Научная статья на тему 'Исторический танец (основоположники методики преподавания исторического танца в стенах школы имени А. Я. Вагановой)'

Исторический танец (основоположники методики преподавания исторического танца в стенах школы имени А. Я. Вагановой) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
971
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический танец (основоположники методики преподавания исторического танца в стенах школы имени А. Я. Вагановой)»

Ю.В. Зайцева

ИСТОРИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ (Основоположники методики преподавания исторического танца в стенах школы имени А.Я. Вагановой)

Каждой эпохе присущи особенности, которые в историческом процессе не претендуют на ведущую роль и не являются глобальными, но они полноправно занимают определенную нишу и, оказываясь неотъемлемой частью конкретного периода, в той или иной степени влияют на развитие общества. Наверное, здесь можно представить разные качественные формации, но сейчас речь пойдет о танце. Точнее, об историческом танце, искусство которого на протяжении многих веков доказало свою значимость и ценность.

Исторический танец - большинство ассоциирует эти слова с пышными дворцовыми празднествами, напудренными париками, помпезными нарядами и атрибутами старины. В век глобальной компьютеризации, сложнейшей техники, слияния жанров и развития свободной пластики многие относятся к историческому танцу как к сегментарному фрагменту архаики. А ведь именно благодаря этому прошлому и на основе его сформировалось балетное искусство. «Сценический танец - классический и характерный - возник на основе бытового исторического, и изучение многообразия танцевальных форм, существовавших ранее, познавательно и необходимо для последующего самовы-ражения»1. Во многих постановках исторический танец является средством образной характеристики эпохи, поэтому овладение им в процессе обучения приобретает весомое значение, внося определенный вклад в хореографическое воспитание будущих танцовщиков.

«Занятия бальным танцем должны воспитывать в учащихся чувство эпохи и стиля, должны научить держаться соответствующим образом в спектакле того или другого стиля, понимать и органически ощущать особенности костюма той или иной эпохи

и его влияние на характер движения, научить правильно вести себя по отношению к партнеру (даме или кавалеру) и к окружающим, развить в учащихся вкус и артистичность и, таким образом, способствовать формированию актерского мастерства»2, - писал мастер и основоположник программы исторического танца как самостоятельной дисциплины в стенах старейшей балетной школы России, ныне Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, - Н.П. Ивановский. Вместе с И.А. Иосафовым в 1936 году в «Ленинградском Государственном Хореографическом Техникуме (так тогда именовалась Академия) была впервые составлена «Временная программа по историко-бытовому танцу»3, излагающая курс обучения, делящийся на два этапа.

1) С 1-го по 5-й класс включительно - «усвоение основных движений, свойственных тому или иному танцу, и прохождение общепринятых танцев в том виде, в каком они зафиксированы в прошлом (т.е. в XIX в.) столетии и вошли в балетный обиход; умение танцовать в ансамбле и овладение манерами, сглаживающими грубоватость и угловатость и т.д.»4.

2) На 1-ом и 2-ом (заключительных) курсах - «каждый танец изучается на подлинном материале эпохи в сопоставлении с этим же танцем в последующую эпоху, например: (3 менуэта - 3 века), с обязательным анализом стилевых приемов, присущих этому танцу. Одновременно изучаются танцы разных эпох, которые совершенно отсутствуют в программе младших классов»5.

Указывалось также, что «излагаемая программа носит временный характер, так как содержание этого предмета подверглось пересмотру по существу и в методике, каковая работа на сегодня еще не окончена»6. Дело в том, что Петербургская балетная школа (в таком же положении была и Московская) к концу 20-х годов XX века не имела ни одной программы обучения специальным дисциплинам.

«У танца нет еще реальной основы, устоявшихся принципов, теоретических документов. Чтобы руководить обучением, ба-

летные учителя имеют в своем распоряжении только слово, а чтобы самим обучаться - живую традицию. Основы механики танца неведомы не только массе учеников и большинству законченных артистов, но что самое худшее - части учителей»7. Эти строки, взятые из книги парижского преподавателя танца 40-х годов XIX столетия Л. Адиса8, могли быть отнесены и к обучению в России.

