ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ART HISTORY
УДК 781.01
СИНЕСТЕЗИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ФЕНОМЕН
Лосева Светлана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры музыкального образования, Иркутский государственный университет (г. Иркутск, РФ). E-mail: [email protected]
В работе представлен материал исследования о синестезии как феномене разных дисциплин. Рассматриваются психологические подходы в исследовании синестезии как исходной дисциплины становления музыкальной синестетики: первые синестетические исследования Г. Сакса; исследование графемно-цветовой синестезии Г. Фехнера и его вклад в понимание эстетических закономерностей (закон «эстетических ассоциаций»); «цветной слух» в исследовании Жюля Милля и др. Описывается вклад Б. Галеева и научных сотрудников казанского центра «Прометей» в развитие понимания функций синестезии в искусстве: исследование проблемы художественного синтеза (в первую очередь светомузыкального; задача общей морфологической систематизации искусств; исследование новой эстетики экспериментальных видов искусств (светомузыка, абстрактные светомузыкальные фильмы); функции синестезии в искусстве и музыкальном образовании, проявление данного феномена в индивидуальном художественном творчестве. Анализируется структура переодической системы искусств и межчувственные ассоциации, разработанные Б. Галеевым. Представлено описание синестетической методологии в контексте музыкознания новосибирского ученого Н. Коляденко. Рассматривается научная база понятий автора, изучающего психический механизм межчувственных ассоциаций; синестетич-ность как «системное свойство невербального художественного мышления, определяемое наличием в нем интермодальных ассоциаций», и ассоциативный синестетический механизм, который наполняет полимодальной энергетикой формирование беспредметных образов в музыке и смежных искусствах. Анализируется схема родовой модификации искусств и разработанная автором синестетическая интерпретация смыслов, осуществляющаяся на трех уровнях музыкального текста (фоническом, композиционном и интонационном).
Ключевые слова: синестезия, цветной слух, межчувственные ассоциации, эстетическое восприятие, переодическая система искусств.
SINAESTHESIA AS THE INTERDISCIPLINARY PHENOMENON
Loseva Svetlana Nikolaevna, PhD in Psychology, Associate Professor of Department of Music Education, Irkutsk State University (Irkutsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The paper presents a study material on synaesthesia as a phenomenon of different disciplines. Psychological approaches in the study of synaesthesia as the initial discipline of the formation of musical synesthetic: the first synesthetic studies of G. Saks; the study of the garnet-color synaesthesia of G. Fechner and his contribution to the understanding the aesthetic patterns (the Law of "Aesthetic Associations"); "Color Hearing" in the study of Jules Mill et al. The contribution of B. Galeyev and the scientific employees of the Kazan Center "Prometheus" to the development of understanding the functions of synaesthesia in art is described: the study of the problem of artistic synthesis (primarily light-music, the task of the overall morphological systematization of the arts, the study of a new aesthetics of experimental arts (light-music, abstract light-music films),
the function of synaesthesia in art and music education, the manifestation of this phenomenon in individual artistic creativity. By the structure of periodicals and intersensory art system is developed by B. Galeyev Association. The description of the synaesthetic methodology in the context of musicology of Novosibirsk scientist N. Kolyadenko is presented. The scientific base of the author's concepts as a psychological mechanism of inter-sensory associations is considered; synaesthetics as a "systemic property of non-verbal artistic thinking, is determined by the presence of intermodal associations in it" and an associative synaesthetic mechanism that fills the polymodal energy with the formation of non-figurative images in music and related arts. The scheme of the patrimonial modification of the arts and the synaesthetic interpretation of the author's meanings are analyzed and realized on three levels of the musical text (phonic, compositional and intonational).
Keywords: synaesthesia, color hearing, interconscious associations, aesthetic perception, periodical system of arts.
Музыкальная синестетика сформировалась как область, в которой нашли пересечение идеи, возникшие в разных дисциплинарных сферах. Исходной дисциплиной, послужившей истоком музыкальной синестетики, является психология. Рассмотрим историю становления синестезии в психологии. Первоначально межчувственные связи изучались в исследованиях по психофизиологии, в рамках объяснения сенсорно-перцептивных процессов (Г. Сакс, Г. Фехнер и др.). Определение общих моментов и совпадений в толковании сущности данного феномена требует анализа истории его изучения и рассмотрения содержания определений, имеющихся в общепризнанных научных источниках.
Традиционной классификацией сенсорной сферы в психологической науке считается разделение ощущений на пять модальностей: осязание, вкус, обоняние, слух и зрение. Согласно данной классификаций на сегодняшний день выявлено несколько форм синестезии: слуховая, вкусовая, цветовая, каждая из которых получила свое название в соответствии с характером возникающих дополнительных ощущений.
