Научная статья на тему 'ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА'

ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСКУССИЯ / ЮРИСТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / БЕСЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Османов Мухамед Мартинович, Куршев Альберт Хасанович

Авторами анализируются наиболее эффективные методы внедрения активных форм обучения по правовым дисциплинам. Приводятся положительные и отрицательные стороны проведения занятий на основе дискуссионных методов обучения. Исследуются основные характеристики дискуссионных методов обучения и их отличие от традиционных. В статье проводится анализ положительного влияния дискуссионных методов обучения на будущих юристов в плане выработке очень важных ля них умений формулирования собственных взглядов, преодоления боязни публичных выступлений и обучении их выслушивать объективную критику в свой адрес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSION AS A METHOD OF TEACHING LAW

The authors analyze the most effective methods of implementing active forms of training in legal disciplines. The positive and negative aspects of conducting classes based on discussion methods of teaching are presented. The main characteristics of the discussion methods of teaching and their difference from the traditional ones are investigated. The article analyzes the positive impact of discussion methods of training on future lawyers in terms of developing very important skills for them to formulate their own views, overcoming the fear of public speaking and teaching them to listen to objective criticism.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА»

музыки; 2. создать условия для развития критического мышления, формирования и высказывания собственной позиции, точки зрения на тот или иной музыкальный феномен; 3. создать дополнительные условия для формирования аналитических способностей школьников и повышения уровня их общей культуры, активно внедряя инновационные методы и применяя на уроке новейшие компьютерные программы и информационно-коммуникативные технологии. В качестве аргумента будем опираться на мнение исследователя, который пишет: «....интерактивные технологии выполняют множество полезных функций при использовании их в учебном процессе. Они мотивируют обучающихся на получение знаний, активизируют познавательную деятельность, расширяют возможности обучающей среды, формируют ИКТ-компетенции, которые в настоящее время являются обязательным требованием реализации учебной программы» [5, с. 6].

Литература:

1. Аналитика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0 %В0. - Дата обращения: 05.02.2021

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. - Л.: Музгиз, 1963. - 378 с.

3. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: Учеб пособие для студ. высш. учеб заведений: В 2 ч. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.1. - 256 с.

4. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

5. Поначугин А.В. Практика использования интерактивных технологий для подготовки бакалавров прикладной информатики в период пандемии Covid-19 // Вестник Мининского университета, 2020. Том 8, № 4. С. 6.

6. Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» // Вестник Мининского университета — 2020. Т. 8, № 2. С. 14.

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, майор полиции Османов Мухамед Мартинович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик); преподаватель кафедры огневой подготовки, майор полиции Куршев Альберт Хасанович Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик)

ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА

Аннотация. Авторами анализируются наиболее эффективные методы внедрения активных форм обучения по правовым дисциплинам. Приводятся положительные и отрицательные стороны проведения занятий на основе дискуссионных методов обучения. Исследуются основные характеристики дискуссионных методов обучения и их отличие от традиционных. В статье проводится анализ положительного влияния дискуссионных методов обучения на будущих юристов в плане выработке очень важных ля них умений формулирования собственных взглядов, преодоления боязни публичных выступлений и обучении их выслушивать объективную критику в свой адрес.

Ключевые слова: активные методы обучения, дискуссия, юрист, преподаватель, публичное выступление, критическое мышление, беседа.

Annotation. The authors analyze the most effective methods of implementing active forms of training in legal disciplines. The positive and negative aspects of conducting classes based on discussion methods of teaching are presented. The main characteristics of the discussion methods of teaching and their difference from the traditional ones are investigated. The article analyzes the positive impact of discussion methods of training on future lawyers in terms of developing very important skills for them to formulate their own views, overcoming the fear of public speaking and teaching them to listen to objective criticism.

Keywords: active teaching methods, discussion, lawyer, teacher, public speaking, critical thinking, conversation.

Введение. Стремительное развитие цивилизации и переход к информационному обществу ставит перед преподавателями совершенно новые цели и задачи обучения. От юристов теперь требуется не только доскональное знание нормативных правовых актов, но и умение критически мыслить, находить нестандартные пути решения проблем.

Активные методы обучения все чаще заменяют традиционные и становятся очень популярными как у студентов, так и у преподавателей [1]. Среди них особенно эффективными методами обучения для студентов юридических вузов выступают дискуссионные методы, позволяющие развивать их критическое мышление и умение выступать на публике.

Изложение основного материала статьи. Применяя различные виды методов обучения, преподаватель старается заинтересовать студентов для побуждения их к более углубленному изучению материала и с этой. Методы обучения - это один из способов организации учебной деятельности, преподнесения учащемуся учебного материала, а также система взаимодействия педагога и обучающегося.

Выбирая тот или иной метод обучения, преподаватель устанавливает определенную цель своей деятельности, средства обучения и намечет конечный результат. Ученик выступает и как объект, и как субъект обучения.

Развитие педагогической науки привело к тому, что на данном этапе существует большое количество разнообразных методов обучения [2]. Самой известной классификация методов обучения является их деление на традиционные (репродуктивные) и активные (продуктивные) методы обучения.

