Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЕ ДИСКУССИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА'

УЧЕБНЫЕ ДИСКУССИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дискуссия / критическое мышление / активное обучение / развитие / творческий подход / познавательный интерес / виды дискуссий / микрогруппа / discussion / critical thinking / initiative / communication / group work / self-development / self-education / control

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна, Александрова Ольга Борисовна, Агафонова Валентина Александровна

В статье рассматривается и обосновывается необходимость использования дискуссионного метода обучения в процессе изучение дисциплин профессионального цикла. Дискуссия является основным звеном между спорным вопросом и ответом на него, при этом ответ должен полностью удовлетворять всех участников. Использование данного метода в рамках занятий профессиональной направленности у обучающихся формируются навыки критического мышления, творческого подхода и познавательного интереса. Сложно представить образовательный процесс, в котором не применяются активные методы обучения, ведь именно они позволяют сделать любое занятие не только познавательным, но и интересным, что позволит повысить уровень подготовки по дисциплинам профессионально цикла. Авторы статьи считают, что при систематическом проведении дискуссий на учебных занятиях заставляет обучающихся с большей ответственностью подходить к процессу повторения ранее изученного материала, так как у них может возникнуть необходимость в его использовании, чтобы подтвердить или опровергнуть свою точку зрения. Авторы доказывают, что применение дискуссионного метода обучения позволит обучающимся, в дальнейшем, с уверенностью воспринимать процесс постоянного изменения профессиональной среды, так как в рамках дискуссии они приобретают навыки, которые позволят им стать профессионалами своего дела, готовыми к инициативности, избирательности, самостоятельности и уверенности в себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses and reveals the features of the widespread use of the discussion method, which is one of the most effective methods of active learning in order to develop critical thinking, initiative and activity of students. The discussion method of teaching is a group method, the basis of which is the development of the communicative abilities of students in the process of finding solutions in a particular subject area. The discussion provides an opportunity for direct interaction between students and the teacher. It contributes to a more effective transfer of information, consolidation of previously studied material and the comprehensive development of creative thinking. The authors of the article believe that the use of the discussion method within the framework of the training session will allow students to develop independence, self-education and self-control qualities that need to be developed in order to achieve high results in educational activities. The authors prove that the effectiveness of the discussion method of teaching is due to the fact that it allows you to compare the opposites of positions and views, enabling students to see the problem from different points of view. The use of modern learning technologies will allow each student to gain the maximum amount of knowledge and become a highly qualified specialist within the chosen profession.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЕ ДИСКУССИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА»

мероприятия в виде экскурсий в музеи, научные лаборатории, мастер-классы по экспериментированию. Данная активность проводилась учителями в третьей и четвертой четвертей учебного года, после чего было рекомендовано провести повторную диагностику с отслеживанием динамики. Показатели в доминантных областях развитых способностей младших школьников остались стабильными, некоторые из них изменились в сторону увеличения. Беседа с учащимися подтвердила устойчивый интерес учащихся к предложенной им деятельности, что соответствует их природной предрасположенности. Данный эксперимент доказал эффективность разработанной методики, направленной на развитие индивидуальных способностей младших школьников методов включения обучающихся в разнообразную деятельность согласно их особенностям, интересам и приоритетам.

Также выделена прямая зависимость между доминантными способностями у учащегося и посещением факультативных занятий, кружкой и секций в этой же или смежной областях. Так, младшие школьники с развитыми музыкальными способностями посещают музыкальную школу, хор, принимают активное участие в творческих школьных мероприятиях. Учащиеся с высокими показателями телесно-кинестетических способностей, как правило, посещают спортивные секции, участвуют в школьных спортивных мероприятиях, предпочитают подвижный досуг. Многие из обучающихся с хорошо развитыми визуально-пространственными способностями посещают художественную школу, дополнительные занятия по лепке, рисованию, конструированию. Так мы приходим к выводу о необходимости создавать средовые условия для детей в виде дополнительного предметного образования с целью эффективного развития индивидуальных способностей.

