Кучина С. А. Кинетические электронные поэтические тексты: структура и лексико-сти-листические особенности / С. А. Кучина // Научный диалог. — 2016. — .№ 10 (58). — С. 157— 169.
Kuchina, S. A. (2016). Kinetic Electronic Poetic Texts: Structure and Lexical-Stylistic Features. Nauchnyy dialog, 10(58): 157-169. (In Russ.).
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С H ' s
PfBtiXMCAtS DIRK [ORV
УДК 82.0:004.9
Кинетические электронные поэтические тексты: структура и лексико-стилистические особенности
© Кучина Светлана Анатольевна (2016), кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарного факультета, Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск, Россия), [email protected].
Рассматриваются электронные кинетические поэтические тексты в аспекте их структурных, лексических и стилистических особенностей. Показано, что кинетические поэмы представляют собой электронные лирические произведения, в которых движущиеся и трансформирующиеся фрагменты текста являются одним из ключевых элементов формирования художественной действительности. Представлен анализ электронных кинетических поэм "The Mandrake Vehicles" О. Бучанан, "Endemic Battle Collage" Дж. Хаса, "Fitting the Pattern" К. Уилкс и "Soundpoems" Дж. Пиринжер с точки зрения основных компонентов структуры электронного художественного текста (информационных данных, способа активации, характера интерактивности, интерфейса). Проведен разбор лексико-стилистических особенностей вербальной части произведений. Выявлены основные техники создания образности в электронной кинетической поэзии (изображение скользящих, исчезающих и двигающихся букв, слов и поэтических строк; синтезирование слов, фраз и поэтических строк из движущихся образов и объектов; представление поэтического текста в виде кинетического коллажа, в котором вербальные элементы соотнесены с символическими объектами изображаемой художественной действительности). Показано, что электронный кинетический поэтический текст может быть представлен в виде фрагментов букв, слов, фраз и предложений, части которых также могут заменяться графическими объектами.
Ключевые слова: кинетическая поэма; электронный поэтический текст; интерактивность; трансформация; структура.
1. Введение
Появление Интернета и освоение компьютерных технологий в аспекте их применения и адаптации к индивидуальному пользованию стимулиро-
вало развитие электронного творчества в целом и появление электронных поэтических текстов в частности. Электронная поэзия представляет собой поэтические тексты, создание, функционирование и публикация которых осуществляется посредством цифровых информационно-коммуникативных технологий [Hayles, 2008]. Авторы электронных поэтических произведений используют широкий арсенал цифровых средств выражения и различных медиаобъектов, что обусловливает довольно большое количество жанровых подвидов электронных поэтических текстов, к ним относятся: генеративная поэзия, кодовая поэзия, кинетическая поэзия, мультимедийные поэтические тексты, интерактивная поэзия и гипертекстовая поэзия.
Кинетические электронные поэтические тексты (kinetic poems) — это электронные поэтические произведения, в которых вербальные компоненты переданы с помощью кинетических, движущихся образов. Определение кинетический соотносится со всеми образами, актуализируемыми в художественной действительности с помощью перемещения объекта. Движение — основная характеристика электронных кинетических произведений, в которых оптическая мутация текста, слов и букв является основным принципом построения художественного мира. Строки, строфы, отдельные выражения, слова и буквы электронного кинетического текста перемещаются, изменяют свою форму, цвет и размер перед взглядом читателя-пользователя. Движение или перемещение элементов электронного кинетического текста предполагает актуализацию нового значения того или иного художественного образа или ввод новой фигуры лирического повествования.
2. Электронная кинетическая поэма "The Mandrake Vehicles" О. Бучанан: структурные и стилистические особенности
Так, "The Mandrake Vehicles" О. Бучанан [Buchanan, 2006] — электронная кинетическая поэма, которая включает три части (Vehicles). Каждая часть "The Mandrake Vehicles" состоит из объемного прозаического или поэтического текста разнообразной тематической направленности, в них затрагиваются вопросы биологического развития, фольклорного творчества, оккультных ритуалов, магических ассоциаций при использовании корня Мандрагоры. Поверхностный текстовый слой каждой из частей написан прозой и может быть прочитан линейно и последовательно. Однако под поверхностным текстовым слоем находятся еще шесть вербальных уровней, на которых расположены следующие части поэтического произведения. В каждом сегменте "The Mandrake Vehicles" внутренние поэмы могут быть видны уже на первом уровне, как бы сквозь поверхностный прозаический текст, но полноценному восприятию мешают «лишние» буквы текстов (или
их смесь) из разных слоев. Внутренние тексты становятся доступны читателю после активации интерактивного компонента "The Mandrake Vehicles". «Лишние» буквы прозаического текста из первого слоя осыпаются и исчезают, а оставшиеся — конструируют внутренний поэтический текст (рис. 1).
