Научная статья на тему 'Использование интерактивного обучения студентов в вузе в контексте компетентностного подхода'

Использование интерактивного обучения студентов в вузе в контексте компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
882
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TECHNOLOGY / ONLINE TRAINING / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / METHODS OF INTERACTIVE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бычкова Наталья Владимировна, Волков Владимир Васильевич, Массарова Татьяна Леонидовна

Статья посвящена актуальной проблеме эффективных методов интерактивного обучения студентов вуза с позиции компетентностного подхода. Интерактивное обучение построено на интенсивном рефлексивном взаимодействии субъекта с образовательной средой обучения. Методика интерактивного обучения дисциплинам художественного профиля представляет собой поэтапный процесс формирования профессиональных компетенций. В статье выделены и описаны три уровня сформированности компетенций. Рассматриваются базовые положения уровневой методики интерактивного обучения, отдельные технологии и методы, способствующие формированию профессиональных компетенций у будущих учителей в процессе преподавания профильных дисциплин: интерактивные лекции, дискуссионный метод, метод проектов, метод мозгового штурма, кейс-технологии, метод портфолио, мастер-класс. Перечисленные технологии интерактивного обучения обеспечивают развитие у студентов самостоятельности и творческой активности, способности применять полученные знания и навыки в собственной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Interactive Teaching at the University in the Context of the Competency Approach

The article deals with a current issue of effective methods of interactive teaching of high school students from the perspective of the competency approach. Interactive learning is based on an intensive reflexive interaction of the subject with an educational learning environment. The methodology of interactive teaching the art disciplines represents stage-by-stage process of forming professional competences. The article identifies and describes three levels of formation of competences. The article considers the basic provisions of the level technique of interactive training, separate technologies and methods promoting formation of professional competences of future teachers in the course of teaching profile disciplines: interactive lectures, discussion method, project method, brainstorming, case-technology, the method of portfolio, a master class. These technologies provide interactive learning development of students’ autonomy and creativity, the ability to apply knowledge and skills in their own profession.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивного обучения студентов в вузе в контексте компетентностного подхода»

УДК 378.147 ББК 74.58

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

I Н.В. Бычкова, В.В. Волков, Т.Л. Массарова

78

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме эффективных методов интерактивного обучения студентов вуза с позиции компе-тентностного подхода. Интерактивное обучение построено на интенсивном рефлексивном взаимодействии субъекта с образовательной средой обучения. Методика интерактивного обучения дисциплинам художественного профиля представляет собой поэтапный процесс формирования профессиональных компетенций. В статье выделены и описаны три уровня сформированности компетенций. Рассматриваются базовые положения уровневой методики интерактивного обучения, отдельные технологии и методы, способствующие формированию профессиональных компетенций у будущих учителей в процессе преподавания профильных дисциплин: интерактивные лекции, дискуссионный метод, метод проектов, метод мозгового штурма, кейс-технологии, метод портфолио, мастер-класс. Перечисленные технологии интерактивного обучения обеспечивают развитие у студентов самостоятельности и творческой активности, способности применять полученные знания и навыки в собственной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивное обучение, компетентностный подход, профессиональные компетенции, методы интерактивного обучения.

THE USE OF INTERACTIVE TEACHING AT THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF THE COMPETENCY APPROACH

I N.V. Bychkova, V.V. Volkov, T.L. Massarova

Abstract. The article deals with a current issue of effective methods of interactive teaching of high school students from the perspective of the competency approach. Interactive learning is based on an intensive reflexive interaction of the subject with an educational learning environment. The methodology of interactive teaching the art disciplines represents stage-by-stage

process of forming professional competences. The article identifies and describes three levels of formation of competences. The article considers the basic provisions of the level technique of interactive training, separate technologies and methods promoting formation of professional competences of future teachers in the course of teaching profile disciplines: interactive lectures, discussion method, project method, brainstorming, case-technology, the method of portfolio, a master class. These technologies provide interactive learning development of students' autonomy and creativity, the ability to apply knowledge and skills in their own profession.

Keywords: interactive technology, online training, competence approach, professional competence, methods of interactive learning.

