О.В. Балинская
Б.А. ФЕНСТЕР. ГОДЫ УЧЕБЫ
Настоящая работа посвящена школьным годам Б.А. Фенстера: поступлению в училище, его участию в производственной практике, общественной работе, встрече с балетмейстером Л.М. Лавровским, выпускному спектаклю.
Ключевые слова: Фенстер, роль, спектакль, Лавровский.
О школьных годах Б.А. Фенстера известно очень мало, как и вообще о творчестве этого хореографа, которому не посвящено ни одного серьезного исследования. В справочных изданиях информация о нем носит лаконичный характер: сообщается, когда он поступил в учебное заведение, когда закончил, перечислены педагоги, 2-3 роли в театре. За этими строчками стоит 9 лет напряженной ученической жизни.
Сведения, используемые в нашей статье, большей частью почерпнуты в материалах Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга. Архивные данные довольно скудны, подчас носят исключительно информативный сухой характер. Они дополнены воспоминаниями современников, которые позволили более образно и полно представить картину жизни училища 20-30-х гг.
Борис Александрович Фенстер родился в Петрограде в 1916 г. Отец его до революции служил весовщиком на Николаевской железной дороге. Он хорошо знал музыку, играл на скрипке.1 Мать не работала. Кроме Бориса, в семье были две сестры и брат. Сестры любили балет. Именно они познакомили впервые своего брата с балетным искусством, так как часто водили его на спектакли, шедшие в Народном доме на Кронверкском проспекте, против которого жили в то время Фенстеры. Театральные предпочтения семьи определили первые серьезные интересы мальчика.2
В 1924 г. Фенстер поступил в 199-ю Трудовую среднюю школу (по современным понятиям общеобразовательную), но
обучался в ней всего два года. Ему еще не исполнилось десяти лет, когда мальчика отвели в балетное училище3 на улице Зодчего Росси и 26 августа 1926 г. подали туда заявление. Борис Фенстер оказался в числе принятых.4 Его зачислили в класс педагога Л.С. Петрова.5 Вместе с ним учился и Владимир Вар-ковицкий.6
Л.С. Петров отличался строгим характером. На уроках классики «он обходился без концертмейстера, сам играл на скрипке «пиццикато», используя смычок и для наказания провинившихся, в результате чего на ногах и мягких местах у детей появлялись синяки и кровоподтеки».7 Н.П. Ивановский8 преподавал историко-бытовой танец, A.M. Монахов9 - характерный.
Детей учили игре на скрипке и пению. Впервые же Фенстер вышел на театральные подмостки не в качестве танцовщика. Он вместе с другими детьми участвовал в детском хоре Мариинс-кого театра в операх «Пиковая дама» и «Кармен». Дирижировал этими спектаклями Альберт Коутс.10
Дети имели обширную производственную практику. Уже через год после поступления ученики принимали активное участие в спектаклях ГАТОБа и даже Александринского театра.
Одноклассница Фенстера О.В. Всеволод ская,11 вспоминая годы учебы, так описывает процесс отбора учеников на участие в производственной практике: «Наступал торжественный и волнующий день "выборов", когда всю школу собирали в зале второго этажа, выстраивали по классам и по росту, и главный балетмейстер театра Федор Васильевич Лопухов в неизменной толстовке, мягких танцевальных черных туфлях, сопровождаемый большой свитой - директором училища, заведующим театральной практикой В.И. Пономаревым,12 классными дамами, помрежами театра, чинно обходил наши трепещущие ряды и выбирал по росту приглянувшихся ему».13
Просмотрев названия оперных и балетных спектаклей, а также количество репетиций, можно только удивляться, когда же оставалось время для учебы. Народ в «Князе Игоре», народ и норвежский танец в «Сольвейг», маленькие черти в «Любви к
трем апельсинам», видение и народ в «Крепостной балерине», марионетки в «Дон Кихоте», мальчишка в «Воццеке», барабанщик в «Гугенотах», «Пульчинелла», «Конек-горбунок», «Эсме-ральда», «Спящая красавица» и многие другие балетные и оперные спектакли.14
По всем предметам Фенстер имел стабильный бал - два (высший в ту пору был три). Способности, прилежание, успехи - тоже два.15 В конце первого года обучения в результате поверочных испытаний Фенстер был переведен в следующий класс.16
В марте 1928 г. состоялся торжественный концерт, посвященный 45-летию артистической и педагогической деятельности Заслуженного артиста России А.В. Ширяева.17 Третьим отделением концерта шел дивертисмент, в котором 14 учеников младших классов, в их числе и Фенстер, исполняли Норвежский танец на музыку А.К. Глазунова.18 Этой же весной на сцене ГАТОБа был показан ученический спектакль, в программу которого вошли «Арлекинада», «Шопениана»,19 и дивертисмент. Фенстер был занят в «Арлекинаде», где вместе с другими учениками исполнял роль маленького Арлекина.20
Несмотря на обширную производственную практику, успехи Фенстера по специальности, видимо, оставляли желать лучшего. На годовых экзаменах комиссия отметила: «обратить внимание весной».21 Это значило: ввиду отсутствия данных обратить внимание на способности и возможность дальнейшего обучения. Внешние данные его тоже, вероятно, оставляли желать лучшего: невысокого роста, с большой головой и не самой совершенной формой ног.
