«улыугололи искусство млінні
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
удк 79.071 д. д. ТОМАШЕВА
Экспериментальная детская музыкальная школа
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ПРИРОДА СИНЕСТЕЗИИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Синестезия (от гр. $ула15Н1е5г5 — соощущение) — возникновение у человека ощущений не только в органе, на который воздействует раздражитель, но одновременно и в другом органе чувств, часто используется в музыкальной педагогике. Природа синестезии определяется связью между вегетативным состоянием организма, звуковой природой музыки и формой выражения этой природы в речи и представлениях. На учебных занятиях в музыкальной школе знание синестезии поможет педагогам координировать состояние детей и эффективно организовывать уроки.
В психологии известно явление синестезии (Т.П.Зинченко, А.И.Худяков, Л.И.Абраменко, А.И.Щербаков [1] и др). В музыковедении и музыкальной педагогике внимание ученых направлено на однокоренное слово «эстет» (гр. aisthetes - воспринимающий - поклонник искусства, ценитель прекрасного) и синестезия определяется как межчув-ственные связи в психике и результаты их проявлений в конкретных областях искусства {Ч.Осгуд, Б.М.Га-леев, Н.П.Коляденко (2] и др.)
На сегодня существует много теорий, объясняющих суть феномена синестезии, иногда противоположных. Есть предположение, что синестезией наделен каж-
дый человек, как способностью образно воспринимать мир и искусство (П.А.Флоренский, Е.Ю.Артемьева, П.В.Яньшин, Г.Орлов |3) и др.). Из многих форм проявления синестезии часто встречается соединение «звук —цвет»: например, люди не только слышат звуки, но и видят их форму, объем, цвет. Оно не у всех ясно выражено, так как, по мнению ученых, синестезия находится за пределами любого волевого контроля, ее нельзя вызвать «нарочно» точно так же, как нельзя «подавить». Отметим, что сами по себе цвет и звук есть волновые потоки энергии, воздействующие на человеческий организм независимо от его волевого настроя как факторы извне.
Особенно интересным, на наш взгляд, является то, что синестезию начали развивать как приобретенную способность. То есть, в противовес предыдущему мнению, в ее формировании задействовать волю человека. Часто это происходит на психологических тренингах, различных уроках эстетического плана в общеобразовательных и музыкальных школах. Не случайно в настоящее время в психологии актуальны здоровьесберегающие технологии из артгерапии и артпедагогаки для детей и взрослых, использующие воздействия цветом и звучанием (Д.Олдридж, В.И. Петрушин, Т.Н.Овчинникова, Л.Н.Собчик [4] и др.). Конечно, не всегда путем такою погружения учащихся или пациентов в контекст элементов искусств заострено внимание именно на феномене синестезии. Однако в данном случае используются необходимые знания о сдвигах в человеческом организме, происходящих под влиянием музыки или цвета.
В общешкольной и музыкальной педагогике психофизиологический аспект восприятия стоит не на первом месте. Все внимание уроков направлено на роль синестезии в развитии у детей воображения, ассоциативной памяти и мышления в процессе занятий музыкой через различные полихудожествениые методики (И.Л.Ванечкина, В.Г.Ражников, Н.А.Терен-тьева, М.В.Карасева, С.В.Долгушин [5] и др.). Стоит отметить, что природа музыки интонационная, поэтому постижение ее смысла возможно прежде всего через пенис. Но к концу XX столетия в нашей стране ситуация изменилась. Меньше стало интонирующих детей, большинс тво увлечено массовой культурой и не понимают ценности классического наследия. Следовательно, новые методы обучения актуальны для пробуждения творческого потенциала учащихся, так как они через другие каналы восприятия, например визуальность, воспитывают умения понимать и це-нип, музыку. Однако, по мнению ученых, многоканальное видение мира, выраженное в синестезии, есть часть искусства, значит оно естественно для людей любого возраста, воспринимающих, например, музыку. Интенсивность межчунственных синтезов при этом не диагнозцируется.
Следовательно, в обозначенной проблеме можно выделить те или иные аспекты ее раскрытия в теории и практике разных наук. Если обратить внимание именно на музыковедение и музыкальную педагогику, то на сегодня в теории музыковедения мало разработана психологическая природа синестезии, а в педагогической практике не уточняется степень интенсивности синестезии, например, звучания и цвета в состоянии ребенка.
