Библиографический список
1. Журавлев, В.А. Креативное общество, его особенности и характеристика // Креативная экономика. - 2008. - № 11(23) [Э/р]. - Р/д: http:/ /www.creativeconomy.ru/articles/2604/
2. Степанова, Т.Е. Экономика XXI века - экономика основанная на знаниях // Креативная экономика. - 2008. - № 4 [Э/р]. - Р/д: http:// www.creativeconomy.ru/articles/3029/
3. Роджерс, К. Теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
4. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. - 1988. - № 6.
5. Романова, Е.Н. Педагогические условия формирования готовности младших школьников к креативной деятельности в условиях села: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2012.
6. Омельченко, Е.Л. Молодежь России: из XX в XXI век // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2007. - № 3(8).
- Сер.: Социальные науки.
7. Леутина, А.Л. Информационно-сетевая модель взаимодействия органов государственного управления и самоорганизованных досуговых объединений // Наука как перспективное направление деятельности молодежи: сб. статей молодых ученых по материалам науч-но-практич. конф. - М., 2009.
8. Леутина, А.Л. Принципы и механизмы сетевой экспертизы проектов самоорганизованных досуговых объединений // Вестник МГУКИ. -2010. - № 2.
9. Леутина, А.Л. Развитие вариативности мышления детей с помощью методики построения «дерева возможностей» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 6.
10. Леутина, А.Л. Стратегии жизненной успешности современных детей // Науковедение. - 2013. - № 6(19) [Э/р]. - Р/д: http://naukovedenie.ru/ PDF/172PVN613.pdf
Bibliography
1. Zhuravlev, V.A. Kreativnoe obthestvo, ego osobennosti i kharakteristika // Kreativnaya ehkonomika. - 2008. - № 11(23) [Eh/r]. - R/d: http:// www.creativeconomy.ru/articles/2604/
2. Stepanova, T.E. Ehkonomika KhKhI veka - ehkonomika osnovannaya na znaniyakh // Kreativnaya ehkonomika. - 2008. - № 4 [Eh/r]. -R/d: http://www.creativeconomy.ru/articles/3029/
3. Rodzhers, K. Teorii tvorchestva: Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. - M., 1994.
4. Djyachenko, O.M. Ob osnovnihkh napravleniyakh razvitiya voobrazheniya doshkoljnika // Voprosih psikhologii. - 1988. - № 6.
5. Romanova, E.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti mladshikh shkoljnikov k kreativnoyj deyateljnosti v usloviyakh sela: avtoref.
dis. ... kand. ped. nauk. - Yjoshkar-Ola, 2012.
6. Omeljchenko, E.L. Molodezhj Rossii: iz KhKh v KhKhI vek // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2007. - № 3(8).
- Ser.: Socialjnihe nauki.
7. Leutina, A.L. Informacionno-setevaya modelj vzaimodeyjstviya organov gosudarstvennogo upravleniya i samoorganizovannihkh dosugovihkh objhedineniyj // Nauka kak perspektivnoe napravlenie deyateljnosti molodezhi: sb. stateyj molodihkh uchenihkh po materialam nauchno-praktich. konf. - M., 2009.
8. Leutina, A.L. Principih i mekhanizmih setevoyj ehkspertizih proektov samoorganizovannihkh dosugovihkh objhedineniyj // Vestnik MGUKI. -2010. - № 2.
9. Leutina, A.L. Razvitie variativnosti mihshleniya deteyj s pomothjyu metodiki postroeniya «dereva vozmozhnosteyj» // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuljturih i iskusstv. - 2013. - № 6.
10. Leutina, A.L. Strategii zhiznennoyj uspeshnosti sovremennihkh deteyj // Naukovedenie. - 2013. - № 6(19) [Eh/r]. - R/d: http://naukovedenie.ru/ PDF/172PVN613.pdf
Статья поступила в редакцию 14.02.14
УДК 793.3
Matsarenko T.N. REALIZATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE EXTRACURRICULAR WORK OF A CHOREOGRAPHY TEACHER. The article presents the requirements for pedagogical activity of a choreography teacher. The specific features and functions of this educational work in the system of additional education of children are described.
Key words: competence approach, choreography teacher, additional education of children, pedagogical activity.
