Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ'

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ФИЗИКА / МАТЕМАТИКА / САМОКОНТРОЛЬ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ / ПРИЕМЫ САМОКОНТРОЛЯ / ЭТАПЫ СИСТЕМЫ САМОКОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панцева Елена Юрьевна, Кислякова Ольга Петровна

В статье представлен материал, раскрывающий способности обучающихся использовать приемы самоконтроля, в первую очередь при решении задач. Отмечены общие замечания по конструированию системы самоконтроля при решении задач по физике и математике. Приводятся и подробно раскрываются приёмы самоконтроля при решении задач, как по физике, так и по математике. Описывается последовательность этапов системы самоконтроля. Подчёркнуты особенности самоконтроля при решении задач по физике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панцева Елена Юрьевна, Кислякова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING IN SELF-CONTROL SKILLS IN SOLVING TASKS

The article presents material that reveals the ability of students to use self-control techniques, primarily when solving problems. General remarks on the design of a self-control system when solving problems in physics and mathematics are noted. Methods of self-control in solving problems both in physics and mathematics are given and disclosed in detail. Describes the successive stages of the self-control system. The features of self-control in solving problems in physics are underlined.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ»

К сожалению, в школах нашей страны учеников не обучают умению выступать, красиво говорить и овладевать своей речью. Это упущение очень сказывается на будущих юристах, от красноречия которых в будущем будут зависеть судьбы их клиентов.

Дискуссии на занятиях могут проводиться в различных формах. Проводя дискуссионное занятие в форме групповой дискуссии, можно эффективно решать сложные юридические проблемы. Обсуждая в группе проблемные моменты, происходит обмен мнениями, выработка позиции каждого студента по данной теме, что позволяет закрепить имеющиеся у них знания, согласовывать их позиции и в итоге прийти к единому способу решения проблемы.

Безусловно, дискуссионные методы активного обучения по правовым дисциплинам целесообразно применять лишь по тем темам, по которым складываются различные точки зрения и неоднозначная оценка.

Проведение подобного рода занятий требует от преподавателя и тщательной подготовки в несколько этапов. На первом этапе - подготовительном, преподаватель формулирует круг вопросов, подлежащих обсуждению, определяет регламент, правила проведения занятия, роль каждого участника [7].

На втором этапе преподаватель проводит саму дискуссию в соответствии с выбранным регламентом.

На третьем - завершающем этапе, проводится подведение итогов занятия, обсуждаются аспекты дальнейшей работы, оценивается участие каждого студента в работе группы [8].

Здесь следует подчеркнуть, что проводя дискуссионное занятие, преподаватель должен суметь воздержаться от высказывания собственного мнения по обсуждаемой проблеме и стараться не игнорировать мнение каждого участника. Очень важно в ходе занятия с помощью наводящих вопросов направлять обсуждение и учитывать поставленные цели и задачи занятия, не превышать выделенное время на обсуждение. Каждое высказывание должно быть не голословным, а строго аргументированным и подкрепленным фактами.

Выводы. Проведение активных форм обучения в виде дискуссии по правовым дисциплинам позволяет значительным образом развивать речевую культуру будущих юристов. Они учатся самостоятельно искать пути решения поставленных проблем, что стимулирует их познавательную деятельность по дисциплине.

У студентов в ходе дискуссии на занятиях в ходе обсуждения вырабатывается умение работать в коллективе, обращать внимание на мнение собеседника [9], действовать в интересах одногруппников, вырабатывается культура творческого мышления, складывается жизненный опыт публичных выступлений.

Использование эффективности применения дискуссионных методов активного обучения студентов доказывается успешностью проведения итоговых аттестаций, контрольных срезов, увеличением активности студентов на занятиях и общим развитием их интеллектуальных умений.

Литература:

1. Безенкова Т.А. Дискуссия как эффективный метод развития культуры речи студентов вуза. // Альманах современной науки и образования. 2007. № 3-1. С. 27-29.

2. Сплавская Н.В. Дискуссия как форма интерактивного обучения юристов. Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 3. С. 9-17.

3. Сидорова И.М., Карпова М.О. Дискуссия как инновационный метод познания. // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2013. № 1. С. 277-281.

4. Яковлева А.Л., Петренко А.В. Дискуссия как эффективный метод всестороннего развития личности в современной системе образования. // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2012. № 9. С. 152-159.