Для того, чтобы уточнить природу синестезии в звуке и цвете (разную степень ее интенсивности) и определить условия ее развития у детей на учебных занятиях в музыкальной школе, проведено специальное исследование. Оно проводилось на базе государственного образовательного учреждения культуры Омской области «Экспериментальная детская музыкальная школа» (ГОУК «ЭДМШ»). В исследовании принимали участие учащиеся ГОУК «ЭДМШ» в возрасте 7-9 лет.
Выбрана одна возрастная категория детей в связи с теоретическими положениями о различных проявлениях синестезии в детстве и во взрослой жизни. Обоснован выбор детей именно одного учебного заведения в целях исключения проникновения внешних факторов (социальных, организационных, образовательных и др.), способных повлиять на ход эксперимента. Кроме того, музыкальная школа в качестве площадки исследования более органично подходит для
изучения синестезии, чем общеобразовательная, так как в учебных заведениях данноготипа целенаправленно происходит погружение детей в эстетические сферы познания. Наконец, исследования проводились в рамках дисциплины слушание музыки, самой «свободной» с точки зрения вариативности содержания дисциплины. Причем больше всего примеров внедрения синестезийных методик встречается именно на уроках слушания музыки.
Гипотеза, если учитывачъ тот факт, что синестезия в звуке и цвете возникает непреднамеренно на различных уровнях нервной деятельности человека (от инстинктов до интеллектуальных действий), а сами по себе звук и цвет влияют на функционирование организма, то природа синестезии может определиться связью между вегетативным состоянием организма, звуковой природой музыки и формой выражения этой природы в речи и представлениях.
В качестве методов исследования использованы: «музыкальное рисование» (термин Н.П.Коляденко), в процессе которого дети, используя мягкие цветные карандаши, изображали звучание музыкального произведения в цвете на уроке слушания музыки; анализ использования цветового изображения музыкального произведения осуществлялся с помощью компьютерной технологии; метод музыковедческого анализа звуковой природы используемых произведений на предмет наличия синестезий в звуке и цвете; регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС, осуществлялось пальпаторно, количество ударов в минуту); метод кожно-гальванической реакции (прибор биометр, показания стрелки на шкале ); метод экспертных оценок (проявление активности детей оценивалось тремя педагогами, работающими с детьми в музыкальной школе); анализ результатов обработки проведен с помощью корреляционного анализа Пирсона.
Биометр измеряет изменения кожно-гальванической реакции (КГР) как показателя непроизвольной вегетативной активности. Метод описанный И.Р.Тар-хановым, Ю.А.Гусевым и другими, используется для оценки функциональных состояний и эмоциональных реакций. Кожные импульсы связаны с деятельностью центральной нервной системы, то есть с импульсами, поступающими из подкорковых глубинных образований головного мозга. По словам Ю.А.Гусева, КГР -это «своего рода сигнальная лампочка в организме человека, которая начинает «мигать», как только изменяется его эмоциональное состояние». Следовательно, «свои» излучения и определенные изменения функционального состояния, возникающие при синестезии, могут быть измерены биометром.
Музыкальным материалом для выявления синестезии были произведения «Сирены» К.Дебюсси и «Поэма экстаза» АСкрябииа. Синестезию может вызвать любое произведение музыки, вызвавшее яркую ответную реакцию у слушателя. Выбор именно этого материала обоснован теоретическими положениями о том, что музыка комнозиторов-синестезов имеет в своей звуковой природе яркую синестезию, поэтому сильнее повлияет на испытуемых вне зависимости от их личных пристрастий.
У детей в течение месяца до исследования измерялось фоновое состояние испы туемых, которое сопоставлялось с экспертными оценками педагогов (в рамках школы преподаватель может да ть точную характеристику темперамента ребенка). Так, в результате анализа средних показателей частоты сердечных сокращений, кожно-гальванической реакции и оценок педагогов получилось три статистически значимые
□ фоновые
■ реакция ил Дебюсси
□ реакция на Скрябина
актив. пассив, средние типы активности детей
Рис. I. Реакция разного типа детей на музыку К.Дебюсси и А.Скрябнна, выраженная в показаниях пульса (уд. в мин.)