В 1928 году почин был сделан выпуском брошюры под редакцией И.И. Соллертинского «Учебный план программы ЛГХТ». Эта брошюра дала нам первую печатную программу 8-летнего курса классического танца, в которой были систематизированы упражнения и кратко очерчены задачи каждого года обучения. Программа была составлена преподавателями техникума: заслуженной артисткой Академического балета А.Я. Вагановой, Л.С. Леонтьевым, А.М. Монаховым и артистом Академического балета В.И. Пономаревым. Ленинградский государственный хореографический техникум при Управлении Госактеатров ставил перед собой цель подготовить высококвалифицированных специалистов хореографического искусства как в области исполнительской (актеров-танцовщиков), так и балетмейстеров-режиссеров, инструкторов и педагогов танца. Сообразно своей основной задаче, техникум подразделялся на три отделения: исполнительское, балетмейстерско-режиссерс-кое (сюда входили также занятия по драматургии балетного сценария и по хореографической критике) и педагогическое, которое, в частности, разворачивало свою работу с 1929 года и готовило инструкторов и педагогов высокой квалификации, вооруженных знаниями новейшей общей и художественной педагогики и равным образом являющихся специалистами по хореографическому воспитанию. В отличие от рутинных приемов прошлого в деле хореографического преподавания, новый педагог-хореограф должен был выработать методы не механического, но сознательного творческого обучения, применяясь к индивидуальным особенностям конституции ученика и развивая его творческую инициативу.

Заглянув непосредственно в учебный план исполнительского отделения, можно ознакомиться с набором практических предметов:

1. Классический танец.

2. Этнографический и характерный танец.

3. Пантомима.

4. Поддержка (классический дуэт).

5. Эксцентрика и Гротеск.

6. Акробатика.

7. Экспериментальная работа по танцу и хореографической пантомиме.

Без сомнения, под пунктом 7 подразумевалось прохождение производственной практики, т.е. познание техники в сочетании с образом на примерах репертуара театров. Пункт 5 - это нынешнее актерское мастерство.

А вот в пункте 2 слово «этнографический» заставляет задуматься. Если под ним подразумевается исторический бальный танец, то как можно было успеть за «два недельных часа» (а именно столько было отведено на этот предмет) постигнуть достаточно большое количество танцев, да еще с освоением материала характерного танца?!

В Академическом словаре русского языка этнография определяется как «наука, изучающая состав, происхождение, расселение, культурно-исторические взаимоотношения, а также совокупность всех особенностей быта, нравов, культуры какого-либо народа»9.

Значит, вывод напрашивается сам собой: предмета «Исторический танец» (или историко-бытовой, как его именовали до недавнего времени), в программе, датированной 1928 г., не было. Да и по остальным предметам, за исключением Классического танца, программы не содержали планомерной разработки обучения, а лишь обозначали направление развития и количество «недельных часов» на 2-х старших курсах исполнительского отделения.

С 1933/34 учебного года ЛГХТ перестраивается и расширяется, образуя 3-й курс, позволяющий формировать актеров и

актрис, для которых танец и игра должны быть неразрывными частями одного целого. Тогда же возникает педагогическое отделение, с 2-х годичным курсом обучения, скомплектованное из лиц, уже окончивших техникум по исполнительскому отделению. Начинает развиваться методическая работа, плоды которой публикуются в виде сборника программ10. По инициативе и под руководством заслуженного артиста А.В. Ширяева, имя которого носит сегодня Школьный театр в Академии, появляется программа по предмету «Характерный танец».

В сборнике 1936 года имеются две программы - эскизы предметов, сформулированные годом раньше и ставшие центральными в системе нашего балетного образования. Это методика преподавания классического танца (педагог - народная артистка А.Я. Ваганова) и характерного танца (педагог А.В. Лопухов). Программы по историко-бытовому танцу, поддержке и пантомиме, публикуемые в сборнике, не носят законченного характера, так как еще не разработаны методические указания. «По этим дисциплинам, - указывают в предисловии авторы, - ведется большая исследовательская работа, проверяющая позиции и принципы этих предметов»11.

Итоговые программы было намечено выпустить в виде учебников к 1938 году. И, несмотря на то, что публикуемые программы разработаны при активном участии всех педагогов техникума с детальным и неоднократным их обсуждением, они не являлись непреложной истиной. Процесс создания науки о танце, научного обоснования хореографических дисциплин только вступил в начальную стадию. Но на «сегодня» и на ближайшее «завтра» предложенное в программах несомненно правильно, - так, более чем скромно, оценивали проведенную огромную работу по систематизации полноценного балетного обучения И.И. Соллертинский и Ю.О. Слонимский12.

К 1938 году ЛГХТ переименовывают в Ленинградское академическое хореографическое училище, награждают орденом Трудового Красного Знамени и утверждают программы с 9-летним и 6-летним сроками обучения, одобренные методическими

кабинетами балетных училищ Ленинграда и Москвы. В частности, программа по историко-бытовому танцу была подготовлена великолепным трио мастеров-танцовщиков, мэтров-педагогов: Н.П. Ивановским, М.В. Васильевой (впоследствии Васильева-Рождественская), Н.А. Иосафовым - и рассчитана на курс обучения в 4 года и не менее 2-х академических часов в неделю13.

