УДК 371.398:37.013.8
В. С. Захарченко
Хабаровский государственный институт культуры,
Хабаровск, Россия
АРТПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ
В статье анализируются проблемы эстетического воспитания младших школьников на уроках «Слушания музыки» детских школ искусств. Автор предлагает широкий спектр творческой деятельности детей, охватывающий различные виды искусства, литературы и их связи с музыкой. Артпедагогиче-ские аспекты преподавания дисциплины направлены на формирование духовного мира ребёнка, развитие его мышления, позитивного восприятия мира.
Ключевые слова: артпедагогика, фольклор, пластическая импровизация, синестезия, эмпатия, творчество.
V. S. Zakharchenko Khabarovsk State Institute of Culture, Khabarovsk, Russia
ART PEDAGOGICAL ASPECTS OF TEACHING «LISTENING TO MUSIC» DISCIPLINE IN THE EARLY GRADES OF CHILDREN'S ART SCHOOLS
The article analyzes the problems of aesthetic education of junior pupils at the “Listening to music” lessons in children’s art schools. The author offers a wide range of children creative activities, covering the different types of art, literature, and their connection with music. Art pedagogical aspects of teaching aimed at the formation of spiritual world of the child, development of his thinking, a positive perception of the world.
Keywords: art pedagogic, folklore, plastic improvisation, synaesthesia, empathy, creativity.
«Слушание музыки» является важной частью музыкально-теоретической подготовки младших школьников. Педагогу необходимо подготовить детей к изучению исторического процесса формирования и развития музыкального искусства, творчества композиторов, различных направлений, школ отечественной, зарубежной классики и современности.
Цель дисциплины заключается в формировании у младших школьников духовной потребности в искусстве, познании богатейших оттенков образного мира музыки. «Слушание музыки» не предполагает строгой систематизации этапов развития культурно-исторического процесса. Изучение творчества композиторов фрагментарно и направлено на определённые аспекты музыкального восприятия ребёнка: интонацию, мелодию, гармонию, метроритм, тембр и т. д. Возможно акцентирование внимания детей на настроение музыки, её краску, пластическое воплощение и др. Важную роль в учебно-воспитательном процессе играют артпедагогические аспекты преподавания, направленные на формирование и развитие художественных (музыкальных) способностей ребёнка средствами искусства.
Младший школьный возраст является весьма благоприятным периодом в жизни детей. Как утверждает А. А. Никитин: «Этот возраст совпадает с сензитивным пиком в развитии ребёнка - исключительно чувствительным состоянием его психического аппарата, настроенного на художественное освоение мира. Искусство - наиболее естественная форма деятельности для детей... Детей отличают свежесть, непосредственность и целостность восприятия мира, открытость красоте и добру, наблюдательность, исключительная сенсорная и эмоциональная чувствительность, свобода воображения. они ещё не деформированы губительным влиянием ранней социализации и "рационализации", не отделяют действительность от вымысла» [1, с. 19].
Обращение к различным видам искусства, их связям с музыкой значительно стимулирует творческую активность ребёнка. В настоящей работе мы обращаем внимание на некоторые виды творческой деятельности младших школьников на уроках «Слушание музыки».
1. Фольклорный - ознакомление с обычаями, обрядами отечественной народной культуры; художественно-творческая деятельность детей: исполнение и импровизация песен, потешек, прибауток, небольших сценок.
2. «Педагогика сказки» - обращение к сказочным образам и воплощение их в музыке.
3. Танцевально-двигательный - пластическая импровизация музыкальных образов, музыкальные физкультминутки.
4. Комплексное восприятие музыки (элементы синестезии) - слуховое, зрительное (цветовое) восприятие музыки; связь музыкального и изобразительного искусства; включение в процесс восприятия тактильных и вкусовых ощущений ребёнка.
Кратко охарактеризуем каждый вид деятельности.
Изучение фольклора направлено на формирование основ общей и музыкальной культуры младших школьников. Педагогу необходимо заинтересовать детей, предложив им разнообразные виды работы: исполнение песен, закличек, считалок; игры с элементами импровизации; просмотр слайдов (картин) с последующим подбором мелодий и др. Например, весенний народный календарь можно представить в виде чествования Ляли. Согласно древнеславянским обычаям, Ляля символизировала тепло и свет. Выбирали самую красивую, добрую, трудолюбивую девушку селения, водили вокруг неё хороводы, пели песни, зажигали огни, призывали Ярило-Солнце. Языческие обряды перекликались с христианскими.
