Научная статья на тему 'ДИСЦИПЛИНА «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» В АСПЕКТЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА'

ДИСЦИПЛИНА «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» В АСПЕКТЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МИССИЯ / КУЛЬТУРА / ВКУС / МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Оксана Валерьевна, Карнаухова Вероника Александровна

В статье рассматриваются воспитательные аспекты работы педагога-музыканта, преподающего дисциплину «Слушание музыки» в музыкальной школе или школе искусств. Авторы размышляют об эволюции, которую претерпевает процесс восприятия классической музыки у младших школьников в процессе изучения этой дисциплины. В качестве одной из эффективных форм работы по воспитанию слушательского и аналитического опыта авторы предлагают ведение школьниками «Дневника слушателя».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова Оксана Валерьевна, Карнаухова Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINE "LISTENING TO MUSIC" IN THE ASPECT OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF TEACHER-MUSICIAN

The article deals with the educational aspects of the work of a teacher-musician who teaches the discipline «Listening to Music» in a music school or art school. The authors reflect on the evolution that the process of perception of classical music in primary school students undergoes in the process of studying this discipline. As one of the most effective forms of work on the education of listening and analytical experience, the authors suggest that students keep a «Listener's Diary».

Текст научной работы на тему «ДИСЦИПЛИНА «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» В АСПЕКТЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА»

5. Егорова Ю.Н., Малахова О.Ю. Подготовка профессионала железнодорожной отрасли с позиции современных образовательных технологий // Школа будущего. - 2015. - № 1. - С. 18-24.

6. Емец М.С., Попов А.Э., Криволапов В.Г., Адер А.В., Малахова О.Ю. Корреляционная зависимость профессиональных и образовательных стандартов при подготовке инженерных кадров в контексте реализации национальной системы квалификаций // ЦИТИТСЭ. - 2020. - № 2(24). - С. 291-307.

7. Малахова О.Ю. Современный менеджмент: перспективные направления развития // Научный поиск: теория и практика: альманах. - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - С. 124-126.

8. Преснов А.А., Трубенкова С.Н., Адер А.В. Компетентностный подход при формировании мотивационных аспектов маркетинговой культуры управления трудовой деятельностью работников предприятия // Реализация компетентностного подхода в сфере инженерной подготовки: монография. - Уфа, 2017. - С. 5-16.

Педагогика

УДК 371.486

студентка Анисимова Оксана Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ДИСЦИПЛИНА «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» В АСПЕКТЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Аннотация. В статье рассматриваются воспитательные аспекты работы педагога-музыканта, преподающего дисциплину «Слушание музыки» в музыкальной школе или школе искусств. Авторы размышляют об эволюции, которую претерпевает процесс восприятия классической музыки у младших школьников в процессе изучения этой дисциплины. В качестве одной из эффективных форм работы по воспитанию слушательского и аналитического опыта авторы предлагают ведение школьниками «Дневника слушателя».

Ключевые слова: музыкальная педагогика, воспитательная миссия, культура, вкус, метод.

Annotation. The article deals with the educational aspects of the work of a teacher-musician who teaches the discipline «Listening to Music» in a music school or art school. The authors reflect on the evolution that the process of perception of classical music in primary school students undergoes in the process of studying this discipline. As one of the most effective forms of work on the education of listening and analytical experience, the authors suggest that students keep a «Listener's Diary».

Keywords: Music pedagogy, educational mission, culture, taste, method.

Введение. В последние годы проблемы эстетического воспитания детей и юношества являются предметом обсуждения педагогов, социологов, психологов, культурологов, специалистов в разных областях гуманитарного знания. Педагога-музыканта обратиться к данной теме побуждают несколько причин: во-первых, возникла потребность обобщить опыт ведения дисциплин, включенных в процесс обучения в музыкальной школе и школе искусств, в частности, такого предмета, как «Слушание музыки» (к этому призывает осознание целей и задач этой дисциплины в современном детском музыкально-эстетическом образовании), во-вторых, задуматься над новыми реалиями заставила воспитательная миссия педагога-музыканта в новом культурном пространстве и цифровом обществе. Исследователь отмечает, что «Информационное общество меняет многие привычные феномены общества традиционного. К таковым относится, прежде всего, культура, которая выступает в качестве показателя того, что цивилизация переходит на новый этап развития» [2, c. 10].

