УДК 792.8; 37.0
А. Н. Шелемов
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ
ДИСЦИПЛИНЫ «ДУЭТНО-КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»
«Дуэтно-классический танец» — одна из профилирующих дисциплин в профессиональных хореографических учебных заведениях, которая входит в программы обучения учеников старших классов. Эта дисциплина является крайне необходимой для будущего артиста балета, танцовщика или балерины. И неслучайно дуэтно-классический танец входит в программу государственных экзаменов наряду с классическим и народно-сценическим.
При очевидной важности дисциплины вопрос о ее методическом оснащении нельзя считать полностью решенным. На сегодняшний день нам известно лишь несколько методических разработок в области «дуэтно-классического танца», находящихся на вооружении преподавателей класса поддержки.
«Танцевальный дуэт и его высшая форма — pas de deux существовала еще в XVIII-XIX веках, когда балетные спектакли создавали такие прославленные мастера, как Доберваль, Дидло, Бурнонвиль, Перро» [1, с. 3]. «Уже разработаны обводки, сплетения рук, небольшие поддержки-переносы, легкие вращения» [2, с. 23]. Далее, в творчестве М. Петипа танцевальные формы pas de deux, pas de trois приобрели свой окончательный вид. Дуэтный танец в техническом плане поднимается на новый уровень: усложняются обводки, вращения, все больше используются подъемы, но не выше плеч партнера. Как указывают многие авторы и в частности Ф. Лопухов, подъемы партнерши на вытянутые вверх руки до 1916 г. не применялись, «высший подъем женщин в танце заключался в усадке их на грудь или плечо партнеров» [3, с. 30]
В 1920-е гг. прошлого столетия творческие поиски хореографов дали толчок к насыщению дуэтов сложными акробатическими поддержками. Особенно это проявилось в балете Ф. Лопухова «Ледяная дева» и в хореографических миниатюрах К. Голейзовского. И на протяжении всего XX в. дуэтный танец продолжал развиваться благодаря инициативам многих российских и зарубежных хореографов. На сегодняшний день дуэтно-классический танец имеет в своем арсенале большой комплекс всевозможных приемов поддержек как партерных, так и воздушных. Причем многие воздушные поддержки, которые еще в первой трети прошлого века классифицировались как акробатические и исполнялись отдельными мастерами дуэта, сейчас входят в программу обучения данной дисциплины и изучаются студентами в школе.
Дуэтный танец возник и развивался с момента зарождения и в процессе развития балетного искусства. Однако, анализируя труды по истории хореографического образования [4, с. 6], приходится признать, что в императорской театральной школе дисциплина под названием «дуэтный танец» (либо «поддержка»)
не существовала. Даже в самом последнем «Уставе Санкт-Петербургского Театрального училища» (1888 г.) в перечне специальных предметов [4, с. 391392] нет о ней ни слова. По-видимому, педагоги-хореографы находили те или иные приемы поддержки путем эксперимента и обучали им учениц и учеников при разучивании дуэтов. Об этом же писали в своих мемуарах и некоторые великие мастера балета второй половины XIX — начала XX вв.
Но в середине 1890-х гг. уже появляется какой-то курс поддержки. Об этом в своих мемуарах сообщает А. Я. Ваганова: «Чекетти учил также пантомиме и поддержке». [5, с. 41]. Речь еще не идёт о полноценной учебной дисциплине, так как сама Агриппина Яковлевна признает: «Что нам давал класс поддержки? Тут все возлагалось на силу кавалера; от дамы требовалось, едва держась за кавалера, стоять на одной ноге на пальцах, то есть приобретать aplomb. Большей частью нас перебрасывали от кавалера к кавалеру или подбрасывали вверх. (Наши кавалеры-ученики называли это: "бросание арбузов".) По сравнению с современным классом поддержки, где ловкостью учениц и учеников и их достижениями поражаются все присутствующие на экзамене, а в дальнейшем и на сцене, мы мало что приобретали» [5, с. 41].