Между тем, довольно рано проявились его организационные способности. Видимо, поэтому Фенстера включили в общественную работу, когда ему было всего 13 лет. Он вошел в состав комиссии по реорганизации учебного процесса наряду с такими маститыми педагогами, как Е.П. Гердт,22 А.Я. Ваганова,23 В.И. Пономарев, Л.С. Леонтьев.24 На одном из заседаний, посвященном школьной реформе, в частности физическому
воспитанию, Фенстер говорил о необходимости введения такой дисциплины, как дыхательная гимнастика.25 Он принимал участие в заседаниях разного рода, и даже в таких, как назначение и пересмотр платы учащимся.
Учеба давалась Фенстеру достаточно легко. Когда он учился в третьем классе, его родители подали заявление о переводе его из третьего класса в пятый. Чем было продиктовано такое стремление, понять сложно, но комиссия посчитала «принципиально недопустимым» подобные опыты и заявление отклонила.26
27 октября 1929 г. в ГАТОБе состоялась премьера «Щелкунчика».27 Ф.В. Лопухова.28 Маша и Луиза - артистки театра О.П. Мун-галова29 и М.Х. Франгопуло.30 Роль Фрица исполнял воспитанник Фенстер31.
В 1931 г. на школьном концерте Фенстер танцевал «Вальс» на музыку Ф. Листа в постановке Л.В. Якобсона32 и финскую польку, сочиненную А.И. Бочаровым.33 Исполнял Фенстер этот номер в паре с ученицей Михайловой. Летом того же года для выпускного спектакля училища ставился балет «Времена года» А.К. Глазунова. Фенстер был занят в Осени, где исполнял танец Вакхантов.34 В дивертисменте, шедшем в этом же спектакле, он танцевал Русскую пляску в постановке А.М. Монахова на музыку А.К. Лядова.35 В этом номере были заняты 12 девушек и семь мальчиков. Дирижировал спектаклем молодой Е.А. Мравинский.36
Как видно из материалов о производственной практике, сольных партий Фенстер практически не имел, подвизаясь в основном в кордебалете и преимущественно в характерных ролях.
Неожиданно его творческий путь принял иное направление.
Говоря о ленинградском балете 20 - 30 гг. необходимо отметить, что многие молодые артисты, едва приступив к исполнительской карьере, начинали думать о балетмейстерском поприще. Таков был творческий путь Дж. Баланчина,37 В.М. Чабукиа-ни,38 В.И. Вайнонена,39 Р.В. Захарова.40 Среди них оказался и молодой артист балета Лавровский,41 только-только делавший
первые балетмейстерские пробы. Ставил он, в основном, концертные номера и хореографические миниатюры, в которых был увлечен «танцем настроения»42 (как писал он в своих воспоминаниях), воспроизводящим только лишь эмоциональное состояние.
Весной 1934 г. Лавровский посетил в хореографическом техникуме урок классического танца, который вела Е.Н. Гей-денрейх43. Пришел он не случайно. Через несколько дней состоялся отбор юных исполнителей на новый балет «Фадетта», который Лавровский должен был ставить в техникуме.
