Научная статья на тему 'Ресурс синестезии в музыкальном образовании: Современные аспекты проблемы'

Ресурс синестезии в музыкальном образовании: Современные аспекты проблемы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
395
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНКРЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА / SINCRETIC PERCEPTION OF ART / ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ / МУЗЫКАЛЬНАЯ СИНЕСТЕЗИЯ / MUSICAL SINESTESIA / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / EDUCATIONAL RESOURCES / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИСКУССТВ / THE PERIODIC SYSTEM OF THE ARTS / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / AN INNOVATIVE APPROACH TO MUSIC EDUCATION / ПОЛИМОДАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / POLYMODAL MEANS OF EXPRESSION / "SOUND-COLOR HEARING"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калинина Лариса Юрьевна

Статья включает материал, на основе которого может быть разработана концепция синестезии как ресурса музыкального образования. Анализ публикаций по данной проблеме позволил сделать вывод, что ряд ее актуальных аспектов до сих пор не рассматривался с научной точки зрения. В первую очередь, речь идет о содержании понятия «синестезия», формулировки которого расходятся с современным контекстом. На фоне глубинных перемен в мировосприятии человека, проникновения в нашу жизнь и сферу искусства электронных устройств, требуют пересмотра вопросы формирования у школьников опыта восприятия произведений авторов-синестетов, совершенствования художественной коммуникации, постижения школьниками смысла музыкальных произведений, развития у них навыка варьирования «модального контекста» восприятия музыки, совершенствования тезауруса межхудожественных ассоциаций. Ориентиром для работы в данном направлении служит идея сотворчества подрастающего поколения россиян, направленного на создание средствами искусства образа прекрасного будущего. Так как в проблематике синестезии сегодня обнаруживаются значительные информационные лакуны, исследования данного феномена представляются нам актуальными и перспективными. Практика музыкального образования нуждается в рекомендациях по использованию синестезии как богатого ресурса, позволяющего оптимально продвигаться к целям, обозначенным ФГОС. Материалы статьи являются вкладом в изучение более масштабной проблемы подготовки научного фундамента для создания новых технологий музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNESTHESIA RESOURCE IN THE MUSICAL EDUCATION: MODERN ASPECTS OF THE PROBLEM

The article includes material on the basis of which can be developed the concept of Sinestesia as a resource of music education. Analysis of publications on this issue led to the conclusion that a number of its relevant aspects have not yet been considered from a scientific point of view. First of all, we are talking about the content of «Sinestesia» concepts which diverge from the wording of the contemporary context. Against the backdrop of the deep changes in the worldview of human penetration into our lives and the scope of art of electronic devices, require a revision of issues: the formation of student’s experience of the perception of works-Sinesthetes authors improve the art of communication, comprehension of the students sense of music, developing their skill variation «modal context» perception of music and perfection Thesaurus art associations. The benchmark for the work in this direction is the idea of co-creation younger generation of Russians, aimed at creating an image by means of art a wonderful future. Since the problems of Sinestesia today revealed significant information gaps, the study of this phenomenon seems to us relevant and promising. The practice of music education need guidance on the use of Sinestesia as a rich resource that allows optimal move towards the aims stated by the Federal State Educational Standard. Article submissions are a contribution to the study of a larger problem of a scientific foundation for the creation of new music education technology.

Текст научной работы на тему «Ресурс синестезии в музыкальном образовании: Современные аспекты проблемы»

Калинина Лариса Юрьевна РЕСУРС СИНЕСТЕЗИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ...

УДК 372.87

РЕСУРС СИНЕСТЕЗИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

© 2017

Калинина Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица Горького, 65/67, e-mail: klar1992@gmail.com)

Аннотация. Статья включает материал, на основе которого может быть разработана концепция синестезии как ресурса музыкального образования. Анализ публикаций по данной проблеме позволил сделать вывод, что ряд ее актуальных аспектов до сих пор не рассматривался с научной точки зрения. В первую очередь, речь идет о содержании понятия «синестезия», формулировки которого расходятся с современным контекстом. На фоне глубинных перемен в мировосприятии человека, проникновения в нашу жизнь и сферу искусства электронных устройств, требуют пересмотра вопросы формирования у школьников опыта восприятия произведений авторов-синестетов, совершенствования художественной коммуникации, постижения школьниками смысла музыкальных произведений, развития у них навыка варьирования «модального контекста» восприятия музыки, совершенствования тезауруса межхудожественных ассоциаций. Ориентиром для работы в данном направлении служит идея сотворчества подрастающего поколения россиян, направленного на создание средствами искусства образа прекрасного будущего. Так как в проблематике синестезии сегодня обнаруживаются значительные информационные лакуны, исследования данного феномена представляются нам актуальными и перспективными. Практика музыкального образования нуждается в рекомендациях по использованию синестезии как богатого ресурса, позволяющего оптимально продвигаться к целям, обозначенным ФГОС. Материалы статьи являются вкладом в изучение более масштабной проблемы подготовки научного фундамента для создания новых технологий музыкального образования.

Ключевые слова: синкретическое восприятие искусства, музыкальная синестезия, образовательные ресурсы, цветомузыкальный слух, периодическая система искусств, инновационные подходы в музыкальном образовании, полимодальные средства выразительности.

SYNESTHESIA RESOURCE IN THE MUSICAL EDUCATION: MODERN ASPECTS OF THE PROBLEM

© 2017

Kalinina Larisa Yuryevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of The Department of Musical Educations Samara State University of Social Sciences and Humanities (443099, Russia, Samara, Street Gorkogo, 65/67, e-mail: klar1992@gmail.com)

Abstract. The article includes material on the basis of which can be developed the concept of Sinestesia as a resource of music education. Analysis of publications on this issue led to the conclusion that a number of its relevant aspects have not yet been considered from a scientific point of view. First of all, we are talking about the content of «Sinestesia» concepts which diverge from the wording of the contemporary context. Against the backdrop of the deep changes in the worldview of human penetration into our lives and the scope of art of electronic devices, require a revision of issues: the formation of student's experience of the perception of works-Sinesthetes authors improve the art of communication, comprehension of the students sense of music, developing their skill variation «modal context» perception of music and perfection Thesaurus art associations. The benchmark for the work in this direction is the idea of co-creation younger generation of Russians, aimed at creating an image by means of art a wonderful future. Since the problems of Sinestesia today revealed significant information gaps, the study of this phenomenon seems to us relevant and promising. The practice of music education need guidance on the use of Sinestesia as a rich resource that allows optimal move towards the aims stated by the Federal State Educational Standard. Article submissions are a contribution to the study of a larger problem of a scientific foundation for the creation of new music education technology.

Keywords: Sincretic Perception of Art, Musical Sinestesia, Educational Resources, «sound-color hearing», The Periodic System of the Arts, An Innovative Approach to Music Education, Polymodal Means of Expression.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одна из главных функций музыки - объединять людей на основе понятных для каждого интонаций, символизирующих базовые ценности: приоритет духовного над материальным, гуманизм, историческую преемственность [1]. Эстетически совершенные произведения способствуют формированию у школьников представления о прекрасном будущем, к которому нужно стремиться. При этом для современных детей музыка часто ассоциируется с тем или иным изображением. В этой связи актуальна проблема обращения к синестезии как психолого-педагогическому ресурсу музыкального образования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Сегодня в научном тезаурусе по проблеме синестезии накоплено немало идей, которые, на наш взгляд, обладают перспективой развития в исследовательской и практической деятельности педагога-музыканта. Их авторы: Б.М. Галеев, Е.О. Зеленина, Э.В. Комина, В.М. Привалова, А.А. Томашева, Н.Ю. Шнякина, др.

Б.М. Галеевым [2] сформулировано определение синестезии, осуществлены эксперименты по поиску ее конкретных видов, их систематизации. Однако, как

признал сам ученый, в этой области есть много «белых пятен». Главная загадка в том, является ли синестезия особым видом восприятия, или это лишь метафора, которая нужна музыкантам, художникам, поэтам для обозначения яркости и многогранности образов своих сочинений.

В публикации Е.О. Зелениной находим тезис об уместности трактовки синестезии как сопредставле-ния [3]. Но данное утверждение противоречиво, так как представление - это наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти, а синестетические ощущения возникают в момент непосредственного восприятия.

Работы В.М. Приваловой весомы в контексте понимания ритмичности, которая, выражаясь в различных орнаментальных формах, интегрирует восприятие ребенка, меняет его эмоциональное состояние [4]. Орнаменты встречаются и в изобразительном искусстве, и в музыке; это знаки, наполненные смыслом. Сближая понятия «символ» и «смысл», В.М. Привалова ориентирует нас на понимание синестезии с учетом ее потенциала в объективизации скрытых смыслов явлений и артефактов [5].

Современные ученые оперируют и терминами, сопряженными с определенным видом искусства. У Э.В. Коминой это «вербальная синестезия» [6], у А.А. Томашевой - «музыкальная синестезия» [7], у

Калинина Лариса Юрьевна педагогические

РЕСУРС СИНЕСТЕЗИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ... науки

Н.Ю. Шнякиной - «зрительно-обонятельная синестезия» [8]. Для формирования обобщенной концепции синестезии как ресурса музыкального образования, мы считаем целесообразным выявить общее и различное в значениях данных терминов.

Формирование целей статьи (постановка задания). Конкретные цели статьи:

- уточнить содержание понятия «синестезия» в соответствии с результатами современных исследований;

- через призму нового знания о синестезии в общих чертах обозначить ее потенциал как ресурса музыкального образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Для достижения поставленных целей, во-первых, обратимся к понятию синестезии. В сфере искусства оно используется для того, чтобы объяснить появление зрительных образов как результата восприятия музыки; слуховых ощущений, связанных с цветом, композицией произведения изобразительного искусства и т.п. На рубеже XIX и XX вв. некоторые авторы стремились сделать синестезию основой своего творчества. Широко известны синестетические опыты В.В. Кандинского [9], М.К. Чюрлёниса [10]. Возникновение кино, музыкального сопровождения фильма как ранней формы киномузыки, с одной стороны, предполагало наличие у зрителя способности к визуально-слуховому восприятию [11], а с другой - стимулировало интерес к синестезии [12, с. 611-612].

Практика синестетического творчества подвергалась анализу со стороны самих создателей произведений. Так, В.В. Кандинский пишет: «одно искусство должно учиться у другого, как пользоваться своими средствами; оно должно учиться для того, чтобы затем по тому же принципу применять свои собственные средства, то есть применять их в соответствии с принципом, свойственным лишь ему одному» [13]. Композитор А.Н. Скрябин объяснял взаимосвязь слуховых и зрительных ощущений глобально: «Я (как явление) родился и начинаю повторять бессознательно ту же ритмическую фигуру, которую повторяли все мои предки. Я создаю мир, как они его создали, не ведая о своем творчестве и думая, что я воспринимаю что-нибудь вне меня существующее. Для каждого мир был таким, каким он (каждый) его желал (бессознательно) [...] Океан фантазии творит - это значит, что он окрашивает свои капли в различные цвета, притом ему достаточно лишь одну из них окрасить в какой бы то ни было цвет, остальное необходимо получат другие соответственные окраски, ибо цвета никакого нет, как только относительно других цветов. Это дает некоторое понятие по аналогии об индивидуальном творчестве и о его воздействии на вселенную» [14].

Сложный период революций и войн не способствовал развитию теории синестезии - явления, требующего «отвлеченности» от быта, направленности на сложный внутренний мир людей, которые мыслят художественными образами. Лишь в 1960-е годы интерес отечественных исследователей к проблеме снова активизировался. Б.М. Галеевым, обратившимся к методам естественных наук для поиска подтверждений реальности «цветного слуха», создается коллекция «полихудожественных метафор». Сотрудники возглавляемого им специального конструкторского бюро «Прометей» (после 1995 г. - научно-исследовательского института) осуществили цикл художественных опытов, в результате которых были разработаны:

- автоматическая установка «малиновый звон» в Спасской башне Казанского кремля;

- подсветка одного из зданий в Казани цветными лучами, динамика которых зависит от погоды;

- комплекс аппаратуры для управления светомузыкальными фонтанами;

- «функциональная светомузыка» для использования в интерьерном оформлении архитектуры, в комнатах 104

психологической разгрузки, в классах интенсивного обучения [15].

По итогам экспериментальных исследований Б.М. Галеев сделал вывод, что проявления синестезии - цветомузыкального слуха, межчувственной ассоциации, концентрированной и симультанной (единовременной) актуализации чувственного в широком спектре его проявлений, «умножения» сенсорности при посредничестве эмоций - не поддаются классифицированию.

Сегодня синестезию приходится рассматривать с учетом особенностей художественной коммуникации XXI века, когда зритель/слушатель, даже приходя в концертный или театральный зал, музей, часто бывает не готовым к восприятию произведения; приносит с собой и постоянно использует электронные устройства [16; 17]. Новое впечатление может быть зафиксировано им в видеозаписи, на фото, которые отправляются на всеобщее обсуждение в интернет; момент интимности, доверительности, независимости эстетической оценки при этом отсутствует. То есть, синестезия в контексте культуры XXI столетия приобрела акцентированные черты опосредованности.

Для педагогов-музыкантов, интересующихся проблемой синестезии, важно иметь в виду понимание предмета нашего исследования с позиций филологии. Музыка и литература близки как два временных вида искусства; музыкально-литературные образы традиционно присутствуют в содержании музыкального образования. Неудивительно, что А.К. Свистова увидела в метафорах литературного текста источник сопоставления раз-номодальных впечатлений [18]. Синестезия, с ее точки зрения, - это употребление слова, значение которого связано с одним органом чувств, в значении, относящемся к другому органу чувств. У А.Х. Сатретдиновой синестезия представлена в качестве основного стилео-бразующего элемента поэтических текстов Серебряного века [19], межсенсорной ассоциации, ресурса-источника образования метафор. То, что «синестетические образы возникают под действием субъективных переживаний поэта, но в то же время характеризуются объективным значением» [19, с. 393], на наш взгляд, убедительно. А вот каким образом данная объективность связана со словами, которыми владеет поэт, и будет ли школьник, чьим родным языком не является русский, воспринимать синестетическую окраску конкретного стихотворения так же, как «носитель языка»?

Частично ответ мы находим у Л.Ю. Парамоновой. По ее мнению, в русском и французском символизме присутствует «Цветозвук», объединяя поэзию разных народов на уровне непосредственного эмоционального восприятия [20]. С помощью гласных звуков в стихотворении выражаются эмоции [21]. Например, у А. Рембо они вполне конкретны: У

трепетная рябь зеленых вод широких, Спокойные луга, покой морщин глубоких На трудовом челе алхимиков седых, О

звонкий рев трубы, пронзительный и странный, Полеты ангелов в тиши небес пространной. [22]

К проблеме использования когнитивного потенциала синестезии обращается М.Л. Зайцева. Сегодня, когда понятия «человек», «разум», «личность» во многом переосмысливаются, нам важно не утратить наиболее ценное, в том числе знания, память о культуре разных поколений. Синестезия, как системное свойство эстетического восприятия и художественного мышления, полагает ученый, может выступить в роли средства гармонизации когнитивных процессов, сближая интеллект и интуицию. «Не только ощущение и восприятие влияют на развитие и существование личности, имеет место и обратный процесс. В первую очередь он касается процесса восприятия. Накопление человеком информации Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18)

Калинина Лариса Юрьевна РЕСУРС СИНЕСТЕЗИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ...

