ОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
Т. В. Кошелева
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются активизирующие психолого-педагогические технологии профессиональной ориентации учащихся на психолого-педагогическую профессию в системе «школа — вуз» в условиях средней общеобразовательной школы. Анализируется методическое решение проблемы в процессе применения активных форм и методов в практико-ориентированном обучении. Ключевые слова: профессиональная ориентация, непрерывность и преемственность, активизирующие формы и методы.
The article considers the trigger psychological-pedagogical technologies of the professional orientation of the students of the psychological and pedagogical profession in the system "school-high school" in the conditions of secondary school. Examines the methodological solution of the problem in the process of applying the active forms and methods in the practice-oriented training.
Key words: professional orientation, continuity and sustainability, activating the forms and methods.
Современный интерес в России к научной психологии и психологической практике не является веянием моды. В настоящее время профессия педагога-психолога становится массовой, поэтому актуальность приобретает проблема выявления и подготовки учащихся общеобразовательных школ на психолого-педагогические профессии. Непрерывное повышение качества характера и содержания труда педагогов и психологов требует от них высокого профессионализма, умения ориентироваться в информационном пространстве, творчески мыслить, принимать профессиональные решения и нести за них ответственность. От этого зависит успешное вхождение учащихся в мир профессионального труда, которое предполагает умение свободно ориентироваться и осознанно принимать решения относи-
тельно выбора своего профессионального будущего.
Об актуальности проблем профессиональной ориентации свидетельствуют «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», в которых профессиональная ориентация рассматривается как приоритетное направление развития системы образования.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулированы требования к современной школе, переход школы к деятельностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности, подготовка конкурентоспособного выпускника, способного творчески мыслить, находить
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 173-179 173
И
г
нестандартные решения, проявлять инициативу. Поэтому для создания модели «Новой школы» одной из задач определена необходимость сформировать систему профессионального самоопределения учащихся с учетом возрастных особенностей ребенка, которая должна носить непрерывный характер на протяжении всего периода его воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста.
Коренные изменения в области образования диктуют необходимость поиска новых подходов и путей совершенствования профессиональной ориентации на психолого-педагогическую профессию, начиная со школьного обучения, с целью подготовки учащихся к обучению в высших учебных заведениях. Поэтому уже в школе должна решаться эта стратегическая задача, в частности — посредством различных активных форм и методов профориентационной организации по подготовке учащихся, ориентированных на профессию психолога.
В понимании «метода» (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) следуем определению, где он рассматривается как «способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности». Выделим наиболее применяемые традиционные методы формирования профессионального самоопределения старшеклассников на психолого-педагогическую профессию: такие как беседа, лекция, дискуссия, деловая игра, проблемные методы и др. (3).
Однако следует заметить, что традиционные методы формирования психологической направленности не в полной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня, поэтому применение в профориентацион-ной работе нетрадиционных методов, по нашему мнению, в значительной степени помогают формированию профессиональной готовности учащихся на психолого-педагогическую профессию.
Более подробно остановимся на нетрадиционных методах, используемые в про-
фориентационной работе в школе, предложенные Н.С. Пряжниковым (4), которые несут в себе активизирующий потенциал, так как базируются на методах, заимствованных из психотерапии, клинической и социальной психологии. Активизирующие методики личностного и профессионального самоопределения предназначены для стимулирования размышлений подростков и старшеклассников о собственных перспективах жизненного самоопределения. В целом, по словам Н.С. Пряжникова (5), активизирующие опросники — это «своеобразная игра в тесты». Говоря об игре, многие психологи и педагоги вкладывают в это слово глубокий смысл, ведь известно, что игра является одним из сложнейших явлений и ещё не до конца понятым методом работы.