Традиционное обучение - обучение, имеющее репродуктивный характер, то есть направленное на то, чтобы сформировать у обучающихся определенный багаж знаний, передать им некую сумму знаний, навыков и умений. Традиционное обучение представляет собой систему взаимодействия навыков и их описаний. Основной упор в них делается на том, что обучающийся учит заданный материал и воспроизводит его педагогу. К ним относятся такие виды обучения как:

1. лекция;

2. семинар;

3. практическое занятие.

Активное обучение является формой обучения, направленной на то, чтобы развивать у обучающихся навыки самостоятельного мышления, с помощью которых они могут решать нестандартные проблемы и задачи [3]. Активное обучение преследует целью не просто передать определенные знания, а научить обучаемого умению рассуждать, мыслить, вырабатывать новые пути. Здесь главное обучение мыслительной деятельности и уход от стереотипов для выработки совершенно новых, нестандартных методов. Данный метод обучение получил название «активный» по той причине, что с его помощью проявляется активность учащихся, его способность обрабатывать полученную информацию.

Если традиционные методы обучения подразделяются лишь на несколько общеизвестных видов, то активные методы обучения в силу их разнообразия имеют большое количество методов и типов классификации. В зависимости от количества участников их. прежде всего, делят на индивидуальные и индивидуальные [4]. Индивидуальные методы обучения направлены на выполнение индивидуальных заданий. Групповые методы активного обучения в свою очередь делят на игровые, тренинговые и дискуссионные методы. Игровые методы активного обучения способствуют тому, что учащийся в форме игры учит новый материал и воспроизводит его в определенных заданных условиях.

Тренинговые методы активного обучения - методы социально-психологического обучения, состоящие из комплексов тренингов и игр наряду с небольшими комплексами теоретического материала.

Дискуссионные методы обучения основаны на организации процесса общения у участников и выражении ими своего мнения. Термин «дискуссия» с латинского буквально означает «исследование», «рассмотрение». Как философская категория, дискуссия означает обсуждение какой либо проблемы путем применения аргументированных доводов. От простых споров и бесед дискуссию отличает именно аргументированность мнения собеседника.

Дискуссия - это не всегда беседа двух человек, это может быть и публичное выступление, высказывание мнения в печати и т.д. Еще Аристотель предложил в своих трудах разделять разновидности дискуссии в соответствии с их аргументацией:

1. Софистская дискуссия - дискуссия, главной целью которой является победа с помощью использования софизмов и манипулирования взглядами собеседника.

2. Диалектическая дискуссия - дискуссия, не стремящаяся к достижению истины и прикрывающаяся правдоподобными элементами.

3. Аподиктическая дискуссия - соблюдает логические правила и направлена на достижение истины.

Дискуссия выступает своеобразной формой общения. Применяя дискуссию как метод обучения, педагог

организует учебный процесс как групповое исследование, где каждый участник высказывает свое аргументированное мнение по теме обсуждения.

Дискуссионные методы обучения в последние годы получают широкое распространение. Это связано с тем фактом, что в ходе дискуссии, у участников активизируются межличностные процессы в учебной, управленческой и творческой работе. Она повышает их мотивацию к обучению и исследованию проблемы, развивает критическое мышление, коммуникативные и творческие способности.

Проводя занятия в форме дискуссии, преподаватель, прежде всего, должен определить актуальность темы и ее проблемные части, на сколь готовы студенты к обсуждению противоречивых моментов темы, как учебном, эмоциональном, моральном и психологическом плане [5].

В плане преподавания юридических дисциплин, применение дискуссионного метода позволяет обсудить со студентами проблемные моменты и правовые коллизии законодательства. Благодаря проведению занятий по правовым дисциплинам в виде дискуссии, будущие юристы в ходе группового обсуждения, аргументировано высказывают свою точку зрения, что является очень ценным для нах, так как они получают неоценимую возможность учиться выступать на публике и апеллировать доводы противника.

Применение дискуссии как метода обучения в ходе преподаванию юридических дисциплин способствует следующим положительным результатам:

1. участники дискуссии осознают и формулируют свое суждение и оценку по поставленной правовой проблеме;

2. у студентов неосознанно развивается умение мыслить самостоятельно, порою отлично от общей точки зрения;

3. в ходе дискуссии студент учится выслушивать мнение оппонента и принимать его во внимание;

4. студент учится вырабатывать собственную концепцию выступления;

5. обучаемый приобретает умение адекватно воспринимать конструктивную критику и замечания в свой адрес;

6. студенты учатся работать в коллективе, в группе единомышленников;

7. будущие юристы учатся умению вести полемику и формулировать свою оценку проблемы;

8. ведя дискуссию с одногруппниками, студенты рассматривают большое количество мнений и изучают различные точки зрения на ее решение;

9. у них развивается умение говорить кратко, аргументированно и по существу проблемы [6];

10. у студентов в ходе занятий выстраивается собственная гражданская позиция.

