Научная статья на тему 'Педагогические условия активизации профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы'

Педагогические условия активизации профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / PROFESSIONAL DETERMINATION / EARLY PROFESSIONAL ORIENTATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / CRITERIA / INDICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вертохина Анастасия Владимировна

Рассматриваются особенности раннего профессионального самоопределения учащихся. Выявляются педагогические условия повышения эффективности этого процесса, обосновываются критерии и показатели уровней профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вертохина Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL DETERMINATION STIMULATION OF THE CHILDREN'S CHOREOGRAPHIC SCHOOL STUDENTS

Features of early professional determination of students are disclosed. Pedagogical conditions of promotion the efficiency of this process are revealed, criteria and standards of professional determination of the students of the Children's choreographic school are stated.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия активизации профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы»

ИСКУССТВО В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37. 036+3 74 ББК Ч421.202.5

А. В. Вертохина

1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

ГСНТИ 14.27.21 Код ВАК 13.00.02 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное самоопределение; ранняя профессиональная ориентация; педагогические условия; критерии; показатели.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются особенности раннего профессионального самоопределения учащихся. Выявляются педагогические условия повышения эффективности этого процесса, обосновываются критерии и показатели уровней профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы.

A. V. Vertokhina

Lesnoy

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL DETERMINATION STIMULATION OF THE CHILDREN’S CHOREOGRAPHIC SCHOOL STUDENTS

KEY WORDS: professional determination; early professional orientation; pedagogical conditions; criteria; indices.

ABSTRACT. Features of early professional determination of students are disclosed. Pedagogical conditions of promotion the efficiency of this process are revealed, criteria and standards of professional determination of the students of the Children’s choreographic school are stated.

Русское хореографическое искусство как часть культурной сферы за последнее время претерпело радикальные изменения, проявившиеся в расширении жанрового и стилевого многообразия, развитии взаимодействия с другими составляющими системы искусств. Данные тенденции обусловили необходимость совершенствования профессиональной подготовки специалистов многочисленных профессиональных областей хореографии, следовательно, и совершенствования сис-

© Вертохина А. В., 2011

темы хореографического образования. Необходимая в хореографическом образовании ранняя профессионализация актуализирует проблему профессионального самоопределения на этапе школьного образования, которое до момента выбора профессии рассматривают как процесс развертывания отношений человека к своей будущей профессии и себе самому как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. Для школьника это выявление своего личного уровня профессио-

нально важных качеств, необходимых для овладения будущей специальностью; сознательный подход к утверждению собственной позиции в профессиональном выборе (О. А. Коноп-кин, Т. В. Кудрявцев, Э. А. Фарапонова).

Для того чтобы профессиональное самоопределение было максимально результативным, а выбор профессионального пути оптимальным, требуется активная позиция самого человека, являющаяся в юношеском возрасте во многом результатом активизации профессионального самоопределения. При активизации профессиональное самоопределение становится более подвижным и приобретает целенаправленность. Благодаря этому учащиеся с большей интенсивностью осуществляют поиск своего места в мире профессий и вносят осознанные коррективы в «вектор» своего профессионального становления.

Детские хореографические школы, основной курс обучения которых учащиеся завершают в возрасте 13—14 лет (т. е. за 2—3 года до окончания общеобразовательной школы), создают необходимые условия для разностороннего хореографического развития и профессионального самоопределения ученика в соответствии с его намерениями, индивидуальным темпом развития способностей, потребностями. В целях обеспечения непрерывности образования по выбранному профилю искусства Детская хореографическая школа предоставляет учащимся возможность продолжить обучение: в учреждении создаются классы ранней профессиональной ориентации, куда большинство юношей и девушек приходят с целью подготовки к поступлению в профессиональные высшие и средние учебные заведения.