5. Романчук Л.Л. Педагогическое взаимодействие и дискуссия как метод активного обучения. // Actualscience. 2016. Т. 2. № 1. С. 30-32.

6. Гришина Д.Р. Дискуссия как метод группового взаимодействия в процессе обучения. // Новая наука: психолого-педагогический подход. 2017. № 2. С. 18-21.

7. Аганина Р.Н. Дискуссия как метод интерактивного обучения в образовательном процессе. // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. № 3. С. 108-116.

8. Воскресенская Е.В. Применение новых методов обучения в преподавании юридических дисциплин. // Успехи современного естествознания. 2008. № 4. С. 25.

9. Лысаков В.А. Современные методы преподавания юридических дисциплин. // Молодой ученый. 2019. № 42. С. 276-278.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна

Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Кислякова Ольга Петровна Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ

Аннотация. В статье представлен материал, раскрывающий способности обучающихся использовать приемы самоконтроля, в первую очередь при решении задач. Отмечены общие замечания по конструированию системы самоконтроля при решении задач по физике и математике. Приводятся и подробно раскрываются приёмы самоконтроля при решении задач, как по физике, так и по математике. Описывается последовательность этапов системы самоконтроля. Подчёркнуты особенности самоконтроля при решении задач по физике.

Ключевые слова: обучающиеся, физика, математика, самоконтроль при решении задач, приемы самоконтроля, этапы системы самоконтроля.

Annotation. The article presents material that reveals the ability of students to use self-control techniques, primarily when solving problems. General remarks on the design of a self-control system when solving problems in

physics and mathematics are noted. Methods of self-control in solving problems both in physics and mathematics are given and disclosed in detail. Describes the successive stages of the self-control system. The features of self-control in solving problems in physics are underlined.

Keywords: students, physics, mathematics, self-control in solving problems, self-control techniques, stages of a self-control system.

Введение. Под педагогическим контролем понимается система научно-обоснованной проверки результатов образования. Это систематический процесс определения соответствия имеющихся результатов обучения, воспитания и развития предварительно планируемым. Контроль выполняет диагностирующую, обучающую, воспитывающую и развивающую функции.

Важнейшим элементом самостоятельной работы обучающихся является самоконтроль. Как мы считаем, самоконтроль заключается в выяснении без посторонней помощи правильности выполнения, какого либо задания преподавателя, в том числе, правильности решения задачи и тому подобное. Самоконтроль служит одновременно и важным условием самоорганизации при обучении, в частности физике и математике. Поэтому, на наш взгляд, важно на занятиях по дисциплинам физики и математики формировать у обучающихся способности использовать приемы самоконтроля и в первую очередь при решении задач.

Изложение основного материала статьи. Отметим общие замечания по конструированию системы самоконтроля при решении задач по физике и математике. Следует подчеркнуть, что в отличие от задач по математике для физических задач важна правильность не только численного значения ответа, но и качественной его стороны. Причем для физических задач указанные обе стороны проверки: физическое осмысливание ответа и оценка правильности численного значения результата решения задачи, имеют свои специфические особенности. Например, осуществить можно качественный контроль, заключающийся в предварительном и итоговом осмысливании физического результата. Это значит, предварительно осуществляется анализ условия задачи, раскрывается физический смысл явления, заложенного в условие. Затем, в ходе решения задачи выводится расчётная формула. Очень важен количественный контроль, проводимый специфическими для физики приемами, причем наряду с последним надо своевременно выяснить, правильно ли составлена расчетная формула. С этой целью обязательно проверяется правильность размерности полученной величины. Формула считается расчётной, если в неё входят все величины, известные из условия задачи. В итоге, анализируется ответ с физической точки зрения. Это значит, после оценки правильности численного значения ответа может следовать этап, названный нами заключительным осмысливанием результата, на котором обсуждается вопрос: «Так может быть или нет?» В том случае, когда результат не удовлетворяет обучающегося, последний должен провести тщательную ревизию всего хода решения задачи, а затем снова повторить все этапы самопроверки.

Конечно, ревизия хода решения нужна не всегда, а приемы самопроверки могут быть разнообразными и по содержанию, и по применению, но определенная, объективно необходимая совокупность и очередность этапов самопроверки составляют основу предлагаемой схемы самоконтроля, позволяющей получить от проверки ожидаемый эффект.

