Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ'

ВНЕДРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ / СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФГОС / INTERACTIVITY / INTERACTIVE LESSON / STUDENT / EDUCATIONAL PROCESS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Марьям Абдрахмановна

В статье рассмотрена сущность интерактивности в обучении студентов. Сделан вывод о том, что формирование ключевых компетенций зависит от активности и мотивированности самого обучающегося. Поэтому одной из главных задач является внедрение и применение в образовательном процессе интерактивных занятий, которые в общей сложности дают шанс обучающимся самостоятельно приобретать знания и формировать навыки. Использование интерактивной модели обучения предполагает имитацию жизненных ситуаций, совместное решение проблем, делегирование ролей. Доминирование какой-либо идеи или какого-либо участника учебного процесса исключается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION AND APPLICATION OF INTERACTIVE LESSONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

The article considers the essence of interactivity in student learning. It is concluded that the formation of key competencies depends on the activity and motivation of the student himself. Therefore, one of the main tasks is the introduction and application of interactive classes in the educational process, which in total give students a chance to independently acquire knowledge and develop skills. Using an interactive learning model involves simulating life situations, joint problem solving, and role delegation. The dominance of any idea or any participant in the educational process is excluded.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ»

культуру, привить ему понимание иерархических отношений в коллективе и научить справляться с конфликтами интересов.

Выводы. Подводя итоги проведенного исследования, можно выделить двусторонний характер наставнических отношений, как осную характеристику данного типа отношений. И наставник и наставляемый должны быть готовы к осуществлению этой деятельности и нести ответственность за её успех. Для того, чтобы процесс адаптации молодого педагога был наиболее успешным, необходимо реализовать программы подготовки наставников, критериальной базой отбора которых могли бы быть основные характеристики наставников, выделяемые многими исследователями.

Литература:

1. Ilevbare Femi M Mentoring in the Workplace: a Case Study of the Academic Setting // Mentoring: A Key Issue in Human Resource Management pp. 197-206

2. Rowley D. The Good Mentor // Supporting New Teachers Vol. 56 №6, 1999.

3. Балагурова М.С. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 38-40. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12933/ (дата обращения: 25.10.2019).

4. Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? / Вестник Мининского университета // 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 1.

5. Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д., Лабазова А.В. Трансформация профессионально-личностных качеств наставника в истории отечественной школы // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63-1. С. 29-32

6. Игнатьева Е.В., Рябкова Ю.В. Менторинг и наставничество: сравнительный анализ понятийного поля // Менторинг и наставничество: сравнительный анализ понятийного поля // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 62-3. С. 102-104.

7. Игнатьева Е.В., Синева Е.Д. Учитель иностранного языка как эффективный наставник молодого педагога // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2019. С. 167-169.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Исаева Марьям Абдрахмановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ВНЕДРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ИНТЕРАКТИВНЫХ

ЗАНЯТИЙ

Аннотация. В статье рассмотрена сущность интерактивности в обучении студентов. Сделан вывод о том, что формирование ключевых компетенций зависит от активности и мотивированности самого обучающегося. Поэтому одной из главных задач является внедрение и применение в образовательном процессе интерактивных занятий, которые в общей сложности дают шанс обучающимся самостоятельно приобретать знания и формировать навыки. Использование интерактивной модели обучения предполагает имитацию жизненных ситуаций, совместное решение проблем, делегирование ролей. Доминирование какой-либо идеи или какого-либо участника учебного процесса исключается.

Ключевые слова: интерактивность, интерактивное занятие, студент, образовательный процесс, ФГОС.

Annotation. The article considers the essence of interactivity in student learning. It is concluded that the formation of key competencies depends on the activity and motivation of the student himself. Therefore, one of the main tasks is the introduction and application of interactive classes in the educational process, which in total give students a chance to independently acquire knowledge and develop skills. Using an interactive learning model involves simulating life situations, joint problem solving, and role delegation. The dominance of any idea or any participant in the educational process is excluded.

