Научная статья на тему 'Роль поликодовых компонентов в структуре и семантике электронных художественных гипертекстов и гипермедиа'

Роль поликодовых компонентов в структуре и семантике электронных художественных гипертекстов и гипермедиа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
289
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРТЕКСТ / HYPERTEXT / ГИПЕРМЕДИА / HYPERMEDIA / ЭЛЕКТРОННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ELECTRONIC FICTIONAL TEXT / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / ВЕРБАЛЬНЫЙ / VERBAL / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ / NON-VERBAL / ПОЛИКОДОВЫЙ / POLYCODE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кучина Светлана Анатольевна

В статье рассматриваются структурные и семантические особенности электронных художественных гипертекстов и гипермедиа. Основными методами исследования являются общенаучные методы наблюдения и описания в сочетании с методом сравнительного анализа языкового материала и комплексным лингвистическим анализом текста с элементами лингвостилистического разбора художественного текста. Материалами исследования являются электронные художественные тексты начиная с первых образцов, опубликованных на базе Eastgate Systems, и заканчивая современными примерами гипермедиа литературы на основе платформ Scalar и Adobe Flash. В результате исследования автором выявляется характер взаимосвязи между спецификой основных поликодовых компонентов электронного текста и его семантикой. Текстоны электронных художественных гипермедиа семиотически осложнены аудио/ видеокомпонентами и анимационными элементами, которые формируют семантику художественного текста наравне с вербальным компонентом. Подчеркивается, что в настоящее время электронные художественные гипертексты в чистом виде встретить довольно сложно, за счет значительного развития информационно-коммуникационных технологий авторы электронных художественных текстов в своем творческом процессе используют, как правило, комбинацию техник, интегрируя в свое произведение различные поликодовые компоненты. Актуализация электронных художественных гипертекстов и гипермедиа в мировой литературе и культуре приводит к так называемому кризису вербального текста, который постепенно вытесняется более визуализированными формами построения художественного нарратива (в частности, гипермедиа). Данный способ репрезентации информации (представление художественного текста) полностью соответствует дуалистической природе когнитивного акта, являющегося результатом одновременной обработки двух информационных потоков: вербального и невербального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE Role of polycode components in the structure and semantics of hypertextS and hypermedia from THE electronic literary

The article analyzes structural and semantic features of electronic literary hypertexts and hypermedia. The main methods of the research are general scientific methods such as monitoring and description along with the methods of comparative analysis and complex linguistic and stylistic analyses of fictional texts. The research is based on electronic literary texts starting from the first samples, published on the basis of Eastgate Systems, to modern hypermedia literature on the basis of Scalar and Adobe Flash. The research results reveal strong connection between the specificity of the main polycode components of electronic texts and their semantics. Textones of electronic fictional hypermedia are semantically complicated by audio, video, graphic and animation components, which form the meaning of fictional texts on an equal footing with verbal elements. The article emphasizes that, currently, electronic fictional hypertexts are difficult to find in their pure form, due to the significant development of information and communication technologies. In their creative process, the authors of electronic fictional texts use a combination of techniques, integrating various polycode components into their works. The article concludes that mainstreaming of electronic literary hypertext and hypermedia in world literature and culture leads to the so-called crisis of a verbal text, which is gradually being replaced by visualized narrative forms. This method of representing information (representation of a fictional text) fully corresponds to the dualistic nature of the cognitive act, which is the result of simultaneous processing of two information flows: verbal and non-verbal.

Текст научной работы на тему «Роль поликодовых компонентов в структуре и семантике электронных художественных гипертекстов и гипермедиа»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2018. №1(51)

УДК 81-119:004.9

РОЛЬ ПОЛИКОДОВЫХ КОМПОНЕНТОВ В СТРУКТУРЕ И СЕМАНТИКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГИПЕРТЕКСТОВ И ГИПЕРМЕДИА

