Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКУССИОННОГО МЕТОДА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКУССИОННОГО МЕТОДА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУССИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / РАБОТА В ГРУППЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна, Александрова Ольга Борисовна

В статье рассматриваются и раскрываются особенности широкого использования дискуссионного метода, который является одним из наиболее эффективных методов активного обучения с целью развития критического мышления, инициативности и активности обучающихся. Дискуссионный метод обучения - это групповой метод, основой которого является развитие коммуникативных способностей обучающихся в процессе поиска решений в конкретной предметной области. Дискуссия дает возможность прямому взаимодействию обучающихся и педагога. Она способствует более эффективной передачи информации, закреплению ранее изученного материала и всестороннему развитию творческого мышления. Авторы статьи считают, что использование дискуссионного метода в рамках учебного занятия позволит развить у обучающихся самостоятельность, самообразование и самоконтроль - качества, которые необходимо развивать с целью достижения высоких результатов в учебной деятельности. Авторы доказывают, что эффективность дискуссионного метода обучения обуславливается тем, что он позволяет сопоставлять противоположности позиций и взглядов, давая возможность обучающимся увидеть проблему с разных точек зрения. Использование современных технологий обучения позволит каждому обучающемуся получить максимальное количество знаний и стать высококвалифицированным специалистом в рамках выбранной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE DISCUSSION METHOD OF ACTIVE LEARNING IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article discusses and reveals the features of the widespread use of the discussion method, which is one of the most effective methods of active learning in order to develop critical thinking, initiative and activity of students. The discussion method of teaching is a group method, the basis of which is the development of the communicative abilities of students in the process of finding solutions in a particular subject area. The discussion provides an opportunity for direct interaction between students and the teacher. It contributes to a more effective transfer of information, consolidation of previously studied material and the comprehensive development of creative thinking. The authors of the article believe that the use of the discussion method within the framework of the training session will allow students to develop independence, self-education and self-control - qualities that need to be developed in order to achieve high results in educational activities. The authors prove that the effectiveness of the discussion method of teaching is due to the fact that it allows you to compare the opposites of positions and views, enabling students to see the problem from different points of view. The use of modern learning technologies will allow each student to gain the maximum amount of knowledge and become a highly qualified specialist within the chosen profession.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКУССИОННОГО МЕТОДА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

актуализировано формирование инклюзивной грамотности, которая является для будущих специалистов помогающих профессий одной из важнейших профессиональных характеристик.

2. Текущее состояние инклюзивной грамотности большинства будущих специалистов помогающих профессий не вполне соответствует актуальным профессиональным задачам, связанным с работой людьми, имеющими особые потребности, специфику которых необходимо учитывать в практической деятельности. Данное обстоятельство актуализирует организацию целенаправленной работы по формированию у будущих специалистов помогающих профессий инклюзивной грамотности с учетом направления и специфики программы подготовки, на которой обучаются студенты.

3. В процессе формирования инклюзивной грамотности студентов, осваивающих образовательные программы подготовки специалистов помогающих профессий, целесообразно использование организационных форм реализации дисциплин, учитывающих мотивированность студентов (модуль университетской академической мобильности и факультатив), включение практико-ориентированных, в том числе проектных, заданий и ситуационных задач, связанных не только с помогающим характером, но и конкретной спецификой будущей профессиональной деятельности студентов, а также насыщение содержания дисциплин, ориентированных на формирование инклюзивной грамотности, соответствующим медиаконтентом и данными научных исследований.

Литература:

1. Веселова, Е.К. Социокультурные и мировоззренческие аспекты подготовки специалистов помогающих профессий / Е.К. Веселова, М.Я. Дворецкая // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - Т. 25. - №3. - С. 129-135

2. Гарднер, А.В. Профессиональная подготовка специалистов помогающих профессий к работе с лицами с тяжелой инвалидностью / А.В. Гарднер // Профессиональная ориентация людей с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы организаций, результаты, перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. -Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2022. - С. 16-22

3. Горюнова, Л.В. Особенности формирования инклюзивной грамотности студентов педагогических и непедагогических направлений подготовки в вузе / Л.В. Горюнова, Е.С. Тимченко, И.В. Тимченко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2022. - № 49. - С. 9-16

4. Ильгов, В.И. Деонтологическая составляющая в социально-педагогической подготовке специалистов «помогающих» (социономических) профессий в системе повышения их квалификации / В.И. Ильгов, В.М. Гребенникова, Н.И. Никитина // Педагогический журнал. - 2020. - Т. 10. - № 3-1. - С. 305-313

