Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРАКТИКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ'

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРАКТИКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРАКТИКА / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / УРОК МУЗЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окунева Полина Эдуардовна, Карнаухова Вероника Александровна

В статье рассматривается аналитическое восприятие музыки на занятиях в общеобразовательной школе, предложена структура организации уроков музыки. Также рассмотрена важность накопления педагогического опыта студентом вуза во время прохождения практики в период формирования компетенций, касающихся практической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Окунева Полина Эдуардовна, Карнаухова Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ANALYTICAL ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN IN MUSIC LESSONS AS TOPICAL DIRECTION OF PRACTICE OF TEACHER-MUSICIANS

The article deals with the analytical perception of music in the classroom in a secondary school, the structure of the organization of music lessons is proposed. The importance of the accumulation of pedagogical experience by a university student during the internship during the formation of competencies related to practical work is also considered.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРАКТИКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ»

Литература:

1. Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2002. № 3. С. 79-90.

2. Вергун Т.В., Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. Индивидуальные образовательные траектории студентов в высшей школе: к постановке проблемы // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12-2. С. 313-317

3. Kalachikova O.N., Sidorova T.B. Individual educational trajectories: from educational supermarket to sensemaking to blended values // 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019). 2019. pp. 285-289.

4. Гончарова Е.В., Чумичева Р.М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник НГГУ. 2012. № 2. С. 3-11.

5. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальные образовательные траектории в вузах России и Великобритании: теоретические аспекты // Вестник МГИМО-Университета. 2015. №3(42). С. 128-133.

6. Cuseo J. Liberal Arts & General Education What it Means to be a Well-Educated Person in the 21st Century // Thriving in College & Beyond: Research-Based Strategies for Academic Success and Personal Development. -Dubuque, IA: Kendall Hunt, 2016. pp. 27-56.

7. Шепелев А.И. Образовательные программы Liberal Arts: современные тенденции и перспективы развития // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2018. Вып. 2. С. 39-42.

8. Psaltou-Joycey A., Kantaridou Z. Major, minor, and negative learning style preferences of university students // System. 2011. Vol. 39. pp. 103-112.

9. Mobility Windows From Concept to Practice Mobility Windows: From Concept to Practice / Irina Ferencz, Kristina Hauschildt and Irma Garam (eds.) - Bonn: Lemmens Medien GmbH, 2013. 148 p.

10. Doyle S., Gendall P., Meyer L.H., Hok J., Tait C., McKenzie L., Loorparg A. An Investigation of Factors Associated with Student Participation in Study Abroad// Journal of Studies in International Education. 2010. Vol. 14. pp. 471-490.

Педагогика

УДК 371.322

преподаватель, аспирант Окунева Полина Эдуардовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРАКТИКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается аналитическое восприятие музыки на занятиях в общеобразовательной школе, предложена структура организации уроков музыки. Также рассмотрена важность накопления педагогического опыта студентом вуза во время прохождения практики в период формирования компетенций, касающихся практической работы.

Ключевые слова: аналитическое мышление, практика, педагог-музыкант, урок музыки.

Annotation. The article deals with the analytical perception of music in the classroom in a secondary school, the structure of the organization of music lessons is proposed. The importance of the accumulation of pedagogical experience by a university student during the internship during the formation of competencies related to practical work is also considered.

Keywords: Analytical thinking, practice, teacher-musician, music lesson.

Введение. Актуальность обращения к теме обусловлена несколькими обстоятельствами. Одним из них является практико-ориентированное обучение, приобретающее особый вес в современных концепциях педагогического образования, в подготовке любого специалиста, вне зависимости от профиля, направления или ступени обучения. Каждое учебное заведение сегодня стремится к тому, чтобы количество часов, отведенных на практику, не только соответствовало стандарту, но и было бы потрачено таким образом, чтобы в конце практики ощущался реальный результат. Продуманная стратегия проведения практики, максимальная реализация ее целей и задач, насыщение ее содержания новейшими методиками и образовательными технологиями актуальны и для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Музыка». О каком бы виде практики, входящей в состав учебного плана студентов этого направления не шла речь — культурно-просветительской, педагогической или преддипломной, обучающимся важно овладеть слагаемыми будущей профессии не только и не столько в процессе постижения теоретических основ, в академической, вузовской среде, но и - в еще большей степени -в период формирования компетенций, касающихся практической работы.

