Научная статья на тему 'Дидактическая компьютерная флэш-игра как средство интенсификации обучения'

Дидактическая компьютерная флэш-игра как средство интенсификации обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10146
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ МЕТОДИКА / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ФЛЭШ-ИГРЫ / МАТЕМАТИКА / ФИЗИКА / INTERACTIVE METHODS / LEARNING INTENSIFICATION AND MOTIVATION / TUTORIAL COMPUTER FLASH GAMES / MATHEMATICS / PHYSICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Браницкая Лидия Леонидовна, Браницкая Галина Александровна

Интерактивный подход является одной из самых эффективных современных методик обучения, поскольку он направлен на доминирование вовлеченности учащихся в процесс познания. Среди интерактивных методов можно выделить дидактические компьютерные игры. Использование мультимедийных технологий анимации, «оживления» картинок и текста позволяет сделать занятие более интересным и динамичным, создать иллюзию соприсутствия. Авторами разработаны и успешно опробованы интерактивные учебные пособия по математике и физике в виде обучающих компьютерных флэш-игр.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nteractive approach appears to be an effective method of teaching, as its main point is domination of involving students into learning process. One of the important interactive methods is tutorial computer game. Multimedia technology (animated pictures and texts, etc.) helps to make lessons more interesting and dynamic, creates an illusion of physical presence. Authors have worked out and successfully tried out interactive mathematical and physical tutorial computer flash games.

Текст научной работы на тему «Дидактическая компьютерная флэш-игра как средство интенсификации обучения»

Дидактическая компьютерная флэш-игра как средство интенсификации обучения

Браницкая Лидия Леонидовна доцент, к.ф.-м.н., Научно-исследовательский технологический университет (Московский институт стали и сплавов), Ленинский пр., 4, г. Москва, 119991, (495)9550032 branli@mail.ru

Браницкая Галина Александровна аспирантка,

Московский педагогический государственный университет, ул. Малая Пироговская, 1/1, г. Москва, 119991, (495)4381857 gouttiere@list.ru

Аннотация

Интерактивный подход является одной из самых эффективных современных методик обучения, поскольку он направлен на доминирование вовлеченности учащихся в процесс познания. Среди интерактивных методов можно выделить дидактические компьютерные игры. Использование мультимедийных технологий - анимации, «оживления» картинок и текста позволяет сделать занятие более интересным и динамичным, создать иллюзию соприсутствия. Авторами разработаны и успешно опробованы интерактивные учебные пособия по математике и физике в виде обучающих компьютерных флэш-игр.

Interactive approach appears to be an effective method of teaching, as its main point is domination of involving students into learning process. One of the important interactive methods is tutorial computer game. Multimedia technology (animated pictures and texts, etc.) helps to make lessons more interesting and dynamic, creates an illusion of physical presence. Authors have worked out and successfully tried out interactive mathematical and physical tutorial computer flash games.

Ключевые слова

интерактивная методика, интенсификация и мотивация обучения, дидактические компьютерные флэш-игры, математика, физика interactive methods, learning intensification and motivation, tutorial computer flash games, mathematics, physics

Введение

Современные школьники и студенты перегружены разнообразной информацией, которую они получают при изучении различных предметов. Чтобы облегчить им восприятие и усвоение учебного материала, требуется поиск более эффективных методов обучения. Одним из таких методов являются интерактивные обучающие флэш-игры.

Анализ подходов к обучению

Все методические подходы в обучении можно подразделить на три группы

[1]:

1. пассивные методы;

2. активные методы;

3. интерактивные методы.

Ниже мы рассмотрим каждый из методических подходов, но более подробно остановимся на интерактивных.

Пассивный методический подход - это форма взаимодействия учащихся и преподавателя, при которой преподаватель является основным действующим лицом, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, объектов обучения. Обратная связь здесь осуществляется в виде тестов, самостоятельных, контрольных работ, и т.д. Пассивный метод, по-видимому, является самым неэффективным с точки зрения усвоения учащимися учебного материала, но его плюсы - это относительная не трудоемкость подготовки занятия и возможность изложить сравнительно большое количество учебного материала в ограниченное время. Учитывая эти плюсы, многие преподаватели предпочитают его остальным методам. Это традиционный подход, и он успешно работает в руках умелого и опытного преподавателя. Примером пассивного занятия является лекция. Пассивная методика больше подходит для студентов и старшеклассников, поскольку они уже имеют четкие, сформировавшиеся цели, направленные на основательное изучение предмета. Однако активные методы в любом случае более эффективны.

Активный методический подход - это форма обучения, при которой ученики являются активными участниками занятия. Если пассивные занятия предполагают авторитарный стиль обучения, то активные проводятся в более демократическом стиле. Пассивные занятия представляют собой монолог преподавателя, а активные -это диалог с учащимися. Учитель и ученик оба являются субъектами образовательного процесса. Примером применения активного подхода является семинарское занятие, на котором учащиеся практикуются в отработке теоретического материала, например, если говорить о математике, решают задачи самостоятельно, в том числе у доски, и обсуждают решения с преподавателем.