5. Леонтьева, А.В. Активные методы обучения в профессиональной подготовке специалистов помогающих профессий / А.В. Леонтьева, И.В. Деткова // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 1 (54). - С. 422-426

6. Лифинцев, Д.В. Супервизия в подготовке специалистов помогающих профессий: проблема психологических границ / Д.В. Лифинцев, А.А. Лифинцева, А.Н. Анцута // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - Серия 4: Педагогика. Психология. - 2020. - № 56. - С. 97-105

7. Никитина, Н.И. Квалиметрия и эдукология непрерывной профессиональной подготовки специалистов «помогающих» профессий: полидисциплинарный подход / Н.И. Никитина, Е.Ю. Романова, В.М. Гребенникова // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - № 4 (16). - С. 2-17

8. Сорокоумова, С.Н. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаев // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 186-190

Педагогика

УДК 37

кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); доктор экономических наук, доцент Александрова Ольга Борисовна Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКУССИОННОГО МЕТОДА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются и раскрываются особенности широкого использования дискуссионного метода, который является одним из наиболее эффективных методов активного обучения с целью развития критического мышления, инициативности и активности обучающихся. Дискуссионный метод обучения - это групповой метод, основой которого является развитие коммуникативных способностей обучающихся в процессе поиска решений в конкретной предметной области. Дискуссия дает возможность прямому взаимодействию обучающихся и педагога. Она способствует более эффективной передачи информации, закреплению ранее изученного материала и всестороннему развитию творческого мышления. Авторы статьи считают, что использование дискуссионного метода в рамках учебного занятия позволит развить у обучающихся самостоятельность, самообразование и самоконтроль - качества, которые необходимо развивать с целью достижения высоких результатов в учебной деятельности. Авторы доказывают, что эффективность дискуссионного метода обучения обуславливается тем, что он позволяет сопоставлять противоположности позиций и взглядов, давая возможность обучающимся увидеть проблему с разных точек зрения. Использование современных технологий обучения позволит каждому обучающемуся получить максимальное количество знаний и стать высококвалифицированным специалистом в рамках выбранной профессии.

Ключевые слова: дискуссия, критическое мышление, инициативность, коммуникативность, работа в группе, саморазвитие, самообразование, контроль.

Annotation. The article discusses and reveals the features of the widespread use of the discussion method, which is one of the most effective methods of active learning in order to develop critical thinking, initiative and activity of students. The discussion method of teaching is a group method, the basis of which is the development of the communicative abilities of students in the process of finding solutions in a particular subject area. The discussion provides an opportunity for direct interaction between students and the teacher. It contributes to a more effective transfer of information, consolidation of previously studied material and the comprehensive development of creative thinking. The authors of the article believe that the use of the discussion method within the framework of the training session will allow students to develop independence, self-education and self-control - qualities that need to be developed in order to achieve high results in educational activities. The authors prove that the effectiveness of the discussion

method of teaching is due to the fact that it allows you to compare the opposites of positions and views, enabling students to see the problem from different points of view. The use of modern learning technologies will allow each student to gain the maximum amount of knowledge and become a highly qualified specialist within the chosen profession.

Key words: discussion, critical thinking, initiative, communication, group work, self-development, self-education, control.

Введение. На современном этапе развития высшему образованию и процессу его модернизации уделяется особое внимание. Сегодня ориентированность образовательного процесса в высшем учебном учреждении направлена на расширение получения информации в рамках изучаемых дисциплин, что приводит к необходимости его совершенствования за счет широкого и постоянного применения интерактивных методов обучение, где особое внимание уделяется дискуссионному методу.

Основным недостатком, который в первую очередь выделяется в образовательном процессе является пассивность обучающихся, что в конечном итоге приводит к неполному пониманию изучаемой дисциплины и, следовательно, полностью не удовлетворяет потребности современного общества.

Самостоятельность, самообразование и самоконтроль - качества, которые необходимо развивать у обучающих с целью достижения высоких результатов в учебной деятельности. Использование современных технологий обучения позволит каждому обучающемуся получить максимальное количество знаний и стать высококвалифицированным специалистом в рамках выбранной профессии.

Использование традиционных методов обучения направлено на донесения до обучающихся истины, привидение методов решения той или иной проблемы на основании ранее полученных данных, где субъект обучения лишен права высказывать и отстаивать свое мнение в рамках конкретной проблемы.

