Научная статья на тему 'Основные типы селективной и продуктивной интерактивности художественных и учебных текстов и виды деятельности адресата'

Основные типы селективной и продуктивной интерактивности художественных и учебных текстов и виды деятельности адресата Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
561
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЕКТИВНАЯ / ПРОДУКТИВНАЯ / РЕАКТИВНАЯ ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / НАРРАТИВ / УЧЕБНЫЙ / ФИКТИВНЫЙ / ЭРГОДИЧЕСКИЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кучина Светлана Анатольевна

В статье рассмотрены основные типы интерактивности художественного и учебного текста: селективная, продуктивная, реактивная. Интерактивность как свойство художественного/образовательного текста может проявлять себя на двух уровнях восприятия объекта. С одной стороны, интерактивность является следствием технических возможностей и характеристик носителя информации. С другой стороны, интерактивность как свойство может быть заложена в самой структуре художественного текста. Каждый из представленных в статье типов интерактивности обуславливает особый характер передачи и восприятия информации читателем/обучающимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные типы селективной и продуктивной интерактивности художественных и учебных текстов и виды деятельности адресата»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 372.882+372.881.11.1+82.091

Кучина Светлана Анатольевна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Новосибирский государственный технический университет, [email protected], Новосибирск

основные типы селективной и продуктивной

интерактивности художественных и учебных текстов и виды деятельности адресата

Аннотация. В статье рассмотрены основные типы интерактивности художественного и учебного текста: селективная, продуктивная, реактивная. Интерактивность как свойство художественного/образовательного текста может проявлять себя на двух уровнях восприятия объекта. С одной стороны, интерактивность является следствием технических возможностей и характеристик носителя информации. С другой стороны, интерактивность как свойство может быть заложена в самой структуре художественного текста. Каждый из представленных в статье типов интерактивности обуславливает особый характер передачи и восприятия информации читателем/обучающимся.

Ключевые слова: селективная, продуктивная, реактивная интерактивность, нарратив, учебный, фиктивный, эргодический текст.

В современном искусстве в целом, в литературе и учебной практике в частности под интерактивностью понимают неклассический тип взаимодействия реципиента с артефактом, получивший развитие в конце XX - начале XXI в. под воздействием виртуальной реальности в искусстве и сетевых способов передачи художественной информации. Интерактивность заменяет мысленную интерпретацию художественного объекта реальным воздействием, материально трансформирующим его. Принцип обратной связи, режим реального времени, чувственный, поведенческий контакт с фиктивной реальностью формируют новый тип эстетического сознания. Интерактивное телевидение, электронная литература, компьютерные игры переориентируют реципиента с позиции интерпретатора на роль активного участника, со-творца, влияющего на становление произведения; роли художника и публики смешиваются.

Интерактивность художественного произведения определяется степенью свободы, предоставляемой читателю/обучающемуся/пользователю электронного учебного или художественного текста/произведения, а также уровнем читательской интенцио-нальности. С этой точки зрения выделяют следующие типы интерактивности [14].

1. Реактивная интерактивность. Данный тип проявления интерактивности в художественном произведении обладает наимень-

шей степенью выявленности, не предполагает участия реципиента в формировании структуры произведения и определяется реакцией художественного объекта на внешнюю среду (инсталляции).

2. Селективная интерактивность. При реализации данного типа интерактивности читатель/обучающийся/пользователь осуществляет определенный набор действий для активизации нарратива. Основная цель действий читателя - активировать повествовательный или образовательный потенциал электронного текста, однако при этом читатель не может повлиять на отдельные его составляющие.

3. Продуктивная интерактивность. При реализации данного типа интерактивности от интенции читателя/обучающегося зависит характер, объем и последовательность компонентов художественного/обучающего текста. Основная цель действий читателя/ обучающегося в данном случае - создание собственного варианта художественного/ обучающего текста.