Практика воспринимается как ключевой этап в деле обретения профессионального опыта. Благодаря ей молодой педагог погружается в условия, максимально приближенные к будущей профессиональной деятельности, в которых он получает возможность наблюдать за деятельностью более опытных преподавателей, методистов, а также за самим учебным процессом, поведением, реакциями и работой ребят в классе, вникать в суть оценок, данных коллегами. Все это становится платформой для выработки профессиональных умений и навыков, в конечном счете обеспечивая студента способностью реализовывать свой творческий и образовательный потенциал в высококонкурентной среде.

Вторым обстоятельством, обусловившим актуальность обращения к теме, является собственно организация, выстраивание практики, наполнение ее конкретными формами работы, ее содержание как важнейшая составляющая постижения будущей профессии и накопления опыта. Поскольку в процессе проведения практики студент обязан коснуться различных аспектов деятельности педагога — учебного,

воспитательного, методического, исследовательского, организационного, то руководителям практики от предприятия и учебного заведения необходимо четко представлять тактику и стратегию своих действий и действий студента, выделить магистральные линии, ориентируясь на инновационные направления в музыкальной педагогике, востребованные временем методы и формы организации занятий.

Понятие «педагогическая инновация» прочно вошло в современную жизнь. По этому поводу исследователи пишут: «...понятие «педагогическая инновация» рассматривается... как нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности, а также самоактуализации субъектов образовательного процесса и развития их творческого потенциала» [6, с. 14].

Оговоримся сразу, что, поскольку базами проведения практик являются разные учебные заведения — учреждения дополнительного образования, хоровые студии, музыкальные школы и школы искусств, общеобразовательные школы, гимназии и лицеи, мы будем фиксировать свое внимание на уроках музыки именно в общеобразовательной школе. Здесь одним из ведущих направлений в последние годы становится внедрение метода аналитического мышления при восприятии музыки и формирования умения грамотно и адекватно интерпретировать авторский замысел музыкальных сочинений. Цель данной статьи - обосновать актуальность новых форм работы педагога-музыканта, проходящего практику в общеобразовательной школе и стремящегося к созданию условий для развития аналитических способностей обучающихся. В задачи авторов входит: раскрыть ключевые для данной проблематики понятия - такие, как анализ и аналитическое мышление; выявить факторы, влияющие на развитие аналитических способностей школьников; наметить стратегию организации музыкальных занятий, направленных на развитие музыкально-слуховой аналитики.

Изложение основного материала статьи. Зададимся вопросом: почему так важно воспитать в школьниках умение аналитически относиться к услышанной музыке? Ответ подсказывает сама жизнь, та культурная среда, в которой все мы существуем, среда, несущая весьма внушительный объем информации, который требует от человека такого умения, как способность отобрать (сортировать) нужное, приемлемое и соответствующее высокому уровню качества для своей деятельности. Все сказанное касается и звуковой информации, музыкального контента, который вольно или невольно воспринимается нашим слухом практически ежедневно, становясь своего рода аудиосферой нашего бытия и общения. Умение оценить качество этого звукового потока, заполнившего сегодняшнюю повседневную жизнь, требуется в наши дни и от педагога, и от обучающегося, и от тех, кто их окружает. В конечном счете, от того, что мы слышим и как мы это воспринимаем, зависит наше самочувствие, психическое и физическое здоровье, работоспособность и т.д. Подобно утверждению «человек — то, что он ест» сегодня не менее актуальным становится утверждение «человек — то, что он слышит и то, на что он смотрит». Таким образом, развитие способности к слуховой аналитике сейчас необходимо как никогда.

В этой связи вспоминается еще одна важная для сегодняшнего образования и современной культуры проблема, ставшая предметом обсуждения в педагогическом сообществе: повышение информационной грамотности обучающихся как основа их самостоятельной учебной деятельности. Эта сфера затрагивает и ту часть интернет-пространства, где школьники ищут музыкальный контент для жизни, образования и досуга. В задачи педагога включается в данном случае формирование грамотных представлений и ориентиров, создание системы навигации для своих подопечных, приобщение их к качественному звуку и художественному продукту, к эталонам музыкальной классики, поскольку именно они способствуют духовному и интеллектуальному развитию. Итак, понять, зачем необходимо развивать в школьниках умение аналитически воспринимать звучащую музыку, думать над тем, что слышишь, критически его оценивая, становится важной задачей профессиональной деятельности современного педагога музыки. Однако, остается открытым вопрос: при помощи каких именно методов это следует делать, учитывая специфику преподавания в общеобразовательной школе?