корреляции. Связь темперамента, внутреннего настроя и вегетативных функций указала на целостность организма. Кроме того, испытуемые были разделены на группы активных, пассивных и детей со средним проявлением активности.
В ходе процедуры погружения испытуемых в синестезию путем одновременного слушания и рисования музыкальных произведений состояние детей измерялось теми же методами (ЧСС, КГР). Основываясь на результатах вычислений, показанных на рис. 1, оказалось, что активные дети, средний фоновый пульс которых составил 105,45 ударов в минуту, отреагировали на музыку К.Дебюсси пульсом 108 ударов в минуту, на Скрябина - 116,25; пассивные (фоновые показатели — 82,55 уд. в мин.), соответственно, 83,5 и 86; дети со средними показателями активности (фоновые показатели — 87,36 уд. в мин.) — 92,1 и 96 ударов в минуту. Значит, дети всех типов восприняли музыку верно. Реакция на спокойное произведение Дебюсси «Сирены» была менее заметной, что выражается в небольших учащениях пульса; под музыку восторженной «Поэмы» сердцебиение участилось. В целом реакция разного типа детей на музыку К. Дебюсси и А.Скрябина, выраженная в показаниях пульса, одинакова у разного типа детей. Аналогичные изменения наблюдались на уровне элекгрокожного сопротивления.
Анализируя реакцию каждого типа в отдельности, заметим, что у спокойных детей есть ресурсы для эмоционального подъема, а у активных, за счет постоянного состояния душевного волнения, мало ресурсов для усиления пульса и вибрации.
Синестезии в звуке и цвете обосновывались музыковедческим анализом содержания музыки. Так, К.Дебюсси раскрашивал свою партитуру «Сирены» в сине-зеленые тона, выражая символы «морского», поэтому на рисунках детей среди различных цветов выбирались только оттенки данного спектра. А.Скря-бин обладал способностью цветового слуха: он «видел» звуки скрипки и трубы в желтом и красном цвете, в этом случае также из рисунков к обозначенному произведению выбирались оттенки «огня». Испытуемым программа и название не сообщались. Тем не менее компьютерный анализ рисунков показал, что дети использовали правильные сточки зрения образного содержания, цвета: «морских оттенков» — по Дебюсси в среднем 25% «огненных» оттенков — по Скрябину в среднем 24 %. Не зная программы произведений, учащиеся интуитивно ощутили их звуковую природу
В результате сопоставления средних показателей процентного соотношения «правильного» цвета, ЧСС и КГР по каждому произведению (с учетом музыковедческого анализа) все корреляции получились статистически значимые: г = 0,65; г = 0.80, р<0,01; г = 0,32, р<0,05. Соединение слуховых и зрительных ощуще-
1.го
100
80
60
40
20
п
кий есть одно из проявлений организма как единого целого. У детей оно происходит непреднамеренно, вне зависимости от степени активности ребенка, и выявляется на учебных занятиях по музыке через взаимосвязь между выборами цвета на рисунках к музыкальным произведениям и состоянием организма во время слушания музыки.
Следовательно, синестезия есть результат вибрации организма как проявление эмоционального состояния, когда происходят изменения всех функций. Если в имеющихся учебниках и учебных пособиях синестезия понимается и раскрывается как слияние ощущений, например, слуховой и зрительной модальностей, обусловленное индивидуальными особенностями, то нами предлагается синестезию считать не особыми индивидуальными способностями, а результатом эмоционального состояния человека, например, ребенка в момент активного творчества. На основе этого следует, что синестезией обладаю т все люди, а уровень ее проявления составляет индивидуальные особенности.
Испытуемые впервые выполняли подобные упражнения, поэтому у них возникли неинтенсивные синестезии. Это подтверждается не высоким процентом выбранного «нужного» цвета на рисунках, не большим различием в вегетативных сдвигах по каждому музыкальному произведению. Опытно-экспериментальная работа показала, что с учетом психофизиологического состояния детей природу синестезии у них можно развить до высокой степени интенсивности.