Можно выбрать следующие приемы самоконтроля при решении задач, как по физике, так и по математике. Качественное прогнозирование результата решения задачи, использование свойства аддитивных величин, проверка методом наименований, применение правила «свободного» уравнения, использование сравнительного метода, графическая интерпретация ответа, оценка на основе здравого смысла, ревизия всего хода решения задачи с последующей повторной проверкой в случае нежелательного ответа.

Далее будет, затронут вопрос о способах уменьшения вероятности возникновения ошибок при решении задач.

Остановимся на каждом из последовательных этапов системы самоконтроля.

Во-первых, предварительное осмысливание результата решения задачи. Этот первый этап проиллюстрируем рассмотрением одного из его приемов — качественного прогнозирования результата решения задачи. Использование этого приема предполагает наличие у обучающихся хороших знаний по соответствующему разделу курса, а также осмысленное применение их при решении задач. Используя названный прием самопроверки, обучающийся заранее, до решения задачи, на основании соответствующих закономерностей либо общих соображений может установить область существования искомой величины или пределы ее изменения. Примеры:

зная расположение предмета относительно линзы, можно сразу определить область, в которой окажется его изображение;

вычисляя общее сопротивление проводников, соединенных параллельно, заранее можно сказать, что оно должно быть меньше сопротивления любого из них;

если требуется применить закон сохранения импульса, полезно задуматься над тем, нельзя ли использовать для прогноза ответа тот факт, что в замкнутой системе полный импульс — величина постоянная, или то, что сумма изменений импульсов тел, составляющих замкнутую систему, равна нулю.

Заметим также, что первый этап системы самоконтроля является в какой-то мере и началом осмысливания плана решения задачи; в этом его особое значение, как по физике, так и по математике.

Во-вторых, проверка правильности составления формулы. Нередки случаи, когда, производя алгебраические преобразования, обучающиеся, с ошибками записывают их результат.

Именно на исключение этого и направлен второй этап самоконтроля.

Для выявления алгебраических ошибок, а часто и для их предупреждения следует использовать метод наименований, в основе которого лежит подстановка в расчетную формулу наименований входящих в нее величин. Следует подчеркивать различие между понятиями «наименование» и «размерность» физических величин. Представление всех используемых в ходе решения задачи величин в системе интернациональной выполнять в самом начале и записывать в условии задачи в виде колонки.

В третьих, контроль численного значения ответа. Можно предложить несколько его способов: применение правила «свободного» уравнения, сравнительного метода, использование свойства аддитивных величин, графическую интерпретацию ответа. Остановимся на каждом из них.

Применение правила «свободного» уравнения заключается в следующем. Предположим, что в задаче требуется определить некоторую величину. Она находится по соответствующей формуле, а проверка производится подстановкой полученного значения в уравнение, непосредственно не использованное в

процессе решения. Если численное значение определено, верно, то в пределах точности вычислений должно получиться тождество. Когда искомых величин несколько, их, как правило, следует определять через данные, упомянутые в условии задачи, и независимо друг от друга, а затем для самопроверки подставить в уравнение, опять-таки непосредственно не использованное в ходе решения — «свободное» уравнение. Если в итоге получится тождество, то ответ считается верным, в противном случае производится повторное вычисление результата с последующей проверкой.

Если «свободных» уравнений несколько, то выбор нужного из них может диктоваться следующими соображениями: желательно, чтобы в него подставлялось одно из проверяемых значений. Однако необходимо использовать все имеющиеся возможности для проверки, даже если в каждое «свободное» уравнение будут входить, например, два проверяемых значения.

Использование сравнительного метода предполагает решение задачи двумя разными способами и последующее сравнение полученных результатов. Например, часто задачу по динамике можно решить на основе второго закона Ньютона, а затем с помощью закона сохранения и превращения энергии. Если результаты решения этими способами в пределах точности расчетов совпадают, ответ задачи можно считать правильным.

Использование свойства аддитивных величин заключается в следующем. Определяют искомую величину, характеризующую значение некоторого параметра для целого объекта, а затем находят численные значения того же параметра для отдельных частей этого объекта. На основе свойства аддитивных величин значение параметра для целого объекта должно быть равно сумме параметров для отдельных его частей. На той же основе можно строить проверку «частного» параметра по «общему».