© Светлана Кучина

THE ROLE OF POLYCODE COMPONENTS IN THE STRUCTURE AND SEMANTICS OF HYPERTEXTS AND HYPERMEDIA FROM THE ELECTRONIC LITERARY

Svetlana Kuchma

The article analyzes structural and semantic features of electronic literary hypertexts and hypermedia. The main methods of the research are general scientific methods such as monitoring and description along with the methods of comparative analysis and complex linguistic and stylistic analyses of fictional texts. The research is based on electronic literary texts starting from the first samples, published on the basis of Eastgate Systems, to modern hypermedia literature on the basis of Scalar and Adobe Flash. The research results reveal strong connection between the specificity of the main polycode components of electronic texts and their semantics. Textones of electronic fictional hypermedia are semantically complicated by audio, video, graphic and animation components, which form the meaning of fictional texts on an equal footing with verbal elements. The article emphasizes that, currently, electronic fictional hypertexts are difficult to find in their pure form, due to the significant development of information and communication technologies. In their creative process, the authors of electronic fictional texts use a combination of techniques, integrating various polycode components into their works. The article concludes that mainstreaming of electronic literary hypertext and hypermedia in world literature and culture leads to the so-called crisis of a verbal text, which is gradually being replaced by visualized narrative forms. This method of representing information (representation of a fictional text) fully corresponds to the dualistic nature of the cognitive act, which is the result of simultaneous processing of two information flows: verbal and nonverbal.

Keywords: hypertext, hypermedia, electronic fictional text, interactivity, verbal, non-verbal, polycode.

В статье рассматриваются структурные и семантические особенности электронных художественных гипертекстов и гипермедиа. Основными методами исследования являются общенаучные методы наблюдения и описания в сочетании с методом сравнительного анализа языкового материала и комплексным лингвистическим анализом текста с элементами лингвостилистического разбора художественного текста. Материалами исследования являются электронные художественные тексты начиная с первых образцов, опубликованных на базе Eastgate Systems, и заканчивая современными примерами гипермедиа литературы на основе платформ Scalar и Adobe Flash. В результате исследования автором выявляется характер взаимосвязи между спецификой основных поликодовых компонентов электронного текста и его семантикой. Текстоны электронных художественных гипермедиа семиотически осложнены аудио- / видеокомпонентами и анимационными элементами, которые формируют семантику художественного текста наравне с вербальным компонентом. Подчеркивается, что в настоящее время электронные художественные гипертексты в чистом виде встретить довольно сложно, за счет значительного развития информационно-коммуникационных технологий авторы электронных художественных текстов в своем творческом процессе используют, как правило, комбинацию техник, интегрируя в свое произведение различные поликодовые компоненты. Актуализация электронных художественных гипертекстов и гипермедиа в мировой литературе и культуре приводит к так называемому кризису вербального текста, который постепенно вытесняется более визуализированными формами построения художественного нарратива (в частности, гипермедиа). Данный способ репрезентации информации (представление художественного текста) полностью соответствует дуалистической природе когнитивного акта, являющегося результатом одновременной обработки двух информационных потоков: вербального и невербального.

Ключевые слова: гипертекст, гипермедиа, электронный художественный текст, интерактивность, вербальный, невербальный, поликодовый.

Одним из первых экспериментов в области электронной литературы является электронный художественный гипертекст. Само понятие гипертекста было введено американским программистом, математиком и философом Т. Нельсоном в 1963 г. и опубликовано в 1965 г. в докладе «Файловая структура для сложного, меняющегося и окончательно неопределимого». Согласно Т. Нельсону, гипертекст представляет собой «текст специфической разветвляющейся структуры, компоненты которого связаны нелинейно» [Nelson, c. 435]. Внутренняя система такого текста построена таким образом, чтобы допускать неограниченный рост и возможность изменения структуры, увеличивая диапазон выбора пользователя, предлагая тому различные пути чтения текста.

Электронный гипертекст являет собой единство вербальных и невербальных (мультимедийных) компонентов, взаимосвязанных при помощи гиперссылок таким образом, что их невозможно представить в печатном виде. Основными структурными элементами электронного гипертекста являются «отдельная информационная единица и средство, делающее возможным переход от одной информационной единицы к другой» [Дедова, с. 25]. Отдельные информационные единицы текста - текстоны [Aarseth], представляющие собой текстовые фрагменты фиксированного объема, - содержат гиперссылки (ключевые слова) или «гипертекстовые ссылки» на другие текстоны [Дедова, с. 25].

Только к концу 80-х гг. XX века начинают появляться первые гипертекстовые издательства Eastgate и компьютерные программы (в частности, HyperCard Apple и ее интеграция в составе стандартного программного обеспечения в компьютеры марки Macintosh), что не могло не способствовать развитию и текстовых приложений на основе аналогичной схемы. Самым известным программным приложением Eastgate в области художественного гипертекста является Storyspace, которое было разработано Д. Болте-ром в сотрудничестве с Дж. Б. Смитом и М. Джойсом. Story space актуализировала новые способы написания, прочтения и распространения электронных художественных текстов.