Только во втором десятилетии XX в. (1918 г.) в учебном плане впервые официально появляется дисциплина «Поддержка». Но пока еще нет никаких методических разработок по этому предмету.
В середине 1920-х гг. «Петр Гусев начал вести в училище класс акробатической поддержки. Включив элементы уроков Гусева в классический тренаж, Мунгалова стала учить акробатике девочек. Был введен в училище и курс физкультурного тренажа: ученики делали всевозможные кульбиты, фордершпрунги, ходили на руках, вниз головой. И хотя это начинание не прижилось, оно отразило серьезность происходивших в балете метаморфоз» [6, с. 63, 64].
«В 1928 году впервые за всю историю училище выпустило сборник своих учебных программ» [6, с. 73]. Правильнее было бы сказать, что была выпущена брошюра «под редакцией И. И. Соллертинского "Учебный план и программы ЛГХТ". Эта брошюра дала нам первую печатную программу 8-летнего курса классического танца, в которой были систематизированы упражнения и кратко очерчены задачи каждого года обучения» [7, с. 4]. Несмотря на то, что пока была разработана только программа по классическому танцу, шла активная работа и по становлению других специальных дисциплин, «с 1931 года началось преподавание дуэтного танца, первым педагогом которого стал Б. В. Шавров» [6, с. 78].
И, наконец, только в 1936 г. Ленинградским государственным хореографическим техникумом были изданы «Учебные программы», в которых были представлены «программы по всем специально-практическим предметам, составляющим курс обучения в Техникуме» [7, с. 5]. Кроме того, документ сообщает: «Программы по историко-бытовому танцу, поддержке и пантомиме, публикуемые в сборнике, не носят законченного характера, так как еще не разработаны до конца методические указания» [7, с. 6]. Тем не менее, «по этим дисциплинам дается большая исследовательская работа, проверяющая позиции и принципы
этих предметов. Итоги работы мыслятся Техникумом в виде выпуска к 1938 г. учебников. В частности — курс поддержки уже пишется» [7, с. 6, 7].
Однако методическая работа была прервана событиями Великой Отечественной войны и послевоенным восстановлением страны. И первый учебник по дуэтно-классическому танцу Н. Н. Серебренникова «Поддержка в дуэтном танце» увидел свет лишь в 1969 г.
Справедливости ради необходимо отметить, что еще в 1962 г. была издана книга Б. Собинова, К. Суворова «Поддержка в танце». Во вступительном слове авторы писали: «Задача данной книги — разобрать элементы акробатической поддержки, дать ее классификацию по основным типам и предложить методику обучения» [8, с. 3]. Данная публикация имеет значительную ценность, так как в ней довольно подробно разбираются приемы акробатических поддержек, уже применяемые в балетных спектаклях («Дон Кихот», «Ромео и Джульетта» и др.), и приемы поддержек, рекомендованные балетмейстерам для будущих постановок. К тому же, в книге много полезной информации по общим вопросам организации и проведения занятий, а также приведены требования к росто-весово-му соотношению партнеров и партнерш при исполнении акробатических поддержек, уделено внимание вопросам правильного дыхания, медицинского контроля, массажа и профилактики травм. Представлен комплекс упражнений для укрепления мышечного и суставо-связочного аппарата как для девушек, так и для юношей.
Книга содержит и несколько спорных тезисов. Во-первых, Б. Собинов и К. Суворов утверждают, что «занимающиеся хореографией должны < ... > уметь бегать на коньках и лыжах» [8, с. 125]. А это, как нам сейчас известно, крайне противопоказано для будущих артистов балета. Во-вторых, «не следует разрешать занятия поддержками юношам, не достигшим восемнадцати лет. До восемнадцатилетнего возраста организм юноши находится в состоянии интенсивного роста и формирования. Поэтому нагрузка, которую испытывает партнер, держащий партнершу при исполнении воздушной поддержки, нежелательна» [8, с. 69]. И далее: «Занятия акробатическими поддержками в это время могут тормозить рост исполнителей и даже давать искривление позвоночника» [8, с. 131]. Это действительно очень сложный вопрос, так как занятия дуэтно-классическим танцем проходят на 1-111 курсах хореографических учебных заведений, когда юношам по 16-18 лет. Поэтому преподавателям данной дисциплины необходимо крайне внимательно подходить к изучению верховых поддержек.