При пользовании методом аддитивности нужно иметь в виду, что в конкретном случае его возможного применения следует отыскивать ситуации, в которых сравниваются параметры целого и частей этого целого. Например, сравнивается энергия гармонически колеблющегося тела с суммой его кинетической и потенциальной энергий (частей полной энергии) для некоторой фазы колебания. Или работа результирующей силы должна быть равна сумме работ движущей силы (силы тяги) и тормозящей силы (силы трения).

Используя метод аддитивности для самоконтроля, естественно, необходимо знать, какие из величин обладают этим свойством. Поэтому обучающихся необходимо своевременно знакомить с этим свойством величин. На наш взгляд, это следует делать в общих чертах в самом начале изучения физики, а затем конкретизировать при введении новых понятий и закономерностей. Например, решая задачи на второй закон Ньютона, обычно подчеркивают, что в выражение ускорения должна подставляться масса всей ускоряемой системы связанных тел, а не одного тела, скользящего по горизонтальной поверхности. Вот тут-то и уместно вспомнить об аддитивности массы, так как складывать массы мы имеем право лишь потому, что масса — аддитивная величина.

Графическая интерпретация ответа связана с построением графиков, необходимых для выяснения или подтверждения правильности решения. Например, пусть в задаче требуется определить момент времени прохождения материальной точкой некоторого положения, фиксируемого в данной инерциальной системе отсчета при торможении материальной точки с постоянным ускорением; известны проекции ускорения, начальной скорости движения материальной точки, например, на ось ОХ. Строим график зависимости

= (.-! .), и по нему для интересующей нас координаты определяем искомое время. Можно говорить о «семействе» графиков. Тогда, мы имеем в виду совокупность графических зависимостей, построенных с учетом совпадения соответствующих осей координат. Например, для случая

X = ах = на оси ординат откладываются соответственно координаты

Л , проекции скоростей и ускорений на ось ОХ. «Семейство» графиков с большой пользой можно использовать для многократного подтверждения правильности полученного численного результата решения задачи.

И, в конечном итоге, заключительное осмысливание ответа задачи. Для этого, завершающего этапа системы самоконтроля рассмотрим прием, основанный на использовании здравого смысла.

Самопроверка на основе здравого смысла предполагает оценку обучающимися ответа с точки зрения, возможен он или нет. Например, получив в процессе решения задачи значение скорости бегущего человека 15 метров в секунду, обучающийся должен самостоятельно сделать вывод: реально ли это или нет? Нужно вспомнить мировые рекорды в данном виде спорта, то есть, сравнить с показателем предельных возможностей человека.

С помощью здравого смысла можно оценивать реальность полученных ответов решённых задач, как для скалярных, так и для векторных величин, как по физике, так и по математике.

В заключении, можно предложить систему самоконтроля, включающую следующие этапы.

Самоконтроль включает в себя качественную и количественную составляющие и состоит из пяти этапов. Раскроем содержание этапов.

Первый этап предварительного осмысливания результата решения.

Второй этап состоит из проверки правильности составления расчетной формулы.

Третий этап содержит в себе оценку правильности численного значения результата решения.

Четвёртый этап заключительного осмысливания ответа задачи.

На пятом этапе происходит обсуждение результатов самоконтроля: ответ приемлем либо ответ неправильный.

Что касается приема реализаций этапов самоконтроля, то следует отметить, что на первом этапе осуществляется качественное прогнозирование результата решения задачи. На втором этапе рекомендуется применять метод наименований. Третий этап требует использования правила «свободного» уравнения, сравнительного метода, использования аддитивного метода, графической интерпретации ответа (проверки). На четвёртом этапе используется метод здравого смысла, метод графической интерпретации ответа — подтверждение правильности ответа.

Этап «проверка правильности составления расчетной формулы» отнесен к количественному контролю. Это потому, что и по смыслу, и по содержанию предваряет этап оценки: насколько правильно значение результата решенной задачи.

Выводы. Поскольку применение системы самоконтроля требует определенного навыка и некоторых дополнительных сведений (например, об аддитивных величинах), полезно ознакомить обучающихся с неизвестными для них понятиями и обращать внимание обучающихся на возможность использования отдельных этапов самоконтроля.

