д-ра. пед. наук / Е.А. Крюкова. - Волгоград, 2000. - 232 с.
3. Магомедов Р.М. Новые задачи учителя информатики для достижения современных образовательных результатов // Территория науки. 2015. № 2. С. 59-65.
4. Магомедов Р.М., Ниматулаев М.М. Профессиональная деятельность учителя информатики и его роль в новой информационно-образовательной среде // Информатика и образование. 2011. № 2. С. 81-83.
5. Скоробогатова Т.С. Развитие самообразовательной компетентности у будущего учителя информатики // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 206-210.
6. Сурхаев М.А., Ниматулаев М.М., Магомедов Р.М.. Инновации в работе современного учителя // Территория науки. 2015. № 3. С. 17-22.
Маховицкая Н.Е.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: высшее образование, математические дисциплины, заинтересованность, педагогический работник, обучающийся, процесс обучения.
Аннотация. Рассматривается применение интерактивных компьютерных технологий в процессе обучения учащихся математическим дисциплинам.
Keywords: higher education, mathematical sciences, commitment, educator, trainee, learning process.
Abstract: In the article, it is considered the educational technique using interactive computer technologies applying to mathematical sciences learning.
Подготовка высококвалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста зависит от многочисленных факторов, в том числе от качества математического образования.
Использование компьютерных программ активизирует все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что, в свою очередь, способствует более полному усвоению материала.
Появление и широкое распространение интерактивных компьютерных технологий позволяет использовать их в качестве
средства общения и воспитания. Было отмечено влияние информационных технологий на развитие личности, профессиональное самоопределение и самостановление.
Эффективность применения новых информационных технологий на уроках математики обусловлена многими факторами, в числе которых:
1) разнообразие форм подачи информации;
2) высокая степень наглядности;
3) возможность моделировать разного вида объекты и процессы;
4) высвобождение свободного времени;
5) организация коллективной и индивидуальной исследовательской работы;
6) дифференцирование заданий в зависимости от уровня подготовки учащихся;
7) быстрый контроль и помощь со стороны преподавателя;
8) возможность для ученика активно принимать участие в процессе познания.
Разумное сочетание традиционных и компьютерных форм организации учебного процесса, создает новое качество при формировании системы знаний.
Методика проведения занятий с использованием компьютерных технологий может применяться при:
-изложении нового материала;
-проверке и систематизации знаний;
-решении графических задач.
Компьютерная поддержка изучения математики увлекает учащихся, облегчает осмысление сложных определений, содержащих специфическую терминологию, дает наглядное представление об основных понятиях геометрии, способствует развитию образного мышления, побуждает учащихся к исследовательской деятельности.
В процессе обучения с помощью интерактивных компьютерных технологий учащийся учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Обучаемый узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими. При использовании интерактивных компьютерных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес обучающихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с интерактивными компьютерными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве обучаемых.
Использование информационно-коммуникационных технологий на учебных занятиях по математике способствует активизации учебно -познавательной деятельности учащихся, быстрому и эффективному усвоению ими учебного материала.
Компьютерная информационная технология - это совокупность методов, форм и средств воздействия на человека в процессе его развития.
Практическое использование компьютерной техники в учебном процессе дает возможность выбирать различные организационные формы работы - индивидуальную, групповую или коллективную, возможность показать ученикам математику с самой привлекательной стороны, вызвать в ученике радость и удовольствие от занятий умственным трудом, заинтересовать предметом.
Принцип доступности и посильности образования сводится к тому, чтобы изучаемый материал по уровню трудности был доступен, но в то же время требовал напряжения умственных и духовных сил для своего усвоения. С помощью интерактивных компьютерных технологий стало возможным дифференцировать диалоги с обучающимися в зависимости от их подготовленности, скорости и качества выполнения заданий. Современные программы позволяют генерировать задачи возрастающей сложности. При должной мотивации, работая с такой программой, ученик сам будет отбирать задачи, требующие от него умственного напряжения.
Компьютерные технологии позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процессе обучения, оживляют учебный процесс, способствуют повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению главной цели обучения - формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.
С помощью компьютера появляется возможность развития критического мышления, т. е. совершенствуются умения, связанные с извлечением, переработкой и усвоением информации.
Очевидно, что использование компьютерных технологий обеспечивает оперативность, наглядность и емкость информации за короткий промежуток времени.
Можно выделить пять ключевых аспектов повышения качества обучения за счет внедрения интерактивных компьютерных методик:
1. Развитие интереса к математическим дисциплинам.
Первый этап можно назвать самым простым. Вызвав интерес к предмету, нужно удержать его, добиться, чтобы у учащегося
появилось желание заниматься дальше.
2. Желание учиться.
Очень важным является этап настоящего желания достижения положительного результата. Это главный фактор успеха. Именно сейчас желательно показать возможность и доступность реализации намеченного, чтобы появилась вера в себя.
3. Вера в себя.
Этот этап может быть длительным и не простым. Учащийся видит первые свои результаты, начинает добиваться побед. Он верит в свои силы и готов преодолевать любые преграды.