Одними из первых работ в данной области электронной литературы являются «Аfternoon: a story» М. Джойса [Joyce], «Victory Garden» С. Молтропа [Moulthrop] и «Patchwork Girl» Ш. Джексон [Jackson]. К первому русскоязычному эксперименту в области электронной гипер-

текстовой литературы можно отнести «Роман» Р. Лейбова [Лейбов]. Самые ранние электронные художественные гипертексты на английском языке были выполнены на основе программного обеспечения HyperCard, в частности поэтический текст «Marble Springs» Д. Ларсен [Larsen], опубликованный Eastgate Systems в 1993 г.

«Marble Springs» - электронный поэтический гипертекст, состоящий из нескольких частей, написанных верлибром. Электронный текст снабжен авторскими комментариями, в частности читатель может найти разделы How to read ('Как читать произведение') и How to write ('Как писать произведение'). В первом разделе автор отмечает, что каждая часть «Marble Springs» размещена в отдельном окне экрана, внизу которого расположены ссылки на страницу с основным содержанием поэмы. Все части «Marble Springs» содержат внутритекстовые ссылки, которые предполагают наличие текстовой информации, раскрывающей семантику исходного слова или словосочетания, размещенного в гипертекстовой ссылке. Во втором разделе How to write ('Как писать произведение') автор доводит до сведения читателя информацию о том, что в полной версии «Marble Springs» в каждой гипертекстовой карте поэмы предусмотрена возможность делать пометки на полях или в разделе Bibliography (Библиография).

В настоящее время в лингвистической исследовательской практике не существует единой общепризнанной схемы анализа электронного художественного текста. Среди работ, в той или иной степени отражающих концепции восприятия и интерпретации электронного художественного текста, можно назвать исследования К. Хэйлис [Hayles], Дж. Муррэй [Murray], М.-Л. Риан [Ryan], П. Рабиновича [Rabinowitz], Л. Мановича [Manovich], Д. Г. Росарио [Rosario], Дж. Сосноски [Sosnoski]. На наш взгляд, наиболее продуктивным и комплексным является подход к интерпретации структуры и семантики электронного художественного текста, предложенный Н. Уордрип-Фруином [Wardrip-Fruin]. Исследователь предлагает рассматривать электронный художественный текст как комплексный синтетический объект, в котором характер взаимодействия всех элементов структуры обусловлен идейно-тематическим содержанием и авторской концепцией произведения. Таким образом, одинаково значимыми элементами реализации художественной концепции электронного фикционального текста являются компоненты

разных семиотических систем: все электронные данные / data (текст; графика, анимация, аудио- / видеокомпоненты); процесс активации электронного произведения / process; характер взаимодействия реципиента и электронного произведения / interaction; интерфейс / surface (внешний уровень электронного художественного текста, то, что видит читатель / пользователь непосредственно в момент восприятия произведения).

При анализе «Marble Springs» Д. Ларсен в аспекте заданной структуры становится очевидным, что электронными данными являются вербальные и невербальные компоненты произведения. К невербальным компонентам «Marble Springs» относятся иконические знаки, расположенные внизу экрана непосредственно под поэтическим текстом той или иной части. Каждый иконический знак является интерактивным компонентом электронного произведения и предполагает ссылку:

• на различные части «Marble Springs» (а именно: изображение в виде раскрытого глаза указывает на каталог всех персонажей; знак в виде компаса ведет читателя к карте «Marble Springs», где Marble Springs рассматривается как локус фикционального мира);

• на контекст «Marble Springs» (а именно: изображение в виде развернутого пергаментного свитка ведет к авторскому комментарию о том, как читать поэму; знак в виде вопроса означает опцию Help / помощь; знак в форме ключа ведет к карте и обозначению связей между объектами художественной действительности «Marble Springs»; за знаком в виде дома скрыта информация о приложениях и авторах Eastgate);

Помимо этого, два знака в виде руки с вытянутым указательным пальцем представляют собой навигационные компоненты «Marble Springs» и позволяют читателям переходить на следующую или предыдущую страницу электронного произведения.

Вербальный компонент «Marble Springs» представлен в пяти разделах произведения: «Respect», «Whispers in Wine», «Hair», «Counting и Doc Nancy». Еще один раздел «Histories» ведет читателя к истории города, которая написана в прозе.

Способ активации и характер взаимодействия электронного текста и читателя «Marble Springs» Д. Ларсен определяется гипертекстовой структурой и «селективным» типом интерактивности, при котором реципиент осуществляет «определенный набор действий для активизации нарра-тива» [Кучина, с. 61]. Выбирая слово, выделенное с помощью текстовой гипертекстовой ссыл-

ки, читатель обращается к различным слоям поэмы.