Т.Н. Мацаренко, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва,
E-mail: [email protected]
РEАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье представлены: требования к педагогической деятельности педагога - хореографа, специфические особенности, функции педагогической деятельности педагога-хореографа в системе дополнительного образования детей.
Ключевые слова: компетентностный подход, педагог-хореограф, дополнительное образование детей, педагогическая деятельность.
Правительственная Стратегия модернизации российского образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности» необходимые в процессе обучения, не только в школе, но и в дополнительном образовании детей. Основная задача состоит в достижении нового качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях.
Требования к педагогам - хореографам основываются на специфике специальности - руководства танцевальным коллективом, что предполагает не только творческую (постановочную) работу, но и управленческо - организаторские функции. В Госстандарте по этой специальности предусматриваются следующие аспекты деятельности: «организационная, постановочнорепетиционная, концертно-исполнительская, образовательновоспитательная работа [1].
Использование компетентностного подхода в деятельности педагога-хореографа предполагает применение профессионально ориентированных знаний и навыков работы с детским хореографическим коллективом, умение решать определенные управленческие задачи, исполнять следующие функции руководителя хореографического коллектива:
• организационно-управленческая (педагог-хореограф выступает организатором хореографического коллектива, способствует его функционированию);
• обучающе - воспитательная (педагог-хореограф обучает исполнительскому мастерству, повышает уровень знаний учащихся, осуществляет духовно-эстетическое воспитание);
• развивающая (равноценное физическое, эмоциональное, эстетическое, интеллектуальное развитие);
• репетиторская (педагог-хореограф осуществляет репетиционный процесс в хореографическом коллективе, способствует наращиванию танцевальной техники, комбинации движений);
• постановочная (педагог-хореограф является постановщиком танцевальных номеров - воплощая художественный замысел, создает композицию и рисунок, подбирает музыку и костюмы).
Одной из главных функций педагога-хореографа является функция организатора и руководителя хореографического коллектива, в связи с этим особо следует выделить коммуникативную компетенцию педагога-хореографа. И.И. Зарецкая отмечает, что гуманистическая позиция педагога дополнительного образования проявляется в принятии ребенка, уважении к его индивидуальным возможностям, ориентации на развитие способностей каждого, учете мотивов участия в конкретной творческой деятельности. Ребенок, подросток выбирает учреждение дополнительного образования, вид творческой деятельности, сферу общения, то сообщество, где он будет принят. Недаром одним из показателей эффективности работы педагога дополнительного образования становится сохранность контингента [2].
По Н.И. Тарасову, педагог-хореограф должен выбирать наиболее эффектные методы и формы организации учебного процесса, формулировать и решать педагогические задачи, учитывая уровень танцевальной подготовки учащихся, выбирать оптимальные физические нагрузки на организм ученика, способствовать творческому проявлению танцевальных способностей ученика, побуждать его к самосовершенствованию и росту исполнительского мастерства [3].
Особенность дополнительного образования детей - его воспитательная доминанта, которая содействует развитию «культурной одаренности» в условиях досуга, создает организационно-педагогические, методические условия, в которых воспитание танцевальной культуры проходит на основе органичного сочетания многих форм деятельности: репетиции, записи концертной деятельности, участия в праздниках [4]. Учебно-воспитательная работа - составная часть и непременное условие творческой деятельности хореографического коллектива. Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста в первую очередь зависят от качества учебно-воспитательной работы.
Сформулированы теоретические положения о педагогических возможностях хореографии [5]: искусство танца доступно для изучения любому ребёнку, независимо от его природных дарований и возраста; в хореографии заложен огромный воспитательный и обучающий потенциал, практически не использующийся в общеобразовательной школе. Решая специфические задачи воспитания средствами танца, педагог-хореограф рассматривает их как составную часть комплексного воспитательного процесса, который ведется в образовательном учреждении. Воспитательным моментом является полная занятость учащихся в репертуаре коллектива, которая дает стимул для занятий, так как учащиеся знают, что никто из них не останется в стороне; воспитание традиции в танцевальном коллективе: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую и т.д.; воспитание дисциплины, что прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему, внутреннюю организованность и целеустремленность [6].