Для старшеклассников, которые скоро вступят во взрослую жизнь, детская хореографическая школа представляет собой модель профессиональной среды, где центральным звеном является хореографическое искусство, а также представлены профессии, связанные с хореографией непосредственно и опосредованно (балетмейстер, хореограф, танцовщик, педагог-репетитор,

режиссер-постановщик, искусствовед, концертмейстер балета и др.). Данные возможности образовательного пространства дают импульс к наиболее отчетливому проявлению потребностей и мотивов, ценностных ориентаций, отношений, связанных с профессиональным самоопределением, установлению доминирующих профессионально важных качеств личности и моделированию будущей профессиональной деятельности учащихся в сфере культуры и искусства.

Классы ранней профессиональной ориентации в большинстве детских хореографических школ работают в соответствии с «Примерным учебным планом образовательных программ хореографического искусства ранней профессиональной ориентации» (2003), в котором кроме инвариантной составляющей (классический танец, народносценический танец, современный танец, историко-бытовой танец, история хореографического искусства, сценическая практика) включена вариативная часть (предметы по выбору учащегося). Обучение согласно инвариантной части данного плана дает значительные возможности ученикам в расширении и приобретении новых знаний, умений и навыков по различным направлениям хореографического искусства. Однако вариативная часть примерного учебного плана не содержит отчетливых установок на предметы, освоение которых напрямую способствовало бы формированию профессионального самоопределения обучающихся. Данное обстоятельство потребовало от руководства Детской хореографической школы г. Лесного Свердловской области выявить педагогические условия, способствующие активизации процесса профессионального самоопределения старших школьников и стимулированию их ответственности за свой профессиональный выбор.

В научной литературе под педагогическими условиями рассматривают «результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения» [1. С. 124], «внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существен-

ное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса» [3. С. 127].

Педагогическими условиями активизации профессионального самоопределения учащихся в Детской хореографической школе г. Лесного стали:

- ориентирование содержания образования на личностно значимые смыслы образования для учащихся и его обогащение посредством включения разноплановых элективных курсов, способствующих расширению кругозора, накоплению и систематизации знаний школьников о профессиях в сфере культуры, искусства и художественного образования;

- предоставление учащимся возможности приобретения первоначального опыта профессиональной деятельности в сфере хореографического искусства посредством участия в профессиональных пробах;

- активное введение учащихся в процесс целеполагания, планирования, рефлексии собственной учебнотворческой деятельности и отслеживания личностных достижений в процессе профессионального самоопределения.

Данные условия были реализованы в естественном учебном процессе класса ранней профессиональной ориентации. На содержательном уровне образования в вариативную часть учебного плана были введены следующие учебные дисциплины «Композиция и постановка танца», «Профессиональное самоопределение» и «Хореография в системе искусств». На технологическом уровне использовались индивидуальные траектории профессионального развития каждого учащегося класса ранней профессиональной ориентации (личностно ориентированное обучение) и широкое внедрение проектного метода, обеспечивающего возможность участия каждого ученика в профессиональных пробах.

Целью учебной дисциплины «Композиция и постановка танца» является

ознакомление учащихся с основными законами драматургии и их воплощением в хореографическом искусстве.

Задачи дисциплины: закрепление и расширение у учащихся имеющихся знаний о жанрах хореографического искусства; ознакомление их с тенденциями развития стилей и направлений современного мира хореографии; изучение образцов выдающихся балетмейстерских работ зарубежного и русского хореографического искусства; приобщение к шедеврам мировой народной, классической и современной музыки, умножение музыкальной эрудиции; освоение приемов составления хореографической композиции, активизация творческого потенциала учащихся; формирование их эстетического вкуса и внутренней культуры.

Освоение содержания предмета осуществляется на лекционно-практических занятиях и через выполнение творческого проекта каждым учащимся индивидуально или группой учащихся.

