Научная статья на тему 'Б. А. Фенстер. Годы учебы'

Б. А. Фенстер. Годы учебы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
303
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНСТЕР / РОЛЬ / СПЕКТАКЛЬ / ЛАВРОВСКИЙ / B.A. FENSTER / L.M. LAVROVSKY / ROLE / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Балинская Ольга Валерьевна

Настоящая работа посвящена школьным годам Б.А. Фенстера: поступлению в училище, его участию в производственной практике, общественной работе, встрече с балетмейстером Л.М. Лавровским, выпускному спектаклю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

B.A. Fenster. The years of studying

The article describes school years of a choreographer B.A. Fenster, his studies, his training, his meeting with L.M. Lavrovsky and his graduation performance.

Текст научной работы на тему «Б. А. Фенстер. Годы учебы»

О.В. Балинская

Б.А. ФЕНСТЕР. ГОДЫ УЧЕБЫ

Настоящая работа посвящена школьным годам Б.А. Фенстера: поступлению в училище, его участию в производственной практике, общественной работе, встрече с балетмейстером Л.М. Лавровским, выпускному спектаклю.

Ключевые слова: Фенстер, роль, спектакль, Лавровский.

О школьных годах Б.А. Фенстера известно очень мало, как и вообще о творчестве этого хореографа, которому не посвящено ни одного серьезного исследования. В справочных изданиях информация о нем носит лаконичный характер: сообщается, когда он поступил в учебное заведение, когда закончил, перечислены педагоги, 2-3 роли в театре. За этими строчками стоит 9 лет напряженной ученической жизни.

Сведения, используемые в нашей статье, большей частью почерпнуты в материалах Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга. Архивные данные довольно скудны, подчас носят исключительно информативный сухой характер. Они дополнены воспоминаниями современников, которые позволили более образно и полно представить картину жизни училища 20-30-х гг.

Борис Александрович Фенстер родился в Петрограде в 1916 г. Отец его до революции служил весовщиком на Николаевской железной дороге. Он хорошо знал музыку, играл на скрипке.1 Мать не работала. Кроме Бориса, в семье были две сестры и брат. Сестры любили балет. Именно они познакомили впервые своего брата с балетным искусством, так как часто водили его на спектакли, шедшие в Народном доме на Кронверкском проспекте, против которого жили в то время Фенстеры. Театральные предпочтения семьи определили первые серьезные интересы мальчика.2

В 1924 г. Фенстер поступил в 199-ю Трудовую среднюю школу (по современным понятиям общеобразовательную), но

обучался в ней всего два года. Ему еще не исполнилось десяти лет, когда мальчика отвели в балетное училище3 на улице Зодчего Росси и 26 августа 1926 г. подали туда заявление. Борис Фенстер оказался в числе принятых.4 Его зачислили в класс педагога Л.С. Петрова.5 Вместе с ним учился и Владимир Вар-ковицкий.6

Л.С. Петров отличался строгим характером. На уроках классики «он обходился без концертмейстера, сам играл на скрипке «пиццикато», используя смычок и для наказания провинившихся, в результате чего на ногах и мягких местах у детей появлялись синяки и кровоподтеки».7 Н.П. Ивановский8 преподавал историко-бытовой танец, A.M. Монахов9 - характерный.

Детей учили игре на скрипке и пению. Впервые же Фенстер вышел на театральные подмостки не в качестве танцовщика. Он вместе с другими детьми участвовал в детском хоре Мариинс-кого театра в операх «Пиковая дама» и «Кармен». Дирижировал этими спектаклями Альберт Коутс.10

Дети имели обширную производственную практику. Уже через год после поступления ученики принимали активное участие в спектаклях ГАТОБа и даже Александринского театра.

Одноклассница Фенстера О.В. Всеволод ская,11 вспоминая годы учебы, так описывает процесс отбора учеников на участие в производственной практике: «Наступал торжественный и волнующий день "выборов", когда всю школу собирали в зале второго этажа, выстраивали по классам и по росту, и главный балетмейстер театра Федор Васильевич Лопухов в неизменной толстовке, мягких танцевальных черных туфлях, сопровождаемый большой свитой - директором училища, заведующим театральной практикой В.И. Пономаревым,12 классными дамами, помрежами театра, чинно обходил наши трепещущие ряды и выбирал по росту приглянувшихся ему».13

Просмотрев названия оперных и балетных спектаклей, а также количество репетиций, можно только удивляться, когда же оставалось время для учебы. Народ в «Князе Игоре», народ и норвежский танец в «Сольвейг», маленькие черти в «Любви к