«В ярко освещенном зале школы нас выстроили в ряд - по росту, мальчиков и девочек отдельно - вспоминал участник этого события А.Л. Андреев.44 В мужской линии я оказался последним. Голова моя была на уровне плеча стоявшего рядом со мной Б. Фенстера... Вскоре начались репетиции «Фадетты». Собранный, немного торжественный, в белоснежной курточке, входил Леонид Михайлович в зал. Если нас было немного, он с каждым, как со взрослым, здоровался за руку . Он был прост, относился к нам, как к равным, но младшим товарищам по работе. До того, как начать репетицию, Леонид Михайлович раскрывал свою папку с записями спектакля. Естественно, что записи вызывали . интерес, и мы старались разглядеть . эти листы, исписанные мелким почерком, с детальными зарисовками танцевальных поз и групп, с пунктирным изображением перемещений исполнителей».45 Так состоялся первый контакт ученика Фенстера с балетмейстером Лавровским, определившим, возможно, всю его дальнейшую судьбу.
В процессе постановочных репетиций Лавровский выбрал его своим ассистентом. С.К. Шеина46 вспоминает: «Лавровский ставил и говорил Фенстеру: "Завтра отрепетируешь". Борис отрабатывал и сдавал ему свою работу». Но Фенстер не только репетировал, он - вспоминает дальше С.К.Шеина - даже «что-то ставил».47
Работа с Лавровским дала новое направление творчеству Фен-стера. С этого времени он стал его постоянным и бессменным
ассистентом. Через год после «Фадетты» Фенстер уже помогал Лавровскому на репетициях нового выпускного балета «Катерина».48 В 1935 г., еще до окончания училища, его приняли в Ленинградский Малый оперный театр в качестве помощника художественного руководителя балета, которым и был Лавровский, с 1935 г. назначенный на этот пост.
Активная творческая жизнь рано сделала Фенстера самостоятельным, что не вписывалось в рамки обычной ученической жизни. Он обгонял курс по общеобразовательным предметам, в то время как по специальности, ввиду болезни, был еще на втором. Обсуждался вопрос о его переводе со второго на третий курс. То есть речь шла о досрочном окончании училища. «Фенстер уже очень взрослый, у него много гонора и важности
49
и он с трудом укладывается в рамки учащегося»49, - так характеризовали ученика Фенстера во время обсуждения на педсовете. Возможно, Фенстер зарекомендовал себя как вполне сложившаяся личность. Было ясно, что его больше занимала хореографическая композиция, а не танец как таковой. Кроме того, его беспокоила больная нога. Видимо, принимая во внимание все эти причины, Фенстер был переведен со второго на третий курс с «большим предупреждением о необходимости более активной работы и разъяснением, что переводится он на 3-ий курс не в силу его особых заслуг по учебе, а лишь для того, чтобы он мог лучше учиться, не раздваиваясь по двум курсам».50
В 1936 г. Фенстер заканчивает Хореографический техникум. 8 июня состоялся выпускной спектакль, в программу которого вошли третий акт из «Фадетты», фрагмент из «Эсмеральды»51 и одноактный балет Н.А. Анисимовой52 «Андалузская свадьба».53 В качестве сценарной основы для этого балета постановщиками были использованы «Письма из Испании» П. Мериме.54
Незатейливый сюжет спектакля, описанный М.К. Франго-пуло в ее книге, посвященной Н.А. Анисимовой, сводился к следующему: радостный, полный жизни праздник свадьбы прерывался появлением спасавшегося от преследований жандармов народного героя разбойника Хосе-Марии. За его поимку
полиция обещала выдать вознаграждение. Но охотника до такой наживы среди народа не сказалось. Народ, роль которого в спектакле была очень активной, сбивал преследователей с верного пути и спасал своего героя, укрыв его в безопасном месте, после чего веселье возобновлялось с удвоенной энергией и силой.55
Главная роль разбойника Хосе-Марии досталась Варковиц-кому, Фенстеру - роль Сакристана. На фотографии, хранящейся в музее Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, Фенстер запечатлен в героической позе. На нем широкополая испанская шляпа, черный плащ. Однако кем был этот персонаж, выяснить, к сожалению, не удалось. Перечень действующих лиц позволяет предположить, что Сакристан мог быть жандармом. Это предположение подкрепляется и тем, что Фенстер имел амплуа характерно-гротескового танцовщика. И если главная роль романтичного героя принадлежит классику, то роль второго плана вполне могла быть отдана именно такому танцовщику.
Выпускным спектаклем закончилась ученическая пора Б.А. Фенстера. Он был распределен в Малый оперный театр в качестве артиста балета и помощника режиссера.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 После революции отец продолжал работать на железной дороге и позже в речном пароходстве. Умер он в Молотове в 1942 г.
