УДК 376.433
Физкультурно-оздоровительное направление внеурочной деятельности по физической культуре в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида (на примере психогимнастики и музыкотерапии)
© Васянина Ирина Ивановна
доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры, Дальневосточный федеральный университет Россия, 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8 E-mail: [email protected]
© Барабаш Ольга Алексеевна
доктор педагогических наук, доцент, ректор Приморского краевого института развития образования
Россия, 690003, г. Владивосток, ул. Станюковича, 28 E-mail: [email protected]
© Высовень Галина Ивановна
старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского Россия, 690059, г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50А E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты педагогического эксперимента для обоснования применения психогимнастики и музыкотерапии во внеурочной работе с умственно отсталыми учащимися, показано изменение состояния школьников после педагогического эксперимента.
Ключевые слова: психогимнастика, музыкотерапия, внеурочная деятельность по физической культуре, учащиеся с умственной отсталостью.
Physical culture and fitness extra-curricular activities in physical training in special (correctional) school of VIII type (on the example of psychogymnastics and music therapy)
Irina I. Vasyanina
A/Professor of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Culture, Far Eastern Federal University 8 Sukhanova St., Vladivostok, 690950 Russia
Olga A. Barabash
EdD, A/Professor, Rector of Primorsky Regional Institute of Educational Development 28 Stanyukovich St., Vladivostok, 690003 Russia
Galina I. Vysoven
Senior Lecturer of the Department of Physical Education and Sport, Maritime State University named after Admiral G.I. Nevelskoi 60A Verkhneportovoya St., Vladivostok, 690059 Russia
The article presents the results of the pedagogical experiment developed to study the use of psychogymnastics and music therapy in extracurricular activities with mentally retarded students, similarly the changes in the health of schoolchildren after the pedagogical experiment have been shown.
Keywords: psychogymnastics, music therapy , extracurricular activities on physical training, students with mental retardation.
Результаты освоения основной образовательной программы обеспечиваются не только деятельностью учащихся на уроках, но и внеурочной. Если освоение основных школьных предметов направлено на достижение предметных результатов, то метапредметные результаты достигаются прежде всего во внеурочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования декларирует, что внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения и должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом по общеобразовательному учреждению. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. Эти часы используются с учетом желаний учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители (ФГОС, 2010 г. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г., № 1897). Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Основные принципы организации внеурочной деятельности: учет возрастных особенностей; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; связь теории с практикой; доступность и наглядность; включение в активную жизненную позицию.
Исходя из положений ФГОС, нами были определены содержание и организационные этапы физкультурно-оздоровительного направления внеурочной деятельности по физической культуре в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Содержание составлено с учетом особенностей психофизического статуса и наиболее распространенных соматических нарушений у детей данного контингента.
Организация физкультурно-оздоровительного направления внеурочной деятельности по физической культуре предназначена не только для учащихся, имеющих низкий уровень физической подготовленности и хронические соматические заболевания, но и для временно нуждающихся в снижении двигательной нагрузки по причине перенесенного заболевания. Это делается для того, чтобы они при переводе из более низкого двигательного режима в более высокий могли безболезненно «влиться» в учебный процесс по физической культуре, не отстав от сверстников, для овладения двигательными умениями. Планирование внеурочной работы органично связано с основным содержанием программ по физической культуре для специальных (коррекционных) школ по физической культуре. В то же время они не дублируют друг друга. Содержание рассчитано на четыре четверти, т. е. на 68 уроков — два занятия в неделю по 40 минут.
В данной статье представлено содержание психогимнастики и музыкотерапии. Занятия можно проводить в те дни, когда на улице неблагоприятная погода (снег, дождь, сильный ветер). Здесь используются упражнения и игры, позволяющие корректировать поведение. Музыкальное сопровождение применяется на каждом занятии, так как после зимы особенно сильно повышается психическая неустойчивость. Оно используется для уменьшения раздражительности, снижения тревоги и неуверенности в себе, общего успокоения и умиротворения. Также применяются элементы звуковой гимнастики с произношением на выдохе гласных и согласных звуков, что является профилактикой простудных заболеваний, а также эффективно при логопедических нарушениях.
Психогимнастика и музыкотерапия (55-60 занятий по годовому плану-графику) включают пальцевую гимнастику, психогимнастику, релаксацию и музыкотерапию, упражнения для коррекции осанки.
Психогимнастика — это прежде всего не механическое повторение физических упражнений. Так как любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций — мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев ведущего подключается еще и внутреннее внимание детей к этим процессам. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психофизического функционального единства.
