Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ / УЧЕНИК / PRIMARY SCHOOL TEACHER / INTERACTIVE TEACHING METHODS / INTERACTIVE LESSON / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Лариса Абдурахмановна

В статье изучен процесс применения интерактивных методов обучения в профессиональной деятельности учителя начальных классов. Интерактивные занятия в начальных классах можно организовать, используя различные формы обучения такие как, фронтальная, индивидуальная, работа парами, работа малыми группами, работа учебной группой, которые в свою очередь могут включать различные методы, техники и приемы организации занятий. Сделан вывод о том, что учителя начальных классов становятся активными участниками образовательного процесса. В условиях информатизации образования самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение становится потребностью человека не только на протяжении всей его жизни, но и через всю жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF ELEMENTARY CLASSES

The article studies the process of using interactive teaching methods in the professional activities of primary school teachers. Interactive classes in primary classes can be organized using various forms of training such as frontal, individual, pair work, small group work, work as a study group, which in turn can include various methods, techniques and techniques for organizing classes. It is concluded that primary school teachers become active participants in the educational process. In conditions of informatization of education, independent continuous replenishment of knowledge and its application becomes a person’s need not only throughout his life, but throughout his life.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры методик начального образования Исаева Лариса Абдурахмановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье изучен процесс применения интерактивных методов обучения в профессиональной деятельности учителя начальных классов. Интерактивные занятия в начальных классах можно организовать, используя различные формы обучения такие как, фронтальная, индивидуальная, работа парами, работа малыми группами, работа учебной группой, которые в свою очередь могут включать различные методы, техники и приемы организации занятий. Сделан вывод о том, что учителя начальных классов становятся активными участниками образовательного процесса. В условиях информатизации образования самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение становится потребностью человека не только на протяжении всей его жизни, но и через всю жизнь.

Ключевые слова: учитель начальных классов, интерактивные методы обучения, интерактивное занятие, ученик.

Annotation. The article studies the process of using interactive teaching methods in the professional activities of primary school teachers. Interactive classes in primary classes can be organized using various forms of training such as frontal, individual, pair work, small group work, work as a study group, which in turn can include various methods, techniques and techniques for organizing classes. It is concluded that primary school teachers become active participants in the educational process. In conditions of informatization of education, independent continuous replenishment of knowledge and its application becomes a person's need not only throughout his life, but throughout his life.

Keywords: primary school teacher, interactive teaching methods, interactive lesson, student.

Введение. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Теперь интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе ИКТ.

Изложение основного материала статьи. Термин «интерактивное взаимодействие» широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами и ответами. При более развитых средствах ведения диалога обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность.

Основные задачи такого взаимодействия: совершенствование информационно-образовательной среды обучения; организация процесса обмена информацией; развитие фасилитационного вида деятельности преподавателя; выявление индивидуальных точек зрения обучающих.

Интерактивные средства обучения являются многофункциональным инструментом образовательного процесса. Их использование в сочетании с различными компьютерными программами расширяет дидактические возможности применения этих средств в учебном процессе.

Максимальное использование функций интерактивных средств обучения позволяет реализовать принцип полифункциональности этих средств в образовательном процессе. Под принципом полифункциональности интерактивных средств обучения О.В. Батенькина и О.В. Матвеюк понимают следующее: интерактивные средства обучения, кроме своих основных функций, могут и должны выполнять функции, которые расширяют дидактические возможности их применения в учебном процессе [1].

Исследования Б.С. Гершунского, Е.С. Полат, Л.Г. Сандаковой, С.А. Христочевского, Е.Н. Ястребцевой, С.В.Кузьмина в области информационных и коммуникационных технологий в образовании показывают, что при интерактивном образовательном взаимодействии меняется стиль управления со стороны преподавателя и обучающего. Преподаватель выступает в роли фасилитатора, который не только выполняет роль руководителя и лидера, но и становится участником групповой динамики. Фасилитация включает в себя направление процесса обмена информацией, взаимообогащение опыта, а также оптимальное восприятие и усвоение учебного материала.

