Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЕЦ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самакаева М.Ю., Присяжная Е.А.

В статье рассматриваются содержание, цель и задачи дисциплины «Слушание музыки» с позиции учебной программы «хореографическое образование» детской школе искусств и основные направления включения информационно-компьютерных технологий в содержание данного предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

1 2 © Самакаева М.Ю. , Присяжная Е.А.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург МАУК ДО «Детская школа искусств № 5», г. Екатеринбург

В статье рассматриваются содержание, цель и задачи дисциплины «Слушание музыки» с позиции учебной программы «хореографическое образование» детской школе искусств и основные направления включения информационно-компьютерных технологий в содержание данного предмета.

Ключевые слова танец, хореографическое образование, слушание музыки, информационно-компьютерные технологии.

Одной из важнейших задач реализации государственной культурной политики России, является обеспечение каждому ребенку широкого доступа к ценностям отечественной и мировой культуры в рамках общего и дополнительного образования. В последние годы усилился интерес детей и юношества к хореографическому искусству, о чем свидетельствует стабильно высокий набор в детские хореографические школы и студии, хореографические отделения детских школ искусств, танцевальные студии и другие танцевальные коллективы.

Будучи одним из старейших видов искусства, танец, основанный на пластике ритмичных движений, способен выразить любые человеческие чувства и эмоции. Танец предполагает теснейшую связь с другим видом искусств -музыкой, неслучайно обучение оперных певцов в России XVIII века осуществлялось в стенах танцевальной школы (классы «театрального танцева-ния») при Воспитательном доме.

Сегодня хореографические отделения детских школ искусств, ставящие своей целью предпрофессиональную подготовку учащихся, имеют в своем учебном плане предметы непосредственно связанные с танцем - классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой и бальный танец, ритмика и танец, беседы о хореографическом искусстве, а также дисциплины музыкально-теоретического профиля - слушание музыки и музыкальная грамота, музыкальная литература.

Первоначально «слушание музыки» было одним из видов деятельности учащихся на уроках музыки. Но уже в 20-е годы ХХ века в школьных про-

1 Доцент кафедры Художественного образования Уральского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук.

2 Преподаватель МАУК ДО «Детская школа искусств N° 5».

граммах по музыке (пению) оно было выделено в отдельный раздел, основными задачами которого стало ознакомление учащихся с лучшими образцами музыкального творчества, накопление у детей музыкальных впечатлений, развитие музыкальных способностей, потребности общения с музыкальным искусством, формирование и развитие эстетического и музыкального вкуса. На рубеже 20-30-х годов ХХ века - в годы становления начального профессионального музыкального образования - учебная дисциплина «Слушание музыки» появилась в учебных планах детских музыкальных школ. Содержание данного предмета разрабатывалось выдающимися музыкантами, учеными и педагогами Б.В. Асафьевым и Б.Л. Яворским. Авторы программы видели данный предмет как путь приобщения к музыкальному искусству на крепкой профессиональной основе с достаточной познавательной широтой [3]. Одна из первых программ по слушанию музыки для детских музыкальных школ была представлена в учебных планах 1927 года. Ее автором был М.С. Пекелис. Как отмечает И.Е. Домогацкая, данная программа «содержала ряд ценных указаний по методике преподавания данной дисциплины и явилась образцом для всех последующих учебных программ... Цель курса определялась как формирование целостного восприятия музыкального произведения», в качестве задачи курса стало «развитие музыкального мышления и восприятия учащихся и выявление выразительного значения музыкальной формы и ее элементов» [2, с. 3-4]. В 40-х годах дисциплина «Слушание музыки» исчезает из учебных планов детских музыкальных школ, и в дальнейшем данный предмет переименовывается в «музыкальную литературу» и его изучение отодвигается на более старший возраст детей [2]. Для начальных классов вводится предмет «Музыкальная грамота».

В конце 90-х годов ХХ века предмет «Слушание музыки» снова вводится в учебные планы детских музыкальных школ и детских школ искусств, а в качестве примерной предлагается программа преподавателя Московского музыкально-педагогического колледжа Н.А. Царевой. По мнению автора программы, предмет «Слушание музыки» должен быть «ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивание ими определенных понятий и терминов». Цель программы -«создание предпосылок для музыкального и личностного развития учащихся, воспитание культуры слушания музыкальных произведений, необходимой для последующего освоения нового музыкального и понятийного материала» [2, с. 7]. Содержание учебной программы «Слушание музыки» отражает основные составляющие музыкального искусства - музыкальный язык, средства музыкальной выразительности, построение и формы музыки, способы развития музыки, основные жанры музыкального искусства.

