Научная статья на тему 'Интерактивное повествование и мультимедиа в системе профессионального обучения и повышения квалификации'

Интерактивное повествование и мультимедиа в системе профессионального обучения и повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСРЕДА / МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОСТИ / НАРРАТИВ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КУРС / MEDIA ENVIRONMENT / THE MODEL OF INTERACTIVITY / NARRATIVE / MULTIMEDIA COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова О. А.

Представленная статья посвящена анализу современных подходов к проблеме использования мультимедийных, интерактивных и медиатехнологий в системе профессионального обучения и повышения квалификации преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE STORYTELLING AND MULTIMEDIA IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING AND SKILLS DEVELOPMENT

The presented article focuses on the analysis of modern approaches to the use of multimedia, interactive and media technology in vocational education and training of teachers.

Текст научной работы на тему «Интерактивное повествование и мультимедиа в системе профессионального обучения и повышения квалификации»

лекционном занятии связываем с формированием деятельности конструирования личностно ориентированного модуля учебника-конструкции. В содержание конспекта лекции:

1. Студент вносит поправки. Выполняет контрольные действия деятельности конспектирования лекции - самопроверку. Усваивает деятельность конспектирования вербального текста (лекции).

2. Студент-первокурсник, усвоивший ещё в школе деятельность составления конспекта невербального текста и деятельность самостоятельно работать с новыми информационно-коммуникативными технологиями и Интернет, вносит изменения и дополнения в конспект лекции. Усваивает деятельность конструирования личностно ориентированного учебника. Конструирует личностно ориентированный модуль учебника-конструкции, в котором усиливает тематическое содержание базового и преемственного учебника учебника-конструкции. Став одним из кон-структоров-авторов учебника-конструкции, изменяет свойства (качества) используемого им базового учебника, делает его понятным (доступным) для самого себя и умеет применять его в дальнейшем образовании и самообразовании.

Деятельность конструирования личностно ориентированного учебника физики студентом технического вуза рассматриваем как способ эффективного управления студентом усвоением им нового знания на лекционном и освоением его на после лекционном занятии. С целью аргументирования данного утверждения нами выполнен эксперимент. Технология достижения цели строилась на комплексном использовании коррекции и индивидуальной помощи студенту. Преподаватель консультирует студента, так как без помощи преподавателя студент не сможет «вскрыть ни сущность усваиваемых понятий, ни содержание эффективных способов работы с ними» [6, с. 45]. В качестве дидактических инструментов технологии использовались: внешняя обратная связь в форме корректирующих воздействий на студента со стороны преподавателя и внутренняя - в форме рефлексии студента.

Библиографический список

Учебный курс физики, состоящий из лекций (34 час.), практических занятий (17 час.) и лабораторных работ (17 час.), студенты изучали в течение семестра. Экспериментальные и контрольные потоки занимались под руководством одного преподавателя. Различие учебных процессов в потоках было лишь технологическим: экспериментальный поток усваивал деятельность конструирования личностно ориентированного учебника (деятельность конспектирования вербального текста, деятельность составления опорного конспекта укрупнёнными дидактическими единицами невербального текста и деятельность самостоятельно работать с информационно-коммуникативными технологиями и Интернет), слушал, понимал и записывал лекцию, а контрольный - слушал, понимал и записывал лекцию. Использовались два способа замера эффективности:

- первый заключался в том, что после каждой лекции в том и другом потоках студенты выполняли самостоятельную работу, содержащую элементы знаний, с которыми они только что ознакомились на лекции;

- второй - в текущей аттестации (три аттестации в семестр) и итоговой.

Для обработки экспериментальных данных использовались методы математической статистики.

В конце семестра с тем, чтобы выявить отношение студентов к новой технологии конспектирования лекции и самостоятельной работы с конспектом лекции, было проведено анкетирование в обоих потоках. Результат: большинство студентов экспериментального потока отметили, что они самостоятельно могут понять вербальный (выполнить деятельность конспектирования лекции) и невербальный текст (внести изменения и дополнения в конспект лекции), умеют самостоятельно работать с новыми информационно-коммуникативными технологиями и Интернет (умеют представить личностно ориентированный модуль учебника-конструкции на электронном носителе).

Таким образом, в процессе конструирования личностно ориентированного модуля учебника-конструкции студент сам управляет усвоением им нового знания на лекционном и освоением -на после лекционном занятии.

