УДК 78072 А. А. ТОМАШЕВА
ГОУ «Экспериментальная детская музыкальная школа» Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
СОСТОЯНИЕ
МУЗЫКАЛЬНОЙ СИНЕСТЕЗИИ
Синестезией, или способностью видеть звуки в цветах, обладает каждый человек, даже ребенок. Цель исследования — изучить состояние детей, слушающих музыку, и выявить связь между выбранными во время прослушивания музыки цветами и состоянием организма. Методы исследования: наблюдение; регистрация частоты сердечных сокращений; регистрация уровня вегетативных сдвигов (потливость на внутренней поверхности пальцев обеих рук); рисование звучащих музыкальных произведений в цвете. В результате между выбранными ребенком цветами к звучащему произведению и состоянием его организма в этот момент выявлена связь. По характеру и количеству выбранных цветов по каждому произведению в связи с определенным состоянием пульса и биоэнергии можно оценить проявление синестезии. Исследуемый подход проявления синестезии поможет педагогам музыки координировать состояние детей и эффективно организовывать занятия.
В психологии известен феномен синестезии, когда при раздражении одного органа чувств возникает ощущение, соответствующее другому органу чувств. Например, человек не только слышит звуки, но и видит их движение, форму, объем, цвет. На сегодняшний день существует много теорий, объясняющих суть данного явления: синестезии врожденные и приобретенные в процессе обучения [1]; существующие в мозгу или в воображении [2]; естественно возникающие у людей или — неестественно — в измененных состояниях [3]; встречающиеся у талантливых людей или же у обычных [4] и т.д. Часто описываются соединения звук-цвет, получившие определение «цветной слух» и возникающие у некоторых людей во время восприятия музыки [5]. Так, соответствие между звучанием и цветами находили Н.Римский-Корсаков, А.Скрябин, О.Мессиан и другие. Последние исследования показали, что способностью, например, видеть звуки в цветах обладает каждый человек, даже ребенок [6].
По мнению П.Яньшина [7], выбор цвета ребенка зависит от эмоционального состояния. При слушании музыки все в человеке меняется: эмоции, гормональная система, тонус мышц, дыхание и др. Слушающий вибрирует всем своим организмом в соответствии с характером музыкального произведения. На наш взгляд, если ребенка, слушающего музыку, попросить во время звучания произведения выбрать цвет, то, вероятнее всего, будет присутствовать связь между выбранным цветом и эмоциональным состоянием.
С целью изучения состояния детей и выявления связи между выбором цветов и состоянием детей во время звучания музыки проведено специальное исследование.
В качестве методов исследования использованы: наблюдение; регистрация частоты сердечных сокращений (осуществлялось пальпаторно); регистрация уровня вегетативных сдвигов (потливость на внутренней поверхности пальцев обеих рук); рисование, в процессе которого дети, используя мягкие цветные карандаши, изображали звучание музыкального произведения в цвете.
Музыкальными произведениями были «Сирены» К.Дебюсси и «Поэма экстаза» А.Скрябина.
К. Дебюсси раскрашивал свою партитуру «Сирены» в сине-зеленые тона, выражая символы «морского». А.Скрябин обладал способностью цветового слуха: он «видел» звуки скрипки и трубы в желтом и красном цвете.
Было обследовано 40 учащихся детской музыкальной школы в возрасте от 7 до 9 лет.
Процедура исследования. На уроках слушания музыки дети рисовали картины к произведениям К.Дебюсси «Сирены» и А.Скрябина «Поэма экстаза» (один урок посвящен Дебюсси, другой — Скрябину). Перед уроками дети получали инструкцию: первые одну-две минуты просто слушать музыку, настраиваться на задание, придумывать образы и цвета, затем рисовать под музыку свободный абстрактный рисунок. Произведения звучат по 7 минут. За это время у рисующих детей измерялись частота сердечных сокращений и состояние биоэнергии кончиков пальцев. Педагог по очереди подходил к каждому ребенку. Сначала измерялся пульс учащегося в течение 10 секунд, затем педагог просил его плавно положить кисти рук на две магнитные пластины прибора Биометр АВО-5М1 и по сигналу снять их. Так измерялись биоэнергетическое состояние и частота сердцебиения в момент погружения ребенка в состояние синестезии. Данные заносились в отдельные для каждого урока протоколы.