Выводы. Таким образом, проведенная исследовательская работа подтвердила гипотезу данного исследования в том, что создание и соблюдение комплекса психолого-педегогических условий, описанных раннее, положительно сказывается на эффективности развития индивидуальных способностей младших школьников. Разработанная в ходе работы методическая разработка может применяться учителями начальной школы для диагностики уровня способностей обучающихся и составления индивидуального маршрута развития каждого ученика.

Литература:

1. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007.-512 с.

2. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. - М.: Издательство «Институт практической психологии; Воронеж Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 416 с. - URL: https://www.mathedu.ru/text/krutetskiy_psihologiya_matematicheskih_sposobnostey_shkolnikov_1998/p2/ (дата обращения: 14.07.2023)

3. Маслоу, А. Основные представления [о личности] / А. Маслоу. - Самара // Психология личности: учебное пособие / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2004. - 379 с.

4. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - СПб.: Генезис, 2003. - 192 с.

5. Саидов, З.А. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий / З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 318-320

6. Gardner, Howard. Multiple Intelligence: theory in practice / G. Howard. - New York: Basicbook, A Division of HarperCollins Publishers, Inc. 1993. - 324 p. - URL: https://archive.org/details/multipleintellig00gard/page/n5/mode/2up (дата обращения: 10.07.2023)

7. Werdelin, Ingvar. The mathematical ability: Experimental and factorial studies /1. Werdelin, C.W.K Gleerup, Copengahen, 1958. - 132 p. - URL: https://books.google.ru/books?id=tWJAAAAMAAJ&hl=ru&source=gbs_navlinks_s (дата обращения: 05.07.2023)

Педагогика

УДК 37

кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Б. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); доктор экономических наук, доцент Александрова Ольга Борисовна Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Б. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Агафонова Валентина Александровна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Б. Жуковского и Ю.А. Багарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

УЧЕБНЫЕ ДИСКУССИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Аннотация. В статье рассматривается и обосновывается необходимость использования дискуссионного метода обучения в процессе изучение дисциплин профессионального цикла. Дискуссия является основным звеном между спорным вопросом и ответом на него, при этом ответ должен полностью удовлетворять всех участников. Использование данного метода в рамках занятий профессиональной направленности у обучающихся формируются навыки критического мышления, творческого подхода и познавательного интереса. Сложно представить образовательный процесс, в котором не применяются активные методы обучения, ведь именно они позволяют сделать любое занятие не только познавательным, но и интересным, что позволит повысить уровень подготовки по дисциплинам профессионально цикла. Авторы статьи считают, что при систематическом проведении дискуссий на учебных занятиях заставляет обучающихся с большей ответственностью подходить к процессу повторения ранее изученного материала, так как у них может возникнуть необходимость в его использовании, чтобы подтвердить или опровергнуть свою точку зрения. Авторы доказывают, что применение дискуссионного метода обучения позволит обучающимся, в дальнейшем, с уверенностью воспринимать процесс постоянного изменения профессиональной среды, так как в рамках дискуссии они приобретают навыки, которые позволят им стать профессионалами своего дела, готовыми к инициативности, избирательности, самостоятельности и уверенности в себе.

Ключевые слова: дискуссия, критическое мышление, активное обучение, развитие, творческий подход, познавательный интерес, виды дискуссий, микрогруппа.

Annotation. The article discusses and reveals the features of the widespread use of the discussion method, which is one of the most effective methods of active learning in order to develop critical thinking, initiative and activity of students. The discussion method of teaching is a group method, the basis of which is the development of the communicative abilities of students in the process

of finding solutions in a particular subject area. The discussion provides an opportunity for direct interaction between students and the teacher. It contributes to a more effective transfer of information, consolidation of previously studied material and the comprehensive development of creative thinking. The authors of the article believe that the use of the discussion method within the framework of the training session will allow students to develop independence, self-education and self-control - qualities that need to be developed in order to achieve high results in educational activities. The authors prove that the effectiveness of the discussion method of teaching is due to the fact that it allows you to compare the opposites of positions and views, enabling students to see the problem from different points of view. The use of modern learning technologies will allow each student to gain the maximum amount of knowledge and become a highly qualified specialist within the chosen profession.