Интерфейс «Marble Springs» интуитивно понятен читателю, внешне каждый раздел произведения напоминает страницу книги с напечатанным на ней текстом. Все текстовые компоненты доступны либо в виде внутритекстовых ссылок, либо за счет интерактивных иконических знаков внизу экрана. Метаданные «Marble Springs» расположены на заглавной странице произведения, имеют очевидные и объективно доступные для понимания названия разделов (например, «Histories» 'История'), каждое из которых является ссылкой непосредственно к текстовому документу по содержанию раздела.

Форма представления «Marble Springs» в виде электронного художественного гипертекста с сегментированными текстонами во многом отражает и продолжает тематику произведения в целом, где представлена жизнь городка Marble Springs во всем многообразии. Будучи электронным художественным гипертекстом буквально c самого первого этапа развития данного вида литературного творчества, концепция «Marble Springs» предполагает превалирование вербального компонента над элементами других семиотических систем, которые так или иначе включены в электронные данные «Marble Springs». Так, помимо собственно текста, автор использует единственный графический компонент в виде карты города с условными обозначениями локу-сов Marble Springs.

Гипертекстовая поэма Р. Кендалла «Penetration» [Kendall] была также опубликована на базе Eastgate System в 2000 г., в настоящее время стала доступна онлайн версия произведения. На первой странице «Penetration» Р. Кендалла находятся издательские данные, технические требования к воспроизведению электронной поэмы, а также вступление автора. Выбрав опцию «Begin Poem» ('Начать просмотр произведения'), читатель погружается в электронную полисемиотическую среду «Penetration», где представлена смесь вербальных и невербальных компонентов электронной поэмы, а именно изображения героев (женского и мужского образов) и десяти заглавий (интерактивных гипертекстовых ссылок) каждой части.

Р. Кендалл, комментируя содержательную часть «Penetration», обращает внимание читателя на то, что перед нами психологический опыт главных героев (отца и дочери), полученный в связи с их эмиграцией. Еще один образ «Penetration» - это родина героев (Mothering Earth), некий мифологизированный в сознании героев ло-кус, который имеет незначительное сходство с

настоящей родиной героев. Электронными данными «Penetration» являются вербальные и невербальные компоненты произведения. К невербальным данным относится программное обеспечение Eastgate System. Вербальные компоненты «Penetration» можно условно разделить на четыре тематические части:

• Daughter / Дочь (поэмы «Daylight», «De-cay», «Roots»

• Father / Отец (поэмы «Seed», «Story», «Homeland»);

• Father and Daughter /Отец и Дочь (поэмы «Blank», «Wall», «Deciding»);

• Mothering Earth / Родина («New Growth»).

Семантическим центром каждой части становится именно тот герой или объект художественной действительности, который заявлен в заглавии. Все части поэмы написаны верлибром.

Процесс активации и характер взаимодействия электронного произведения и реципиента обусловлен в данном случае также селективным типом интерактивности, оставляющим за читателем право принимать участие в «конструировании» художественного текста и выбирать траекторию его постижения. Все части «Penetration» соединяются между собой в единое целое на основе единства их символического и образного строя по алеаторическому принципу. Интерфейс первых художественных гипертекстов (в том числе и на базе программного обеспечения East-gate) имеет очень четкую визуальную структуру. Во внешнем стилистическом плане первые художественные гипертексты весьма аскетичны, и «Penetration» Р. Кендалла не будет исключением в данном случае. В поэме используются три ключевых цвета (коричневый, белый и зеленый), которые служат индикаторами различных структурных частей поэмы (фон, гиперссылки, основной текст), а также введены всего два графических статичных образа (изображения главных героев). Единственный анимированный образ -растущее дерево - служит индикатором количества прочитанного текста поэмы.

Гипертекстовая структура, предполагающая весьма резкий переход между отдельными тек-стонами за счёт гиперссылок, дополняет и усиливает семантику разрыва (актуализированную в вербальной части «Penetration») и вынужденного расставания героев со своей родиной и друг с другом. Графический компонент, а именно изображения героев, представленные по отдельности, а не вместе, укрепляет семантический фон, заданный в вербальной части произведения, не оставляет надежды на восстановление и воссоединение семьи, которая так и остается для героев частью мечты:

she had tried to shape them in her mind a father's hand around footsteps to follow in a gallery of

forged artifacts [Kendall].