Прежде всего попытаемся вникнуть в суть таких феноменов, как аналитика и анализ, т. е. ответим на вопросы: что такое анализ и аналитическое восприятие музыки. Необходимо также определить сущность понятия «аналитические способности» применительно к школьной аудитории и музыкальной педагогике. Важно выяснить, как аналитическое мышление, проявляющееся на уроках музыки, влияет на развитие ребенка на других дисциплинах? Каким образом в данном случае проявляются междисциплинарные связи?

Согласно энциклопедическому определению, под аналитикой (греч. АуаХиика — букв. «искусство анализа») подразумевается часть искусства рассуждения. Анализ предполагает при этом «операции мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемые в процессе познания или предметно-практической деятельности человека» [1]. Утверждение этих понятий и их введение в научный обиход связаны с именами Платона и Аристотеля.

Как сфера музыкальной науки анализ начинает формироваться к XVIII веку. М. Ш. Бонфельд пишет: «Анализ... представлял собой теоретический базис, необходимый для сочинения «свободных»... форм....

Эмансипация анализа как учения о формах.... началась.... достаточно давно — еще в период кристаллизации

самих структур классической музыки...» [3, с. 7-8]. В другом труде исследователь отмечает, что «...на каждой стадии анализа музыкальное произведение демонстрируется как целое, как уникальный художественный объект. Более того, предполагается и выход за рамки данного сочинения: рассматриваются многочисленные связи и его взаимоотношения с другими... взаимодействие сочинения с тем контекстом, в который оно погружено... целостный анализ в самом названии содержит противоречие, поскольку в нем, прежде всего, отмечено тяготение к синтезу, к восстановлению целостности... задачи, которые ставит перед исследователем такой анализ, исключительно сложны. Он требует не только фундаментальных знаний и владения всем технологическим арсеналом музыковедения, не только бесспорного таланта музыканта-интерпретатора... , но и — что не менее важно — требует наличия бесспорного литературного таланта...» [4, с. 120-121].

Таким образом, если мы рассуждаем о развитии аналитического мышления у школьников (и, что достаточно важно, имеем ввиду прежде всего область слухового анализа, так как не многие способны без специальной подготовки приняться за анализ музыкального текста), то речь идет о развитии логики, способности к синтезу и, безусловно, формировании навыка литературной, выразительной и грамотно построенной речи. Следовательно, размышляя о междисциплинарных связях, мы говорим о соприкосновении дисциплины «Музыка» с такими значимыми для дальнейшего развития ребенка дисциплинами, как «Литература», «Русский язык», «История», «Мировая художественная культура» и др.

Аналитическая деятельность школьников на уроках музыки непосредственно отталкивается от их

способности к музыкальному восприятию и воображению как важнейших музыкальных способностей. При восприятии музыки дети применяют знания, умения и навыки в области осмысления музыкального языка, восприятия формы, стиля и жанра. На этой основе, в более взрослом возрасте, они получают углубленные знания и понимание стилевой и жанровой специфики музыкального искусства, благодаря чему могут легче ориентироваться в музыке различных направлений, стилей, жанров, эпох, в том числе и современной, используя для этого весь накопленный ими музыкально-слуховой опыт. Подобной целью, т.е. формированием подобного опыта у своих подопечных, на наш взгляд, и должен руководствоваться молодой педагог-практикант, обучающийся в вузе по направлению «Педагогическое образование», профиль «Музыка».

Добавим, что выстраивая план занятий, направленных на развитие аналитических способностей у школьников, при выборе репертуара учитель должен отталкиваться от своих наблюдений, учитывать возрастные особенности, эстетические вкусы и предпочтения своих подопечных. Это будет способствовать позитивному, заинтересованному восприятию материала и создаст условия для творческого диалога, дискуссии, рассматриваемых как приоритетные формы работы с детьми на подобных занятиях.

Один из возможных сценариев построения диалога, одна из возможных стратегий преподавателя в учебном процессе — это попытка анализировать произведения музыкальной классики на занятиях и, при помощи развития у детей слухового анализа, обнаружение аллюзий на классические образцы в современных рок- и поп-композициях.

