Научная статья на тему 'Формирование основ музыкального вкуса младших школьников во внеурочной деятельности'

Формирование основ музыкального вкуса младших школьников во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удалова Р. И.

Формирование основ музыкального вкуса рассматривается в статье в рамках внеурочной деятельности на примере реализации комплексной программы внеурочной деятельности «Созвучие». Автор описывает актуальность и востребованность данного направления работы в условиях введения ФГОС начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование основ музыкального вкуса младших школьников во внеурочной деятельности»

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Удалова Р.И.*

Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород

Формирование основ музыкального вкуса рассматривается в статье в рамках внеурочной деятельности на примере реализации комплексной программы внеурочной деятельности «Созвучие». Автор описывает актуальность и востребованность данного направления работы в условиях введения ФГОС начального общего образования.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе, отражена в федеральном государственном образовательном стандарте, основополагающем документе, который определяет стратегию развития отечественной школы. Надо отметить, что «важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую, в том числе внеурочную деятельность» [1, 6]. В содержание внеурочной деятельности входят направления и формы работы с детьми в свободное от уроков время. В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, спортивно-оздоровительное. Внеурочная работа с детьми осуществляется на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта и т.д. и проводится педагогами, специалистами различных предметных областей, возможно при участии родителей.

В парадигме современного образования приоритетным остается приобщение учащихся начальной школы к общечеловеческим, культурно-историческим ценностям, к наследию музыкального искусства через формирование основ музыкального вкуса. Основная образовательная программа (ФГОС НОО) предполагает сформированность основ музыкальной культуры у выпускников начальной школы, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Важным является то, что данное направление поддерживается и в программе духовнонравственного развития через эстетическое воспитание во внеурочной деятельности (общекультурное направление развития личности).

Говоря об основах музыкального вкуса, мы имеем в виду первоначальные музыкальные предпочтения ребёнка, а также элементарные знания и представления о музыке. Музыкальный вкус является составной частью эстетического вкуса, который многие исследователи рассматривают как способность

* Соискатель кафедры Теории и практики воспитания и дополнительного образования.

человека к эстетическому восприятию и оценке, развитое чувство прекрасного [2, с. 135].

Музыкальный вкус - способность человека понимать смысл, содержание и пользу музыкальных произведений, чувствовать красоту музыкального языка.

Надо отметить, что развитые вкусовые предпочтения помогут определять качество музыкальных произведений. Музыкальная культура - часть общей духовной культуры, и когда человек останавливает свой выбор на шедеврах музыкального искусства, тем самым он обогащает свой внутренний духовный мир. Для формирования основ музыкального вкуса во внеурочной деятельности, была создана комплексная программа внеурочной деятельности «Созвучие», которая создаёт условия для формирования у младших школьников основ музыкально-эстетического вкуса как ценностного ядра общей музыкальной культуры личности. Особенность данной программы такова, что содержательно она может охватить все направления развития личности школьника во внеурочной деятельности:

- духовно-нравственное (развитие способности к духовному развитию через выбор вкусовых предпочтений в соответствии с нравственными ценностями; реализация музыкально-творческого потенциала в различных видах деятельности);

- общекультурное (развитие основ личностной музыкальной культуры как части духовной культуры общества; формирование эстетических потребностей);

- общеинтеллектуальное (развитие способности размышлять о музыке, аргументировать и обосновывать музыкально-эстетические оценки, понимать музыкальный язык);

- социальное (формирование положительного отношения к шедеврам музыкального мирового искусства; осмысление музыкального искусства как «социального шифра» - «вечной» ценности всех эпох и народов);

- спортивно-оздоровительное (использование музыки как активизирующего и организующего фактора во время мероприятий спортивной направленности (динамических пауз, психологических и физкультурных разрядок, дней здоровья и пр.); терапевтический эффект от фоновой музыки (снятие напряжения, переключение внимания, активизация творческого потенциала и пр.).

В результате реализации программы внеурочной деятельности предполагается достижение воспитательных результатов в музыкальной деятельности, которые логично распределяются по трем уровням воспитательных результатов:

- первый уровень - приобретение специальных знаний музыкальной грамоты, представлений об особенностях выразительности музыкального языка;

- второй уровень - получение опыта эмоционального восприятия и отзывчивости в процессе слушания музыкальных произведений, приобретение первоначального опыта музыкальных переживаний;

- третий уровень - приобретение навыков самостоятельного музыкального творчества в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Приведем пример: «Звуки вальса» Сценарий занятия по программе «Созвучие» (третья четверть) общекультурное направление, целью которого является знакомство с шедеврами мировой музыкальной культуры, с понятиями «стиль», «жанр». Научиться определять звучания инструментов симфонического оркестра.

