Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / INTERACTIVE TEACHING AIDS / MULTIMEDIA / INTERACTIVITY / INFORMATION TECHNOLOGIES / TEACHER / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамалова Хоузу Эдилсултановна

В статье рассмотрены интерактивные средства обучения педагогов высшей школы. Сделан вывод о том, что в условиях информационного общества и информатизации образования самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение становится потребностью человека не только на протяжении всей его жизни, но и через всю жизнь. Использование интерактивных средств обучения обеспечивает одновременное выполнение нескольких дидактические функций. Интерактивные средства обучения являются многофункциональным инструментом образовательного процесса. Их использование в сочетании с различными компьютерными программами расширяет дидактические возможности применения этих средств в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамалова Хоузу Эдилсултановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TEACHING TEACHERS OF HIGHER SCHOOL

The article discusses the interactive teaching tools of higher education teachers. It is concluded that in the conditions of the information society and education informatization, independent continuous replenishment of knowledge and its application becomes a person’s need not only throughout his life, but throughout his life. The use of interactive teaching tools provides the simultaneous execution of several didactic functions. Interactive learning tools are a multifunctional tool in the educational process. Their use in combination with various computer programs expands the didactic possibilities of using these tools in the educational process.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

снизился на 4%. По результатам второй методики средний уровень развития воображения возрос на 4%, низкий уровень на 4% снизился.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод: развитие конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, последовательно проходит в несколько этапов: конструирование по образцу -когда есть готовая модель того, что нужно построить; конструирование по инструкции - конструктору прилагается готовая инструкция-схема, для сборки модели; конструирование по условиям - определяем условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение; формируется умение анализировать, способствует развитию творческого конструирования. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Литература:

1. Глушкова Г. Конструкторы LEGO как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы: методическое сопровождение // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. -С. 65-73.

2. Дедюкина М.И. Лего как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Чебоксары: ООО "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. - С. 83-86.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры чеченской филологии Мамалова Хоузу Эдилсултановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассмотрены интерактивные средства обучения педагогов высшей школы. Сделан вывод о том, что в условиях информационного общества и информатизации образования самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение становится потребностью человека не только на протяжении всей его жизни, но и через всю жизнь. Использование интерактивных средств обучения обеспечивает одновременное выполнение нескольких дидактические функций. Интерактивные средства обучения являются многофункциональным инструментом образовательного процесса. Их использование в сочетании с различными компьютерными программами расширяет дидактические возможности применения этих средств в учебном процессе.

Ключевые слова: интерактивные средства обучения, мультимедийность, интерактивность, информационные технологии, педагог, высшая школа.

Annotation. The article discusses the interactive teaching tools of higher education teachers. It is concluded that in the conditions of the information society and education informatization, independent continuous replenishment of knowledge and its application becomes a person's need not only throughout his life, but throughout his life. The use of interactive teaching tools provides the simultaneous execution of several didactic functions. Interactive learning tools are a multifunctional tool in the educational process. Their use in combination with various computer programs expands the didactic possibilities of using these tools in the educational process.

Keywords: interactive teaching aids, multimedia, interactivity, information technologies, teacher, higher school.

Введение. В условиях информационного общества и информатизации образования самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение становится потребностью человека не только на протяжении всей его жизни, но и через всю жизнь.

Изложение основного материала статьи. Для более полного понимания сущности интерактивных средств обучения необходимо разобраться с термином «Интерактивность». Интерактивность (от англ. interaction - взаимодействие) - одна из ключевых категорий социологического анализа, описывающая многообразие социальных взаимодействий на различных уровнях: межличностном, групповом, институциональном.

Интерактивность - способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-либо (человеком) или с чем-либо (например, компьютером) [4].

Исследованию понятий «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные средства обучения» посвящены работы Т.И. Долгой, А.А. Журина, Е.О. Ивановой, Т.В. Ильясова, В.В. Красильникова, А.В. Осина, Н.А. Савченко, В.С. Тоискина. Изучение соотношения этих понятий позволило сделать вывод о том, что интерактивность - достаточно широкое по содержанию понятие, отражающее характер и степень интерактивного взаимодействия субъектов информационно-образовательной среды.

С появлением интерактивных средств обучения, (интерактивных программных средств учебного назначения) в информационное взаимодействие включается третий субъект (средство обучения, функционирующее на базе ИКТ), имеющий возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя, являясь источником учебной информации значительного объема и различного уровня, как по сложности, так и по содержанию.

Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явление, процессов . Теперь интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе ИКТ.