Первоначальное ознакомление с элементами, их объединение в простые комбинации (танцы) и развитие мягкости, эластичности и координации движений прививалось в течение 3-х начальных классов.

Углубленная работа над техникой и выразительностью пройденного материала и понятие о стиле танцев и их сценической интерпретации (владение шляпой для менуэта, аллеманды и паваны) проводилась в выпускном классе.

По количеству часов и возрастной установке обучения эта методика наиболее приближена к современной. Если же говорить о насыщенности программы, то можно с удовлетворением отметить более разностороннее на сегодня «внедрение в глубину веков», - ведь именно оттуда можно почерпнуть новые сведения об исторических бальных танцах. Если рассмотреть объем изучаемого материала, то во всех классах, включая первый, программа усложнилась. Вот один из наглядных примеров.

Вальс - король танцев с начала XIX века, произошедший от австрийского народного танца «лендлер» и, несмотря на свое «низкое и вульгарное»14 происхождение, преодолевший все ограничения и препятствия консервативного аристократического общества и снискавший огромную популярность как на сценических подмостках, так и на частных вечеринках вплоть до сегодняшнего дня. Из всех танцев ни один не выдержал такого долгого испытания временем, как вальс. Композиторы Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус-младший, автор 447 выдающихся по своим музыкальным достоинствам вальсов, создали славу не только своему композиторскому имени, но и этому прекраснейшему танцу. Классики музыки XIX века - Ф. Шуберт, К. Вебер,

Ф. Шопен, М. Глинка, П. Чайковский и др. - сделали бессмертными вальсовые формы в своих произведениях.

В балетной школе им. А.Я. Вагановой вальс входил в обязательную программу еще с 1936 г. Но, поскольку обучение историческому танцу тогда происходило в 5 младших и 2 старших классах, ознакомление с вальсом начиналось только со 2-го класса. Сразу показывался вальс в три и в два темпа, и танцевали вальс-миньон; в 3-ем классе добавлялся лишь вальс au rebours (т.е. с вращением влево); вальс-бостон, где шаги первой четверти каждого такта исполняются не в сторону, как в старинном вальсе, а вперед или назад, появлялся на 4-м году обучения, а дальше о вальсе вспоминали только на последнем, 2-ом курсе техникума, как бы возвращаясь к уже пройденному материалу и объединяя его в одно целое.

С 1938 года, уже в ЛАХУ им. А.Я. Вагановой, в отредактированной программе, историко-бытовой танец входил в образование трёх младших и одного выпускного классов. Здесь дети начинают знакомство с вальсом уже с 1 -го класса, но при этом ограничиваются вальсом в три pas по линиям без поворота. На 2-м году шло постепенное развитие, добавлялся вальс по кругу соло и парами, в комбинации включались promenade (т.е. вальсовая дорожка) и pas balance, вальс au rebours, а также в два pas и вальс-миньон стояли в программе 3-го класса. И, наконец, в выпускном классе будущие артисты балета познавали танцы четырех веков: с XVI по XIX. Стремительное вращение вальса характерно для конца XIX-начала XX века.

«Вальс был самым любимым танцем в 1830 году, можно даже сказать настоящей страстью всего общества той эпо-хи»15, - пишет Г. Вюилье в своем трактате «Танцы, их история и развитие с древних времен до наших дней», датированным 1902 годом. Там же он приводит довольно забавное юмористическое стихотворение «Заповеди вальса», сочиненное французским поэтом в период «вальсофобии» и объясняющее все pas и движения.

«Выверни хорошенько ноги наружу, держи высоко и грациозно голову. Правой рукой обнимай свою даму и поддерживай ее.

Твои ноги должны плавно скользить в веселом вальсе, но отнюдь не бегай и не скачи, как безумный. Вальсируя, ты должен придерживаться трех ритмических тактов. С левой ноги ты должен начинать, а затем медленно и плавно подвигать правую. Пусть твоя дама будет рабой такта и ни на один миг не выбивается из него. Когда же вальс окончится, не забудь поблагодарить ее за танец»16.

Можно сказать, азы, необходимые и сейчас, уложены в веселое, оригинальное, а главное, запоминающееся приложение к исполнению. Может быть, если для обучения определенным правилам, присущим каждому танцу, сочинять стихотворные инструкции, дети легче будут их запоминать? Ведь в младших классах основной задачей было и является «растанцевать» учеников, т.е. развить танцевальность и выразительность, научить ориентироваться в пространстве, привить чувство партнерства, расширить кругозор, подготовить к сценическим выступлениям на «детских» местах классического балетного репертуара. «Усвоение элементарных, но академических движений исторических танцев облегчает постижение навыков классического танца»17, - именно такими были и являются основные задачи курса преподавания исторического танца в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, уточненные и разработанные кафедрой характерного, историко-бытового танца и актерского мастерства в 2002 году.