1. Дубик, М.А. Современный учебник и его конструирование (на примере личностно ориентированного преемственного учебника физики для технических вузов): монография. - Тюмень, 2010.

2. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. - М.,1986.

3. Лемешев, О.Г. Взаимосвязь аспектов внимания с точки зрения психологии и соционики в методике преподавания // Социология, менто-логия и психология личности. - 2001. - № 6.

4. К.Д. Ушинский о школьных учебниках, учебных книгах и работе с ними // Проблемы школьного учебника: сб. науч. статей. - М., 1974. -Вып. № 2.

5. Дубик, М.А. Формирование информационно-коммуникативной компетентности у студентов технического вуза (на примере освоения курса физики): учеб.-метод. пособие. - Тюмень, 2011.

6. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975.

Bibliography

1. Dubik, M.A. Sovremennihyj uchebnik i ego konstruirovanie (na primere lichnostno orientirovannogo preemstvennogo uchebnika fiziki dlya tekhnicheskikh vuzov): monografiya. - Tyumenj, 2010.

2. Usova, A.V. Formirovanie u shkoljnikov nauchnihkh ponyatiyj v processe obucheniya. - M.,1986.

3. Lemeshev, O.G. Vzaimosvyazj aspektov vnimaniya s tochki zreniya psikhologii i socioniki v metodike prepodavaniya // Sociologiya, mentologiya i psikhologiya lichnosti. - 2001. - № 6.

4. K.D. Ushinskiyj o shkoljnihkh uchebnikakh, uchebnihkh knigakh i rabote s nimi // Problemih shkoljnogo uchebnika: sb. nauch. stateyj. -M., 1974. - Vihp. № 2.

5. Dubik, M.A. Formirovanie informacionno-kommunikativnoyj kompetentnosti u studentov tekhnicheskogo vuza (na primere osvoeniya kursa fiziki): ucheb.-metod. posobie. - Tyumenj, 2011.

6. Talihzina, N.F. Upravlenie processom usvoeniya znaniyj. - M., 1975. Статья поступила в редакцию 02.12.12

УДК 378.147.091

Zakharova O.A. INTERACTIVE STORYTELLING AND MULTIMEDIA IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING AND SKILLS DEVELOPMENT. The presented article focuses on the analysis of modern approaches to the use of multimedia, interactive and media technology in vocational education and training of teachers.

Key words: media environment, the model of interactivity, narrative, multimedia course.

О.А. Захарова, канд. пед. наук, руководитель центра дистанционного обучения и повышения квалификации ГБОУ ВПО «Донской гос. технический университет», г. Ростов-на-Дону, Е-mail: oz64@ mail.ru

ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ И МУЛЬТИМЕДИА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Представленная статья посвящена анализу современных подходов к проблеме использования мультимедийных, интерактивных и медиатехнологий в системе профессионального обучения и повышения квалификации преподавателей.

Ключевые слова: медиасреда, модель интерактивности, нарратив, мультимедийный курс.

В современной системе профессионального обучения и повышения квалификации достаточно широко используются мультимедийные технологии представления учебного материала, в основном, в форме презентаций и веб-страниц. Цифровые библиотеки и интеллектуальные системы поиска позволяют с минимальными усилиями получить доступ к информации, однако, само по себе размещение большого количества материалов на образовательных сайтах не является признаком эффективного учебного процесса. Признаком, определяющим эффективность мультимедийных библиотек, являются алгоритмы извлечения, фильтрации, сортировки, поиска и представления данных. Однако, реляционный подход в разработке мультимедийных ресурсов является, на сегодняшний день, достаточно ограниченным: для обеспечения принципа непрерывного обучения, который в XI веке стал доминирующим и основополагающим для специалистов всех направлений, при проектировании учебного процесса необходимо задействовать более глубинные уровни взаимодействия человека с образовательной средой. Последние исследования, проведенные специалистами по медиатехнологиям, в качестве определяющей тенденции развития системы образования определяют интеграцию учебного процесса с теоретическими исследованиями в области мультимедийных, ин-теративных и медийных технологий.

Рассмотрим основные понятия предметной области.

1) Медиа («medium») - средство, посредник - дословный перевод с английского языка. В современном мире данное понятие употребляется как аналог средств массовой информации (СМИ).