На уроках слушания музыки роль Ляли может играть любая девочка. Во избежание обид возможна «смена ролей»: девочки очень ранимы и любая хочет стать самой лучшей. Любовь Ляли можно заслужить, исполнив ту или иную песню (попевку, закличку), соответствующую определённому событию весеннего календаря. Проводам Масленицы предполагают плясовые, хороводные песни, а также «притворные плачи» про уходящую зимушку. Для дня Сорок - 22 марта (сорока мучеников по христианскому календарю и встречи весны с зимой по языческому обряду), характерны заклички про солнышко; ключи, отпирающие весну; жаворонушек. На Благовещение - 7 апреля (Средокрестье), исполняют духовные стихи. Вербному воскресенью соответствуют песни «Пришла верба из-за моря», «Вербушка-сестрица» и др. Ляля может задать вопросы каждому ребёнку; например: как называется первый день праздника Масленицы? Почему на Руси 22 марта пекли печенье в виде жаворонков и как участвовали в обряде дети? Что символизирует верба? (и т. д.) Важным моментом учебно-воспитательной работы является просмотр слайдов: картин о Масленице В. Маковского, Б. Кустодиева, Л. Соломатина. Зимний календарь представлен в произведениях К. Ларссона («Сочельник»), К. Трутовского («Колядки в Малороссии»), цикле рождественских открыток Рафаэля Кирхнера; Снегурочку изображали М. Врубель, В. Васнецов.
Особой областью народного творчества является детский фольклор. Потешки, песенки, попевки, скороговорки предполагают не только пение, но и движение, речевые интонации. По справедливому утверждению С. А. Жилинской: «Сочетание речевой и игровой деятельности раскрепощает ребёнка, создаёт атмосферу радости и удовольствия, формирует ситуацию успеха» [2, с. 45]. На уроках можно использовать следующие песни: «Буква "О"»; «Чайничек с крышечкой»; «Как у нас-то козёл» и др. Например, песенка «Чайник с крышечкой» построена на основе скороговорки: «Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой, шишечка с дырочкой, в дырочке - пар». Мелодия песенки несложная, в удобном для детского голоса диапазоне квинты D1-A1. Возможно пение с движениями: чайничек - круговое движение рук сверху вниз; крышечка - хлопок ладонями параллельно полу; шишечка - кулак одной руки поставить на открытую ладонь другой; дырочка - соединить большой и указательный пальцы поднятой вверх кисти; пар - восходящие движения кистей рук. Варианты заданий: «Спрятанное слово» (педагог при пении пропускает одно слово; дети его изображают); «У кого самый красивый чайничек» (соревнование: кто споёт лучше) и др. Подобные задания можно предлагать к любой песне и использовать в качестве распевок на уроках сольфеджио.
Следующий вид учебно-воспитательной работы с младшими школьниками связан с «педагогикой сказки». Психолого-педагогический потенциал сказок, по мнению Т. Д. Зинкевич [3], состоит в возможности развития личности ребёнка и определяется следующими особенностями:
1. «В сказках нет дидактики, нравоучений, определённости места и времени действия.
2. Сказка - это кладезь мудрости, образец метафоричности языка и образного восприятия мира.
3. Сказка помогает понять, как нужно поступать в реальной жизни, выходить победителем из сложных ситуаций, побеждать зло» [3, с. 44].
На уроках слушания музыки возможны следующие виды деятельности:
1. Ознакомление со сказочными образами из классической и современной музыки.
2. Сочинение и досочинение музыкальных сказок и легенд; подбор к музыкальным произведениям художественных образцов литературы, поэзии, живописи.