Рис. 1. "The Mandrake Vehicles" О. Бучанан, Installation 2
Смысловой потенциал "The Mandrake Vehicles" реализуется на стыке и взаимодействии всех текстовых слоев и всех текстов в них. Эта взаимосвязь подчеркивается также наличием общих букв и слов в каждом из текстов. Электронными данными "The Mandrake Vehicles" О. Бучанан являются вербальные компоненты всех трех частей (Installations), а также визуальные кинетические образы (падающие, двигающиеся, меняющие свой цвет, форму и размер буквы) и собственно программное обеспечение Adobe Flash, в котором выполнено произведение. Процесс активации и характер взаимодействия с читателем-пользователем определяется «селективным ти-
пом интерактивности» [Кучина, 2015а, с. 61]. Это значит, что для прочтения произведения необходимо выбрать интересующую главу (Installation) и открыть понравившийся текстовый слой (выбор интерактивных компонентов в правом верхнем углу экрана). Активация текстовых слоев может быть как последовательной (читатель выбирает опцию next после прочтения поэм каждого слоя), так и выборочной (читатель выбирает интересующий его слой с помощью опций 1, 2, 3 и т. д.). Интерфейс "The Mandrake Vehicles" имеет весьма четкую структуру. На светлом фоне под общим заголовком The Mandrake Vehicles представлены все три части электронной поэмы в виде обложки книги с изображением цветка мандрагоры на ней. Каждая часть имеет название (First Installation, Second Installation, Third Installation). В правом верхнем углу экрана расположены две интерактивные опции, раскрывающие информацию об авторе (about Oni Buchanan), а также авторские пояснения структуры произведения (Note on the Mandrake Form) (рис. 2).
Каждая часть "The Mandrake Vehicles" имеет идентичную структуру, представленную в виде страницы книги с темным текстом на светлом фоне, всего в каждой книге семь страниц, переход на которые осуществляется за счет интерактивных опций в верхней части экрана. В дополнение к описанию общей структуры следует отметить, что третий и шестой слой "The Mandrake Vehicles" автор определяет как «жидкий» (liquid). Это означает,
Рис. 2. "The Mandrake Vehicles" О. Бучанан 160
что именно в этих частях повествования виден внутренний механизм соединения букв, слов, фраз и строк нового поэтического фрагмента, когда исчезают «лишние буквы» читателю становится видна условная буквенная схема, на основе которой будет составлен следующий текстовый слой (рис. 3).
В этот момент новый, конструируемый текстовый слой действительно представлен схематически, не имеет внутреннего грамматического, синтаксического и пунктуационного членения. Именно из-за кинетических, мобильных образов в виде букв, которые способны в этих частях передвигаться в любом направлении (вертикально / горизонтально) и менять свой размер и форму, О. Бучанан называет эти слои «жидкими». Летящие буквы конструируют слова внизу экрана, которые постепенно собираются в предложения, группирующиеся в полноценный текст следующего слоя "The Mandrake Vehicles".
7П-*T- —3— —1-И -rr —n-cTT -Tu-v-
о ng a h о sie ti d Vpp er a
f 1 eve r r e d p cu с a ce
st ati clea n S ill II r ctfe г
arden t J tmr mc £ s
1 s raccoon
the ic t ssamar P 3 П
soiree banalt) m С ri m fedora ballot, drench walleye
helium gcri a paether <t Eft Teflon mud dauber eronimo
Neolithic seance droo zounds geranium threnody cuisine Dracula toddler Gestapo
newts patrician gosling stethoscope suet №¡11 rebel flea bitten onager laudanum geode
Рис. 3. "The Mandrake Vehicles" О. Бучанан, Installation 2, page 3.