В современных условиях проблема поиска эффективных технологий обучения студентов вуза в рамках реализации компетентностного подхода является актуальной и отвечает требованиям, предъявляемым к системе профильной подготовки по изобразительному искусству. Одним из перспективных способов решения указанной проблемы является внедрение в процесс обучения изобразительному искусству интерактивных технологий, реализуемых в контексте компетентностного подхода. Поиск эффективных способов решения проблемы (использование возможностей интерактивного обучения как средства формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров при обучении дисциплинам художественного профиля) является необходимым условием результативного учебно-воспитательного процесса.

Большое влияние на методологическую основу исследования оказали работы Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспаль-ко, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.С. Заир-Бек, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, С.А. Писаревой,

М.Н. Скаткина, Г.К. Селевко, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эль-конина, И.С. Якиманской.

Основой исследования явилось предположение о том, что интерактивное обучение дисциплинам художественного профиля способствует более эффективному формированию профессиональной компетентности обучающихся. В данной ситуации интерактивное обучение реализуется при активном участии студентов в процессе освоения знаний, умений, навыков и сотрудничестве между всеми субъектами образовательной 79 среды. Это предполагает взаимодействие обучающихся с образовательной средой, характеризующееся следующими качествами: целенаправленностью, продуктивностью, интенсивностью, рефлексивностью. В результате анализа литературы по проблеме исследования были выявлены основные функциональные особенности интерактивного обучения: активность познавательной деятельности, личностная ориентированность, коммуникативность субъектов учебно-познавательного процесса. Интерактивное обучение, построенное с учетом вышеназванных качеств и особенно-

80

стей, обеспечивает положительную динамику формирования профессиональной компетентности студентов педагогических направлений вуза. Оно организует взаимодействие и диалог субъектов образовательного процесса, способствуя таким образом развитию ее интеллектуальных и творческих способностей личности, ее саморазвитию и самообразованию.

Процесс интерактивного обучения дисциплинам художественного профиля проходит ряд этапов (моти-вационный, исполнительский, оценочный), обеспечивающих формирование различных уровней профессиональных компетенций.

Реализация целей интерактивного обучения дисциплинам художественного профиля достигается путем использования методов обучения изобразительному искусству, адаптированных в контексте компетентностно-го подхода и концепции интерактивного обучения. В соответствии с исследованием Ю.Ю. Гавронской, нами рассматриваются четыре группы методов, соотнесенных с этапами методики интерактивного обучения [1]:

• методы создания положительной мотивации (мотивационный этап);

• методы организации интерактивной познавательной когнитивной и практической деятельности студента (исполнительский этап);

• рефлексивно-оценочные методы (оценочный этап);

• методы развития личной образовательной среды обучения, актуальные на всех этапах обучения.

Среди часто используемых методов интерактивного обучения студентов факультета технологии и дизайна БГУ выделяются интерактив-

ные лекции. К ним относятся проблемные лекции, лекции с запланированными ошибками (лекции-провокации), лекции-визуализации, лекции-диалоги. На семинарских и лабораторных занятиях широко применяется дискуссионный метод обучения, который позволяет формировать навыки выявления проблем и анализа профессиональных ситуаций, способность их критически оценивать и отстаивать свое мнение.

В интерактивном обучении студентов широко применяется и метод проектов, который способствует развитию самостоятельности в процессе планирования и выполнения проектов. Для коллективного решения проблем при разработке конкретных проектов используется метод мозгового штурма.

Формированию профессиональных компетенций у будущих учителей в процессе преподавания профильных дисциплин способствуют следующие кейс-технологии: ситуационные задачи и упражнения, анализ конкретных ситуаций (кейс-стади), метод кейсов, метод инцидента, игровое проектирование [2]. Решение конкретной ситуации требует от обучающихся использования приобретенных ранее приемов и средств анализа, накопленного опыта и знаний. На занятиях по дисциплинам «Методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)», «Дизайн интерьера», «Художественно-оформительская работа в образовательном учреждении», «Информационно-коммуникационные технологии в образовательной деятельности» для анализа предлагаются несколько типов ситуаций: ситуация-упражнение, ситуация-проблема, ситуация-иллю-

страция, ситуация-оценка. Анализ конкретных ситуаций является неплохой основой для реализации метода решения учебных задач. Использование этого метода основано на анализе ситуации, сравнении ее с другими ситуациями и ее видоизменении. Это позволяет оценить умение студента вести поиск информации, творчески использовать ее в профессиональной деятельности.