И, в-третьих, самое главное. К сожалению, в момент опубликования книги Б. Собинова и К. Суворова еще не была разработана терминология дуэтно-классического танца. Авторы пособия в предварительном пояснении ко второй главе «Классификация акробатических поддержек» поясняют: «Так как для описания акробатических поддержек нет соответствующей терминологии, мы частично использовали терминологию, употребляемую при описании гимнастических упражнений» [8, с. 19]. Последнее особенно затрудняет использование материала данной книги в учебном процессе.
В то же время упомянутая выше книга Н. Н. Серебренникова непосредственно предназначена для преподавателей дисциплины в профессиональном хореографическом учебном заведении. Здесь уже представлена четко разработанная терминология дуэтного танца, созданная на основах классического танца.
Николай Николаевич Серебренников (1918-1993), в 1939 г. окончил Ленинградское хореографическое училище по классу В. Пономарева. С 1939 по 1959 гг. — солист балета Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, виртуозно владевший искусством поддержки, отличавшейся чуткостью к партнерше и техническим мастерством. Он выступал с лучшими балеринами того времени — Т. Вечесловой, И. Зубковской, О. Моисеевой, Н. Кургапкиной и др.
Педагогическая деятельность Серебренникова началась в период его сценической карьеры в 1948 г. Очень быстро он стал опытным педагогом-практиком и блестяще передавал знания своим ученикам. Это позволило ему начать работу по методике дуэтно-классического танца и в 1969 г. издать единственный на сего-дяшний день учебник «Поддержка в дуэтном танце» (1969), который и сейчас является настольной книгой для преподавателей дисциплины «дуэтно-клас-сический танец». Книга выдержала несколько изданий на русском и переведена на иностранные языки. На киностудии «Леннаучфильм» был выпущен учебный фильм по сценарию Н. Серебренникова, визуально раскрывающий приемы как партерных (часть первая, 1972 г.), так и воздушных поддержек (часть вторая, 1973 г.).
Учебнику Н. Серебренникова «Поддержка в дуэтном танце» предпослана вступительная статья Т. М. Вечесловой, в которой пунктирно изложена история развития дуэтного танца в творчестве хореографов XVIII-XX вв., становления танцевальной формы pas de deux, рассмотрены некоторые особо значимые дуэты великих хореографов. Татьяна Михайловна также отмечает, что «в танцевальных дуэтах, как и в pas de deux, нужна не только техническая станцованность и слаженность», но и «актерское осмысление поставленной задачи» [1, с. 4]. Резюмируя, она подчеркивает, что необходимо и далее изучать историю развития дуэтного танца и совершенствовать методику преподавания данной дисциплины.
Учебник состоит из трех частей. Предваряя описания собственно элементов дуэтного танца, автор предлагает вниманию читателя общие вопросы и методические советы: планирование учебного процесса, особенности преподавания «дуэтно-классического танца» на каждом году обучения, рекомендации для каждого этапа обучения, создание психологического настроя учащихся по преодолению чувства страха, ложного стеснения. Большое внимание уделяется решению актерских задач, музыкальности исполнения заданных комбинаций и фрагментов дуэтов.
В первой части книги речь идет о приемах партерной поддержки, где последовательно, от простого к сложному, рассматриваются все возможные способы поддержки партнерши двумя и одной рукой, приемы поддержки при исполнении поворотов, вращений и обводок (tours lent).
