ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АРГУМЕНТАЦИИ В УСТНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Работа представлена кафедрой культуры речи и языка массовой коммуникации Северо-Осетинского государственного университета им. К Л. Хетагурова. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент М. А. Цаликова
Предлагаемая методика формирования навыков аргументации при построении рассуждения предусматривает их поэтапное формирование. Обучение, начинаясь с формирования первичных навыков рассуждения, проходит затем фазу работы с текстом (продуцирование собственного рассуждения с опорой на готовый тексз), с тем чтобы в итоге учащиеся приобрели навык самостоя-
Формирование навыков аргументации в устной речи студентов средних специальных учебных
тельного построения аргументированного рассуждения учебного, профессионального и отвлеченного характера.
The proposed methodology for developing argumentation skills in reasoning provides their gradual forming. Starting from forming of elementary reasoning skills (presentation - notion -judgment - reasoning), training then passes into the phase of work with text (production of one's own reasoning based on the ready text), so that students acquire skills in independent constructing of a reasoned discourse of educational, vocational and abstract nature.
Базовым принципом при формировании навыков аргументации у учащихся-би-лингвов является коммуникативная направленность. Обучение аргументации опирается на текст, который является исходным материалом. Знание закономерностей построения текста, умение различать типы, стили и жанры текстов - является исходным моментом при продуцировании собственного текста. Следует при этом принимать во внимание аналогичные средства национального языка, которые могут оказывать существенное влияние на создание русского текста, в нашем случае, текста-рассуждения. Здесь следует провести предварительную подготовительную работу, целью которой станет сопоставление аргументативных средств и возможностей обоих языков. Необходимо также обратить особое внимание на существенные различия устной и письменной форм речи, так как итогом нашей работы должно стать свободное владение навыками связной устной речи.
При создании комплекса упражнений мы опирались на системы и классификации последних, разработанные ведущими методистами. В частности, Т. А. Ладыженская предлагает следующий алгоритм обучения связной речи:
1)анализ готового материала, включающий наблюдение над текстом с последующим выделением и разбором нужных элементов и их соотнесением с задачей и содержанием высказывания;
2)преобразование готового языкового материала посредством замены различных языковых фактов, использование параллельных конструкций, а также его распространение, сжатие и редактирование;
3) создание собственного высказывания, включающее выбор типа речи и языковых средств, построение плана, конструирование фрагментов и текста в целом .
Таким образом, упражнения, обучающие связной речи, делятся на подготовительные и собственно речевые. К первым относятся оперативно-тренировочные упражнения, нацеленные на выработку речевого автоматизма, которые по мере выработки соответствующих навыков заменяются подготовительными творческими упражнениями. Собственно речевые упражнения, по мнению методистов, должны быть коммуникативными, творческими и ситуативными, т. е. нести актуальную информацию, основанную на реальной ситуации, которую учащиеся должны самостоятельно осмыслить и реализовать в речевом акте.
При обучении аргументации в рамках рассуждения необходимо помнить, что последнее строится на соблюдении причинноследственных связей, т. е. на законах логики. Исходя из этимологии слова рассуждение, можно заключить, что оно состоит из суждений, являющихся такой формой мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Посредством суждений осуществляются умозаключения - такие умственные действия, при которых из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Первым шагом при обучении аргументации должна стать отработка именно этого навыка как первичного при построении рассуждения. Но для того, чтобы уверенно использовать в процессе доказательства индуктивные и дедуктивные умозаключения (частным случаем последнего является
простой категорический силлогизм), необходимо, в свою очередь, владеть логическим навыком обобщения существенных признаков предмета с целью формулирования понятия.
Программа среднего специального учебного заведения выстроена таким образом, что изучение всех общеобразовательных дисциплин, предполагаемых программой обязательного среднего образования для 1011-х классов школы, завершается на первом курсе. Таким образом, программы по литературе и русскому языку по необходимости сокращены и сжаты, и добавление в них новых элементов чревато перегрузкой.
В такой ситуации единственно возможным выходом представляется замена некоторых элементов методики новыми, более продуктивными. Так, вместо традиционного опроса рекомендуется использовать метод эвристической беседы, посредством которой учащиеся самостоятельно приходят к выводам, обычно сообщаемым им в виде готовой информации. Такой подход способствует более прочному усвоению знаний и исключает формализм, который проявляется в поверхностном понимании изученного и неумении применить его на практике.
Простое дублирование фрагментов школьного курса в билингвальной среде является непродуктивным, так как типовая программа по русскому языку составлена без учета влияния языковой среды региона, а программа для национальных школ сводится, главным образом, к отработке навыков орфографии. В этой связи представляется необходимым усилить практическую направленность занятий, одновременно делая курс более компактным путем объединения материала в блоки. Например, предлагается сгруппировать ряд тем по грамматике и орфографии в блок «Определение», используя принцип от простого к сложному.
Так, первое в данном ряду упражнений содержит текст, включающий в себя все известные типы определений. Учащимся
предлагается их выделить и дифференцировать по частям речи, после чего они, обобщив материал, должны ответить на следующие вопросы:
На какой вопрос отвечает определение? К каким членам предложения оно относится? Какими частями речи бывает выражено? Какие определения мы называем распространенными? Сформулируйте понятие определения.
Результатом выполнения данного упражнения должно стать индуктивное (от частного к общему) умозаключение, в котором на основании общих признаков выводится понятие определения, а на основании различий - их классификация.
