Научная статья на тему 'ДИАЛОГОВЫЙ МЕТОД КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ДИАЛОГОВЫЙ МЕТОД КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна, Александрова Ольга Борисовна

В статье рассматриваются и раскрываются особенности использования интерактивного метода, который является одним из основных при использовании диалогового обучения. Интерактивное обучение - процесс, особенностью которого является то, что все обучающиеся участвуют в познавательной деятельность. Интерактив дает возможность познавать новое, высказывать свою точку зрения, вносить свой индивидуальный вклад в общее дело, обмениваться идеями и знаниями. Доброжелательная атмосфера и поддержка окружающих позволяет раскрепоститься и раскрыться обучающимся, что приводит к более полному получению и пониманию новых знаний, развитию познавательной деятельность и сотрудничеству. Авторы статьи считают, что использование интерактивных методов обучения позволит обучающимся кардинально изменить свое мнение в отношении любого из занятия, так как каждый из присутствующих становиться соавтором лекции, практического или семинарского занятия. В статье анализируются и рассматриваются правила видения диалогового метода обучения. Авторы доказывают, что каждое правило это звено основной цепи, которое важно, так как целостность позволит обучающимся достичь наиболее высоких показателей в учебной деятельности и в дальнейшем стать высококвалифицированными специалистами и быть полностью востребованными на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна, Александрова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE METHOD AS A LEARNING TECHNOLOGY IN THE UNIVERSITY

The article discusses and reveals the features of using the interactive method, which is one of the main ones when using interactive learning. Interactive learning is a process, the peculiarity of which is that all students participate in cognitive activities. Interactive gives you the opportunity to learn new things, express your point of view, make your individual contribution to the common cause, exchange ideas and knowledge. A benevolent atmosphere and the support of others allows students to relax and open up, which leads to a more complete acquisition and understanding of new knowledge, the development of cognitive activity and cooperation. The authors of the article believe that the use of interactive teaching methods will allow students to radically change their minds about any of the classes, since each of those present becomes a co-author of a lecture, practical or seminar session. The article analyzes and discusses the rules of vision of the dialogue teaching method. The authors argue that each rule is a link in the main chain, which is important, since integrity will allow students to achieve the highest rates in educational activities and in the future become highly qualified specialists and be fully in demand in the labor market.

Текст научной работы на тему «ДИАЛОГОВЫЙ МЕТОД КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 37

кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); доктор экономических наук, доцент Александрова Ольга Борисовна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ДИАЛОГОВЫЙ МЕТОД КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются и раскрываются особенности использования интерактивного метода, который является одним из основных при использовании диалогового обучения. Интерактивное обучение - процесс, особенностью которого является то, что все обучающиеся участвуют в познавательной деятельность. Интерактив дает возможность познавать новое, высказывать свою точку зрения, вносить свой индивидуальный вклад в общее дело, обмениваться идеями и знаниями. Доброжелательная атмосфера и поддержка окружающих позволяет раскрепоститься и раскрыться обучающимся, что приводит к более полному получению и пониманию новых знаний, развитию познавательной деятельность и сотрудничеству. Авторы статьи считают, что использование интерактивных методов обучения позволит обучающимся кардинально изменить свое мнение в отношении любого из занятия, так как каждый из присутствующих становиться соавтором лекции, практического или семинарского занятия. В статье анализируются и рассматриваются правила видения диалогового метода обучения. Авторы доказывают, что каждое правило это звено основной цепи, которое важно, так как целостность позволит обучающимся достичь наиболее высоких показателей в учебной деятельности и в дальнейшем стать высококвалифицированными специалистами и быть полностью востребованными на рынке труда.

Ключевые слова: диалог, интерактивность, интерактивный метод обучения, образовательный процесс, форма взаимодействия, модернизация образовательного процесса.