Лекционный материал сгруппирован в 11 тем: «Хореография как искусство. Зарождение, становление, развитие профессии хореографа», «Язык хореографического искусства. Ж. Ж. Новер “Письма о танцах и балетах”», «Создание художественного образа средствами хореографии. Выразительные средства танца», «Элементы музыкальной речи», «Основные элементы сценического искусства. Музыка и хореография как элементы сценического целого», «Композиция танца: правила построения, стадии разработки. Музыкальная форма», «Народный танец. Образы русского фольклора в творчестве балетмейстеров И. Моисеева, Н. Надеждиной, Т. Устиновой. Народно-сценический танец. И. Моисеев об искусстве балетмейстера. Музыкальное сопровождение в композициях народного танца», «Классический танец. Характерный танец. Танцевальные страницы западноевропейской и русской классической музыки», «Современный танец. Многообразие музыки ХХ—ХХ1 веков», «Эстрадный танец. Аранжировка музыкальных произведений», «Стилизация в хореографии и в музыке», «Детский танец. Классическая музыка для детей.

Детские сцены в оперных и балетных спектаклях».

На лекционных занятиях школьники получают представление о зарождении, становлении и закономерностях развития балетмейстерского искусства, приобретают теоретическую основу видения проявлений основных законов драматургии в хореографическом искусстве. Практическая часть занятий включает в себя просмотры видеоматериалов, работу с художественно-иллюстративным материалом, слушание и элементарный анализ музыки.

Итоговая аттестация учащегося проходит в форме защиты им индивидуально или в составе группы творческого проекта — разработки хореографической композиции.

Учебная дисциплина «Хореография в системе искусств» нацелена на формирование у учащихся целостного представления о развитии хореографии во взаимодействии с другими составляющими системы искусств. Задачи учебной дисциплины: развитие у

школьников устойчивого познавательного интереса в области хореографического искусства; закрепление полученных ранее и расширение имеющихся знаний по истории хореографического искусства; расширение спектра интересов и представлений о будущей собственной профессиональной деятельности; формирование навыка самостоятельной оценки художественных явлений в мире танца и аргументации собственного мнения в вопросах истории и современности хореографического искусства.

Содержание курса, скомпоновано в 16 тем: «Эволюция танца с древнейших времен до современности», «Народный танец и профессиональное хореографическое искусство», «Профессиональные творческие коллективы народного танца», «Народные истоки бального танца. Европейская танцевальная культура ХУ1—Х1Х веков. Культура балов в России», «Становление и развитие балетного жанра», «Метаморфозы балета от романтизма до современности», «Индивидуальность актера в создании хореографического образа. Легенды мирового балета»,

«Костюм и танец», «Танец и изобразительное искусство», «Танец и литература», «Театр массовых зрелищ», «Танец на льду», «Хореографическое искусство и спорт», «Фестивали, конкурсы, концерты...», «Культура движения и здоровье человека», «Хореографическое образование в России: истоки и современность».

Данный предмет позволяет учащимся расширить имеющиеся знания в области истории и теории хореографического искусства, получить представление о месте хореографии в мировом культурном пространстве и жизни человеческого общества на разных этапах его существования.

Формами проведения текущей аттестации учащихся по данной учебной дисциплине являются блиц-опрос, выполнение творческих заданий на уроке или дома, подготовка устного выступления по определенной теме (в том числе и для проведения занятий в младших классах), тестирование.

Введение в вариативную часть учебного плана предмета «Профессиональное самоопределение» рассматривается в учреждении как ориентационная и информационная поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Цель предмета: активизация профессионального самоопределения учащихся посредством специальной организации их учебно-творческой деятельности, ориентации на круг профессий искусства, культуры и художественного образования в сфере хореографического искусства.

Задачи учебного предмета:

- формирование профессиональных представлений в области хореографического искусства;

- оказание педагогической помощи в выявлении и совершенствовании собственных личностных и профессионально значимых качеств, необходимых для успешного профессионального самоопределения;

- повышение уровня психологической компетенции посредством вооружения их соответствующими знаниями, умениями;

- ориентация на адекватный профессиональный выбор;

- стимулирование потребности в самосовершенствовании;

- формирование позитивных установок относительно реализации себя в будущей профессии; помощь в выборе траектории профессионального образования.