Использование дискуссионного метода на юридическом факультете позволяет преодолеть главный страх будущего юриста - боязнь публичных выступлений в ходе судебных заседаний. В контексте работы со студентами, у которых русский язык не является родным языком, в начале обучения публичным выступлениям можно посоветовать им выступать на родном языке, постепенно переходя на русский.

К сожалению, в школах нашей страны учеников не обучают умению выступать, красиво говорить и овладевать своей речью. Это упущение очень сказывается на будущих юристах, от красноречия которых в будущем будут зависеть судьбы их клиентов.

Дискуссии на занятиях могут проводиться в различных формах. Проводя дискуссионное занятие в форме групповой дискуссии, можно эффективно решать сложные юридические проблемы. Обсуждая в группе проблемные моменты, происходит обмен мнениями, выработка позиции каждого студента по данной теме, что позволяет закрепить имеющиеся у них знания, согласовывать их позиции и в итоге прийти к единому способу решения проблемы.

Безусловно, дискуссионные методы активного обучения по правовым дисциплинам целесообразно применять лишь по тем темам, по которым складываются различные точки зрения и неоднозначная оценка.

Проведение подобного рода занятий требует от преподавателя и тщательной подготовки в несколько этапов. На первом этапе - подготовительном, преподаватель формулирует круг вопросов, подлежащих обсуждению, определяет регламент, правила проведения занятия, роль каждого участника [7].

На втором этапе преподаватель проводит саму дискуссию в соответствии с выбранным регламентом.

На третьем - завершающем этапе, проводится подведение итогов занятия, обсуждаются аспекты дальнейшей работы, оценивается участие каждого студента в работе группы [8].

Здесь следует подчеркнуть, что проводя дискуссионное занятие, преподаватель должен суметь воздержаться от высказывания собственного мнения по обсуждаемой проблеме и стараться не игнорировать мнение каждого участника. Очень важно в ходе занятия с помощью наводящих вопросов направлять обсуждение и учитывать поставленные цели и задачи занятия, не превышать выделенное время на обсуждение. Каждое высказывание должно быть не голословным, а строго аргументированным и подкрепленным фактами.

Выводы. Проведение активных форм обучения в виде дискуссии по правовым дисциплинам позволяет значительным образом развивать речевую культуру будущих юристов. Они учатся самостоятельно искать пути решения поставленных проблем, что стимулирует их познавательную деятельность по дисциплине.

У студентов в ходе дискуссии на занятиях в ходе обсуждения вырабатывается умение работать в коллективе, обращать внимание на мнение собеседника [9], действовать в интересах одногруппников, вырабатывается культура творческого мышления, складывается жизненный опыт публичных выступлений.

Использование эффективности применения дискуссионных методов активного обучения студентов доказывается успешностью проведения итоговых аттестаций, контрольных срезов, увеличением активности студентов на занятиях и общим развитием их интеллектуальных умений.

Литература:

1. Безенкова Т.А. Дискуссия как эффективный метод развития культуры речи студентов вуза. // Альманах современной науки и образования. 2007. № 3-1. С. 27-29.

2. Сплавская Н.В. Дискуссия как форма интерактивного обучения юристов. Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 3. С. 9-17.

3. Сидорова И.М., Карпова М.О. Дискуссия как инновационный метод познания. // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2013. № 1. С. 277-281.

4. Яковлева А.Л., Петренко А.В. Дискуссия как эффективный метод всестороннего развития личности в современной системе образования. // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2012. № 9. С. 152-159.

5. Романчук Л.Л. Педагогическое взаимодействие и дискуссия как метод активного обучения. // АсШа^аепсе. 2016. Т. 2. № 1. С. 30-32.

6. Гришина Д.Р. Дискуссия как метод группового взаимодействия в процессе обучения. // Новая наука: психолого-педагогический подход. 2017. № 2. С. 18-21.

7. Аганина Р.Н. Дискуссия как метод интерактивного обучения в образовательном процессе. // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. № 3. С. 108-116.

8. Воскресенская Е.В. Применение новых методов обучения в преподавании юридических дисциплин. // Успехи современного естествознания. 2008. № 4. С. 25.

9. Лысаков В.А. Современные методы преподавания юридических дисциплин. // Молодой ученый. 2019. № 42. С. 276-278.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна

Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Кислякова Ольга Петровна Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ

Аннотация. В статье представлен материал, раскрывающий способности обучающихся использовать приемы самоконтроля, в первую очередь при решении задач. Отмечены общие замечания по конструированию системы самоконтроля при решении задач по физике и математике. Приводятся и подробно раскрываются приёмы самоконтроля при решении задач, как по физике, так и по математике. Описывается последовательность этапов системы самоконтроля. Подчёркнуты особенности самоконтроля при решении задач по физике.

Ключевые слова: обучающиеся, физика, математика, самоконтроль при решении задач, приемы самоконтроля, этапы системы самоконтроля.

Annotation. The article presents material that reveals the ability of students to use self-control techniques, primarily when solving problems. General remarks on the design of a self-control system when solving problems in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.