Очевидно, что гипертекстовые ссылки являются одним из ключевых элементов произведения. Активация гиперссылки вызывает переход к заданной части. Гиперссылки являются скелетом гипертекста, определяющим его структуру и поведение пользователя. Гипертекст в совокупности с различными видами мультимедийной информации и поддерживаемыми между ними связями называется гипермедиа. Так называемые гипермедиа, или гипермедийные электронные художественные тексты, представляют собой электронные гипертексты, в которые включены компоненты различных семиотических систем: графика, звук, видео, анимация. В настоящее время гипермедийные технологии за счет трехмерных изображений и вибрации на разных частотах способны к воздействиям на осязательные и обонятельные рецепторы. Образ, составленный путем наложения фонового изображения, динамического объекта, мультипликации, звукового и речевого сопровождения текста, «благоприятствует появлению синергического эффекта при своем восприятии» [Шматов, с. 195].

Так, электронными данными гипермейного произведения «Redshift and Portalmetal» М. Кар-денас [Cardenas], помимо текстовых компонентов в программном плане, являются платформа Scalar, послужившая программной основой произведения, HTML5 video и Java Script. В качестве видеоряда в произведении использовано видеоизображение океана и женского образа на его фоне, а также видеоизображение урбанистического пейзажа - город с дымящими трубами заводов и фабрик. Помимо видео, в качестве фона используются анимированное (нестатичное) изображение океана и изображение поверхности Земли в нескольких частях «Redshift and Portalmetal».

В произведении от лица главной героини раскрывается трагическая судьба планеты Земля. «Redshift and Portalmetal» М. Карденас передает ужас представителей небольших этнических групп индейских племен Анишинааби (Одава, Ожибва и др.) перед надвигающейся экологической катастрофой Земли. Характер активации «Redshift and Portalmetal» М. Карденас и способ взаимодействия с читателем / пользователем основан на селективном типе интерактивности, ко-

гда реципиент имеет возможность построения индивидуальной траектории восприятия электронного художественного текста.

С точки зрения интерфейса произведение М. Карденас представляет собой текст на фоне того или иного нестатического пейзажа. Фоновая картина - своего рода рефрен к одной из основных тем «Redshift and Portalmetal» - постепенное угасание и гибель Земли. Над вербальной частью размещена темная панель с названием «Redshift and Portalmetal» и фамилией автора. Текст поэмы выполнен в белом цвете, а текст гиперссылок высвечен розовым оттенком. В части «Go to the Ocean Moon» текст располагается на фоне видеоизображения главной героини Рои, идущей вдоль берега океана; цветовое решение также меняется с красных тревожных тонов на естественные краски прибрежной зоны; звуковой ряд представлен ритмически повторяющимися звуками, напоминающими раскаты грома. Напряжение, создаваемое автором за счет поликодовых компонентов, отражает основной мотив произведения, заданный в вербальной части «Redshift and Portalmetal» - мотив гибели планеты на фоне бессилия главной героини.

I thought I could stay and save her, my planet.

I thought I could just drop everything and stay and care for her

and help her live a little longer [Cardenas].

Части «Pack Hormones», «Where You've Been», «Foggy» выполнены на фоне морского пейзажа (надвигающийся шторм, серое небо, бушующее тревожное море), звуковой ряд отражает основные особенности визуальной картины (звуки шторма). Вербальные и невербальные компоненты «Redshift and Portalmetal» М. Карде-нас являются равноправными компонентами гетерогенной природы электронного художественного текста и должны постигаться читателем / пользователем в своей совокупности, поскольку лишь при условии целостного восприятия передают весь комплекс идей и потенциальных смыслов произведения.

«Fallow» Р. Гивенс и М. Онг [Givens, Ong] является гипермедийным электронным произведением, в котором переход от одного вербального компонента к другому осуществляется по-прежнему на основе гиперссылки, но интерактивным компонентом становится не текст (гипертекстовая ссылка), а тот или иной визуальный объект / образ электронного произведения (солнце, летящая птица и др).

Электронные данные «Fallow» представлены вербальным и невербальным компонентами. Вербальная часть состоит из пяти строф поэтического текста, в каждой из которых по четыре строки. В интерактивной версии поэмы такое деление не совсем очевидно, поскольку текст появляется на экране более дробными фрагментами. Невербальный компонент произведения включает в себя программное обеспечение (Adobe Flash 9), на основе которого была создана электронная поэма; визуальный ряд (образы деревенского дома; солнечного лесного пейзажа и т. д.); звуковой ряд (лай собаки, щебет птицы); анимирован-ные образы (летящая птица; светящееся солнце; движущаяся фигура мужчины).