Профориентационные игры с классом позволяют нам рассмотреть ценностно-смысловые аспекты профессионального выбора; планировать дальние и ближние перспективы профессионального развития; рассмотреть различные внешние и внутренние препятствия на пути к профессиональным и жизненным целям. Игровые профориентационные упражнения и микроситуации позволяют моделировать различные элементы профессионального общения, связанные обычно с конфликтностью отношений, где участниками демонстрируются поддержка и эмпатия. Особенностью использования карточных профконсультационных методик является их высокая динамичность, позволяющая охватывать моделируемую жизнь в целостности, а не «зарываться» в обсуждении частных вопросов. С помощью бланковых карточных профконсультационных игр возможно решать проблемы личностного и профессионального самоопределения в более простых формах. Особой группой активизирующих методов являются схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения. Психологический смысл их использования заключается в возможности максимально обобщённого рассмотрения наиболее сложных вопросов, связанных с принятием решения и
планирования перспектив развития самоопределяющегося человека.
Особое значение при формировании профессионального самоопределения отводится формам проведения занятий. Под формой чаще понимается внешнее выражение того или иного содержания процессов и явлений окружающего мира. Рассмотрим наиболее популярные формы, используемые в профессиональной ориентации учащихся [3].
Индивидуальная форма направлена на личное взаимодействие профконсультан-та и учащегося. Она позволяет индивидуализировать содержание и методы работы, отслеживать и непосредственно воздействовать на поступки и действия учащегося, что повышает уровень достоверности получаемых результатов, даёт наиболее полное знание об индивидуальном мире учеников. Однако в нашей стране профконсультантов или педагогов, выполняющих эту работу, на сегодня недостаточно.
Поэтому основной является групповая форма. Она чаще проводится в виде тре-нинговых занятий, классных часов, деловых игр и помогает участникам повысить самооценку, усилить мотивацию на выбор профессии, овладеть поведенческими навыками, приобрести новые знания о будущей деятельности и т.д. Групповая консультация является эффективным способом профессионального просвещения и информирования, повышения уровня психологической компетентности в вопросах выбора профессии. По целевому признаку консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, корректирующими, развивающими, формирующими. Поскольку профконсультант в ходе консультации решает, как правило, не одну, а несколько задач, такое разделение имеет условный характер.
Вместе с тем основной формой деятельности учащихся старших классов является урок. Именно эта форма также является «отправной точкой» формирования профессионального самоопределения.
Важная роль в этом процессе отводится классному руководителю и педагогу-психологу, включающих в ход урока про-фориентационный материал, который может быть представлен дополнительной информацией по данному предмету, а также заданиями, носящими проблемный характер.
К основным формам профориентаци-онной работы педагога мы относим: участие учащихся в олимпиадах, вечерах, научно-практических конференциях, в работе секции «Юный психолог»; просмотр диапозитивов, презентаций, фрагментов учебных диафильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса, непосредственно в практической деятельности людей; экскурсии на предприятия; встречи со специалистами; проведение интеллектуальных игр с участием учащихся и педагогов; пресс-конференции; организация и проведение дней наук, проведение недели психологии; участие в творческих и исследовательских детско-взрослых проектах «Энциклопедия профессий», «Психолог XXI века», «Выбор профессии», «Парад профессий» и др.
В связи с тем, что школа является важной социализирующей средой после семьи, то особое значение в формировании жизненной и профессиональной позиции школьников приобретает работа с родителями. Она может осуществляться в виде групповых форм, к которым мы относим: конференции для родителей с участием их детей; дни открытых дверей, родительские собрания. Среди индивидуальных форм здесь выделяются: беседа с родителями об индивидуальных особенностях, способностях, интересах, ценностных ориентациях ребёнка; консультации по формированию тех или иных качеств, необходимых для будущей профессии ребёнка. Традицией в школе становится организация и проведение «Добрых встреч двух поколений» с целью активизации работы детско-родительской общности за счет включения в содержание «встреч»
активизирующих методик, интерактивных и арттерапевтических методов, деловых, ролевых игр, викторин, конкурсов, дискуссий, творческих и исследовательских проектов, таких, например, как «Правильный профессиональной выбор — залог жизненного успеха»; «Профессии родителей. Аргументы "за" и "против"»; «Парад профессий нашего класса», презентации творческих проектов учащихся родителям.
