Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / MUSICAL PEDAGOGY / MUSIC TEACHER / MODERN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Орлова Юлия Александровна

Статья посвящена рассмотрению роли информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности для учителя музыки. Освещается возможность применения в образовательном процессе практики создания композиций, аккомпанементов и аранжировок. Затрагивается проблема формирования информационных компетентностей современного музыкального педагога, позволяющих самостоятельно искать, анализировать, отбирать и обрабатывать необходимую информацию при помощи коммуникативных информационных технологий.The article is devoted to the role of information and communication technologies of the future music teacher in professional activities. The possibility of applying the practice of creating compositions, accompaniments and arrangements to the educational process is highlighted. The problem of forming the informational competencies of a modern musical teacher, allowing one to independently search, analyze, select and process the necessary information using communicative information technologies, is touched upon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ»

5) методику обработки результатов экспертного оценивания.

Выводы. Таким образом, педагогическая экспертиза представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, направленную на исследование педагогических объектов, явлений, процессов, проблем, результатов педагогической деятельности, формирование обоснованной оценки и прогнозирования развития системы образования.

Педагогическая экспертиза как эмпирический метод познания предполагает исследование, оценку, прогнозирование развития педагогических явлений, объектов, процессов, согласование приоритетов деятельности учебных заведений в пределах государственных и общественных требований и интересов потребителей образовательных услуг.

Обращение к методу педагогической экспертизы дает возможность компетентно и системно подойти к изучению и решению сложных многофакторных проблем современного образования.

При реализации анализируемого в данном исследовании метода познания важное значение имеет учет теоретических аспектов: цели, объекта, предмета, функций, составляющих технологии педагогической экспертизы и основных этапов ее осуществления.

Литература:

1. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. - М., 1999. - 144 с.

2. Братченко, С.Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения // Школьные технологии. - 2001. - №2. - С. 79-195.

3. Грязнова Е.В. Методы познания и категории философии науки // Современное образование. - 2014. - № 3. - С. 49-68.

4. Дерябо С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. Черноголовка, 1997.

5. Иванов С.А. Разработка школьной программы мониторинга качества образования // Методическое пособие для администраторов школ / С.А. Иванов, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 319 с.

6. Киселева Е.В. Педагогическая экспертиза в теории воспитания // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 4. - С. 20-24.

7. Лактионова Е.Б. Аналитический обзор основных подходов к психологической экспертизе образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 11. - С. 18-32.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. 12-е изд. -М., 1978.

9. Плинер Я.Г. Педагогическая экспертиза школы / Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 160 с.

10. Санникова Л.Н. Специфика организации педагогической экспертизы в дошкольном учреждении // Альманах современной науки и образования. - 2007. - № 1 (1). - С. 219-235.

11. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А. Ясвин. М., 2000.

Педагогика

УДК 372.8:78:004

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); преподаватель Орлова Юлия Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности для учителя музыки. Освещается возможность применения в образовательном процессе практики создания композиций, аккомпанементов и аранжировок. Затрагивается проблема формирования информационных компетентностей современного музыкального педагога, позволяющих самостоятельно искать, анализировать, отбирать и обрабатывать необходимую информацию при помощи коммуникативных информационных технологий.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, музыкальная педагогика, учитель музыки, современное образование.

Annotation. The article is devoted to the role of information and communication technologies of the future music teacher in professional activities. The possibility of applying the practice of creating compositions, accompaniments and arrangements to the educational process is highlighted. The problem of forming the informational competencies of a modern musical teacher, allowing one to independently search, analyze, select and process the necessary information using communicative information technologies, is touched upon.

Keywords: information and communication technologies, musical pedagogy, music teacher, modern education.

Введение. Технический прогресс в области цифровых технологий стремительно захватил все сферы науки и практики. Каждый современный человек имеет персональный компьютер и сотовый телефон, умело пользуется фото- и видеокамерами. Информационно-коммуникационные технологии активно используются в современном образовательном процессе [2]. Не составляет исключения современное музыкальное образование, активно привлекающее компьютерные технологии в музыкально-педагогический процесс, в том числе, в вокально-хоровую деятельность. Возросла роль музыкально-компьютерных технологий, как на уроках музыки, так и во внеурочное время при подготовке педагога к занятиям музыки, при выполнении учащимися домашних заданий и, конечно же, в творческой и проектной деятельности.

Поскольку теория и практика работы с музыкальным компьютером - тема довольно молодая, насчитывающая меньше двадцати лет, то каждая из работ порой становится заметной и значимой для практики в деятельности музыканта.

Цель настоящей статьи - выявить возможности практического применения информационно-коммуникационных технологий для будущего учителя музыки в профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Современная музыкальная педагогика имеет широкие возможности для внедрения музыкально-компьютерных технологий, позволяющих синтезировать традиционные формы работы с инновационными, базирующимися на достижениях науки и техники последнего четвертьстолетия.

