Искусствоведение
УДК 75 : 78
ББК 85.14
А 13
Абакумова Б.В.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна Института искусств Адыгейского государственного университета, e-mail: evamaykop@yandex. ru
Цвет как средство выражения в живописи и музыке
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматривается цвет как физическое явление, способное вызывать определенные психоэмоциональные состояния человека. Цель - раскрыть воздействие цвета на эмоциональную сферу человека. Особое внимание акцентируется на раскрытие идейного замысла художественного или музыкального произведения посредством цветового строя. Исследуется образование цветовых ассоциаций и параллелей как в живописи так и музыке. Синестезия рассматривается, как цветной слух, свойственный как музыкантам, так и художникам. Проводится анализ экспериментов цветовых ощущений звука как среди музыкантов, так и художников. Используется метод культурологического, сопоставительно-типологического исследования музыкальных и художественных произведений. Научная и практическая значимость, актуальность определяются новаторским характером, связанным с синтезом искусств в контексте использования цвета как средства выражения эмоционального состояния человека. Делается вывод о синтезе искусств как мощном средстве выражения идейного замысла в процессе создания живописного и музыкального произведения, о значимости интегративного обучения изобразительному искусству и музыке.
Ключевые слова:
Цвет, цветовые ассоциации, символика цвета, синестезия, цветомузыка, синтез искусств.
Abakumova E.V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Fine Arts and Design Department, Institute of Arts, Adyghe State University, e-mail: [email protected]
Color as means of expression in painting and music
Abstract:
Color is examined as the physical phenomenon capable to cause certainpsychoemotional conditions of the person. The purpose of this paper is to uncover impact of color on the emotional feelings of the person. Special attention is focused on disclosure of ideological concept of artistic or music work by means of a color system. Formation of color associations and parallels is studied both in painting and music. Synesthesia is considered as the color hearing peculiar both to musicians and artists. The analysis of experiments of color feelings
of a sound is carried out both among musicians and artists. The method of culturological, comparative and typological research of works of music and art is used. The scientific and practical importance and relevance are defined by the innovative character connected with synthesis of arts in the context of use of color as means of expression of an emotional state of the person. The conclusion is drawn that synthesis of arts is a powerful tool to express an ideological intention in the course of creation of a picturesque work and a piece of music, and that the integrative training in the fine arts and music is of great importance.
Keywords:
Color, color associations, symbolics of color, synesthesia, color music, synthesis of arts.
Изображение в искусстве служит средством выражения идей и переживаний человека, отношения самого художника к действительности. Возможности цвета в создании художественного образа давно интересуют не только живописцев, но и музыкантов, теоретиков искусства, учёных. Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют. Поэтому, взятый как элемент искусства, цвет может быть использован для содействия высшим эстетическим целям [1]. Все спектральные цвета, так или иначе, влияют на функциональные системы и психику человека. Психофизиологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурными и эстетическим аспектами. Цвет или сочетание цветов воспринимается человеком в зависимости от пространственного расположения цветового пятна, от настроения, национальных традиций, культурного уровня человека и других факторов. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным их физиологическим влиянием, а с другой стороны - ассоциациями, которые вызываются на основе предшествующего опыта личности. Эти особенности восприятия цвета можно проследить на примере творчества художников Адыгеи, Карачае-во -Черкесии [2: 225].
Цветовые ощущения вызывают воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, состояния, т.е. цветовые ассоциации. Различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психиче-
ские реакции. Качество цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения, возбуждающие другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом.