3. Электронная кинетическая поэма "Fitting the Pattern" К. Уилкс: структурные и стилистические особенности
"Fitting the Pattern" — электронный кинетический поэтический текст К. Уилкс [Wilks, 2011], в котором автор размышляет о судьбе женщины, о ее роли в семье и о характере женского творчества. В своей поэме К. Уилкс передает весьма интимные переживания лирической героини, связанные со сложностью ее взаимоотношений с матерью. Отчасти это находит выражение в подзаголовке произведения Or being dressmaker's daughter («Или быть дочерью портнихи»), а также в авторском определении жанровой принадлежности произведения a memoir in pieces («фрагменты автобиографии»). Пробираясь сквозь отрывки воспоминаний, соотнося факты и события своей жизни, вскрывая (словно вспарывая старый шов) прошлое, лирическая героиня пытается разобраться в непростой жизненной ситуации и своих взаимоотношениях с матерью. В "Fitting the Pattern" процесс написания текста ассоциирован с актом сшивания ткани. Стежки, скрепляющие отрезки виртуальной ткани выступают в качестве ссылок на сле-
Рис. 4. "Fitting the Pattern" К. Уилкс
дующий текстовый фрагмент произведения, а читатель является в тот же момент своего рода портным, которому необходимо соотнести все отрезки-отрывки, чтобы сшить-написать поэтический текст (рис. 4).
Информационные данные "Fitting the Pattern" представлены в четырёх основных категориях:
— программное обеспечение: Macromedia Flash;
— вербальный компонент;
— визуальные, кинетические образы (стол закройщика, фрагменты выкройки и ткани), а также интерактивные компоненты, представленные в виде инструментов закройщика (ножницы, вспарыватель, швейная машина, иглы);
— аудиоряд (звуки работы швейной машины, хруст бумаги для выкройки и т. д.).
Процесс активации и восприятия читателем произведения "Fitting the Pattern" К. Уилкс неразрывно связан с концепцией его построения, а именно «древовидной» схемой интерактивного лирического повествования [Кучина, 2015б, с. 2960], для активации которого читателю необходимо выбрать любой из четырех интерактивных компонентов произведения, представленных в виде следующих визуальных образов: ножницы, вспа-рыватель, швейная машина, иглы. Выбирая тот или иной интерактивный компонент, читатель открывает одну из глав лирического текста, визуально представленную в виде стола закройщика, на котором расположены эле-
менты выкройки детского платья. Для непосредственной активации (появления текста) необходимо навести курсор на тот или иной фрагмент ткани, где появится текстовый элемент в виде поэтических строф, написанных большей частью верлибром. На первый взгляд может показаться, что некоторые строки представляют собой произвольное механическое соединение, однако при перестановке или удалении элементов (слов, фраз), происходит сбой в ритмическом рисунке поэтического отрывка.
Интерфейс "Fitting the Pattern" К. Уилкс представлен в весьма лаконичной форме, в черно-белых тонах. На светлом фоне читатель видит макет выкройки детского платья, в элементах которой представлены текстовые фрагменты, требующие активации с помощью интерактивных деталей. Помимо интерактивных опций, лирическое повествование снабжено стрелками-указателями, которые упрощают навигационный процесс для читателя-пользователя.
Внешний слой "Fitting the Pattern" К. Уилкс в виде выкройки детского платья подчеркивает авторскую идею о неочевидности детских переживаний, которые вместе с тем важны и имеют огромное значение уже во взрослой жизни человека. Прозрение возможно лишь на интуитивном уровне в виде воспоминаний, идей и ассоциаций из детства. Только спустя время, кропотливо подбирая фрагмент за фрагментом (ткани и текста), лирической героине удается собрать выкройку своего детского платья, сконструировать и воссоздать свою историю детства и взаимоотношений с матерью. И структура "Fitting the Pattern" во всем повторяет этот ментальный опыт лирической героини. Интерактивность "Fitting the Pattern" (необходимость для читателя-пользователя буквально принимать участие в процессе реконструкции детский воспоминаний) во многом усиливает драматический потенциал произведения.
4. Электронная кинетическая поэма "Endemic Battle Collage" Дж. Хаса: структурные особенности
К электронным кинетическим поэмам относится и "Endemic Battle Collage" Дж. Хаса [Huth, 1987] — автора, который работает в жанре кинетической поэзии с середины 80-х годов XX века. "Endemic Battle Collage" представляет собой своего рода каталог небольших поэтических текстов, которые внешне объединяет аскетический дизайн, подчеркивающий ограниченные возможности первых персональных компьютеров (рис. 5).