Современный образовательный процесс должен давать возможность полного раскрытия личности обучающегося, позволить высказать свою точку зрения и мнение в рамках конкретно взятой проблемы.

Полное раскрытие личности, его взгляды и как именно он видит и понимает, поставленную перед ним проблему, достигается в рамках обсуждения, спорах и дискуссиях, которые могут проходить как на занятиях, так и во внеучебное время.

Процесс дискуссионного обсуждения позволяет в полной мере воссоздает нравственную диалектику, духовные, эмоциональные и волевые качества каждого обучающегося. Следователь, дискуссионный метод обучения необходимо рассматривать и как метод обучения, и как метод воспитания.

Изложение основного материала статьи. Скука, равнодушие, безразличие, односторонность - приводит у обучающихся к нежеланию учиться. К.Д. Ушинский считал лучшим лекарством от скучного воспитания и обучения является полное исключение односторонности в работе. Ключевыми характеристиками выпускника высшего учебного учреждения любой профессиональной направленности являются его компетентность и мобильность. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается.

Основой результативного изучения материала достигается при наличии таких составляющих как:

- интерес к материалу;

- доброжелательная обстановка на занятии;

- терпение и такт со стороны преподавателя;

- возможность применения творческого подхода.

Образовательный процесс необходимо выстраивать так, чтобы обучающиеся становились участниками на протяжении всего учебного занятия, было присутствие здорового соперничества и сопереживания, только при таких условиях изучаемый материал будет полностью усвоен и заполнится в полном объеме и именно такой результат дает дискуссионный методо активного обучения.

Применение дискуссионного метода способствует:

- расширению информированности;

- приобретению навыков общения;

- ориентированию в производственных ситуациях;

- оперативному принятию и решению профессиональных задач.

Развивая вышеперечисленные навыки, повышается уровень компетентности будущих специалистов, и как следствие улучшается качество выполняемой работы.

Учебное занятие - целенаправленный обмен, между преподавателем и обучающимися, суждениями, мнениями и идеями с целью поиска правильно ответа. Учебная дискуссия в полной мере позволяет производить обмен и находить ответы на поставленные вопросы.

Дискуссию следует воспринимать как динамическую форму взаимодействия с целью поиска правильного решения и, следовательно, наиболее оптимального принятия решения в рамках данной проблемы.

Интерес к дискуссионному методу возник в 30 годах двадцатого века. Именно тогда швейцарский психолог Ж. Пиаже показал, что механизм дискуссии позволяет абстрагироваться от эгоцентрического мышления и научиться принимать точку зрения другого человека.

Немаловажную роль в развитии данного метода играют групповые обсуждения в рамках, которых происходит изменение социальных отношений в дискуссирующей группе. Групповая дискуссия способствует повышению мотивации и вовлекает максимальное количество участников в решение обсуждаемых проблем.

Дискуссионный метод следует рассматривать как активный метод обучения основой, которого является развития коммуникативных способностей в рамках решения задач учебно-профессионального цикла. Именно он дает возможность использовать публичный спор, где используются логические обоснования и доводы, появляется возможность воздействовать на мнение, позицию и установки аудитории.

Считается, что самым близким синонимом к слову «дискуссия» является спор. Спор рассматривается как словесное состязание, в процессе которого происходит обсуждение двумя или группой лиц, где каждая сторона пытается отстоять свою точку зрения на обозначенный предмет спора.

Нельзя забывать и про такие дискуссионные методы как: полемика; дебаты; диспут.

Все выше перечисленные дискуссионные методы относятся к форме общения, позволяют всем участникам найти истинное решение в рамках обсуждаемого вопроса.

В образовательном процессе групповой метод дискуссии относиться к категории специально организованного обсуждения, которое определяется:

- целью занятия;

- задачами занятия;

- спорными вопросами учебного зажатия.

Используя, гриппую дискуссию у обучающихся достигается:

- умение воздействовать на мнение окружающих;

- умение высказывать и отстаивать свою позицию в рамках дискуссионного вопроса;

- умение аргументировано высказывать свою точку зрения;

- умение устанавливать контакт с участниками обсуждения в рамках непринужденного общения.

Дискуссионный метод может использоваться:

- в рамках всего занятия;

- отдельными фрагментами на протяжении всего занятия.

В обоих случаях достигается максимальный результат, так как занятие проходит в диалоговой форме, что тоже способствует развитию и самоутверждению личности обучающихся.

В последние года педагоги используют дискуссионный метод с целью развития:

- критического мышления у обучающихся;

- дискуссионной культуры у обучающихся;

- инициативности у обучающихся;

- активности у обучающихся.