4. Преодоление преград.
Преграды в виде решения и осмысления более сложных задач по принципу «от простого к сложному». Появляется уверенность, что можно достичь больших высот. «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать- и я пойму» (Конфуций).
Самым главным является достижение намеченного результата.
5. Положительный результат.
Все этапы ведут к определенному итогу. На протяжении всего времени учащиеся двигались вперед, к поставленной цели. Это понимание и усвоение материала в полном объеме, решение разных видов заданий и получение признания собственных знаний в виде высоких оценок.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика успеваемости студентов
Уч. год Курс Кол-во студенто в в группе Успеваемость в начале учебного года Успеваемость в конце учебного года
Ср. балл Кол-во студенто в % Ср. балл Кол-во студенто в %
20122013 1-курс 23 «3» «4» 15 8 65,2 34,7 «3» «4» «5» 10 12 1 43,4 52,1 4,3
2013- 23 «3» 10 43,4 «3» 8 34,7
2014 «4» 12 52,1 «4» 14 60,9
2-курс «5» 1 4,3 «5» 1 4,3
Имея большой опыт работы в Чугуевском профессиональном лицее (г. Чугуев, Украина), почувствовав снижение интереса учащихся к математике, у автора появилось желание заинтересовать студентов. В течение двух лет с 2012 по 2014 преподавала в экспериментальной группе. Группа состояла из 23 человек, состав группы не отличался от других групп, т.е. можно говорить о репрезентативности выборки. На момент окончания школы успеваемость по математике у учащихся
данной группы выглядела следующим образом: 15 студентов имели средний балл «3», 8 студентов имели средний балл «4».
Было решено проверить потенциал улучшения результатов этих студентов по математическим дисциплинам с помощью наблюдений, бесед, анкет, проблемных заданий, входного и окончательного тестирования. Уровни развития сравнивались в начале и в конце экспериментальной работы. В течение двух лет учащиеся посещали математический кружок, активно занимались в компьютерном классе. За два года обучения можно проследить тенденцию роста успеваемости студентов данной группы.
На основании представленных данных можно сделать вывод об эффективности использованных методов и приемов. По результатам эксперимента мы видим, что при систематическом посещении занятий, математического кружка и компьютерного класса у учащихся повышается интерес к математическим дисциплинам, увеличивается работоспособность, растет эффективность выполнения заданий. Таким образом, можно констатировать положительное влияние выбранных мер на качество успеваемости.
Студенты экспериментальной группы имели разный уровень базовой подготовки и включались в активный режим работы в течение всего учебного года. При этом все они ответственно относились к выполнению домашних заданий, учились с интересом и желанием. Они не только усваивали знания, которые им предлагали в рамках учебного курса, но и тянулись самостоятельно к новым.
К показателям роста достижений студентов за два года обучения можно отнести то, что в группе появился отличник, увеличилось количество студентов обучающихся на «4» на 26,2 %.
Можно с уверенностью сказать: работа проведена не зря. Но не стоит останавливаться на достигнутом, ведь есть реальная возможность улучшения результатов.
Подытоживая проделанную работу можно сделать вывод, что занятия математикой стали полезными для развития интеллектуальных качеств учащихся, благоприятно влияют на логическое мышление, творческие способности, умение планировать, обобщать, находить закономерности, быстро включаться в работу.
Использование средств интерактивных компьютерных технологий повышает эффективность учебной деятельности учащихся, ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся. Интерактивные компьютерные технологии дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в
Территория науки. 2016. № 4 обучении.
Использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока, эффективному закреплению материала, оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения.
Список литературы
1. Андрющенко Я.Э. Анализ педагогических технологий, используемых в процессе профессиональной подготовки магистров физико-математических специальностей в открытых образовательных ресурсах // Синергия. 2016. № 3. С. 26-30.
2. Дьяченко С.А. Интеграционное развитие профессиональных компетенций в процессе обучения математическим дисциплинам // Территория науки. 2015. № 6. С. 31-34
3. Маклаева Э.В., Фёдорова С.В. Организация продуктивной деятельности студентов средствами математики // Синергия. 2016. № 2. С. 27-32.
4. Саранцев Г. И. Нужны ли интерактивные формы обучения? // Проблемысовременного математического образования в вузах и школах России: Интерактивные формы обучения математике студентов и школьников. Материалы V Всеросс. науч.-методич. конф. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. - С. 42-48.
5. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы». - М., 2005.
6. Шамин Е.А., Генералов И.Г., Завиваев Н.С., Черемухин А.Д. Сущность информатизации, ее цели, субъекты и объекты // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 99-107.
Руднева Е.О.
УСЛОВИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА
ВУЗА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Липецкий государственный педагогический университет
Ключевые слова: информационная безопасность, образование, работодатель, требования.
Аннотация: В статье рассматриваются основные требования работодателей и особенности учебного процесса при подготовке бакалавров в сфере информационной безопасности, раскрывается сущность понятия «информационная безопасность» с учетом различных аспектов.
Key words: information security, education, employer, requirements.