На ассоциативном восприятии цвета основаны экзотические цвета Франции XVIII в.: голубиная шейка, резвая пастушка, веселая вдова, цвет потерянного времени, цвет бедра испуганной нимфы; Европы конца XIX в.: цвета темные, как тропическая ночь, и пылающие, как старое бургундское; цвет истлевающих листьев, серые тона плесени, цвет песка, окрашенного последними лучами заходящего солнца; Европы начала XX в.: жемчужно-серый, цвет вянущей розы, зелень плакучей ивы, цвет овсяной муки, яичной скорлупы, цвет меда, панциря светлой черепахи, древесного угля. Современные названия окраски автомобилей также основаны на ассоциациях различных явлений, предметов, животных: валюта - серебристо-зеленый, дипломат - темно-синий, игуана - серебристо-ярко-зеленый, папирус — серебристо-серо-зеленый, приз - серебристо-золотой. Цвет сам по себе, как физическое явление, способен вызывать определенные психоэмоциональные состояния человека. Ещё Гете отме-
чал влияние различных цветов на наше настроение. Он делил их на возбуждающие, бодрящие, оживляющие и вызывающие тревожно-беспокойное настроение. К первой группе Гете относил красно-жёлтые, ко второй — сине-фиолетовые цвета. Промежуточное место занимает зеленый цвет, который вызывает состояние умиротворённости. Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека. Художник, не понимающий этого «языка», этой внутренней жизни цветов, чужой на собственной палитре [3: 441]. Сложнейшие сочетания и переливы цветов в произведениях живописи создают определенный, эмоциональный фон, оказывающий существенное влияние на весь процесс эстетического восприятия. Уметь срывать с палитры те цвета, которые, ложась на холст, выражали бы желаемые чувства и содержание, - великое мастерство [4]. В красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые... иначе как для выражения настроения нельзя использовать [5].
Отношение к цвету связано с культурной нормой. Существует символика цвета. Символика цвета меняется и плавно перетекает из одной культуры в другую. Черный цвет - ночь, смерть, раскаяние, грех, зло, деструктивные силы, тишина и пустота. Черный, поглощая все цвета, выражает отрицание и отчаяние, противостоит белому, в китайской философии - это Инь, в христианской церкви - горе, скорбь. В качестве знака смерти - на флаге анархистов, на флагах пиратов («Веселый Роджер»); судья в британском суде разрывал при произнесении смертного приговора квадраты черной материи. Тайные науки, обращавшиеся к дьяволу, получили название «черной магии», а чуму называли «черной смертью». В Японии, однако, черный цвет означает радость.
Синий (голубой) цвет, представляет высоту и глубину, постоянство, преданность, правосудие, совершенство, размышление и мир. Древние египтяне синим цветом обозначали правду. Это цвет Зевса и Геры, живущих выше облаков. Голубой символизирует доблесть и превосходство. «Голубая лента» дается за выдающиеся достижения в самых разных областях, некогда она была высшей рыцарской наградой во Франции, старинным орденом Сент Эспри (святого духа). Синий цвет ассоциируется с королевской властью и благородством происхождения; эпитет «голубая кровь» для людей высокого происхождения произошел из убеждения, что вены у испанских аристократов «более синие», чем у тех, кто произошел от смешанных браков. Выражение «синий чулок» по отношению к ученой даме восходит к XV веку, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занятых изучением наук, и синие чулки были просто атрибутом их одежды. Синий выражает сомнение и депрессию, французское выражение «путешествие в синее» означает витание в облаках, пустые мечты; блюз (от английского слова blue «синий») - меланхолическая, депрессивная музыка афроамериканцев; в христианском искусстве символизирует набожность, искренность, благоразумие; постоянство и преданность, ассоциируется с Девой Марией.
Зеленый - цвет весны, созревания, роста, природы, свободы, надежды (наступление весны и обновление жизни), возрождения. Часто символизирует непрерывность, даже бессмертие (вечнозеленый), означает избыток, процветание, стабильность. Деньги у многих народов имеют зеленый цвет. С другой стороны, в некоторых европейских странах банкротов обязывали носить шляпы зеленого цвета. В море зеленый флаг означал кораблекрушение; на земле же зеленый свет светофора говорит: «проезжай вперед, путь свободен». Одновременно
зеленый цвет - знак разложения и плесени. Осирис, бог умирающей и воскресающей природы, изображается зеленым. Это цвет эльфов, а значит - цвет непослушания и проказ. Это цвет зависти и ревности. Это символ молодости, незрелости, наивности, «зеленых суждений». Это священный цвет ислама. Теперь этот цвет стал популярным в экологическом движении - защитники природы называют себя «зелеными».