В 1812 году Георг Сакс (см. [3]) опубликовал докторскую диссертацию под названием «Естественная история двух альбиносов, автора и его сестры». Примечательно, что еще в начале Х1Х века диссертация Г. Сакса вызвала интерес у научного сообщества не только относительно главной темы исследования, но и данной небольшой главы, посвященной синестезии. Открытие слуховой синестезии принадлежит американским ученым Мелисе Саэнс и Кристофу Коху. Она заключается в том, что некоторые люди обладают способностью слышать звуки при наблюдении за движущимися предметами, для которых не характер-
но звуковое сопровождение. Ученые утверждают, что слуховая синестезия является отражением процесса обработки визуальной информации в мозге: при прохождении нервных импульсов, получаемых от глаз, через участки коры, ответственные за слуховые восприятия.
Вкусовая синестезия устанавливает стойкие вкусовые ассоциации на определенные слова и образы. Наиболее распространенной формой проявления синестезии признается цветовая, при которой аудиальный стимул вызывает яркое цве-товосприятие. Цветовая синестезия или явление цветного слуха получило название «синопсии».
На протяжении нескольких последующих десятилетий в научной литературе номинально описывается еще около десятка случаев синестезии, но научные изыскания с целью понимания природы феномена начинаются позднее - к концу Х1Х века, с развитием психологии как научной дисциплины. В это время ряд исследователей предпринимали попытки построить на основе философии и психологии новую науку - психологическую (экспериментальную) эстетику, которая бы ответила на основополагающие вопросы о специфике искусства, закономерностях эстетического формообразования и эстетических «чувствований».
Масштабная экспериментальная работа была проделана немецким психологом Г. Фехнером (см. [8]), который в 1871 году осуществил первое эмпирическое исследование синестезии у 73 си-нестетов, обладающих графемно-цветовой синестезией. Г. Фехнер в своем труде «Vorschule der Aesthetik» («Преддверие эстетики», 1876) сформулировал собственные основания психологической эстетики - шесть эстетических законов, из которых в контексте синестезии нас интересуют
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
следующие: закон «эстетической помощи или усиления», который гласит, что для эстетического чувства необходимо действие отдельных эстетических впечатлений. Закон «отсутствия противоречий, или принцип истины, правдоподобия» указывает, что при восприятии одной и той же вещи в двух или более признаках, вызывающих различные представления, чувство эстетического удовольствия возникает лишь при отсутствии противоречий в них. Закон «эстетических ассоциаций» устанавливает значимость для эстетического впечатления «воспроизведенных представлений» - ассоциативного фактора эстетического восприятия, привносимого нами из личного опыта и ассимилируемого с данными извне в некое единое целое. Ассоциативный фактор, по мысли Г. Фехнера (см. [8]), создает субъективный смысл и специфическую экспрессию, которые воплощают в объекте восприятия определенное эстетическое содержание.
Несмотря на то, что синестезия в XIX веке была объектом изучения широкого круга ученых, тем не менее в силу малой разработанности основополагающих позиций психологии (в лоне которой в то время происходило изучение явления) проблема была далека от своего решения. Как отмечает Э. Кузнецова, явление трактовалось как «неадекватные ощущения», «цветной слух», «ложные вторичные ощущения», «синопсия», «псевдоэстезия», «фонопсия» и др. [4, с. 23]. Собственно термин «синестезия» впервые ввел в своей диссертации под названием «Цветной слух» («Audition colorée») Жюль Милль (см. [6]) в 1892 году, а уже через несколько лет термин закрепился в научной терминологии в ряде публикаций других авторов: М. Калкис («Synaes-thesis, (minor studies from Wellesley College)», M. W. Calkins. - 1894), Г. Уоррен («Synaesthesia and Synopsia», H. C. Warren. - 1896), Л. Уилфред («Three Cases of Synesthesia» L. Wilfred - 1896) (см. [6]).
Для современной отечественной синестетики более значимым, чем психологическое, является философско-эстетическое обоснование феномена синестезии. Такой подход был сформирован в трудах немецких ученых А. Веллека и Г. Аншютца в 20-30-е годы ХХ века [5], [9], когда в Германии «прокатилась» волна планомерных и фундаментальных исследований синестезии как «нового духовного синтеза» [7, с. 89].
Б. Галеев, вслед за А. Веллеком, настаивал в своих работах на ассоциативной природе синестезии, считая ее межчувственной ассоциацией [1, с. 89], или межчувственной метафорой, в которой происходит перенос ощущений на пересечении различных чувственных модальностей. Разработанная Б. Галеевым концепция синесте-тического чувствования, восприятия, мышления, синестетических способностей [1, с. 109, 118, 126] стала основой для осмысления синестезии как механизма интеграции уровней музыкально-художественного сознания.
Масштабная синестетическая методология в контексте музыкознания разработана в докторской диссертации Н. Коляденко. Автор выстраивает научную систему на основе нескольких базовых понятий: синестезии как психического механизма межчувственных ассоциаций, сине-стетичности как «системного свойства невербального художественного мышления, определяемого наличием в нем интермодальных ассоциаций» [2, с. 9], и ассоциативного синестетического механизма, который наполняет полимодальной энергетикой формирование беспредметных образов в музыке и смежных искусствах [2, с. 9].