2) Нарративное (от «narrative»- рассказ, повествование) интерактивное повествование - обобщающий термин, охватывающий все возможные способы рассказывания историй, при которых процесс динамически изменяется в зависимости от физического взаимодействия в реальном времени.

3) Цифровые нарративные медиа в качестве ключевых свойств имеют интерактивность и мультимедийность.

4) Контент («содержимое») - в контексте цифрового медиа рассматривается как сложно организованная иерархическая структура медиатекста и технологических медиаэлементов.

5) Мультимедиа курс - электронный учебник в сочетании с лабораторными тренажерами, тестирующими модулями, справочной системой, печатными изданиями, методическими материалами, аудио- и видео приложениями [1].

6) Пользовательский интерфейс - средства и методы организации диалога пользователя с информационной системой.

7) Навигация - управляемый пользователем процесс перехода от одних информационных объектов к другим.

Существуют различные приемы соединения повествования с интерактивностью, среди которых мы выделяем прием организации соединения с использованием компьютера. Этот способ получил название интерактивного повествования (или нарратива). Исторически интерактивному повествованию предшествовала устная традиция. Появление цифровых мультимедийных технологий позволило соединить интерактивность с нарративом и определить для пользователя активную роль с возможностью взаимодействия с цифровым контентом, тем самым меняя сценарий нарратива в соответствии с собственными мыслями и эмоциями.

Один из самых известных идеологов современной теории медиа Лев Манович определил, что «новые медиа представляют собой конвергенцию двух различных исторических траекторий: компьютерной и медиа-технологий» [2]. Манович изучал основные тенденции изменения медиапространства в соответствии с распространением новых способов доставки и организации контента: от интерфейсов представления текстов до виртуальных миров с элементами интерактивной визуальной нар-рации. Сама идея новых медиа изменяет взгляд на традиционные способы доступа к информации. Основным результатом изменения способов передачи отображения и организации данных стала возможность взаимодействия с контентом посредством программирования реакций системы на различные действия пользователя. В этой связи можно выделить два принципа в использовании интерактивности:

1) принцип открытой интерактивности, когда пользователь сам прорабатывает и избирает логику извлечения актуальной информации из контента в процессе переработки данных;

2) принцип закрытой интерактивности, когда пользователь следует жесткому, предписанному алгоритму обработки данных.

Очевидно, что первый принцип может быть реализован только программным путем. К наиболее интересным формам компьютерного повествования относятся видеоигры. Роль интерактив-

ной наррации в игровом процессе была исследована Мари-Лорой Ройан, описавшей основные принципы и особенности повествования в интерактивных цифровых медиа [3; 4]. Среди них можно отметить одну из базовых составляющих интерактивной наррации - концепцию гипертекста. Гипертекст и гипермедиа присутствуют как базовые составляющие в большинстве интерактивных проектов. Благодаря многоуровневой системе представления, гипертекст находится значительно ближе к ассоциативной памяти человека, чем линейный текст. Объектами повествования в учебных электронных ресурсах являются события, происходящие во времени. Однако, в интерактивном повествовании у пользователя должна появляться возможность выбирать или изменять последовательность событий. В ответ на пользовательский вход в систему, должна происходить трансформация образовательного интерактивного контента, что должно отражаться на его финальном завершении. Пользователю предоставляется возможность взаимодействия с различными элементами контента виртуальной среды во время развертывания нарратива, то есть он становится активным участником образовательного процесса, то есть становится интерактором («interactor»- тот, кто взаимодействует). Развитие новых средств медиа привело к появлению множества вариантов представления контента и логики взаимодействия пользователя с базой данных. При этом выбор является необходимым условием интерактивности, однако, не все объекты, которые предлагает выбор, сами являются интерактивными. Под интерактивным текстом Ройан подразумевает не только выбор, но так же и двусторонние усилия, которые создают обратную связь («петлю») с пользователем интерактива.

По теории Мари-Лорой Ройан, интерактивный сценарий получения (обмена) информации, может строиться по трем разным вариантам:

1) участвуют два человека, происходит разговор или устное повествование;

2) человек взаимодействует с миром, мир «отвечает» на деятельность, осуществляемую агентом (человеком);

3) человек (люди) взаимодействует с программируемой системой, при этом система может имитировать мышление или динамическую среду.