Для решения поставленной цели из испытуемых, проходивших по исследованию проявления непреднамеренной синестезии, были скомплектованы две группы: экспериментальная (20человек) и контрольная (20 человек). Они имели равнозначное разделение детей потипам возбужденности: активные, пассивные и средние, обоснованное теоретическими предположениями о зависимости проявлений синестезии от психо-эмоционального состояния (Б.Галеев). Дети экспериментальной группы занимались но специальной программе, дети контрольной — нетрадиционной. Музыкальный материал и порядок прохождения тем у всех групп были одинаковыми. Время эксперимента — 15 уроков: по одному уроку в неделю.
В программе эксперимента используют ся два приоритетных метода: 1) рисование как представление элементов музыки в цветах, линиях, формах; 2) упражнения на развитие в словарном запасе детей метафорических словосочетаний на связи звука (неакустического) и цвета. С одной стороны, тренировка и закрепление аудиовизуальных синестезий непроизвольного характера и активизация художественного мышления (рисование); с другой — уточнение и различение возникших путем вибрации организма чувств.
При повторном исследовании состояния детей после 15 экспериментальных уроков при погружении в синестезию выяснено следующее:
1. Частота сердечных сокращений и вегетативные сдвиги больше соответствуют звуковой природе произведения. До эксперимента различия между частотой сердечных сокращений и показаниями по Биометру на музыку К.Дебюсси и А.Скрябина у детей обеих групп были статистически не достоверными. После эксперимента различные реакции на данные произведения возникли у детей экспериментальной группы (организм под музыку Дебюсси успокаивался, под Скрябина - активизировался: 1 = 4,427, р<0,01). Следовательно, учащиеся экспериментальной группы при восприятии музыки на конечном этане исследо-
140
120
<00
80
60
40
20
0
140
120
—*— пдссивм. 80
-«—средние 60
лктиан.
20
0
Г;
-пжссмши. ■ средние ДКТИ1И.
фон. Деб. Схр.
фон. Деб. Скр.
На исходном этапе эксперимента
На конечном этапе эксперимента
Рис. 2. Изменение частоты сердечных сокращений под воздействием музыки К-Дебюсси и Л.Скрябнна у детей разных типов активности в экспериментальной группе.
Условные обозначения: фон. - фоновая частота сердечных сокращений;
Деб. - пульс под воздействием музыки К.Дебюссн аСнрены»,
Скр. - пульс под воздействием музыки А.Скрябина «Поэма экстаза».
вания погружались в особое эмоциональное состояние, у них в организме происходили определенные вегетативные сдвиги, соответствующие «вибрации» звуковой природы музыкальных произведений.
Обращено внима!те на эмоциональное проявление детей с разными типами активности. В результате анализа различий фонового состояния испытуемых до и после эксперимента выяснилось, что оно практически не изменилось у детей обеих групп. По окончании эксперимента оказалось, что испытуемые всех типов активности экспериментальной группы отреагировали верно (рис. 2). Вибрация организма под звучание «Сирен» была менее интенсивной, чем под музыку «Поэмы экстаза»: подмузыку К.Дебюссн пульс активных (фоновые — 105 уд в мин.) успокоился от 109,2 ударов в минуту до 100,8, детей со средними показателями (фоновые — 93,8) — от 96,6 до 92,6, сердцебиение пассивных детей (фоновые 82) изменилось от 85 до 83 уд. в мин.; подмузыку А.Скрябина пассивные сильно активизировались, их средний пульс возрос от 88 ударов в минуту до 99, волнение детей со средними показателями также возросло, но не на много — от 99,3 до 102 уд. в мин., активные дети, наоборот, успокоились, их средний пульс после эксперимента составил 114,6 уд. в мин., в отличие от первоначального показателя - 121,2 уд в мин.
Аналогичные изменения наблюдались на уровне электрокожного сопротивления. Следовательно, характер сдвигов под воздействием специальных упраж-нений у детей экспериментальной группы показал практически схожие состояния разного типа испытуемых на музыкальные произведения. В результате развития межчувственных синтезов чрезмерно активные дети при повторном исследовании показывают более вдумчивое отношение к заданию, внимательность при выполнении рисунков к звучащей музыке. Внешне спокойное состояние в поведении на музыку пассивных детей достигает повышенной эмоциональной активности. Значит, сдвиги организма в определенной степени гармонизуют состояние детей: активные успокаиваются, пассивные повышают свое состояние.