Key words: discussion, critical thinking, initiative, communication, group work, self-development, self-education, control.

Введение. Постоянные изменения, которые происходят в стране и мире предъявляют все новые и новые требования к обучающимся высших учебных учреждений. Специалист сегодня - человек, который может и должен в кратчайшие сроки адаптироваться к новым условиям работы, быть готовым решать сложные задачи, обладать гибкостью мышления, своевременно применить творческий подход в рамках решаемой задачи, уверенно чувствовать себя при общении с новыми людьми и при этом соблюдать этические нормы поведения.

Современное высшее образование постоянно находиться в поиске новых методов и приёмов, которые позволят обучающимся в полной мере не только освоить полный цикл дисциплин профессиональной направленности, но и получить абсолютное удовлетворение духовных интересов. Глубокое и полное понимание изучаемого материала возможно лишь при развитии и дальнейшем формировании познавательной деятельности у обучающихся, при этом нельзя забывать и о мотивационно-потребностном подходе в рамках читаемых дисциплин. Развивать познавательный интерес у обучающихся позволяют активные методы обучения, которые однозначно должны применяться в рамках дисциплин профессионального цикла, как на лекционных, так и на практических и семинарских занятиях.

Методы, используемые профессорско-преподавательским составом учебного учреждения должны быть направлены:

- на развитие познавательных навыков;

- на развитие творческих навыков;

- на развитие критического мышления;

- способствовать развитию самостоятельности, а именно в процессе развития собственных знаний, умений и навыков;

- на желание и умение быстрого ориентирования в информационном пространстве.

Использование активных методов обучения положительно сказывается на процессе стимулирования обучающихся к активизации в практической и умственной деятельности, подталкивают к необходимости учиться мыслит и познавать, а также позволяют обучающимся закрепить полученные знания дисциплин профессиональной направленности.

Применение активных методов обучения в образовательном процессе в полной мере позволяет реализовать вышеперечисленные методы, и как следствие достичь максимальных результатов в усвоении как отдельно взятой дисциплины, так и всего цикла дисциплин изучаемых в рамках получаемой профессии.

Изложение основного материала статьи. Образовательный процесс - постоянный поиск современных методов и прием обучения, которые направлены на развитие проектной деятельно у обучающихся, что в дальнейшем, является важной составляющей при формировании субъектного опыта в рамках профессионального и делового сотрудничества.

В современных условиях профессиональная среда изменчива и именно это условие определяет основною потребность в подготовке творчески активной личности, которая будет всегда стремиться:

- к инициативности;

- к избирательности;

- к самостоятельности поиска и дальнейшего решения профессионально направленных задач;

- к способности уверенно чувствовать себя, эффективно взаимодействовать и сотрудничать с всевозможными группами людей в рамках профессиональной деятельности.

Дискуссионный метод - способствует обсуждению и дальнейшему разрешению вопросов, которые возникают во время спросов. На сегодняшний момент дискуссия выступает важной составной формой в образовательной деятельности [3]. Именно она:

- запускать процесс стимулирования инициативности у обучающихся;

- заставляет их размышлять, сомневаться;

- высказывать свою точку зрения, в поисках наиболее правильного и приемлемого решения в рамках обсуждаемой проблемы.

Важно помнить, что дискуссионный метод подразумевает равноправие между преподавателем и обучающимися, только при таком условии будет достигаться максимальный результат от использования данного метода активного обучения. Только дискуссия позволяет найти и сформулировать предполагаемое решение вопроса, когда на него нет единого ответа, который удовлетворит все стороны обсуждения (преподаватель и обучающиеся) [2].

Не следует считать, что дискуссионный метод позволит подтвердить уже существующее решение обсуждаемого вопроса. В рамках дискуссионного занятия происходит столкновение различных точек зрения, мнений и позиций, которые однозначно могут быть аргументированы, но результатом такого занятия однозначно будет:

- принято общее соглашение в рамках обсуждаемого вопроса;

- представлен взгляд на обсуждаемый вопрос с новой точки зрения;

- принятие общего решение.

