Научная статья на тему 'Использование технологии "Blended Learning" при обучении письму'

Использование технологии "Blended Learning" при обучении письму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Енбаева Людмила Валерьевна, Фалько Кирилл Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технологии "Blended Learning" при обучении письму»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «BLENDED LEARNING»

ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ

Енбаева Людмила Валерьевна

канд. филол. наук, доцент кафедры английской филологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: l.v. [email protected]

Фалько Кирилл Игоревич

студент 743 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: [email protected]

THE USE OF THE BLENDED LEARNING TECHNOLOGY FOR TEACHING STUDENTS WRITING

Ludmila Enbaeva, Ph. D,

Associate Professor, English Philology Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Kirill Falko

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 743 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Ключевые слова: смешанное обучение, информационно -коммуникационные технологии, письменная речь, функциональный тип письменной речи.

Термин «Blended Learning» (смешанное обучение) начал широко использоваться специалистами в образовательных и корпоративных кругах в начале XXI в. В 2003 г. Американское общество по обучению и развитию обозначило его в числе десяти перспективных направлений в сфере предоставления образовательных услуг [9, c. 3]. По мнению автора статьи, посвященной данной технологии, Ч. Грэма, несмотря на солидный опыт в практическом использовании Blended Learning, большинство современных определений данной технологии в основном являются вариациями одного термина, суть которого заключается в комбинировании классно-урочной системы и онлайн-занятий в различном процентном соотношении. Автор также отмечает некоторые безусловные плюсы данной технологии, включающие в себя богатство педагогических приемов, открытый доступ

к получению знаний, социальное взаимодействие, индивидуальный подход к обучению и относительно недорогое оснащение [9, с. 8]. Одни из ведущих специалистов в сфере смешанного обучения, Г. Дьюдни и Н. Хокли, предлагают следующее определение: «Смешанное обучение - это сочетание онлайн-курсов с аудиторной работой. В некоторых случаях работа с цифровыми источниками информации осуществляется в режиме «оффлайн», например, посредством работы с CD-ROM» [11, c. 13].

Смешанное обучение может способствовать более успешному освоению учебного материала в рамках образовательной программы. Оно призвано помочь учащимся усвоить базовые и дополнительные знания по предмету, на изучение которых им, к примеру, не хватило времени в классе [10, с. 7]. Что же касается эффективности использования данной технологии в процессе обучения в целом, то зарубежные авторы (Т. Дьюар, Д. Уиттингтон) отмечают недостаточное освещение данной темы в научной литературе. Тем не менее очевидным является тот факт, что для успешного внедрения данной технологии в образовательный процесс необходимо в первую очередь выработать эффективное сочетание аудиторной и дистанционной работы с использованием информационных технологий для мотивирования учащихся к образовательной деятельности и обеспечения доступа к необходимой в процессе обучения информации [11, с. 19].

В методике обучения иностранным языкам под термином «письмо» понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением [8, с. 187]. Письмо, как и говорение, выступает в виде продуктивного вида речевой деятельности, продуктом которого является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения. Различают письмо и письменную речь. Письменная речь - это процесс выражения мыслей в графической форме. Она строится на базе устной речи. Цель обучения письму - научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке [3, с. 66-67].

Долгое время овладение письменной речью на ИЯ не являлось целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и соответственно не было отражено в отечественных УМК. Оно выступало лишь как средство контроля сформированности речевых навыков и умений учащихся. Между тем сегодня становится очевидным, что письменная форма общения играет важнейшую роль в современном обществе. На сегодняшний день письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных заведений, на всех этапах обучения ИЯ [5, с. 314].

Последовательность в обучении письму на разных этапах в школе проявляется в постепенном, шаг за шагом, усложнении предметного содержания, объема и характера продуцируемых учащимися текстов, степени

сложности языковых трудностей, в большем разнообразии используемых языковых средств [1, с. 138]. Так, по окончании начального этапа обучения (24 класс) должны быть сформированы элементарные умения самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач в письменной речи; на среднем этапе (5-7 класс) расширяется тематика и объем письменных высказываний, улучшается качественная характеристика текстов. Обучение строится на аутентичном материале. На старшем этапе (8-9 класс) предполагается достижение высокого уровня в области письма, что выражается в улучшении качественных характеристик текста, расширении тем и проблем и увеличении самостоятельности учащихся. На профильно-ориентированном этапе (10-11 класс) уровень развития письменной речи должен обеспечивать более эффективное использование письма как средства осуществления учебной, профессионально ориентированной

и самообразовательной деятельности [2, с. 250-251].