Природу интерактивности исследователь определяет как способность компьютера принимать добровольный или принудительный ввод пользователя и соответствующим образом корректировать свое поведение.

Эспен Аарсет (Espen Aarseth) в книге «Кибертекст: перспективы эргодической литературы (ergodic literature)» вводит это понятие, обозначая им текст, для прохождения которого от пользователя требуются нетривиальные усилия [5]. Под текстом здесь понимается любой объект с функцией передачи устной информации. Строки, которые существуют в тексте, Аарсет назвал текстонами (textons), а различия между строками - скрип-тонами (scriptons). Механизм, с помощью которого скриптоны генерируются из текстонов, когда пользователь (читатель) обходит тексты, исследователь назвал функцией обхода (traversal). Чтобы понять, из чего состоит нетривиальное усилие, Аарсет предложил использовать набор переменных характеристик, описывающих особенности прохождение текста читателем. Этот набор составляют: Динамичность (dynamics); Определенность (determinability); Мимолетность (transiensy); Перспективность (perspective); Готовность к использованию (access); Степень соединенности (linking); Особые функции пользователя (users function).

Автор полагает, что читатель (пользователь) гипертекста не берет на себя роль соавтора или сорежиссера, Ветвящаяся страница с заранее определенными путями может лишь предложить пользователю выбор между небольшим числом существующих возможностей. С этой оценкой возможностей гипертекста не согласна Мари-Лора Ройан, По ее мнению, «интерактивность облегчает понимание того факта, как способность пользователя обеспечить вход в компьютер и способность компьютера регулировать свое поведение в соответствии с этим входом.

Кэта Сален, профессор Нью-Йоркской новой школы дизайна, и исполнительный директор Institute of Play Эрих Циммерман из Массачусетского технологического института, совместно предложили использование многовалентной модели интерактивности, включающей в себя следующие компоненты:

1) когнитивная интерактивность, характеризующаяся взаимодействием человека с системой на психологическом, эмоциональном и интеллектуальном уровнях;

2) функциональная интерактивность, характеризующаяся практическим взаимодействием объектов и указывающая на то, как осуществляется взаимодействие с материальными компонентами системы (реальными или виртуальными);

3) явная интерактивность, которая касается пользовательских выборов, случайных событий, динамического моделирования и других процедур, запрограммированных в интерактивный опыт;

4) «внеобъектная» интерактивность (beyond-the-bject), представляющая собой культурную форму взаимодействия объектов [6].

Формализация компонентов объектов интерактивного действия позволяет производить замену существующих нарративных моделей упрощенными вычислительными моделями, которые объединяют идеи нарративных теорий с компьютерным программированием. При этом возможны два подхода:

1) сюжетно-ориентированный, при котором объединяющим стержнем интерактивного процесса является сюжет;

2) персонально-ориентированный, при котором объединяющим началом интерактивного процесса является герой (персона).

В современном мире виртуальная медиасреда играет все более возрастающую роль в системе образовательных коммуникаций. В условиях все возрастающего объема профессиональной информации, необходимой для развития каждого специалиста, особое значение приобретают научные исследования в области разработки и технологии применения мультимедийных образовательных ресурсов. Так, в университете Южной Каролины (США) успешно функционирует лаборатория Newsplex, которая занимается исследованиями и консультированием в области новых медиа. В Массачусетском технологическом институте создано уникальное научно-исследовательское подразделение MIT Media Lab, основным направлением деятельности которого является сфера медиа в широком понимании этого слова, от передачи информации между клетками организма до массовых коммуникаций и принципов функционирования различных объединений людей, в том числе и виртуальных. Научный центр разрабатывает также теоретические основы новых мультимедийных технологий, реализует опытное внедрение и помогает в коммерциализации актуальных проектов. Одним из новых реализованных проектов в области мультимедиа в научном центре стал экран дополненного изображения, реализующий при просмотре фильмов механизмы периферийного зрения человека, усиливающие эффект восприятия информации. Все эти достижения ученых, инженеров и IT- специалистов непосредственно попадают в опытную разработку электронных образовательных ресурсов университетов США, а также в опытную разработку инновационных проектов. Достижения в области влияния мультимедийных эффектов на психологию обучающихся также следует учитывать при разработке интерфейсов образовательных порталов, сайтов и электронных учебников. Пользовательский интерфейс портала и электронного учебника оценивают с точки зрения полноты и качества выполнения ею своих функций.