ведет и к развитию синкретического мышления [...]. Синкретическое мышление и синестезийное восприятие очень близки. Полная синестезия - познание смысла от частного к общему, полная синкретия - познание смысла от общего к частному. Это дедукция и индукция. И то и другое [...] позволяет лучше познавать. Развитие синкретического мышления подтверждает тезис о том, что синестезийное восприятие - не исключение, а расширяющаяся и все более проявляющаяся закономерность» [23].

Сопоставим также понятия «вербальной», «музыкальной», «зрительно-обонятельной» синестезии по принципу сходства и различия.

В «вербальной синестезии» Э.В. Комина выделяет определяющую роль особенностей материала - слова, которое является знаком семиотической системы языка, и, одновременно, представляет собой эмоциональную реакцию на внешнее воздействие, содержит экспрессивный пласт. Поэтому возможно создание эстетического вербального пространства на основе развития звуко-образных средств и стилистических приемов. Но «как внешний процесс, как реакция, слово есть прежде всего звук, даже если речь идет о слове написанном. Когда мы читаем, мы озвучиваем слова и слышим их внутренне, чтение всегда сопровождается скрытой артикуляцией

- именно поэтому реципиент улавливает малейшие оттенки звучания, звукообразную игру при чтении [...] Звучание слова, его эстетические свойства сближают язык с музыкой» [24].

«Музыкальная синестезия», по А.А. Томашевой,

- это способность человека при восприятии музыки погружаться в особое эмоциональное состояние при происходящих в организме вегетативных сдвигах [25] Анализ данных экспериментального исследования позволил ученому сделать вывод о существовании зависимости между эмоциональным содержанием звучащей музыки и выбором детьми цветовой палитры для создания зрительных образов (рисунок). Однако выявить конкретные механизмы данной взаимосвязи, на наш взгляд, еще предстоит. Например, не ясно, была ли возможность у испытуемых выбирать цвета по примеру детей, находящихся рядом, или они располагались в ходе тестирования вне пределов визуальной доступности друг для друга.

«Зрительно-обонятельная синестезия», как пишет Н.Ю. Шнякина [26], при анализе языковых контекстов заключается в словесном обозначении запаха, которое вызывает у читателя ощущение «цвета» в зависимости от визуальных характеристик изображаемого объекта (неба, моря, леса, луны и др.).

Единое для всех охарактеризованных видов синестезии - это экспрессия, эмоциональная наполненность ощущений. Различия заключаются в «комплектах» модальностей, от которых зависит, как именно воплощен ресурс синестезии. Например, вербальная синестезия наилучшим образом конкретизирует смысл воспринимаемого; значит, поэтический текст в песне, мультимедийной презентации и т.д. сделает восприятие ученика направленным на относительно узкую область той или иной проблемы. Музыкальная может стимулировать вегетативный сдвиг, проявиться физиологически (группа детей успокаивается, возбуждается, испытывает комфорт или дискомфорт). Зрительно-обонятельная - самая неконкретная, так как мы не можем произвольно вспомнить запах [27, с. 53]; для ее активизации нужно реальное одорическое (odor - лат. запах) воздействие [28].

И все же для конкретного ребенка стимул или набор стимулов, вызывающих синестетические переживания, уникален; при этом отсутствуют контрасты в особенностях личности синестетов и людей, не обладающих си-нестетическими особенностями восприятия [29].

Чтобы получить более объективное представление о разработанности проблемы синестезии, обратимся к публикациям зарубежных исследователей. Б. Джан

(B. Gian), Дж. Лутц (J. Lutz), Е. Микаэла (E. Michaela), Н. Сагин (N. Sagin) представляют феномен синестезии в его прикладных аспектах.