С точки зрения организации информационных данных "Endemic Battle Collage" состоит из следующих частей:
— вербальная часть, в которой представлена последовательность из тринадцати стихотворений;
; 51 к. InF i 1 ЗйРКШИМШЯИ! KDJFDJ
KD JF Mji^flilF , prk jH^CTK JF
S; DLK_jf7HLK JFMfflHaJDAS; LKLUHSL
S i DLKJSTHLKJFWSlMS-JDftS JfiSICHJFSDj
. in ЙТГТ. I PiRilЯВИМMilШОТГ l»'>*l!]!jH:3K.Jtih :Lh"J5D LI Гл.ШКD.JF: LShDK J J:>4jjl F> L3hHM8MHMSHS JD ТГТТТСТ LKJ; Lftf^JFiLftSJJjMgiHi J F LI LF J н : l=Г:1 Ун Jl
-iDF Il"s ff л яч rmrtn гТнГ s l i
J!|LKF JASTI
mkjfa Jsd^LK
"ft;DLK
JSDjLFKJftSjLDK
DjLKjpaauamsftjL
Ksj LDKF""йJSLDKJ
hTLSDK JF j LASKDJF; L ASK SLKJH]*tWaiF j LKJGF J LKJ
Рис. 5. "Endemic Battle Collage" Дж. Хаса
— невербальная часть: звуковой ряд и кинетические образы (меняющие свой цвет и размер буквы и слова);
— программное обеспечение Apple Basic.
Процесс активации 'Endemic Battle Collage" и характер взаимодействия с читателем-пользователем определяется «селективным типом интерактивности» [Кучина, 2015а, с. 61]. Читатель активирует повествования с помощью опции play, также может контролировать скорость восприятия электронного произведения (с помощью опции pause), кратность и последовательность восприятия поэтических фрагментов.
Интерфейс "Endemic Battle Collage" Дж. Хаса в его «эмуляционной копии» [Кучина, 2016, с. 176] в принципе сохраняет все особенности первоначального издания на базе Apple Basic. Текстовый компонент "Endemic Battle Collage" расположен как бы внутри экрана проигрывателя, который снабжен интерактивными опциями (play, pause, stop) для регулирования процесса восприятия произведения. Цветовая гамма представлена всего двумя оттенками (белый / черный), что подчеркивает стилистику компьютерной графики того периода, когда были написаны первые поэмы "Endemic Battle Collage". Текстовая часть произведения исполнена в формате экспериментальных тактик конкретных поэтов, которые основаны на иконической номинации, в частности, в данном произведении Дж. Хас использует орнаментальную вязь из букв.
5. Электронная кинетическая поэма "Soundpoems" Дж. Пиринжера: структурные и стилистические особенности
"Soundpoems" Дж. Пиринжера [Piringer, 2008] также относится к разряду электронных кинетических поэм. Электронные данные "Soundpoems" состоят из вербального компонента (летящие изображения букв английского алфавита), программное обеспечение — мультимедийная платформа Adobe Flash. Произведение состоит из трех частей (gravity and reflection; predator vs. prey; food chain), последовательность восприятия которых никак не задана автором. Интерфейс "Soundpoems" Дж. Пиринжера, как и у большинства кинетических поэм, не отличается сложностью и цветовым разнообразием. Три части поэмы представлены в виде простых квадратных рамок, в которых реализуются вербальные компоненты "Soundpoems". В Gravity and Reflection («Размышления о гравитации») поэтический текст представлен в виде букв, летящих сверху вниз и имитирующих реализацию закона всемирного тяготения. Процесс активации этой части поэмы заключен в необходимости выбрать интерактивный компонент с названием Gravity and Reflection, все остальные элементы и их кинетика не зависят от читателя-пользователя. Во второй части Predator vs. Prey («Охотник и жертва») буквы, оторвавшись от
Рис. 6. "Soundpoems" Дж. Пиринжера
своего первоначального графического изображения, пускаются в полет со свободной траекторией, оставляя на светлом фоне своеобразные отпечатки по типу следов животных. Процесс активации и характер взаимодействия читателя-пользователя с электронным произведением соответствуют таковым в первой части "Soundpoems" (рис. 6).
В третьей части Food Chain («Пищевая цепь») читатель может сконструировать собственную последовательность (цепочку) из букв, зафиксировав ее на экране с помощью указательных устройств. Этими действиями и определяются способ активации и характер взаимодействия читателя-пользователя с этой частью "Soundpoems" Дж. Пиринжера.