Основной задачей педагога-хореографа в дополнительном образовании детей является гармоничное развитие интеллекта, воли и эмоций учащихся. Занятия по танцу не только эстетически развивают учащихся и формируют художественный вкус, но и способствуют физическому совершенствованию, дисциплинируют и повышают уровень культуры поведения. В то же время
развивается интерес к музыке, которая обогащает и насыщает танец своим эмоциональным содержанием.
В процессе совместной творческой деятельности педаго-га-хореографа и учащихся танцевальная практика оказывается существенным фактором общего интеллектуального роста детей. Т.О. Бильченко было проведено исследование в детских хореографических коллективах с более чем 300 учащихся разного возраста [7]. Результаты показали, что у большинства учащихся, занимающихся хореографией, происходит равноценное физическое, эмоциональное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Репетиционный процесс является основным звеном учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с хореографическим коллективом. Эффективность репетиции во многом зависит от умело составленного плана работы. Знание педагогом-хореографом творческих возможностей учащихся позволяет достаточно точно и подробно составлять план каждой репетиции. Это требование относится как к начинающим, так и достаточно опытным руководителям. План репетиции включает основные направления деятельности и задачи, которые предстоит решить коллективу. Исходя из плана, педагог-хореограф предварительно ставит перед учащимися конкретные задачи: выучить движения, представить образное содержание номера, его художественно-исполнительские особенности и т.д.
Репетиционная деятельность педагога-хореографа формирует исполнительский стиль учащихся: шлифует технику движений, манеру и характер передачи образа, отрабатывает каждый элемент танца, обращает внимание учащихся на последовательность изучения, на осмысленное восприятие занятия.
Обращаясь к исследованиям педагогов-хореографов, можно найти такие методы и приёмы ведения занятия, которые в настоящее время являются востребованными, интересными, способными помочь освоить танец, понять его изнутри, например, метод одного «pas», который является главным звеном в развитии координации движений. Суть применения данного метода в следующем: новое движение включается в каждую комбинацию, что позволяет тщательно проработать данное «pas». Если кто-то из учащихся не успевает освоить его в первой комбинации, то к концу занятия оно уже усваивается методически грамотно.
Педагог-хореограф В.Д.Тихомиров утверждал, что «в подготовке к освоению искусства хореографии существует две основные части: это техника искусства и художественность [8]. В работе педагога-хореографа существуют два фактора - это стремление достичь лучшего результата в исполнительской деятельности (учитывая разную подготовку детей) и необходимость вовремя скорректировать композицию с учетом их посещаемости [9].
Проведение генеральной репетиции имеет свои особенности, определяющиеся тем, что она является репетицией, но в то же время несёт на себе приметы концертного выступления (костюмы, грим, свет, звук). Генеральная репетиция является итоговой для определённого этапа подготовки репертуара к концерту, поэтому на ней важно подготовить психологически учащихся к концерту.
Постановочная деятельность является сложным аспектом работы педагога-хореографа, требующим от него образного мышления, творческого воображения, коммуникативных и организаторских способностей, исполнительских, педагогических и репетиционно-постановочных навыков. Педагогу-хореографу нужны не только профессиональные знания своего предмета, но и умение работать с творческим коллективом.
Постановочная работа - индивидуально неповторимый процесс создания хореографического произведения, который осуществляется поэтапно:
• подбор музыкально-хореографического материала;
• формирование идеи и замысла хореографического произведения;
• определение жанра (танец-трагедия, драматический танец, комический танец, лирический танец, учебный танец и др.);
• построение драматургической линии хореографического произведения; работа с музыкальным материалом;
• определение лексики, языка движений, с помощью которого постановщик будет создавать произведение. Лексику во многом определяет выбор стиля будущего танца: классический танец, народно-сценический танец, социальный танец, джаз-танец, танец модерн и др.;
• репетиционно-постановочная работа с исполнителями.
Одним из критериев при подборе репертуара для детского
хореографического коллектива является его реальность, соответствие репертуара возможностям учащихся. При создании репертуара хореографического коллектива важно учитывать определённые требования:
• соответствие постановок возрасту и уровню развития учащихся, танцевальные номера должны быть понятны учащимся;
• использование постановок разного жанра: игрового, сюжетного;
Библиографический список
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специаль-
ность 050700 Педагогика балета. Квалификации: педагог-балетмейстер, педагог бального танца. Регистрационный № 552 ИСК/СП (утв. Минобразованием РФ 11.02.2003).
