Ромашова А.С. зам. директора по учебной работе ООО Детский Центр Развития «Бэби Дом»
Новосибирск, Россия
Синестезийное воспитание на уроках музыки в ДДОУ (на примере программы раннего музыкального развития «Волшебство звука» (для
детей 1,5-3-х лет)
Аннотация: Целью статьи является знакомство с авторской программой А.С. Ромашовой «Волшебство звука» (от 1,5 до 3 лет), предлагающей экспериментальный подход к музыкальному развитию малышей, основанный на методике СМЭВ (синестезийное музыкально-эстетическое воспитание) Н.П. Коляденко. В статье сформулирована основная цель программы; изложены методические принципы; дана характеристика актуальности синестезийного метода обучения детей младшего возраста; описано содержание основных тематических блоков программы. Программа апробирована на базе ООО Детский Центр Развития «Бэби Дом» и рекомендована кафедрой истории музыки НГК (академии) им. М.И. Глинки к внедрению в образовательную практику ДДОУ.
Ключевые слова: музыкальное развитие ребенка, синестезийное воспитание и
обучение
Музыкальное развитие является неотъемлемой частью общей системы образования, в том числе в дошкольных учреждениях. Результаты исследований и экспериментов в области влияния музыки на человека расширяют представления о задачах музыкального воспитания и обучения.
Современная педагогика рассматривает раннее музыкальное развитие как основу для формирования музыкального слуха, вкуса, художественно-эстетического восприятия мира, а так же элементарных навыков, способствующих полноценному раскрытию музыкальных способностей.
Поиски способов стимулирования слухового восприятия музыки и адекватного эмоционального отклика на нее привели к созданию программы раннего музыкального развития «Волшебство звука». Программа синтезировала методические принципы известных имен в области раннего развития (Г. Доман, М. Монтессори, Н.А. Зайцев, М. Ибука). Обобщая подходы названных авторов, выявляются два базовых принципа:
1. окружающая среда - источник конкретных задач, проблемных ситуаций, а также собственной мотивации к их решению и выполнению;
2. аппелирование к сенсорному способу познания мира (цвет, звук, запах, текстура, форма и т.д.); использование механизмов, максимально активизирующих все органы чувств ребенка.
Описанные авторами результаты апробации их методик, а также собственные наблюдения за способами овладения детьми новым навыком, показали чрезвычайную важность в обучении таких моментов, как:
1. синкретичность мировосприятия ребенком собственной жизнедеятельности,
2. период накопления интеллектуальной и эмоциональной информации, сменяющийся периодом оперирования полученными знаниями, зависит от индивидуального ритма ребенка, который требует бережной охраны, и исключает процессы форсирования,
3. качество и количество этой информации может быть любым, поэтому важно грамотно организовать информационное поле в пространстве и времени бодрствования ребенка,
4. мышление и восприятие детей раннего возраста опирается на интуитивно-чувственный, сенсорный способ познания мира, адекватный их психофизиологическим особенностям.
Учитывая вышесказанное, представляется необходимым органичное включение предмета в жизнедеятельность ребенка, соблюдая единство концептуального методического принципа по отношению к другим занятиям. Именно поэтому, наиболее оптимальным, по нашему мнению, является реализация программы в условиях детского сада, где ребенок проводит большее количество времени, что позволяет организовать его целостное время-пространство, не вырывая из комплексной привычной среды.
Единым концептуальным методическим принципом при этом является: 1) эстетический подход, где термин «эстетический» приближается к его этимологическому значению (греч. «чувствующий»); 2) индивидуальный подход, означающий охрану психо-физиологической готовности ребенка к смене периода накопления, активным оперированием полученными знаниями.
Акценты на гуманистические способы преподавания, которые актуализирует современная педагогика, требует альтернативных подходов. Среди игровых, развивающих методик музыкального развития, существующих на сегодняшний день, наиболее гибкой, по нашему мнению, в адаптации к раннему возрасту видится методика СМЭВ (синестезийное музыкально-эстетическое воспитание) Н.П. Коляденко. Автор предлагает невербальные подходы, относящиеся к открытой модели образования, взамен вербально-знаковым.
Обращение к синестезии (межчувственной связи звуковых, визуальных, тактильных ощущений) актуально для детей раннего возраста. Интуитивно-эмоциональное, чувственное постижение музыкального материала, достаточно близкое их основному (сенсорному) способу познания мира, не требует восстановления, что необходимо для детей школьного возраста, обучающихся по программе Н.П. Коляденко [2]. Для малышей элементы речи смежных видов искусств (краски, линии, формы) уже являются самостоятельными эмоциональными характеристиками. Кроме того, такой подход наиболее полно отвечает интонационно-эмоциональной природе музыкального искусства и способствует постижению «чистого» музыкального смысла, без его привязывания к внемузыкальным предметным образам.
