что у современного педагога дополнительного образования уровень медиаинформационной грамотности недостаточен, что актуализирует проблему формирования данного качества.
Третье. Барьерами, сдерживающими формирования медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования, являются:
- отсутствие единого подхода к пониманию сущности информационной подготовки и медиаобразования. Не только в массовом сознании, но и на уровне государственной политики информационная подготовка ассоциируется преимущественно с компьютерной грамотностью и ИКТ-грамотностью;
- стихийность, необязательность информационной подготовки и медиаобразования для педагогов дополнительного образования;
- отсутствие в центров, координирующих усилия многочисленных специалистов различных областей знания в целях формирования медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования.
К числу наиболее острых проблем относятся:
1. Отсутствие целостной концепции формирования медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования, охватывающей все ступени системы непрерывного образования. Вследствие этого идея информационной подготовки связывается преимущественно с ликвидацией компьютерной безграмотности и овладением навыками работы с персональным компьютером.
2. Параллелизм и нескоординированность деятельности библиотек и образовательных организаций по медиаобразованию.
3. Дефицит квалифицированных педагогических кадров, призванных обеспечивать исследуемый процесс.
4. Дефицит современных учебно-методических изданий, включая электронные учебные пособия, необходимые для формирования медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования.
5. Разноуровневость и различная степень развитости инфраструктуры информационной подготовки в различных регионах России, включая различную степень оснащенности персональными компьютерами и подключением к скоростному Интернету, а также нехватка полноценных информационных ресурсов, на базе которых должно проводиться формирование медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования.
Выводы. Таким образом, актальность проблемы формирования медиаинформационной грамотности педагог дополнительного образования обусловлена следующими факторами:
- виртуализация информационного пространства, связанная с тем, что информационные образы объектов, персон и процессов теряют какую-либо связь с реальными образами;
- глобализация информационной среды, выражающаяся в том, что если раньше заинтересованный субъект читал газету, журнал, смотрел телевизор, слушал радио и получал индивидуальную картину происходящего; то теперь он может обратиться к электронной медийной системе, которая выдает ему в значительной мере готовые количественные и качественные выводы, сделанные на основе анализа всего массива публикаций и передач;
- появление принципиально новых коммуникационных форматов: Web 1.0 - производство содержания (контента) узкой группой специалистов для последующего потребления массой пользователей Сети; Web 2.0
- самостоятельное производство контента массой пользователей и активный обмен информацией между ними, возникновение социальных сетей; Web 3.0 - создание рекомендательных сервисов в Сети, формируемых исключительно на основе мнений потребителей.
Литература:
1. Московская декларация о медиа- и информационной грамотности (Москва, 28 июня 2012 года) [электронный ресурс] http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil/Moscow_Declaration_on_MIL_rus.pdf
2. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации / Н. И. Гендина // Библиосфера. - 2005. - № 1. - С. 55-62.
3. Костова Р. Курс обучения информационной грамотности / Р. Костова // Высшее образование в России.
- 2008. - № 7. - С. 152-154.
4. Чичерина Н. В. Медиаграмотность как ключевая компетенция современного специалиста: структура и содержание [Электронный ресурс] / Н. В. Чичерина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 1. - С. 152-158. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/mediagramotnost-kak-klyuchevayakompetentsiya-sovremennogo-spetsialista-struktura-i-soderzhanie
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Исаева Зарема Имрановна
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация. В статье изучен процесс применения интерактивных методов обучения на уроках математики. Сделан вывод о том, что учитель математики становится активным участником образовательного процесса. Интерактивные методы позволяют проводить занятия с большей непосредственностью, эмоциональным подъемом за счет отсутствия сложных электронных и механистических технологий и средств. Интерактивное обучение оказывает положительное воздействие, как на повышение качества знаний, так и на повышение работоспособности учащихся, их заинтересованности предметом. Учащиеся учатся применять свои знания в новых ситуациях, учатся их использовать на практике и самостоятельно добывать их. Они учатся общаться, дружить, быть милосердными, внимательными друг к другу - это тоже результат учебного сотрудничества.
Ключевые слова: интерактивные методы, интерактивная доска, урок математики, учитель математики.