Взаимодействие с таким интерактивным средством может быть как внешним - с другими участниками, так и аутовзаимодействием, выступая как самообучение. В процессе взаимодействия с такими системными объектами возможно научиться воспринимать не только другого, но и себя как сложную систему, что значительно меняет для преподавателя самовосприятие и компетентность.

Термин «интерактивное взаимодействие» широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным

обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). При более развитых средствах ведения диалога (например, при наличии возможности задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов) обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность.

По мнению А.В. Рожко, интерактивное средство обучения - средство, которое обеспечивает возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени [9].

Основные задачи такого взаимодействия: совершенствование информационно-образовательной среды обучения; организация процесса обмена информацией; развитие фасилитационного вида деятельности преподавателя; выявление индивидуальных точек зрения обучающих.

Анализ и обобщение опыта ученых-методистов (Е.А. Бондаренко, Н.В. Горбуновой, А.А. Журина, Т.М. Коджаспировой, А.В. Смирнова, Т.И. Долгой, М.А. Петровой) позволили сделать следующий вывод: использование интерактивных средств обучения обеспечивает одновременное выполнение нескольких дидактические функций [1-6; 10; 11].

В связи с этим можно утверждать, что интерактивные средства обучения являются многофункциональным инструментом образовательного процесса. Их использование в сочетании с различными компьютерными программами расширяет дидактические возможности применения этих средств в учебном процессе.

Максимальное использование функций интерактивных средств обучения позволяет реализовать принцип полифункциональности этих средств в образовательном процессе. Под принципом полифункциональности интерактивных средств обучения О.В. Батенькина и О.В. Матвеюк понимают следующее: интерактивные средства обучения, кроме своих основных функций, могут и должны выполнять функции, которые расширяют дидактические возможности их применения в учебном процессе [1].

Исследования Б.С. Гершунского, Е.С. Полат, Л.Г. Сандаковой, С.А. Христочевского, Е.Н. Ястребцевой, С.В. Кузьмин в области информационных и коммуникационных технологий в образовании показывают, что при интерактивном образовательном взаимодействии меняется стиль управления со стороны преподавателя и обучающего. Преподаватель выступает в роли фасилитатора, который не только выполняет роль руководителя и лидера, но и становится участником групповой динамики. Фасилитация включает в себя направление процесса обмена информацией, взаимообогащение опыта, а также оптимальное восприятие и усвоение учебного материала.

В интерактивном образовательном взаимодействии широко используются приемы и методы, которые во многом повторяют методы, применяемые в традиционной педагогической практике. По мнению Т.Н. Носковой [7], интерактивные средства обучения позволяют их усиливать, так как происходит интенсификация обратных связей, расширяются пространственно-временные границы взаимодействий.

Основные дидактические свойства интерактивных средств обучения: мультимедийность, мобильность, инструментальность, интерактивность, адаптивность, информативность, интегративность, мотивационность.

Представленные свойства и функции интерактивного средства обучения показывают, что оно обладает рядом достоинств, которые способны сделать процесс обучения более результативным, обеспечить качественное достижение поставленных дидактических целей, и даёт возможность организации обучения в современной информационно-образовательной среде в соответствии с требованиями ФГОС.

Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку. Важным отличием мультимедиа технологии от любой другой технологии является интеграция в одном программном продукте разнообразных видов информации, как традиционных -текст, таблицы, иллюстрации, так и активно развивающихся: речь, музыка, анимация. Очень важным аспектом здесь является параллельная передача аудио и визуальной информации. Эта технология реализует новый уровень интерактивного общения человека и компьютера, где пользователь может переходить от одного объекта к другому, организовывать режим вопросов и ответов.

В настоящее время существуют различные трактовки понятия «мультимедиа». В частности, в пособии «Технология создания электронных средств обучения» М.И. Беляев, В.В. Гриншкун, Г.А. Краснова отмечают:

- мультимедиа как идея - новый подход к хранению информации различного типа. Мультимедиа-идеология - это стремление увеличить эффективность общения человека и компьютера за счет применения новых каналов передачи информации;

- мультимедиа как технология - совокупность организационных, технических и программных средств, служащих для разработки мультимедиа продуктов. Мультимедиа -техника представляет собой конкретные элементы компьютера, обеспечивающие запись, обработку, хранение и воспроизведение мультимедийных данных (платы, комплексы и центры мультимедиа). Дальнейшее развитие мультимедиа идет в направлении объединения разнородных типов данных в цифровой форме на одном носителе в рамках одной системы.