Опора на синестезию не отрицает развитие вербально-понятийного языка и логического мышления. Развитие аудиального восприятия через более доступное детям визуальное, способствует, как показала практика, освоению музыкальной логики и умению рассказать о прослушанном произведении не только с помощью рисунка, но и движения, исполнения на музыкальных инструментах, рассказа. Это происходит на 3-4 году обучения (4-5 лет) в рамках предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио» и «Музыкальный театр», результатом которого являются постановки детских музыкальных спектаклей.
Предметы сохраняют преемственную связь, обеспечивая принцип цепляемости, с программой «Волшебство звука». Она рассчитана на 2 календарных года обучения. Отвечая возрастным особенностям детей раннего возраста, произвольное внимание которых непродолжительно, занятия построены на чередовании разнообразных форм работ: слушание музыки, знакомство с музыкальной грамотой, слуховой анализ, развитие артикуляционного и голосового аппарата, интонирование, работа с ритмом, движение под музыку, импровизаия. Все они присутствуют на каждом занятии, сохраняя принцип последовательности, поскольку дети помнят, знают и умеют то, чем оперируют постоянно.
Множественность видов работ потребовала их объединения в блоки: слушание музыки, сольфеджио, ритмика, импровизация. Все блоки выстроены по тематическому принципу и в то же время сохраняют внутреннюю последовательность введения материала. Один тематический комплекс охватывает 3 месяца - оптимальное время для
постепенного введения новых сведений для ребенка. Так, первый год обучения включает три тематических комплекса: цветовое восприятие (сентябрь, октябрь, ноябрь), графическое восприятие (декабрь, январь, февраль), двигательное восприятие (март, апрель, май). Второй год обучения основан на интермодальных связях музыки и просодических особенностях словесной речи, а также комплексном воздействии искусств: «Поэзия и музыка», «Проза и музыка», «ИЗО и музыка». Главной задачей на этом этапе обучения является научить не только слышать и видеть в музыке элементы речи поэзии, прозы и живописи, но и, наоборот, слышать и видеть музыку смежных видах искусств.
Введение нового тематического комплекса не подразумевает отказ от предыдущего, поскольку каждый из них является этапом, необходимым для комплексного воздействия на все органы чувств. Кроме того, элементы музыкальной речи, знакомые через один канал восприятия приобретают новую «окраску», оттенок, воспринимаемые с помощью другой модальности. Так, например, консонанс и диссонанс, изучаемый в разделе «Цветовое восприятие» переводится в графический визуальный образ, раскрывая новые эмоциональные грани своего звучания.
Работе с тематическими комплексами подчинены все формы работы. Поэтому в программе «Волшебство звука» присутствуют расхождения с устоявшимися нормами введения материала по сольфеджио. После знакомства со звуками вводятся представления о ладе, консонансе и диссонансе, которые согласуются с цветовыми интермодальными связями. А изучение нот начинается не с ноты «до», а со знакомого звука «ля», живущего в камертоне.
В блоке «Слушание музыки» (диапазон репертуара которого распространяется от произведений И.С. Баха до музыки ХХ вв.) с первых уроков вводится беспредметное рисование, с помощью которого дети выражают не только настроение произведения, но и своего отношения к нему. Процесс рисования рекомендован психологами в качестве саморегулятора внутреннего состояния ребенка, который пока не в состоянии вербально сформулировать и озвучить свои мысли [5].
Теоретический материал предлагается без предварительных объяснений. Все элементы речи называются своими именами. Постоянно проговаривая эти названия в процессе занятий, дети с легкостью их усваивают и вводят в свой обиход. Так, в первый год обучения ребенок знакомится с понятиями: звук, лад, консонанс, диссонанс, четверть, восьмая, нотный стан, ноты, скрипичный ключ, звукоряд, интервал, трезвучие, синкопа, пунктир. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью. Вся работа направлена на раскрытие «универсальной художественной способности» (Л.С. Выготский). [Цит. по: 3]
Второе полугодие второго года обучения посвящено работе над «организацией» эмоционально-чувственной сферы ребенка. Дети узнают, откуда берется музыка, кто, как и для кого ее сочиняет, исполняет и слушает. Вводится новая форма работы -музыкальная викторина, выполняемая с помощью карточек с символами, что является подготовкой к работе с конспектами В.Ф. Шаталова на занятиях по слушанию музыки.
Несмотря на сложность предлагаемого материала, дети достаточно легко его усваивают, благодаря доступности преподнесения, погружения в среду, терпения, а также единого методического принципа, соблюдаемого на всех уровнях воспитания и обучения в ДДОУ.
Библиография
1. Арановская И.В. «Адекватность» музыкального восприятия как педагогическая
проблема//Музыковедение. 2004. №1. С. 43-46
2. Коляденко Н.П. Курс «Слушание музыки»: Программа для музыкального колледжа НГК (академии) им. М.И. Глинки. Новосибирск, 2009. - 25 с.
3. Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств: Учеб. Пособие. Новосибирск, 2003. - 258 с.
4. Новикова О.В, Курс «Слушание музыки» (1 -3 годы обучения). Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2011. - 135 с.
5. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили. М., 2010 - 336 с.
6. Шевелева С.С. Открытая модель образования: синергетический подход. М., 1997. - 48 с.