Интерактивный методический подход. Интерактивный («interaction» -взаимодействие) означает взаимодействующий или находящийся в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Но, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активной вовлеченности учащихся в процесс познания. При использовании интерактивных методик в информационное взаимодействие включается третий субъект - средство обучения, функционирующее на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - который осуществляет обратную связь с первыми двумя (учителем и учеником), являясь не только партнером по информационному взаимодействию, но и источником учебной информации [6].

Роль преподавателя в интерактивных уроках сводится к разработке плана занятия (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми учащийся изучает материал) и направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

В современной педагогике накоплен значительный арсенал интерактивных методик, среди которых можно выделить, например, следующие:

• творческие задания;

• работа в малых группах;

• обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

• использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

• социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки).

Основными преимуществами интерактивных форм обучения являются [3]:

• развитие активно-познавательной деятельности обучающихся;

• развитие умений и навыков анализа и критического мышления;

• усиление мотивации к изучению дисциплин;

• создание благоприятной, творческой атмосферы на занятии;

• развитие коммуникативных навыков у обучающихся;

• сокращение доли традиционной аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы;

• развитие умений и навыков владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;

• формирование и развитие умений и навыков самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности;

• гибкость и доступность процесса обучения - студенты могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;

• использование таких форм контроля как электронные тесты позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса, повысить объективность оценки знаний, умений и компетенций обучающихся;

• интерактивные технологии обеспечивают постоянный, а не эпизодический (по расписанию) контакт обучающихся с преподавателем.

Роль компьютерных технологий в интенсификации учебного процесса

Интерактивное обучение предполагает использование мультимедиа -комплекса программных средств компьютера, позволяющих осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации и представлять ее в различных формах, таких как [2]:

• изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и

слайды;

• звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

• видео, сложные видеоэффекты;

• анимация и анимационное имитирование.

Мультимедиа позволяет интенсифицировать образовательные технологии благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся (они могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры), что способствует повышению их мотивации. Кроме того, компьютерные технологии облегчают рутинную работу преподавателей, связанную с учетом, измерением и оценкой знаний учащихся. Возникают новые формы образовательной деятельности, к числу которых в первую очередь относится дистанционное обучение.

Основным результатом применения мультимедийного оборудования является достижение более глубокого запоминания учебно-программного материала

через образное восприятие, обеспечение «погружения» в изучаемое и усиление его эмоционального воздействия. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц [2]. Используя анимацию, «оживление» картинок и текста, мультимедийные технологии позволяют сделать занятие более интересным и динамичным, создать иллюзию соприсутствия. Например, использование мультимедиа позволяет продемонстрировать ученикам ряд опытов по физике или химии, выполнение которых невозможно в школьных условиях, или «переместиться в пространстве» и показать школьникам изучаемые в курсе истории экспонаты музеев или памятники археологии, не покидая класса [2].

По мнению Розова Н.Х. [5] при создании обучающих продуктов очень важно учесть психологические особенности учеников. Наблюдаемый у «массового школьника» интерес к компьютерам намного превышает его интерес к обучению в школе, и потому привлечение компьютера к выполнению домашних заданий (обучающие и тренинг-программы, поиск нужной и полезной информации в Интернете и т.д.) будет содействовать мотивации к обучению. Кроме того, многие учащиеся болезненно относятся к замечаниям, очень боятся потерпеть фиаско на глазах у класса. В диалоге с компьютером ничего подобного не происходит: компьютер не считает, сколько было неудачных попыток решения задачи, не делает никаких замечаний. Если программа составлена разумным образом, он еще и подскажет, что и как надо было сделать, и даже объяснит, в чем ошибка.

Рассмотрим подробнее такой методический подход, как интерактивные обучающие игры.

Игра - традиционный метод воспитания и познания мира, позволяющий в упрощенной форме освоить ситуацию, моделировать возможные варианты ее развития, получая, таким образом, новые знания, умения и навыки. Игра является простейшим способом овладения нужной информацией. Интерактивная игра - один из современных методов активного обучения, основанный на взаимодействии участников, в котором приобретается жизненный опыт посредством искусственно созданных ситуаций. Динамика интерактивной игры способствует самостоятельному поиску решений и тренировке внимания.

Работа с компьютером уже сама по себе имеет интерактивный характер за счет способности информационно-коммуникационной системы разнообразно реагировать на действия пользователя. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу и игровым действиям, которые автоматически ведут учебный процесс, направляя активность обучающихся в определенное русло. Игровые формы занятий удобно применять при проверке результатов обучения, сформированное™ навыков и умений [4].

Интерактивная дидактическая игра предполагает достижение определенного результата, который является финалом игры, придает ей законченность. Результат игры дает обучающимся моральное и умственное удовлетворение, а для преподавателя является показателем уровня усвоения знаний.