Основой информационной поддержки образовательного процесса являются учебные модули - мультимедиа курсы. Каждый такой курс состоит из двух частей: интерактивной части, включающей электронный учебник, электронный справочник, тренажерный комплекс, задачник, электронный лабораторный практикум, компьютерную тестирующую систему. Вторая часть включает: описание курса, печатные текстовые учебные материалы, методические пособия и рекомендации, инструкции для пользователей, а также видео- и аудиодиски. Представленные компоненты можно использовать как отдельные учебные модули или встраивать их в электронный учебник. Представление информации и методы навигации в электронных учебниках ориентируются не на компьютер, а на человека в качестве системы контроля. Следовательно, мультимедийные системы являются системами антропоцентрического типа. Маршрут перехода -навигация по гипермедиа - должен быть оптимальным, чтобы

Библиографический список

помочь пользователю достичь цели при минимальном количестве шагов или за минимальное время.

Существуют существенные различия между мультимедийным курсом и электронным учебно-методическим комплексом дисциплины (ЭУМКД). При внешне схожих структурах, УМКД включает организационно-методические документы: рабочую программу дисциплины, тематический учебный план, расписание консультаций. Мультимедийный курс является автономным по технологии его реализации, а учебно-методический комплекс предполагает непосредственное включение соответствующей дисциплины в учебный процесс. Проблемами содержания и структуры мультимедийной продукции занимаются многие исследователи, рассматривая ее как составляющую в структуре учебно-методических комплексов, а также в контексте электронного обучения.

Электронные ресурсы, разрабатываемые для системы поддержки профессионального обучения и повышения квалификации преподавателей в Донском государственном техническом университете (ДГТУ), отвечают принципам мультимедийности, интерактивности и построены с использованием сюжетно-ориентированного подхода, в котором в качестве основного сюжета используется изложение материала в различных модулях в соответствии с учебной программой [7]. В настоящее время электронная библиотека портала «СКИФ» содержит более тысячи образовательных ресурсов, в оформлении которых используется гипертекстовая технология. Когнитивная составляющая интерактивности представленных ресурсов реализуется за счет грамотного использования актуальной информации специалистами высокого уровня. Эмоциональная составляющая реализуется за счет использования корпоративного цветового решения и других компонентов компьютерного дизайна. Функциональная составляющая интерактивности реализуется за счет системного подхода к выбору структуры и функционала всего образовательного портала, в целом, и конкретного электронного ресурса, в частности. Составляющая явной интерактивности реализуется за счет использования виртуальных практикумов, позволяющих реализовать различные динамические модели с выбором параметров. Составляющая «внеобъектной» интрактивно-сти реализуется за счет организации визуального общения в образовательном процессе (вебинары, skype и т.д.).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Организация системы профессионального обучения и повышения квалификации в современных условиях требует применения мультимедийных по форме и интерактивных по сути технологий представления образовательного контента.

2. Использование средств новых медиа с интерактивными компонентами должно основываться на теоретических исследованиях и практических экспериментах, проводимых в условиях, приближенных к реальному образовательному процессу.

3. Необходимо изучать и использовать опыт передовых американских и европейских университетов в области применения новых медиасредств и интерактивных технологий в образовательном процессе и системе повышения квалификации.

4. Основой представленных методических ресурсов должна стать концепция гипертекста. Благодаря многоуровневой системе представления, гипертекст находится значительно ближе к ассоциативной памяти человека, чем линейный текст.

5. В центрах повышения квалификации и переподготовки специалистов следует в качестве приоритетных научно-методических направлений рассматривать разработку методологии создания и использования современных интерактивных образовательных ресурсов.

Предложенный комплекс мер позволит вывести разработку и использование мультимедийных образовательных ресурсов в системе повышения квалификации на новый уровень, соответствующий современному состоянию информационного общества.

1. Bent, B. Andersen, Katja van der Brink. Multimedia in education: a specialized training course. - Cambrige, MA, 2007.

2. Manovich, L. Languge of New Media // MTT Press. - 2001.

3. Marie-Laure Ruan «Beyong Myth and Mtaphor: Narrative in Digital Media // Poetics Today 23:4 ( Winter 002).

4. Ryan, M.-L. Peeling the Onion:Yayers of Interactivity in Digital Narriv Texsts. Based on talk presented at the Conference «Interactivity of Digital Texts», Munster, Germay, May, 2005.