В интерактивном образовательном взаимодействии широко используются приемы и методы, которые во многом повторяют методы, применяемые в традиционной педагогической практике. По мнению Т.Н. Носковой [4], ИСО позволяют их усиливать, так как происходит интенсификация обратных связей, расширяются пространственно-временные границы взаимодействий.

Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения, а также воспроизводить звук и музыку. Важным отличием мультимедиа-технологии от любой другой технологии является интеграция в одном программном продукте разнообразных видов информации, как традиционных - текст, таблицы, иллюстрации, так и активно развивающихся: речь, музыка, анимация. Очень важным аспектом здесь является параллельная передача аудио и визуальной информации. Эта технология реализует новый уровень интерактивного общения человека и компьютера, где пользователь может переходить от одного объекта к другому, организовывать режим вопросов и ответов.

В настоящее время существуют различные трактовки понятия «мультимедиа». В частности, в пособии «Технология создания электронных средств обучения» М.И. Беляев, В.В. Гриншкун, Г.А. Краснова отмечают:

- мультимедиа как идея - новый подход к хранению информации различного типа. Мультимедиа-идеология - это стремление увеличить эффективность общения человека и компьютера за счет применения новых каналов передачи информации;

- мультимедиа как технология - совокупность организационных, технических и программных средств, служащих для разработки мультимедиа продуктов. Мультимедиа-техника представляет собой конкретные элементы компьютера, обеспечивающие запись, обработку, хранение и воспроизведение мультимедийных данных (платы, комплексы и центры мультимедиа). Дальнейшее развитие мультимедиа идет в направлении объединения разнородных типов, данных в цифровой форме на одном носителе в рамках одной системы.

- мультимедиа как продукт - организованная совокупность мультимедиа-элементов, связанных определенной темой, снабжения средствами навигации и рассчитанная, в первую очередь, на зрительное и слуховое восприятие. Характерной особенностью мультимедиа-продукта является наличие в его содержании нескольких сюжетных линий (в том числе и выстраиваемых самим пользователем на основе «свободного поиска») [2].

Применение мультимедиа в сфере образования сегодня идет уже достаточно успешно и имеет следующие направления: видео-энциклопедии; интерактивные путеводители; тренажеры; электронные лектории; персональные интеллектуальные гиды по различным научным дисциплинам; системы самотестирования знаний обучающегося; моделирование ситуации до уровня полного погружения и т.д. Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые педагоги предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео и т.д. К тому же, использование мультимедиа позволяет обучающим работать над материалами по-разному, например, педагог сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности приложения, и как реализовать совместную работу со своими соучениками.

Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет организовать процесс обучения более интересным и динамичным, «погрузить» обучающегося в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Преподнесение знаний в образной, а не в текстовой форме не только эргономичнее, но и может являться мощным инструментом обучения и воспитания. Медиакурс обеспечивает "погружение" в изучаемую проблему, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие. Резко возрастает при этом и интерес к предмету. Интерактивные средства позволяют проводить занятия с большей непосредственностью, эмоциональным подъемом за счет отсутствия сложных электронных и механистических технологий и средств.

Изображение с экрана позволяет дать визуальный ряд и не терять времени, отвлекаясь на неразборчивое написание текста на доске. Интерактивными средствами обучения можно проиллюстрировать процесс работы над заданиями в его развитии. В этом случае от самого преподавателя требуется умение рисовать и визуализировать излагаемые идеи в виде «зримых» объектов, схем, процессов.

Отпечатанные демонстрационные слайды могут раздаваться слушателям по мере изучения темы. Свои комментарии к слайдам педагоги могут заполнить дома, отмечая неясности по тем или иным формулировкам.

Развитие современных мультимедиа средств позволяет реализовывать образовательные технологии на принципиально новом уровне, используя для этих целей самые прогрессивные технические инновации. Мультимедийные возможности современных программно-прикладных систем в отображении информации значительно отличается от привычных.

