaching methodology, written language, discursive competence, argumentation, composition with the elements of reasoning, written argumentation.

E.A. BARANOVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.