- мультимедиа как продукт - организованная совокупность мультимедиа-элементов, связанных определенной темой, снабжения средствами навигации и рассчитанная, в первую очередь, на зрительное и слуховое восприятие. Характерной особенностью мультимедиа-продукта является наличие в его содержании нескольких сюжетных линий (в том числе и выстраиваемых самим пользователем на основе «свободного поиска») [2].

Применение мультимедиа в сфере образования сегодня идет уже достаточно успешно и имеет следующие направления: видеоэнциклопедии; интерактивные путеводители; тренажеры; электронные лектории; персональные интеллектуальные гиды по различным научным дисциплинам; системы самотестирования знаний обучающегося; моделирование ситуации до уровня полного погружения и т.д.

Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые педагоги предпочитают учиться посредством чтения, другие -посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео и т.д. К тому же, использование мультимедиа позволяет обучающим работать над материалами по-разному, например, педагог сам решает,

как изучать материалы, как применять интерактивные возможности приложения, и как реализовать совместную работу со своими соучениками.

Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между педагогами, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.

Мультимедийные приложения могут также использоваться для облегчения совместного обучения. Небольшие группы педагогов могут совместно работать с одним мультимедийным приложением, что развивает у них навыки диалога со своими коллегами.

Медиаобразование, интегрированное в учебные предметы обогащает процесс повышения квалификации новыми формами, методами и приемами работы, позволяющими активизировать профессиональное развитие педагогов. При использовании мультимедиа появляются новые обучающие методики, новая педагогика, новый инструментарий. Работая над мультимедиа проектами, педагоги на курсах повышения квалификации получают опыт использования современных технических средств, с одной стороны, с другой стороны -приобретают навыки индивидуальной и коллективной работы.

Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет организовать процесс обучения более интересным и динамичным, «погрузить» обучающегося в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Преподнесение знаний в образной, а не в текстовой форме не только эргономичнее, но и может являться мощным инструментом обучения и воспитания. Медиакурс обеспечивает «погружение» в изучаемую проблему, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие. Резко возрастает при этом и интерес к предмету. Интерактивные средства позволяют проводить занятия с большей непосредственностью, эмоциональным подъемом за счет отсутствия сложных электронных и механистических технологий и средств.

Изображение с экрана позволяет дать визуальный ряд и не терять времени, отвлекаясь на разборчивое написание текста на доске. Интерактивными средствами обучения можно проиллюстрировать процесс работы над заданиями в его развитии. В этом случае от самого преподавателя требуется умение рисовать и визуализировать излагаемые идеи в виде «зримых» объектов, схем, процессов.

Отпечатанные демонстрационные слайды могут раздаваться слушателям по мере изучения темы. Свои комментарии к слайдам педагоги могут заполнить дома, отмечая неясности по тем или иным формулировкам.

Создавая мультимедийную среду на основе применения ИКТ, педагог-андрогог выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование профессионального развития.

Развитие современных мультимедиа средств позволяет реализовывать образовательные технологии на принципиально новом уровне, используя для этих целей самые прогрессивные технические инновации. Мультимедийные возможности современных программно-прикладных систем в отображении информации значительно отличается от привычных.

В последние годы в вузах России наблюдается тенденция к уменьшению числа аудиторных часов, отведенных на изучение теории по предмету, и к увеличению доли самостоятельной работы слушателей. При этом требования к качеству обучения постоянно повышаются. Кроме того, необходимым требованием времени является широкое внедрение в образовательный процесс современных пакетов прикладных программ по предмету.

Роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию педагогов. Такая траектория возникает в результате выбора личностно значимого содержания обучения, его сложности, типа заданий, их качественного содержания, скорости изучения и т.д. Самостоятельное изучение педагогами отдельных разделов предметной дисциплины ставит перед преподавателями-андрогогами задачу обеспечения учебного процесса подробно разработанными и доступными электронными учебными методическими материалами.

Использование интерактивных средств в учебном процессе принципиально изменило подход к оценке информационных умений педагога, в связи с этим понятна актуальность принципа информативности, практическая реализация которого связана с использованием средств информационных и коммуникационных технологий в плане развития личности обучаемого, формирования у педагогов информационно-коммуникационных компетенций. Широкое применение в научном изучении явлений, в том числе и математических, получает информационный подход. Он заключается в расширении информационного пространства, совершенствования навыков самообразования, повышения уровня квалификации. Учитель, используя интерактивные ресурсы, может создать условия для интересной, увлекательной, разумной познавательной деятельности каждого ученика.