В качестве итогового результата изучения данного предмета предполагается, что учащийся должен «осознать мир музыкальных звуков как осо-

бую реальность, войти в которую возможно только через чувственное восприятие характера музыки». Для этого необходимо сформировать у ребенка первоначальные навыки слухового наблюдения музыки, с помощью которых учащиеся осваивают общие закономерности музыкальной речи и основные музыкальные знания, которые в свою очередь создадут «фонд» музыкальных впечатлений у юного музыканта [2, с. 7-8].

В учебном плане образовательной программы хореографического искусства для детских школ искусств в комплексе музыкально-теоретических дисциплин предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» занимает важное место. Данный предмет изучается 4 года. Содержание дисциплины определяется целями и задачами начального хореографического образования и теми возможностями, которыми предмет располагает для их реализации.

В рамках данного предмета параллельно с музыкальным и личностным развитием учащихся посредством воспитания культуры слушания музыкальных произведений предлагается изучение истории танца, освоение знаний о танцевальных жанрах и балетной музыке. Музыкально-теоретические знания («музыкальная грамота») даются с учетом специфики обучения хореографическому искусству.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении учащимися основных пластов мирового музыкального и хореографического искусства. Учащиеся знакомятся с особенностями танцевальной музыки, с терминологией классического и современного танцев, с разнообразными метроритмическими и структурными особенностями изучаемой музыки.

Данный предмет решает следующие задачи: формирование у обучающихся:

- основ музыкальной грамотности: первоначальных знаний о музыке, её жанрах, выразительных средствах её интонационно-образного языка;

- эмоционально-ценностного отношения к музыке: эмоциональной отзывчивости на музыку, интереса к ней, мотивации к восприятию музыкального и хореографического искусств;

- музыкального опыта: багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, навыков музыкального самовыражения в разнообразных формах музыкальной творческой деятельности.

Материал скомпонован в два блока: слушание музыки - изучение различных видов танцевальной музыки; музыкальная грамота - освоение музыкально-теоретических знаний на основе изучения произведений классической и современной танцевальной музыки.

Основные темы программы:

1 класс. Средства выразительности в музыке. Средства выразительности в танце. Древние культы. Обряды календарно-земледельческого и быто-

вого цикла. Маршевая и танцевальная музыка. Театральные жанры - опера, балет. Танец и музыка ХХ века.

2 класс. Инструментарий в музыке. Основы музыкальной формы. Театральные жанры - опера, балет. Танец и музыка ХХ века.

3 класс. Программная музыка. Жанры камерной музыки. Данскомпании в хореографии. Основные элементы классического танца. Танец и музыка ХХ века. Балеты на нетанцевальную музыку.

4 класс. Народная музыка в обработке классических композиторов. Народный танец. Циклические жанры инструментальной музыки. Основные понятия современного танца. Танец и музыка ХХ века. Выдающиеся музыканты и хореографы.

Основной формой проведения учебных аудиторных занятий является групповая форма в виде урока. Помимо аудиторских занятий программа предполагает внеаудиторную (самостоятельную) работу, предусматривающую выполнение домашних заданий, а также посещение детьми театров, музеев, концертов и культурных мероприятий.

Основными видами учебной музыкальной деятельности учащихся являются слушание музыки и ее анализ, на основе которых дети осваивают основные музыкально-теоретические знания - ритм, метр, тембр, динамика, темп, фактура, музыкальная форма, музыкальные жанры и др. Параллельно учащиеся также получают знания в области истории, теории и практики хореографического искусства - движение, пантомима, танцевальные движения, танцевальный рисунок; обрядовые, бытовые, классические, театральные танцы и т.п.

Занятия предусматривают следующие методы обучения: словесные -рассказ, беседа, проблемное изложение материала; наглядные - иллюстрация материала, демонстрация материала; практические - упражнения (графические, пластические, устные, письменные), творческие домашние задания, самостоятельные и контрольные работы. Для лучшего освоения изучаемого материала педагог может использовать следующие приемы: сравнение, анализ, сопоставление, контраста и тождества, подбор ассоциаций, преднамеренное изменение средств музыкальной выразительности, применение вопросов эвристического характера, пластическое интонирование, двигательное моделирование, составление плана танца с включение различных танцевальных движений и др.

Освоение содержания предмета «Слушание музыки» образовательной программы «Хореографическое искусство» основано как на аудио, так и на видео восприятии учебного материала, поэтому предполагает широкое применение современных информационных технологий, которые к сожалению еще не нашли должного применения в практике детских школ искусств.