Активное сотрудничество общеобразовательной школы с вузом по вопросам профессионального самоопределения молодёжи позволило использовать более разнообразные формы профориентаци-онной работы, например, выезд учащихся в вуз; лекции и консультации преподавателей вуза для учащихся и учителей; участие в научно-практических конференциях и выпуск школьной газеты, работа студентов в рамках прохождения психолого-педагогической практики в профориентационной деятельности школы.
Традиционной формой в рамках про-фориентационной деятельности со школьниками стало проведение Недели психологии, которая ежегодно проводится совместно со студентами кафедры педагогики и психологии МГУКИ и с учащимися психолого-педагогической секции «Юный психолог». Таким образом сохраняется преемственность «школа — вуз» (1). Проведение Недели психологии позволяет психологу привлечь к психологическим мероприятиям как можно больше участников образовательного процесса; предоставляет возможность участникам по-иному взглянуть на себя и других, лучше понять себя, а самое главное, узнать и почувствовать, что «психология — это интересно!». В рамках Недели психологии были проведены: «Радужные игры», «заборы», психологические акции: «Цвет моего настроения» и социологические исследования: «Выбираем жизненные ценности» (2006/07 гг.); общешкольные игры и акции «Скажи мне, кто ты...» с использованием методики С. Деллингер (Susan Dellinger)
«Психогеометрический тест», «Винни-Пух и все-все-все», «Толерантность — этика будущего» (2007/08 гг.); тематическая Неделя психологии, которая включала организацию и проведение творческого проекта «Парад профессий» — конкурс коллажей (2008/09 гг.); Неделя психологии, посвященная Году учителя (2009/10 гг.).
Силами студентов кафедры педагогики и психологии в рамках Недели психологии регулярно проводились психологические воспитательно развивающие занятия, мини-тренинги, беседы и дискуссии («Выбор профессии — дело серьезное», «Кем быть?», «Мой выбор» и т.д.).
Проведение Недели психологии способствует:
• созданию атмосферы сотрудничества, творчества, понимания и доверия между участниками — педагогами, психологами, учащимися, родителями, студентами;
• формированию благоприятного психологического климата в школьных коллективах;
• самораскрытию, принятию других людей в процессе общения;
• развитию навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
Как показывает наш опыт, эти формы профессиональной ориентации являются наиболее действенными, поэтому их необходимо совершенствовать и развивать.
Формой апробации активизирующей модели профориентации школьников в общеобразовательной школе, которая позволила нам более эффективно осуществлять профориентационную подготовку учащихся на психолого-педагогическую профессию, является организация психолого-педагогической секции «Юный психолог». Спецкурс ориентационной направленности «Учусь быть психологом» является активной формой становления творческой личности будущего педагога-психолога. Методическая организация учебных занятий по освоению творческих профессиональных умений педагога-психолога предполагает развитие способности к обобщенному, оперативному, гибкому анали-
зу педагогической реальности, развитие способности к рефлексивной оценке собственной деятельности.
Основным принципом формирования творческой личности будущего педагога-психолога таков: творческое освоение и осмысление психолого-педагогических знаний и выработка своего индивидуального стиля в профессионально-образовательной деятельности. Поэтому спецкурс «Учусь быть психологом» имеет практико-ориентированную направленность, предполагает творческий поиск на основе имеющегося опыта и сочетает в себе теоретическую и практическую подготовку будущих педагогов-психологов.
Психолого-педагогическая секция «Юный психолог» — это инновационный вид профессионального активного обучения, совершенствования и экспериментирования, представляет собой новый элемент непрерывного психолого-педагогического образования в системе «школа — вуз», который гармонично сочетает теоретическое, методическое и технологическое обучение в общеобразовательной школе на психолого-педагогическую профессию.