С точки зрения технических параметров интерактивный текст - это текст, который ориентирован на активную роль реципиента (читателя), способного задавать структуру и формировать содержание художественного произведения (выбирая из готовых компонентов или добавляя собственные составляющие). Тексты, рассчитанные на селективную навигацию, Э. Аарсет называет

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ

эргодическими [8]. Термин «эргодический» (от греч. ergon - развилка и hodos - тропа) в литературоведение пришел из точных наук. Эргодическая литература - это литература, требующая от читателя навыка нелинейного чтения. Риторической моделью построения текста при таком подходе становится лабиринт. Эргодический текст по сути своей является полимаршрутным текстовым лабиринтом, который предлагает читателю неограниченное или, как правило, весьма обширное количество возможных вариантов прочтения художественного или учебного текста (в зависимости от объема), каждая из выбранных читателем сюжетных траекторий является взаимоисключающей по отношению ко всем остальным, заложенным в тексте.

Современный нелинейный эргодический электронный текст наряду с вербальным кодом, как правило, содержит компоненты других семиотических систем и, следовательно, является семиотически осложненным (поликодовым). С точки зрения структуры и формата эргодический текст представляет собой матрицу, из которой читатель посредством конструирования определенной последовательности знаков и объектов художественной действительности (каждый раз новой) формирует множество текстов. Каждая новая ступень в формировании эргодического текста предопределена предыдущим шагом и полностью от него зависит.

Интерактивность как свойство художественного и учебного текста в большей степени проявляется в электронной среде, поскольку это обусловлено возможностями электронного формата, однако интерактивными по своей сути могут быть художественные и учебные тексты, представленные в стандартном печатном формате.

Следует отметить, что под художественным текстом в данном случае мы понимаем фикциональный текст, в котором изображаемый мир является фиктивным, вымышленным [7]. В свою очередь учебный текст, по словам А. Э. Бабайловой, представляет собой текст, «организованный в дидактических целях в смысло-содержательном, языковом и композиционном отношениях в единую систему, часть совокупной информации учебника, предназначенной для управляемого становления текстовой деятельности, на основе которой дается система знаний по

определенной дисциплине, прививаются умения и навыки людям определенной группы на определенном этапе обучения» [1, с. 130].

В настоящем исследовании эти две группы текстов объединены в один объект исследования по достаточно формальному признаку принадлежности к электронному текстовому формату. Другими словами, под электронным текстом мы понимаем объединенную смысловой связью последовательность вербальных и невербальных единиц. Одним из основных условий создания и воспроизведения электронного текста является его зависимость от основных механизмов создания, хранения и обработки электронных данных. Специфическими механизмами создания, функционирования и обработки электронных данных считаются самопорождающие модели текста, мультимедийные объекты, анимация, интерактивные процессы (активное участие читателя в процессе написания или обсуждения готового электронного текста, художественного или учебного и т. д.), несмотря на значительное расхождение в стилистической и функциональной сфере, а также семантической и композиционной структуре.

Рассмотрим основные типы селективной и продуктивной интерактивности в художественном и учебном тексте. Для полноты картины в списке будут представлены фиктивные и не фиктивные тексты, в том числе тексты с нулевой степенью интерактивности.

1. Неэргодические, неэлектронные, неинтерактивные тексты. К этому типу текстов относятся художественные и учебные тексты, представленные в печатном формате, в которых внешняя форма имеет строго определенную структуру, а внутренняя организация зависит только от компонентов сюжета (характер представленных событий в нарративе, их последовательность в сюжете и семантика).

2. Интерактивные, неэлектронные, не-эргодические тексты. В данном разделе возможно выделить два подтипа: тексты с селективной интерактивностью и тексты с продуктивной интерактивностью.

К неэлектронным, неэргодическим текстам с селективным типом интерактивности можно отнести современные печатные издания, внешняя форма которых структурирована, но при этом не задана последователь-

ность восприятия ее компонентов и полностью подчинена читательской инициативе.