Пальцевая гимнастика — развивает мелкую моторику рук, в дальнейшем детям будет легче овладеть навыком письма, рисования, лепки, шитья, вязания, столярного и слесарного дела, игры на
музыкальных инструментах.
Релаксация. Методика проведения релаксации следующая: дети ложатся на спину, им предлагается закрыть глаза и отдохнуть. У некоторых детей при закрывании глаз могут возникнуть страхи. В этих случаях ребенка следует постепенно приучать закрывать глаза. В процессе занятий следует обращать внимание и на состояние круговых мышц глаз. Веки должны быть сомкнуты легко, без напряжения. Первые три занятия продолжаются 2-5 минут. Последующие занятия увеличиваются до 710 мин. Каждая формула релаксации проговаривается 2-3 раза. Голос должен быть тихим, мягким, темп несколько замедлен. Для усиления эффекта расслабления можно легко поглаживать сверху вниз руки и грудь ребенка. Формы релаксации могут быть самыми разнообразными. Например, «мы успокаиваемся, мы отдыхаем, глазки закрываем. Ножки наши отдыхают, руки наши отдыхают. Как хорошо и приятно отдыхать».
Музыкотерапия применяется для уменьшения раздражительности (Бах «Кантана № 2», Бетховен «Лунная соната», Прокофьев «Соната РЕ»), уменьшения тревоги и неуверенности в себе (Шопен «Мазурка прелюдии», Штраус «Вальс»), успокоения и умиротворения (Бетховен «Шестая симфония, 2 часть», Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария»).
В качестве иллюстрации представлено три урока.
Урок 1
Задачи:
1. Помочь раскрыть и заложить положительные черты характера у детей.
2. Развитие внимания, используя психомышечную тренировку.
3. Развить умение расслаблять мышцы.
Вводная: построение, приветствие, подсчет пульса, опрос о самочувствии.
Подготовительная (под музыкальное сопровождение). Мелодия соответствует характеру поведения животного: басы — идут медведи, галоп — скачут лошадки, звуки воды — плывут рыбки, легкая задорная музыка — прыгают зайчики, медленная — ползут раки. Ребята должны сначала узнать, какая мелодия соответствует зверушкам. После этого предложить детям, когда они узнают мелодию, изобразить того зверя, которому соответствует мелодия. «Зайчик» — подскоки, мягко приземляясь на носки. «Лошадка» — стоя на одной, другой выполняют подъем и опускание колена (лошадка бьет копытом), 3 шага «бьет копытом» — 3 раза правой, 3 раза левой. «Мишка» — идут вразвалку. «Рак» — присед упор сзади, передвигаться на руках и ногах одновременно. «Рыбка» — руки вперед соединив, изображая движения плывущей рыбки. «Птичка» — изображать летящую птицу. Медленный бег, восстановительная ходьба, пальчиковая гимнастика.
Основная: психогимнастика. Комплекс на отображение положительных черт характера. Разыграть сюжет «Часовой». Кто знает, кто такой часовой? Правильно, это человек с оружием на ответственном посту, который охраняет важный объект, склад с боеприпасами, мост через реку, участок границы. На границе стоит «Часовой», пограничник. Голова прямо, слегка наклонена назад, взгляд вперед, ноги расставлены, в руках держит автомат. Какими чертами характера должен обладать часовой? Сильный, честный, смелый. Теперь ребята еще раз принимают стойку часового, пытаясь представить, что это они сильные, смелые и удерживают эту стойку все одновременно, потом предложить, чтобы каждый был часовым, а ребята выбирают, у кого лучше получилось изобразить эти качества. Психомышечная тренировка: педагог зачитывает текст, дети изображают действия. «Медвежата в берлоге» (инвентарь — настоящие шишки). Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на полянке, а медведица стелит постельки (коврики) и зовет их домой. Они по одному неохотно идут домой, медведица их пересчитывает. Медвежатам не хочется спать, они уговаривают медведицу немного поиграть. «Игра с шишками» — медведица кидает им шишки, они ловят их, с силой сжимают (так, чтоб ломались) и возвращают броском медведице, при этом роняя лапки (руки) вдоль тела.
Этюд на расслабление мышц по контрасту «Сосулька»: У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет.
Дети стоят, изображая сосульки. Основные движения: руки вверх поднять над головой (мышцы напряжены). Затем изображают тающую сосульку: расслабляются и ложатся.