В отечественной и зарубежной музыкальной классике есть много сказочных, легендарных сюжетов: балеты П. И. Чайковского, оперы Н. А. Римского-Корсакова, опера В. А. Моцарта «Волшебная флейта» и др. Важно выбрать те сказочные фрагменты, которые будут доступны детскому пониманию. Помимо интересной, высокохудожественной музыки, сказочные оперы должны нести положительный заряд, позитивный настрой. В современной музыке можно найти немало образцов детской сказки, среди них: «Гуси-лебеди» К. Волкова, «Волк и семеро козлят» А. Рыбникова, «Серебряные колёсики» И. Ефремова, «Где зимует лето?» А. Абрамова, «Самая красивая» О. Галахова и др. Жанровые истоки современных детских опер разнообразны: мюзикл, водевиль, зингшпиль с элементами пастиччо и др. На уроках слушания музыки, помимо фрагментарного ознакомления с различными музыкальными произведениями, мы полностью исполняем и слушаем фортепианную сюиту С. Слонимского «Принцесса, которая разучилась плакать» по сказке немецкого поэта и писателя XIX в. Р. Баумбаха. Сюита миниатюрна
(7 номеров), сравнительно несложна по исполнению: мы поручаем иллюстрировать сказку учащимся 2-5 классов. Важно отметить высокий морально-нравственный тонус произведения: принцесса, которая плакала по любому поводу, с помощью колдовства Ведьмы перестаёт плакать совсем. Она уже не умеет сочувствовать, не понимает страданий окружающих... И только великая сила любви возрождает её к настоящей полноценной жизни добра, сочувствия, сопереживания. В сюите С. Слонимского немало интересных музыкальных моментов: можно анализировать мелодию, элементы гармонии, лада, фактуры, т. е. средства выразительности.
Сочинение и досочинение музыкальных сказок и легенд в значительной степени стимулирует творческую активность детей. Как правило, младшие школьники с удовольствием выполняют творческие задания; их фантазия поистине неисчерпаема. В качестве примера можно предложить досочинение симфонической фантазии А. Лядова «Кикимора» по сказке Афанасьева. Дети обычно «перевоспитывают» Кикимору, превращая её в Добрую Фею, Сказочную Принцессу, Королеву Красоты; иногда в сказке появляется Рыцарь либо Принц. Рисунки школьников не всегда «правильны» с точки зрения художественной графики; музыкальные темы, характеризующие персонажей, могут быть не логичными в плане мелодии, гармонии, метроритма и т. д. Однако дети умеют «схватывать» нужную краску, поворот контура, интонацию. Педагог может лишь направить их фантазию в нужное направление.
На уроках слушания музыки мы сочиняем и подбираем из художественной литературы сказки и легенды по пьесам М. Мусоргского («Картинки с выставки»); К. Сен-Санса («Карнавал животных»). Например, «Старый замок» М. Мусоргского может быть представлен как средневековый полуразрушенный дворец, в котором много лет назад жили Принц и Принцесса. Принц был жадным и бессердечным, а Принцесса - доброй и отзывчивой. К пьесе «Лебедь» К. Сен-Санса может подойти окончание сказки Г. Х. Андерсена «Г адкий утёнок». Вместе с детьми мы делаем вывод о том, что человек, которого не принимает общество, может при желании стать успешным и красивым.
Танцевально-двигательный вид деятельности включает элементы эмпатии (перевоплощения) музыкального образа. Младшие школьники, как правило, активны, подвижны. Важно направить их энергию в нужном направлении. Можно предложить им прослушивание музыкальных произведений (фрагментов) с одновременным движением под музыку: изобразить подснежник («Апрель» П. Чайковского), быка («Менуэт быка» Й. Гайдна), солнце («Утро» С. Прокофьева), солнце, море, полёт чаек («Утро» Э. Грига) и др.
В процессе пластических импровизаций под музыку не только развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение. Помогая детям проявлять в движениях под музыку свободу их тела, педагог предоставляет им возможность ощутить и духовную свободу, свободу действий и самовыражения. Важным условием работы является настрой каждого ребёнка: необходимо показать образ-движение так, чтобы не мешать другим. Возможна видеозапись с последующим доброжелательным тоном оценки каждого обучающегося.
Комплексное восприятие музыки (элементы синестезии) основаны на связях слуховых, зрительных, тактильных, вкусовых ощущений человека. Любой интонационный оборот, интервал, аккорд может быть воспринят с точки зрения индивидуальных моментов восприятия ребёнка. Необходимо обогащать смысловой и эмоциональный словарь детей, развивать их представления о богатстве выразительных средств музыкального искусства. В. И. Петрушин представляет различные виды модальностей эмоций [4]. Приведём их выборочно: «Радостно: празднично, звонко, игриво, звучно, ослепительно, лучи-сто.Торжественно: величественно, триумфально, победно, призывно.Сумрачно: хмуро, мрачно, тоскливо, пасмурно, приглушённо.Нежно: ласково, с любовью, радушно, мягко, приветливо, чи-сто.Спокойно: мирно, безмятежно, светло, просто, прозрачно.» [4, с. 177, 178]. Список эмоций можно продолжать бесконечно. Необходимо увидеть связь настроений с определённым цветом, возможными тактильными и даже вкусовыми ощущениями. Значение синестезии в комплексном воздействии искусств подчёркивает Н. П. Коляденко [5].