Напомним, что дисциплина «Слушание музыки» была введена в программу школ искусств и музыкальных школ в конце девяностых - начале нулевых годов. Несмотря на то, что у многих педагогов уже тогда возник вопрос, нужен ли вообще новый предмет, если есть «Музыкальная литература», со временем он сам собой отпал, и дисциплина стала восприниматься большинством педагогов как необходимая и важная в музыкальном образовании. Можно вспомнить и предысторию появления этого предмета на рубеже столетий. Описанная во многих работах, методических пособиях и статьях, она уходит своими истоками в первые десятилетия ХХ века. В частности, А.Я. Селицкий отмечает: «Создатель курса «слушание музыки», Б. Яворский мыслил его как многолетний, самостоятельный, в высшей степени гибкий по тематическому содержанию, направленный на развитие "у детей способности непосредственно воспринимать музыку". Нередко занятие посвящалось изучению небольшого произведения, начинаясь его троекратным прослушиванием, после чего следовал подробный слуховой анализ всех средств выразительности, определивших характер прослушанного сочинения. Во многом близкие музыкально-образовательные идеи исповедовал Б. Асафьев. Ключевой пункт его педагогической концепции ... - музыка в школе есть "наблюдаемое явление"» [5, с. 133-134].

В ряде существующих на эту тему статей отмечается специфика дисциплины «Слушание музыки» и ее отличие от «Музыкальной литературы». В работе «Учебная дисциплина «Слушание музыки» в детской школе искусств: теоретический и методический аспекты» Б.Р. Иофис и Н.А. Царева пишут: «На современном этапе цель учебной дисциплины «Слушание музыки» корреспондируется с целью общего музыкального образования: «становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры». В этом контексте формирование культуры слушания музыкальных произведений можно рассматривать как предпосылку для музыкального и личностного развития детей, для последующего освоения ими разнообразного музыкального и понятийного материала, для приобщения их к музыкальному

искусству в целом. Из сказанного следует, что данный предмет ориентирован, прежде всего, на музыкальное и интеллектуальное развитие детей» [3].

К этому стоит добавить, что предмет, о котором идет речь, направлен и на духовно-эстетическое развитие, без которого немыслимо представить себе гармоничную личность. Однако, по сути, педагог, ведущий сегодня эту дисциплину, играет роль не только музыканта-воспитателя, но и культурного просветителя, ведь в орбиту его деятельности, диалога с ним, коммуникации, попадают не только дети, его ученики, но их сверстники, родители, члены семей. Поэтому преподаватель в данном случае выступает как тот, кто формирует вкус, музыкальную культуру и потребность в восприятии хорошей музыки в социуме -будь то классика, джаз, рок, любой стиль и жанр. Педагог является «гидом», «проводником» в мир прекрасного. Данное качество вполне соотносится с компетенциями, сформированными у педагога-музыканта в процессе получения собственного профессионального образования. Изучая компетентностный подход в условиях современной педагогики, исследователи пишут: «Определяя компетенцию как «Базовую характеристику личности, следствием которой является эффективное и/или превосходное выполнение работы», как некую установку на деятельность, ... рассматривают ее назначение только для выполнения действий. И.А. Зимняя рассматривает компетенцию как резерв, потенциал, не перешедший в употребление. И в таком понимании компетенции прослеживается связь с развитием личности. Необходимо, по нашему мнению, совмещение этих двух подходов» [6, с. 4].