Регулярное использование дискуссионного метода в рамках учебного занятия подтолкнет обучающихся более внимательные и детальнее повторять ранее изученный материал, так как ему придется его использовать с практической точки зрения на занятии. Поэтому дискуссии на учебных занятиях, бесспорно, необходимо использовать. При этом появляется возможность повторения обучающимся материала, который был изучен ранее и не только по изучаемой конкретной дисциплине, но и по дисциплинам, с которыми существуют междисциплинарные связи.

Сегодня образовательный процесс строиться так, что после окончания учебного учреждения выпускник должен быть не только высококвалифицированным специалистом в конкретной предметной области, но и высокоинтеллектуальным. Считается, что интеллектуальность - продукт социального процесса (внутренний и внешний).

Бесспорно, методы активного обучения хорошо изучены, но работа по улучшению и совершенствованию каждого из методов будет вестись еще долгое время, особенно, что касается практической составляющей в профессиональной деятельности.

Дискуссия - диалог между обучающимися и педагогом, в рамках которого развивается и формируется не только умение взаимодействовать друг с другом, но и мыслить, учитывая мнение участников дискуссии [1].

Методы активного обучения требуют постоянного развития и на этом фоне появляются трудности с их применением в рамках учебной деятельности, а именно:

- частичное или полное отсутствие методических разработок;

- сложности с процессом подготовки дискуссионно-проблемного и познавательного занятия (ограничение содержательной части дисциплины);

- сложности различного типа при диалоговых конструкциях педагога;

- профессорско-преподавательский состав не имеет должной подготовки (организация и проведение) [3].

Сложно представить дискуссию, в рамках которой отсутствует эмоциональность со стороны ее участников. Эмоциональность играет важную роль, однозначно дискуссия должна приносить только положительные эмоции, только в этом случае улучшается работа памяти и происходит процесс лучшего запоминания с дальнейшим извлечением полученной информации из памяти.

Особое предпочтение должно отдаваться дискуссионным вопросам, в основе которых имеется опытная составляющая, эмоции после таких занятий считаются максимальными и способствуют лучшему пониманию и запоминанию обучающимися. Ярким примером, служит дискуссия, в рамках которой обсуждался вопрос или проблема с практической направленностью в рамках профессиональной деятельности. Результат - было определено направление, по которому будет успешно решен дискуссионный вопрос.

Рассматривая достоинства дискуссионного метода, следует помнить, что он имеет и недостатки, про которые преподаватель должен помнить:

- строго следить за темой обсуждения (есть вероятность отклонения от обсуждаемой темы);

- не допускать повторений, надуманности и затрагивания вопросов не по теме обсуждения (происходит в рамках узко обсуждаемой темы);

- не допускать нервозности в процессе обсуждения (происходит, когда участники опираются только на свои эмоции (или не владеют полной информацией обсуждаемого вопроса), а не принимают во внимание закономерности и факты);

- следить за культурой дискуссионного процесса (не опускать оскорблений, упреков), только доброжелательность и уважение к участникам.

Преподаватель, учитывающий основные недостатки, строит план дискуссионного занятия так, чтобы тема обсуждения для обучающихся была интересна и актуальна, такая дискуссия способствует формированию грамотного и активного специалиста в конкретней предметной области.

С целью повышения уровня заинтересованности обучающихся следует внимательно изучить виды дискуссий и отдать предпочтение только тем, которые принесут максимальную пользу при изучении конкретно взятой дисциплины.

При изучении дисциплин профессионального цикла следует использовать тематическую дискуссию. Данный вид дискуссии подразумевает обсуждение конкретных тем профессиональной направленности, что позволяет обучающимся не только выслушать точку зрения всех участников дискуссии, узнать что-то новое в рамках дискуссионного вопроса, но задуматься о правильности своего видения решения проблемы.