Условием построения индивидуальных траекторий повышения квалификации выступает уровневая дифференциация, которая реализуется с помощью комплекса следующих педагогических средств: вариативность организации учебной деятельности, набор уровневых заданий, создание ситуации выбора, разработка учебных инструкций. Использование этих средств позволяет развивать позицию слушателя от объектной к авторской через субъектную. В результате осуществляется процесс группового и личностного информационного обмена, при котором повышается степень осознанности овладения знаниями, способами учебной работы, формируется умение проектировать свои действия и получать положительные результаты труда, расширяется сфера интересов и их трансформация с узкоучебных на более широкие социальные.

Использование информационных технологий в вузе позволяет создать условия для самостоятельного приобретения знаний за счет:

1. наглядности, создаваемой компьютером;

2. реализации методики проблемного обучения с использованием прикладных программ;

3. автоматизации контроля обученности при желании, что позволяет индивидуально каждому педагогу иметь полную и объективную информацию о ходе процесса обучения в реальном временном масштабе, т.е. о его достижениях в ходе занятия;

4. технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию повышения квалификации;

5. развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.

Применяя в образовании современные информационные технологии и мультимедиа ресурсы, не следует забывать, что «творческий» уровень интерактивного взаимодействия человека с компьютером определяется содержанием и уровнем интеллектуального развития самого человека. А это означает, что в основе взаимодействия, объединяющего человека и мультимедиа-ресурсы, должна лежать система личностных знаний.

Поэтому при обсуждении дидактических и методических аспектов использования компьютера и мультимедиа ресурсов в образовании основное внимание уделяется организации самостоятельной познавательной деятельности, развитию критического мышления, культуры общения, умению выполнять различные социальные роли. Резкой критике подвергаются традиционная система и практика обучения, построенные на трансляции и репродукции готового системного предметного знания, немотивированного собственными потребностями обучаемого.

Выводы. Компьютер и мультимедиа ресурсы могут стать не только мощным средством становления и развития обучаемого (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.

Литература:

1. Батенькина О.В., Матвеюк О.В. Виртуальные лабораторные работы: методы и технологии управления информацией в образовательном процессе [Электронный ресурс]. http://info-alt.ru/

2. Горбунова Н.В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в контексте современной парадигмы образования // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 49-1. С. 55-65.

3. Горбунова Н.В. Подготовка кадров высшей квалификации: от начала пути к успеху // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-2. С. 127-131.

4. Горбунова Н.В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 223-229.

5. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Личность учителя через призму тысячелетий // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-1. С. 90-100.

6. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для вузов. - М.: Просвещение, 2006. - 320 с.

7. Носкова Т.Н. Профессиональная подготовка будущего учителя к использованию модульной аудиовизуальной технологии в процессе обучения (теоретический и прикладной аспекты): автореф...дисс.докт.пед.наук. - Санкт-Петербург, 1998. - 54 с.

8. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.

9. Рожко А.В. Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе: http://shgpi.edu.ru/files/faculties/f11/info/conf_olimp_2009/konf/tmoi/rojko.doc

10. Gorbunova N.V., Sabirova E.G. Pedagogical design of future teachers' personal and professional route // Man in India. 2017. Т. 97. № 14. С. 217-226.

11. Wang S., Gorbunova N.V., Masalimova A.R., Birovâ J., Sergeeva M.G. Formation of academic mobility of future foreign language teachers by means of media education technologies // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Т. 14. № 3. С. 959-976.

Педагогика

УДК: 377.5

кандидат педагогических наук Мануйлова Виктория Викторовна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

РЕСУРСНЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена освещению вопросов организации функционирования ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации; раскрытию целей, задач, стоящих перед ресурсными учебно-методическими центрами; подробно описаны этапы реализации основных мероприятий по выстраиванию деятельности ресурсных учебно-методических центров по сопровождению обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ресурсный учебно-методический центр, среднее профессиональное образование, инвалидность, ограниченные возможности здоровья.

Annotation. The article is devoted to the issues of organization of functioning of resource training and methodological centres of vocational education in the subjects of the Russian Federation; disclosure of the goals, challenges facing resource teaching centres; described in detail the stages of implementation of the main activities on building activities resource educational centres at maintenance of students with disabilities and the limited possibilities of health.

Keyword: inclusive education, resource training center, secondary vocational education, disability, limited health opportunities.

Введение. Существенные изменения, происходящие в системе среднего профессионального образования, коснулись и создания разработок методического характера, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся с нарушениями в развитии при получении профессионального образования в колледжах и техникумах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.