Заключительная часть: релаксация. На первых занятиях проводится для того, чтобы легче достичь результата расслабления и спокойствия. Постарайтесь у ребенка вызвать образное представление с
помощью музыкального сопровождения. Например: Мы пришли на лесную площадку. Травка на ней зеленая, мягкая, шелковистая. Теплые лучи солнца согревают все ваше тело. Так хочется полежать на этой травке. Слышится журчанье ручейка, шелестят листики на деревьях, так приятно отдыхать. Мы успокаиваемся, мы отдыхаем, ножки наши отдыхают, ручки наши отдыхают, как хорошо и приятно отдыхать. Все тело расслабляется, глазки закрываются. Голос должен быть мягким, тихим, темп несколько замедленным, интонация должна выражать спокойствие. Для усиления эффекта расслабления можно легко поглаживать сверху вниз руки и грудь ребенка.
Поднять детей, спросить, отдохнули ли они, что им понравилось, попросить назвать, что они делали на занятии.
Урок 2
Задачи:
1. Помочь раскрыть и заложить положительные черты характера у детей.
2. Развитие внимания, используя психомышечную тренировку.
3. Развить умение расслаблять мышцы.
Вводная: построение, приветствие, подсчет пульса, опрос о самочувствии.
Подготовительная (под музыкальное сопровождение). Мелодия соответствует характеру поведения животного (см. занятие 1) — идут медведи, скачут лошадки, плывут рыбки, прыгают зайчики, ползут раки, летят птицы. Ребята должны сначала узнать, какая мелодия соответствует зверушкам. После этого предложить детям изобразить того зверя, кому, по их мнению, мелодия соответствует. Изображая легкий, летний ветерок, дети применяют медленный бег, восстановительную ходьбу, пальчиковую гимнастику.
Основная: комплекс психогимнастики для отображения положительных черт характера «Капитан» (из ватмана нарисовать для каждого корабль, иногда корабль-плот изображает коврик для упражнений на полу). Мы с вами, ребята, отправляемся в морское путешествие (желательно подобрать музыкальное сопровождение). У каждого из вас свой корабль, вы на нем «Капитан». От вашей смелости, находчивости зависит, вернется ли из похода ваш корабль (плот) к родным берегам. Итак, капитаны, займите свои корабли. У каждого корабля свое имя и флаг (дети придумывают названия), изображают, как подымают воображаемый флаг. Подают команду «отдать концы (концы — это канаты, которыми привязывают судно к берегу)». Капитан стоит на мостике (мостик — самая высокая часть корабля). Основные движения: стоя, ноги расставлены, взгляд вперед, иногда к глазам подносим бинокль. Море было сначала спокойным, затем небо затянули тучи, поднялся сильный ветер. Корабль стало качать, ребята изображают покачивание, сначала не сильно, по мере усиления ветра до штормового сильно качаясь, повторяя движения учителя. Подают команду «опустить паруса», изображают, как опускают паруса, и смело продолжают стоять на мостике, покачиваясь, спина прямая, взгляд вперед. Море утихло и наше путешествие подошло к концу. Пришвартоваться у родного берега всегда приятно после похода. Психомышечная тренировка. Педагог предлагает поиграть. Он изображает маму-медведицу дети — медвежат. Медведица привела на лужайку поиграть своих медвежат. Они садятся в кружок, ставя ноги «домиком», согнуты в коленях. «Игра с пчелкой». Медвежата должны поймать золотую пчелку. По команде «летит!» медвежата дружно распрямляют ноги, но, конечно, пчелку не поймали (5-6 раз пытаться поймать пчелку). Этюд на расслабление мышц по контрасту «Старый гриб». В лесу под елкой вырос гриб. Дети изображают, как рос гриб, стал сильным красивым, но его, к сожалению, никто не нашел, он долго стоял, состарился и совсем рассыпался.
Исходное положение: широкий присед, руки на пояс, постепенно подымаясь, выпрямиться, напрячь мышцы, голову держать ровно — «гриб гордится, что он такой красивый и сильный». Прошло время, и гриб стал стариться: опускаются руки, затем плечи, голова клонится к плечу, ноги слабеют, постепенно приседают и растягиваются на коврике.
Заключительная: релаксация. Повтор занятия 1.
Урок 3
Задачи:
1. Помочь раскрыть и заложить положительные черты характера у детей, выражать чувство радости.
2. Развитие внимания, используя психомышечную тренировку.
3. Развить умение расслаблять мышцы.
Вводная: построение, приветствие, опрос о самочувствии.
Подготовительная (под музыкальное сопровождение): повторяет 1 и 2 занятие.
