4. Nikolina, V.V. Podgotovka buduthego pedagoga v usloviyakh lichnostnoyj orientacii obrazovaniya // Podgotovka specialista v oblasti obrazovaniya. - N. Novgorod, 2001. - Vihp. X.
5. Savinov, E.S. Obrazovateljnihe standartih i dinamichnostj menyayuthikhsya realjnosteyj / E.S. Savinov, A.M. Kondakov // Prosvethenie. -2010. - № 35.
6. Samerkhanova, Eh.K. Organizaciya poznavateljno-tvorcheskogo prostranstva obucheniya studentov matematike // Problemih tvorcheskogo razvitiya: sb. stateyj uchastnikov Mezhdunarodnoyj konf. S.-Sorlen d Arve, 2008.
Статья поступила в редакцию 16.05.12
УДК: 37.026.7
Pomelova M.S., Artyukhin O.I. INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION IN SYSTEM OF ELECTIVE COURSES. In
article modern forms of education, on the basis of interactivity are presented. The essence of interactive training consists in active interaction of all participants of educational process. Interactive forms of education are most effective when studying disciplines on elective courses. A number of interactive forms of education, such as interactive lecture, interactive laboratory works, interactive out-of-class occupations is opened.
Key words: interactivity, active interaction, forms of education, elective courses.
М.С. Помелова, канд. пед. наук, доц. каф. информатики, теории и методики обучения информатике Арзамасского гос. педагогического института им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, E-mail: [email protected];
О.И. Артюхин, аспирант каф. общей педагогики Арзамасского гос. педагогического института им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ
В статье представлены современные формы обучения, на основе интерактивности. Сущность интерактивного обучения состоит в активном взаимодействии всех участников учебного процесса. Интерактивные формы обучения наиболее эффективны при изучении дисциплин на курсах по выбору Раскрыт ряд интерактивных форм обучения, таких как интерактивная лекция, интерактивные лабораторные работы, интерактивные внеаудиторные занятия.
Ключевые слова: интерактивность, активное взаимодействие, формы обучения, курсы по выбору.
В настоящее время традиционные формы обучения уступают место современным, в основе которых лежит активное обучение с применением современных информационных технологий или интерактивное обучение.
«Интерактивными называется группа обучающих форм, в которых социальные взаимодействия рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий интенсифи-
Отличительные характеристики интера
цировать процесс обучения. К интерактивным формам относят не все формы и методы активного обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения» [1, с. 96]. Выделим отличительные характеристики интерактивных и традиционных форм обучения (таблицаї).
Таблица 1
ивных и традиционных форм обучения
Традиционная форма обучения Интерактивная форма обучения
1. Определяется физиологическим развитием и социальным принуждением. 2. Планирование учебного процесса осуществляется преподавателем. 3. Учебная деятельность обучающихся ориентирована на передачу знаний. 4. Оценка деятельности обучающихся на занятии осуществляется преподавателем. 5. Групповой и индивидуальный способ обучения. 6. Не учитывается познавательная и эмоциональная сфера обучающегося, его индивидуальные возможности. 7. Субъект-объектные отношения (преподаватель ^ студент) 1. Определяется задачами по развитию личности и профессиональными умениями. 2. Планирование учебной деятельности совместно с обучающимися. 3. Ориентация на поиск новых знаний на основе опыта. 4. Совместно с обучающимися самооценка и взаимоконтроль. 5. Комбинирование коллективного, группового, парного, малыми группами и индивидуального способа обучения 6. Постоянное сочетание в практике обучения познавательной и эмоциональной сфер, ситуация диалога и открытия нового знания. 7. Субъект-субъектные отношения (студент ^ преподаватель ^ студент)
К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят: лекции; семинары, просеминары, спецсеминары; коллоквиумы; лабораторные работы; практикумы и спецпрактикумы; самостоятельную работу; научно-исследовательскую работу студентов; разные виды практик и пр.
Выделим направления активности при различных интерактивных формах обучения (таблица 2) [2].
Данные формы обучения достаточно сложно реализовать для большого потока обучающихся. Так же если говорить об интерактивности, как ключевом понятии, нужно иметь в виду, что это в первую очередь активное взаимодействие, акцент здесь
- активное. Необходимо заинтересованность всех участников учебного процесса. Таким образом, особенно эффективно применение современных интерактивных форм при организации обучения для дисциплин по выбору.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования предполагает деление циклов на базовую и вариативную части. Вариативная часть делится на две составляющие: обязательные дисциплины и дисциплины по выбору (курсы по выбору). Отличием курсов по выбору от обязательных дисциплин является более углубленное и расширенное изучение учебного материала, подробное, обстоятельное, максимально обоснованное изложение того или иного вопроса. Выделяют курсы информационно-обзорного характера и углубленные курсы по выбору. Курсы информационно-обзорного характера направлены на расширение базы для самообразования, введение обучающих в суть определенных теорий, специфики задач и используемых методов, которые могут иметь применение для соответствующих специалистов. Курсы по выбору углубленного характера вводятся на более высоких уровнях обучения, позволяя дополнять вопросы, связанные с общеобразовательными курсами (физика, химия, математика, информатика), и получать знания из новых областей.