Пурпурный - власть, достоинство, почет, величие, слава, мощь. Союз любви и правдивости, как сочетание красного и синего. Пурпурная краска была самой дорогой. В Древнем Риме и у греков пурпурные тоги носили только императоры, полководцы, судьи. С тех пор пурпурный ассоциируется с троном и властью. В Византийской империи существовало правило, что будущий император должен рождаться только в комнате с пурпурными покрывалами на стенах, откуда выражение «рожденный в пурпуре» по отношению к людям из высших классов. Гораций пурпурной прозой называл чересчур замысловатые и вычурные писания. Пурпурный цвет может отражать грех и скрытность; в христианских церквях пурпур обозначает отпущение грехов, покаяние.
Красный - наиболее агрессивный цвет, это боль, любовь, гнев, кровь, война, смерть, мужество, а также здоровье и возмужалость. Это цвет жизни, активной и агрессивной. Доисторический человек, если хотел вернуть к жизни какой-то объект, то кропил его кровью. У римлян красный цвет - божественный, цвет победы. Когда римские полководцы одерживали победу, они красили лицо красной краской в честь своего бога войны Марса, а вавилоняне назвали красную планету - Марс именем своего бога смерти - «Неграл». Красный - цвет революции, вызова. Красный флаг - флаг международного социализма, левого крыла политики в целом. Но красный цвет - это же и цвет любви. Красный цвет любви восходит к огню, страсти.
В средневековом христианском искусстве красный - цвет милосердия и божественной любви. Красным цветом изображают обычно серафимов, занимающих высшее положение в иерархии ангелов. В день Святой Троицы этот цвет служит олицетворением Святого духа, который спустился с небес подобно языкам пламени. Это и цвет мучеников, проливших кровь за веру. Этот цвет повсеместно используется в качестве предупреждения об опасности и сигналов «стоп». В природе ядовитые насекомые нередко имеют раскраску с преобладанием красного цвета.
Желтый цвет - цвет солнца и лета, в алхимии золото считалось застывшим солнечным светом. Как цвет, близкий золоту и солнцу, часто символизирует славу и божественную власть. В греческой мифологии - это атрибут Аполлона, солнечного бога; в Китае желтый цвет - цвет императора; только он имел право носить одежду желтого цвета. В Индии новобрачная покрывает свои руки желтым для того, чтобы обозначить то счастье и единство, которого она ожидает. Но желтый - это и цвет разлуки, цвет предательства, ревности, трусливости и лжи. В Европе дома предателей мазали желтой краской; Иуда Искариот и Каин в церковном искусстве обычно изображались с желтыми бородами. Желтый флаг - цвет болезни, означает, что на борту есть инфекционные больные или карантин. В желтый окрашивают спасательные вертолеты, желтый - знак предупреждения (желтая карточка в футболе, желтый сигнал светофора). Желтая пресса и желтый журнал означают средства массовой информации, поставляющие искаженную информацию и сенсации для увеличения тиражей. В отличие от европейской «желтой прессы», в Китае «женщиной желтого цвета» называется сохраняющая целомудрие.
Белый символизирует чистоту, мир, целомудрие, свет, мудрость, невинность и правду. Белая магия, в отличие от черной, направлена на благо, часто на цели-
тельство, или против черной магии. Это набожность и религиозные обряды. Священные лошади в Греции, Риме, у кельтов и германцев были белыми. Белым был и мифический Единорог. В Азии кое-где священными считаются белые слоны; выражение «Белый слон», впрочем, означает больше: внушительное, но бесполезное приобретение, т.к. стоимость прокорма белого слона быстро разоряла придворных, которым его дарили. Белая лилия - символ девы Марии и французского королевского дома; белая роза символизирует целомудрие. Весталки в Древнем Риме носили белые одежды, белыми были одежды жрецов Осириса в Древнем Египте, служителей храмов Зевса и друидов. В церкви белый цвет означает чистоту, правду, умеренность. Белый цвет - цвет крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и вознесения. Белый флаг - сдача, перемирие, или мир и добрая воля. Он может символизировать и смерть: в Китае, Японии белый - цвет скорби, во Франции - цвет траура членов королевской семьи.
