УДК 811.133.1 (072.8)
ОБУЧЕНИЕ ПОРОЖДЕНИЮ ТЕКСТА ДОКАЗАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Е. А. Баранова
Орловский государственный университет
Поступила в редакцию 19 апреля 2011 г.
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы обучения связному высказыванию на родном и иностранном языках. Развитие общих умений является непременным условием для продуцирования качественного текста. Создание сообщения типа рассуждение нуждается в формировании специфических умений, что становится возможным в процессе целенаправленного обучения.
Ключевые слова: методика обучения ИЯ, связная речь, тип речи, аргументация, сочинение-рассуждение.
Abstract: the article discusses issues of teaching coherent texts in the native and foreign languages. It is argued that a number of writing skills are of a universal character and can be developed interdependently. It is also claimed that argumentative essay writing has a number of specific features which have to be dealt with in the process of teaching effective written communication.
Key words: methods of language teaching, coherent text, type of speech, argumentation, essay writing.
Связная речь (устная или письменная) является целью и средством обучения, поскольку выступает и как процесс, и как речевая деятельность, и как результат акта коммуникации, т.е. это текст в виде развернутого ответа, устного и письменного пересказа, реферата, описания, рассуждения и т. д. Именно связная речь в любой ее форме передает законченную тему, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, целостностью и расчленяется на более или менее значительные части, объединенные между собой, а следовательно, направлена на удовлетворение потребности общения [1, с. 243]. Создание речевого произведения как на русском, так и на иностранном языке осуществляется путем реализации целой серии коммуникативно-речевых умений: строить текст в определенной композиционной форме; раскрывать тему и основную мысль; собирать и систематизировать материал; совершенствовать написанное; выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко [2], [3], [4]. Формирование и развитие данных умений происходит взаимосвязанно и последовательно.
Связность речи непосредственно зависит от уровня развитости умения строить сообщение в определенной композиционной форме, т.е. продуцировать тексты различных функционально-смысловых типов: описание (мир в статике), повествование (события во времени и в движении), рассуждение (установление причинно-следственных связей). Основополагающую роль в подобной деятельности играет умение
© Баранова Е. А., 2012
использовать характерные признаки заданного функционального стиля речи, направленного на реализацию авторской коммуникативной интенции.
Однако первостепенным, на наш взгляд, является умение подчинить высказывание основной мысли [5]. Ввиду того, что письменная коммуникация начинается с обдумывания предложенной темы, осознание объема сочинения и границ темы обеспечивают целенаправленность речи и ее информационную ценность.
Достаточно значимым также представляется умение собирать и систематизировать материал, располагать его в нужном русле, следовательно, выделять существенные факты, отбрасывать второстепенные, не отвечающие замыслу, и ранжировать их с целью построения плана, который структурирует изложение материала согласно заранее намеченной последовательности, развивает самостоятельность мышления и творческую активность. Кроме того, подобное умение определяет, прежде всего, качество рассуждения, которое является доказательством авторской позиции или опровержением чужого мнения. Следовательно, становится очевидной необходимость научиться самостоятельно выбирать тип аргументативного плана, рационально его выстраивать, подчиняя логически упорядоченные и подкрепленные примерами аргументы доказательству основной мысли, и, наконец, умело пользоваться им в процессе создания письменного речевого произведения.
Построение развернутого плана предопределяет так называемый черновой вариант сочинения, т. е. осмысленные и систематические записи в задуманном
ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2012. № 1
27*
жанре, где отражается собственное понимание темы, но остается много недостатков в содержании, композиции и языке, что обусловлено рядом объективных причин (нечеткое понимание темы в момент озвучивания или чтения, расплывчатость и избыточность мыслей и др.), поэтому первоначальный замысел практически всегда дополняется, уточняется, а иногда и существенно изменяется [6, с. 15-16]. Таким образом, сформированность умения совершенствовать написанное способствует оптимизации структуры сочинения, устранению лишнего путем внесения поправок и добавлений. Полная коррекция чернового варианта осуществляется в процессе его обсуждения в группе и редакционных правок преподавателя.