В какой-то степени воспитательной функцией, т.е. способностью влиять на формирование личности, ее духовных и эстетических ориентиров, определяется и стратегия педагога в рамках продолжающей «Слушание музыки» дисциплины, «Музыкальной литературы», на что указывает А.И. Лагутин; «Зрелость. и мастерство придут тогда, когда преподаватель, свободно владея материалом предмета, в том числе и музыкальным, чувствуя уверенность в процессе преподавания, сможет все внимание сосредоточить на учениках, видя в каждом из них неповторимую личность, которой он должен отдать частицу своей души. Подтвердим сказанное словами чуткого и опытного педагога-воспитателя В.А. Сухомлинского: "В центре внимания мастера педагогического дела не содержание урока, а ученики, их труд, мышление, трудности."» [4, с. 33].

Цель данной статьи - раскрыть грани воспитательной деятельности педагога-музыканта, ведущего дисциплину «Слушание музыки». В задачи авторов входит: 1. определить линии музыкально-эстетического и духовного развития детей на протяжении первых трех лет обучения в музыкальной школе или школе искусств, а также воспитательные задачи педагога, ведущего дисциплину «Слушание музыки»; 2. представить возможные формы работы преподавателя с детьми; 3. выявить роль инновационных подходов в процессе преподавания данной дисциплины.

Изложение основного материала статьи. Из цели дисциплины «Слушание музыки» вытекают три основные задачи: 1. пробуждение эмоционального отношения к музыке; 2. формирование осознанного отношения к музыке; 3. создание основы для творческого отношения к собственной исполнительской деятельности. Остановимся на них подробнее. Первая из этих задач обусловлена тем, что у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку, прививать им опыт слушания и восприятия классики, воспитывать желание слушать ее и исполнять, способствовать развитию интереса к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью. Само по себе это произойти не может, т. к. окружающая современного человека «звуковая среда» не всегда наполнена образцами «высокого стиля», поэтому сегодня как никогда маленькому человеку необходимо воспитание слуха, эстетического вкуса и культурной памяти.

Вторая задача - формирование осознанного отношения к музыке - строится на том, что достигнуто на первом этапе. Школьнику важно приобрести опыт осознанного восприятия произведений, для этого ему требуется не только умение вслушиваться в звуковой «поток», отделяя главное от второстепенного, но и владение словом, способность описать свои эмоции и мысли. Этот этап очень важен и с точки зрения приобретения начальных музыкально-теоретических знаний и понимания средств выразительности -мелодии, ритма, фактуры, а также музыкальных образов, логики их развития. Таким образом, ребенок приближается к осознанию идейной основы сочинения, жизненности его содержания.

Третья задача - создание основы для собственной музыкально-исполнительской практики, решается не только в процессе восприятия музыки, но и в процессе исполнения даже небольших фрагментов классических произведений на уроках «Слушания музыки». Они могут и должны проигрываться как педагогом, так и детьми. Здесь данная дисциплина корреспондирует со специальностью и иными исполнительскими дисциплинами, входящими в процесс обучения ребенка в музыкальной школе или школе искусств. Этот этап, где закладываются основы музыкальной аналитики, становится важным и для грамотных меломанов, которые, возможно, не будут следовать по профессиональной музыкальной стезе, но охотно будут посещать различные, не только академические концерты, и для будущих профессионалов. Отметим, что он выступает как базовый в выстраивании преемственной связи между учебными дисциплинами: «Слушание музыки - Музыкальная литература - История музыки».

Отдельно необходимо выделить воспитательные задачи педагога, ведущего «Слушание музыки». Таковыми являются: расширение представлений детей о разных аспектах жизни и границах музыкального искусства через воздействие запоминающихся и доступных для них музыкальных произведений; обогащение их музыкального (и - шире - художественного, эстетического, духовного) опыта; развитие интереса к музыкальному творчеству, да и к искусству вообще; накопление музыкальных впечатлений, создание своего рода слухового багажа, основы музыкальной эрудиции, постепенное расширение спектра воспринимаемых и понимаемых ими стилей и жанров. Отметим, что, при грамотном и планомерном подходе в решении этих задач со стороны преподавателя, умения и навыки у детей, обучающихся данной дисциплине (а это школьники 1 - 3 классов), эволюционируют.