"Soundpoems" Дж. Пиринжер в идейном плане — своеобразная аллюзия на роман Эдвина Э. Эбботта «Флатландия» [Эбботт, 1884]. Дж. Пирин-жер словно исследует потенциал отдельных букв и звуков, которые они обозначают, в их автономном путешествии по плоскому миру экрана. Еще одно произведение, уже из коллекции электронных художественных текстов, которое Дж. Пиринжер переосмысливает в плане графики, — это "Jabber" Н. Хэннесси [Hennessy, 2011]. Графическая реминисценция связана с изображением букв и звуков, свободно взаимодействующих друг с другом на экране монитора.
6. Выводы
В электронных поэмах авторы используют различные техники для передачи ключевой идеи кинетического текста как живой, постоянно меняющейся поэтической формы. Поэтический текст может быть представлен в виде фрагментов букв, слов, фраз и предложений, части которых заменяются графическими статическими и кинетическими образами. Кинетические поэмы показывают на собственном примере возможность использования в одном произведении различных экспрессивных приемов при условии их размещения в разных текстовых слоях лирического повествования. Основными техниками кинетической поэзии являются:
— изображение скользящих, исчезающих и двигающихся букв, слов и поэтических строк;
— синтезирование слов, фраз и поэтических строк из движущихся образов и объектов;
— кинетический коллаж, в котором вербальные элементы соотнесены с символическими объектами изображаемой художественной действительности.
С появлением Интернета, а позже и глобальной сети WWW авторы кинетических электронных произведений получили гораздо больше воз-
можностей для выражения творческого потенциала. Современные сервисы Web 2.0 позволяют добавить кинетическим поэмам интерактивность, что предполагает активное участие читателя-пользователя в формировании вербального компонента произведения (активация; изменение цвета, размера формы текста и т. д.), или взаимодействовать с другими интерактивными объектами (символическими интерактивными изображениями) электронной поэмы. Электронная кинетическая поэзия представляет собой непрекращающийся диалог, в котором значение и смысл зависят не только от вербальных средств выражения художественной идеи, но и от потенциальных возможностей читателя синтезировать и интерпретировать авторские идеи и образы.
Литература
1. Гринбаум О. Н. Эстетико-формальное стиховедение : Методология. Аксиоматика. Результаты. Гипотезы / О. Н. Гринбаум. — Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. — С. 35—37.
2. Казарин Ю. В. Филологический анализ поэтического текста : учебник для вузов / Ю. В. Казарин. — Москва : Академический Проспект, 2004. — 54 с.
3. Кучина С. А. Основные типы селективной и продуктивной интерактивности художественных и учебных текстов и виды деятельности адресата / С. А. Кучина // Сибирский педагогический журнал. — 2015. — № 3. — С. 61—67.
4. Кучина С. А. Электронная литература : основные стратегии сохранения артефактов / С. А. Кучина // Научный диалог. — 2016. —№ 2 (50). — С. 175—185.
5. Кучина С. А. Электронный художественный текст : повествовательная структура и нарративный потенциал / С. А. Кучина // В мире научных открытий. — 2015. — № 7 / 8 (67). — С. 2955—2965.
6. Лотман Ю. М. К основам моделирующей поэтики [Электронный ресурс] / Ю. М. Лотман. — Режим доступа : http://www.ruthenia.ru/reprint/trudy_ii/lotmanm.pdf.
7. Эбботт Э. Э. Флатландия [Электронный ресурс] / Э. Э. Эбботт. — Режим доступа : http://www.e-reading.club/bookreader.php/141943/Ebbot_-_Flatlandiya.html.
8. Buchanan O. Mandrake vehicles [Электронный ресурс] / O. Buchanan. — Режим доступа : http://collection.eliterature.org/2/works/buchanan_mandrake_vehicles.html.
9. Hayles N. K. Electronic Literature : new horizons for the literary / N. K. Hay-les. — Notre Dame, Indiana : University of Notre Dame Press, 2008. — 177 p.
10. Hennessy N. Jabber [Электронный ресурс] / N. Hennessy. — Access mode : http://collection.eliterature.org/2/works/hennessy_pataphysical/jabber/jabber/.
11. Huth G. Endemic Battle Collage [Электронный ресурс] / G. Huth. — Access mode : http://collection.eliterature.org/2/works/huth_endemic_battle_collage.html.
12. Manovich L. The language of new media / L. Manovich. — Cambridge : MIT press, 2001. — 30 p.
13. Piringer J. Soundpoems [Электронный ресурс] / J. Piringer. — Access mode : http://collection.eliterature.org/2/works/piringer_soundpoems.html.