Замеры проводились в обычных условиях класса по сольфеджио и слушанию музыки. Класс имеет комфортную освещенность и удобную расстановку парт. Испытуемые были разбиты на учебные группы по 4-5 человек, каждый сидел на отдельной парте.
Гипотеза исследования - синестезия «звук-цвет» проявляется у детей непроизвольно в выборе тех или иных цветов при рисовании звучащих музыкальных произведений композиторов-синестетов. По характеру и количеству выбранных цветов по каждому произведению в связи с определенным состоянием пульса и биоэнергии можно оценить проявление синестезии.
Предмет исследования: определенный выбор цветов на рисунках: сине-зелено-голубой спектр - для Дебюсси и желто-красный — для Скрябина; состояние ребенка во время слушания и рисования данных
КУЛЬТУРОЛОГИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
КУЛЬТУРОЛОГИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
произведений, фиксированное инструментально.
Результаты. Оказалось, что при погружении учащихся в состояние синестезии на уроке слушания произведения К.Дебюсси «Сирены» показания частоты сердечных сокращений коррелировали с показаниями Биометра и цветовыми выборами сине-зеленого спектра на рисунках. Пульсация умиротворенного музыкального произведения отразилась в связи сердцебиения и интенсивности биоизлучения, исходящего из кончиков пальцев: коэффициент корреляции составил г = 0,65 (р < 0,01), что является по значимости достоверным. В то же время у слушающих «Сирены» детей наблюдалась связь между спокойным состоянием пульса и выбором сине-зеленых оттенков (спокойных с точки зрения психологического воздействия цветов): коэффициент корреляции составил г = 0,32 (р < 0,05), что также статистически значимо. Третья пара сопоставимых свойств, измерения по Биометру и цвета рисунков, не дала статистически значимого результата. Это объясняется реакцией детей на прибор, во время которой возможно временное отвлечение от установок урока слушать музыку и выбирать цвета.
Через неделю при слушании музыки А.Скрябина все корреляции получились значимыми. Пульсация музыки — более контрастной по характеру «Поэмы экстаза» — отразилась в связи сердцебиения и интенсивности биоизлучения: коэффициент корреляции составил г = 0,80 (р < 0,01), что статистически значимо. В то же время характер выбора активных, с точки зрения психологического воздействия цвета, желто-красных оттенков сочетался с частотой сердечных сокращений: коэффициент корреляции составил г = 0,54 (р < 0,01), что также статистически достоверно. Третья пара сопоставимых свойств, измерения по Биометру и цвета рисунков, на этот раз дала статистически значимый результат: коэффициент корреляции составил г = 0,32 (р < 0,05). Дети во второй раз не среагировали на прибор.
Таким образом, у детей возникла связь между выбором цветов и состоянием во время слушания музыки. На уроке были созданы условия для творческой активности. Дети не интонировали музыку, а рисовали ее, изображали правильно не мелодию голосом, а образы — цветом.
В процессе процедуры исследования акцентируются именно глубинные слои структуры музыкального мышления, не поддающиеся расчленению и опредмечиванию. В музыкальных образах отсутствует собственно предметно-понятийное начало. В этом смысле отражаемая действительность воспринимается эмоционально, интуитивно и чувственно-образно. Полученные результаты подтверждают теорию, что на таком уровне абстракции стирается грань между музыкой и другими проявлениями заложенного в человеческой психике невербального потенциала мыслительной деятельности. С учетом трактовки феномена синестетичности как одного из компонентов невербального мышления можно заключить, что испытуемые погружались в состояние синестезии [8].
Надо отметить, что оба произведения не типичны для программ младших классов музыкальной школы. Они элитарны по содержанию, сложны по форме. По стилистике они похожи — композиторы используют необычные мелодии. Они просты по структуре, абстрактны по эмоциональному содержанию, наконец, показаны кратковременно, путем частого «мелькания» в разных голосах оркестра. За подобными интонациями трудно уследить мысленно, их не повторить голосом, поэтому в музыковедческой ли-
тературе их называют «визуальные модели», «мелодии-вспышки», «сгустки энергии», «цветовые пятна», «пульсирующие сонорные комплексы» [1,15].
Музыкальная драматургия произведений такова, что линейное временное развертывание пролегает на втором плане и образуется нелинейное пространство, в котором происходит длящееся становление, этапы экспонирования и развития не ощутимы. Звуковая ткань как бы пульсирует, вызывая непроизвольную вибрацию организма при ее слушании. Кроме того, важными формообразующими свойствами обладает цвет.