Связь между звуком и цветом была известна ещё народам древности (в Китае и других странах Востока). Художники и музыканты стали искать взаимосвязи в живописи и музыке и проводить ассоциативные параллели, которые иногда были результатом интуитивных личных ассоциаций, и иногда результатом счастливой аномалии - синопсии. Такими аномалиями обладали К. Скрябин, М. Чюрленис и другие художники и музыканты. Они видели звук цветным, краски для них звучали определённым звуком. Учёные объясняют это явление близким расположением нервных клеток, реагирующих на звук, к клеткам, реагирующим на цвет. Трудно назвать это явление аномалией. Скорее, это дар божий от природы.
Художник В. Кандинский считал, что «... цвет - это клавиша, глаз - молоточек, душа - многострунный рояль». Музыкант А. Шёнберг занимался живопи-
сью, сочинял стихи и либретто к своим произведениям. В начале века разрабатываются оригинальные концепции супрематизма К. Малевичем и лучизма Д. Ларионовым. Область цвета является своеобразной лабораторией творческих поисков Р. Делоне, считавшего, что сочетание красного и синего обладает особой силой, подобной «удару кулака». Вслед за Р. Делоне, П. Мондриан утверждает, что три основных цвета - красный, синий, жёлтый, которым противопоставляются не цвета - черный, белый, серый. В. Кандинскому принадлежит разработка цветовой символики, согласно которой чёрный цвет олицетворяет смерть, белый символизирует рождение, красный - мужество, синий подобен небесному, спокойному и печальному, как виолончель, жёлтый пробуждает земное начало, вызывая бешенство и напоминая звуки флейты, а зелёный ассоциируется с состоянием неподвижным и аэмоциональным. Звучанию каждого инструмента придаёт цветовая окраска по ассоциации: жёлтый цвет ассоциируется с трубой, голубой - с английским рожком, фиолетовый - с кларнетом, фаготом. Поиски ведутся и в создании музыкальных инструментов, которые могли бы передавать и цветовое, и световое звучание музыки. Одновременно с написанием музыкального произведения пишется и цветовая партитура («Жёлтый звук» В. Кандинского - А. Шнитке», «Лунный Пьеро» - А. Шёнберга, «Прометей», «Поэма огня» - А. Скрябин).
Л. Термен создаёт инструмент тер-менвокс, который передаёт вместе со звуком и цветовую палитру художественного произведения по ассоциации. В создании таких инструментов принимал участие А. Энштейн. Неудивительно, что столь интенсивные разработки живописной концепции цвета послужили основой теоретических построений в музыке. Так, теории художника И. Иттена [6], имевшие романтико-экспрессионистическую окраску, стали краеугольным камнем теории
Й. Хауэра. Опираясь на иттеновскую семантику цвета, он обозначил семантику тональностей, вплотную подойдя к идее обоснования цветомузыки. Согласно И. Хауэру, 12 звуков хроматической гаммы соответствуют 12-ти ступенчатому цветовому спектру. Каждый голос четырёх-звучного аккорда И. Хауэр наделяет определённым цветом: сопрано - зелёный, тенор - голубой, бас - красный. Концепция цвета стала реальным практическим воплощением в творчестве А. Скрябина. Эксперимент цветовых ощущений звука - одна из главных точек соприкосновения А. Скрябина с Й. Хауэром.
В начале XX века был накоплен опыт новой живописи, который, несмотря на разнообразие и противоречивость концепций, был подвергнут осмыслению. Музыка под воздействием живописи приобретает не только способность к озвучиванию цвета, но и пластичность, что приводит к образованию пластики звука или «пластической музыки». Живопись, архитектура и музыка, являясь различными видами искусств, имеют неразрывную связь. Существуют ряд общих черт, объединяющих музыку и живопись, - механизм воздействия, интегрированные понятия: «композиция», «тональность», «колорит», «настроение», «кульминация» и т. д. Синтез искусств в полной мере проявляется в цветомузыке - искусстве, зародившемся в эпоху Ренессанса и основанном на синестезии - свойстве «цветного слуха», наблюдавшемся у многих композиторов.