трем апельсинам», видение и народ в «Крепостной балерине», марионетки в «Дон Кихоте», мальчишка в «Воццеке», барабанщик в «Гугенотах», «Пульчинелла», «Конек-горбунок», «Эсме-ральда», «Спящая красавица» и многие другие балетные и оперные спектакли.14

По всем предметам Фенстер имел стабильный бал - два (высший в ту пору был три). Способности, прилежание, успехи - тоже два.15 В конце первого года обучения в результате поверочных испытаний Фенстер был переведен в следующий класс.16

В марте 1928 г. состоялся торжественный концерт, посвященный 45-летию артистической и педагогической деятельности Заслуженного артиста России А.В. Ширяева.17 Третьим отделением концерта шел дивертисмент, в котором 14 учеников младших классов, в их числе и Фенстер, исполняли Норвежский танец на музыку А.К. Глазунова.18 Этой же весной на сцене ГАТОБа был показан ученический спектакль, в программу которого вошли «Арлекинада», «Шопениана»,19 и дивертисмент. Фенстер был занят в «Арлекинаде», где вместе с другими учениками исполнял роль маленького Арлекина.20

Несмотря на обширную производственную практику, успехи Фенстера по специальности, видимо, оставляли желать лучшего. На годовых экзаменах комиссия отметила: «обратить внимание весной».21 Это значило: ввиду отсутствия данных обратить внимание на способности и возможность дальнейшего обучения. Внешние данные его тоже, вероятно, оставляли желать лучшего: невысокого роста, с большой головой и не самой совершенной формой ног.

Между тем, довольно рано проявились его организационные способности. Видимо, поэтому Фенстера включили в общественную работу, когда ему было всего 13 лет. Он вошел в состав комиссии по реорганизации учебного процесса наряду с такими маститыми педагогами, как Е.П. Гердт,22 А.Я. Ваганова,23 В.И. Пономарев, Л.С. Леонтьев.24 На одном из заседаний, посвященном школьной реформе, в частности физическому

воспитанию, Фенстер говорил о необходимости введения такой дисциплины, как дыхательная гимнастика.25 Он принимал участие в заседаниях разного рода, и даже в таких, как назначение и пересмотр платы учащимся.

Учеба давалась Фенстеру достаточно легко. Когда он учился в третьем классе, его родители подали заявление о переводе его из третьего класса в пятый. Чем было продиктовано такое стремление, понять сложно, но комиссия посчитала «принципиально недопустимым» подобные опыты и заявление отклонила.26

27 октября 1929 г. в ГАТОБе состоялась премьера «Щелкунчика».27 Ф.В. Лопухова.28 Маша и Луиза - артистки театра О.П. Мун-галова29 и М.Х. Франгопуло.30 Роль Фрица исполнял воспитанник Фенстер31.

В 1931 г. на школьном концерте Фенстер танцевал «Вальс» на музыку Ф. Листа в постановке Л.В. Якобсона32 и финскую польку, сочиненную А.И. Бочаровым.33 Исполнял Фенстер этот номер в паре с ученицей Михайловой. Летом того же года для выпускного спектакля училища ставился балет «Времена года» А.К. Глазунова. Фенстер был занят в Осени, где исполнял танец Вакхантов.34 В дивертисменте, шедшем в этом же спектакле, он танцевал Русскую пляску в постановке А.М. Монахова на музыку А.К. Лядова.35 В этом номере были заняты 12 девушек и семь мальчиков. Дирижировал спектаклем молодой Е.А. Мравинский.36

Как видно из материалов о производственной практике, сольных партий Фенстер практически не имел, подвизаясь в основном в кордебалете и преимущественно в характерных ролях.

Неожиданно его творческий путь принял иное направление.

Говоря о ленинградском балете 20 - 30 гг. необходимо отметить, что многие молодые артисты, едва приступив к исполнительской карьере, начинали думать о балетмейстерском поприще. Таков был творческий путь Дж. Баланчина,37 В.М. Чабукиа-ни,38 В.И. Вайнонена,39 Р.В. Захарова.40 Среди них оказался и молодой артист балета Лавровский,41 только-только делавший

первые балетмейстерские пробы. Ставил он, в основном, концертные номера и хореографические миниатюры, в которых был увлечен «танцем настроения»42 (как писал он в своих воспоминаниях), воспроизводящим только лишь эмоциональное состояние.

Весной 1934 г. Лавровский посетил в хореографическом техникуме урок классического танца, который вела Е.Н. Гей-денрейх43. Пришел он не случайно. Через несколько дней состоялся отбор юных исполнителей на новый балет «Фадетта», который Лавровский должен был ставить в техникуме.