Таблица 2
Направления активности при различных интерактивных формах обучения
Мышление Деятельность Речь Социально- психологическая адаптация Интерактивные формы обучения
+ + + + Дипломное проектирование, учебная деловая игра, дидактическая игра, стажировка с исполнением должностной роли
+ + + - Исследовательская лабораторно-практическая работа, дидактическая игра на условном материале
+ + - + Научно-исследовательская работа, дидактическая игра на реальном материале без дискуссии.
+ - + + Игровая ситуация, ролевая игра
- + + + Доклад результатов исследования, реферата на специальную тему.
+ + - - Практическое занятие.
+ - + - Дискуссия, спор.
+ - - + Решение реальных задач
- + + - Лабораторная работа с отчетом
- + - + Педагогическая практика
- - + + Публичное выступление
+ - - - Лекция, самостоятельная работа, решение творческих задач, игровой прием.
- + - - Работа по образцу
- - + - Изложение, доклад, сообщение
- - - + Экскурсия, демонстрация макета, учебного фильма.
В настоящее время, нет четкого определения понятия «курс по выбору», существует несколько трактовок. На наш взгляд, наиболее полным является определение курсов по выбору, как совокупность организационных структур обучения в вузе, основанных на привлечении студентов к активному участию в науке, направленных на дальнейшее совершенствование и развитие профессиональных зияний, умений и навыков, являющихся базой формирования профессионального мастерства. В качестве средства совершенствования учебной, научно-исследовательской деятельности студентов в вузах определена системная организация курсов по выбору по единой проблеме. Под системой курсов по выбору по единой проблеме понимается совокупность организационных структур учебной, научно-исследовательской деятельности, направленных на углубленное изучение студентами одной из проблем на протяжении всех лет обучения в вузе, способствующей ранней специализации, становлению и дальнейшему совершенствованию профессиональных научных знаний, умений и навыков, «ведущих» студента к будущей профессиональной деятельности и являющихся базой формирования профессионального мастерства [3].
Особое значение курсы по выбору имеют при подготовке бакалавров направления «Педагогическое образование», поскольку определение конкретного вида профессиональной деятельности определяется высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. Бакалавр по направлению подготовки «Педагогическое образование» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- педагогическая;
- культурно-просветительская;
- научно-исследовательская [4].
Решение поставленных задач не возможно только силами дисциплин базовой части. Полная и всесторонняя подготовка возможна в условиях активного внедрения системных курсов по выбору.
Остановимся подробнее на некоторых интерактивных формах обучения, которые можно применять на курсах по выбору.
Интерактивная лекция - форма обучения, в которой лектор, излагая содержание учебного материала большой группе обучающихся, организует их продуктивное взаимодействие с ценностно-целевым, информационно-знаниевым, технологическим и результативным компонентами образовательной среды обучения дисциплине. Интенсивное продуктивное взаимодействие обучающегося с образовательной средой на интерактивной лекции обеспечивается введением в лекцию элементов и приемов, стимулирующих познавательную активность и функционированием обратной связи лектор- обучающийся. На интерактивной лекции могут быть использованы такие способы подачи учебного материала, как создание проблемной ситуации, требующее обнаружения и разрешения возникших противоре-
чий; «парная лекция» в виде диалога двух преподавателей; различные виды визуализации; лекции с заранее запланированными ошибками; лекции-пресс-конференции и т.д.
Особенностями интерактивной лекции являются:
- сочетание монологического повествования преподавателя с вопросами к аудитории (вопросно-ответная и дискуссионные формы);
- большое количество приводимых примеров;
- создание проблемных мини-ситуаций и их краткое обсуждение с аудиторией и внутри аудитории (организация познавательной коллективной деятельности);
- оперативные ответы преподавателя на возникающие вопросы обучающихся;
- анализ различных точек зрения, как существующих в науке, так и высказанных обучающимися во время лекции;
- обращение к имеющемуся учебному опыту обучающихся;
- максимальное использование средств наглядности (современные информационные технологии);
- рассмотрение некоторых аспектов изученного учебного материала и способов его объяснения с позиции его применения в последующей профессиональной деятельности;
- использование форм экспресс-контроля.
Организация лабораторных работ предусматривает работу
обучающихся в малых группах, возможно переменного состава. Именно в групповом взаимодействии появляется возможность развития личностных и межличностных навыков, способности обосновывать решения, распределять и выполнять определенные роли. Практические и лабораторные формы аудиторных занятий допускают более широкое разнообразное использование интерактивных методов обучения.
Внеаудиторные формы интерактивного обучения, включают самостоятельные занятия обучающихся, связанные с выполнением обязательных текущих домашних заданий, конкретную работу над проектами в рамках учебной дисциплины, работу над курсовыми и дипломными проектами, занятия в кружках, а также самообучение. Все внеаудиторные формы обучения характеризуются большей самостоятельностью обучающихся по сравнению с аудиторными, но не полным отсутствием зависимости обучающегося от других субъектов образовательной среды. Так, при групповых внеаудиторных заданиях обучающий взаимодействует с другими обучающимися группы.