Процесс обсуждения определяющих проблем приводит к формированию и развитию ценностных ориентиров личности обучающихся.

С целью достижения максимальных результатов от проведения дискуссионного занятия, оно должно быть правильно организованным, только в этом случае обучающиеся смогут, увидитесь и понять, что:

- любое утверждение может иметь разную трактовку;

- любая проблема может быть рассмотрена с разных точек зрения;

- правда у каждого своя, при этом нельзя утверждать, что только она правильная, единственная и объективная.

Дискуссия позволяет обучающимся убедиться в том, что они имеют определенные права и свободы:

- право выражать свою точку зрения;

- слышать и учитывать мнения меньшинства;

- быть толерантным.

Во время дискуссий обучающиеся приобретают навыки свободно высказывать свою точку зрения на общественно важные темы, что приводит к самопознанию, к саморазвитию и к самоутверждению личности.

Эффективность дискуссионного метода обучения обуславливается тем, что он позволяет сопоставлять противоположности позиций и взглядов, давая возможность обучающимся увидеть проблему с разных точек зрения:

- позволяет уточнить взаимную позицию, что способствует снижению сопротивляемости восприятия новой информации;

- повышает эффективность отдачи и полного внимания, обучающихся при решении общей задачи, что позволяет каждому участнику проявить свою компетентность, заслужено получить признание и уважение окружающих.

К основным характеристикам дискуссии в рамках учебной дисциплины относят:

- создание проблемы или противоречия;

- актуальность проблемы;

- стремление к определенной цели;

- создание условий для диалога всех участников;

- умение слышать окружающих;

- умение самостоятельно принимать решение.

Бесспорно, основой любой дискуссии является проблема, которая в настоящий момент актуальна и злободневна и требует оптимального решения. Основными моментами при выборе темы для дискуссионного занятия должны быть:

- совпадение проблем и задач;

- важность;

- готовность всех участников дискуссии.

Объектом дискуссионного обсуждения может являться занятие, в рамках которого не предусматривается наличие единственного правильного решения. Например, нарисовать модель процесса, изучаемого в рамках рассматриваемой темы, выявить какую либо закономерность на основании построенной диаграммы, составить таблицу данных с целью поиска наиболее правильного решения с дальнейшей разработкой программы и т.д.

Недостаточность и не полнота данных к решению задачи способствует стимулированию обучающихся к процессу самопознания и развитию скрытого творческого потенциала.

Дискуссионный метод подталкивает обучающихся к умению не только работать в группе, но и научиться отстаивать свою точку зрения с обязательным обоснованием, аргументированием и ответами на возникающие вопросы со стороны как обучающихся так и преподавателя.

Признано, что активные методы обучения способствуют возбуждению познавательной активности и желанию разобраться в затруднительной ситуации, а дискуссионный метод в полной мере позволяет решить все выше обозначенные проблемы.

Выводы. Групповое обсуждение является эффективным в том случае если необходимо четко сформулировать выводы в рамках обсуждаемой проблемы, провести необходимое обсуждение, проверить правильность полученного результата. Все это относиться к основным учебным целям занятия. Дискуссионный метод активного обучения максимально приближен к достижению поставленных целей, а именно:

- позволяет ознакомиться с материалом, закрепить знания, полученные ранее и более полно их усвоить, в некоторых случаях переосмыслить некоторые из знаний и провести самоконтроль усвоенного ранее материала;

- развивает способность группового поиска решений при условии умения работать в группе;

- приводит к развитию аргументированности своей точки зрения, оппонированию и четкого изложения переработанной ранее полученной информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно смело утверждать, что именно дискуссионный метод является, наиболее эффективным, его основой выступает групповой метод активного социально-психологического обучения, где обучающиеся учатся общаться и развивают коммуникативные навыки, при этом достигается основная цель - поиск единственного верного решения поставленной задачи.

В современном образовании широко применяются такие дискуссионные методы активного обучения как:

- круглый стол;

- мозговой штурм;

- диалог обучающихся с целью анализа и поиска оптимального решения.

В заключении отметим, что дискуссия является наиболее известной и широк применяемой формой обучения. Она позволяет достигать максимальных результатов за счет активной работы обучающихся в процессе обсуждения и поиска решения. Полученные навыки в рамках дискуссионного метода активного обучения способствуют повышению уровня усвояемости изучаемого материала и как следствие приводят к эффективности усвоения всей образовательной программы в рамках выбранной специальности.