Поэтический текст написан без использования знаков препинания, автором не задано синтаксическое членение предложений, только разделение на строки и строфы; так же не используются прописные буквы для индикации начального слова в предложении:

and this is your allotment of freedom sitting on the porch in the sun black fog this morning and everywhere a knife of gold

poor farm is the curse of a farmer dead logs filled to the brim a tough revolt and everyone filed along (...) [Givens, Ong].

Сам текст и в смысловом, и во внешнем виде представляется фрагментом более крупного высказывания, небольшой частью более объемного произведения, это впечатление усиливается соединительным союзом and (и), с которого он начинается. Все строфы написаны верлибром, с очень свободным и отрывистым ритмическим членением

Процесс активации и способ взаимодействия читателя / пользователя с произведением определяется частично селективным типом интерактивности. Открытие незначительной части вербальных элементов «Fallow» Р. Гивенс и М. Онг происходит на основе интеракции с читателем / пользователем, остальная же часть строф появляется автоматически, с помощью работы программного алгоритма. Для активации вербального компонента «Fallow» необходимо использовать интерактивные компоненты (изображения), которые являются гиперссылками и ведут к появлению новых сегментов текста. Первые две строки «Fallow» появляются на фоне деревенского дома сразу после открытия произведения, вне зависимости от воли читателя и его действий. Последующие строки появляются после активации (с помощью указательных устройств) инте-

рактивного компонента - изображения летящей птицы в левом верхнем углу деревенского пейзажа. Как только читатель выбирает этот компонент электронного произведения, появляются анимированные образы (стая улетающих птиц) и звуковой ряд (лай собак), а также осуществляется переход к следующему текстону.

Звуковые эффекты на фоне полного безмолвия деревенского пейзажа подкрепляют ощущение уединенности бытия. Интерактивные компоненты и фоновые изображения «Fallow» акцентируют и подчеркивают авторские идеи, выраженные в вербальной части электронного произведения. Интерфейс «Fallow» представлен в более латентной форме, нежели интерфейс первых художественных гипертекстов, опубликованных в Eastgate System. Метаданные доступны на главной странице произведения и представлены информацией об авторах и техническими данными (описание программного обеспечения, необходимого для активации и восприятия «Fallow»).

Одиночество главной героини является одной из основных тем «Fallow», которая актуализирована не только в вербальной части произведения, но и за счет поликодовых компонентов (разрозненных, отдельных звуков, не становящихся мелодией; отдельных графических элементов, выполненных в цвете, на фоне не цветного изображения), являющихся неотъемлемой частью идейно-тематического комплекса данного электронного художественного текста.

В современной электронной литературе гипертекстовые и гипермедийные электронные художественные произведения, несмотря на свое относительно недавнее появление (середина XX века), уже прошли значительный путь развития в аспекте репрезентации структурных и семантических характеристик. Гипертексты эпохи HyperCard Apple и Eastgate Systems отличаются классической структурой, а именно сегментированными текстонами, содержащими в своем корпусе гипертекстовые ссылки на другие текстоны. Гипертекстуальная сетка электронного произведения при этом дает возможность реципиенту актуализировать собственную траекторию постижения художественного текста (при этом каждый новый случай погружения / immersion в произведение предполагает конструирование нового сюжета). Гипермедиа новой эпохи (XXI века) идут по пути структурного, а соответственно, и семантического осложнения электронного художественного текста за счет насыщения его поликодовыми компонентами. Текстоны электронных художественных гипермедиа семиотически осложнены аудио- / видеокомпонентами и ани-

мационными элементами, которые формируют семантику художественного текста наравне с вербальным компонентом. В данном случае мы можем говорить об особом характере текстуальности, который обеспечивается соединением аудио / видео, графики, анимации с содержанием вербального компонента.

В настоящее время электронные художественные гипертексты в чистом виде встретить довольно сложно, за счет значительного развития информационно-коммуникационных технологий авторы электронных художественных текстов в своем творческом процессе используют, как правило, комбинацию техник, интегрируя в свое произведение различные поликодовые компоненты.

Актуализация электронных художественных гипермедиа в мировой литературе и культуре приводит к так называемому кризису вербального текста, который постепенно вытесняется более визуализированными формами построения художественного нарратива. Электронный художественный текст не является исключительно вербальным актом. Поликодовые компоненты (аудио, видео, графика, анимация), входящие в его комплексную структуру, являются полноценными составляющими, формирующими смысл художественного целого. А. Пайвио, выдвинувший и обосновавший теорию двойного кодирования (dual coding), раскрывает равное значение словесной и несловесной обработки информации, то есть фактически призывает различать вербальную и невербальную подсистемы в акте познания. Данные подсистемы, оперируя различными единицами внутренней репрезентации (логогенами и имагенами), являются частью одного и того же когнитивного акта [Paivio]. Электронный художественный текст (в том числе в форме гипертекста и гипермедиа структуры), по сути, позволяет реализовать физиологические возможности человеческого мозга мыслить ассоциативно.

