ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «BLENDED LEARNING»
ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ
Енбаева Людмила Валерьевна
канд. филол. наук, доцент кафедры английской филологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь
E-mail: l.v. [email protected]
Фалько Кирилл Игоревич
студент 743 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь
E-mail: [email protected]
THE USE OF THE BLENDED LEARNING TECHNOLOGY FOR TEACHING STUDENTS WRITING
Ludmila Enbaeva, Ph. D,
Associate Professor, English Philology Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Kirill Falko
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 743 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: смешанное обучение, информационно -коммуникационные технологии, письменная речь, функциональный тип письменной речи.
Термин «Blended Learning» (смешанное обучение) начал широко использоваться специалистами в образовательных и корпоративных кругах в начале XXI в. В 2003 г. Американское общество по обучению и развитию обозначило его в числе десяти перспективных направлений в сфере предоставления образовательных услуг [9, c. 3]. По мнению автора статьи, посвященной данной технологии, Ч. Грэма, несмотря на солидный опыт в практическом использовании Blended Learning, большинство современных определений данной технологии в основном являются вариациями одного термина, суть которого заключается в комбинировании классно-урочной системы и онлайн-занятий в различном процентном соотношении. Автор также отмечает некоторые безусловные плюсы данной технологии, включающие в себя богатство педагогических приемов, открытый доступ
к получению знаний, социальное взаимодействие, индивидуальный подход к обучению и относительно недорогое оснащение [9, с. 8]. Одни из ведущих специалистов в сфере смешанного обучения, Г. Дьюдни и Н. Хокли, предлагают следующее определение: «Смешанное обучение - это сочетание онлайн-курсов с аудиторной работой. В некоторых случаях работа с цифровыми источниками информации осуществляется в режиме «оффлайн», например, посредством работы с CD-ROM» [11, c. 13].
Смешанное обучение может способствовать более успешному освоению учебного материала в рамках образовательной программы. Оно призвано помочь учащимся усвоить базовые и дополнительные знания по предмету, на изучение которых им, к примеру, не хватило времени в классе [10, с. 7]. Что же касается эффективности использования данной технологии в процессе обучения в целом, то зарубежные авторы (Т. Дьюар, Д. Уиттингтон) отмечают недостаточное освещение данной темы в научной литературе. Тем не менее очевидным является тот факт, что для успешного внедрения данной технологии в образовательный процесс необходимо в первую очередь выработать эффективное сочетание аудиторной и дистанционной работы с использованием информационных технологий для мотивирования учащихся к образовательной деятельности и обеспечения доступа к необходимой в процессе обучения информации [11, с. 19].
В методике обучения иностранным языкам под термином «письмо» понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением [8, с. 187]. Письмо, как и говорение, выступает в виде продуктивного вида речевой деятельности, продуктом которого является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения. Различают письмо и письменную речь. Письменная речь - это процесс выражения мыслей в графической форме. Она строится на базе устной речи. Цель обучения письму - научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке [3, с. 66-67].
Долгое время овладение письменной речью на ИЯ не являлось целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и соответственно не было отражено в отечественных УМК. Оно выступало лишь как средство контроля сформированности речевых навыков и умений учащихся. Между тем сегодня становится очевидным, что письменная форма общения играет важнейшую роль в современном обществе. На сегодняшний день письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных заведений, на всех этапах обучения ИЯ [5, с. 314].
Последовательность в обучении письму на разных этапах в школе проявляется в постепенном, шаг за шагом, усложнении предметного содержания, объема и характера продуцируемых учащимися текстов, степени
сложности языковых трудностей, в большем разнообразии используемых языковых средств [1, с. 138]. Так, по окончании начального этапа обучения (24 класс) должны быть сформированы элементарные умения самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач в письменной речи; на среднем этапе (5-7 класс) расширяется тематика и объем письменных высказываний, улучшается качественная характеристика текстов. Обучение строится на аутентичном материале. На старшем этапе (8-9 класс) предполагается достижение высокого уровня в области письма, что выражается в улучшении качественных характеристик текста, расширении тем и проблем и увеличении самостоятельности учащихся. На профильно-ориентированном этапе (10-11 класс) уровень развития письменной речи должен обеспечивать более эффективное использование письма как средства осуществления учебной, профессионально ориентированной
и самообразовательной деятельности [2, с. 250-251].