Компьютерную технику следует рассматривать как средство психического развития человека. Компьютеры не должны и не могут полностью заменить человека, автоматизировать целиком ни труд учителя, ни учебную деятельность школьников и студентов. Использование мультимедиа технологий в обучении порождает ряд особенностей, целесообразных с точки зрения психолого-педагогической науки и образовательного процесса. Одним из таких аспектов является психология общения преподавателей и студентов с мультимедиа ресурсами и компьютерной техникой.

Как известно, существуют различные типы взаимодействия человека, компьютера и мультимедиа-ресурсов. В одних ситуациях, например, при обучении, «лидерство» может переходить к компьютеру, который последовательно предъявляет задачи студенту и оценивает его решения. Интересный вариант обучающих мультимедиа ресурсов - так называемая «сократическая программа», в которой задаваемые человеку вопросы обусловливаются как текущим контекстом общения, так и всей историей диалога во время учебного занятия. Диалог в этом случае индивидуализирован, т.е. приспособлен к своеобразию деятельности данного студента. Однако в более широком плане и здесь компьютер может и должен рассматриваться как средство - орудие деятельности преподавателя, остающегося «лидером» педагогического процесса.

Применяя в образовании современные информационные технологии и мультимедиа ресурсы, не следует забывать, что «творческий» уровень интерактивного взаимодействия человека с компьютером определяется содержанием и уровнем интеллектуального развития самого человека. А это означает, что в основе взаимодействия, объединяющего человека и мультимедиа-ресурсы, должна лежать система личностных знаний.

Интерактивные занятия в начальных классах можно организовать, используя различные формы обучения такие как, фронтальная, индивидуальная, работа парами, работа малыми группами, работа учебной группой, которые в свою очередь могут включать различные методы, техники и приемы организации занятий.

Целесообразно рассмотреть подробнее формы и методы интерактивного обучения, чтобы иметь более четкое представление о том, каким образом можно организовать интерактивное занятие.

Фронтальная работа основана на одновременной работе преподавателя со всей аудиторией и является одной из наиболее распространенных форм обучения. Фронтальная работа представляет собой взаимодействие между преподавателем и со всеми обучающимися. При такой форме организации идет одноканальный диалог по принципу «вещателя», преподаватель занимает центральную позицию и является транслятором знаний.

Фронтальная работа позволяет вести диалог со всеми обучающимися одновременно и следовать общим правилам, передавая одинаково знания всем присутствующим на занятии. Данная форма организации

деятельности создает неравные условия для обучающихся, так как каждый воспринимают информацию индивидуально в своем собственном ритме.

При интерактивном фронтальном обучении происходит смещение акцентов деятельности, теперь главным участником образовательного процесса становится обучающийся, а не преподаватель. При интерактивном фронтальном за счет правильного сочетания активного взаимодействия между преподавателем и самими студентами в обучении происходит активизация деятельности обучающегося [3].

Помимо фронтальной формы организации занятия, часто применяется индивидуальная форма. Индивидуальная работа - это активное, целенаправленное приобретение обучающимся новых знаний и умений без непосредственного участия в этом процесса преподавателя [3].

Индивидуальное обучение позволяет студентам работать в своем темпе, требует от студентов управления своим временем, с которым некоторые не могут справиться. Преподаватели должны уделять время на формирование навыков индивидуальной работы, если это необходимо, и всегда должны обеспечивать структуру индивидуального обучения.

Стоит отметить и форму организации занятия, как работа в парах, так как в парном обучение формы коммуникации переходят на более высокие уровни. Парное обучение - одно из форм организации интерактивного занятия, при которой один участник взаимодействует (обсуждает, учится, обучает и т.д.) с другим (одним) участником [3]. Для того, чтобы была возможность смены партнеров в парах, необходимо наличие хотя бы четырех участников образовательного процесса. При парном обучении можно организовать парную дискуссию, диспут, кейс-стади, спарринг-партнерство, метод «дерево решений», парное обсуждение и т.д. Технология парного обучения позволяет:

- обучающимся вести прямой диалог для решения проблемы;

- сменить темп занятия;

- смешиваться обучающимися между собой, образовывая новые обучающие связи;

- достичь индивидуальной образовательной цели;

- контролировать перемещение по классу.