Keywords: interactivity, interactive lesson, student, educational process, Federal State Educational Standard.

Введение. Современный образовательный процесс строится на использовании различных форм и методов обучения, включая самые современные, к которым можно отнести информационные и интерактивные технологии.

В условиях многообразия форм и методов обучения современный педагог должен уметь рационально строить образовательный процесс. Профессиональное образование носит практико-ориентированный характер и должно соответствовать современным стандартам качества. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения определяют в качестве критериев высокую практическую ориентированность процесса обучения. Ряд требований к выпускникам педагогического направления подготовки, отраженных во ФГОС и необходимых для осуществления деятельности в профессиональных областях, связаны с реализацией проектов, формализацией и трансляцией технологических решений с помощью современных компьютерных средств. Формирование ряда подобных умений и качеств выпускников осуществляется в процессе использования электронных образовательных ресурсов, отражающих технологические процессы профессиональной области.

Изложение основного материала статьи. Не случайно, государственные образовательные стандарты высшего образования предусматривают широкое применение в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Так, согласно требованиям, к условиям реализации программы подготовки специалистов образовательная организация обязана предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, применение в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий [6].

При условиях реализации новых форм и методов обучения возможно соответствовать новым требованиям. Обучение обязано перейти к современной, модернистской модели, носящей инновационный характер, в условиях развития современного рынка образовательных услуг, а также требований, связанных с развитием информационных технологий. При таких условиях, наиболее благоприятным будет применение интерактивных и активных методов обучения, которые направлены на развитие, формирование и совершенствование профессиональных компетенций, а также умений самостоятельно решать студентами поставленные задачи.

Термин «интерактивная педагогика» относительно новый: его ввел в 1975 немецкий исследователь Ганс Фриц. Интерактивность при этом в обучении можно объяснить, как взаимодействие учеников, пребывания в режиме беседы, диалога, совместного действия [9]. Разработка элементов интерактивного обучения можно найти в трудах В. Сухомлинского, в творчестве учителей - новаторов 70-80-х гг. (В. Шаталов, Е. Ильин, С. Лысенкова, Ш. Амонашвили и др.), теории развивающего обучения [11].

Сущность интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс осуществляется именно путем постоянного, активного взаимодействия всех участников учебного процесса. Такое сообучение, взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где и студент, и преподаватель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, каждый из них четко понимает и осознает, что он делает, рефлексирует по поводу того, что он знает, что умеет и как осуществляет и реализует свое действие.

В этих обстоятельствах преподаватель в интерактивном обучении выступает организатором процесса обучения, консультантом, который никогда не «запирает» учебный процесс на себе, а главными в процессе обучения выступают связи между обучающимися, их взаимодействие и сотрудничество. Результаты обучения достигаются взаимными усилиями участников процесса обучения, которые берут на себя ответственность за результаты обучения, в конце способствует существенному повышению эффективности и уровня знаний учащихся [10].

Характеристики интерактивных форм проведения занятий:

• студенты занимаются не просто прослушиванием информации;

• меньше внимания уделяется передаче информация, а большая часть времени уходит на формирование навыков обучающихся и развитию идей;

• формирование у обучающихся навыков мышления «высшего порядка» (анализ, обобщение, оценка);

• оказывают всестороннее воздействие на обучающихся;

• все обучающиеся участвуют в деятельности (например, решение кейсов, обсуждение, передача опыта);

• больше внимания уделяется развитию у обучающихся собственных взглядов, ценностей и приобретения опыт;

• активизация деятельности обучающихся;

• благоприятствует успешному усвоению учебного материала;

• осуществляют обратную связь.

Отметим, что одним из главных условий интерактивного обучения является поддержка и активное участие в образовательном процессе самого преподавателя. Он должен сам учувствовать в интерактиве, например, в «мозговом штурме», дискуссии и т.п., чтобы понять, как действует интерактив внутри самого процесса активного познания.