2 Материалы о детстве Фенстера почерпнуты из личного архива С.К. Ше-иной, за что приношу ей глубокую благодарность, и личного Дела Фенстера Б.А. // ЦГАЛИ, СПб - Ф. 337. -Оп. 2. - Ед. хр. 377. - Л. 5,14.
3 Старейшее петербургское балетное заведение неоднократно меняло свое название. Об этом см.: А. Деген, И. Ступников. Петербургский балет 1903 -2003. - СПб.: «Балтийские сезоны», 2003.
4 Заявления и анкеты о не принятых в сентябре // ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259. -Оп. 2. - Ед. хр. 95. - Л. 45 об.
5 Петров Леонид Семенович (1898 - 1963) - танцовщик, педагог.
6 Варковицкий Владимир Александрович (1916 - 1974) - балетмейстер. Одноклассниками Фенстера были так же О. Всеволодская, К. Златковская, Н. Красношеева, Михайлова, В. Осокина, Б.Соловьев.
7 Боярский К. Капризная Терпсихора. - СПб., 2004. - С. 13.
8 Ивановский (Иванов) Николай Павлович (1893 - 1961) - танцовщик, педагог историко-бытового танца, в 1954 - 1961 гг. художественный руководитель школы.
9 Монахов Александр Михайлович (1884 - 1945) - танцовщик, педагог характерного танца
10 Коутс (Coates) Альберт (1882 - 1953) - английский дирижер, композитор. Гастролировал в Ленинграде в 1926 и1927 гг.
11 Всеволодская-Голушкевич Ольга Всеволодовна (1917 - 1993) - танцовщица, педагог, театровед.
12 Пономарев Владимир Иванович (1892 - 1951) - танцовщик, педагог.
13 Всеволодская-Голушкевич О. В те далекие счастливые годы—» // Сов. Балет, 1988. - № 2. - С. 20.
14 Книга учета посещаемости учащимися репетиций и занятий 19271928 гг. // ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259. - Оп. 1. - Ед. хр. 178. - Л. 3об, 4 об, 5, 5 об, 8, 8 об.
15 Протокол педсовета 1926-1927 гг. от 29 марта // ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259.- Оп. 1. - Ед. хр. 174. - Л. 8 об.
16 К протоколу педсовета от 11 июня 1927 г. // ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259. -Оп.1. - Ед. хр. 164. - Л. 17.
17 Ширяев Александр Викторович (1867 - 1941) - танцовщик, балетмейстер, педагог.
18 Программа концертов учащихся в 1927 - 1928 гг. // ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259. - Оп. 1. - Ед. хр. 175. - Л. 9.
19 Балеты «Арлекинада» и «Шопениана» шли в редакции В.И. Пономарева и А.Я. Вагановой.
20 Протокол заседания художественного совета балетного училища 1928 г.// ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259. - Оп. 1. - Ед. хр. 174. - Л. 15.
21 Там же. - Л. 19 об.
22 Гердт (Гаук) Елизавета Павловна (1891 - 1975) - танцовщица, педагог-репетитор.
23 Ваганова Агриппина Яковлевна (1879 - 1951) - танцовщица, педагог классического танца в школе в 1921 - 1951 гг.
24 Леонтьев Леонид Сергеевич (1885 - 1942) - танцовщик, с 1930 г. педагог пантомимы и актерского мастерства.
25 Протокол № 10 заседания президиума Ленинградского Государственного хореографического техникума от 30-го апреля 1929 г. // ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259. - Оп. 1. - Ед. хр. 195. - Л. 8.
26 Там же. - Л. 9.
27 «Щелкунчик» - балет-феерия в трех действиях, 22 эпизодах, с прологом и эпилогом, сценарий по сказке Гофмана, режиссерская экспозиция и постановка Ф. Лопухова, художник В. Дмитриев, дирижер А. Гаук.
28Лопухов Федор Васильевич (1886 - 1973) - балетмейстер.
29 Мунгалова Ольга Петровна (1905 - 1942) - танцовщица.
30 Франгопуло Мариэтта Харлампиевна (1901 - 1979) - танцовщица, преподаватель истории балета, создатель школьного музея
31 Репертуар сезона 1929 г. 2 кн. // Музейный фонд Мариинского театра. -Ф. № 5 афиш и программ. - Л. 103.
32Якобсон Леонид Вениаминович (1904 - 1975) - балетмейстер.