Основная: психогимнастика — упражнение на отображение выражения радости. Выбирается один
капитан. Остальные дети будут изображать туземцев (для них заготовлены пестрые юбки, браслеты на руки и ноги, перья в волосы, все это заготовили сами ребята на уроках ручного труда). «Капитан» на своем корабле отправляется в плавание, изображает поднятие паруса и флага. Принимает исходное положение: стойка врозь, руки подносят к глазам, изображая бинокль, Капитан мужественно переносит качку. Капитан решил причалить к неизвестному острову, которого не было на карте. Капитан сходит на берег и обнаруживает, что остров населен веселыми туземцами. Туземцы окружают капитана и выражают свое приветствие и радость гостю своим танцем. Звучит известная детская песня «Чунга-Чанга». Капитан тоже подключается к танцу. Танцы продолжаются до конца песенки, потом дети провожают капитана, машут руками на прощанье, можно предложить детям самим придумать конец истории: например, капитан и туземцы подружились и капитан пригласил их в гости.
Психомышечная тренировка по контрасту «Холодно — Жарко». Наступила зима, медведица с медвежатами улеглись на зимовку в берлогу. Снег еще не выпал, который утепляет жилище зверей, подул холодный ветер, который пробрался через щелки в берлогу. Медвежатам стало холодно, они сжались в маленькие клубочки и греются. Порыв ветра утих, и в берлоге стало тепло и медвежата согрелись, развернулись. И вдруг опять подул холодный ветер.
Основные движения: лежа, свернувшись «калачиком», тело напрягается, пальцы сжимаются в кулаки. Тело распрямляется, расслабляется, отдыхает.
Этюд на расслабление мышц по контрасту «Насос и мяч». Дети работают в паре. Один ребенок изображает насос, другой — мяч. Насос накачивает мяч. Мяч раздувается, надувается. Насос перестал накачивать мяч, выдергивает шланг из мяча и мяч медленно сдувается со звуком «С-С-С». Затем происходит смена ролей.
Основные движения: «насос» — наклоны вниз вверх, в руках имитируют воображаемый насос, ноги врозь. «Мяч» — полный присед, руками обхватив колени, постепенно привставая, выпрямиться, надуть щеки.
Заключительная: релаксация от 3 до 5 минут (формула правильной речи для детей с проблемой произношения слов и заиканием) под музыкальное сопровождение. Напряженье улетело... И расслабилось все тело. (2 р.) Губы чуть приоткрываются. Все чудесно расслабляется... И послушный наш язык Быть расслабленным привык. Мы спокойны всегда (2 р.) Говорим всегда красиво,! (2 р.)
Вспомним обязательно, что учили на занятиях! (2 р.)
Каждый день — всегда везде,
на занятиях в игре, громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
Хорошо нам отдыхать...
Но пора уже вставать!
Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!
Спросить, что понравилось детям больше на занятии, какое у них самочувствие.
В результате внедрения разработанных организационных этапов и содержания физкультурно-оздоровительного направления внеурочной деятельности по физической культуре в экспериментальных группах в сравнении с контрольными произошло улучшение результатов, характеризующих уровень развития общей выносливости, силовой выносливости мышц рук и туловища, скоростно-силовых способностей мышц рук (различия имеют статистически достоверный характер Р<0,05), однако развитие собственно силовых способностей и статического равновесия 9-летних детей в экспериментальной группе, как у мальчиков, так и у девочек, имеет статистически недостоверный характер (Р>0,05). Возможно, это обусловлено особенностями возрастного развития данных способностей.
Под воздействием разработанного содержания физкультурно-оздоровительного направления внеурочной деятельности функциональное состояние дыхательной системы по показателю ЖЕЛ достоверно улучшилось во всех возрастных группах, как у мальчиков, так и у девочек экспериментальной
группы (Р<0,05). Улучшение результатов деятельности сердечно-сосудистой системы произошло как в контрольной, так и в экспериментальной группах. При этом сдвиг изменений произошел в сторону уменьшения количества детей с плохой и удовлетворительной реакцией сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку и увеличения количества детей со средней и хорошей реакцией. Но наиболее выраженные изменения произошли как у мальчиков, так и у девочек экспериментальной группы.
Количество учебных дней, пропущенных по болезни, в экспериментальной группе за период проведения педагогического эксперимента составило 4,6 на одного ребенка, а пропущенных учебных дней по причине ОРВИ-2,7. В контрольной группе заболеваемость учащихся в наблюдаемый период составляла соответственно по двум рассмотренным показателям 7,9 и 5,0 дней на одного ребенка.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования второго поколения [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=22&sid=27167.
References
1. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart (FGOS) osnovnogo obshchego obrazovaniya vtorogo pokoleniya [Federal State Educational Standard (FSES) of basic general education of the second generation]. Available at: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=22&sid=27167.