Annotation. The article discusses and reveals the features of using the interactive method, which is one of the main ones when using interactive learning. Interactive learning is a process, the peculiarity of which is that all students participate in cognitive activities. Interactive gives you the opportunity to learn new things, express your point of view, make your individual contribution to the common cause, exchange ideas and knowledge. A benevolent atmosphere and the support of others allows students to relax and open up, which leads to a more complete acquisition and understanding of new knowledge, the development of cognitive activity and cooperation. The authors of the article believe that the use of interactive teaching methods will allow students to radically change their minds about any of the classes, since each of those present becomes a co-author of a lecture, practical or seminar session. The article analyzes and discusses the rules of vision of the dialogue teaching method. The authors argue that each rule is a link in the main chain, which is important, since integrity will allow students to achieve the highest rates in educational activities and in the future become highly qualified specialists and be fully in demand in the labor market.

Key words: dialogue, interactivity, interactive teaching method, educational process, form of interaction, modernization of the educational process.

Введение. На современном этапе развития высшему образованию и процессу его модернизации уделяется особое внимание. Сегодня ориентированность образовательного процесса в высшем учебном учреждении определяется такими составляющими, как: каких специалистов хочет иметь современное общество, какими навыками, учениями и знаниями они обладать. Учитывая потребности современного общества и необходимость применения новых подходы к педагогической деятельности, образование в свою очередь предусматривает использование в образовательной деятельности использование новых и актуальных методов обучения одним из таких является - диалоговый метод.

Основой диалогового метода обучения является игровая форма взаимодействия между преподавателем и обучающимися, при этом предусматривается активное использование механизма интеракции. Программа учебного курса -основа интерактивного взаимодействия в результате, которого не только обеспечивается, но и достигается максимальный результат познавательного общения в рамках конкретного изучаемого материала читаемой дисциплины.

Интерактивность следует относить к специальной форме организации информативной деятельности. Данная форма подразумевает конкретные и прогнозируемые цели. Одной из наиболее важных целей является комфортность на всем процессе обучения, что способствует более полному и глубокому усвоению изучаемого материала. Обучающиеся чувствуют себя спокойно и уверено.

Рассматривая интерактивные методы обучения, следует уделить внимание преимуществам, к которым относят:

- максимальное понимание и полное овладение учебным материалом;

- более лестное взаимодействие обучающегося с другими обучающимися при полном их взаимодействии;

- обучающийся становиться ключевой фигурой на занятии.

Формирование и развитие обучающегося будет способствовать приобретению необходимых знаний, умений и навыков которые будут использоваться им как в личной, так и в профессиональной жизни.

Создание дидактических условий, которые являются основным звеном при использовании интерактивного метода обучения, позволяет обучающимся оценить ситуацию успеха не только в рамках читаемой дисциплины, но и в рамках курса в целом.

Изложение основного материала статьи. Диалог - форма общения преподавателя с обучающимися, в рамках которого предусматривается тематическое объединение по конкретной теме и обмен мнениями, соображениями и пониманиями в рамках конкретного вопроса или темы в целом. Участников диалога следует подразделять на следующие типы:

- зависимость;

- сотрудничество;

- равенство.

Диалог по своей сути следует рассматривать, как первичную форму речевой коммуникации, следовательно, он представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи.

Использование диалогового метода в рамках любого занятия необходима первоначальная информационная база в данном случае со стороны преподавателя, так как неинфомативност обучающихся может привести к неэффективности использования данного метода, что приведет к непродуктивности использования диалогового метода.

Определив основные цели и задачи, в рамках которых будет использоваться диалоговый метод, рассматривают три основных их типа:

- бытовой;

- деловая беседа;

- интервью.

Интерактивность, следует рассматривать как один из самых актуальных способов диалогового метода обучения, рассчитана по полное и глубокое взаимодействие преподавателя и аудитории. При этом важно помнить, что интерактивная модель обучения, в первую очередь, предполагает доминирующую активность обучающихся в рамках учебной деятельности [1]. Преподаватель, который планирует использовать интерактивную модель обучения, должен создать и поддерживать атмосферу поддержки и дружелюбия в рамках проводимого занятия. При таком условии будет обеспечиваться:

- полное вовлечение всех обучающихся;

- полное понимание обучающимися, какими знаниями и умениями они обладают;

- обмен способами и приемами (знаниями, умениями, идеями) в определенном виде деятельности;

- личный вклад каждого из обучающихся в общую деятельность.