При парном обучении фактически реализуются педагогические принципы «обучая - учусь» и «не отсроченное использование знаний».

Преимущество парного типа студенческой работы заключается в том, что у студентов есть возможность учиться у своих сверстников, активизируется мотивационная составляющая обучающихся при принятии ответственности за общую работу, а также, чтобы быть наравне со сверстником. В этом случае у обучающихся возникает осознанное отношение к обучению, цель-мотив будут сопутствовать друг другу, а также продвижению участников парной работы к успеху. Такой вид обучения особенно полезен для студентов, которые предпочитают межличностное обучение. Но, если пары подобраны неравнозначно, то парная работа будет бесполезна. Для подбора пар, должны учитываться способности студентов работать таким образом.

Целесообразно отметить, такую форму организации, как работа в малых группах. Согласно исследованиям Руддока, Люкера, Гриффитс, Хьюстон и Лазенбатт, студенты наслаждаются и получают пользу при работе в малых группах, в сравнении с фронтальной или индивидуальной работами.

Малая группа - это группа от 3 до 8 человек, участники которой находятся в непосредственном личном общении (т.е. оказывают влияние друг на друга) и объединены общей целью и деятельностью, что является основой для становления психодинамических процессов, возникновения эмоциональных отношений и способствует взаимообмену участников знаниями и опытом [3]. В малых группах можно организовать обсуждение, дискуссию, изучение разного материала, создание творческого продукта, имитационные игры, создание рабочих ситуаций, дебаты и т.д.

Форма организации деятельности работа в малых группах предоставляет большие возможности для реализации практических занятий и проявления творческого потенциала обучающихся. Проблемы могут заключаться в том, что, как и в случае парной работы, малые группы должны быть тщательно подобраны, чтобы гарантировать, что студенты смогут работать продуктивно. Но в данном случае тяжело проводить оценку и контроль деятельности конкретных обучающихся. При работе в малых группах необходимо, чтобы образовательная деятельность ориентировалась на повышение уровня сложности усвоения учебного материала, увеличение доли самостоятельной работы и доли научно-исследовательских работ.

Также мы хотим отметить, форму организации занятия учебной группой, так как часто большие группы делят на подгруппы численностью до 15 человек. Учебная группа - небольшая группа обучающихся (8-15 человек) с примерно схожим уровнем подготовки, объединенных изучением одного и того же материала, под постоянным руководством преподавателя на протяжении одинакового для всех периода [3].

Учебные группы обычно характеризуются непосредственной личной связью всех ее членов, в ней сочетаются как формальные, так и неформальные отношения. В ней часто присутствуют неформальные лидеры, которые поддерживают ее сплоченность, также есть формальные лидеры, например, староста, которые осуществляют согласованную деятельность по решению учебных задач. [7; 8]

Каждая учебная группа уникальна и опирается на опыт и возможности своих членов, все они состоят в межличностных отношениях. Когда студенты обучаются учебной группой, они могут мотивировать и поощрять друг друга, тем самым уменьшая свою прокрастинацию. Кроме того, студенты могут перенять некоторые учебные навыки, наблюдая за учебными навыками других. Для групповой работы особенно хорошо подойдет метод проектов, а также дебаты, метод круглого стола, world-cafe, метод мозгового штурма, open-space и т.д.

Основным признаком групповых учебных занятий является общий фронт. Второй отличительный признак - одинаковый для всех учащихся учебный маршрут освоения учебной программы независимо от того, образуются ли временные объединения обучающихся для выполнения частных задач.

Групповая работа соответствует фронтальному общению. При организации интерактивной групповой работы необходимо стремиться к повышению групповой эффективности.

Выводы. Таким образом, учителя начальных классов становятся активными участниками образовательного процесса. В условиях информатизации образования самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение становится потребностью человека не только на протяжении всей его жизни, но и через всю жизнь. Поэтому при обсуждении дидактических и методических аспектов использования компьютера и мультимедиа ресурсов в образовании основное внимание уделяется

организации самостоятельной познавательной деятельности, развитию критического мышления, культуры общения, умению выполнять различные социальные роли.