Содержание трех разделов курса — «Человек в современном мире профессий», «Я и моя будущая профессия. Самопознание на пути к профессиональному выбору», «Я и другие. Взаимоотношения людей в профессиональной среде» — охватывает широкий спектр проблем профессиональной среды хореографического искусства и ориентирует учащихся на выбор профессий в этой сфере. Тематика занятий, например, «Мир профессий — постоянно обновляющаяся область знаний человека. Самоопределение в жизни. Самоопределение в профессии», «Многообразие профессионального пространства в сфере искусства и культуры. Факторы, влияющие на выбор профессии», «Моя индивидуальность: темперамент, память, внимание, мышление, эмоции, саморегуляция», «Планирование траектории профессионального образования» и др., предполагает свободную дискуссию между участниками образовательного процесса.

Значительное количество учебного времени отводится практическим работам, так как непосредственное участие школьников в подготовке и проведении занятий повышает их активность в профессиональном самоопределении. Комплекс предусмотренных программой курса адаптированных активизирующих методик позволяет школьникам сопоставить свои профессиональные намерения и возможности с требованиями профессий, перенести ситуацию сопоставления на проблему профессионального самоопределения. Результаты тестовых испытаний и данные диагностики помогают учащимся представить структуру своих способностей, интересов, увидеть проблемы в своем развитии и наметить пути их преодоления.

В процессе изучения курса применяются разнообразные формы организации занятий с применением активизирующих методов обучения (комби-

нированные уроки, конференции,

«круглые столы», пресс-конференции, индивидуальные и групповые беседы; демонстрации видеофильмов с последующим обсуждением, встречи с представителями отдельных профессий, диспуты, конкурсы и др.).

Итоговая аттестация учащихся проходит в форме защиты коллективного проекта «Справочник профессий в сфере хореографического искусства» и презентации собственного «Портфолио достижений».

Для проверки эффективности педагогических условий активизации профессионального самоопределения выпускников детской хореографической школы было проведено опытное исследование, которое осуществлялось в условиях естественного педагогического процесса в период 2004—2011 гг. Полный цикл опытной работы, охватывающий 1 учебный год, был проведен шесть раз в течение 7 лет при участии 63 учащихся.

Под уровнем профессионального самоопределения принято понимать степень самостоятельности и ответственности юношей и девушек в определении и осуществлении жизненных и профессиональных планов, глубину осознания ими смысла выбираемого и осваиваемого труда. Поэтому проверка эффективности определенных нами педагогических условий активизации профессионального самоопределения учащихся класса предпрофессиональ-ной подготовки осуществлялась нами с помощью наблюдения, анкетирования, тестирования, бесед с родителями и учащимися.

«Методические рекомендации по определению содержания образования и разработке требований к уровню подготовки выпускника детской школы искусств» (Приложение № 1 к письму Министерства культуры Российской Федерации от 18.05.2004 г. № 626-0632) Научно-методического центра по художественному образованию Министерства культуры России предлагают при определении уровня подготовки выпускника учитывать такие показатели, как: степень овладения знаниями, умениями, навыками; показатели лич-

ностного развития (как результата образования): сформированность познавательных интересов и потребностей, устойчивость мотивации к художественной деятельности, развитие интеллектуальной сферы ребенка, волевых и эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в различных видах искусств как в самой детской школе искусств, так и после ее окончания [5]. Данные показатели были объединены нами в четыре группы, которые явились критериями профессионального самоопределения школьников.

Первый критерий — мотивационноценностный (оценка интересов, потребностей, ценностных ориентаций, связанных с профессиональным самоопределением) — отражает устойчивость мотивов и ценностей, служит выявлению личностного смысла, целей обучения и выражается в потребности в хореографической деятельности.

Второй критерий — когнитивный (знание специфики профессии; знание видов деятельности, связанных с хореографическим искусством; умения, представления, компетенции в области профессиональной сферы хореографического искусства, знание осознанной саморегуляции учебной деятельности) — выражается в глубине познавательных интересов в области непосредственной профессиональной хореографической деятельности и профессиональной деятельности, связанной с хореографией опосредованно; в осознании учащимся своих индивидуальных особенностей, профессионально значимых свойств и адекватной самооценке собственных возможностей применительно к избираемой профессии; в степени владения способами и приемами организации своей учебно-профессиональной деятельности (целепо-лагание, планирование, коррекция действий, самооценка результатов).