Так, на странице с основным содержанием/повествованием читателю может быть предложено несколько вариантов «боковых» сюжетных ходов. В большинстве случаев это дополнительные повествовательные линии, не связанные с основным сюжетом. Они могут носить нехудожественный характер (например, цитаты из периодической печати определенного исторического периода), содержать сопутствующую информацию, комментирующую исторический или культурный фон того или иного события (например, интерактивный учебник истории), упоминаемого в основном повествовании.

Неэлектронными, неэргодическими текстами с продуктивной интерактивностью являются все диалоги, поскольку в диалогах (в том числе и в учебных, и нефиктивных) происходит свободная смена тематической направленности, присутствует открытый финал, а также нет фиксированной общей схемы и структуры.

3. Электронные, неинтерактивные, неэр-годические тексты. К данному типу текстов относятся электронные версии печатных изданий учебников, классической литературы, например CD-версии учебных пособий, романов Л. Н. Толстого.

4. Эргодические, неэлектронные, неинтерактивные тексты. К данному типу «текстов» относятся художественные продукты (как правило, художественные инсталляции), предполагающие формирование нового эстетического продукта за счет пассивного восприятия реципиентом (без непосредственного вмешательства) предлагаемой художественной среды и конструирования (исключительно в сознании индивида) художественного контента. В данном случае понятие текста трактуется не в лингвистическом, а более широком, семиотическом смысле, а именно как объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц любой формы (танец, графические элементы, анимация). В учебной среде пример для данного типа текстов привести несколько сложнее, скорее всего к ним можно отнести учебные постановки и спектакли.

5. Электронные, интерактивные, неэр-годические тексты. Электронными, интерактивными, неэргодическими текстами

являются текстовые базы данных, например, библиотечные каталоги. Селективная интерактивность актуализируется в момент выполнения запроса пользователя. Результатом такого запроса является демонстрация отдельных компонентов (одного или нескольких) корпуса текстов, при этом структура основного текста остается статичной, а текст, актуализируемый в результате пользовательского запроса, предсказуем с точки зрения его содержания.

Продуктивная интерактивность в текстах данного типа реализуется в форме диалога посредством интернет-сервисов, форумов (любая тематика, в том числе и учебная) или программ мгновенного обмена сообщениями.

6. Эргодические, электронные, неинтерактивные тексты. Как правило, в электронных текстах данного типа на экране монитора появляется заданная базой данных определенная комбинация слов, отражающая главную идею произведения. Например, «Endemic battle collage» Дж. Хаса представляет собой коллекцию поэтических текстов небольшого объема, появляющихся на экране в весьма аскетичной ретро-манере и в не зависящей от реципиента последовательности [11]. Конкретная поэзия Дж. Хаса уже в электронной среде еще раз доказывает прямую зависимость и влияние формы расположения поэтических строк на восприятие стихотворного произведения и его интерпретацию (читателями и обучающимися в том числе).

7. Эргодические, неэлектронные, интерактивные тексты. К текстам данного типа относится все возрастающее количество современных полисюжетных печатных текстов, оставляющих за читателем право конституировать последовательность элементов сюжета. К текстам этого типа относятся «Игра в классики» Х. Кортасара, «Хазарский словарь» М. Павича, поэма В. Набокова «Бледное пламя» и др.

8. Электронные, эргодические, интерактивные тексты. Селективная интерактивность в текстах данного типа реализуется в фиктивных гипертекстах и электронных поэтических текстах. К продуктивному типу в данной категории текстов относится интерактивная драма, совместные литературные проекты (типа «хокку»), интерактивные виртуальные среды MOO и MUD. Текст

вопросы воспитания и обучения

в MOO и MUD строится на основе свободной коммуникации пользователей в заданных с помощью сгенерированной виртуальной среды пространственно-временных условиях и ролевых позициях. Художественные инсталляции на основе виртуальной реальности могут относиться как к продуктивному, так и к селективному типу в рамках данной категории.