«В ярко освещенном зале школы нас выстроили в ряд - по росту, мальчиков и девочек отдельно - вспоминал участник этого события А.Л. Андреев.44 В мужской линии я оказался последним. Голова моя была на уровне плеча стоявшего рядом со мной Б. Фенстера... Вскоре начались репетиции «Фадетты». Собранный, немного торжественный, в белоснежной курточке, входил Леонид Михайлович в зал. Если нас было немного, он с каждым, как со взрослым, здоровался за руку . Он был прост, относился к нам, как к равным, но младшим товарищам по работе. До того, как начать репетицию, Леонид Михайлович раскрывал свою папку с записями спектакля. Естественно, что записи вызывали . интерес, и мы старались разглядеть . эти листы, исписанные мелким почерком, с детальными зарисовками танцевальных поз и групп, с пунктирным изображением перемещений исполнителей».45 Так состоялся первый контакт ученика Фенстера с балетмейстером Лавровским, определившим, возможно, всю его дальнейшую судьбу.

В процессе постановочных репетиций Лавровский выбрал его своим ассистентом. С.К. Шеина46 вспоминает: «Лавровский ставил и говорил Фенстеру: "Завтра отрепетируешь". Борис отрабатывал и сдавал ему свою работу». Но Фенстер не только репетировал, он - вспоминает дальше С.К.Шеина - даже «что-то ставил».47

Работа с Лавровским дала новое направление творчеству Фен-стера. С этого времени он стал его постоянным и бессменным

ассистентом. Через год после «Фадетты» Фенстер уже помогал Лавровскому на репетициях нового выпускного балета «Катерина».48 В 1935 г., еще до окончания училища, его приняли в Ленинградский Малый оперный театр в качестве помощника художественного руководителя балета, которым и был Лавровский, с 1935 г. назначенный на этот пост.

Активная творческая жизнь рано сделала Фенстера самостоятельным, что не вписывалось в рамки обычной ученической жизни. Он обгонял курс по общеобразовательным предметам, в то время как по специальности, ввиду болезни, был еще на втором. Обсуждался вопрос о его переводе со второго на третий курс. То есть речь шла о досрочном окончании училища. «Фенстер уже очень взрослый, у него много гонора и важности

49

и он с трудом укладывается в рамки учащегося»49, - так характеризовали ученика Фенстера во время обсуждения на педсовете. Возможно, Фенстер зарекомендовал себя как вполне сложившаяся личность. Было ясно, что его больше занимала хореографическая композиция, а не танец как таковой. Кроме того, его беспокоила больная нога. Видимо, принимая во внимание все эти причины, Фенстер был переведен со второго на третий курс с «большим предупреждением о необходимости более активной работы и разъяснением, что переводится он на 3-ий курс не в силу его особых заслуг по учебе, а лишь для того, чтобы он мог лучше учиться, не раздваиваясь по двум курсам».50

В 1936 г. Фенстер заканчивает Хореографический техникум. 8 июня состоялся выпускной спектакль, в программу которого вошли третий акт из «Фадетты», фрагмент из «Эсмеральды»51 и одноактный балет Н.А. Анисимовой52 «Андалузская свадьба».53 В качестве сценарной основы для этого балета постановщиками были использованы «Письма из Испании» П. Мериме.54

Незатейливый сюжет спектакля, описанный М.К. Франго-пуло в ее книге, посвященной Н.А. Анисимовой, сводился к следующему: радостный, полный жизни праздник свадьбы прерывался появлением спасавшегося от преследований жандармов народного героя разбойника Хосе-Марии. За его поимку

полиция обещала выдать вознаграждение. Но охотника до такой наживы среди народа не сказалось. Народ, роль которого в спектакле была очень активной, сбивал преследователей с верного пути и спасал своего героя, укрыв его в безопасном месте, после чего веселье возобновлялось с удвоенной энергией и силой.55

Главная роль разбойника Хосе-Марии досталась Варковиц-кому, Фенстеру - роль Сакристана. На фотографии, хранящейся в музее Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, Фенстер запечатлен в героической позе. На нем широкополая испанская шляпа, черный плащ. Однако кем был этот персонаж, выяснить, к сожалению, не удалось. Перечень действующих лиц позволяет предположить, что Сакристан мог быть жандармом. Это предположение подкрепляется и тем, что Фенстер имел амплуа характерно-гротескового танцовщика. И если главная роль романтичного героя принадлежит классику, то роль второго плана вполне могла быть отдана именно такому танцовщику.