Музыкальная работа с детьми общеобразовательных школ и система дополнительного образования по музыке включает сольное пение, создание вокальных ансамблей (кружков) и хоровое пение. Каждый из этих видов деятельности строится с учетом возрастных психофизических возможностей детей и их физиологических особенностей. Вокально-хоровую работу с детьми младшего школьного возраста целесообразно начинать параллельно с «пробуждения» эмоций, постижения чувственного аспекта музыкальных произведений. Данное положение предполагает умение преподавателя акцентировать образную, содержательно-духовную сторону сочинений, что способствует повышению интереса учеников к урокам музыки [1, с. 168].

В этом направлении деятельности компьютер позволяет иллюстрировать любой рассказ, углубить восприятие музыки школьниками. С помощью компьютера несложно создать синкретический зрительный ряд: портреты композиторов, музыкантов-исполнителей, тематические рисунки, нотную графику, фрагменты рукописей музыкальных произведений, разнообразные репродукции созвучных произведений изобразительного искусства, музейные материалы, документальные и художественные фотографии.

Часто на музыкальных занятиях используется дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры. Привычными для уроков музыки стали звуковые фонограммы музыкальных произведений, прежде всего, песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность обучающимся участвовать в их «концертном» исполнении. Следовательно, урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, оснащенный всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения становится базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Опора на жизненный, в том числе и слуховой, опыт детей - одна из психолого-педагогических основ успешной организации урока музыки. Выбранные темы уроков, содержание разучиваемых и прослушиваемых песен должны опираться на практические знания младшеклассников о жизни, что способствует повышению интереса к занятиям, их актуализации для детей. Известно, что для детей 7 - 10 лет занятия, насыщенные практическими или наглядными методами, наименее утомительны. Чем младше дети, тем богаче и детальнее должна иллюстрироваться тема. Принцип наглядности, связывающий воедино музыкальные и слуховые впечатления, базируется на таком качестве человеческой психики, как сложная синестезия («совместное чувство»). Большую помощь в этом плане могут оказать показанные на компьютере (мультимедийном экране) наглядные средства - таблицы, карточки, рисунки дирижерских жестов, изображение правильной певческой установки, средств музыкальной выразительности и т.д.

Современные ФГОС диктуют освоение детьми нотной грамоты с начальной школы, что очень утомительно для детей этого возраста. И в этом большую помощь может оказать информационно-коммуникационные технологии. На сегодняшний день существует несколько программ нотных редакторов: Encore, Score, Finale, Sibelius, две последних из них предназначены для нотного набора различной сложности. Овладение одной из этих программ создает возможность для учителя (педагога-руководителя вокального кружка) набирать (создавать) нотный текст, воспроизводить в звуке набираемую партитуру, сохранять в графическом варианте нотный текст и распечатывать на принтере для участников детского коллектива (кружка). Эти же программы обеспечивают перевод нот в MIDI-сообщение (Midiscan), конвертирование звукового файла в MIDI и нотный текст.

В общеобразовательной школе на уроках музыки, в системе дополнительного образования, в вокальном кружке широко используются видео- и аудио презентации. Видео презентации позволяет выполнить программа «Cyber Link Power Director», обладающая безграничными возможностями для создания высококачественных презентаций. Благодаря удобному интерфейсу программы можно добавлять видео и фото на отдельные дорожки, а затем соединять их в единое целое. Кроме того, программа позволяет объединять видеоролики и фото с аудиозаписью и, таким образом, создавать музыкальные видеопрезентации как в видео, так и в аудио формате.

Большим подспорьем выступает компьютер для прослушивания музыки с целью подбора репертуара. Компьютер, подключенный к Интернету, дает поистине безграничные возможности для активизации внимания детей: к процессу можно «привлечь» как лучших исполнителей современности, так и раритетные архивные записи. Такая форма работы существенно расширяет кругозор детей и, впоследствии, выведет их на самостоятельную аналогичную работу.

Успех занятий пением во многом зависит от создания благоприятных условий по организации необходимого режима занятий. Правильные вокально-хоровые навыки у детей закрепляются постепенно, однако ежедневные усердные занятия становятся детям скучным и утомительными. Сделать весь процесс увлекательным можно, опять-таки, с помощью информационно-коммуникационных технологий, создав и используя в работе видео- или аудио фонограммы для распевок и для исполнения песен. Эта работа аналогична караоке, но выполняет обучающую функцию.

Информационно-коммуникационные технологии используется в работе педагога-вокалиста и для создания собственных музыкальных произведений. Для этой цели используются специальные программы CubaseVSTSX, CakewalkSonar, Nuendo, LogicAudioPlatinum, Reason. Наиболее удобной из них является программа Nuendo, имеющаяся в сети Интернет в свободном доступе.

Психологическими особенностями детей младшего школьного возраста является повышенная утомляемость, перепады настроения, частая неуравновешенность. На занятиях требуется хотя бы в минимальной мере нейтрализовать отрицательные явления возраста, использовать щадящий режим труда и отдыха, снимать утомляемость, активно менять формы деятельности. «Вести занятия по мозаичному

принципу, чаще чередуя формы работы: пение, слушание музыки, подбор мелодии, импровизация, повторение» [4, с. 18], - рекомендует О.А. Халифаева. Усталость можно снять доброй шуткой и бодрой музыкой. В Интернете можно найти немало подходящих фрагментов для «музыкальной минутки», которые станут постоянным подспорьем учителя музыки и будут способствовать организации внимания на уроке.