Следующим этапом должно стать рассмотрение прилагательного и причастия. Определения, содержащиеся в тексте упражнения, следует отнести к одной из этих частей речи, причем свой ответ требуется обосновать.
Образец: Имя прилагательное - это
часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос какой? чей? Определение шелковый обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?, следовательно, это имя прилагательное.
Ответ учащихся представляет собой рассуждение, оформленное в виде простого категорического силлогизма - умозаключения от общего к частному: первая его часть -большая посылка - является определением части речи, вторая - меньшая посылка -соотносит частный случай с общим правилом. Наконец, третья часть - вывод - содержит заключение о соответствии данного случая общему правилу.
Формирование первичных навыков рассуждения на уроках литературы. К моменту завершения изучения литературы XIX в. учащимися накоплен значительный понятийный багаж, служащий для определения литературных стилей и направлений. Для того чтобы картина литературного процесса стала целостной и позволила перейти к изучению следующего этапа - литературы
рубежа Х1Х-ХХ вв. - необходимо обобщить эти знания, применив их к отдельным произведениям курса, провести сравнение с новыми для учащихся произведениями и вывести закономерности. Таким образом, осуществляется поэтапное развитие навыков: понятие-умозаключение -рассуждение.
Самостоятельное оформление высказываний возможно только в доступном учащимся понятийном поле. Не призывая к чрезмерному упрощению подачи материала, мы все же рекомендуем сделать его более доступным и формулировать новые понятия, опираясь не столько на термины, сколько на собственные представления учащихся. Вместе с тем необходимо расширять их активный словарный запас за счет новых понятий, вовлекая в процесс их создания самих студентов.
Рекомендуем, например, применить следующий алгоритм вопросов в рамках эвристической беседы.
Какое направление в русской литературе первой половины XIX в. пришло на смену романтизму! (Реализм). Что такое романтизм? Подберите однокоренные слова. (Романтичный - романтический - романтик - романс). Объясните значение этих слов. (Романтичный - человек, который стремится к необычному, видит жизнь в розовом свете; романтический - например, вечер при свечах; романтик - то же, что романтичный, искатель приключений; романс - старинная песня о любви, о чувствах вообще). Что общего в значении этих слов? (Стремление к необычному, возвышенному, совершенному). Как можно назвать это возвышенное, совершенное? (Идеал). Образуйте глагол от слова идеал, обозначающий «преподносить все в совершенном виде». (Идеализировать). Что идеализировал романтизм в литературе и искусстве? (Жизнь, т. е. действительность; человеческие отношения; окружающий мир). Теперь давайте попробуем дать определение термину романтизм. (Романтизм - это такое направление в литературе и искусстве, которому
было свойственно идеализировать действительность).
Переходя от понятия к суждению, учащимся предлагается сравнить два известных им произведения - поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - и доказать принадлежность каждого к одному из литературных направлений. Например: поэма «Мцыри» показывает идеального героя в необычных условиях. Беглый монах -явление исключительное. Ради своей свободы он готов пожертвовать даже жизнью. Он смело вступает в единоборство с барсом и побеждает его, хотя сам он - всего лишь хрупкий подросток, выросший в монастырских стенах, и т. п. Следовательно, поэма ЛврШО итога -произведение романтическое. Роман в стихах «Евгений Онегин» изображает жизнь дворянского общества начала XIX в. и его типичного представителя - Онегина - со всеми их недостатками, пороками, слабостями. Следовательно, это произведение реалистическое.
Учащиеся используют самостоятельно сформулированные понятия романтизм и реализм при построении дедуктивного умозаключения, построенного по принципу простого категорического силлогизма. При этом необходимо следить за словесным оформлением высказывания, которое должно содержать необходимые обороты речи -вводные слова и разнообразные синтаксические конструкции со значениями условия, причины и следствия.
Формирование навыков публичного выступления на занятиях по предмету «Русский язык и культура речи». Задача педагога заключается в том, чтобы мотивировать высказывания учащихся путем правильного подбора текстов, содержащих либо новую для них информацию, либо новый взгляд на уже известное. При этом текст должен быть доступным для восприятия, но, с другой стороны, не слишком простым и очевидным, так как в последнем случае он не вызовет необходимого интереса. На-
чавшись с анализа текста-рассуждения, работа движется в направлении полной свободы от чужого текста, когда последний служит только поводом для создания собственного высказывания. Здесь осуществляется переход от подготовительных упражнений к собственно речевым. Используя тексты философско-нравственного содержания, учащимся предлагается выделить в них элементы рассуждения - тезис, аргументы и вывод, занося их в соответствующую таблицу. Получается развернутый план высказывания, по аналогии с которым им пред-
лагается сформулировать собственный тезис (антитезис) и обосновать (опровергнуть) его. В качестве учебных текстов нами были использованы отрывки из русской и зарубежной классики (Ф. М. Достоевский, А. М. Горький, Дж. Голсуорси), литературные притчи из романов П. Коэльо, а также ряд афористичных цитат из произведений А. С. Пушкина.
В данном методическом контексте речь может идти о цикле упражнений определенного типа, которые целесообразно повторять.
ПРИМЕЧАНИЕ
'Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец.№2101 «Рус. яз.илит.». М.: Просвещение, 1986.С. 16-17.