Реализация интерактивности в художественном тексте позволяет читателю/обучающемуся осуществлять следующие функции селективной интерактивности.

1. Формирование сюжета. Данная функция интерактивности актуализируется в эргодических текстах, в которых читатель определяет структуру сюжета и основной событийный ряд, в котором принимает участие главный герой/герои.

2. Смена повествовательной перспективы в нарративе. Данная функция интерактивности предполагает возможность читателя вместе с выбором нарратора сменить повествовательную точку зрения, что приводит к смене фокуса восприятия художественной действительности. Нарративная компетентность определяет перцептивный, идеологический, пространственно-временной и языковой план рассказываемой истории.

3. Комплексное восприятие всего корпуса текстов интерактивного произведения (вне зависимости от их объема и количества сюжетных линий).

4. Инициирование воспроизведения текста. В данном случае интерактивность представляет собой «случайный выбор» читателя/обучающегося/пользователя из списка гиперссылок, интерактивных панелей или значков на экране, осуществляя который он инициирует появление новых отрезков текста на экране монитора. Данный вид интерактивности актуализирован в многочисленных вики-учебниках в различной предметной области, а также в художественных текстах «The Toucher» С. Бурчардона [10], «Strange Rain» Э. Лойер [12], «Встречи» Е. Голосова, М. Васильевой, Г. Жердева [2]; «Сонеты» И. Лощилова, А. Кузнецова, Г. Жердева [4] и др.

5. Воспроизведение текста по запросу. Данный вид селективной интерактивности реализуется с помощью веб-сервисов баз данных (в том числе сети Интернет как самой глобальной из них). В данном случае

текст рассматривается как коллекция ресурсов, которые могут быть представлены (выведены на экран монитора) по запросу обучающегося/пользователя. Такой тип интерактивности характерен для текстов документального или справочного характера, однако в ряде художественных произведений также реализован данный принцип. Например, произведение С. Молтропа «Библиотека Рейгана» [13] представляет собой сложно организованное сочетание текстовых, аудио-, видео-, анимационных фрагментов, из сочетания которых читатель создает собственное поликодовое повествование.

6. Осуществление игровой деятельности. Так называемая книга-игра - литературное произведение, которое позволяет читателю участвовать в формировании сюжета. Книги-игры (как художественные, так и обучающие) могут быть как печатными, так и электронными (электронный формат подразумевает не один из способов хранения печатного текста, а единственно возможную среду функционирования художественного повествования). В электронной книге-игре читателю предлагается стать главным героем (или одним из героев) и в зависимости от принимаемых решений или от ситуаций, в которых он оказывается, читатель/обучающийся/пользователь перемещается между главами. Электронная книга-игра не имеет заданного повествовательного сюжета, читатель/обучающийся постигает художественную действительность или достигает образовательной цели в той последовательности, в какой читает главы. Как правило, в основе интерактивной книги-игры лежит авантюрный сюжет, связанный с опасными приключениями героя (героев) в виртуальном мире.

7. Оценка текста. Механизмы рецензирования и обсуждения книги/учебника, по сути, являются интерактивными, так как предполагают взаимодействие различных цепочек интерактивности: читатель/обучающийся - читатель/обучающийся - художественный текст/учебник или автор - художественный текст/учебник - читатель/ обучающийся. Технологии Web 2.0 помогли сделать эти процессы более синхронными, в настоящее время читатели имеют возможность задать вопрос автору и получить ответ, прокомментировать сюжет, и даже повлиять

на развитие сюжета.

Помимо видов селективной интерактивности, в сфере читательской компетенции находится и два вида продуктивной интерактивности.