На уроках слушания музыки мы предлагаем детям карточки с описанием эмоциональных состояний, цветные карандаши или фломастеры и альбомы для рисования. При прослушивании музыкального произведения (фрагмента) каждый ребёнок выбирает нужную карточку, графически либо мазками изображает на листе цветовую гамму; может описать вкусовое или тактильное ощущения. Например, при прослушивании пьесы «Игра воды» М. Равеля дети выбрали следующие характеристики:
- Цвет: голубой; светло-жёлтый; сиреневый; розоватый; лиловый и др.
- Графическое изображение: мелкие чёрточки в виде дождя; волны; солнечные лучи; разноцветные овалы и др.
- Настроение: безмятежное; светлое; радостное; лучистое и др.
- Возможные вкусовые ощущения: сладкое яблоко; апельсин; морковный салат; коктейль-мороженое и др.
- Возможные тактильные ощущения: бархат; мягкий тёплый песок; прохладная вода и др.
Дисциплина «Слушание музыки» в младших классах школ искусств может реализовывать самые различные направления работы с детьми. Артпедагогические методы в значительной степени активизируют учебно -воспитательный, творческий и познавательный процессы. Искусство даёт толчок к реализации внутренних ресурсов человека, способствует его гармоничному развитию. Оно формирует отношение ребёнка к миру, ко всем явлениям бытия, к собственной личности, помогает освоить культурные ценности, стимулирует развитие творческого начала и его проявление во внешнем мире.
Список литературы
1. Никитин, А. А. Природа художественной одарённости / А. А. Никитин. - Хабаровск : Изд-во ХГИК, 2014. - 218 с.
2. Жилинская, С. А. Фольклор как средство художественного воспитания ребёнка / С. А. Жилинская // Изумрудные россыпи : репертуарно-метод. материалы. - Екатеринбург : СГОДНТ, 2007. - С. 43-45.
3. Зинкевич, Т. Д. Тренинг по сказкам / Т. Д. Зинкевич. - Москва: Детство-Пресс, 2006. - 176 с.
4. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. - Москва : Акад. проект, 2008. - 401 с.
5. Коляденко, Н. П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств / Н. П. Коляденко. - Новосибирск : НГК им. Глинки. - 2003. - 258 с.
УДК 808.5:372.461.1
А. С. Казгунова
Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена развитию речи дошкольников. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. В этом возрасте, когда еще не сформирована голосовая функция, особое внимание следует обращать на развитие дыхательной и артикуляционной системы, занятия желательно строить в игровой форме.
Ключевые слова: дошкольный возраст, речь, артикуляция, дыхание, голос, слух, игра, анатомофизиологические особенности детского голосового аппарата, диалект, звукопроизношение.
A. S. Kazgunova Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
DEVELOPMENT OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN
The article is devoted to the development of speech in preschool children. Preschool age is a period of active learning of a spoken language, the formation of all aspects of speech: phonetic, lexical, and grammatical. At this age, when the voice function is not yet formed, special attention should be paid to the development of the respiratory and articulatory systems, it is desirable to build classes in a playful form.
Keywords: preschool age, speech, articulation, breathing, voice, hearing, play, anatomical and physiological features of a child's voice apparatus, dialect, speech sound.
«Речь - основной показатель благополучия психического развития ребенка»
М. Львов
Человек овладевает речью в раннем детстве и на протяжении жизни совершенствует ее: обогащает словарь, учится владеть дыханием, голосом, интонациями, свободно строить предложение и текст.
Родную речь ребенок перенимает от близких людей, от родителей, из окружающей его речевой среды. Речевое развитие ребенка, по мнению Т. Н. Ушаковой, предстает как сторона общего психогенеза, протекающего на ранних этапах под преобладающим воздействием генетически заданной программы. То есть основа речевого развития у ребенка заложена в генах, а саморазвитие особенно активно происходит в детстве. Возраст с трех до семи лет является важнейшим в становлении и развитии речевой функции. Это обусловлено тем, что именно в этот период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Этому способствует высокая пластичность мозга, способность все превращать в игру (дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым