Научная статья на тему 'Искусство - синестезсистема : методология исследования'

Искусство - синестезсистема : методология исследования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
238
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ЭСТЕТИКА / СИНЕСТЕЗИЯ / ИСКУССТВО / ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зайцева М. Л.

Подвергается осмыслению актуальная научная проблема синестезии как глубинного свойства целостного художественного мышления и эстетического восприятия. Обосновывается концепция «Искусство -Синестез -Система», позволяющая рассмотреть искусство с позиции становления и развития синестезийных идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART - SYNESTHESYSTEM : THE METHODOLOGY OF RESEARCH

In the article the topical scientific issue of synesthesia has been exposed to the comprehension as the deep property of integral artistic thought and aesthetic perception. There has been grounded the conception «Art-Synesthesystem», allowing to consider the art from the position of forming and development of synesthetic ideas.

Текст научной работы на тему «Искусство - синестезсистема : методология исследования»

M.A. Zagibalova.

ANTHROPOLOGICAL ASPECTS BORDER IN CONTEMPORARY CULTURE: CARNIVALIZATION AND NEONOMADIZM

The article is devoted to the consideration of the anthropologic aspect of the discontinuity phenomenon in modern sociocaltural situation as based on the, example of some transgression anthropologic experiences.

Key words: modern culture, border, marginality, transgression, carni-valization, neonomadizm.

Получено 15.10 .2012

УДК 18.7.01:7.03

М.Л. Зайцева, канд. филос. наук, доцент, проф. кафедры, 8-495-959-45-85, zvmm964@rambler.ru (Россия, Москва, ГКА им. Маймонида)

ИСКУССТВО-СИНЕСТЕЗСИСТЕМА: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Подвергается осмыслению актуальная научная проблема синестезии как глубинного свойства целостного художественного мышления и эстетического восприятия. Обосновывается концепция «Искусство-Синестезсистема», позволяющая рассмотреть искусство с позиции становления и развития синестезийных идей.

Ключевые слова: философия, эстетика, синестезия, искусство, процесс познания, эстетическое восприятие.

Одной из модных тем современного искусствознания является синтез искусств, в котором огромную роль играет синестезия (букв. - соощу-щение). Анализ синестезийных идей в искусстве проводится чаще всего на уровне художественного результата: выявляются аналогии между параметрами художественных языков, исследуются формы проявления синестезии в искусстве. Данные исследования обладают несомненной научной ценностью. Между тем изучение результатов творчества важно сочетать с изучением механизмов творчества, специфики процессов художественного мышления и эстетического восприятия. Комплексность подобных исследований позволит увидеть динамику процессов смыслогенеза в искусстве.

Методологически значимыми подходами в изучении синестезии как системного свойства эстетического восприятия стали идеи интегральности различных уровней сознания (К. Юнг, В.Налимов, Р.Ассанджоли, Ю. Лот-ман), синтетичности сферы целостного сознания (В .И. Коротаев, В.Н. Лос-ский, М.К. Мамардашвили, Г. Налчаджян, B.C. Степин), исследования синтетичности эстетического сознания (Г. Лихачев, В. Бычков). Методологической основой исследования является системный подход, позволивший проанализировать изучаемое явление в широком историко-культурном, философско-эстетическом аспекте и установить проблему синестезийного способа эстетического восприятия как комплексную интегративную идею, присущую крупнейшим художественным системам.

Основной целью исследования является философское осмысление актуальной научной проблемы синестезии как глубинного свойства целостного художественного мышления и эстетического восприятия.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- проанализировать и обобщить тенденции обнаружения общности параметров художественных языков и глубинных параллелей на уровне смыслогенеза;

- изучить проблему эстетического восприятия и художественного мышления с позиций синестезийного восприятия и на основе применения методов системного анализа доказать системный характер синестезии;

- обосновать концепцию «Искусство-Синестезсистема», позволяющую рассмотреть искусство с позиции становления и развития синесте-зийных идей;

- выявить перспективность междисциплинарных подходов в изучении синестезии.

Синестезия способствует установлению связи между элементами вербальных и невербальных (визуальной, аудиальной, кинестетической) систем. Выявление общности восприятия человеком цвета, формы и звука отвечает общей тенденции человеческой психики к целостности восприятия, сопротивляющейся дифференциации видов искусств и объединяющей их в процессе восприятия. Синестезия является мощным механизмом формирования художественного образа на основе межзнаковых и межсемиотических переходов.

Поиск общих для всех видов искусств принципов, позволяющих выявить близость элементов различных художественных языков на основе схожести ощущений при их восприятии, являлся важной составляющей авангардной концепции нового искусства. Художественная теория и практика авангарда развивалась в направлении как поиска нулевых позиций, истоков языка, испытания средств искусства в самых элементарных проявлениях (точка, цветовое пятно, линия, простейшая фигура или объемное тело), так и синтеза элементов языка разных искусств. Деятели авангарда (Г. Гидони, В. Кандинский, А. Крученых, К. Малевич, М. Матюшин, В. Маяковский, Н. Обухов, П. Филонов и др.) разрабатывали механизмы объединения как видов искусств, так и элементов различных художественных языков. Авангардные эксперименты по обнаружению общих законов оперирования художественными языками и построения на их основе «искусства будущего» во многом основывались на новейших исследованиях в сфере философии, психиатрии, культурологии.

Практические эксперименты и теоретическое обоснование общности различных художественных языков в символизме и авангарде позволяют сделать вывод о невозможности буквального перевода знаков одного языка в другой на основе близости ощущений от элементов различных языков. В результате изучения связи в ощущениях между различными ху-

дожественными языками А.Скрябин выдвигает понятие «слухозрительной полифонии» как принципа творческого, немеханического объединения различных видов искусств в процессе создания художественных объектов; В. Кандинский формулирует принцип «внутреннего контрапункта», позволяющий достичь гармонии цвета и формы, при котором картина начинает производить эффект симфонического звучания.

Наряду с выявлением глубинного родства между художественными языками и механизмами их объединения в синтетических жанрах и видах искусства наиболее ценным, на наш взгляд, является выявление глубинных параллелей на уровне смыслогенеза. В. Маяковский в статьях 1913-1915 годов утверждал, что произведения искусства на одну тему отличаются друг от друга только «образом выражения. Художник: линия, цвет, плоскость. Скульптор: форма. Писатель: слово» [1, с. 54]. Эта мысль настойчиво проводилась футуристами во всех декларациях и манифестах. В. Кандинский в 1912 году рассуждал: «У каждого искусства свой язык, то есть оно обладает только ему свойственным средством... Звук, краска, слово. В конечном внутреннем основании эти средства совершенно одинаковы: конечная цель стирает внешние различия и открывает внутреннюю тождественность» [2, с. 39]. Деятели искусства, разговаривая при помощи различных художественных языков, заняты не столько плоскостью, формой, линией или звуком, они заняты прежде всего процессом смыслопроизвод-ства.

Культурологическим «знаменателем» различных художественных методов, по мнению Р.О. Якобсона, являются лингвоспецифичные концепты: Среза, Времени, Пространства, Перспективы и других, т.е. предполагает мировоззренческий, концептуальный аспект при анализе процесса художественного творчества и эстетического восприятия [3] .

Главным оказывается то, что системы различных художественных языков оказываются когнитивно связанными между собой. Языки по своему продуцируют и кодируют смысл, но смыслогенез при этом сохраняет когнитивную мотивированность. Существует не просто словесно-визуальный или акустико-визуальный параллелизм и взаимодополнительность семиотических систем, о которых говорят лингвисты и искусствоведы (Ю. Степанов, С. Даниэль, Б. Галеев), но и когнитивная мотивированность языковых элементов.

Художественный семиозис предполагает иерархичность семиотической системы, в которой воплощен принцип «единичное - особенное -всеообщее» [4]. При этом, как отмечает Ю.М. Лотман, необходимо рассматривать искусство с позиций вторичных языковых систем, т.е. коммуникационных структур, надстраивающихся над естественно-языковым уровнем (миф, религия) [5]. О том, что в формировании внутренней логики и семиозисе языка искусства в огромной степени участвует естесственный язык, красноречиво свидетельствует целый ряд работ, появившихся в гу-

манитарной науке с конца 70-х гг. по настоящее время (работы Н.Д. Арутюновой, Ю.С. Степанова, А. Вежбицкой, Дж. Лакоффа, В.М. Богуславского, Н.И. Сукаленко, С.А. Жаботинской, М.А. Дмитровской, Н.Б. Меч-ковской, В.В. Фещенко, Н.А. Фатеевой, Н.А. Дмитриевой, С.М. Даниэля, А.В. Шило, С.Б. Рыбалко, Н.В. Злыдневой, Г. Ревзина и др).

Ю.М. Лотман отмечает специфику языков искусства и их отличие от естественных языков, заключающееся, например, отсутствием обязательных семантических связей (наиболее ярко этот прослеживается в музыке). Однако в настоящее время очевидна уже полная закономерность описания музыкального текста как некоторого синтагматического построения (работы М. М. Ланглебен и Б. М. Гаспарова). Выделение синтагматических и парадигматических связей в живописи (работы Л. Ф. Жегина, Б. А. Успенского), кино (статьи С. М. Эйзенштейна, Ю. Н. Тынянова, Б. М. Эйхенбаума, К. Меца) позволяет видеть в этих искусствах семиотические объекты - системы, построенные по типу языков. Поскольку сознание человека есть сознание языковое, все виды надстроенных над сознанием моделей - и искусство в том числе - могут быть определены как вторичные моделирующие системы.

По мнению О. Коваля, в качестве мотивирующей основы для художественных систем выступает культурный код, представляющий собой широкий спектр семантических мотивационных схем, соединяющих в одной культурной (языковой и художественной) форме комплекс актуальных смысловых концептов, каждый из которых, попадая в эволюционный ряд знаковой изменчивости, участвует в процессе смыслопроизводства и обра-зотворчества [6].

Исследование культурного кода как мотивирующей основы художественных систем помогает выявить причины изменения идей синестезии в искусстве различных эпох. Для успешного изучения когнитивных потенций синестезии необходимо объединить усилия лингвистов, искусствоведов и философов в построении объясняющей теории художественного мышления и эстетического восприятия и культурно-антропологической мотивации. Синестезия участвует в процессе художественного мышления и способствует возникновению семиотически сложных явлений, принадлежащих одновременно искусству (в художественных формах которого воплощаются перцептивные реакции поэта, музыканта, художника на явления окружающего мира) и культуре, в которой художественная идея обретают свою целостность, системность и ментальную определенность.

Устойчивость синестезийных идей и форм их реализации в искусстве позволяют рассмотреть искусство именно с позиций системности си-нестезийных концепций. Векторы изучения синестезии направлены на выявление системных качеств синестезии как свойства эстетического восприятия и художественного мышления и обоснование концепции «Искусство-Синестезсистема».

На основе применения системных методов исследования синестезии были выявлены следующие системные характеристики:

- синестезия представляет собой реализацию идеи синтеза сенсорных возможностей человека; восприятие должно иметь некую априорную установку на изначальную целостность;

- синестезия проявляется не только в процессе эстетического восприятия, но и в акте познания, являясь важным дополнением к иным формам познания;

- синестезия обладает синергическим эффектом увеличения познавательных способностей, усиления коммуникативных функций художественных объектов;

- синестезия исторична, это качество проявляется в обусловленности изменения синестезийных концепций сменой социокультурных парадигм.

В современном искусствознании при выявлении особенностей образования полимодальных смыслов синестезийных форм акцентируется прежде всего механизм подключения к невербальным дологическим «континуальным потокам», присущий спонтанности сознания и способствующий резонансной координации и «перестройке» смыслов в системе художественного сознания [7].

Включенность идей синестезии в крупнейшие философско-эстетические концепции различных эпох (от пифагорейской концепции «музыки сфер» до авангардных идей «искусства будущего») расширяет взгляды на синестезию как на способность в основном ассоциативного, симультанного характера и позволяет вскрыть в ней механизмы архетипи-ческого смыслогенеза, понять значимость синестезии в процессе познания.