Так, в первом классе происходит восприятие разных аспектов музыкального искусства, в их связи с жизнью, в том числе выразительных и звукоизобразительных возможностей музыки. Тогда же закладываются основы для восприятия того, что является содержанием музыки, т. е. композиторских идей, музыкальных образов. Все это формируется не сразу, а постепенно, и призвано выработать у детей некую ориентацию в огромном мире музыки. С первых же уроков происходит и знакомство с основными элементами музыкального языка, приемами развития музыкальной ткани. Так, исподволь формируются и усваиваются первые музыкально-теоретические познания.

Накоплением слухового и аналитического опыта отмечен процесс обучения у школьников второго класса. Здесь уже может идти речь не только об элементах музыкального языка и приемах развития, но и о композиции произведений, более разнообразных образно-содержательных аспектах сочинений, о нюансах, гранях скрытого в них смысла. Слуховой анализ средств музыкальной выразительности должен быть нацелен в этом возрасте не только на интерпретацию идеи, заложенной автором музыки, но и на понимание характерных особенностей жанра произведения. Такое направление в обучении определяет развитие музыкального мышления детей, позволяет избежать примитивных толкований, не вполне корректных подчас внемузыкальных ассоциаций. Отметим при этом, что в рамках «Слушания музыки» и - особенно - на первых порах подобные ассоциации все же возможны. Поэтому вполне оправданны такие задания, как «нарисуй музыку», «расскажи о музыке», подбери стихи к музыке и проч., широко используемые педагогами.

В третьем классе происходит дифференциация в восприятии музыки, чему способствует накопление опыта слушания и понимания музыки. Детям в этом возрасте уже доступно размышлять о специфических свойствах музыки народной и авторской; общих и различных чертах в музыкальном наследии композиторов разных эпох и стран, о таком явлении, как музыкальная традиция. Происходит закрепление и оттачивание разных слуховых, аналитических навыков, а также разных форм музыкальной деятельности. Задачей становится усиление роли самостоятельной работы, творческих компонентов занятий.

Попробуем разобраться в том, какие подходы и методы в работе преподавателя будут способствовать подобной эволюции? Безусловно, пробуждению интереса у детей к восприятию музыки и его высокой степени, содействуют формы уроков, их драматургия, тот «жанр» и стиль, который избирает преподаватель для коммуникации со своими подопечными. В музыкальных пособиях, программах и методических рекомендациях, касающихся данной дисциплины, такими авторами, как Н.А. Царева [7], Е.Б. Лисянская, О.А. Марек [8] и др., предлагаются педагогические стратегии и формы проведения занятий «Слушания музыки». В их числе - урок-воспоминание, урок-исследование, урок-путешествие, дискуссия и проч. Заметим, что, какую бы форму не избрал сегодня педагог, необходимо стремиться к тому, чтобы беседа о музыке, (а это должна быть именно беседа, диалог) с ребятами была организована динамично и увлекательно. Избежать скуки на уроках поможет внедрение инновационных методов и новых технических средств. Желательно, чтобы занятия сопровождались презентациями, для чего необходимо позаботиться о создании видео- и аудио-коллекции, а также «рабочих тетрадей», заранее набранных на компьютере тезисов, облегчающих усвоение специфических понятий и терминов и избавляющих ребят от письменной работы или, по крайней мере, сводящей процесс записывания к минимуму. Оживляют занятия и составление различных кроссвордов, викторин, тестовых заданий, как правило, пробуждающих в школьниках азарт, стремление к соревнованию и - опять же - любопытство.