Многие ученые считаю, что интерактивный метод обучения является самым эффективным в рамках диалогового обучения, так как:

- преподаватель и обучающиеся находятся в равных положениях;

- происходит процесс переосмысления знаний;

- развитие личности;

- целеустремленность;

- стремление приобрести новые знания;

- обобщение получаемой информации.

Следует помнить, что интерактивное обучение позволяет смоделировать и профессиональные ситуации в рамках которых также будет происходить активный диалоговый процесс обучения (обсуждение, высказывание предположений и решений, анализ и т.п.).

Интерактивность обладает отличительной особенностью, где происходит процесс переход от обычной логики в образовательной деятельности, а именно на первом месте выступает практическая составляющая, а не теория, формируется осмысление нового опыта использования на основе полученных теоретических знаний [3].

Используя диалоговый метод обучения, преподаватель должен учитывать ряд правил, которые позволят обучающимся достичь наиболее высоких показателей в учебной деятельности.

Основой первого правила является: полное вовлечение всех обучающихся независимо от их уровня подготовки. Решить данную проблему позволяют технологии интерактивного обучения, такие как:

- работа в малых группах;

- мозговой штурм;

- деловая игра;

- дискуссия;

- семинар с обсуждением;

- дебаты и т.п.

При этом важно помнить, преподаватель также должен принимать активно участие при любом методе интерактивного обучения [2].

Обязательным условием второго правила является внимание и понимание того, что не все обучающиеся готовы к участию в тех или иных формах работы. Психологическая подготовка у всех обучающихся разная и важно учитывать, что может присутствовать закрепощенность, скованность и традиционность поведения. В таких ситуациях следует поощрять обучающихся за активное участие в работе. Часто используется разминка, в рамках которой тоже происходит процесс раскрепощения и самореализации.

Третье правило касается состава общей группы. Работа в малых группах является продуктивной только в том случае, что каждый из обучающихся был услышан и имел возможность выступить в рамках обсуждаемой или решаемой проблемы.

Четвертое правило касается места, где планируется проводить интерактив. Заранее необходимо проработать вопрос как будут сидеть обучающиеся (обучающиеся не должны сидеть спиной друг к другу и преподавателю, при необходимости они могли бы пересаживаться к другим группам и т.п.). Желательным является наличие раздаточного материала, который может пригодиться в творческой работе в процессе интерактива.

Вопросы регламента и процедуры - пятое правило успешного интерактива. Такие вопросы, как правило, обсуждаются в начале учебного занятия и не нарушаются, также следует напомнить всем участника о терпимости к любому высказыванию и замечанию.

Заключительным правилом является - деление участников интерактива. Предпочтительным является случайный выбор.

Работа в группах подразумевает и особые функции для преподавателя:

- контролировать работу в группах;

- при необходимости быть готовым ответить на вопросы;

- следить за порядком и стараться регулировать возникающие споры;

- оказывать помощь при условии, что в ней есть необходимость.

Как правило групповая деятельность обучающихся используется на лекционных и практических занятиях на которых происходит процесс получения и дальнейшего закрепления полученных знаний, умений и навыков. Но следует отметить, что использование данного метода обучения дает хорошие результаты как при повторении, так и при обобщении изученного материала. Изученный ранее материал это большой объем информации, который позволяет:

- проводить анализ;

- уточнять спорные и сложные вопросы;

- систематизировать полученные знания;

- делать выводы.

Как правило, в рамках занятия используются:

- урок-конференция;

- математический бой;

- урок-консультация;

- дискуссия [2].

Использование интерактивных форм обучения на занятиях, которые посвящены повторению и обобщению способствуют более глубокому пониманию и закрепления полученных знаний ранее изученного материала.

По завершению занятия необходимо организовывать межгрупповое общение. Это важная часть интерактивного обучения, так как она позволяет:

- представить полную картину построения системы;

- подводятся итоги;

- анализируется, все ли поставленные цели и задачи были достигнуты;

- делается общий вывод.

Межгрупповое общение - организация обучения общению, а именно:

- культура речи;

- культура общения;

- логика;

- искусство спора и т.п.