Таким образом, использование интерактивного обучения студентов направления педагогическое образование целесообразно проводить по трем направлениям:
1. Использование методов активизации традиционных форм обучения на основе деятельностного подхода.
2. Внедрение активных методов обучения, применение которых связано с использованием в учебном процессе интерактивных форм обучения.
3. Активное внедрение интерактивных форм при обучении на курсах по выбору.
Библиографический список
1. Гавронская, Ю.Ю. Интерактивное обучение химическим дисциплинам как средство формирования профессиональной компетентности студентов педагогических вузов: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2009.
2. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / под ред. Е.С. Полат. - М.,
2006.
3. Родиошкина, Ю.Г. Фундаментальная и профессионально направленная подготовка по физике студентов технических вузов в рамках
вариативного компонента учебного плана: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).
Bibliography
1. Gavronskaya, Yu.Yu. Interaktivnoe obuchenie khimicheskim disciplinam kak sredstvo formirovaniya professio-naljnoyj kompetentnosti studentov pedagogicheskikh vuzov: dis. ... d-ra ped. nauk. - SPb., 2009.
2. Pedagogicheskie tekhnologii distancionnogo obucheniya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. uchebnihkh zavedeniyj / pod red. E.S. Polat. -M., 2006.
3. Rodioshkina, Yu.G. Fundamentaljnaya i professionaljno napravlennaya podgotovka po fizike studentov tekhniche-skikh vuzov v ramkakh variativnogo komponenta uchebnogo plana: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2010.
4. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr»).
Статья поступила в редакцию 10.05.12
УДК 371.3
Aryabkina I.V. ^LTURAL AND AESTHETIC COMPONENT IN THE PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION SYSTEM OF A JUNIOR SCHOOL TEACHER. The main purpose of the article is the analysis of cultural and aesthetic component in the professional competence formation system of a junior school teacher. Author's opinion is presented in suggested materials at the cultural components development updating in education content, which must encourage personal matulity formation of undergraduates, and primarily their spirituality in modern conditions. The great attention in solution of this problem is payed to cultural and aesthetic educational sphere construction in pedagogical institution on the base of integrative in itself poliartistic and expressive approaches.
Key words: professional competence, cultural and aesthetic component, content of education, spirituality, poliartistic approach, expressive approach.
И.В. Арябкина, д-р пед. наук, проф., декан факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Ульяновский
гос. педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Е-mail: [email protected]
КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Основной целью статьи является анализ культурно-эстетической составляющей в системе формирования профессиональной компетентности учителя начальной школы. В предлагаемых материалах представлен взгляд автора на актуализацию развития общекультурных компонентов в содержании образования, которое в современных условиях должно способствовать формированию личностной зрелости обучаемых, и, в первую очередь, их духовности. Большое внимание в решении этой проблемы уделяется построению культурно-эстетической образовательной среды в педагогическом учебном заведении на основе интегративных по своей сущности полихудожественного и выразительностного (экспрессионного) подходов.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, культурно-эстетическая составляющая, содержание образования, духовность, полихудожественный подход, экспрессионный подход.
Динамично меняющаяся научно-производственная практика предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки будущих педагогов, их личностным качествам, проявляющимся в профессиональной компетентности. Подготовка учителя, обладающего широким спектром профессионально-педагогических компетенций, способного к восприятию и реализации инноваций в педагогической деятельности, личностному и профессиональному развитию на протяжении всей жизни - таковы цели современного профессионально-педагогического образования.
По международным и европейским стандартам учитель XXI века - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на мировой культурный опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.
Педагог XXI века - это человек Культуры. Не случайно в последние годы активно разрабатываются разнообразные аспекты понятия «культура». Одним из важнейших в контексте настоящего исследования является понятие «педагогическая культура», которое определяется как «совокупность реализуемых в деятельности учителя общекультурных и профессиональ-
ных знаний, умений и навыков, способов и форм общения, и опыта результативной педагогической деятельности, уровня развития педагогического сознания, самосознания и мышления, сформированных личностной и профессиональной Я-концепции, концепций Воспитанника и Деятельности» [1, с. 154]. Компонентами педагогической культуры являются педагогическая направленность, совокупность профессионально-значимых личностных качеств и способностей, широкий кругозор, педагогическая эрудиция и профессиональная компетентность. Однако наличие всех этих составляющих в личности современного учителя еще не гарантирует успеха в педагогической деятельности. В «живом», реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве отмеченных выше качеств с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство этих проявлений образует гуманитарную культуру педагога.
Изучение биографий выдающихся педагогов (Я.А. Коменс-кого, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.) показывает, что именно их гуманитарная культура, проявляющаяся в широкой образованности, интеллигентности, высоком чувстве долга и ответственности, служила основой зарождения гуманистических идей, прорывающий замкнутый круг привычных педагогичес-