5. Aarseth, E. Cybertext: Perspectives on Ergodic Lierature. Baltimore and London: Johus Hopins UP, 1997.

6. Salen, K., Zimmerman E. Rules of Play: Game Design Fundamentals. Cambrige, MA, 2003.

7. http://de.dstu.ed.ru - distance learning portal DSTU

Bibliography

1. Bent, B. Andersen, Katja van der Brink. Multimedia in education: a specialized training course. - Cambrige, MA, 2007.

2. Manovich, L. Languge of New Media // MTT Press. - 2001.

3. Marie-Laure Ruan «Beyong Myth and Mtaphor: Narrative in Digital Media // Poetics Today 23:4 ( Winter 002).

4. Ryan, M.-L. Peeling the Onion:Yayers of Interactivity in Digital Narriv Texsts. Based on talk presented at the Conference «Interactivity of Digital

Texts», Munster, Germay, May, 20O5.

5. Aarseth, E. Cybertext: Perspectives on Ergodic Lierature. Baltimore and London: Johus Hopins UP, 1997.

6. Salen, K., Zimmerman E. Rules of Play: Game Design Fundamentals. Cambrige, MA, 2003.

7. http://de.dstu.ed.ru - distance learning portal DSTU

Статья поступила в редакцию 12.12.12

УДК 34.9

Zorina N.S. PRACTICAL IMPLEMENTATION OF THE MOTIVATIONAL PROGRAM - ORIENTED FOLLOW-UP OF EDUCATIONAL SYSTEM IN THE FEMALE PENITENTIARY INSTITUTIONS. The article is devoted to the experimental verification of the efficiency of the motivational program-oriented follow-up of educational system of the penitentiary institution for female convicts. The measured parameters of the efficiency chart of the educational system in the female penitentiary institution have been determined.

Key words: motivational program - oriented management, educational system, prison, a female convict, a tree of targets, efficiency chart, integrative assessment, parameters to be measured.

Н.С. Зорина, аспирант, Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Алтайский гос.

технический университет им. И.И. Ползунова, г. Рубцовск, E-mail: [email protected]

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ЖЕНСКОМ ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья посвящена экспериментальной проверке эффективности мотивационного программно-целевого обеспечения педагогической системы пенитенциарного учреждения для женщин-осужденных. Определены измеряемые параметры в структуре картограммы эффективности педагогической системы женского пенитенциарного учреждения.

Ключевые слова: мотивационное программно-целевое управление, педагогическая система, пенитенциарное учреждение, женщина-осужденная, дерево целей, картограмма эффективности, интегративная оценка, измеряемые параметры.

По определению, мотивационное программно-целевое управление (МПЦУ) это наука и практика перевода управляемой системы в новое более высокое качественное состояние на основе дерева целей с мотивационным началом в виде цели психологической подготовки коллектива к соответствующему труду, адекватной дереву целей исполняющей программы в виде норм-образцов под каждую цель и управляющей программы, сочетающей в себе социально-психологическую стратегию, социально-психологическую тактику и традиционный управленческий цикл [1].

Структура дерева целей эффективности педагогической системы женского пенитенциарного учреждения в логике «хочу - могу - делаю -получаю» будет иметь следующий вид:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Генеральная цель: ГЦ - повышение эффективности управления педагогической системой пенитенциарного учреждения.

Ведущие цели:

цП - развитие профессионально-личностных качеств субъектов педагогической системы;

цТ - повышение уровня технологического обеспечения мотивационным программно-целевым управлением педагогической системы пенитенциарного учреждения;

цФ - повышение уровня функционально-ресурсного обеспечения педагогической системы;

цК - повышение качества ресоциализации женщин-осужденных как процесса и результата труда педагогов и женщин-осужденных [2].

Цели: группы П:

А - обеспечение самоактуализации;

И - формирование идейности и личностных ценностей субъекта управления;

Э - повышение эрудиции и роста профессионализма;

О - формирование организаторских способностей и умения управлять собой;

Рис. 1. Дерево целей повышения эффективности управления педагогической системой пенитенциарного учреждения Гэнеральная цель: ГЦ - повышение эффективности управления педагогической системой пенитенциарного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.