1. Непосредственное участие в написании художественного текста/учебника. Данный вид интерактивности реализуется в коллективных учебных (создание вики-учеб-ников в частности) и творческих проектах, посвященных литературной деятельности, в частности сетевой проект «Сад расходящихся хокку» [6] на портале «Сетевая словесность». Читатель-автор (он же пользователь интернет-портала) может написать хокку, используя в качестве первой строчки последнюю или в качестве последней -первую строчку любого из уже имеющихся в фонде трехстиший. Программа только контролирует количество слогов в хокку. Можно использовать сокращения, также можно изменять знаки препинания в исходной строчке. Допустимы незначительные изменения в словах (в объеме 4 знаков). Схожие по реализации категории интерактивности проекты в рунете: «Сонетник» и «Буриме» [5].

2. Ролевые игры в заданной виртуальной реальности. К данной категории интерактивности относится текстовая виртуальная реальность типа MOO или MUD (object-oriented или multi-user domain), предполагающая участие/взаимодействие/диалог нескольких пользователей одновременно. В MUD предполагается взаимодействие пользователей в заданных пространственно-временных условиях виртуальной реальности, в которой пользователь конструирует свою персональную историю взаимодействия с другими пользователями, принимая на себя роль той или иной виртуальной личности. Данный вид интерактивности может быть использован для тренировки навыков устных и письменных видов речевой деятельности.

С точки зрения авторской концепции построения художественного или учебного текста интерактивность предполагает следующие возможности.

1. Возможность контроля продвижения читателя/обучающегося (скорость и последовательность постижения) по ходу развития сюжета или достижения образовательных целей.

Как мы знаем, в некоторых случаях авто-

ру важно, чтобы читатель/обучающийся познакомился с теми или иными фрагментами текста в определенном порядке. Такая концепция важна для выстраивания внутренних синтаксических и семантических связей событий и мотивов построения основного смысла художественного произведения/ учебного текста. Например, в художественном произведении «Separation» (буквально «Разделение») Э. Абрахамс актуализирует идею физического и ментального диссонанса, ставшего результатом чрезмерного увлечения человека виртуальной реальностью компьютерного мира. Синдром RSI, сигналом которого является мышечная боль или травма из-за повторяющихся быстрых движений, выступает в этом произведении в качестве метафорического описания состояния автора кибертекста, который не представляет творческий акт без участия компьютера. Парадоксальность описываемой ситуации заключается в том, что для кибер-автора свойственна дезориентация в виртуальной реальности созданных им кибертек-стов, в которых сосуществование, равно как и расставание, с компьютером - безмерно болезненный процесс [9].

Процесс восприятия читателем «Separation» должен протекать очень медленно, скорость задана в самой структуре произведения. Для получения новой, условно говоря, «порции» текста, читатель должен активировать нарратив кликом мышки, как только он начинает торопиться, текст автоматически возвращает воспринимающего на исходную позицию.

2. Возможность предоставления читателю альтернативного взгляда на мир/окружающую действительность (презентация так называемого belief world нарратора). Данный подход к реализации свойства интерактивности художественного текста имеет отношение к эпистемологическому построению возможных миров (возможный мир -философское понятие, фиксирующее мыслимые состояния бытия, альтернативные наличному). Каждый новый сюжетный ход предлагает читателю новый взгляд на мир (новую интерпретацию действительности), являющийся отражением индивидуальных представлений нарратора об этом мире.

3. Актуализация/подчеркивание текстовых аналогий. Одним из самых актуальных

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ

вопросов, интересующих читателей гипертекста, является иерархичность текстовых сегментов. Автор предлагает читателю/ обучающемуся осмыслить и попытаться осознать взаимосвязь между двумя понятиями (объект и субъект художественного мира), соединенными гиперссылкой.

4. Возможность прервать повествование.

5. Возможность для автора комментировать повествование, озадачивать читателя/ обучающегося, внезапно обрывать сюжетную линию и также внезапно возвращаться к ней, игнорировать факты и детали художественной действительности с целью запутать, заинтриговать читателя.

6. Возможность сопровождать основной текст дополнительными материалами: комментариями, фоновой информацией, внутритекстовыми ссылками.