Не менее важным, однако, оказывается не только пробудить серьезное увлечение музыкой, потребность в ней, при общении с педагогом непосредственно в музыкальной школе, но и удержать его после, на дистанции, во время подготовки к этим урокам, домашней работы. Воспитательная миссия педагога в этом случае заключается в продумывании, поиске такой формы, которая, с одной стороны, отвечала бы задачам закрепления навыков, полученных на уроке, с другой, была бы экономична с точки зрения затрат ресурсов ребенка и родителей - времени, сил и проч. Один из возможных вариантов в данном случае - создание «Дневника слушателя музыки», в котором записи появляются по мере возникновения новых музыкальных впечатлений, продвижения вперед по дорогам искусства. «Дневник слушателя музыки», который может быть (при должном оснащении и возможностях) красочно оформлен, издан в цвете, представляет собой некую «Рабочую тетрадь» по дисциплине и имеет свои методические «фишки».

В подобном «Дневнике» содержатся конспекты по темам аудиторных занятий (теоретический и музыкальный материал), что избавляет детей от записывания на уроке, облегчает процесс запоминания специфических терминов, понятий, названий, имен и проч. Он снабжен визуальными и аудио-иллюстрациями (последние могут быть даны как в виде ссылок на электронные ресурсы, так и в виде записи на отдельном, приложенном к пособию носителе). Все это позволяет родителям и детям составить некую «дорожную карту», позволяющую прокладывать совместные индивидуальные маршруты по территории музыкального искусства. На страницах дневника содержатся также задания для выполнения на уроке и во время домашней работы. В идеале они должны соотносится с такими критериями, как доступность, емкость, краткость, понятность формулировок, иметь увлекательную и разнообразную форму, отвечая параметру «нескучная классика». Контрольные вопросы могут быть представлены здесь же, располагаться в хронологической последовательности и усложняться по мере изучения нового материала. Их целесообразно давать в конце учебной четверти, учебного года. По форме это могут быть стандартные вопросы (часть ответа при этом может быть уже впечатана в соответствующую строку, ученику останется только продолжить фразу), тесты, кроссворды, викторины, визуальные и звуковые, иные творческие задания, например, музыкальные «раскраски», с требованием придать тот или иной цвет определенным музыкальным инструментам, изображенным на странице. Здесь же могут быть представлены и задания, предлагающие слушание музыкального материала (дополнительное прослушивание или повторное, закрепляющее ту тему, которая обсуждалась во время какого-либо урока). В качестве заданий ad libitum могут быть предложения к ребятам описать свои новые музыкальные впечатления от музыки, услышанной в каникулярное время (новые записи в Интернете, филармонические концерты, посещение с родителями или друзьями-одноклассниками музыкального театра и т.д.) Наконец, ребенком может быть описана просто любимая музыка. Занесение подобных музыкальных впечатлений в дневник позволит преподавателю составлять программу факультативных прослушиваний, по типу «концертов по заявкам», что оживит общение с учениками, установит должный психологический контакт и будет способствовать интересу к предмету.

Выводы. Подводя итоги сказанному, заметим, что при всей сложности воспитательной и просветительской миссии педагога-музыканта на уроках «Слушания музыки», рано или поздно она принесет свои благодатные плоды. Воспитательная работа будет проходить более эффективно, если, учитывая реалии сегодняшней жизни, педагог не станет пренебрегать возможностями современных компьютерных технологий и средств. Так, находясь в условиях дистанционного обучения, он сможет опираться на потенции, которые предоставляет форма «Дневника слушателя». На наш взгляд, данное пособие может вполне эффективно работать и в форме электронного дневника, размещенного на одной из образовательных платформ.

Литература:

1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. статья Е.М. Орловой. - 2-е изд. - Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1973. - 142 с.

2. Афанасьев С.В. Обоснование актуальности разработки субстратно-атрибутивной модели информационной культуры в рамках философии культуры // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 3. - С. 10.

