Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ЛЕКСИКОЙ В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ'

ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ЛЕКСИКОЙ В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

626
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лексика / онлайн-сервисы / тестирование / запоминание / усвоение / методика / немецкий язык / vocabulary / online-service / test / memorization / learning / methodology / German language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Н. Гришко, Т Н. Красавина

В статье рассматривается роль современных онлайн-сервисов в процессе обучения лексике немецкого языка, указаны преимущества и недостатки некоторых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н Н. Гришко, Т Н. Красавина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE-SERVICES FOR VOCABULARY WORK IN GERMAN LANGUAGE TEACHING

The article discusses the role of modern online services in the process of teaching the vocabulary of the German language; the advantages and disadvantages of some programs are indicated.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ЛЕКСИКОЙ В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ»

Н.Н. Гришко, Т.Н. Красавина

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 378

ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ЛЕКСИКОЙ В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье рассматривается роль современных онлайн-сервисов в процессе обучения лексике немецкого языка, указаны преимущества и недостатки некоторых программ.

Ключевые слова: лексика, онлайн-сервисы, тестирование, запоминание, усвоение, методика, немецкий язык.

ONLINE-SERVICES FOR VOCABULARY WORK IN GERMAN

LANGUAGE TEACHING

Abstract. The article discusses the role of modern online services in the process of teaching the vocabulary of the German language; the advantages and disadvantages of some programs are indicated.

Keywords: vocabulary, online-service, test, memorization, learning, methodology, German language.

Время не стоит на месте и мир постоянно меняется. Технический прогресс давно способствовал тому, что преподаватели стали использовать новые технологии: презентации, видео и аудиозаписи, интерактивные игры, онлайн-словари, подкасты. Стало ясно, что задействование мультимедийных средств позволяет автоматизировать процесс обучения иностранному языку. Пандемия коронавирусной инфекции подвигла развитие обучающих онлайн-сервисов. Теперь занятия должны проходить не очно, в кабинетах, а дистанционно, с помощью электронных ресурсов. Таким образом подвергаются изменениям и современные формы обучения иностранным языкам, но для успешного внедрения новых методик необходимы знания современных технологий. Целью данной статьи является анализ потенциала образовательных ресурсов, которые могут быть использованы в обучении иностранному (немецкому) языку. Рассмотрим дидактические материалы сети Интернет, нацеленные на работу с лексическим материалом.

Проблемами преподавания лексического состава иностранного языка занимались многие исследователи, такие как Г.В. Рогова, Р.К. Миньяр-Белоручев, И.Л. Бим, Х. Шпербер, Р. Бон. Обучение лексике иностранного языка подразумевает процесс расширения словарного запаса. Для формирования успешного лексического навыка необходимо, чтобы у ученика были развиты умения анализа, прогнозирования, ведение словаря и задействование разных техник для запоминания слов. Для изучения новых слов необхо-

димо задействовать все типы памяти: зрительную, слуховую, моторную и логическую. Традиционная стратегия формирования лексических навыков предполагает две стадии работы: семантизация и автоматизация лексических единиц. Семантизация лексических единиц происходит разными способами: демонстрация обозначаемых предметов или картинок, использование пантомимы, дидактические карточки, мнемотехника, описание и толкование реалий, использование языковой догадки, введение ассоциаций и так далее. Для этапа закрепления новой лексики принято использовать: кроссворды, задание с подстановкой недостающих слов или букв, «Kofferpacken», составление диалога или истории с помощью новых слов, снежный ком и другие методы. Таким образом, происходит активация нового словарного запаса в речи. Тесты и задания на перевод являются самыми популярными методами для проведения последнего этапа - тестирования.

Аспект обучения новой лексики имеет три стадии:

1. ознакомление с новым материалом;

2. тренировка в употреблении лексических единиц;

3. употребление лексических единиц.

На сегодняшний день не существует единой классификации интернет-сервисов, адресованных участникам учебного процесса. Поэтому предлагаем рассмотреть направленные на работу с лексическим материалом сервисы, как инструменты, выполняющие функции реализации перечисленных выше стадий обучения:

1. сервисы, помогающие в знакомстве и запоминании новой лексики;

2. сервисы, нацеленные на закрепление материала;

3. сервисы, реализующие тестирование и проверку усвоенного материала.

К первой группе онлайн-сервисов относятся сайты и приложения, позволяющие обучающемуся ознакомиться с новой лексикой. Как правило, эти сайты представляют собой сервисы для создания карточек со словами. Рассмотрим некоторые сервисы из этой категории.

Memrise.com (https://www.memrise.com/ru/) - бесплатная онлайн -платформа, использующая дидактические карточки, дополненные изображениями и/или голосовой записью произношения слова для облегченного изучения нового языка. На данной платформе можно создавать свои карточки и использовать готовые. МетлБе использует принцип игры, а так же технологию интервальных повторений. Платная подписка дает доступ к платным урокам и в персональный курс обучения. Основные возможности доступны в бесплатной версии.