Третий критерий — эмоциональноволевой — представлен готовностью учащегося к совершению волевых усилий и реализации этих усилий, знаниями особенностей психических процессов и выбором на основе этих знаний целесообразных способов и прие-

мов учебной работы, степенью удовлетворенности результатами деятельности и эмоциональным выражением этого состояния.

Четвертому критерию — действенно-практическому (уровень профессионально значимых качеств, степень оперирования приобретенным багажом знаний и умений, конкретные действия по воплощению намеченных профессиональных планов) — соответствуют такие показатели, как интенсивная творческая самостоятельная деятельность, посвящение значительного объема свободного времени предмету профессионального интереса.

Степень проявления каждого показателя позволила определить уровни (высокий, средний и низкий) развития профессионального самоопределения выпускников.

В нашем исследовании к имеющим высокий уровень профессионального самоопределения были отнесены учащиеся, показывающие устойчивый интерес к хореографическому искусству; ориентирующиеся в своей танцевальной деятельности на лучшие образцы хореографического искусства; стремящиеся подробно узнать о профессиональной деятельности, связанной с хореографией опосредованно; имеющие высокую потребность в хореографической деятельности; расценивающие обучение в классе ранней профессиональной ориентации как подготовку к поступлению в профильное высшее или среднее профессиональное учебное заведение (мотивационно-ценностный критерий); имеющие достаточно обширные знания в области хореографического искусства, четкое представление о многообразии сфер хореографической деятельности и пробующие себя в различных позициях (хореограф, критик, постановщик и др.); ставящие в своей учебной и самостоятельной работе четкие цели, корректирующие свои действия, адекватно оценивающие свои возможности (когнитивный критерий); старающиеся самостоятельно преодолевать возникающие затруднения; проявляющие адекватные эмоциональные переживания в ситуациях успеха или неуспеха; обладающие зна-

ниями об особенностях психических процессов личности и на основе этих знаний выбирающие целесообразные способы и приемы учебной работы (эмоционально-волевой критерий); обладающие умениями сочетать различные виды деятельности, связанной с хореографическим искусством, и применять эти умения в разнообразных условиях (во внеклассных мероприятиях, конкурсной деятельности и др.); владеющие навыками самостоятельной работы над исполнением хореографических композиций; принимающие активное участие во всех предлагаемых танцевальных проектах; ведущие поиск оригинальных решений в выполнении творческих заданий (действенно-практический критерий).

К имеющим средний уровень самоопределения были отнесены учащиеся, проявляющие значительный интерес к одной из сторон (привлекательной для себя) какой-либо профессии в области хореографии; отдающие предпочтение содержательным образцам хореографического искусства перед развлекательными; использующие в учебнохореографической деятельности большей частью готовую информацию; имеющие потребность в хореографической деятельности; расценивающие обучение в классе ранней профессиональной ориентации как приобретение знаний, умений и навыков, которые будут полезны в процессе обучения в высшем или среднем профессиональном заведении не обязательно по данному направлению (мотивационноценностный критерий), имеющие знания в области хореографического искусства в рамках образовательных программ школы, а также общее представление о многообразии сфер хореографической деятельности; руководствующиеся в своей учебной и самостоятельной работе целями, поставленными педагогом; испытывающие некоторые затруднения при аргументации степени соответствия своих возможностей требованиям профессии, следствием чего становится завышенная или заниженная самооценка; в качестве профессиональных проб охотнее выбирающие наиболее привлекательные для себя

позиции (когнитивный критерий); старающиеся самостоятельно преодолевать возникающие затруднения; проявляющие не всегда адекватные эмоциональные переживания в ситуациях успеха или неуспеха; обладающие достаточными знаниями об особенностях психических процессов личности для выбора целесообразных способов и приемов учебной работы (эмоционально-волевой критерий); обладающие достаточными умениями в одном-двух видах деятельности, связанной с хореографическим искусством; недостаточно владеющие навыками самостоятельной работы над исполнением хореографической композиции; принимающие участие в наиболее привлекательных для себя танцевальных проектах, предпочитающие в процессе профессиональных проб «роли второго плана» (действенно-практический критерий).