Возраст учащихся: 6-7 лет (1 класс)

Занятие начинается выступлением учащихся хореографической студии.

Штраус И. (Прекрасный май ор. 375, 1877) Занятие сопровождается слайдами презентаций, подготовленные группами учащихся совместно с родителями. (Третий уровень по ФГОС) Ведущие: учитель музыки, учащиеся по желанию.

Ведущий: Как передать красоту в нашей жизни? Мир, лишенный красок, лишен света, радости. Музыка сопровождает нас постоянно. Но музыка может быть разной. Какой? Ответы детей (Музыка разная по настроению: грустная и веселая, по темпу: быстрая, медленная, по динамике звучания: громко и тихо, по звучанию в басовом, скрипичном ключе, по жанру)

Ведущий: Какие жанры в музыке вы знаете? (Ответы детей) Правильно это - песня, танец, марш. Мы видели выступление в начале занятия, к какому жанру относится музыкальное произведение? (Ответы детей. Танец, вальс).

Ведущий: группа ребят приготовила сообщение о вальсе. (Первый и второй уровни согласно ФГОС)

Учащиеся по очереди История вальса начинается в 18 веке. Родиной вальса считается Вена. Именно в ней австрийско-немецкий народно сельский танец лендлер, позже стал называться вальсом. Лендлер был занесен в Вену простыми деревенскими музыкантами, которые стали исполнять этот танец на открытом воздухе городских площадей, в местах народных гуляний.

Вальс - один из очень выразительных и поэтических танцев. В аристократических салонах и бальных залах продвижение вальса встречало препятствие и преграды во всех странах. Вальс, ставший очень популярным в народном быту, занял значительное место в творчестве немецкого композитора Роберта Шумана, польского - Фредерика Шопена и австрийского -Франса Шуберта, который сочинил свои вальсы непосредственно на танцевальных вечерах, карнавалах. Его танцы немедленно, тут же входили в жизнь. Шуберт Р. написал более 200 вальсов, лендлеров (народный австрийско-немецкий танец (парный круговой). Музыкальный размер 3/4 или 3/8. По некоторым данным, название идет от местечка в Верхней Австрии - Ландль).

Звучит вальс Франца Шуберта си-минор.

2 группа учащихся выступает по теме: «Король венского вальса». По праву королем можно считать Иоганна Штрауса-сына, который покорил Вену с первого же концерта. Звучит вальс Иоганна Штрауса «Весенние голоса» ор. 410, 1883. Другим же шедевром этого периода стали «Сказки Венского леса». Яркая музыка вальса звучит как гимн юности и любви. Звучит вальс Иоганна Штрауса «Сказки Венского леса» (ор. 325, 1868).

3 группа учащихся с презентацией «Вальсы в произведениях П.И Чайковского, М.И. Глинки». Звучит и исполняется Вальс цветов П.И. Чайковского (из балета Щелкунчик). Вальс вошел в музыку как часть симфоний, сюит, как самостоятельное оркестровое или инструментальное произведение. Звучит М. Глинка Вальс - фантазия (1845).

4 группа учащихся с презентацией по теме «Ритмы вальса в вокальной музыке». Вальс есть в опере Шарля Гуно «Ромео и Джульетта», вальс для голоса в опереттах Штрауса и Кальмана.

Ведущий: завершает занятие выступление учащихся хореографической студии. Чайковский П.И. Вальс (из Детского альбома) исполняет на фортепиано ученица музыкальной школы.

По итогам каждая группа готовит фотовернисаж, видеорепортаж о занятии.

Список литературы:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М., 2010. - 191 с.

2. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2004.

3. Фадеева С.А., Воспитание музыкой: развитие у детей оценочного отношения к музыкальной классике / С.А. Фадеева. - Н.Новгород, 2005. - 106 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ

© Шимкович Т.Г.*, Ковгореня Л.В.Ф

Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, Республика Беларусь, г. Минск

В статье рассматривается вопрос о развитии задачи по стереометрии в учебное исследование на основе параметризации числовых данных

* Магистрант кафедры Математики и методики преподавания математики. Научный руководитель: Пирютко О.Н., доцент, кандидат педагогических наук, доцент.

* Магистрант кафедры Математики и методики преподавания математики. Научный руководитель: Пирютко О.Н., доцент, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.