3. Иофис Б.Р., Царева Н.А. Учебная дисциплина «Слушание музыки» в детской школе искусств: теоретический и методический аспекты. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-distsiplina-slushanie-muzyki-v-detskoy-shkole-iskusstv-teoreticheskiy-i-metodicheskiy-aspekty/viewer - Дата обращения: 18.03.2021.

4. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. Учебное пособие. 4-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. - 176 с.

5. Селицкий А.Я. Бедная родственница. Музыкальная литература в детской музыкальной школе: о программе курса и многом другом // Музыкальная академия, 2004, № 1. - С. 133-137.

6. Сорокин А.Н., Яковлева Е.И., Фильченкова И.Ф., Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура // Вестник Мининского университета. 2021. Т.9, № 1. - С. 4.

7. Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. - 93 с.

8. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. - М.: «Пресс-соло», 1998. - 87 с.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат биологических наук Анохина Ася Сергеевна

Новокузнецкий институт (филиал)

Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк); магистрант Шипачева Татьяна Андреевна

Новокузнецкий институт (филиал)

Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк)

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПРИ ДЕФИЦИТАРНОМ РАЗВИТИИ

Аннотация. В статье рассматривается творческое воображение как важнейшая сторона детского творчества. Анализируются трудности формирования новых образов и специфика развития творческого воображения при дефицитарном развитии. Обосновывается необходимость разработки и апробации диагностической программы по изучению творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с дефицитарным развитием.

Ключевые слова: творческое воображение, дефицитарное развитие, старший дошкольный возраст, диагностическая программа.

Annotation. The article examines the creative imagination as the most important aspect of children's creativity. Difficulties in the formation of new images and the specificity of the development of creative imagination in case of deficit development are analyzed. The necessity of developing and testing a diagnostic program for the study of creative imagination in older preschool children with developmental deficits is substantiated.

Keywords: creative imagination, deficit development, senior preschool age, diagnostic program.

Введение. В последнее время все более остро встает вопрос о развитии творческой личности. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования диктует необходимость формирования творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать возникающие перед ней проблемы. Одним из важнейших процессов, который является основным компонентом в развитии творческой личности, является творческое воображение.

Творческое воображение позволяет создавать бесконечные комбинации на основе ограниченного набора имеющихся у нас представлений, является основой творческой деятельности и активно участвует в создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты научной, технической, художественной деятельности. Исследователи отмечают, что оно является центральным психическим новообразованием дошкольного детства и становится на этап своего активного развития в дошкольном возрасте [4; 5].

Специальные исследования Л.С. Выготского [4], М.Ю. Рау [10], Л.И. Фомичевой [13], посвященные проблеме творческого воображения и его роли в познавательном и творческом развитии, взаимосвязи с другими познавательными процессами и речью, позволяют сделать вывод об особой важности изучения и целенаправленного развития этого процесса у детей дошкольного возраста при дефицитарном развитии (с нарушением зрения, слуха).

Изложение основного материала статьи. Известно, что обеднение сенсорной сферы, недостаток речевого общения, ограничивающие приобретение знаний и представлений об окружающем и овладение способами преобразования имеющихся представлений, затрудняют формирование новых образов и обуславливают специфику развития творческого воображения у дошкольников при дефицитарном развитии. Исследователи отмечают бедность, ограниченность, шаблонность творческого воображения, искажение его образов и представлений (В.Е. Бубарева [1], Ю.А. Труханова [12], Л.И. Фомичева [13]). В коррекционной работе с детьми данной категории акцент делается на развитие речи, восприятия, мыслительных процессов, подготовку к школе, тогда как развитие творческого воображения происходит косвенно и стихийно, что не приводит к высоким результатам. В связи с этим необходима длительная и планомерная работа по его развитию и совершенствованию, но прежде всего, решение названных задач станет возможным при условии разработки и апробации диагностической программы по изучению творческого воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.