При групповой дискуссии приветствуется использование доводов, с целью воздействия на участников, которые логически обосновываются. Формируется единое мнение, рассматривая проблему с разных сторон, дополняются и уточняются спорные моменты, что приводит к снижению уровня сопротивления при получении новой информации, предотвратить возможность возникновения скрытых конфликтов и предвзятость участников.

Дискуссия, которая одновременно включает в себя две составные части: принятие общего решения и отработка коммуникативных навыков и умений, однозначно должны применяться в учебном процессе.

Прогрессивная дискуссия включает в себя пять этапов, каждый из которых позволяет отработать определенные навыки и умения при достижении поставленной цели.

На первом этапе все участники озвучивают, правильную, по их мнению, идею о том, как может быть решена стоящая перед ними проблема.

Второй этап предполагает, что все высказанные идеи и предложения имеют место быть и принимаются к рассмотрению.

Третий этап - обсуждение каждого варианта.

Четвёртый этап предполагает обязательное ранжирование высказанных ранее идей по степени вероятности получения оптимального решения обсуждаемого вопроса.

Пятый этап - дискуссия. По результатам дискуссионного обсуждения определяются идеи, которые получили наибольшую поддержку, и доверие в нахождении правильности решения проходят процесс повторного обсуждения. В результате определяется окончательная идея, которая послужит решением данной проблемы. Дискуссия такого плана является наиболее эффективной, когда необходимо быстро выработать и принять групповое решение.

Развитие критического мышления у обучающихся всегда является актуальной темой. Перекрестная дискуссия в полной мере позволяет развить это качество. Особенностью такого вида дискуссии является тема, в которой очень близко соприкасаются две точки зрения. У каждого из обучающихся есть право написать строго определенное количество аргументов (например, от 4 до 6) в поддержку каждой точки зрения. Далее в сформированных микрогруппах аргументы общаются, и определяется не более пяти на каждую точку зрения. Формируются группы, в первую входят обучающиеся, которым ближе первая точка зрения, во второй группе обучающиеся, которые уверены, что вторая точка зрения наиболее верная. Все аргументы ранжируются в зависимости от степени важности. Далее в перекрёстном режиме:

- первая группа озвучивает свой первый аргумент;

- вторая группа опровергает, высказывая свой аргумент;

- первая группа опровергает его и т.д.

Перекрёстная дискуссия не только способствует развитию критического мышления, но и позволяет обучающимся контролировать свои эмоции, уметь слушать других участников и соглашаться, если аргумент невозможно опровергнуть. Дискуссию такого типа лучше всего использовать на практическом занятии, где преподаватель в предлагает две точки зрения, которые однозначно имеют право на существование, но требуют как аргументированной поддержки, так и опровержения.

Выводы. Современное общество не может существовать без высококвалифицированных специалистов, а это возможно только при условии постоянного совершенствования системы высшего профессионального образования. Внедрение в образовательный процесс современных технологий, которые не только позволят обучающимся развить творческие способности, но и повысить уровень их заинтересованности при изучении учебного материала, является очевидным условием.

Дискуссионный метод, на наш взгляд, является более продуктивным в достижении поставленных целей. Дискуссия заставляет обучающихся думать, рассуждать и отстаивать свою точку зрения, опираясь на факты и доказательства.

Профессиональная подготовка - строго определенная предметная направленность, а предметность основное условие дискуссии.

Любое занятие (лекция, практическое занятие, семинар и т.п.) должно быть интересным и результативным. Практическая составляющая показывает, что внедрение в учебную деятельность активных методов обучения, позволяет сделать учебный процесс интересным и продуктивным, а также способствует повышению уровня профессиональной подготовки, который является конечным результатом образовательной деятельности.

Литература:

1. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения. Исследование миррового опыта / М.В. Кларин. - Издательство: Луч, 2018. - 642 с.

2. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов вузов /Н.В. Матяш. -М.: Академия, 2014- 198 с.