2. Зарецкая, И.И. Профессиональная культура педагога Учебное пособие. - М., 2007.
3. Тарасов, Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства: учеб. пособие для вузов. - СПб., 2008.
4. Брусницына, А.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного
образования детей: личностно-деятельностный подход: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.
5. Фокина, Е.Н. Xореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2002.
6. Тарасов, Н.И. Классический танец. - СПб., 2005.
7. О концепции непрерывного хореографического образования // Xореографическое образование: тенденции развития: сб. тезисов научно-практической конф. - М., 2001.
8. Андреева, Т.Ф. Построение урока классического танца методом одного «pas» // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: материалы пятой Всероссийская научно-практич. конф. - М., 2007.
9. Кузнецова, Т.М. Индивидуальный стиль педагога-хореографа и его формирование: автореф. дис. канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 1992.
Bibliography
1. Gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya v oblasti kuljturih i iskusstva. Specialjnostj 050700 Pedagogika baleta. Kvalifikacii: pedagog-baletmeyjster, pedagog baljnogo tanca. Registracionnihyj № 552 ISK/SP (utv. Minobrazovaniem RF 11.02.2003).
2. Zareckaya, I.I. Professionaljnaya kuljtura pedagoga Uchebnoe posobie. - M., 2007.
3. Tarasov, N.I. Klassicheskiyj tanec. Shkola muzhskogo ispolniteljstva: ucheb. posobie dlya vuzov. - SPb., 2008.
4. Brusnicihna, A.N. Vospitanie tancevaljnoyj kuljturih shkoljnikov v khoreograficheskikh kollektivakh uchrezhdeniyj dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj: lichnostno-deyateljnostnihyj podkhod: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2008.
5. Fokina, E.N. Khoreografiya v obtheobrazovateljnoyj shkole kak sredstvo garmonizacii razvitiya lichnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Tyumenj, 2002.
6. Tarasov, N.I. Klassicheskiyj tanec. - SPb., 2005.
7. O koncepcii neprerihvnogo khoreograficheskogo obrazovaniya // Khoreograficheskoe obrazovanie: tendencii razvitiya: sb. tezisov nauchno-prakticheskoyj konf. - M., 2001.
8. Andreeva, T.F. Postroenie uroka klassicheskogo tanca metodom odnogo «pas» // Vuz kuljturih i iskusstv v obrazovateljnoyj sisteme regiona: materialih pyatoyj Vserossiyjskaya nauchno-praktich. konf. - M., 2007.
9. Kuznecova, T.M. Individualjnihyj stilj pedagoga-khoreografa i ego formirovanie: avtoref. dis. kand. ped. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 1992.
Статья поступила в редакцию 08.02.14
УДК 379.8.093
Shvetsova I.V THE PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MODERN TECHNOLOGIES IN SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES USED FOR INTELLECTUAL AND CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN IN AN ELEMENTARY SCHOOL. The article presents a long investigation of psychological aspects of a creative personality. The author made an attempt to define the criteria, stages, diagnostic methods, distinguishing features and psychological qualities of a creative personality. The work shows the necessary of the use of technologies in social and culture activity.
Key words: creative process, unconscious, spontaneity, inside, «point of creative frustration», mythological and divergent thinking, pedagogy of social and culture sphere.
И.В. Швецова, преп. СПб ГБОУ ДОД «Детская школа искусств №11», г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрываются психологические аспекты творческого процесса, определяются критерии, фазы, излагаются методы диагностики, рассматриваются отличительные черты и психологические особенности творческой личности, доказывается необходимость использования современных технологий социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: творческий процесс, бессознательность, спонтанность, инсайт, «точка креативной фрустрации», «янусианское мышление», мифологическое и дивергентное мышление, педагогика социально-культурной сферы.
• постановки учитывают учебно-тренировочные цели;
• постановки рассчитаны на весь коллектив.
С помощью компетентностного подхода педагогу-хореогра-фу предоставляется возможность реализации не только творческой (постановочной) деятельности, накопленный ранее им в сценической деятельности, но и проявить компетентность и приобрести опыт в управленческо - организаторской работе, что позволяет педагогу-хореографу увидеть и развить новые творческие возможности в педагогической деятельности.