14. Riach A. Poetry in Motion : Kinetic Poetry and the Evolution of Poetry [Электронный ресурс] / A. Riach. — Access mode : https://prezi.com/oz9bchlvpix3/poetry-in-motion-kinetic-poetry-and-the-evolution-of-poetry/.
15. Wilks C. Fitting the Pattern [Электронный ресурс] / C. Wilks. — Access mode : http://collection.eliterature.org/2/works/wilks_fitting_the_pattern/FittingThePattern.html.
Kinetic Electronic Poetic Texts: Structure and Lexical-Stylistic Features
© Kuchma Svetlana Anatolyevna (2016), PhD in Philology, associate professor, Department of Foreign Languages, Faculty for Humanities, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia), [email protected].
Electronic kinetic poetic texts are considered in terms of their structural, lexical and stylistic features. It is shown that the kinetic poems are electronic lyrical works in which the moving and transforming text fragments are one of the key elements in the formation of the artistic reality. The analysis of the electronic kinetic poems "The Mandrake Vehicles" by O. Buchanan, "Endemic Battle Collage" by G. Has, "Fitting the Pattern" by K. Wilkes and "Soundpoems" by G. Piringer from the point of view of the main components of the structure of the electronic artistic text (data, activation process, interactions, interface). The analysis of lexical-stylistic peculiarities of the verbal part of the works is made. The basic techniques of creating imagery in the electronic kinetic poetry are identified (describing disappearing and moving letters, words and poetry lines; synthesizing words, phrases and poetry lines from the moving images and objects; performing of the poetic texts in the form of kinetic collage, in which verbal elements are linked with symbolic objects of fictional universe). It is shown that the electronic kinetic poetic text can be represented in the form of fragments of letters, words, phrases and sentences, parts of which may also be substituted by the graphical objects.
Key words: kinetic poem; poetry e-text; interactivity; transformation; structure.
References
Buchanan, O. Mandrake vehicles. Available at: http://collection.eliterature.org/2/works/
buchanan_mandrake_vehicles.html. (In Engl.). Ebbott, E. E. Flatlandiya. Available at: http://www.e-reading.club/bookreader.
php/141943/Ebbot_-_Flatlandiya.html. (In Russ.). Grinbaum, O. N. 2001. Estetiko-formalnoye stikhovedeniye: Metodologiya. Aksiomati-ka. Rezultaty. Gipotezy. Sankt-Peterburg: Izdatelstvo Sankt-Peterburgskogo universiteta. 35—37. (In Russ.). Hayles, N. K. 2008. Electronic Literature: new horizons for the literary. Notre Dame,
Indiana: University of Notre Dame Press. Hennessy, N. Jabber. Available at: http://collection.eliterature.org/2/works/hennessy_pa-
taphysical/jabber/jabber/. Huth, G. Endemic Battle Collage. Available at: http://collection.eliterature.org/2/works/ huth_endemic_battle_collage.html.
Kazarin, Yu. V. 2004. Filologicheskiy analiz poeticheskogo teksta: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Akademicheskiy Prospekt. (In Russ.).
Kuchina, S. A. 2015. Elektronnyy khudozhestvennyy tekst: povestvovatelnaya struktura i narrativnyy potentsial. Vmire nauchnykh otkrytiy, 7/8 (67): 2955—2965. (In Russ.).
Kuchina, S. A. 2015. Osnovnyye tipy selektivnoy i produktivnoy interaktivnosti khu-dozhestvennykh i uchebnykh tekstov i vidy deyatelnosti adresata. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, 3: 61—67. (In Russ.).
Kuchina, S. A. 2016. Elektronnaya literatura: osnovnyye strategii sokhraneniya artefak-tov. Nauchnyy dialog, 2 (50): 175—185. (In Russ.).
Lotman, Yu. M. K osnovam modeliruyushcheypoetiki. Available at: http://www.ruthenia. ru/reprint/trudy_ii/lotmanm.pdf. (In Russ.).
Manovich, L. 2QQ1. The language of new media. Cambridge: MIT press.
Piringer, J. Soundpoems. Available at: http://collection.eliterature.org/2/works/piringer_ soundpoems.html.
Riach, A. Poetry in Motion: Kinetic Poetry and the Evolution of Poetry. Available at: https://prezi.com/oz9bchlvpix3/poetry-in-motion-kinetic-poetry-and-the-evolution-of-poetry/.
Wilks, C. Fitting the Pattern. Available at: http://collection.eliterature.org/2/works/ wilks_fitting_the_pattern/FittingThePattern.html.