3. Педагогика: семья - школа - вуз - общество (образовательно-инновационные технологии). Монография / Астадурьян А.П., Ахметшина И.А., Балакирева Н.А. [и др.]. - Воронеж-Москва, 2021. - 186 с.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Толстенева Александра Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Кудрявцев Владимир Александрович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

К ВОПРОСУ О НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье представлен опыт формирования надпредметных компетенций у будущих педагогов в системе их подготовки к профессиональной деятельности. Дается анализ ключевого понятия статьи «надпредметные компетенции». Определен перечень надпредметных компетенций, необходимых студентам педагогических вузов в настоящее время. Материал статьи отражает фактологическую основу реализуемого в вузе проекта персонифицированного обучения будущих педагогов. Раскрыто содержание конкретных надпредметных компетенций. Представлены показатели, индикаторы и средства оценивания компетенций. В рамках исследовательской инициативы описана поведенческая индикация, включенная в оценку надпредметных компетенций. Указано на соотнесение конкретных показателей и средств оценивания: учебный проект, дневник рефлексии, ситуационно-поведенческое тестирование и др. Описанный подход позволяет актуализировать практики гибкого решения задач индивидуализации в рамках личностно-профессионального развития педагогических кадров.

Ключевые слова: надпредметные компетенции, персонификация образования, индивидуализация, поведенческая индикация, средства оценивания.

Annotation. The article presents the experience of the formation of over-subject competencies of future teachers in the system of their preparation for professional activity. The analysis of the key concept of the article "supra-subject competencies" is given. The list of over-subject competencies required by students of pedagogical universities at the present time has been determined. The material of the article reflects the factual basis of the project of personalized training of future teachers implemented at the university. The content of specific suprasubject competencies is disclosed. Indicators, indicators and tools for assessing competencies are presented. Within the framework of the research initiative, a behavioral indication included in the assessment of supra-subject competencies is described. The correlation of specific indicators and assessment tools is indicated: a training project, a reflection diary, situational behavioral testing, etc. The described approach makes it possible to actualize the practice of flexible solution of individualization tasks within the framework of personal and professional development of teaching staff.

Key words: suprasubject competencies, personification of education, individualization, behavioral indication, assessment tools.

Введение. В настоящее время подготовка специалистов в системе высшего образования сталкивается с необходимостью расширения спектра необходимых компетенций, востребованных в современных условиях профессиональной среды. Данный концепт весьма очевиден в рамках подготовки к профессиональной деятельности будущих педагогов. Наряду с ключевыми (востребованы в рамках любой профессиональной деятельности), а также общепрофессиональными и специальными (отражают специфику конкретной профессиональной деятельности) компетенциями, в качестве необходимых выступают, так называемые, надпредметные.

Необходимость формирования надпредметных компетенций у будущих педагогов определена социальным заказом общества в контексте общей социокультурной ситуации, отвечает запросам работодателей и отражает конкурентоспособность выпускников. В рамках диссеминации опыта реализации модели инжиниринга персонифицированного образовательного пространства в вузе в качестве инструмента персонификации будущих педагогов были использованы модули специализации, направленные на формирование надпредметных компетенций.

Изложение основного материала статьи. В профессиональном педагогическом сообществе, достаточно часто, применительно определенному типу компетенций используются понятия «метапредметные», «надпредметные», «универсальные», которые трактуются как синонимичные. «Надпредметность» часто рассматривается как вариант интерпретации метапредметности и согласуется с концепцией обучения жизненных навыков, и в частности, Life skills. Речь идет о компетенциях, которые можно применять в любой профессиональной сфере и различных социальных ситуациях [11]. Они выступают как совокупность ряда профессиональных умений, психофизических свойств, мотивов и ряда личностных качеств [8].

Как показывают исследования, наиболее востребованными для выпускников педагогического вуза являются следующие компетенции: умение работать с людьми, принятие ответственности, конструктивное решение конфликтов, управление проектами, системное мышление [2]. Формирование надпредметных компетенций наиболее актуально рассматривать в фокусе индивидуализации образовательной траектории обучающихся, принимая во внимание возможность самостоятельного выбора путей и средств их получения [3; 6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.