Annotation. The article explores the process of applying interactive teaching methods in mathematics lessons. It is concluded that a math teacher becomes an active participant in the educational process. Interactive methods allow you to conduct classes with greater spontaneity, emotional recovery due to the absence of complex electronic and mechanistic technologies and tools. Interactive learning has a positive effect both on improving the quality of knowledge and on improving students' performance and interest in the subject. Students learn to apply their knowledge in new situations, learn to use them in practice and to extract them. They learn to communicate, make friends, be merciful, attentive to each other - this is also the result of educational cooperation.
Keywords: interactive methods, interactive board, math lesson, math teacher.
«Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование»
Введение. Происходящие в нашем обществе изменения создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении в практику работы школы элементов нового содержания, новых образовательных технологий. Решению этой задачи и способствуют интерактивные методы, которые и не являются чем-то новым, однако недостаточно широко применяются в реальном образовательном процессе, а порой и вообще выпадают из арсенала педагога.
Изложение основного материала статьи. Для более полного понимания сущности интерактивных методов обучения необходимо разобраться с термином «Интерактивность». Интерактивность (от англ. interaction - взаимодействие) - одна из ключевых категорий социологического анализа, описывающая многообразие социальных взаимодействий на различных уровнях: межличностном, групповом, институциональном.
Интерактивность - способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-либо или с чем-либо. Исследованию понятий «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные средства обучения» посвящены работы Т.И. Долгой, А.А. Журина, Е.О. Ивановой, Т.В. Ильясова, В.В. Красильникова, А.В. Осина, Н.А. Савченко, В.С. Тоискина. Изучение соотношения этих понятий позволило сделать вывод о том, что интерактивность - достаточно широкое по содержанию понятие, отражающее характер и степень интерактивного взаимодействия субъектов информационно-образовательной среды.
Появление интерактивных методов обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явление, процессов.
Термин «интерактивное взаимодействие» широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). При более развитых средствах ведения диалога (например, при наличии возможности задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов) обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность.
По мнению А.В. Рожко, интерактивный метод обучения - метод, которое обеспечивает возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени [4]. Основные задачи такого взаимодействия: совершенствование информационно-образовательной среды обучения; организация процесса обмена информацией; развитие фасилитационного вида деятельности преподавателя; выявление индивидуальных точек зрения обучающих.
Интерактивные технологии применяют приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным, качественно осваивать учебный материал и включать мотивационную сферу ученика. Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также вместо опроса или обобщения. Формы интерактивной работы могут быть групповыми, парными и др. Так как в малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях чем при фронтальной работе, часто используется работа в парах, которая заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Примерами такой работы являются обсуждение решения текстовой задачи, мозговой штурм по изучению нового материала, анализ математического диктанта и др. От учителя требуется умение быстро распределить учеников по парам, дать задание и оценить результаты работы пары.
Следующим методом обучения математике, который используется для развития умения общаться в группе, умения убеждать и вести дискуссию, является метод «два - четыре - все вместе». Он заключается в том, что учащимся даётся гипотетическая ситуация и 1-2 минуты для обдумывания индивидуального ответа или решения. Затем ученики объединяются в пары и проводят обсуждение своих идей друг с другом. Далее происходит высказывание каждого в паре и общее обсуждение, обязательным является то, что пары должны прийти к консенсусу в отношении ответа. Затем учитель объединяет пары в четвёрки по своему усмотрению и происходит дальнейший поиск ответа, только теперь к общему решению должна прийти вся четвёрка. Таким образом, можно плавно перейти к коллективному обсуждению вопроса и все дети активно работают, обсуждая и заодно активно усваивая материал.
В связи с этим можно утверждать, что интерактивные методы обучения являются многофункциональным инструментом образовательного процесса. Их использование в сочетании с различными компьютерными программами расширяет дидактические возможности применения этих средств в учебном процессе [1].
Исследования Б.С. Гершунского, Е.С. Полат, Л.Г. Сандаковой, С.А. Христочевского, Е.Н. Ястребцевой, С.В.Кузьмин в области информационных и коммуникационных технологий в образовании показывают, что при интерактивном образовательном взаимодействии меняется стиль управления со стороны преподавателя и обучающего. Преподаватель выступает в роли фасилитатора, который не только выполняет роль руководителя и лидера, но и становится участником групповой динамики. Фасилитация включает в себя направление процесса обмена информацией, взаимообогащение опыта, а также оптимальное восприятие и усвоение учебного материала.