В результате исследования форм проявления синестезии в искусстве автором сформулирована концепция «Искусство-Синестезсистема», позволяющая рассмотреть искусство с позиции становления и развития синестезийных идей.

В ходе изучения форм и механизмов проявления синестезии в искусстве различных эпох был применен Мир-системный анализ, разработанный в 1970-е годы А.Г. Франком, И. Валлерстайном, Дж. Арриги и Т. дус Сантусом. Особенностью Мир-системного подхода является исследование не только эволюции социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и таких систем, которые охватывают более одной цивилизации и даже все цивилизации мира. Согласно И. Валлерстайну, Мир-система состоит из ядра (наиболее высокоразвитые страны Запада), полупериферии (в ХХ веке - социалистические страны), и периферии (Третий мир).

Процессы формирования и развития Мир-системы во многом схожи с процессом становления и эволюции искусства как синестезсистемы. В ходе исследования нами были выделены центры (ядра) Искусства-

Синестезсистемы, проведен анализ генезиса синестезийных идей, выявлены их характерные черты в искусстве древних цивилизаций, европейского Средневековья, Возрождения, Нового времени на основе принципа топо-логическо-исторического обоснования специфики разных этапов развития культуры, определена гносеологическая, онтологическая, эстетическая, аксиологическая значимость идей гармонизации различных способов восприятия.

Следствием изменения эстетико-философских и культурологических обоснований художественного творчества на различных этапах исторического развития становится трансформация глубинных сущностных характеристик художественного мышления. Так как синестезия является важной компонентой художественого мышления, то и развитие искусства можно проследить на уровне трансформации типов синестезийных доминант в художественных объектах. В истории искусства одновременно со сменой культурных парадигм и стилевыми метаморфозами на первый план выступали те или иные синестезии (гравитационно-слуховые в античной культуре, визуально-красочные в барочном и романтическом стиле, мо-торно-пластические - в классицистском, гравитационные - в беспредметном стиле и т.п.). Следовательно, предметом научного анализа могут стать не только такие явления, как, например, барочные синестезийные связи музыкального пространства с готическим архитектурным или романтические красочные синестезии. Актуальным является прежде оставляемый без внимания искусствоведческой рефлексией синестезийный характер весьма основательно исследованных классицистских моторно-пластических характеристик музыкального звучания.

На основе развития концепции Искусства-Синестезсистемы в рамках современной цивилизации, стремящейся к укрупнению экономических и политических систем, а также порождающей проблемы глобального характера, автором была выдвинута концепция Homo synaesthesis, характеризующая ступень развития современного человека, его способностей целостного восприятия, позволяющих преодолеть негативные последствия развития современной техногенной цивилизации.

Важной методологической основой исследования синестезии являются междисциплинарные подходы, которые позволяют описать и концептуализировать такие явления психики, как восприятие, память, творчество. В современной науке широкое распространение получил когнитивный подход, синергетика, квантовый подход. Представляется актуальным выявление наиболее значимых и наиболее ценных аспектов когнитивного, синергетического и квантового подхода для анализа проблемы синестезии в глубинного свойства художественного мышления.

Синергетика как одна из наиболее актуальных методологий пытается синтезировать классические подходы на базе современной культуры междисциплинарного моделирования, обогащая их фундаментальными от-