Литература:

1. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения. Исследование миррового опыта / М.В. Кларин. - Издательство: Луч, 2018. - 642 с.

2. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Матяш. - М.: Академия, 2014 - 198 с.

3. Педагогика: семья - школа - вуз - общество (образовательно-инновационные технологии). Монография / Астадурьян А.П., Ахметшина И.А., Балакирева Н.А. [и др.]; - Воронеж-Москва, 2021. - 186 с.

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат педагогических наук, доцент Трубина Зоя Игоревна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация. Данное исследование направлено на установление методов и приемов для преподавания английского языка детям с особыми образовательными потребностями. Целью статьи является определение того, следует ли таким детям посещать уроки иностранного языка в системе общего образования. Исследование основано на анкетах для учителей английского языка, детей с особыми образовательными потребностями и обычных детей и их родителей. Автором установлены наиболее частые расстройства, с которыми сталкиваются дети с ООП. Выделены наиболее распространенные трудности, с которыми сталкиваются учителя иностранного (английского) языка. Теоретическая часть охватывает предложения по преподаванию английского языка детям с особыми образовательными потребности. Практическая часть -это сравнение ответов, предоставленных опрошенными учителями и школьниками. В результате специально организованной работы в школе с привлечением учителя, подготовленного к работе в инклюзивных классах, были обозначены основные методы и приемы обучения английскому языку для детей с ООП. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что учителя способны учить обычных детей одновременно с детьми с ООП. Основным условием обучения является адаптация учебной программы к потребностям особых детей и стилю их обучения.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, методы обучения, английский язык, инклюзивное образование, коммуникация, интерактивные методы.

Annotation. This study is aimed at determining methods and techniques for teaching English to children with special educational needs. The purpose of the paper is to determine whether such children should attend foreign language lessons in the general education system. The study is based on questionnaires for English language teachers, children with special educational needs and ordinary children and their parents. The author identifies the most common disorders that children with SEN face. The most common difficulties faced by teachers of a foreign (English) language are highlighted. The theoretical part covers proposals for teaching English to children with special educational needs. The practical part is a comparison of the answers provided by the interviewed teachers and schoolchildren. As a result the main methods and techniques of teaching English to children with SEN were identified after specially organized work at school with the involvement of a teacher trained to work in inclusive classes. The obtained results allow us to conclude that teachers are able to teach ordinary children together with children with SEN. The main condition for teaching is the adaptation of the curriculum to the needs of special children and their learning style.

Key words: children with special educational needs, teaching methods, English, inclusive education, communication, interactive methods.

Введение. В исследовании делается попытка определить, должны ли дети с особыми образовательными потребностями (ООП) изучать иностранные языки с учителями из общеобразовательных учреждений наравне со всеми. Другая цель исследования - выделить эффективные методы и приемы, которые можно использовать с этими детьми на уроках иностранного языка.

С самого начала необходимо четко понимать, что дети с ООП имеют особые потребности в плане образования. В России согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.4 «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [7].

«Что касается основного общего образования, то здесь 17 млн школьников обучается и порядка 840 тыс. детей имеют ОВЗ и инвалидность. Более 56% из них получали образование с развивающимися сверстниками и по сути были интегрированы в обычный социум», - заявила Татьяна Голикова на заседании совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве РФ [2].

Вопрос, который возникает как у учителей, так и у родителей обычных учеников, заключается в том, выгодна ли кому-либо эта ситуация. Детям с особенностями развития трудно вписаться в чужеродную для них среду, где им приходится прилагать значительные усилия, чтобы чему-то научиться, и где учителя не обучены должным образом справляться с подобными ситуациями и оказывать детям наилучшую в предлагаемых условиях образовательную поддержку. Учителя, с другой стороны, чувствуют себя некомфортно, работая с этими учениками, потому что они находятся под прессингом учебной программы. Они считают, что не смогут охватить учебную программу с обычными обучающимися, которые будут лишены высокого стандарта и качества образования. Учителя полагают, что слишком много времени уходит на попытки объяснить материал детям с ООП. Родители обычных учеников и сами ученики придерживаются одного и того же мнения: слишком много времени тратится впустую на этих детей, и в конце концов они все равно ничего не знают. Результаты анкетирования, касающиеся эффективности инклюзивного образования будут представлены в данном исследовании ниже.

Изложение основного материала статьи. За последние годы положение детей с ООП в России изменилось. Они посещают в основном обычные школы, и только в тяжелых случаях их зачисляют в специальные образовательные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.