Список литературы

Дедова О. В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 2001. С.22-36.

Кучина С. А. Основные типы селективной и продуктивной интерактивности электронных художественных и учебных текстов и виды деятельности адресата // Сибирский педагогический журнал. 2015. №3. С. 61-67.

Лейбов Р. Роман. 1995. URL: http://kodu.ut.ee/ ~roman_l/hyperfiction/ (дата обращения: 07.02.2018).

Шматов Ю. Н. Технология гипермедиа и модернизация химического и естественнонаучного образования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: журнал. 2012. № 144. С. 192-207.

Aarseth E. J. Cybertext. Perspectives on Ergodic Literature. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1997. 216 p.

Cardenas M. Redshift and Portalmetal // Electronic Literature Collection, ed. by S. Boluk, L. Flores, J. Garbe, A. Salter. Cambridge, Massachusetts: Electronic Literature Organization, 2016. URL: http://collection.eliterature.org/3/work.html?work=redshif t-and-portalmetal. (дата обращения: 07. 02.2018).

Givens R., Ong, M. Fallow // Born magazine. 2007. URL: http://www.bornmagazine.org/projects/fallow/. (дата обращения: 07. 02.2018).

Hayles K. N. Electronic Literature: New Horizons for the Literary. University of Notre Dame Press, 2008. 223 p.

Jackson S. Patchwork Girl. Eastgate Systems: Storyspace, 1995. URL: http://www.eastgate.com/catalog/ PatchworkGirl.html (дата обращения: 07. 02.2018).

Joyce M. Afternoon, a story. Eastgate Systems: Storyspace, 1990. URL: http://www.eastgate.com/catalog/ Afternoon.html (дата обращения: 07. 02.2018).

Kendall R. Penetration. Eastgate Systems: Storyspace, 2000. URL: http://www.eastgate.com/ Pene-tration/Welcome.html (дата обращения: 07. 02.2018).

Larsen D. Marble Springs. Eastgate Systems: Storyspace, 1993. URL: http://www.eastgate.com/MS/ Title_184.html (дата обращения: 07. 02.2018).

Manovich L. The language of new media. MIT Press, 2001. 400 p.

Moulthrop S. Victory Garden. Eastgate Systems: Storyspace, 1992. URL: http://www.eastgate.com/catalog/ VictoryGarden.html (дата обращения: 07. 02.2018).

Murray J.H. Hamlet on the Holodeck: The Future of Narrative in Cyberspace. MIT Press, 1998. 336 p.

Nelson T. H. As We Will Think // On-Line 72 Conference Proceedings. Uxbridge: Online Computer Systems Ltd. Vol. 1. 1972. Pp. 432-454.

Paivio А. Dual Coding Theory and Education. URL: http://coral.ufsm.br/tielletcab/Apostilas/DCT_Paivio.pdf (дата обращения: 07. 02.2018).

Rabinowitz P.J. Before reading. The Ohio State University Press: Open Access Monographs. URL: https://ohiostatepress.org/books/Complete%20PDFs/Rabi nowitz%20Before/Rabinowitz%20Before.htm (дата обращения: 07. 02.2018).

Rosario D.G. Electronic Poetry. Understanding Poetry in the Digital Environment. Jyvaskyla University Printing House, 2011. 336 p.

Ryan M-L. Narrative as Virtual Reality. The Johns Hopkins University Press. 2001. 416 p.

Sosnoski J. Hyper-Readers and Their Reading Engines // Passions, Politics, and 21st Century Technologies. 1999. P. 161-177.

Wardrip-Fruin N. Five elements of digital literature. URL:https://games.soe.ucsc.edu/sites/default/files/nwf-BC5-FiveElementsOfDigitalLiterature.pdf (дата обращения: 07. 02.2018).