Методика проведения секционных занятий предполагает использование разнообразных методов активного обучения, эффективных для реализации поставленных задач спецкурса. Обращение к активным методам обучения вызвано тем, что их использование позволяет учащемуся быть созидателем, творцом собственного профессионального пути, развивает его мышление, помогает овладению механизма конструирования гуманистического взаимодействия с ребенком (2).
В процессе секционных занятий про-фориентационной направленности используются общеизвестные методы активного обучения: практические умения формируются через упражнения, тренин-говые занятия путем создания проблемных и ролевых ситуаций, имитационных игр, дискуссий, рефлексии, проектной деятельности.
Игра как активный метод обучения
реализует деятельностно-практический принцип проведения занятий, так как каждый субъект включен в непосредственное игровое действие и вносит в обучающий процесс конструктивные изменения и новый смысл. На занятиях используются следующие игровые модели: ролевая игра, имитационная игра, игровые ситуации. Каждая из них имеет свои принципиальные отличия. Как показала практика, такие игры являются наиболее эффективным методом при формировании умений творческой профессиональной деятельности педагога-психолога, так как они воспроизводят действительность в условном моделированном виде и, будучи наглядной опорой для представления, служат способом обобщения индивидуального опыта и выхода его на понятийный уровень профессионального мышления. При составлении игр мы обращаем внимание не только на достижение образовательных целей — освоение и закрепление новых понятий, категорий, терминов, но и на поиск ответов на следующие практические вопросы: как установить доверительные отношения с родителями; как создать вокруг себя среду социального благополучия; как грамотно соотнести свои потребности с потребностями других людей; каким психологом я хотел бы стать и многие другие.
Особое место в процессе отработки умений и навыков профессионально-ориентированной деятельности отводится тренингу как одному из активных методов обучения будущих педагогов-психологов. Эффективность использования тренинга связана с тем, что создается специфическая атмосфера, способствующая проживанию субъектом того или иного педагогического процесса; происходит обмен информацией, опытом между участниками тренинга, что способствует тому, чтобы субъект оказывается в состоянии занять активную позицию по отношению к знаниям, умениям, навыкам, влечет не только отработку профессиональных умений, но и конструирование новых технологических приемов профессиональной психолого-педагогической
деятельности. Психологический тренинг помогает учащимся решать свои психологические проблемы, а также использовать знания и опыт психолого-педагогической деятельности в работе в школе.
Метод решения педагогических задач и ситуаций, в отличие от метода игры, является отражением педагогической реальности, они более близки к повседневной жизни педагога-психолога. Именно в таких ситуациях проявляется позиция будущего педагога-психолога, проверяется сформированность профессиональных умений и навыков учащихся психолого-педагогической направленности. Выполнение таких заданий позволяет искать творческого выхода из конкретной ситуации, заставляет анализировать ситуацию и искать конструктивные способы решения проблемы, исходя из заданного контекста, учитывая индивидуальность ребенка, принимая его как данность на определенный момент развития
Весьма эффективен метод актуализации с использованием исследовательских заданий своих прошлых проблемных ситуаций с последующим анализом, который позволяет рассматривать свои прожитые ощущения, анализировать данную ситуацию, базируясь на опыте и теоретических знаниях.
Методической особенностью проводимых секционных занятий является применение разнообразных аудиовизуальных средств искусства, методов артпедагоги-ки, музыко-, библио-, сказко-, фото-, изо-, песочной терапии др. Использование этих средств оказывает исключительное влияние на создание психологического климата в группе, содействует духовному возвышению, эмоциональному восприятию других учащихся.
Завершающим этапом любого занятия является рефлексия, которая предполагает подведение итогов выполненной работы, оценку своего личностного состояния и состояния группы. Используются разнообразные формы рефлексии: устная, письменная, в виде незаконченного предложения.