Лингвистическая и речевая компетенция пишущего определяется умением правильно выражать свои мысли, т.е. употреблять языковые средства в соответствии с литературными нормами и целевой установкой [5, с. 375], что формируется за счет детального изучения образцовых текстов, выполнения разнообразных тренировочных упражнений, вследствие чего приобретается достаточный запас лексики, усваиваются основные синтаксические конструкции т.д.
Перечисленные умения называются общими, так как применяются при порождении речевого произведения вне зависимости от жанра и типа речи. Несмотря на это, каждый функционально-смысловой тип речи опирается на частные умения. Так, описание выдвигает на первый план умения выделять, перечислять и детализировать основные признаки объекта, определять целостное впечатление о нем, уточнять его форму, свойства, качество и т. д. Повествование актуализирует умения воспроизводить формальную структуру текста, подбирать самые интересные события, обозначать их роль в истории, располагать согласно канве рассказа и т.п. Рассуждение основывается на умении логически мыслить, объяснять, доказывать, обобщать, делать выводы, поскольку определяется как личностно-мотивированная форма коммуникации, предполагающая речемыслительную работу: выстраивание цепочки умозаключений, отбор существенной информации и ее изложение в строгой последовательности [7, с. 25]. В связи с этим данный тип речи рассматривается как наиболее сложный, овладение которым требует целенаправленного организованного обучения с поэтапным формированием частных специфических умений:
- выявлять внутренние связи предметов, явлений и оценивать их в ходе анализа темы, обосновывать свою точку зрения;
- создавать письменное сообщение доказательного характера (формулировать тезис, подбирать аргументы и подтверждать их примерами);
- строить аргументативный план;
- выбирать соответствующий способ рассуждения;
- связывать все части доказательства уместными языковыми средствами;
- формулировать введение и заключение согласно правилам их построения;
- лексически и грамматически правильно оформлять сочинение-рассуждение с использованием морфологических и синтаксических средств контакта, цитат, соответствующей лексики, стилистических приемов и т. д.
Цель доказательства заключается в том, чтобы как можно объективнее, без предвзятости исследовать проблему и подвести читателя к принятию взглядов пишущего. Очевидно, что вышеперечисленные умения в совокупности обеспечат впоследствии достижение главной задачи - убеждения в правоте выбранной позиции.
Работа над рассуждением начинается с установления границ темы, для чего автору требуется уточнить область тематики, выделить ключевые слова, изучить сопутствующие инструкции, чтобы не направить размышление по ложному пути или опустить некоторые аспекты решаемого вопроса. Следовательно, корректное понимание предмета рассуждения гарантирует адекватный отбор нужного материала, способствует грамотному выбору тактики и стратегии ведения доказательства.
Композиция текста обычно включает введение, основную часть и заключение. В смысловом отношении наиболее существенной и объемной является основная часть, в ходе написания которой выполняется несколько задач: выбор адекватного направления развития мысли, составление плана письменного высказывания, формулирование доводов и подбор соответствующих ситуации ярких примеров.
Как известно, аргументативный текст включает три обязательных элемента (тезис, довод и пример), которые часто становятся источником трудностей. Анализ творческих работ обнаруживает такие отрицательные моменты в содержании сочинений, как перечисление нераскрытых доводов, перегруженность незначительными подробностями, уводящими размышление от темы, или отсутствие достаточного для убедительности количества аргументов, а также смешение абстрактного и конкретного, т. е. доводов и примеров. Обозначенные недостатки устраняются путем предъявления значительного количества текстов разной композиционной направленности с последующим выполнением заданий, ориентированных на поиск, различение и расположение в логическом порядке частей аргументации в предложенных речевых образцах.
Важный шаг в продуцировании текста-доказательства - это усвоение характерных особенностей и правил составления аргументативного абзаца, включающего тезис, доказательную и заключительную части, причем их последовательность диктуется формой построения рассуждения, количеством доводов, способом доказательства (индуктивной, дедуктивной, по аналогии, оппозиционной демонстрацией) [8, с. 299]. Логическое оформление рассуждения представляется сложным умением, развитие которого занимает значительное количество времени и усилий.