Ниже мы предлагаем материал нескольких подобных занятий, который, разумеется, может варьироваться в зависимости от педагогических условий, целей и задач конкретной аудитории. Оговоримся, что в качестве подготовительного этапа им должны предшествовать уроки, ставящие целью прослушивание, изучение и обсуждение классических сочинений (из творчества русских или зарубежных композиторов разных эпох), вбирающие в себя в качестве основного метод интонационно-слухового анализа. В данном случае мы опираемся на традицию, сложившуюся в отечественном музыкознании и учитывающую понимание смысла, заложенного в мельчайшей звуковой единице, «музыкальной клетке» - интонации (Б. Асафьев) [2].

Организация таких уроков предполагает определенную структуру, а также последовательность, логику совместных действий учителя и обучающихся при знакомстве с тем или иным музыкальным произведением. Занятия включают в себя следующие этапы:

- постановка вопроса (тема урока — изучение какого-либо стиля, жанра, композиторского наследия);

- формулировка конкретного задания перед прослушиванием (интеллектуально-слуховая «настройка»);

- прослушивание одного или нескольких сочинений в их сопоставлении (возможно нескольких фрагментов, музыкальных тем с целью выявления их зерна - интонации, в соответствии с определением музыки Б. Асафьевым как «искусства интонируемого смысла»), переживание собственного эмоционального состояния, вызванного музыкой, рефлексия;

- вербализация своих ощущений, переживаний, впечатлений от музыки, этап устных высказываний школьников по поводу услышанной музыки, диалог и повторное слушание;

- интуитивно-образное определение стиля в самом общем плане (старинная или современная музыка, национальная принадлежность, народная или авторская, относящаяся к конкретному времени, эпохе, стране);

- заключительное прослушивание с окончательным резюме педагога или того, кто выбирается из класса в качестве ведущего (эксперта) на данном занятии. Эксперт при этом приводит аргументы своей точки зрения, он может затронуть вопросы, касающиеся музыкально-языковых особенностей (избранных средств художественной выразительности), своеобразия музыкального образа, жанра произведения и его стилевой специфики.

В результате такого аналитического подхода у школьников формируется потребность и навык постигать музыкальное произведение в тесной связи целого и частей, в единстве слушания и понимания, художественного образа, авторской идеи и средств воплощения. Подобные занятия служат базой для накопления опыта слушания и аналитического восприятия музыки.

В качестве материала для уроков, на которых при аналитическом подходе используются современные композиции, музыка так называемого «третьего пласта» (оговоримся, что они предназначены для 7-8 классов, ребят подросткового возраста и объединяются общей темой «Классика и современность»), можно предложить, например, следующие образцы: Adagio Т. Альбинони в исполнении Лары Фабиан (в качестве современного прочтения музыки барокко); композиция «All for nothing» Linkin Park (в сравнении с жанром романтической песни), а также исполнение Стингом песни Ф. Шуберта «Шарманщик»; Karl Jenkins - «Stabat Mater» XI. «Fac, Ut Portem Christi Mortem» (в сравнение с хоровой музыкой композиторов-романтиков, рассмотренной на примере фрагментов «Немецкого реквиема» И. Брамса) и т.д.

Выводы. Итак, аналитическое восприятие музыки на занятиях в общеобразовательной школе может стать активным творческим процессом как для обучающихся, так и для будущего педагога. Преподаватель может началом формирования системы подобных уроков считать время прохождения практики в вузе. При этом ему необходимо учитывать несколько ключевых моментов, а именно: для того, чтобы дети свободно могли мыслить, анализировать музыку, чистую или сопряженную со словом, проводить как содержательный, так и стилевой, жанровый ее анализ, формулировать свои мнения по поводу услышанного, они должны опираться на уже полученные знания, умения и навыки, на определенный опыт в области слушания классики и понимания музыкального языка. Таким образом, занятия, вбирающие в себя опыт музыкальной аналитики, являются продолжением изучения музыки в начальной школе и предназначены для школьников средней ступени и старшеклассников. Только после основательного подготовительного этапа обучающиеся могут настолько свободно ориентироваться в музыке, чтобы делать какие-либо аналитические наблюдения и выводы.