Основным достоинством интерактивных дидактических игр является ненавязчивость обучения, делающая этот процесс интересным и увлекательным.

Однако при использовании интерактивных дидактических игр на занятии могут возникнуть некоторые трудности, например:

• отсутствие у обучающихся понимания того, что целью урока является не просто игра, а игра дидактическая, направленная в первую очередь на усвоение определенных знаний;

• сложность организации одновременной самостоятельной работы большой группы учеников, которые должны понять и соблюдать правила игры;

• неумение учащихся аргументированно высказывать свое мнение и выслушивать мнение другого.

Но для опытного педагога эти трудности легко преодолимы. Таким образом, использование на занятиях интерактивных дидактических игр интенсифицирует познавательную деятельность, заинтересовывает обучающихся, что способствует желанию учиться. А преподавателю позволяет дифференцировать, индивидуализировать процесс обучения, формировать у учащихся навыки самоконтроля, адекватной самооценки, способствовать развитию творческого мышления, культуры общения.

Дидактические компьютерные флэш-игры «Карлсон», «Ежик в тумане», «Маша и Медведь», «Квадрики»

Авторами разработаны интерактивные учебные пособия по математике и физике в виде обучающих компьютерных игр. Игры посвящены придуманным авторами приключениям знакомых с детства героев мультфильмов. По ходу сюжета герои испытывают различные трудности и просят учащихся решить задачу по математике или физике, чтобы помочь им. Каждая игра содержит четыре сюжета, в каждом сюжете четыре задачи. В начале игры случайным образом выбирается один из пяти вариантов задач (в игру встроен генератор случайных чисел). В каждой задаче предлагается пять вариантов ответов, один из которых правильный. Количество правильных ответов можно видеть в течение игры в специальном окошке. На данный момент в одну из игр встроены задачи по математике SAT, остальные четыре содержат задачи для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по физике и математике, однако к играм можно прикрепить и любые другие задачи.

В качестве иллюстрации приведем примеры скриншотов игр (рис. 1-4).

Рис. 1. Игра «Ежик в тумане»

Рис. 2. Игра «Маша и Медведь»

Рис. 3. Игра «Квадрики»

Какой угол между стрелками часов в 3:40?

а) 150°

Ъ) 145°

с) 140°

с)) 135°

е) 130°

получено ; плюшек

Рис. 4. Пример задачи из игры

Апробация разработки

С этими играми авторы представляли МИСиС в Центре профориентации школьников Полигон ПРО, проводили презентацию кафедры математики на дне Открытых дверей МИСиС и тестирование по математике на Фестивале науки МИСиС. Апробация показала высокую эффективность игр в формировании научно-технической компетентности подрастающего поколения.

Заключение

Описаны разработанные авторами компьютерные флэш-игры, предназначенные для обучения математике и физике и проведения тренингов для школьников и студентов технических вузов. Привлечение к процессу обучения дидактических игр позволяет избежать механического заучивания, зубрежки, которая отвращает учащихся от предмета и от учебы в целом, и сделать процесс усвоения знаний эмоционально насыщенным, а значит, и более продуктивным. Предлагаемые игры можно использовать как для организации разнообразных интеллектуальных состязаний учащихся, так и для оценивания их знаний.

Игры созданы при поддержке Департамента образования г. Москвы и изданы в НИТУ МИСиС.

Авторы выражают благодарность Браницкому А.В. за помощь при создании игр и Седовой Е.А. за важные замечания при написании статьи.

С играми можно ознакомиться на образовательном портале НИТУ МИСиС:

http://www.metalspace.ru/games/mathgames

http://www.metalspace.ru/games/physicsgames

Литература

1. Захарова О.А. Интерактивные методы обучения и их преимущества. URL: http ://www.metod-

kopilka.ru/interaktivnve metody obucheniya i ih preimuschestva-43146.htm (дата обращения 03.12.2016).

2. Мультимедиа-технологии в образовании. URL:

http ://www. studfiles. ru/preview/3354177/ (дата обращения 03.12.2016).

3. Положение об интерактивных формах обучения. Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский институт современного академического образования». Москва, 2015. URL:

http://www.misaoinst.ru/uploads/misao/docs/poloieniya/%D0%BE%D0%B1 %D0%B 8%D0%BD%D 1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0 %B2%D0%B5 2015 09 10 22 56 13 904.pdf (дата обращения 03.12.2016).

4. Представление опыта работы по теме «Интерактивные игры на уроках математики». URL:

http://ulava.ucoz.ru/load/nauchno metodicheskaia deiatelnost/predstavlenie opvta rab otv po teme interaktivnve igrv na urokakh matematiki/12-1-0-62 (дата обращения 03.12.2016).

5. Розов Н.Х. // Компьютер и учебный процесс. - Математика. - 2002. - №7. - С 2629

6. Юдин И.И. «Мультимедийные технологии в обучении», - Издательский дом «Первое сентября» URL: http://festival.1september.ru/articles/624937/ (дата обращения 03.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.