К имеющим низкий уровень профессионального самоопределения были отнесены учащиеся, имеющие определенный интерес к хореографическому искусству, ориентирующиеся в своей танцевальной деятельности на хореографические композиции развлекательного характера; не стремящиеся приобрести знания о различных профессиях в области хореографии; в незначительной степени испытывающие потребность в хореографической деятельности; не связывающие обучение в классе ранней профессиональной ориентации с дальнейшим профессиональным образованием (мотивационно-ценностный критерий); имеющие поверхностные знания в области хореографического искусства; недостаточные представления о многообразии сфер хореографической деятельности; отказывающиеся пробовать себя в различных позициях (хореограф, критик, постановщик и др.); не имеющие в своей учебной и самостоятельной работе четких целей, не умеющие корректировать свои действия, адекватно оценивать свои возможности (когнитивный критерий); не старающиеся самостоятельно преодолевать возникающие затруднения; проявляющие неадекватные эмоциональные переживания в ситуациях успеха или неуспеха; не обладаю-

щие знаниями об особенностях психических процессов личности; выбирающие способы и приемы учебной работы, предложенные педагогом (эмоционально-волевой критерий); обладающие умениями только в одном-двух видах деятельности, связанной с хореографическим искусством; не владеющие навыками самостоятельной работы над исполнением хореографической композиции; принимающие участие в наиболее привлекательных для себя танцевальных проектах, в процессе профессиональных проб занимающие выжидательную позицию (действеннопрактический критерий).

Косвенными показателями активизации профессионального самоопределения учащихся являлись также результативность конкурсных выступлений на различном уровне (международном, всероссийском, межрегиональном, областном), качество успеваемости и количество учащихся, продолживших свое профессиональное хореографическое образование в высших и средних профильных учебных заведениях.

Для выявления уровня профессионального самоопределения учащихся по когнитивному и действенно-практическому критериям нами были разработаны и предложены задания, которые включали элементы исполнительской, балетмейстерской, искусствоведческой, профессионально-педагогической хореографической деятельности. Учитывалось, что задания должны удовлетворять следующим требованиям:

- охватывать разнообразные виды учебно-хореографической деятельности, включать высокохудожественные образцы хореографического искусства;

- стимулировать к работе с информацией (приобретение, накапливание, систематизация) о специфике профессий, связанных с хореографическим искусством (условия труда, трудности профессиональной деятельности, требования, предъявляемые профессией к личностным качествам и индивидуальным особенностям человека, и др.);

- мобилизовать внимание и волевые усилия учащихся для качественного выполнения заданий, вызывать эмоциональные переживания;

- провоцировать необходимость профессиональных выборов и разработку способов саморегуляции.

Задания были следующие:

1) подготовка и исполнение конкурсной хореографической композиции;

2) участие в программе просветительского характера (на выбор — в качестве исполнителя хореографического номера, ведущего, автора текстов и др.);

3) составление страницы «Справочника профессий в сфере хореографического искусства» в рамках школьного проекта;

4) разработка фрагмента хореографического спектакля;

5) самостоятельная оценка собственного выступления в концертной программе или спектакле.

Выполнение заданий учащимися

являлось составной частью школьных проектов, например «Неделя профессий», конкурс солистов «Импровизация NON STOP», школьный журнал «Танцевальная мозаика», совместные проекты с образовательными учреждениями города «Детская танцевальная академия», «Под сенью дружных муз» и др. Для повышения стимула учащихся в профессиональном самоопределении и самооценки выполнения заданий им было предложено создать «Портфолио учащегося», в котором должны были фиксироваться не только результаты деятельности, но и усилия, приложенные к их достижению.