33Бочаров Александр Ильич (1886 - 1956) - танцовщик, в 1930 - 1955 гг. преподаватель характерного танца.
34 «Времена года» - аллегорический балет в 1 действии, 4 картинах, сочинение М. Петипа, музыка А.К. Глазунова. Танцы и группы сочинены и поставлены В.И. Пономаревым, декорации А.Н. Бенуа. Спектакль Ленинградского государственного хореографического техникума на сцене театра оперы и балета 22 июня 1931 г. // Программы концертов учащихся в 1930-31 учебном году. ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259. - Оп.1. Ед. хр. 200. - Л. 21, 22.
35 Лядов Анатолий Константинович (1855 - 1914) - русский композитор, дирижер, педагог.
36 Мравинский Евгений Александрович (1903 - 1988), дирижер.
37 Баланчин (Баланчивадзе) Джордж (Георгий Мелитонович) (1904 -1983) - балетмейстер.
38 Чабукиани Вахтанг Михайлович (1910 - 1992) - танцовщик, балетмейстер.
39 Вайнонен Василий Иванович (1901 - 1964) - балетмейстер.
40 Захаров Ростислав Владимирович (1907 - 1984) - балетмейстер, режиссер.
41 Лавровский (Иванов) Леонид Михайлович (1905 - 1967) - балетмейстер.
42 «Фадетта». Балетмейстер о спектакле // Л.М. Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания. - М.: ВТО, 1983. - С. 108.
43 Гейденрейх Екатерина Николаевна (Никодимовна) (1897 - 1982) - балерина, педагог.
44 Андреев Алексей Леонидович (1920 - 2004) - танцовщик, балетмейстер.
45 Андреев А.Л. Воспоминания о Л.М. Лавровском // Л.М. Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания. - М.,1983. - С.249.
46 Шеина Светлана Константиновна - род. в 1918 г. - танцовщица Малого оперного театра.
47 Из беседы автора статьи с С.К. Шеиной от 15 октября 2008 г. То, что Б. Фенстер ставил номера, отдельные танцы, а может быть, и партии второго плана, подтверждается следующим обстоятельством: Татьяна Оппенгейм, исполнительница роли Крестьянки в спектакле «Фадетта» Малого оперного театра называла Фенстера как хореографа, поставившего эту роль // Из беседы Т. Оппенгейм с И.В. Ступниковым.
48 «Катерина» - балет в трех действиях, семи картинах на музыку А. Рубинштейна, А. Адана в обрабатке и инструментовке Е. Дубовского, П. Фельд-та, сценарист и балетмейстер Л. Лавровский, ассистент Б. Фенстер. Премьера 25 мая в ГАТОБе (выпускной спектакль ЛХУ).
49 Протокол заседания педсовета техникума от 5 января 1936 г. // ЦГАЛИ, СПб. - Ф.259. - Оп. 1. - Ед. хр. 225. - Л 6.
50 Постановления педсовета, обсуждавшего итоги первого полугодия 193536 гг. по техникуму // ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259. - Оп. 1. - Ед. хр. 213. - Л. 3 об.
51 «Эсмеральда» - балет в трех действиях, 9 картинах, под ред. А.Я. Вагановой, музыка Ц. Пуни в обработке Р. Глиера, дирижер Е. Дубовской, режиссер С. Радлов, художник В. Ходасевич, премьера 23 апреля 1935 г. на сцене театра им. С.М. Кирова.
52 Анисимова Нина Александровна (1909 - 1979) - танцовщица, балетмейстер.
53 «Андалузская свадьба» - балет в одном действии, либретто Н. Аниси-мовой и В. Соловьева по новелле П. Мериме, музыка из произведений И. Альбениса, Э. Гранадоса, Э. Шабрие в оркестровке П. Фельдта, режиссер-консультант В. Соловьев, дирижер Е. Мравинский, декорации и костюмы по эскизам художников Д.В. Зеленкова и Г.Н. Мосеева, премьера 8 июня 1936 г. на сцене театра им. С.М. Кирова.
54 Мериме (Мепшйе) Проспер (1803 - 1870) - французский писатель.
55 Франгопуло М. Н. Анисимова. - Л.,1951. - С. 32-33.
Abstract
The article describes school years of a choreographer B.A. Fenster, his studies, his training, his meeting with L.M. Lavrovsky and his graduation performance.
Key words: B.A. Fenster, role, performance, L.M. Lavrovsky.