Выпускным спектаклем закончилась ученическая пора Б.А. Фенстера. Он был распределен в Малый оперный театр в качестве артиста балета и помощника режиссера.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 После революции отец продолжал работать на железной дороге и позже в речном пароходстве. Умер он в Молотове в 1942 г.

2 Материалы о детстве Фенстера почерпнуты из личного архива С.К. Ше-иной, за что приношу ей глубокую благодарность, и личного Дела Фенстера Б.А. // ЦГАЛИ, СПб - Ф. 337. -Оп. 2. - Ед. хр. 377. - Л. 5,14.

3 Старейшее петербургское балетное заведение неоднократно меняло свое название. Об этом см.: А. Деген, И. Ступников. Петербургский балет 1903 -2003. - СПб.: «Балтийские сезоны», 2003.

4 Заявления и анкеты о не принятых в сентябре // ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259. -Оп. 2. - Ед. хр. 95. - Л. 45 об.

5 Петров Леонид Семенович (1898 - 1963) - танцовщик, педагог.

6 Варковицкий Владимир Александрович (1916 - 1974) - балетмейстер. Одноклассниками Фенстера были так же О. Всеволодская, К. Златковская, Н. Красношеева, Михайлова, В. Осокина, Б.Соловьев.

7 Боярский К. Капризная Терпсихора. - СПб., 2004. - С. 13.

8 Ивановский (Иванов) Николай Павлович (1893 - 1961) - танцовщик, педагог историко-бытового танца, в 1954 - 1961 гг. художественный руководитель школы.

9 Монахов Александр Михайлович (1884 - 1945) - танцовщик, педагог характерного танца

10 Коутс (Coates) Альберт (1882 - 1953) - английский дирижер, композитор. Гастролировал в Ленинграде в 1926 и1927 гг.

11 Всеволодская-Голушкевич Ольга Всеволодовна (1917 - 1993) - танцовщица, педагог, театровед.

12 Пономарев Владимир Иванович (1892 - 1951) - танцовщик, педагог.

13 Всеволодская-Голушкевич О. В те далекие счастливые годы—» // Сов. Балет, 1988. - № 2. - С. 20.

14 Книга учета посещаемости учащимися репетиций и занятий 19271928 гг. // ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259. - Оп. 1. - Ед. хр. 178. - Л. 3об, 4 об, 5, 5 об, 8, 8 об.

15 Протокол педсовета 1926-1927 гг. от 29 марта // ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259.- Оп. 1. - Ед. хр. 174. - Л. 8 об.

16 К протоколу педсовета от 11 июня 1927 г. // ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259. -Оп.1. - Ед. хр. 164. - Л. 17.

17 Ширяев Александр Викторович (1867 - 1941) - танцовщик, балетмейстер, педагог.

18 Программа концертов учащихся в 1927 - 1928 гг. // ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259. - Оп. 1. - Ед. хр. 175. - Л. 9.

19 Балеты «Арлекинада» и «Шопениана» шли в редакции В.И. Пономарева и А.Я. Вагановой.

20 Протокол заседания художественного совета балетного училища 1928 г.// ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259. - Оп. 1. - Ед. хр. 174. - Л. 15.

21 Там же. - Л. 19 об.

22 Гердт (Гаук) Елизавета Павловна (1891 - 1975) - танцовщица, педагог-репетитор.

23 Ваганова Агриппина Яковлевна (1879 - 1951) - танцовщица, педагог классического танца в школе в 1921 - 1951 гг.

24 Леонтьев Леонид Сергеевич (1885 - 1942) - танцовщик, с 1930 г. педагог пантомимы и актерского мастерства.

25 Протокол № 10 заседания президиума Ленинградского Государственного хореографического техникума от 30-го апреля 1929 г. // ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259. - Оп. 1. - Ед. хр. 195. - Л. 8.

26 Там же. - Л. 9.

27 «Щелкунчик» - балет-феерия в трех действиях, 22 эпизодах, с прологом и эпилогом, сценарий по сказке Гофмана, режиссерская экспозиция и постановка Ф. Лопухова, художник В. Дмитриев, дирижер А. Гаук.

28Лопухов Федор Васильевич (1886 - 1973) - балетмейстер.

29 Мунгалова Ольга Петровна (1905 - 1942) - танцовщица.

30 Франгопуло Мариэтта Харлампиевна (1901 - 1979) - танцовщица, преподаватель истории балета, создатель школьного музея

31 Репертуар сезона 1929 г. 2 кн. // Музейный фонд Мариинского театра. -Ф. № 5 афиш и программ. - Л. 103.