Например, тембры валторны и хора Дебюсси видит в сине-зеленом, видение звуков скрипок и трубы у Скрябина соответственно в желтом и красном цвете. Ладовые устои «Сирен» Дебюсси трактовал следующим образом: «до-диез» - светло-зеленый, «ми» -зеленый, «ля» - желтый. Это не противоречит данным анкет А.А.Овсянниковой, в которых испытуемые давали схожие цветовые оценки тембрам и тональностям.
Если говорить о связи цвета и музыкальной формы, то новый тип драматургии Дебюсси определяется как движение от тематизма ограниченного и нейтрального типа к концентрированному и яркому. В партитуре композиторские цветовые подчеркивания партий менялись соответственно от светлозеленых к ярким сине-зеленым. Драматургия «Поэмы экстаза», наоборот, имеет центробежную направленность согласно символической теории восхождения к божественному свету. Три интонационных комплекса поэмы символизируют собой восхождение по «Пирамиде света» от темных цветов через середину красного к оранжевому и желтому.
Взгляды композиторов на связь звука и цвета не противоречат оптическим цветовым характеристикам: нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное — синего. Если сделать два круга равной величины и заполнить один желтым, а другой — синим, то уже после короткой концентрации на них становится заметным, что желтое лучеис-пускает, приобретает движение из центра и почти осязаемо, приближается к человеку. Синее же развивает центростремительное движение и удаляется от человека. Первый круг колет глаз, во втором глаз утопает.
Кроме того, по жанру оба произведения являются метафоричными. Музыкой раскрывается не явное содержание программы (образ моря и Сирен или проявление сильных эмоций), а ее глубинные смыслы: с одной стороны, это архетипы «морского» - рождение жизни, материнство, спокойствие, сон, с другой — архетипы «огня» - формирование творческой личности, «горение» творчества, озарение и др.
Символичные замыслы произведений тесно связаны с психологическими характеристиками цветов. Обобщая исследования цветовоспрития П.Яньшина, отметим, что при выборе цветов повышение чувствительности к красно-желтой части спектра совпадет с эмоциональным состоянием положительного оттенка, а чувствительность к синей - с состоянием отрицательного оттенка. Кроме того, три компонента -красный, зеленый и яркостной - наиболее регулярно связаны со шкалой «напряженный - расслабленный».
Следовательно, композиторы-синестеты на уровне творческого метода опираются на связи звука, цвета, обоснованные определенным психологическим состоянием. Спокойное по характеру произведение «Сирены» естественно прокрашено К.Дебюсси в светлые или яркие сине-зеленые тона, а более экспрессивный опус Скрябина соответствует крас-
но-желтому спектру. Таким образом, связь «звук-цвет-состояние» выражается в интермодальных ассоциациях и является основой образного строя данных музыкальных произведений.
В заключение определим музыкальную синестезию как способность человека при восприятии музыки погружаться в особое эмоциональное состояние при происходящих в организме вегетативных сдвигах. Она проявляется в других модальностях ощущений и задействует биоэнергию человека. У всех испытуемых детей проявились аудиовизуальные синестезии по характеру и количеству выбранных цветов по каждому произведению в связи с определенным состоянием пульса и биоэнергии. В состоянии творческой активности дети погружались в интонационный слой произведений и сопереживали, со-интонировали этой сложной для слушания музыке через другие, не слуховые каналы восприятия.
Обозначенные критерии оценки синестезии в звуке и цвете у детей на уроках слушания музыки, выраженные в гипотезе, показали состоятельность методов исследования. Выполнение рисунков во время звучания, измерение пульса и биоэнергетического состояния — все это говорит о том, что возможно создание условий для формирования и диагностики синестезии на уроках музыки.
Однако известно, что если человек занимается каким-то видом деятельности с полной самоотдачей на протяжении нескольких лет, то его ощущения и восприятия в этом виде деятельности углубляются, дифференцируются и становятся более тонкими. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета, тогда как для нетренированного человека они кажутся одинаковыми.