Таким образом, в процессе становления музыкальной синестетики был накоплен ценный опыт, рассмотренный в областях знаний и исследовательских концепциях. Опираясь на обширный междисциплинарный аспект, она сформировалась как область исследований, относящаяся к музыковедческой науке.
Литература
1. Галеев Б. М. Человек, искусство, техника: проблема синестезии в искусстве. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. - 263 с.
2. Коляденко Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на мат-ле искусства ХХ века). -Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2005. - 392 с.
3. Конникова М. Цветные мысли альбиноса [Электронный ресурс]. - URL: http://www.synaesthesia.ru/albinos_i_ synaesthesia.html.
4. Кузнецова Э. А. История изучения феномена синестезии: дис. ... канд. психологич. наук: 19.00.01. - Казань, 2005. - 193 с.
5. Anschutz G. Das Laut-Sinn Problem unter dem Gesichtspunkt der Farbe-Ton-Forschung und die Synasthesien der Sprache // Farbe-Ton-Forschung. - Hamburg, 1931. - Bd. 3. - S. 240-253.
6. Day S. Synesthesia: bibliography in chronological order [Электронный ресурс]. - URL: http://www.daysyn.com/ Chronological.html.
7. Jewanski J. Albert Wellek und die Erforschung der Synasthesie in Deutschland // Прометей-2000: о судьбе светомузыки: на рубеже веков. - Казань: Фэн, 2000. - С. 89-94.
8. Campen C. De verwarring der zintuigen. Artistieke en psychologische experimenten met synesthesie [Электронный ресурс]. - URL: http://www.synesthesie.nl/pub/synP&M96.htm.
9. Wellek A. Musikpsychologie und Musikasthetik. - Frankfurt am Main, 1963. - 391 s.
References
1. Galeev B.M. Chelovek, iskusstvo, tekhnika: problema sinestezii v iskusstve. [Man, art, technique. The problem of synaesthesia in art]. Kazan, Kazan University Publ., 1987. 263 p. (In Russ.).
2. Kolyadenko N.P. Sinestetichnost' muzykal'no-khudozhestvennogo soznaniya (na materiale iskusstva ХХ veka) [The synesthetic nature of musical and artistic consciousness (on the material of 20th century art)]. Novosibirsk, 2005. 392 p. (In Russ.).
3. Konnikova M. Tsvetnye mysli al'binosa [Color thoughts of albino]. (In Russ.). Available at: http://www.synaesthesia. ru/albinos_i_synaesthesia.html.
4. Kuznetsova E.A. Istoriya izucheniya fenomena sinestezii: dis. kand. psikh. nauk: 19.00.01 [History of the study of the phenomenon of synaesthesia. Diss. PhD in psychology: 19.00.01]. Kazan, 2005. 193 p. (In Russ.).
5. Anschutz G. Das Laut-Sinn Problem unter dem Gesichtspunkt der Farbe-Ton-Forschung und die Synasthesien der Sprache. Farbe-Ton-Forschung. Hamburg, 1931, Bd. 3, pp. 240-253. (In Germ.).
6. Day S. Synesthesia: bibliography in chronological order. (In Engl.). Available at: http://www.daysyn.com/ Chronological.html.
7. Jewanski J. Albert Wellek und die Erforschung der Synasthesie in Deutschland. Prometey-2000: o sud'be svetomuzyki na rubezhe vekov [Prometheus-2000: the fate of light music at the turn of the century]. Kazan, Fen Publ., 2000, pp. 89-94. (In Germ.).
8. Campen C. De verwarring der zintuigen. Artistieke en psychologische experimenten met synesthesie (In Germ.). Available at: http://www.synesthesie.nl/pub/synP&M96.htm.
9. Wellek A. Musikpsychologie und Musikasthetik. Frankfurt am Main, 1963. 391 p. (In Germ.).
УДК 78.01
СИНЕСТЕТИЧНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ М. ЧЮРЛЕНИСА
Лосева Светлана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры музыкального образования, Иркутский государственный университет (г. Иркутск, РФ). E-mail: [email protected]
Актуальность темы связана с исследованием синестетичности музыкального творчества М. Чюр-лёниса. Цель статьи соотносится с выявлением синестетичности музыкальной живописи М. Чюрлё-ниса. Решаются задачи, связанные с рассмотрением основных подходов в исследовании музыкальной живописи М. Чюрлёниса и синестетичности его музыкального и художественного творчества.
В статье представлен анализ ряда специфических черт эстетического уровня творчества композитора, которое характеризуется разносторонностью поисков автора. Детальное рассмотрение обнаруженных синестетических явлений творчества Чюрлёниса позволяет проследить параллелизм в различных направлениях: музыке и изобразительном искусстве.
Анализируется симфоническая поэма «В лесу» в рамках рассмотрения музыки в аспекте дифференцированного восприятия слухо-зрительной синестезии, в контексте межчувственных ассоциаций и слухо-зрительной синестезии. В циклах живописных сонат М. Чюрлёнис отображает изобразитель-