Современная программа рассчитана также на три младших и один выпускной класс, но постепенно она становится все более емкой и насыщенной. Что же касается незабвенного вальса, то все pas, которые изучались раньше на протяжении трех лет, сейчас укладываются в два года. На третьем году обучения в программе появляется «комбинированный вальс» в усложненной форме, а также вальсы, распространенные в конце XIX - начале XX веков, имеющие двойное название и состоящие из сочетания двух (бывает, даже разнотемповых) танцев: вальс-гавот, вальс-мазурка.

В выпускном классе ознакомление с танцами происходит не «задом наперед», начиная с XIX века до XVI, а соразмерно

историческому развитию бального искусства. Прибавляются также танцы, популярные в XX веке: танго, чарльстон, фокстрот. Что же касается вальса, то он преподносится в двух стилях:

1) вальс XIX века;

2) вальс-бостон, исполняемый в XX веке.

Знакомство с историей возникновения различных танцев, включая музыкальный материал, стиль одежды, манеру исполнения, обогащает развитие подрастающих танцовщиков. Изучая конкретные «pas», из которых состоит данный танец, будущий артист в процессе грамотного обучения может ознакомиться и представить танцевальный узор различных эпох. Немаловажным фактором для понимания и усвоения совершенной формы конкретного танца является созерцательный процесс его показа. Не вычурное и манерное, а очень элегантное и органичное музыкальное исполнение даже простейших комбинаций - высшая степень мастерства и владения танцевальным искусством.

На уроках классического, характерного и дуэтного танца педагог, как художник, сочиняет индивидуальную композицию, состоящую из известных движений, руководствуясь устоявшимися методическими принципами. Методика исторического танца также, бесспорно, имеет право на развитие и творческое педагогическое мышление. Многие талантливые мастера прошлого, сочиняя нехитрые танцы для освоения движений в начальных классах, возможно, и не предполагали, что их танцевальный материал станет основой обучения на двести лет вперед: «Pas de grace», сочиненный Е. Ивановым в конце XIX века, «Pas de patineurs» хореографии И. Яковлева и Н. Гавликовского (последний является автором таких маленьких шедевров, как танец «Миньон», «Шакон» и «Pas de quatre»). На сегодняшний день все эти танцы включены в базовую программу обучения младших классов.

У великих учителей всегда находятся талантливые последователи. Они, впитывая весь опыт, передаваемый из уст в уста, или точнее, «из ног в ноги», развиваются и совершенствуются,

обретая высокое звание педагога. Деятельность мастеров исторического танца, преподававших в Академии в конце XX -начале XXI в.: М.Б. Страхова, В.Д. Чистова и в настоящее время педагога-профессора, в совершенстве владеющего искусством показа и обладающего безукоризненным вкусом Н.С. Янанис - является эталоном и залогом сохранения лучших традиций этого утонченного искусства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Васильева-Рождественская М. «Историко-бытовой танец». - Москва, «Искусство», 1987.

2 Ивановский Н.П. «Бальный танец XVI-XIX веков». - ФГУИПП, «Янтарный сказ», 2004. - С. 7. - (Далее: Ивановский Н.П...)

3 Учебные программы ЛГXT. - Наркомпрос РСФСР, 1936 / Под ред. И.И. Соллертинского и Ю.О. Слонимского. (Далее: Учебные программы

лгат...).

4 Учебные программы ЛГXT... - С. 55.

5 Учебные программы ЛГXT... - С. 55.

6 Учебные программы ЛГ^Т.. - С. 55.

7 Учебные программы Л^Т... Предисловие к программе. - С. 3.

8 Л. Адис. «La Dance XIX». - 1840 г.

9 Словарь русского языка в 4-х томах. - Москва, АН СССР, «Русский язык», 1984.

10 Учебные программы ЛГXT... - С. 5.

11 Учебные программы ЛГXT... - С. 4.

12 Учебные программы ЛГXT... - С. 6.

13 Учебные программы ЛАXУ им. А.Я. Вагановой, 1938.

14 Ивановский Н.П. - С. 138.

15 Tанцы. Их история и развитие с древних времен до наших дней / По изданию Г. Вюилье, 1902 г. - С. 73. - (Далее: Г. Вюилье...).

16 Г. Вюилье. - С. 73-74.

17 Историко-бытовой танец. Программа 1-3 классы и выпускной курс. АРБ им. А.Я. Вагановой. - С.-Петербург, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.