Все рассмотренные типы интерактивности предполагают особый характер восприятия учебного и фиктивного текста читателем/обучающимся, а также напрямую обуславливают обучающий/художественный потенциал текста, который расширяется в зависимости от носителя текстовой информации. Интерактивность как свойство текста также обогащает возможности автора в аспекте обратной связи с читателем и обучающимся.

Интерактивность как свойство художественного произведения может проявлять себя на двух уровнях восприятия объекта художественной действительности. С одной стороны, интерактивность является следствием технических возможностей и характеристик носителя информации, с помощью которого или на основе которого создается художественное произведение (бумага, СD, веб-среда). С другой стороны, интерактивность как свойство может быть заложена в самой структуре художественного текста. Интернет в качестве носителя информации, безусловно, является интерактивной средой, но большинство текстов, хранящихся в этой виртуальной базе данных, не являются интерактивными сами по себе, т. е. интерактивность как свойство не заложено в их художественной или учебной структуре.

Библиографический список

1. Бабайлова А. Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. - 130 с.

2. ГолосоваЕ., МакароваМ, ЖердевГ. Встречи [Электронный ресурс]. -URL: http://www. netslova.ru/golosova/14feb.html (дата обращения: 15.02.2015).

3. Кучина С. А. Структура динамической веб-программы спецкурса: Electronic literature and digital writing space // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 1. - С. 96-100.

4. Лощилов И., Кузнецов А., Жердев Г. Сонеты [Электронный ресурс]. - URL: http://www. netslova.ru/loshilov/sonnets/index.html (дата обращения: 15.02.2015).

5. Проект «Буриме» [Электронный ресурс]. -URL: http://centrolit.kulichki.net/centrolit/cgi/br.cgi (дата обращения: 15.02.2015).

6. Проект «Сад расходящихся хокку» [Электронный ресурс]. - URL: http://hokku.netslova.ru/ (дата обращения: 15.02.2015).

7. Шмид В. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.

8. Aarseth Espen J. Cybertext: Perspectives on Ergodic Literature. - Baltimor: The Johns Hopkins University Press, 1997. - 237 p.

9. Abrahams A. Separation [Электронный ресурс]. - URL: http://collection.eliterature.org/2/ works/abrahams_separation/separation/index.htm (дата обращения: 15.02.2015).

10. Bourchardon S., Carpenteir K., Spenle S. The Toucher: Cambridge, Massachusetts: Electronic Literature Collection. 2011. Volume II [Электронный ресурс]. - URL: http://collection.eliterature. org/2/works/bouchardon_toucher/index.html (дата обращения: 15.02.2015).

11. Huth G. Endemic battle collage [Электронный ресурс]. - URL: http://collection.eliterature. org/2/works/huth_endemic_battle_collage.html (дата обращения: 15.02.2015).

12. Loyer E. Strange Rain [Электронный ресурс]. - URL: http://opertoon.com/2010/11/strange-rain-for-ipad-iphone-ipod-touch/ (дата обращения: 15.02.2015).

13. Moulthrop S. Reagan Library. Cambridge, Massachusetts: Electronic Literature Collection. 2011. Volume II [Электронный ресурс]. - URL: http://collection.eliterature.org/1/works/moulthrop_ reagan_library/index.htm (дата обращения: 15.02.2015).

14. Ryan M-L. Narrative as Virtual reality. -Baltimor: The Johns Hopkins University Press. -2001. - 400 p.

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

Kuchina Svetlana Anatolevna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of Humanitarian Faculty, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk

the main types of selective and productive interactivity of fictional and educational text and recipient's activity

Abstract. The article surveys the main types of educational and fictional text's interactivity: reactive, selective and productive. Interactivity as a function of fictional or educational text can display its specifity on two levels of recipient's perception. On the one side interactivity is consequence of technical features of information-carrier medium. On the other side interactivity as a function can be placed "inside" the structure of the text. Each of the interactivity types can be characterized by a specific way of information transfer and perception.

Keywords: selective, productive, reactive interactivity, narration, educational, fictional, ergodic text.

Поступила в редакцию 17.10.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.