Вероятно, синестезии не обязательны. Если ощущения будут проявляться с другими разными ощущениями, то они могут стать помехой для психики. Наш мозг и наше внимание работают так, чтобы не было помех к основной деятельности. Так, минимальные и подпороговые раздражения мы не замечаем, так как озабочены своими потребностями. Однако педагогам в музыке надо знать механизмы и закономерности вибрации (эмоционального состояния) организма, синестезии. Отечественный психолог С.В. Кравков показал, что при слабых звуковых раздражениях чувствительность зрительного анализатора повышается. При слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, при действии интенсивных световых раздражителей слуховая чувствительность ухудшается. Знание психофизиологических механизмов психики позволит более быстро и правильно формировать динамические стереотипы (условные связи в нервной системе). Поскольку при полной самоотдаче деятельности проявляется вибрация всего организма, то в организации занятий с детьми следует быть осторожным.
На сегодняшний день полихудожественные образовательные программы, методические части которых содержат опору на музыкальную синестезию, широко используются на практике. В основном это дисциплины эстетического плана, такие, как, например, музыка, слушание, язык искусств, музыкальная литература, входящие в учебные планы музыкальных и общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений. По результатам исследования автором составлена образовательная программа по слушанию музыки «Основы музыкального вос-
приятия». В настоящее время ее апробация успешно проходит на базе государственного учреждения культуры Омской области «Экспериментальная детская музыкальная школа», элементы программы используются в учебных процессах кафедры теории и истории музыки Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского и кафедры гигиены Омской государственной медицинской академии. Таким образом, прогрессивная программа курса слушания музыки «Основы музыкального восприятия» в совокупности с методами психологической диагностики детского самочувствия направлена в перспективе на поиск аналогичных психолого-педагоги-ческих альянсов для решения важных вопросов координирования состояния детей и эффективности организации занятий.
Библиографический список
1. Ванечкина И.Л. Синестезия /И.Л. Ванечкина, Б.М. Галеев //Книга неклассической эстетики / Под ред. О.А.Корневище. — М., 1999. — С. 200—202; Долгушин С.Л. Синестетический метод и его роль в креативном подходе к процессу музыкальной деятельности ребенка /С.Л.Долгушин // Новые технологии в музыкальном образовании: Тез. докладов Всерос. науч.-практич. конф. - Омск, 2000. — С. 57-64; Проблемы музыкально-эстетического образования и воспитания молодежи Сибири на современном этапе: Тез. докладов науч.-практ. конф. - Барнаул, 2000. - 116 с.
2. Прибрам К. Языки мозга /К.Прибрам. - М.: Прогресс, 1975. - 463 с.
3. Кравков С.В. Взаимодействие органов чувств /С.В.Крав-ков. - М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. - 128 с.; Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И.Петрушин. — М.: Владос, 2000. — 176 с.
4. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности /Д.К.Кир-нарская. — М.: Таланты — XXI век, 2004. - 496 с.; Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики /Е.Ю.Артемье-ва. - М.: Смысл, 1999. - 350 с.
5. Ванечкина И.Л. Цветной слух музыкантов: мифы и реальность / И.Л. Ванечкина, Б.М. Галеев //Ежегодник Российского психологического общества: Материалы III Всероссийского съезда психологов. - СПб., 2003, Т.2. - С.11-15.
6. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета /П.В.Яньшин. -Самара: СамГПУ, 1996. - 218 с.; Рамачандран В. Звучащие краски и вкусные прикосновения / В.Рамачандран, Э.Хаббард // В мире науки. — 2003. - №8. - С.47-53.
7. Яньшин П.В. Специфичность эмоциональной категоризации хроматических и геометрических признаков у детей дошкольного возраста / П.В.Яньшин, Ю.В.Фомина //Психологический журнал. - 2002. - Том 23. - № 1. - С. 61-70.
8. Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление: опыт системного исследования музыкального искусства /Морис Бон-фельд. — СПб.: Композитор, 2006. — 648 с.
9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие /Р.Арн-хейм; Пер. с англ. В.Н.Самохина; Общ. ред. В.П.Шестакова. — Благовещенск: Благовещенский гуманитарный колледж им. И.А.Бодуэна де Куртенэ, 2000. — 392 с.; Куницкая Р.В. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси /Р.В.Куницкая. — М.: Музыка, 1982. — 88 с.
ТОМАШЕВА Ангелина Аркадьевна, преподаватель.
Дата поступления статьи в редакцию: 29.06.2007 г.
© Томашева А.А.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007