Суть интерактивного занятия («inter» - взаимный, «act» - действовать) состоит в активном взаимодействии всех участников образовательного процесса, происходящего в режиме непрерывного диалога и обмена опытом и информацией. Важное отличие интерактивных форм и методов обучения от активных заключается в том, что они нацелены на всеобщее взаимодействие обучающихся не только с друг с другом, но и преподавателем, а также на преобладание деятельности обучающихся в процессе обучения.

«Интерактивное обучение» - это практический подход, который состоит в совместной деятельности преподавателя и обучающихся: все взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия соучеников и своё собственное поведение [4]. Интерактивное обучение помогает студентам стать более заинтересованными, запомнить больше материала, улучшить навыки решения проблем и навыки критического мышления.

Субъектами образовательного процесса в интерактивном обучении являются обучающиеся, они выступают в качестве автономного элемента обучающей системы. Существует еще одна особенность интерактивного процесса обучения, ей характерна высокая степень коммуникации, развитие и формирование диалогического общения, которое ведет к взаимодействию и взаимопониманию.

За счет диалогового общения обучающиеся формируют компетенции, связанные с умением критически мыслить, способностью решать сложные многоуровневые проблемы на основе исследования и анализа информации и обстоятельств, умением анализировать и сопоставлять альтернативные мнения, а также способностью участвовать в дискуссиях, при этом взаимодействуя с другими участниками образовательного процесса. Такая существенная активность студентов является эффективной и нацеленной на достижение цели, которая реализуется с наивысшей мотивацией обучающихся при минимальном контроле со стороны преподавателя. Результатом этой активности является процесс стремления познания, общения, проявления своих знаний, умений и навыков.

В связи с этим в интерактивных методах важны такие элементы, как [8]:

- формирование неотъемлемых компетенций;

- вклад всех обучающихся, которые являются субъектами приобретения компетенций посредством своей деятельности и общения с другими субъектами образовательного процесса;

- применение процессов групповой динамики;

- выявление творческих возможностей, обучающихся;

- применение средств вербального и невербального общения (жесты, манера речи, мимика, поведение);

- диалоговое взаимодействие в системах «преподаватель-обучающийся» и «обучающийся-обучающийся»;

- применение принципов педагогики сотрудничества для организации работы в малых группах и в парах;

- организация обучения на основе активной игровой (ролевой) и обучающей деятельности;

- самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности и взаимодействия.

На наш взгляд, неотъемлемой частью интерактивного обучения является право каждого студента высказать своё мнение, сделать рефлексию, отзыв, критику о том, что происходило на занятии. Обучающиеся, работая дружным составом, учатся коллективной деятельности, получать и оказывать помощь, делиться ответственностью за работу, которая оценивается ими самостоятельно и коллективом. Преподаватель выполняет роль консультанта, которая требует усилий на подготовительном этапе, но в фазе реализации даёт возможность наблюдать за обучающимися и стать их партнером.

Процесс обучения, основанный на применении интерактивных методов, организуется с оценкой включенности в процесс познания всех участников образовательного процесса без исключения. Если каждый способен внести свой личный вклад, а в процессе работы идет обмен идеями, знаниями, опытом, способами деятельности, то возникает эффективная совместная деятельность. Для этого необходимо организовать парную, групповую или индивидуальную работу, применяя различные интерактивные методы обучения, такие, как кейс-метод, мозговой штурм, ролевые игры и т.д. Интерактивное обучение основано на принципах активности обучаемых, взаимодействия, опоре на групповой и личный опыт, обязательной обратной связи.

Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы выделили и адаптировали следующие основные правила организации интерактивного занятия.

Правило первое. Легче учиться вместе. Необходимо предоставить возможность вовлечения всех обучающихся в образовательную деятельность, для этого нужно применять технологии и методы, позволяющие сделать это.