32Якобсон Леонид Вениаминович (1904 - 1975) - балетмейстер.

33Бочаров Александр Ильич (1886 - 1956) - танцовщик, в 1930 - 1955 гг. преподаватель характерного танца.

34 «Времена года» - аллегорический балет в 1 действии, 4 картинах, сочинение М. Петипа, музыка А.К. Глазунова. Танцы и группы сочинены и поставлены В.И. Пономаревым, декорации А.Н. Бенуа. Спектакль Ленинградского государственного хореографического техникума на сцене театра оперы и балета 22 июня 1931 г. // Программы концертов учащихся в 1930-31 учебном году. ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259. - Оп.1. Ед. хр. 200. - Л. 21, 22.

35 Лядов Анатолий Константинович (1855 - 1914) - русский композитор, дирижер, педагог.

36 Мравинский Евгений Александрович (1903 - 1988), дирижер.

37 Баланчин (Баланчивадзе) Джордж (Георгий Мелитонович) (1904 -1983) - балетмейстер.

38 Чабукиани Вахтанг Михайлович (1910 - 1992) - танцовщик, балетмейстер.

39 Вайнонен Василий Иванович (1901 - 1964) - балетмейстер.

40 Захаров Ростислав Владимирович (1907 - 1984) - балетмейстер, режиссер.

41 Лавровский (Иванов) Леонид Михайлович (1905 - 1967) - балетмейстер.

42 «Фадетта». Балетмейстер о спектакле // Л.М. Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания. - М.: ВТО, 1983. - С. 108.

43 Гейденрейх Екатерина Николаевна (Никодимовна) (1897 - 1982) - балерина, педагог.

44 Андреев Алексей Леонидович (1920 - 2004) - танцовщик, балетмейстер.

45 Андреев А.Л. Воспоминания о Л.М. Лавровском // Л.М. Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания. - М.,1983. - С.249.

46 Шеина Светлана Константиновна - род. в 1918 г. - танцовщица Малого оперного театра.

47 Из беседы автора статьи с С.К. Шеиной от 15 октября 2008 г. То, что Б. Фенстер ставил номера, отдельные танцы, а может быть, и партии второго плана, подтверждается следующим обстоятельством: Татьяна Оппенгейм, исполнительница роли Крестьянки в спектакле «Фадетта» Малого оперного театра называла Фенстера как хореографа, поставившего эту роль // Из беседы Т. Оппенгейм с И.В. Ступниковым.

48 «Катерина» - балет в трех действиях, семи картинах на музыку А. Рубинштейна, А. Адана в обрабатке и инструментовке Е. Дубовского, П. Фельд-та, сценарист и балетмейстер Л. Лавровский, ассистент Б. Фенстер. Премьера 25 мая в ГАТОБе (выпускной спектакль ЛХУ).

49 Протокол заседания педсовета техникума от 5 января 1936 г. // ЦГАЛИ, СПб. - Ф.259. - Оп. 1. - Ед. хр. 225. - Л 6.

50 Постановления педсовета, обсуждавшего итоги первого полугодия 193536 гг. по техникуму // ЦГАЛИ, СПб. - Ф. 259. - Оп. 1. - Ед. хр. 213. - Л. 3 об.

51 «Эсмеральда» - балет в трех действиях, 9 картинах, под ред. А.Я. Вагановой, музыка Ц. Пуни в обработке Р. Глиера, дирижер Е. Дубовской, режиссер С. Радлов, художник В. Ходасевич, премьера 23 апреля 1935 г. на сцене театра им. С.М. Кирова.

52 Анисимова Нина Александровна (1909 - 1979) - танцовщица, балетмейстер.

53 «Андалузская свадьба» - балет в одном действии, либретто Н. Аниси-мовой и В. Соловьева по новелле П. Мериме, музыка из произведений И. Альбениса, Э. Гранадоса, Э. Шабрие в оркестровке П. Фельдта, режиссер-консультант В. Соловьев, дирижер Е. Мравинский, декорации и костюмы по эскизам художников Д.В. Зеленкова и Г.Н. Мосеева, премьера 8 июня 1936 г. на сцене театра им. С.М. Кирова.

54 Мериме (Мепшйе) Проспер (1803 - 1870) - французский писатель.

55 Франгопуло М. Н. Анисимова. - Л.,1951. - С. 32-33.

Abstract

The article describes school years of a choreographer B.A. Fenster, his studies, his training, his meeting with L.M. Lavrovsky and his graduation performance.

Key words: B.A. Fenster, role, performance, L.M. Lavrovsky.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.