AnkiApp (https://www.ankiapp.com/) - приложение с карточками. Есть возможность использовать готовые карточки и создавать свои. Карточки могут содержать в себе аудио и/или изображение. Приложение отслеживает процесс запоминания слов с помощью коротких тестов, после чего распределяет карточки таким образом, что карточки, которые обучающийся знает хорошо попадаются реже, чем те, которые он знает плохо.

188

Программы, направленные на ознакомление и запоминание новой лексики, обладают общим достоинством: возможность работать в индивидуальном темпе и наблюдать за своим прогрессом.

К первому и второму типу онлайн-сервисов можно отнести одну из самых известных платформ Quizlet (https://quizlet.com/ru). Этот онлайн-сервис позволяет обучающимся изучать различные темы с помощью обучающих инструментов и игр. Quizlet не только позволяет ознакомиться с новой лексикой с помощью карточек, но и закрепить ее посредством игр. Достоинствами этого сервиса являются: возможность повторения лексики, возможность распечатать задание и изменить его, наличие документации успехов, индивидуальный темп обучения и выбор формата обучения, во время изучения лексики происходит так же и тренировка чтения, письма, аудирования и говорения.

Недавно появился сайт, чем-то похожий на Quizlet, называется Me-moWord (https://memoword.online/). Этот сервис позволяет создавать карточки для запоминания слов. Есть возможность послушать произношение, использовать готовые и создавать собственные карточки, но стоит отметить, что некоторые списки карточек являются платными. Для закрепления новой лексики существует два режима: «Учу» и «Угадываю». «Учу» является режимом запоминания. «Угадываю» - режим самопроверки. Данный сервис еще уступает Quizlet, но работа над ним еще проводится.

Wordwall (https://wordwall.net/) позволяет так же в закреплении материала. Это онлайн-сервис, предоставляющий возможность создавать интерактивные и печатные материалы. У платформы имеется много готовых шаблонов. Интерактивные задания сразу выдают результат, после того как обучающийся выполнил их.

Взнания (https://vznaniya.ru/) совмещает второй и третий тип сервисов нашей классификации. Взнания - это образовательная платформа, позволяющая создавать интерактивные задания. Обладает системой контроля успехов обучающихся. Учитель может настроить игры таким образом, чтобы ученику пришлось пройти одну игру несколько раз. Так же задания представленные на данном сайте можно использовать не только на дистанционных, но и на очных занятиях. Кроме выполнения функции закрепления этот сервис помогает осуществить тестирование и проверку усвоенного материала. Взнания - молодой сайт, который продолжает развиваться и видоизменяться. Недавно они добавили возможность создавать отдельные классы для учеников, в рамках которых можно проводить не только одиночные, но и командные задания. В связи с сегодняшней эпидемиологической ситуацией и вынужденным переходом на дистанционное обучение эта функция представляется очень перспективной.

Kahoot! (https://kahoot.com/) - игровая обучающая платформа, используемая чаще всего для создания викторин. Сервис может быть использован для проверки знаний обучающихся, для формативного оценивания. Kahoot! может помочь в проведении интерактивных уроков и выполнять такие же функции, как и сайт Взнания, но эти возможности являются платными.

189

В создании тестов и викторин будет полезен и следующий сервис: Quiziz (https://quizizz.com/). Отличием Quiziz от Kahoot! является то, что Ка^Ьоо^ задействует весь класс в реальном времени и игнорирует тот факт, что у учеников разный темп работы и ученики обязаны ждать друг друга. Quiziz позволяет обучающимся работать в собственном режиме. Так же не маловажно то, что при использовании Ка^Ьоо^ все вопросы и варианты ответов видны только через устройство преподавателя, когда в Quiziz ученики видят вопросы и варианты ответов на своих устройствах.

Все рассмотренные нами онлайн-сервисы являются бесплатными. Некоторые сервисы обладают дополнительными платными возможностями, но и без них платформы работают в полной мере._

Сервис Этап обучения Тип задний Преимущества Недостатки

Memrise.co m Знакомство и запоминание новой лексики Интервальные повторения, дидактические карточки (задания на произношение, правописание и перевод) +Индивидуальн ый подход; +Видео и аудио записи произношения носителями языка; +Приоритет сервиса- преодоление страха перед говорением; +Механизм обучения адаптируется под ученика; -Нет заданий и объяснения грамматики; -Отсутствуют игры;

AnkiApp Знакомство и запоминание новой лексики Интервальные повторения, дидактические карточки (создание и использование готовых карточек) +Индивидуальн ый темп работы; +Программа отслеживает процесс запоминания и распределяет карточки по актуальности, а так же составляет статистику в виде цифр и графиков; +Наличие бесплатной версии программы для разных устройств; -Платная версия приложения для IPhone; -Отсутствие игр и разнообразия типов заданий для запоминания;