В рамках дисциплин «Рисунок», «Живопись», «Цветоведение» широкой популярностью пользуется метод порт-фолио, представляющий собой подготовку и защиту ряда работ за определенный период времени (за семестр или учебный год). Особенность данного метода состоит в том, что каждый обучающийся самостоятельно отслеживает и фиксирует результаты собственного обучения, как учебные, так и творческие. Данный метод предполагает работу с различными видами информации и способствует формированию у обучающихся общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, профессиональной рефлексии. Студент осваивает навыки демонстрации, анализа и оценки собственных образовательных результатов, что приводит к повышению «уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности» [там же].

В процессе преподавания узкопрофильных дисциплин, таких как «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Роспись по ткани и дереву», наиболее эффективным интерактивным методом обучения является мастер-класс. При использовании данного метода студенты профиля «Изобразительное искусство» имеют возможность наблюдать за практи-

ческой деятельностью самого художника. Мастер-класс - это особая форма учебного занятия, которая демонстрирует конкретный методический прием, метод, технологию обучения и воспитания. Он представляет собой яркую и детальную демонстрацию, вдохновляющую участников на достижение наилучших результатов в работе. Такое обучение позволяет студентам не только наблюдать процесс работы мастера, но и практически участвовать в каждом задании путем копирования моделей поведения или демонстрационных навыков. Мастер-классы способствуют усилению потенциальных возможностей участников, их личностной ориентации, формированию художественных вкусов и интересов, знакомят обучающихся с профессиональными действиями.

Данное исследование показало, что большинство учебных занятий проводятся в пассивном режиме, а интерактивные технологии обучения практически не используются. Вследствие этого авторами статьи была проведена опытно-эксперимен- 81 тальная работа по апробации и выявлению степени эффективности использования комплекса интерактивных технологий обучения с целью формирования профессиональных компетенций будущих учителей изобразительного искусства. В эксперименте участвовало 69 студентов факультета технологии и дизайна Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского. Экспериментальная работа предполагала поэтапное повышение уровня овладения обучающимися специальными профессиональными компетенциями. Особое внимание при

82

этом было уделено формированию тех компетенций, уровень овладения которыми был низким.

В результате теоретического исследования были выделены следующие уровни сформированности компетенций:

• ознакомительный уровень (представление учебной информации и практических действий, их перевод в знания и умения);

• базовый уровень (применение знаний и умений для решения профессиональных задач);

• повышенный уровень (творческий подход к решению проблем, формирование способности к аналитическим суждениям, оценкам и действиям на основе знаний и практических навыков).

Перечисленные уровни соотнесены со ступенями поэтапной методики интерактивного обучения дисциплинам художественного профиля, направленной на формирование профессиональных компетенций студента — будущего учителя изобразительного искусства.

Например, по дисциплине «Методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)» формирование профессиональных компетенций обучающегося проходит следующие этапы:

Ознакомительный уровень:

• знает теоретико-методологические основы обучения, принципов обучения;

• раскрывает цели, закономерности, принципы и содержание художественного образования школьников;

• характеризует и применяет современные методы, формы и средства обучения изобразительному искусству;

• оценивает результаты обучения учащихся изобразительному искусству;

• характеризует особенности учебных программ и учебников по изобразительному искусству;

• разрабатывает планы-конспекты учебных занятий по изобразительному искусству, используя существующие программы и учебно-методические материалы;

• владеет навыками оценивания качества учебно-методических материалов для проведения учебных занятий по изобразительному искусству;

• определяет уровень соответствия учебно-методических материалов требованиям образовательных стандартов и учебных программ.

Базовый уровень:

• знает существующие базовые и элективные курсы, методики психолого-педагогической диагностики учащихся;

• анализирует содержание художественного образования школьников;

• знает критерии и принципы отбора содержания учебных программ и учебников по изобразительному искусству;

• дает характеристику учебно-методических пособий для учителей и преподавателей изобразительного искусства;

• устанавливает признаки классификации методов и технологий обучения изобразительному искусству;

• проводит анализ и дает характеристику учебному занятию по изобразительному искусству;

• умеет адаптировать существующие программы базовых и элективных курсов под конкретный образовательный процесс;

• умеет использовать методы педагогической и психологической диагностики для решения профессиональных задач;

• умеет разрабатывать учебно-методический комплекс по изобразительному искусству с мультимедийным сопровождением;

• умеет разрабатывать творческие задания для самостоятельной работы учащихся;

• владеет способами модификации имеющихся учебно-методических материалов;

• разрабатывает и осуществляет интерактивные формы учебных занятий, применяя наиболее эффективные методы и приемы обучения.