В интерактивном образовательном взаимодействии широко используются приемы и методы, которые во многом повторяют методы, применяемые в традиционной педагогической практике. По мнению Т.Н. Носковой [3], ИСО позволяют их усиливать, так как происходит интенсификация обратных связей, расширяются пространственно-временные границы взаимодействий.
Основные дидактические свойства интерактивных методов обучения представим в виде таблицы.
Таблица
Дидактические свойства интерактивных методов обучения
Дидактические свойства Характеристика
Мультимедийность возможность представления информации в текстовом, графическом и видеоформате
Мобильность наличие универсального комбинированного доступа к Интернет, необходимого для организации образовательного процесса, независимо от географического местоположения и используемого оборудования для подключения к сети Интернет
Инструментальность наличие необходимых сервисов (инструментов) для создания информационной образовательной среды и поиска, хранения, обработки информации
Интерактивность наличие необходимых сервисов (инструментов) для организации взаимодействия между субъектами образовательного процесса
Адаптивность возможность создать благоприятные условия для учебного процесса и самостоятельной работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых а также обеспечить преемственность в развитии содержания учебного материала
Информативность средство обучения является непосредственным источником знаний и умений, то есть носителем информации
Интегративность даёт возможность частичного или полного использования всего своего потенциала при организации учебного процесса
Мотивационность благодаря интеграции сервисов и их простоте способствует развитию познавательного интереса и активизации коммуникаций образовательного взаимодействия
Представленные свойства и функции интерактивного средства обучения показывают, что оно обладает рядом достоинств, которые способны сделать процесс обучения более результативным, обеспечить качественное достижение поставленных дидактических целей, и даёт возможность организации обучения в современной информационно-образовательной среде в соответствии с требованиями ФГОС.
Совершенно новое качество идея интерактивного обучения приобретает с использованием компьютерных технологий. Здесь интерактивность достигается за счёт специальной организации обучающих компьютерных программ, а также использованием таких технических средств обучения, как интерактивная доска, интерактивный планшет и интерактивная система тестирования. Одной из таких новых интерактивных технологий в обучении математике в настоящее время является применение интерактивной доски, дающей возможность использовать различные стили обучения: визуальные, слуховые, кинестетические, обеспечивая живое взаимодействие учителя и ученика и постоянный обмен информацией между ними. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с учениками класса. Преподаватель рассуждая вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекает учащихся в дискуссию и побуждает их записывать свои идеи на доске, позволяя тем самым осмысленно понять изучаемый материал. Информация на интерактивной доске становится центром внимания для всего класса. Благодаря наглядности и интерактивности, все учащиеся в классе вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, закрепляются и совершенствуются приобретаемые на уроках речевые навыки [2, 5].
Математика отличается абстрактностью объектов, а исследовательская деятельность с математическим содержанием носит преимущественно мыслительный характер. С помощью заданий на интерактивной доске можно сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные для понимания. При обучении математике задания, выполняемые на интерактивной доске, больше всего подходят для развития исследовательского умения устанавливать влияние изменения условий на изменение объекта, они хороши тем, что позволяют ученику видеть, как вводимые им данные влияют на ситуацию, к каким изменениям они приводят Главное отличие таких моделей в том, что они могут быть динамическими. Их использование вместе с другими моделями позволяет ученикам наблюдать процесс изменения и фиксировать его результат. Выполнение заданий направлено не столько на применение имеющихся знаний, сколько на открытие новых, на обобщение знаний.
Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку. Важным отличием мультимедиа технологии от любой другой технологии является интеграция в одном программном продукте разнообразных видов информации, как традиционных -текст, таблицы, иллюстрации, так и активно развивающихся: речь, музыка, анимация. Очень важным аспектом здесь является параллельная передача аудио и визуальной информации. Эта технология реализует новый уровень интерактивного общения человека и компьютера, где пользователь может переходить от одного объекта к другому, организовывать режим вопросов и ответов.
Применение мультимедиа в сфере образования сегодня идет уже достаточно успешно и имеет следующие направления: видеоэнциклопедии; интерактивные путеводители; тренажеры; электронные лектории; персональные интеллектуальные гиды по различным научным дисциплинам; системы самотестирования знаний обучающегося; моделирование ситуации до уровня полного погружения и т.д.
Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые педагоги предпочитают учиться посредством чтения, другие -посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео и т.д. К тому же, использование мультимедиа позволяет обучающим работать над материалами по-разному, например, педагог сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности приложения, и как реализовать совместную работу со своими соучениками.
Выводы. Таким образом, учитель математики становится активным участником образовательного процесса. Интерактивные методы позволяют проводить занятия с большей непосредственностью, эмоциональным подъемом за счет отсутствия сложных электронных и механистических технологий и средств. Интерактивное обучение оказывает положительное воздействие, как на повышение качества знаний, так и на повышение работоспособности учащихся, их заинтересованности предметом. Ученики из года в год становятся взрослее. Они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Благодаря технологии сотрудничества они становятся самостоятельней, активнее, общительнее и способны работать на более высоком уровне. Учащиеся учатся применять свои знания в новых ситуациях, учатся их использовать на практике и самостоятельно добывать их. Они учатся общаться, дружить, быть милосердными, внимательными друг к другу - это тоже результат учебного сотрудничества. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение - несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики.
Литература:
1. Алипханова Ф.Н., Алиева Р.Р. Применение компьютерных игр в образовании. / Научно-практическая конференция "Современные педагогические технологии профессионального образования" -Москва-Берлин, 2018. С. 361-366.
2. Исаева М.А. Принципы профессиональной подготовки учителя математики. // Мир науки культуры и образования. 2017. №.6 (67) С. 350-352
3. Носкова Т.Н. Профессиональная подготовка будущего учителя к использованию модульной аудиовизуальной технологии в процессе обучения (теоретический и прикладной аспекты): автореф...дисс.докт.пед.наук. - Санкт-Петербург, 1998. - 54 с.
4. Рожко А.В. Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе: http://shgpi.edu.ru/files/faculties/f11/info/conf_olimp_2009/konf/tmoi/rojko.doc
5. Умаев А.У., Салахбеков А.П., Алиева Р.Р. Способы и методы развития творческой активности учащихся в учебно-воспитательном процессе. / Проблемы современного педагогического образования. -Ялта, 2016. № 53(4). С. 277-283.
Педагогика
УДК 378
кандидат филологических наук, доцент кафедры
методик начального образования Исаева Лариса Абдурахмановна
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация. В статье выявлены современные требования к профессиональной подготовке учителя начальных классов. Сделан вывод о том, что будущий учитель должен овладеть литературоведческими знаниями сущности, общественного назначения, особенностей художественной литературы как формы отражения богатства и многообразия общественного бытия и общественного сознания, выраженной через искусство слова. Студент в рамках вузовской подготовки должен также знать принципы организации читательской деятельности детей младшего школьного возраста, раскрывать принципы анализа литературного произведения в начальной школе, уметь вооружить учащихся знаниями о формировании школьника-читателя в современной школе, овладеть навыками культурно-социологического, философского, психолого-педагогического прочтения произведений детской литературы и, конечно, знать классификацию жанров детского фольклора, специфику детской литературы.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, учитель начальных классов, студент, Федеральный государственный образовательный стандарт.
Annotation. The article identifies modern requirements for professional training of primary school teachers. It is concluded that the future teacher should master the literary knowledge of the essence, public purpose, features of fiction as a form of reflection of the richness and diversity of social being and social consciousness, expressed through the art of the word. A student in the framework of higher education should also know the principles of organization of reading activity of children of primary school age, disclose the principles of analyzing a literary work in an elementary school, be able to equip students with knowledge about the formation of a student-reader in a modern school, master the skills of cultural, sociological, philosophical, psychological and pedagogical read the works of children's literature and, of course, know the classification of children's folklore genres, the specifics of children's literature.
Keywords: vocational training, primary school teacher, student, Federal State Educational Standard.
Введение. Для современного учителя начальных классов выбранная профессия - это возможность его профессиональной самореализации, большой источник удовлетворения и признания со стороны учеников, родительской общественности и коллег. Поэтому, перед высшей педагогической школой, сегодня стоит генеральная задача: подготовить учителя, способного ориентироваться в новом информационном обществе, отличающегося высокой интеллектуальной гибкостью, подвижностью мышления, способностью к диалогу, толерантностью, коммуникабельностью. Учителю начальной школы важно понять, что современному ребенку предстоит жить и работать в другом мире и обществе, поэтому учитель обязан подготовить людей, приспособленных к жизни в новых условиях информатизации образования и внедрения инновационных технологий.