2. При рисовании увеличивается процентное соотношение цветов, соответствующих звуко-эмоци-ональной природе музыки (см. табл. 2).
Если различия между процентным соотношением цветов на музыку Дебюсси и Скрябина у детей обеих групп до эксперимента не были статистически значимыми (р>0,05), то после эксперимента различная реакция наблюдалась у детей экспериментальной группы. По Дебюсси на рисунках этих детей в среднем было 44% цветов сине-зеленого спектра, у детей контрольной группы - 23% (1 = 2,08, р<0,05, различия
статистически значимые); по Скрябину, соответственно, в экспериментальной группе — 43% цветов желто-красного спектра, в контрольной - 19% (1 = = 2,60, р<0.05, различия имеют статистическую достоверность). Следовательно, дети экспериментальной группы в цвете более точно выразили образность «морского» и «огня», тем самым, показали различия между произведениями, чего не было у детей контрольной группы.
Выбортого или иного цвета к звучащему произведению связан с эмоциональным состоянием детей. Спокойная музыка К.Дебюссн повлияла на выбор «спокойных» цветов, и, наоборот, активизация нервных процессов от музыки А.Скрябина проявилась в возбуждающих опенках. Следовательно, развивающие синестезию занятия способствуют адекватному пониманию эмоционально-образной природы звучания музыки у детей. В контрольной группе не наблюдалось существенных отличий по тем же параметрам.
Следовательно, путем сочетания рисования и речевых упражнений, межчувственные синтезы звука и цвета начинают иметь произвольный характер и ярче проявляться. В программе эксперимента объединяются три компонента: музыка (звук), цвет (рисование) и слово. Звук и цвет порождают вибрацию и формируют невербальный интеллект, чувства. Дополнительные упражнения на слова уточняют, различают возникшие чувства. Как известно, слова — это прерогатива коры головного мозга. Они активизируют подкорку, интенсивнее становится работа подсознания и синестезии ярче проявляются
Таким образом, получены положительные результаты, подтверждающие возможность развития синестезии на учебных занятиях в музыкальной школе. В музыкальной педагогике следует использовать явление синестезии разной степени интенсивности. Развитие синестезии у детей происходит в рамках учебных музыкальных занятий и определяется сменой неинтенсивного ее проявления интенсивным, непро-извольного-произвольным.
Общеизвестно, Ч1Х1 музыка благоприятно сказывается на состоянии организма и в обучении детей положительно влияет на их память, мышление. Но на практике случается так, что занятия в музыкальной школе приводят к усталости или нервному возбуждению, а материал плохо усваивается или быстро забывается. Поэтому современный педагогический опыт музыкального воспитания нередко сочетает в себе психологические и психофизиологические компоненты теории восприятия музыки для того, чтобы помочь детям лете адаптироваться к учебным условиям и воспитывать у них интерес к занятиям.
В связи с этим определяется практическая ценность данного исследования. Выяснилось, что сдвиги организма, возникающие под воздействием синестезии, гармонизуют психологическое состояние детей. Процесс музыкального восприятия формируется при участии различных невербальных компонентов -процессуально-динамических, энергетических, эмпа-тических, созерцательно-релаксирующих. Значит, переживать синестезии возможно и при возбужденном, и при расслабленном состоянии организма. Ведь могущество звука, по Г.Орлову, состоит в том, что он вводит слушающего в мир музыки, переживаемый не только интеллектом, но и всем человеком.
Примечания
1 Принцип работы с прибором биометр АБО-5М — кисти рук кладутся на две пластины на несколько секунд до остановки стрелки на циферблате. Стрелка указывает степень эмоционального состоянии в данный момент. Оно может быть очень спокойным - от 0 до 5. спокойным - от 6 до 14, умеренным - от 15 до 24 и взволнованным — от 25 до 30.
г Гусев Ю.Л.. Кузнецова В.М.. Андрианов В.К. Взаимосвязь эмоционального состояния и вегетативных реакций / Перспективы социализации лиц с проблемами в развитии. Мат. Регион, науч-практ. конф. (Бийск, 20 —21 апреля 2006 г.). - Бийск,БПГУ им. В.М.Шукшина. 2006. - С. 117.