Цветовой слух имели С. Рахманинов, художник и композитор М. Чюрлё-нис. Многие художники творили в ощущениях музыки - это И. Репин, В. Васнецов. О живописи М. Чюрлёниса говорили, что это музыкальная живопись. В его музыкальных произведениях мы видим мир в красках. В его картинах звучит музыка - «Соната моря», симфоническая поэ-
ма «В лесу». Образ Прометея в греческой мифологии более 3-х тысячелетий назад пришёл к нам из глубины веков и не раз вдохновлял великие умы на создание художественных произведений. «Прометей», «Поэма огня» А. Скрябина исполняются с фортепьяно, большим хором, поющим без слов, и со световой клавиатурой, при помощи которой зал погружался в сияние цветов. Английский композитор А. Блисс сочинил «Цветовую симфонию», первую часть её называют «Пурпурной», 2-я - «Красная», 3-я - «Голубая», 4-я - «Зелёная».
Цветомузыка нашла широкое применение в современном мире. Кроме того, такие виды искусств, как балет, кинематограф, театр, являются замечательным примером синтеза этих искусств. Особое внимание заслуживает архитектура, которую по праву называют «застывшей музыкой». В педагогической деятельности широко применяют синтез трёх искусств - музыки, живописи, литературы. Учителя проводят интегрированные уроки по изобразительному искусству, музыке и литературе, пробуждая ассоциативную память, развивая эмоциональную сферу ребёнка. Продолжая традиции синтеза искусств студенческий театр «Арт-ритон» Адыгейского государственного университета создал ряд мюзиклов, в том числе «Последний дар Прометея».
Цвет таит в себе ещё неразгаданную и более могущественную силу, чем обычно думают. Он действует, если можно так выразиться, на наше подсознание [7]. Мощное воздействие цветов обусловливается как их непосредственным физиологическим влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые вызывает тот или иной цвет. Знание и использование этих закономерностей художником - важнейшее средство выражения идейного замысла в художественном и музыкальном произведении.
Примечания:
1. Михеева М.М. Цвет в дизайне: метод, указания по курсу «Цветоведение и колори-стика». М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. 63 с.
2. Койчуева (Топалова) З.К. Творческие изыскания в различных жанрах художников Карачаево-Черкесии // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2013. Вып. 4 (128). С. 225-226.
3. Петров-Водкин КС. Живопись как ремесло // Мастера искусства об искусстве. Т. 7 / под ред.. А.А. Федорова-Давыдова, Г.А. Недошивина. М.: Искусство, 1970. С. 441-443.
4. Сарьян М.С. Из моей жизни. М.: Изобразительное искусство, 1971. 304 с.
5. Кравцова Т.А., Зайцева Т.А., Милова Н.П. Основы цветоведения. URL: http:// abc.vvsu.ru/
6. Иттен И. Искусство цвета: пер. с нем. / предисл. JI. Монаховой. М., 2000. 138 с.
7. Делакруа Э. Дневники: в 2 т. М., 1961.
References:
1. Mikheeva М.М. Colour in design: method, instructions on the course «Chromatics and coloristics.» M.: MSTU of N.E. Bauman, 2008. 63 pp.
2. Koychueva (Topalova) Z.K. Creative researches of Karachay-Cherkessian artists in various genres // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2013. Issue 4 (128). P. 225-226.
3. Petrov-Vodkin K.S. Painting as a craft // Masters of art about art. V. 7 / ed. by A.A. Fyodorov-Davydov, G.A. Nedoshivin. M.: Iskusstvo, 1970. P. 441-443.
4. Saryan M.S. From my life. M.: Izobrazitelnoye iskusstvo, 1971. 304 pp.
5. Kravtsova T.A., Zaytseva T.A., Milova N.P. Foundations of chromatics. URL: http://abc.vvsu.ru/
6. Itten J. The art of colour: transl. from German / foreword by L. Monakhova. M., 2000.138 pp.
7. Delacroix E. Diaries: in 2 v. M., 1961.