Младшие школьники тяготеют к стереотипным действиям и стандартам поведения, что дает учителю музыки важную неизменную последовательность в организации и проведении урока: распевание, разучивание песни, индивидуальный опрос по пению, повторение и т. п. Все содержание занятия должно быть обращено к эмоциональной сфере детей, вызывать интерес, затрагивать струны его души. Применение компьютера для показа и разнообразных исполнений одного и того же произведения в целях создания собственной исполнительской концепции - еще один ракурс включения компьютерных инноваций в урок музыки.

Для учащихся средних классов компьютерные технологии могут помочь преодолеть трудности с избытком энергии, избежать ситуаций томительного ожидания. Тщательная подготовка учителя музыки к планированию и проведению занятия позволяет вовлекать в активную работу как можно больше детей. Информационно-коммуникационные технологии позволяют апеллировать к большому объему музыкальных произведений, предназначенных для слушания музыки, большей частью связанных с разнообразным миром человеческих чувств. Интересы подростков важны также, как и для детей, более младшего возраста, поскольку только под влиянием интереса развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность.

Поддержанию интереса к музыкально-учебному материалу у подростков способствует параллельное разучивание академического и качественного эстрадного материала. Жажду популярности, свойственную подросткам, возможно также удовлетворять с помощью компьютера: пение под фонограмму в вокальной группе (ансамбле) предоставляет возможность не только овладеть искусством вокала, навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном, звуковой аппаратурой, но и достигнуть цели включения учащихся в общий стройный ансамбль. Дети и подростки, занимающиеся ансамблевым (хоровым) пением, учатся перебарывать свой страх, стеснительность, неуверенность. В вокально-хоровом творческом коллективе они выходят на сцену как настоящие артисты, стараясь донести до слушателей основную мысль исполняемого произведения. Они учатся в совместной работе достигать поставленной цели, своим трудом добиваться успеха [5, с. 3].

Ансамблевое вокальное пение предоставляет детям и подросткам возможность участвовать в эстрадных выступлениях. Детская эстрада, как подчеркивает О.С. Изюрова, привлекает современных детей и подростков своей яркостью, «взрослыми» аранжировками песен, современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои творческие способности. Более того, как пишет автор, «вокальные эстрадные коллективы являются связующим звеном, объединяющим детей разных возрастов, помогающим донести до них основные человеческие истины и жизненные ориентиры» [3, с. 184].

Крайне важно также внешнее оформление вокального эстрадного номера. Пластика, актерское мастерство, коммуникация - все эти навыки учеников успешно развиваются в вокальном коллективе. Помимо этого, расширяется кругозор воспитанников, развиваются и совершенствуются вокальные навыки, происходит активное эстетическое развитие, прививаются волевые качества, обучающиеся вовлекаются в концертную и конкурсную деятельность.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс на современном этапе крайне необходимо для самосовершенствования профессиональных возможностей и качеств учителя музыки, работающего с детьми в образовательном учреждении. Технический прогресс в области цифровых технологий дает возможность получить гораздо более высокие результаты в вокальной работе. Компьютер является открытой учебно-развивающей средой для творчества и самообразования детей и педагогов-музыкантов. Применение музыкально-компьютерных технологий в образовании открывает, по мнению Е.Г. Борисовой, «безграничные возможности и огромные перспективы развития творческой личности учащегося. Благодаря новым технологиям возникают принципиально новые подходы к повышению информативности отдельных базовых данных» [4, с. 14].

Выводы. Таким образом, обращение к новым компьютерным информационным музыкальным технологиям является одним из новых направлений деятельности учителя (преподавателя) музыки. Их внедрение в учебно-воспитательный процесс открывает перед педагогом новые возможности на основе овладения современными образовательными технологиями с учетом достижений музыкально-педагогической науки и практики.

Процессы информатизации преобразуют среду профессиональной деятельности современного педагога-музыканта, формируют новые образовательные компетенции студентов-будущих педагогов, связанные с внедрением современных музыкально-компьютерных технологий в образовательный процесс.

Литература:

1. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального образования // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики №2 (78). - СПб, 2012 - С. 168-169

2. Гордиенко Т.П., Горбунова Н.В., Смирнова О.Ю., Хрулева А.А. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы [Текст]: монография Гордиенко Т.П., Горбунова Н.В., Смирнова О.Ю., Хрулева А.А.; Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» в г. Ялте, 2016 - 232 с.

3. Изюрова О.С. Детская вокальная эстрада в системе дополнительного образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 102. -С. 184-187.

4. Информационные технологии в профессиональном музыкальном образовании: возможности и перспективы: Материалы научно-практической конференции. - М.: Госуд. муз. уч. им. Гнесиных, 2002. - 186 с.

5. Красильников И.М. Музыкально-компьютерные технологии и качество творческой деятельности школьников / И.М. Красильников // Музыка в школе. - 2010. - №4. - С. 3-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.