Активизация способностей к размышлению на занятиях музыки коррелирует со сходными процессами на иных гуманитарных предметах. Не случайно опытные педагоги обращают внимание на активность школьников, которую пробуждает художественно-аналитическая деятельность на уроках литературы, мировой художественной культуры и музыки. Для того, чтобы наиболее эффективно проводить занятия с аналитической составляющей, нами предлагаются следующие рекомендации: 1. создать комфортный психологический климат, настроенный на диалог учителя и ученика, создающий музыкально-творческую, дискуссионную среду, активно формирующую и развивающую навыки слушания, понимания и толкования

музыки; 2. создать условия для развития критического мышления, формирования и высказывания собственной позиции, точки зрения на тот или иной музыкальный феномен; 3. создать дополнительные условия для формирования аналитических способностей школьников и повышения уровня их общей культуры, активно внедряя инновационные методы и применяя на уроке новейшие компьютерные программы и информационно-коммуникативные технологии. В качестве аргумента будем опираться на мнение исследователя, который пишет: «....интерактивные технологии выполняют множество полезных функций при использовании их в учебном процессе. Они мотивируют обучающихся на получение знаний, активизируют познавательную деятельность, расширяют возможности обучающей среды, формируют ИКТ-компетенции, которые в настоящее время являются обязательным требованием реализации учебной программы» [5, с. 6].

Литература:

1. Аналитика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0 %В0. - Дата обращения: 05.02.2021

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. - Л.: Музгиз, 1963. - 378 с.

3. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: Учеб пособие для студ. высш. учеб заведений: В 2 ч. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.1. - 256 с.

4. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

5. Поначугин А.В. Практика использования интерактивных технологий для подготовки бакалавров прикладной информатики в период пандемии Covid-19 // Вестник Мининского университета, 2020. Том 8, № 4. С. 6.

6. Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» // Вестник Мининского университета — 2020. Т. 8, № 2. С. 14.

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, майор полиции Османов Мухамед Мартинович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик); преподаватель кафедры огневой подготовки, майор полиции Куршев Альберт Хасанович Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик)

ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА

Аннотация. Авторами анализируются наиболее эффективные методы внедрения активных форм обучения по правовым дисциплинам. Приводятся положительные и отрицательные стороны проведения занятий на основе дискуссионных методов обучения. Исследуются основные характеристики дискуссионных методов обучения и их отличие от традиционных. В статье проводится анализ положительного влияния дискуссионных методов обучения на будущих юристов в плане выработке очень важных ля них умений формулирования собственных взглядов, преодоления боязни публичных выступлений и обучении их выслушивать объективную критику в свой адрес.

Ключевые слова: активные методы обучения, дискуссия, юрист, преподаватель, публичное выступление, критическое мышление, беседа.

Annotation. The authors analyze the most effective methods of implementing active forms of training in legal disciplines. The positive and negative aspects of conducting classes based on discussion methods of teaching are presented. The main characteristics of the discussion methods of teaching and their difference from the traditional ones are investigated. The article analyzes the positive impact of discussion methods of training on future lawyers in terms of developing very important skills for them to formulate their own views, overcoming the fear of public speaking and teaching them to listen to objective criticism.

Keywords: active teaching methods, discussion, lawyer, teacher, public speaking, critical thinking, conversation.

Введение. Стремительное развитие цивилизации и переход к информационному обществу ставит перед преподавателями совершенно новые цели и задачи обучения. От юристов теперь требуется не только доскональное знание нормативных правовых актов, но и умение критически мыслить, находить нестандартные пути решения проблем.

Активные методы обучения все чаще заменяют традиционные и становятся очень популярными как у студентов, так и у преподавателей [1]. Среди них особенно эффективными методами обучения для студентов юридических вузов выступают дискуссионные методы, позволяющие развивать их критическое мышление и умение выступать на публике.

Изложение основного материала статьи. Применяя различные виды методов обучения, преподаватель старается заинтересовать студентов для побуждения их к более углубленному изучению материала и с этой. Методы обучения - это один из способов организации учебной деятельности, преподнесения учащемуся учебного материала, а также система взаимодействия педагога и обучающегося.

Выбирая тот или иной метод обучения, преподаватель устанавливает определенную цель своей деятельности, средства обучения и намечет конечный результат. Ученик выступает и как объект, и как субъект обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.