В настоящее время информационные технологии являются одним из дидактических средств обучения, а также одним из важнейших путей повы-

шения результативности образования. Анализ научно-методической литературы (М.Ю. Бухаркина, Б. Дендёв, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, Д.Е. Проку-дин, И.В. Усков, Л.А Федина) показывает, что современная дидактика выделяет следующие возможности информационных технологий, непосредственно влияющие на реализацию задач дополнительного художественного образования:

- комплексное воздействие на восприятие пользователя, включая его эмоциональную сферу, за счет синтеза зрительных, слуховых и двигательных образов в едином объекте коммуникации;

- возможность осваивать информацию с собственной скоростью, мотивацией и направлением мысли [1].

Наиболее перспективными формами использования информационных технологий в образовательном процессе являются интерактивный урок, смешанный режим - электронный информационный ресурс и непосредственное общение учитель - ученик, дополнение к существующим учебным курсам и предметам.

Рассмотрим основные направления использования информационных технологий на учебной дисциплине «Слушание музыки».

При изучении темы «Маршевая и танцевальная музыка» учащиеся знакомятся с примерами торжественных, героических, военных, шуточных и сказочно-фантастических маршей; с танцами разных народов (гопак, трепак, казачок, лезгинка); с западноевропейскими танцами (полька, вальс, мазурка, полонез, менуэт). Здесь педагог может и должен показать учащимся видеопримеры изучаемых танцев, так как слуховые впечатления, подкрепленные зрительным рядом, помогут учащимся лучше понять важность единства (синхронности) танцевальных движений с метроритмом и темпом музыкального сопровождения. В качестве примеров могут быть использованы фрагменты видеозаписей балетов и опер ведущих театров мира, а также серия фильмов Аллы Сигаловой «Глаза в глаза» («Хоровод», «Гопак», «Лезгинка», «Жок», «Современный танец»), рассказывающих историю происхождения и особенности исполнения каждого танца.

Данную информацию педагоги и учащиеся могут найти на сайтах ТВ канала «Культура»: сайт «Бельканто» (Электронный ресурс -http://www.belcanto.ru/), сайт «Классик-онлайн» (Электронный ресурс -http://classic-online.ru).

Сегодня с помощью информационных технологий педагог может представить учащимся видеозаписи концертных выступлений общепризнанных танцевальных коллективов и выдающихся исполнителей с лучших концертных площадок и оперных сцен мира, таких как Опера Гарнье (Grand Opera), Ковент-Гарден, Венская опера, Большой театр и др.

Просмотр записей, подготовленных телеканалом «Культура», позволяющих одновременно воздействовать, как на эмоциональную, так и на ин-

теллектуальную сферу учащегося, помогает создать позитивную эмоциональную атмосферу на занятиях, добиться максимальной активизации внимания, сократить время на изложение нужной информации, поддерживать постоянный интерес у учащихся к изучаемому материалу, повысить мотивацию к обучению, познакомить с одним из эталонов исполнения, сформировать собственную точку зрения на изучаемые музыкальные и хореографические произведения. Кроме того, преподаватель имеет возможность остановить запись в любой момент, повторить нужный фрагмент, а учащийся в домашних условиях просмотреть видеоматериалы несколько раз.

Другим направлением использования информационных технологий на занятиях по «Слушанию музыки» должно стать обучение учащихся самостоятельному поиску необходимой информации на сайтах Интернета. Также современные информационные технологии могут быть использованы для создания различных форм контроля (игры, викторины, диктанты, творческие задания), ознакомления учащихся с интернет-ресурсами для поиска нужного учебного и иллюстративного материала, организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, создания электронных учебных пособий.

Информационные технологии как совокупность взаимодействия сложившихся традиций и новаций обладают потенциалом для повышения качества образования на хореографических отделениях ДШИ, так как являются полифункциональным средством познания, универсальной образовательной технологией, позволяющей увеличить количество аудио-, видеоучебной и художественной информации, активизировать познавательную, творческую деятельность каждого обучающегося.

Список литературы:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Авт.-сост. М.Ю. Бу-харкина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Е.С. Полат / Под ред. Е.С. Полат. -М.: Академия, 2000. - 272 с.

2. Царева Н.А. Слушание музыки: методическое пособие. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.

3. Шацкая В.Н. Основы программы по слушанию музыки в школе // Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. -М.: Просвещение, 1990. - С. 77-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.