Следует отметить, что организующим началом абзаца является стержневая фраза, содержащая, как правило, слово или словосочетание, которое распространяется или детализируется приведением подробностей, примеров, указанием причины, следствия, или посредством сопоставления, противопоставления и т.д. Наличие тематического предложения дает возможность пишущему выделить главную мысль, очертить границы темы абзаца и строго придерживаться ее развития до перемены предмета речи [9, с. 27]. Объединение абзаца с другими фрагментами в цельный текст происходит при помощи характерных союзных средств выражения внутренней и внешней связи, что придает законченность композиции сочинения. Неумение связать отдельные части рассуждения объясняется как ограниченным уровнем развития логического мышления, так и отсутствием навыка использовать средства выражения причинно-следственных связей. Таким образом, приобретенное умение корректного употребления разнообразных видов межфра-зовой связи направлено на организацию разрозненных идей, распознавание отношений между различными элементами текста, структурирование аргументации.
Ценность письменного доказательства значительно повышается за счет грамотного применения лексико-семантических (оценочная лексика, стилистические приемы, лексическое и семантическое поле слова) и морфолого-синтаксических средств (личные местоимения 1-го и 2-го лица, глагольные формы, цитаты). Предельно точный отбор оценочной лексики, стилистических приемов доказательства придает творческой работе законченный и соответствующий предписанным критериям внешний вид, а изучение правил введения и оформления цитат формирует умение подбирать нужные выдержки из авторского текста без искажения смысла и изменения их синтаксической конструкции, лексически верно отражать основную мысль сочинения.
Несомненно, незаменимыми элементами композиции сочинения помимо основной части остаются
введение и заключение, работа над которыми начинается с тщательного анализа различных образцов, так как ясное вступление облегчает реципиенту понимание всей работы; в свою очередь, адекватное заключение окончательно убеждает в основательности приведенной аргументации. Наконец, выполнение условно-речевых упражнений содействует реализации главной цели всего рассуждения в целом.
Итак, сочинение-рассуждение наряду с сочинением-повествованием и сочинением-описанием является наиболее сложным функционально-смысловым типом речи, потому что требует высокого уровня развитости не только языковых и речевых навыков и умений, но и логического мышления. В процессе изучения русского языка закладываются основные умения, управляющие процессом порождения связного текста, что значительно облегчает работу над созданием письменного высказывания на иностранном языке. Однако написание текста доказательного характера требует комплексного формирования специфичных частных умений на основе специально разработанной методики и системы условно-речевых и коммуникативно-речевых упражнений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе : учебник для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература» / А. В. Текучев.
- Изд. 3-е, перераб. - М. : Просвещение, 1980. - 414 с.
2. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. -М. : Педагогика, 1974. - 256 с.
3. Бабушис Е. Е. Обучение письменной речи как творческой деятельности в форме описания, повествования и аргументации на старшем этапе в школах с углубленным изучением английского языка : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. Е. Бабушис. - Тамбов, 2000. -202 с.
4. СНД - Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М., 2004.
- 204 с.
5. Рамзаева Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. - М. : Просвещение, 1979. - 431 с.
6. Гринина-Земскова А. М. Сочинения в газетных жанрах (IV—VIII классы) : пособие для учителей / А. М. Гринина-Земскова. - М. : Просвещение, 1977. -160 с.
7. Селиванова Н. А. Домашнее чтение - важный компонент содержания обучения иностранным языкам в средней школе / Н. А. Селиванова // ИЯШ. - 2004. -№ 4. - С. 21-26.
8. Ладыженская Т. А. Система обучения сочинениям в 4-8 классах / Т. А. Ладыженская. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Просвещение, 1973. - 367 с.
9. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений : теория и практика написания : учеб.-метод. пособие для студентов и учителей-словесников / В. Н. Мещеряков. - 2-е изд. - М. : Флинта ; Наука, 2000. - 256 с.
Орловский государственный университет Баранова Е. А., аспирантка кафедры французского языка, преподаватель французского языка Мезенского педагогического колледжа
E-mail: [email protected] Tел.: 8-920-083-86-99
Orel State University
Baranova Е. А., Post-graduate Student, French Language Department, French Language Teacher of Mezenka Pedagogical College
E-mail: [email protected] Tеl.: 8-920-083-86-99