Вторая часть учебника посвящена приемам воздушных поддержек при исполнении маленьких и средних прыжков, подъемов до уровня груди и плеча партнера. А также представлены подъемы во время исполнения больших прыжков, воздушные поддержки с подбрасыванием и фиксацией поз на вытянутых вверх руках ученика. Причем рассматриваются и самые сложные элементы, которые изучаются по усмотрению педагога в зависимости от профессиональных возможностей учеников (факультативно).
В третьей части учебника даны примеры уроков для каждого года обучения:
Первый год: пример первого урока, урок по окончании первого полугодия и урок по окончании года;
Второй год: пример урока по окончании первого полугодия и урок по окончании года;
Третий год: пример урока по окончании первого полугодия и урок по окончании года [1].
Эта (третья) часть учебника является ценным методическим подспорьем для преподавателей дуэтно-классического танца, особенно для начинающих, так как каждый пример урока построен на комплексе движений, необходимых для изучения на данном этапе обучения.
Особую значимость учебнику придают рекомендации автора к проведению экзаменов по дуэтно-классическому танцу в конце каждого года обучения, с четко сформулированным планом урока, требованиями к построению комбинаций и музыкальному оформлению.
Нельзя не отметить и то, что учебник хорошо оформлен. Более ста рисунков Ю. Мальцева, иллюстрирующих приемы выполнения той или иной поддержки, являются прекрасным дополнением к методическим объяснениям. В приложении представлена серия фотографий «поддержек в дуэтном танце, рекомендуемых для включения в учебный процесс и сценическую практику» и рисунки поддержек, рекомендуемых для изучения.
В послесловии Николай Николаевич отмечает: «Этот учебник лишь положил начало большому разговору о дуэтном танце, продолжением которого должны стать книги и статьи об истории дуэтного танца, о методике его преподавания и путях развития, об эстетике хореографического дуэта» [1, с. 144].
Действительно, уже давно назрела необходимость в более детальной разработке методических приемов исполнения поддержек в дуэтном танце. Необходимо подробно описать способы и приемы изучения той или иной поддержки. Со дня выхода в свет первого издания учебника Н. Н. Серебренникова не появилось ни одного методического пособия по данной дисциплине. Лишь в 1997 г. были опубликованы статьи, посвященные методике преподавания дуэтного танца: В. С. Десницкий «Вращения в дуэтно-классическом танце (туры от одной руки партнера)», А. С. Хамзин «Туры с поддержкой двумя руками за талию», Г. П. Янсон «Туры, исполняемые ученицей с толчком от двух рук партнера»1.
1 См.: «Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой». 1997. № 5. С. 37-52.
Публикации являются хорошим дополнением к учебнику Н. Н. Серебренникова, но есть еще много вопросов, решение которых будет способствовать пополнению методологической базы дисциплины «Дуэтно-классический танец».
ЛИТЕРАТУРА
1. Серебренников Н. Н. Поддержка в дуэтном танце: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. Л.: Искусство, 1985. 144 с.
2. Алексидзе Г. Д. Школа балетмейстера: Учебное пособие. М.: ГИТИС, 2013. 176 с.
3. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности. М.: Искусство,1972. 213 с.
4. Фомкин А. В. Балетное образование: традиции, история, практика: Монография. СПб: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2013. 643 с.
5. Ваганова А. Я. Статьи. Воспоминания. Материалы / Сб. статей под ред. Н. Д. Волкова, Ю. И. Слонимского. Л., М.: Искусство, 1958. 343 с.
6. Ленинградское государственное Орденов Ленина и Трудового красного знамени академическое хореографическое училище имени А. Я. Вагановой: Альбом. / Сост. И. М. Гурков. Л.: Музыка, 1988. 160 с.
7. Учебные программы. / Ответственный ред. Е. И. Чесноков Л.: ЛГХТ, 1936. 84 с.
8. Собинов Б., Суворов К. Поддержка в танце. М.: Искусство, 1962. 152 с.