В конце спецкурса «Учусь быть психологом» учащимися были подготовлены презентации «Мой выбор профессии». В сочинениях «Мои ступени к будущей профессии» учащиеся выразили свое отношение к профессии психолога, отметили в себе те внутренние новообразования, которые произошли в них в процессе обучения, выразили мысли о том, как спецкурс помог им в решении проблем профессионального самоопределения, личных жизненных проблем, во взаимоотношениях с родителями, друзьями, педагогами. Использование рефлексии дает возможность педагогу-психологу проследить динамику формирования научно-теоретических понятий, готовность к самоопределению на психолого-педагогические профессии в теоретическом и практическом плане, а также сделать вывод о результативности и эффективности проводимых занятий, необходимости внесения изменений в содержание и методику проводимых занятий.
Таким образом, целенаправленная подготовка и проведение спецкурса «Учусь быть психологом» с использованием новых активных форм и методов профессиональной ориентации, используемых в школе в процессе подготовки учащихся на психолого-педагогические профессии, позволяют перевести процесс допрофессиональной подготовки будущего педагога-психолога с информационно-репродуктивного на продуктивный активно-творческий уровень. Результатом данной профориентационной работы с учащимися стал их осознанный выбор дальнейшего обучения в педагогических вузах на педагогических и психологических факультетах.
Мы считаем, что проведение работы по профориентации учащихся на психолого-педагогические профессии необходимо продолжать, так же как и искать и совершенствовать новые способы профориентации в подготовке будущих специалистов, продолжать использовать в профориентационной работе те методы и формы, которые показали наибольшую эффективность в формировании готовности старшеклассников к выбору психолого-педагогических профессий.
Примечания
1. Булатова, Н. Д. Преемственность в становлении ценностных ориентаций молодежи в процессе профессионального непрерывного образования / Н.Д. Булатова // Преемственность инновационных технологий в системе «детский сад — школа — вуз» : [материалы Всероссийской научно-практической конференции 10-11 марта 2009 г.] / [под. ред. д.п.н., профессора Д.М. Маллаева; к.п.н., доцента Д.И. Гасановой]. — Махачкала: АЛЕФ, 2009. — С. 108—112.
2. Булатова, Н. Д. Этнопедагогика как ценность и условие формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов в области культуры и образования / Н.Д. Булатова // Мир науки, культуры, образования / Горно-Алтайский университет, Челябинский институт проф. образования и др. — 2010. — № 1 [20]. — С. 188—190.
3. Грузков, В. Н. Профориентационная работа в школе: Теория и практика реализации: монография / В.Н. Грузков, Е.В. Таточенко; [под ред. доктора пед. наук, проф. Л.Л. Редько]. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008.
4. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
5. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники / Н.С. Пряжников. — М.: ВАКО, 2008.
ЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКОЙ ИНТОНАЦИИ НА РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА ХОРЕОГРАФА
Л. В. Прудникова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются особенности воспитания артистизма исполнителя в процессе развития музыкально-пластического интонирования хореографического текста. Выделены педагогические подходы к определению музыкально-пластической интонации в процессе обучения классическому танцу.
Ключевые слова: артистизм, хореография, музыкально-пластическая интонация, классический танец, педагогика балета.
In the article the special features of training artistic taste of executive in the process of the development of the musical- plastic intonation of choreographic text are examined. Are isolated pedagogical approaches to the determination of musical- plastic intonation in the process of the education in the classical dance. Key words: artistic taste, choreography, musical- plastic intonation, classical dance, pedagogy of the ballet.
Говоря о формировании и воспитании артистической личности, в первую очередь необходимо иметь в виду, что артист балета — это актер музыкального театра. Поэтому создаваемый им художествен-
ный образ сценического персонажа или исполняемого бессюжетного хореографического произведения представляет собой органическое слияние, синтез музыкального и танцевального текстов.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 179-182 179
И
г