H. Сагин (Университет Беркли) обращается к проблемам:

- выяснения роли внимания в синестезии;

- разворачивания синестезии во времени.

В результате экспериментов ученый определил, что синестезия во многом совпадает с обычным визуальным опытом и в значительной степени зависит от перцептивных механизмов и концентрации внимания [30].

Б. Джан, Е. Микаэла и Дж. Лутц (Оксфордский университет) опираются на понимание синестезии как ненамеренного и автоматического восприятия стимула в двух и более сенсорных методах, или «кросс-модальной связи» [31]. Применяя электрическую томографию мозга, они зафиксировали возникновение возбуждений в момент предъявления стимула. При этом выяснилось, что мозг обрабатывает синестетическую информацию быстро и, возможно, автоматически.

На основании изложенного, в контексте проблематики нашей статьи охарактеризуем синестезию как способность учащегося воспринимать и создавать художественный образ произведения искусства спонтанно, интегрируя на эмоциональном подъеме музыкальные, визуальные, литературно-поэтические, мультимедийные средства выразительности в процессе орнаментальных, многократно повторяющихся переходов из одной модальности в другую.

Как ресурс музыкального образования, синестезия может служить основой:

- формирования у школьников опыта восприятия произведений авторов, избравших синестезию в качестве основы творчества (М.К. Чюрлёнис, В.В. Кандинский, А.Н. Скрябин, А. Рембо и др.);

- совершенствования художественной коммуникации (между музыкальным произведением и детской аудиторией), ориентирующей на понимание роли в ней электронных устройств, которая не должна нивелировать непосредственное впечатление и независимость эстетической оценки;

- постижения школьниками смыслов музыкальных произведений в процессе естественного, оптимального взаимодействия интеллекта и интуиции;

- развития у детей навыка варьирования «модального контекста» восприятия музыки (музыкально-поэтическая, музыкально-зрительная, музыкально-обонятельная синестезия);

- совершенствования индивидуального тезауруса межхудожественных ассоциаций;

- единения подрастающего поколения россиян в сотворчестве, направленном на создание образа прекрасного будущего.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

В наши дни синестезия представляет собой актуальную, мало разработанную область научных исследований и инновационной практики музыкального образования. Механизм действия синестезии как ресурса музыкального образования заключается в том, что ученик, воспринимая или исполняя музыку, многократно символически переходит границу между видами искусства. В результате развивается эстетическая культура школьников, открываются возможности оптимального достижения целей музыкального образования.

В наших следующих публикациях мы обратимся к конкретным направлениям реализации ресурса синестезии в процессе обучения детей музыке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

I. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (Дата обращения 20.02.2017)

Калинина Лариса Юрьевна

РЕСУРС СИНЕСТЕЗИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ .

2. Галеев Б.М. Светомузыка сегодня: развитие идей Скрябина (на примере казанской школы нового искусства) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. colormusic.ru (Последнее обращение 12.08.2016)

3. Зеленина Е.О. Синестезия как проблема музыкальной педагогики: сущность явления и механизмы функционирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. Выпуск № 58. С. 387-390.

4. Привалова В.М. Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2006. 121 с.

5. Привалова В. М. Орнамент как знаково-символи-ческий язык ритуалов культуры: монография. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2015. 236 с.

6. Комина Э.В. Вербальная синестезия // Вестник Московского университета. 2006. № 2. С. 85-86.

7. Томашева А.А. Состояние музыкальной синестезии // Омский научный вестник. № 4 (58). Июль - август 2007. С. 219-221.