’ В процессе компьютерной обработки каждый рисунок разбивается на сектора: 100% — область рисунка, заполненная цветами, не закрашенные участки определяются как оболый цвет*. Процентное соотношение цветов каждого рисунка заносится в нндивндуальиыетаблицы для каждого участника. Затем из таблиц выбираются цвета двух спектров, соответственно, замыслам композиторов: синий, голубой и зеленый - с одной стороны [«морской» образ К.Дебюсси); красный, оранжевый и желтый — с другой (ношенный» образ А.Скрябина), суммируются.
Библиографический список
1. Зинченко Т.П. Ощущения. Гл. 9 // Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов / Под ред Л В.Петровского. — М.: Просвещение, 1977. — 479с.; Практикум но общей психологии. Учебное пособие для студентов педагогических институте /Под ред А.И.Щербакова. - М.: Просвещение. 1990. - С. 139 и С. 148; Худяков Л.И. Психофизика. Гл. 5//
Психология. Учебник д\ястудентов высших учебных заведений. Изд. 2-е /Под ред А.А.Крылова. - М.: Проспект, 2004. — С 89.
2. Osgood Ch., Suci G., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. - New York, 1978; Галеев Б.М, Человек, искусство, техника (проблема синестезии в искусстве). - Казань: КГУ, 1987. - 264 с.; Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств: Учебное пособие/ Новоснб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. - Новосибирск: НГК, 2003. - 258 с.
3. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М.: Смысл, 1999. - 350 с.; Орлов Г. Древо музыки. -СПб: Композитор, 2005. - 440с.: Флоренский П.А. Абсолютность пространствениости /Свящ. Павел Флоренский. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. — М.: Мысль, 2000. - С.274 - 295.; Янынин Г1.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. — Самара: СамГПУ, 1996. — 218 с.
4. Aldridge, David. (1995) Music therapy and treatment of Alzheimer's disease. Clinical Gerontologist. 16: 41-57; Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов — модифицированный восьмицветоьон тест Лютера Практическое руководство. - СПб: Речь, 2007. — 128 с.; Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. — М.: Владос, 2000. - 176 с.: Овчинникова Т.П. Музыка для здоровья. - СПб: Союз художников, 2004. — 230 с.
5. Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку. — Казань: Фэн, 2000. — 120 с.; Долгушин С-Л. Сннестетический метод и его роль в креативном подходе к процессу музыкальной деятельности ребенка // Новые технологии в музыкальном образовании. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Омск, 2000. — С. 57 - 65.; Ражннков В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Ражников. — М.: Классика-ХХ . 2004. — 136 с.; Карасева М.В. Сольфеджио — психотехника развития современного профессн -опального слуха // Воспитание музыкального слуха: Сб. статей. Вып. 4. - М.: Музыка, 1999. — С. 67 — 85.; Тсреигьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств. - М.: Прометей. 1990. - 184 с.
ТОМАШЕВА Ангелина Аркадьевна, преподаватель кафедры теории и истории музыки Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, преподаватель Эксперимен тальной детской музыкальной школы.
Статья поступила п редакцию 02.04.08 г.
© А. А. 'Гомашева
Книжная полка
ББК 78.5/К70
Коряковцева, Н. А. Хрестоматия по информационной культуре [Текст! / Н.А. Коряковцева. — М.: Либерея-Бибинформ, 2007. — 140 с. — (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 59). — Библиогр.: с. 137-138. — 15ВЫ 5-85129-175-3.
В книге собраны разнообразные материалы по информационной культуре человека и общества. Представлены наиболее значимые выдержки из произведений классиков информатики, выдающихся историков, социологов, книговедов.
Первый раздел аккумулирует подборки текстов по общим вопросам культуры, связанным с содержанием понятий «цивилизация», «традиция», «культурология», «знание». Второй раздел содержит фрагменты из трудов по истории развития информационной культуры. Охарактеризованы мифологический период накопления информации, рукописная эпоха в истории книжности; возникновение и распространение книгопечатания. Раскрывается содержание «информационных революций» в жизни человечества. Третий раздел посвящен современному и будущему состоянию информационной культуры.
Предлагаемое издание представляет собой первую на русском языке хрестоматию по информационной культуре.