В самом общем виде можно выделить несколько функциональных типов письменной речи, обучению которым уделяется внимание в школьной программе: повествование, описание, рассуждение. Им соответствуют различные типы письменных высказываний. Например, согласно примерной программе основной школы, выпускник должен научиться писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. Помимо этого он получит возможность научиться писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец [7, с. 63]. По мнению А.А. Полетаева, на сегодняшний день существует возможность обучения учащихся письменной речи как посредством упражнений, выполняемых в классной аудитории и дома, так и самостоятельно, например, в учебном блоге под дистанционным руководством учителя. Как отмечает исследователь, методистами уже достаточно хорошо изучены вопросы, связанные с определением места учебного блога в этапах обучения письменной речи, а также с использованием функции комментирования итогового продукта. А. А. Полетаев подчеркивает тот факт, что учебный блог также призван расширить традиционную архитектуру учебного взаимодействия и, естественно, сочетать занятия в классной комнате с учебной работой в сети [6, с. 117].
Ниже нам хотелось бы привести примеры того, как использование современных онлайн-сервисов может способствовать обучению учащихся умениям письменной речи. В созданной нами таблице в левом столбце будут размещены функциональные типы письменной речи, а в правом - ресурсы для дистанционной работы с комментариями.
Функциональный тип письменной речи Список ресурсов
• Повествование • «Metta» (http://www.metta.io/) - онлайн-сервис, позволяющий размещать фото-, видео-, аудио- и текстовую информацию, дополненный инструментами для проведения опросов. Он позволяет учащимся создавать видеоуроки, делиться информацией и комментариями, а также сохранять результаты своей деятельности. Сервис хранит статистику просмотров и ответов на вопросы. Подходит для работы над сторителлингом. • Zimmer Twins at School (http://zimmertwinsatschool.com/) -онлайн-сервис, позволяющий учителю и учащимся рассказать простую историю или проиллюстрировать диалог. • «Capzles» (http://www.capzles.com/) - онлайн-сервис для сторителлинга, дающий возможность размешать медиа-файлы и тексты в одном месте, с возможностью публикации работы в нескольких социальных сетях, а также оценки презентаций других пользователей
• Описание • Online exhibition via Glogster (www.glogster.com) - онлайн-платформа для создания «глогов» - постеров или экспозиций
• Рассуждение • Блоги - онлайн-дневники (e.g. www.wordpress.com; • www.blogger.com)
• Все функциональные типы письменной речи • «Wikispaces Classroom» (http://www.wikispaces.com/) -образовательная платформа, позволяющая учителю и учащимся осуществлять общение в режиме онлайн при работе над различного рода заданиями, в том числе, над созданием письменных текстов. Данный ресурс также позволяет учителям осуществлять текущий контроль над деятельностью учащихся. • «WriteOn!» (http://writeononline.com/) - онлайн-ресурс, позволяющий осуществлять практическое применение письменной речью, путем создания собственных блогов, книг, письменных работ на иностранном языке. • «Google Docs» - интернет-сервис по созданию, форматированию и совместному редактированию документов, таблиц и презентаций в режиме онлайн. • «Edmodo» (https://www.edmodo.com/) - онлайн-сервис, позволяющий учителям и учащимся безопасно взаимодействовать в их процессе деятельности по всему миру
Таким образом, необходимо отметить перспективность внедрения метода смешанного обучения в процесс изучения иностранных языков в основной школе, которая заключается не только и не столько в экономии времени и материальных средств учебного заведения, но также способствует стимулированию мотивации учащихся и качественному улучшению результатов учебной деятельности за счёт возможности относительно безболезненно перестраивать учебный процесс, снабжать учащихся необходимыми инструкциями в кратчайшие сроки, а также строить процесс образования в рамках индивидуального подхода. При использовании технологии «Blended Learning» учителю необходимы знания о существующих сетевых ресурсах и умение гибко использовать их в целях обучения. Такую
задачу может облегчить классификация ресурсов. В данной статье представлено типологизированное описание онлайн-сервисов, используемых для обучения письменной речи на иностранном языке.
Список литературы
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. -192 с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
3. Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: базовый курс лекций. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. - Ч. 2. - 102 с.
4. Как это работает: Blended Learning // Проект EDUTAINME [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edutainme.ru/post/kak-eto-rabotaet-blended-learning/ (дата обращения: 01. 05. 2014 г.).
5. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / под ред. В.М. Филатова. - Ростов-н./Д, 2004. - 415 с.
6. Полетаев А.А. Комплекс упражнений в обучении старшеклассников сочинению-рассуждению посредством учебного блога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета [Электронный ресурс]. - URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/69/117-120.pdf (дата обращения: 01. 05. 2014 г.).
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
9. Graham. Charles R. Blended learning systems: Definition, current trends, future directions // [Электронный ресурс]. - URL: 2006 Open Access Articles. http://www.publicationshare.com/c1-Charles-Graham-BYU--Definitions-of-Blended.pdf. (дата обращения: 01. 05. 2014 г.).
10. Motteram G. Innovations in Learning Technologies for English Language Teaching. - London: British Council, 2013. - 197 p.
11. Tomlinson B., Whittaker C. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design & Implementation. - London: British Council, 2013. - 252 p.
© Енбаева Л.В., Фалько К.И., 2014