8. Шнякина Н.Ю. Зрительно-обонятельная синестезия в немецком языке // Современные проблемы науки и образования: Электронный научный журнал. 2015. № 2 (часть вторая) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scienceeducaüon.ru/ru/issue/view?id=129#theme147 (Дата обращения: 12.08.2016)

9. Василий Кандинский. Живопись 1914-1921 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. wassilykandinsky.ru/painting1914-1921.php (Дата обращения 25.02.2017)

10. Бальчюнене Г.И. М.К. Чюрленис (К 100-летию со дня рождения). М.: Знание, 1975. 32 с.

11. Галеев Б.М. Светомузыка сегодня: развитие идей Скрябина (на примере казанской школы нового искусства) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// prometheus.kai.ru/idei_r.htm (Дата обращения 25.02.2017)

12. Синестезия / Современный словарь-справочник по искусству. М.: АСТ; Олимп, 1999. С. 611-612.

13. Кандинский В.В. О духовном в искусстве [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. graphic.org.ru/kandinskij.html#2 (Дата обращения 25.02.2017)

14. Бандура А.И. Александр Николаевич Скрябин -мистика творчества и магия светозвука [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.theosophy.ru/lib/skr. htm (Дата обращения 25.02.2017)

15. СНИИ «Прометей», Казань [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://synesthesia.prometheus.kai. m/karta2.htm (Дата обращения 04.01.2017)

16. Черникова В.Е. Художественная коммуникация как объект философского исследования: На материале зарубежных теорий ХХ в.: дис. ... д-ра филос. наук. Харьков. 1998. 360 с.

17. Петровская Г.В.. Произведения изобразительного искусства в процессе художественной коммуникации: дис. ... канд. иск. СПб., 2013. 283 с.

18. Свистова А.К. Синестезия как один из способов развития полисемии слова // Вестник Воронежского государственного университета. 2011. № 1. С. 70-72.

19. Сатретдинова А.Х. Синестезия как основной стилеобразующий элемент поэтического текста Серебряного века // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 392-395.

20. Парамонова Л.Ю. Цветозвук как символ в русском и французском символизме // Уральский филологический вестник. 2012. № 4. С. 202-213.

21. Морозова Е.И., Окружная М.И. Цвет в поэзии Артюра Рембо: монография. Челябинск. Изд-во Челябинского пед. университета, 2010. 149 с.

22. Французский символизм [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kk.convdocs.org/docs/index-319010. html (lfnf j,hfotybz 27/02/2017)

23. Зайцева М.Л. Синестезийное восприятие произведений искусства: обогащение и гармонизация когни-

тивных процессов // Вестник Волгоградского государственного университета. 2012. № 2 (17). С. 129-136.

24. Комина Э.В. Вербальная синестезия // Вестник Московского университета. 2006. № 2. С. 85-86.

25. Томашева А.А. Состояние музыкальной синестезии // Омский научный вестник. № 4 (58). Июль - август 2007. С. 219-221.

26. Шнякина Н.Ю. Зрительно-обонятельная синестезия в немецком языке // Современные проблемы науки и образования: Электронный научный журнал. 2015. № 2 (часть вторая) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scienceeducation.ru/ru/issue/view?id=129#theme147 (Дата обращения: 12.08.2016)

27. Набоков В.В. Машенька // Отчаяние: Романы, повесть, рассказы. Самара: Кн. изд-во, 1991. С. 3-85

28. В Эрмитаже заблагоухает и зазвучит картина Караваджо «Лютнист» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.b-port.com/smi78/785/15040.html (Дата обращения 26.02.2917)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Заиченко А.А., Картавенко М.В. Синестезия - феноменология, виды, классификация // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. № 3 (5). С. 15-26.

30. Sagin N. Cognitive and neural bases of sinestesia. Thesis. Degree: Ph.D. University of California, Berkeley, 2004. P.: 221.

31. Gian B., Michaela E., Lutz J. Time course of neural activity correlated with colored-hearing sinestesia // Cerebral cortex. Volume: 18. Number: 2. Oxford University Press, 2008. P.: 379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.