Бесспорно, групповая форма работы является наиболее эффективной, но не следует забывать, что главным остается содержание деятельности формируемых групп. Следовательно, для более эффективной работы групп необходимо создавать такие условия, которые позволят развивать мышление, а отбор материала производить по принципу «от простого - к сложному». При этом нельзя забывать и про задания, которые позволяют конструктивно и творчески подходить к решению тех ли иных проблем.

Образование сегодня - система, которая призвана в полной мере, помочь раскрыть обучающимся, получить необходимые знания, умения и навыки которые позволят в дальнейшем стать высококвалифицированными специалистами, востребованными на рынке труда [3]. Интерактивное обучение способствует раскрытию и дает обучающимся:

- развитие, самоанализ и самооценку личности;

- работа в команде (понимание «я нужен»);

- приобретение необходимых навыков общения;

- принятие норм и правил при совместной деятельности;

- познавательная активность.

На современном этапе интерактивное обучение, которое однозначно относить к активным методам обучения, имеет отличительные особенности от активных методов обучения традиционной системы образования. Интератив сегодня дает возможность учащимся открывать для себя новые знания, приобретать и конструировать их. Именно это и является целью активных методов обучения сегодня.

Выводы. Сегодня диалоговый метод обучения можно отнести к наиболее эффективному, так как он способствует полной реализации всех необходимых компонентов обучения. Именно он позволяет повысить качество основных навыков и умений обучающихся, способствует формированию и развитию творческих способностей, дает возможность поиска новых знаний в рамках самостоятельной работы. Интерактивные занятия заставляют обучающихся думать, говорить, занимать активную позицию, отстаивать свою точку зрения, развивать речь, мышление и личностные качества.

Нельзя забывать и про и про воспитательные цели. На интерактивных занятиях вырабатывается уважительное отношение к одногруппникам и преподавателю. Особое внимание, сегодня, уделяется формированию коммуникативной компетенции обучающихся и диалоговый метод обучения в полной мере решет данную задачу.

В заключении отметим, что интерактивное обучение следует рассматривать как одну из наиболее активных форм диалогового метода обучения, основой которого выступает полное, постоянное и активное взаимодействие преподавателя с обучающимися. В рамках обучения обучающиеся показывают лучшие результаты своих знаний, умений и навыков, умение работать не только в группах, но и самостоятельно, учатся находить совместные решения проблем, конструктивно мыслить, принимать продуманные решения, основой которых является полный анализ, что в конечном итоге приводит к повышению уровня эффективности и улучшению образовательного процесса в целом.

Литература:

1. Вислобоков, Н.Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения / Н.Ю. Вислобоков // Информатика и образование. - 2011. - N 6. - С. 111-114.

2. Педагогика: семья - школа - вуз - общество (образовательно-инновационные технологии). Монография / Астадурьян А.П., Ахметшина И.А., Балакирева Н.А. [и др.]. - Воронеж-Москва, 2021. - 186 с.

3. Тойшева, О.А. Педагогические технологии - основа образовательного процесса высшего учебного учреждения / О.А. Тойшева, Е.Ю. Панцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-1. - С. 273-276.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат химических наук, доцент Толстенко Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь); кандидат технических наук, доцент ^аченко Элла Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Современная педагогическая наука, имеющая в своем развитии основной целью подготовку специалистов, владеющих информационно-коммуникационными технологиями, позволяющими применять фундаментальные знания по базовым дисциплинам, основам проектной деятельности в решении конкретных профессиональных задач, предлагает в качестве прогрессивной педагогической технологии кейс-метод. В статье приводится описание опыта педагогической деятельности при проведении практических занятий по курсу «Органическая химия» для обучающихся по направлениям подготовки 18.03.01 «Химическая технология», 44.03.05 «Педагогическое образование», 35.03.05 «Садоводство». Применение кейс-метода активирует познавательную деятельность обучающихся, вырабатывает мотивацию к обучению и убеждает в правоте известного тезиса о том, что практика без теории слепа, а теория без практики беспредметна.

Ключевые слова: кейс-метод, система высшего инженерного образования, инсектицид, пестицид, анестетик, правила ориентации в бензольном кольце.

Annotation. Modern pedagogical science, which in its development has the main goal of training specialists who own information and communication technologies that allow them to apply fondamental knowledge in basic disciplines, the basics of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.