В заключение отметим, что кроме перечисленных в статье приемов самоконтроля для уменьшения вероятности появления ошибок при решении физических и математических задач могут быть использованы и другие возможности. Например, умение применять алгоритм решения задач, «извлекать» из условия всю «заложенную» в нем информацию, а не только то, что представлено числами, и многое другое.

Литература:

1. Кислякова О.П., Панцева Е.Ю. Управление деятельностью курсантов по овладению навыками самообразования. В книге Научно-методическое обеспечение процесса формирования общепрофессиональных компетенций будущих военных лётчиков на примере изучения дисциплин естественно-научного цткла. Коллективная монография. Киров, 2020. С. 66-68.

2. Кислякова О.П., Снежкина Л.П. Индивидуальный подход при обучении физике. Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. -Ч. 2. - С. 166-168.

3. Крайнова Е.А., Тихонов Ю.А., Снадченко С.В. Актуальные проблемы преподавания дисциплин информационного цикла в вузе. Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. № 66-3. С. 119-120.

4. Курилова И.С. Технологические приёмы, применяемые при решении задач на практических занятиях по физике. В сборнике: Методические особенности преподавания естественнонаучного цикла в военном вузе. Сборник трудов. Киров, 2020. С. 35-40.

5. Пытьев Ю.П., Шишмарев И.А. Курс теории вероятностей и математической статистики для физиков. Учеб. Пособие. - М.. Знание, 1983. - С. 15-18.

6. Снадченко С.В. Тихонов Ю.А. Применение активных методов обучения при проведении практических занятий по информатике. В сборнике: Методические особенности преподавания естественнонаучного цикла в военном вузе. Сборник трудов. Киров, 2019. С. 79-80.

Педагогика

УДК 371

магистрантка Пашшша Сауле Амангельдинова

Институт психологии и педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье автор рассматривает проблему развития творческих способностей учащихся средствами нетрадиционных техник рисования во внеурочной деятельности. Автор анализирует различные аспекты творческой деятельности, благодаря которой проявляются творческие способности, рассматривает возможности использования различных видов нетрадиционных техник рисования (ниткопись, граттаж, кляксография) и выявляет эффективные методы обучения («мастер-класс» с комментариями, методы повтора, вариации и импровизации, метод творческого задания, метод «эксперимента»).

Ключевые слова: творческие способности, нетрадиционные техники рисования, педагогические методы, художественные приемы и техники.

Annotation. In the article, the author considers the problem of developing students ' creative abilities by means of non-traditional drawing techniques in extracurricular activities. The author analyzes various aspects of creative activity, thanks to which creative abilities are manifested, considers the possibilities of using various types of non-traditional drawing techniques (thread painting, grattage, blotting) and identifies effective teaching methods ("master class" with comments, methods of repetition, variations and improvisation, the method of creative tasks, the method of "experiment").

Keywords: creative abilities, non-traditional drawing techniques, pedagogical methods, artistic techniques and techniques.

Введение. В современном российском образовании стоят ряд основополагающих задач, направлением которых является формирования культуры личности, обеспечивающая сохранение и обновления культуры страны. Одним из важных составляющих этого качества личности является творческие способности.

Изложение основного материала статьи. Это проблема волнует ученых разных специальностей: философов М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, И.Н. Дубины; психологов и педагогов - JI.C. Выготского, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, и др., изучающих различные аспекты творческой деятельности, благодаря которой проявляются творческие способности.

Рассмотрим различные точки зрения на этот вопрос.

Так, психологи В.В. Давыдов и А.Н. Леонтьев под способностями понимают те «психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности. Творческие же способности - психологические качества человека, которые нужны для успешной работы в области искусства» [1, с. 155].

Согласно другой точке зрения, философа Н.А. Бердяева, «в основе всех видов творческих способностей лежит общее свойство человеческой личности, особое отношение к миру. Творческие способности взаимодействуют со знаниями, умениями, навыками, в данной области, и развиваются успешно, когда потребность ребёнка решить творческую задачу опережает имеющиеся у него на данный момент умения и навыки, и побуждает овладеть недостающими, в чем ему и должен оказать помощь педагог» [2, c. 357].

Большое внимание разработке проблемы способностей уделял выдающийся советский психолог С.Л. Рубинштейн. Автор утверждает, что «развитие способностей формируются в процессе какой-либо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.