Правило второе. Материал легче усваивать небольшими порциями. Не все участники образовательного процесса психологически готовы усваивать материал беспрерывно, поэтому необходимо делать разминки, отступления, поощрять за активную работу, дать всем возможность для самореализации.

Правило третье. Оптимальное количество участников интерактивного занятия - до 25 человек. В интерактиве не должно быть задействовано очень много человек, иначе теряется возможность осуществления обратной связи, возможность объективной оценки и контроля, а также активного взаимодействия.

Правило четвертое. Образовательная среда должна быть подготовлена для активного взаимодействия обучающихся, например, подготовлены флипчарты и стикеры для постерной сессии.

Правило пятое. Точное соблюдение регламента занятия. Все участники должны знать отведенное время на определенные виды деятельности и успевать укладываться в регламент. За счет этого формируется умение рассчитывать время, проявлять терпимость, уважать деятельность и время других людей.

Правило шестое. Необходимо внимательно относится к делению обучающихся на группы, можно собрать неравноценные группы, где у участников не будет возможности приобрести новые знания и опыт.

Отметим общие условия организации интерактивного занятия:

- поощрение доверительных отношений между обучающим и обучающимися;

- развитие взаимности и сотрудничества среди обучающихся;

- установление регламента;

- демократический стиль;

- уважение чужого мнения, таланта и способов обучения;

- включение в деятельность личного опыта обучающихся, различных примеров, образов и фактов;

- применение разнообразных форм и методов получения информации, чередовать их в процессе занятия;

- предоставить обучающимся проявление различных видов деятельности, организовать их мобильность;

- повышение мотивации обучающихся.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что интерактивные занятия обеспечивают прочность знаний, высокую мотивацию, фантазию и творчество, активную жизненную позицию, командный дух, коммуникабельность, ценность индивидуальности, акцент на деятельность, взаимоуважение, свободу самовыражения и демократичность. Поэтому, при планировании интерактивного занятия, деятельность преподавателя должна вестись в следующих двух направлениях.

Первый из них предусматривает ряд действий для эффективного обучения, и в частности:

- предоставить возможность обучающимся для предварительной подготовки к занятию, дать задание для самостоятельной работы, прочитать и проанализировать сопутствующую информацию, дать подготовительные задачи;

- подбирать интерактивные методы в соответствии с темой занятия и формированием необходимых компетенций;

- проговаривать установленный регламент на выполнение задания с обучающимися заранее, чтобы дать им возможность вникнуть в содержание задачи, продумать все возможные варианты решения;

- правильно комбинировать интерактивные методы, применять один два взаимодополняющих метода;

- рефлексия интерактивного занятия должна быть проведена с глубоким анализом, необходимо акцентировать внимание на важных достижениях обучающихся, на важных моментах темы, и дать возможность прогноза будущей темы;

- проводить контроль знаний в конце занятия, быстрый опрос, самостоятельная работа, домашняя работа.

Второе же направление деятельности преподавателя определяет планирование контроля обучения, то

есть:

- основательно продумать и изучить основной, дополнительный и контрольно-измерительный материал, документы, примеры и задания;

- планирование и разработка занятия: выбор форм и методов обучения, распределение времени, подготовка вопросов и возможных ответов, определение ролей участников, разработать или выбрать критерии оценки эффективности занятия;

- подбор средств мотивации обучающихся для изучения учебного материала, разработка наиболее интересных проблем, случаев, кейсов;

- демонстрация конкретных целей занятия, ожидаемых результатов и критериев оценки результатов деятельности обучающихся на занятии;

- подобрать различные средства и методы для вовлечения обучающихся в деятельность, привлечения их внимания, контроля над дисциплиной, соответствующей эффективной работы аудитории.

Значительно быстрее раскрыть творческий потенциал обучающихся помогают интерактивные формы и методы обучения. Согласно Феррейра Опасо, использование на занятиях интерактивных форм и методов делает возможным [7]:

- повышение уровня мотивации у обучающихся;

- обучать студентов самостоятельно овладевать определенными компетенциями, необходимыми для реализации практической деятельности;

- формировать практические навыки у студентов, необходимые для индивидуальной реализации творческих заданий;

- обновить предметные знания для решения личностно-значимых задач на деятельностной основе;

- вырабатывать партнерские отношения между обучающимися и педагогом.