Повышенный уровень:

• знает технологию разработки учебно-методических материалов для учебных занятий по изобразительному искусству;

• умеет конкретизировать цели в дидактическом процессе;

• умеет строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;

• проектирует процесс обучения изобразительному искусству школьников, направленный на развитие личности учащихся и их творческую самореализацию;

• формирует собственную педагогическую позицию по отношению к процессу обучения изобразительному искусству в образовательных учреждениях различного уровня;

• владеет навыками разработки авторских элективных курсов;

• владеет навыками разработки содержания обучения учащихся изобразительному искусству с применением инновационных методов;

• умеет создавать мультимедийное сопровождение учебного занятия;

• умеет оценивать качество учебно-методических комплексов в соответствии с дидактическими критериями;

• владеет навыками моделирования педагогической реальности, используя собственные методические разработки;

• преобразует научную информацию в учебную, структурирует и методически грамотно осуществляет отбор содержания учебного материала для занятий по изобразительному искусству;

• дает оценку ключевым факторам, влияющим на обеспечение гарантий качества художественного образования учащихся.

Для выявления уровня владения профессиональными компетенциями применялись разнообразные средства контроля, в том числе балльно-рейтинговая система оценки, оценка сформированности компетенций однокурсниками, самооценка, диагностика учебных затруднений, опрос преподавателей профильных дисциплин. Было отмече- 83 но, что у 70% студентов проявилась способность к сотрудничеству и межличностному взаимодействию, 66,7% обучающихся проявляют ответственность за принятые решения, 56% способны применять полученный опыт в профессиональной деятельности, 34% демонстрируют профессиональную мобильность; многие обучающиеся начали испытывать уверенность в своих силах, у них появилось стремление к профессиональному росту и саморазвитию.

Анализ результатов экспериментальной работы позволил сделать вывод о том, что использование пере-

численных выше интерактивных технологий обучения в учебном процессе способствует повышению уровня сформированности профессиональной компетентности у студентов. По мнению авторов статьи, технологии интерактивного обучения обеспечивают успешное усвоение студентами учебного материала, развитие их самостоятельности и творческой активности, способности применять полученные знания и навыки в собственной профессиональной деятельности. Результаты исследования позволяют признать интерактивное обучение дисциплинам художественного профиля студентов вуза перспективным направлением в теории и практике обучения изобразительному искусству, требующим дальнейшего изучения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гавронская, Ю.Ю. Интерактивное обучение химическим дисциплинам как средство формирования профессиональной компетентности студентов педагогических вузов: дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Ю.Ю. Гавронская. - СПб., 2008. - 434 с.

2. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе [Текст] / Ю.В. Гущин // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. -№ 2. - С. 1-18.

REFERENCES

1. Gavronskaja Ju.Ju., Interaktivnoe obuchenie himicheskim disciplinam kak sredstvo formirovanija professionalnoj kompetent-nosti studentov pedagogicheskih vuzov, PhD dissertation (Pedagogy), St. Peterburg, 2008, 434 p. (in Russian)

2. Gushchin Ju.V., Interaktivnye metody obu-chenija v vysshej shkole, Psihologicheskij zhurnal Mezhdunarodnogo universiteta prirody, obshhestva i cheloveka "Dubna", 2012, No. 2, pp. 1-18. (in Russian)

Бычкова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра дизайна и художественного образования, Брянский государственный университет 84 имени академика И.Г. Петровского, bichckowanatalya@yandex.ru

Bychkova N.V., PhD in Education, Senior Lecturer, Design and Art Education Department, Bryansk State University, bichckowanatalya@yandex.ru

Волков Владимир Васильевич, профессор, кафедра дизайна и художественного образования, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, hoodobr@ mail.ru

Volkov V.V., Professor, Design and Art Education Department, Bryansk State University, hoodobr@ mail.ru

Массарова Татьяна Леонидовна, старший преподаватель, кафедра дизайна и художественного образования, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, lumirran@gmail.com

Massarova T.L., Senior Lecturer, Design and Art Education Department, Bryansk State University, lumirran@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.