В самом общем виде можно выделить несколько функциональных типов письменной речи, обучению которым уделяется внимание в школьной программе: повествование, описание, рассуждение. Им соответствуют различные типы письменных высказываний. Например, согласно примерной программе основной школы, выпускник должен научиться писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. Помимо этого он получит возможность научиться писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец [7, с. 63]. По мнению А.А. Полетаева, на сегодняшний день существует возможность обучения учащихся письменной речи как посредством упражнений, выполняемых в классной аудитории и дома, так и самостоятельно, например, в учебном блоге под дистанционным руководством учителя. Как отмечает исследователь, методистами уже достаточно хорошо изучены вопросы, связанные с определением места учебного блога в этапах обучения письменной речи, а также с использованием функции комментирования итогового продукта. А. А. Полетаев подчеркивает тот факт, что учебный блог также призван расширить традиционную архитектуру учебного взаимодействия и, естественно, сочетать занятия в классной комнате с учебной работой в сети [6, с. 117].

Ниже нам хотелось бы привести примеры того, как использование современных онлайн-сервисов может способствовать обучению учащихся умениям письменной речи. В созданной нами таблице в левом столбце будут размещены функциональные типы письменной речи, а в правом - ресурсы для дистанционной работы с комментариями.

Функциональный тип письменной речи Список ресурсов

• Повествование • «Metta» (http://www.metta.io/) - онлайн-сервис, позволяющий размещать фото-, видео-, аудио- и текстовую информацию, дополненный инструментами для проведения опросов. Он позволяет учащимся создавать видеоуроки, делиться информацией и комментариями, а также сохранять результаты своей деятельности. Сервис хранит статистику просмотров и ответов на вопросы. Подходит для работы над сторителлингом. • Zimmer Twins at School (http://zimmertwinsatschool.com/) -онлайн-сервис, позволяющий учителю и учащимся рассказать простую историю или проиллюстрировать диалог. • «Capzles» (http://www.capzles.com/) - онлайн-сервис для сторителлинга, дающий возможность размешать медиа-файлы и тексты в одном месте, с возможностью публикации работы в нескольких социальных сетях, а также оценки презентаций других пользователей

• Описание • Online exhibition via Glogster (www.glogster.com) - онлайн-платформа для создания «глогов» - постеров или экспозиций

• Рассуждение • Блоги - онлайн-дневники (e.g. www.wordpress.com; • www.blogger.com)

• Все функциональные типы письменной речи • «Wikispaces Classroom» (http://www.wikispaces.com/) -образовательная платформа, позволяющая учителю и учащимся осуществлять общение в режиме онлайн при работе над различного рода заданиями, в том числе, над созданием письменных текстов. Данный ресурс также позволяет учителям осуществлять текущий контроль над деятельностью учащихся. • «WriteOn!» (http://writeononline.com/) - онлайн-ресурс, позволяющий осуществлять практическое применение письменной речью, путем создания собственных блогов, книг, письменных работ на иностранном языке. • «Google Docs» - интернет-сервис по созданию, форматированию и совместному редактированию документов, таблиц и презентаций в режиме онлайн. • «Edmodo» (https://www.edmodo.com/) - онлайн-сервис, позволяющий учителям и учащимся безопасно взаимодействовать в их процессе деятельности по всему миру

Таким образом, необходимо отметить перспективность внедрения метода смешанного обучения в процесс изучения иностранных языков в основной школе, которая заключается не только и не столько в экономии времени и материальных средств учебного заведения, но также способствует стимулированию мотивации учащихся и качественному улучшению результатов учебной деятельности за счёт возможности относительно безболезненно перестраивать учебный процесс, снабжать учащихся необходимыми инструкциями в кратчайшие сроки, а также строить процесс образования в рамках индивидуального подхода. При использовании технологии «Blended Learning» учителю необходимы знания о существующих сетевых ресурсах и умение гибко использовать их в целях обучения. Такую

задачу может облегчить классификация ресурсов. В данной статье представлено типологизированное описание онлайн-сервисов, используемых для обучения письменной речи на иностранном языке.

Список литературы

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. -192 с.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с.

3. Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: базовый курс лекций. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. - Ч. 2. - 102 с.

4. Как это работает: Blended Learning // Проект EDUTAINME [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edutainme.ru/post/kak-eto-rabotaet-blended-learning/ (дата обращения: 01. 05. 2014 г.).

5. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / под ред. В.М. Филатова. - Ростов-н./Д, 2004. - 415 с.

6. Полетаев А.А. Комплекс упражнений в обучении старшеклассников сочинению-рассуждению посредством учебного блога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета [Электронный ресурс]. - URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/69/117-120.pdf (дата обращения: 01. 05. 2014 г.).

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.

8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.

9. Graham. Charles R. Blended learning systems: Definition, current trends, future directions // [Электронный ресурс]. - URL: 2006 Open Access Articles. http://www.publicationshare.com/c1-Charles-Graham-BYU--Definitions-of-Blended.pdf. (дата обращения: 01. 05. 2014 г.).

10. Motteram G. Innovations in Learning Technologies for English Language Teaching. - London: British Council, 2013. - 197 p.

11. Tomlinson B., Whittaker C. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design & Implementation. - London: British Council, 2013. - 252 p.

© Енбаева Л.В., Фалько К.И., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.