В современном мире имеется неограниченное количество разнообразных обучающих программ с применением интерактивного обучения, при этом включающих методический материал, необходимый преподавателю. Поэтому электронные образовательные ресурсы по проектированию и реализации интерактивных занятий будут актуальны на данный момент развития образовательных программ. Очень важные интерактивные методы в процессе реализации проектной деятельности студентов [1-3].

В условиях рыночных отношений сегодняшняя система профессионального образования одним из направлений успешного развития и подготовки высококвалифицированных кадров выделяет принцип оценки приоритетов для задач подготовки квалифицированных кадров принцип интересов обучающихся. Для реализации данного принципа преподаватели средних профессиональных организаций должны выработать и внедрить в образовательный процесс методы и приемы, которые были бы направлены на активизацию творческих возможностей обучающегося и его желания учиться. На этом этапе должна реализовываться задача воспитания личности обучающегося, его ценностных ориентаций, так как основной составляющей образовательного процесса в профессиональных организациях является становление и воспитание профессионализма. И, от того, как каждый обучающийся вовлечен в процесс обучения, будет зависеть уровень сформированности его профессиональных компетенций.

Помимо этого, всепоглощающая информатизация современного общества в свою очередь оказала огромное влияние на учебный процесс, на систему профессионального образования, обязав существенного пересмотра применяемых методик обучения.

Выводы. Таким образом, формирование ключевых компетенций зависит от активности и мотивированности самого обучающегося. Поэтому одной из главных задач является внедрение и применение в образовательном процессе интерактивных занятий, которые в общей сложности дают шанс обучающимся самостоятельно приобретать знания и формировать навыки.

Использование интерактивной модели обучения предполагает имитацию жизненных ситуаций, совместное решение проблем, делегирование ролей. Доминирование какой-либо идеи или какого-либо участника учебного процесса исключается.

Литература:

1. Исаева М.А. Сущность и содержание проектной деятельности педагога в системе педагогического образования // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 50-51.

2. Исаева М.А. Проектно-исследовательская культура студентов педагогических специальностей в процессе изучения математики // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 99-101.

3. Исаева М.А. Педагогические условия совершенствования процесса формирования проектно-исследовательской культуры студентов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 108-109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Митькина О.В. Интерактивные методы обучения в формировании личностных компетенций студентов рыбохозяйственного вуза [Электронное издание]- Режим доступа.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-v-formirovanii-lichnostnyh-kompetentsiy-studentov-rybohozyaystvennogo-vuza

5. Палински А. Об эффективном обучении и активизирующих методах обучения иностранному языку // Современные проблемы глоттодидактики. — Rzeszow: Wyd. Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2009. - С. 328-329.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.04.2018 № 230 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 29.01.05 Закройщик" (Зарегистрирован 18.04.2018 № 50810) [Электронное издание] - Режим доступа. - URL: https://fumo-spo.ru/?p=artieles&show=4

7. Софронова Н.В. Теоретические и технологические основы обеспечения учебного процесса программно-методическими средствами: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н.В. Софронова. - Чебоксары, 1999. - 332 с.

8. Сорокопуд Ю.В. Профессионально важные качества личности как фактор конкурентоспособности современных специалистов сферы "Человек - человек" // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 245-246

9. Сорокопуд Ю.В. Психолого-педагогический анализ профессионально-значимых личностных качеств, определяющих успешность профессиональной педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 330-331.

10. Энциклопедия интерактивного обучения. А.И. Пометун. - М., 2007. - 144 с.

11. Энциклопедия педагогических технологий и инноваций / Составитель: Н.П. Наволокова. - М.: Изд. группа «Основа», 2009. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.