Литература:

1. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Личность учителя через призму тысячелетий // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-1. С. 90-100.

2. Горбунова Н.В. Подготовка кадров высшей квалификации: от начала пути к успеху // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-2. С. 127-131.

3. Гордиенко Т.П., Горбунова Н.В., Смирнова О.Ю., Хрулева А.А. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы - Ялта, 2016.

4. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. - Казань: Казан. ун-т, 2014. - 288 с.

5. Носков И. А. Организационно-педагогические основы индивидуализированной системы повышения квалификации учителя: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 2002. 391 с.

6. Романова И.А. Модель информатизации учреждений дополнительного образования // Концепт. - 2015.

7. Gorbunova N.V., Sabirova E.G. Pedagogical design of future teachers' personal and professional route // Man in India. 2017. Т. 97. № 14. С. 217-226.

8. Wang S., Gorbunova N.V., Masalimova A.R., Birova J., Sergeeva M.G. Formation of academic mobility of future foreign language teachers by means of media education technologies // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Т. 14. № 3. С. 959-976.

Педагогика

УДК:377.5

преподаватель, аспирант Каменная Евгения Шамилевна

Октябрьский нефтяной колледж имени С.И. Кувыкина (г. Октябрьский), Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа)

МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Повышение качества и эффективности учебного процесса является важной задачей среднего профессионального образовательного учреждения при подготовке конкурентоспособных специалистов. Возникает необходимость создания педагогических условий, обеспечивающих индивидуализацию обучения студентов технического профиля при разработке методики контроля знаний студентов. Внедрение новых, более прогрессивных технологий контроля знаний студентов, являются важным условием повышения качества учебного процесса и индивидуализации обучения. В связи с этим появляется необходимость разработки различных видов контроля знаний по общепрофессиональным и специальным циклам дисциплин с учетом индивидуальных особенностей студентов.

Ключевые слова: контроль качества подготовки, педагогические срезы, студент, мониторинг подготовки.

Annotation. Improving the quality and efficiency of the educational process is an important task of a secondary professional educational institution when training competitive specialists. There is a need to create educational conditions that ensure the individualization of learning of technical students in the development of knowledge control methods of students. Introduction of new, more advanced technologies to control students' knowledge is an important condition for improving the quality of educational process and individualization of learning. In this regard, there is a need to develop various knowledge control methods in accordance with the general professional and special courses, taking into account individual differences of students.

Keywords: quality control of training, pedagogical sections, student, training monitoring.

Введение. Для технического специалиста будущая трудовая деятельность представляет собой конкретные и очень высокие требования к профессиональным компетенциям выпускника. Повышение качества и эффективности учебного процесса является важной задачей среднего профессионального образовательного учреждения при подготовке конкурентоспособных специалистов. Необходимо создание педагогических условий, обеспечивающих индивидуализацию обучения студентов технического профиля, разработку методики контроля знаний студентов [9]. "Под педагогическими условиями мы понимаем устойчивые обстоятельства, выраженные требованиями образовательной среды, определяющими ход и специфику протекания данного процесса и направленными на достижение оптимально возможных результатов индивидуализации обучения" [2]. В рамках ФГОС отсутствуют единые требования измерения уровня сформированности профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений технического профиля.

Решение этой задачи предполагает становление системы образования, направленной на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, где значимое место принадлежит не только процессу обучения, но и контролю знаний студентов. При этом важно внедрение новых, более прогрессивных технологий контроля знаний студентов, что повлияет на эффективность учебного процесса [10].

Контроль качества подготовки студентов технического профиля в колледжах, обеспечивающих получение среднего профессионального образования является неотделимой частью образовательного процесса. Контроль качества позволяет оценить содержание, средства, методы обучения, динамику усвоения учебного материала и уровень сформированности умений и навыков студентов, общих и профессиональных компетенций, а так же дает возможность своевременно корректировать процесс обучения.

В связи с этим появляется необходимость разработки различных видов контроля знаний по общепрофессиональным и специальным циклам дисциплин с учетом индивидуальных особенностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.