крытиями последней трети ХХ века, прежде всего в области универсалистских динамических теорий (теорий катастроф, динамического хаоса, самоорганизации), а также в области компьютерного эксперимента и математического моделирования. Целый ряд понятий психологии высвечивается с особого ракурса, если рассмотреть модель иерархических уровней и их перестройки в точке бифуркации применительно к уровням сознания в ситуации принятия решения. Синергетика делает акцент на моделировании процессов порождения эмерджентных свойств - особых структур как на уровне групп клеток мозга, так и на уровне индивидуального сознания индивида и социума в целом. Недостатком синергетического подхода является то, что, описывая схемы процессов порождения тех или иных структур, синергетика оставляет за кадром детальное объяснение смыслопорождаю-щих механизмов, сводя их к феноменам самоорганизации. Тем не менее, мы считаем, что синергетическая модель может быть использована для описания искусства в качестве открытой, нелинейной синестезсистемы. Среди наиболее важных методологических принципов синергетики «Трех НЕ», или «НЕ» - нелинейности, незамкнутости (открытости), неустойчивости для нас концептуально важным оказывается принцип нелинейности. Нелинейность есть нарушение принципа суперпозиции: результат суммы воздействий на систему не равен сумме результатов этих воздействий. Применение синестезийных форм в искусстве (среди которых наиболее распространенная - синтез искусств) позволяет реализоваться синергети-ческому принципу, в результате чего происходит рождение художественных объектов нового качества, с особой глубиной и силой воздействия.

Обращение к эвристическому потенциалу языка квантовой теории является уже сложившейся философской традицией. В настоящее время интерес философов к квантовой физике заметно вырос. Имеется солидная традиция обсуждения квантовой проблематики сознания зарубежными исследователями - Р. Пенроуз, А. Шимани, Н. Картрайт. Квантовоподобная методология при всей ее близости к синергетической совсем иначе подходит к рассмотрению феноменов сознания, акцентируя внимание на пограничных состояниях, экзистенциальных переживаниях. Характерно, что, в отличие от когнитивной и синергетической методологий, квантовый подход предлагает модель, вектор развития которого движется от целого к частному, в противовес иным подходам, которые через описание элементов стремятся объяснить целое (эмерджентные свойства).

На наш взгляд, значимость синестезийных идей в искусстве и самого феномена синестезии в процессе познания может служить обоснованием для выдвижения концепции Искусства-Синестезсистемы. Рассмотрение искусства с позиций синестезии как системообразующего принципа позволяет обозначить глубинные механизмы художественного мышления, выявить роль синестезии в процессах эстетического восприятия. Для исследования синестезии и познавательных способностей наиболее продуктив-

ным представляется обращение к ресурсам всех трех междисциплинарных подходов и совместное использование их возможностей в сочетании с искусствоведческими методиками, возможностями философско-эстетического анализа. Комплексный характер синестезии как свойства эстетического восприятия и художественного мышления требует применения в исследовании различных методологических подходов.

Перспективами дальнейших исследований является выявление механизмов когнитивного и культурологического обоснования семиотических форм, в основе которых лежит синестезия, и причин изменения культурного кода как мотивирующей основы для художественных систем.

Список литературы

1. Маяковский В. Полное собрание сочинений: в 13 т. М., 19551961. Т. 2

2. Кандинский В. О сценической композиции // Изобразительное искусство. 1919. № 1.

3. Якобсон Р.О. Язык и бессознательное. Язык и бессознательное/ пер. с англ., фр., К. Голубович, Д. Епифанова, Д. Кротовой, К. Чухрукидзе, В. Шеворошкина; составл., вст. слово К. Голубович, К. Чухрукидзе; ред. пер. Ф. Успенский. М.:Гнозис, 1996. 248с.

4. Степанов Ю.С. Общность теории языка и теории искусства. М., 2002. С. 10, 14, 74 .

5. Лотман Ю. М. Семиосфера. С.-Пб., 2004. 703 с.

6. Коваль О. Назначение в поэтику: общность теории языка и теории искусства в свете художественной семиотики и лингвоэстетики // Критика и семиотика. Харьков. 2007. Вып. 11. С. 5-46.

7. Коляденко Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания: на материале искусства XX века: Автореф. дис....д-ра искусствоведения. Новосибирск, 2006. 48 с.

M. L. Zaytseva

THE ART-SYNESTHESYSTEM: THE METHODOLOGY OF RESEARCH

In the article the topical scientific issue of synesthesia has been exposed to the comprehension as the deep property of integral artistic thought and aesthetic perception. There has been grounded the conception «Art-Synesthesystem», allowing to consider the art from the position of forming and development of synesthetic ideas.

Key words: philosophy, aesthetics, synesthesia, art, process of cognition, aesthetic perception.

Получено 12.12.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.