Для выявления уровня профессионального самоопределения по мотивационно-ценностному критерию использовались методики, направленные на диагностику профессиональных интересов и ценностей, мотивов учебной деятельности: тест «Профессиональная готовность к выполнению трудовой деятельности» Л. Н. Кабардова [2. С. 132], методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) [Там же. С. 182], дифференциально-диагностический опросник (Е. А. Климов) [4. С. 79], адапти-

рованные к нашим условиям. При выявлении соответствия показателей по когнитивному критерию применялись методики, направленные на определение уровня знаний о мире профессионального труда и уровня собственных способностей и возможностей, уровня познавательных умений (Т. Л. Павлова,

B. А. Поляков, Г. К. Селевко, С. Н. Чистякова).

Диагностика по эмоциональноволевому критерию осуществлялась с использованием опросника эмоциональной направленности личности и методики определения силы воли (А. В. Батаршев) [2. С. 150], опросника «Определение уровня стрессоустойчи-вости» (А. Я. Кибанова) [Там же.

C. 140].

При диагностике уровня профессионального самоопределения по действенно-практическому критерию проводились наблюдения, беседы с учащимися и преподавателями.

Опытно-экспериментальное исследование по проверке эффективности педагогических условий активизации профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы позволяет сделать ряд выводов.

Широкий спектр основных предметов и предметов по выбору учебного плана детской хореографической школы обеспечивает учащимся большие возможности в приобретении знаний, умений и навыков в разных жанрах и по различным направлениям хореографического искусства.

В классе допрофессиональной подготовки повышению содержательного уровня образования способствует введение в вариативную часть учебного плана дисциплин, освоение которых напрямую связано с профессиональным самоопределением обучающихся. Занятия по программе «Композиция и постановка танца» развивают лексическую память учащихся, воображение, совершенствуют осознанное применение исполнительских навыков в собственной творческой деятельности.

В процессе обучения по программе «Хореография в системе искусств» на практических занятиях в ходе просмотров учебных видеоматериалов об искус-

стве танца и балетных спектаклей, при работе с различными информационными источниками о хореографическом искусстве (периодическая печать, ресурсы системы Ш:ете^) учащиеся вырабатывают собственные суждения по рассматриваемой теме, закрепляют навыки обоснования и аргументации личного мнения, что необходимо выпускнику школы для дальнейшей учебы в профессиональном среднем или высшем учебном заведении.

В ходе освоения предмета «Профессиональное самоопределение» происходит рефлексивное осмысление учащимися диагностических мероприятий и оценка уровня собственных возможностей. Это помогает старшеклассникам сделать осознанный выбор линии профессионального образования согласно собственным интересам и намерениям применительно к сфере культуры, искусства и художественного образования.

Выход на новый технологический уровень посредством внедрения в учебно-воспитательный процесс проектной технологии отвечает современным тенденциям в образовании и позволяет полнее использовать образовательные ресурсы детской хореографической школы в формировании и выявлении доминирующих профессионально значимых качеств личности каждого учащегося.

Предлагаемый старшеклассникам выбор профессиональных проб посредством участия в разнообразных творческих проектах дает им возможность приобрести первоначальный профессиональный опыт в художественной сфере.

Выявление уровня профессионального самоопределения школьников по приведенным выше критериям и показателям позволяет достаточно объективно диагностировать эффективность педагогических условий активизации профессионального самоопределения учащихся и рационально использовать ресурсы детской хореографической школы для содействия выпускникам в их профессиональном самоопределении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. АНДРЕЕВ В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань : Центр инновационных технологий, 2000.

2. БАТАРШЕВ А. В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2009.

3. БОРЫТКО Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : моногр. / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград : Перемена, 2001.

4. ТЕСТЫ для выбирающих профессию / сост. А. М. Кухарчук, В. В. Лях, С. Г. Макарова. Минск : Современная школа, 2008.

5. СБОРНИК инструктивных и методических материалов для образовательных учреждений искусств. М., 2004. Вып. 9.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. Н. Ю. Перевышина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.