+Возможность

обмена карточек

с другими сер-

висами

Знакомство Интервальные повторе- +Возможность -Машинный

и запомина- ния, дидактические кар- распечатать за- голос иногда

ние новой точки (задания на произ- дание и изме- допускает

лексики; ношение, правописание и нить его; ошибки в

Закрепление новой лексики; перевод), игра «Гравитация», игра на поиск пар слов, QuizletLive (кол- +Наличие документации успехов; +Индивидуальн ый темп обучения и выбор формата обучения; +Типы заданий подходят для детей и взрослых; произношении;

лективная игра)

MemoWord Знакомство Интервальные повторе- +Два режима -Некоторые

и запомина- ния, дидактические кар- работы с кар- готовые

ние новой точки (задания на пере- точками: «Учу» наборы кар-

лексики; вод) и «Угадываю»; точек плат-

Закрепление +Индивидуальн ные;

новой лек- ый режим рабо- -Ограничение

сики ты; в создании карточек (50 штук) в бесплатной версии;

Wordwall Закрепление Сопоставление, виктори- +Возможность -Бесплатная

новой лек- на, случайные карты, создавать интер- версия позво-

сики случайное колесо, от- активные и пе- ляет создать

кройте поле, анаграмма, чатные материа- только 5 ти-

найти пару, сортировка лы; пов заданий;

группы, распутать, пропущенное слово, составление пар, диаграмма с +Наличие готовых шаблонов;

этикетками, кроссворд, +После выпол-

поиск слов, ударь крота, нения задания

викторина «игровое можно получить

шоу», погоня в лабирин- результат и ста-

те, перевернуть плитки тистику;

Взнания Закрепление новой лексики; Тестирование и проверка усвоенного материала Найди пару, выучи слова, скрэмбл, змейка, введи слово, бинго, домино, рандомное колесо, карточки, Dobble, WhoIam, Wordsearch, Ispy, Boardgame, Randomizer, Un-scrambleWordsGame, Lo-belleddiagram, Seabattle, BlackWitchbyMorozov, BlockbustersbzMorosov, FourinarowbyMorosov, VocabularygamebySte-pichev, Matchinggame +Система контроля успехов обучающихся; +Настройка игр преподавателем; +Подходят для дистанционных и очных занятий; +Возможность создавать он-лайн-классы, где можно проводить одиночные и коллективные задания; +Наличие готовых механик и возможность создания своих; -Приложение на мобильных устройствах работает не исправно;

Kahoot! Тестирование и проверка усвоенного материала Викторины, тесты, опросы +Задействует учеников в реальном времени; +Отчеты об успехах учащихся после игры; +Количество участников не ограниченно; -Игнорирует тот факт, что у учеников разный темп работы; -Вопросы и варианты ответов видны только на устройстве преподавателя;

Quiziz Тестирование и проверка усвоенного материала Викторины, опросы, тесты +Индивидуальн ый режим работы; +Ученики видят вопросы и варианты ответов на своих устройствах; +Викторину можно давать как домашнее задание; +Таблица успеваемости в форме Excel; -Игру нельзя проводить в одном темпе для всех учеников;

+Возможность следить за индивидуальными успехами учащихся;

Использование существующих дидактических возможностей сети Интернет позволяет каждому преподавателю находить и выбирать методики преподавания на свой вкус. Применение на уроках новых технических возможностей является важным. В таком случае учитель становится наставником, который помогает организовать самостоятельное обучение ученика и координирует их познавательную деятельность. Кроме того, упрощается работа преподавателя в подготовке учебных материалов и проверке заданий. Однако для успешного внедрения новых технологий в учебный процесс необходимо, чтобы преподаватели проявляли интерес и стремление к постоянному совершенствованию. С этой целью важно быть членом сообщества учителей и следить за обновлениями программ в социальных сетях.

Список использованной литературы

1. Зимакова Е.С., Белякова О.С. Преимущество использования ИКТ в обучении иностранным языкам в современных условиях // Современные технологии обучения иностранным языкам. Международная научно-практическая конференция (Ульяновск,20 января 2016 года): сборник научных трудов / отв. ред.Н. С. Шарафутдинова. Ульяновск: УлГТУ, 2016. 480 с. С. 366-370.

2. Морозова М.А. Комплекс корпоративных интернет-ресурсов для обучения немецкому языку в ВУЗе // Сибирский педагогический журнал. 2015. №4. С. 90-94.

3. Лимова С.В. Дидактические возможности сети Интернет для обучения немецкому языку // Царскосельские чтения. СПб. 2011. С. 333-337.

4. Есмурзаева Ж.Б., Марус М.Л. Интерактивные учебные ресурсы в обучении иностранному языку в вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. №1 (12) январь-март. С. 1-5. URL: http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2018/1/00521.pdf.

5. Лопатина М.В. Использование программы-приложения Quizlet в процессе развития лексических навыков студентов на занятиях по немецкому языку в ВУЗе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2019. № 3 (31). С. 410.

6. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. М.: «Вышэйшая школа», 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.