References

Aarseth, E. J. (1997). Cybertext. Perspectives on Ergodic Literature. 216 p. Baltimore: Johns Hopkins University Press. (In English)

Cardenas, M. (2016). Redshift and Portalmetal. Electronic Literature Collection, ed. by S. Boluk, L. Flores, J. Garbe, A. Salter. Cambridge, Massachusetts: Electronic Literature Organization. URL:

http://collection.eliterature.org/3/work.html?work=redshif t-and-portalmetal (accessed: 07.02.2018). (In English)

Dedova, O. V. (2001). Lingvisticheskaia kontseptsia giperteksta: osnovnye poniatia i terminologicheskaia paradigma [Linguistic Concept of Hypertext: Main Notions and Terminological Paradigm]. Vestnik, Moscow University. Ser. 9. Philology, pp.22-36. (In Russian)

Givens, R., Ong, M. (2007). Fallow. URL: http://www.bornmagazine.org/projects/fallow/ (accessed: 07.02.2018). (In English)

Hayles, K. N. (2008). Electronic Literature: New Horizons for the Literary. University of Notre Dame Press. 223 p. (In English)

Jackson, S. (1995). Patchwork Girl. URL: http://www.eastgate.com/catalog/PatchworkGirl.html (accessed: 07.02.2018). (In English)

Joyce, M. (1994). Afternoon, a Story. URL: http://www.eastgate.com/catalog/Afternoon.html (accessed: 07.02.2018). (In English)

Kendall, R. (2000). Penetration. URL: http://www.eastgate.com/Penetration/Welcome.html (accessed: 07.02.2018). (In English)

Kuchina, S. A. (2015). Osnovnye tipy selectivnoi i productivnoi interactivnosti elektronnykh hudozestven-nykh tekstov i vidy deiateltosti adresata [Main Types of Selective and Productive Interactivity and Recipient's Activities]. Siberian Pedagogical Journal, No. 3, pp. 61-67. (In Russian)

Larsen, D. Marble Springs. (1993). URL: http://www.eastgate.com/MS/Title_184.html (accessed: 07.02.2018). (In English)

Leibov, R. (1995). Roman. URL: http://kodu.ut.ee/ ~roman_l/hyperfiction/ (accessed: 07.02.2018). (In Russian)

Manovich, L. (2001). The Language of New Media. MIT Press. 400 p. (In English)

Moulthrop, S. (1994). Victory Garden. URL: http://www.eastgate.com/catalog/VictoryGarden.html (accessed: 07.02.2018). (In English)

Murray, J. H. (1998). Hamlet on the Holodeck: the Future of Narrative in Cyberspace. 336 p. 'MIT Press. (In English)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nelson, T. H. (1972). As We Will Think. On-Line 72 Conference Proceedings. Uxbridge: Online Computer Systems Ltd. Pp. 432-454. (In English)

Paivio, А. (2006). Dual Coding Theory and Education. URL: http://coral.ufsm.br/tielletcab/Apostilas/ DCT_Paivio.pdf (accessed: 07.02.2018). (In English)

Rabinowitz, P. J. (1987). Before Reading. The Ohio State University Press: Open Access Monographs. URL: https://ohiostatepress.org/books/Complete%20PDFs/Rabi nowitz%20Before/Rabinowitz%20Before.htm (accessed: 07.02.2018). (In English)

Rosario, D. G. (2011). Electronic Poetry. Understanding Poetry in the Digital Environment. 336 p. Jy-väskylä University Printing House. (In English)

Ryan, M-L. (2001). Narrative as Virtual Reality. 416 p. The Johns Hopkins University Press. (In English)

Sosnoski, J. (1999). Hyper-Readers and Their Reading Engines. Pp. 161-177. Passions, Politics, and 21st Century Technologies. (In English)

Shmatov, U. N. (2012). Tekhnologia gipermedia i modernizatsia himicheskogo i estestvennonauchnogo

obrazovania [Hypermedia Technology and Modernization of Chemical and Natural Science Education]. Izvestia RSPU im. A. I. Gertsena: journal. No. 144. Pp. 192-207. (In Russian)

Wardrip-Fruin, N. (2010). Five Elements of Digital Literature. URL: https://games.soe.ucsc.edu/sites/default/ files/nwf-BC5-FiveElementsOfDigitalLiterature .pdf (accessed: 07.02.2018). (In English)

The article was submitted on 01.03.2018 Поступила в редакцию 01.03.2018

Кучина Светлана Анатольевна,

кандидат филологических наук, доцент,

Новосибирский государственный технический университет, 630073, Россия, Новосибирск, К.Маркса 20. svkuchina@yandex. ги

Kuchina Svetlana Anatolevna,

Ph.D. in Philology,

Associate Professor,

Novosibirsk State Technical University,

K. Marksa 20,

Novosibirsk, 630073, Russian Federation. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.